О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов см. ФЗ от 05.12.2022 N 466-ФЗ.
Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена
Государственная программа Российской
Федерации «Информационное общество
(2011-2020 годы)» (далее — Программа).
Ответственный
исполнитель Программы – Минкомсвязь
России, соисполнители — Минкомсвязь
России, Минобрнауки России, Минэкономразвития
России, ФСО России, ФСБ России,
Минздравсоцразвития России, Минрегион
России, Минкультуры России.
В
Программе предложен принципиально
новый подход к информатизации общества
с учётом задач по модернизации экономики.
Планируется уделять внимание конкретному
результату, причем как для общества —
как среды для инноваций, так и для каждого
конкретного гражданина.
Цель
Программы — создать новые возможности
для граждан, бизнеса и государства с
использованием ИКТ — информационно-коммуникационных
технологий (Information and Communication Technologies), а
также обеспечить технологический прорыв
в использовании информации во всех
сферах жизни.
До
сегодняшнего дня активность государства
в этой сфере была направлена на
максимальное использование существующих
технологий и возможностей: автоматизацию
работы учреждений, налаживание системы
межведомственного взаимодействия,
интеграцию информационных систем.
Сегодня,
когда количество информации увеличивается
лавинообразными темпами и ее грамотное
использование дает огромные возможности,
необходимы новые технологии и подходы,
которые позволят совершить нашей стране
существенный прорыв в области создания
и использования высокотехнологичной
продукции.
Основной
принцип формирования Программы
заключается в том, что её результаты
должны приносить пользу конкретным
группам потребителей — как гражданам,
так и развитию бизнесу.
Повышение
качества жизни граждан должно выражаться
в простых и доступных сервисах, которыми
граждане пользуются практически
ежедневно: запись на прием ко врачу
через Интернет, оплата штрафов с
мобильного телефона, недорогой
широкополосный доступ во всех общественных
местах на территории РФ. Для улучшения
условий развития бизнеса основной
задачей является обеспечение юридической
значимости обмена электронными
документами и доступность современной
базовой инфраструктуры.
В
Программу будут вовлечены все
государственные органы — федерального,
регионального и муниципального уровней.
Важным
элементом Программы является привлечение
частных инвесторов, также предусмотрен
комплекс мер по участию регионов.
Ежегодно Правительством будет утверждаться
перечень приоритетных мероприятий,
направленных на достижение целей
госпрограммы.
Распоряжение
Правительства РФ №2161-р от 02.12.2011 утвердило
изменения, которые вносятся в
государственную программу «Информационное
общество (2011-2020 годы)». Новая редакция
государственной программы была
подготовлена в связи с требованиями
постановления Правительства РФ №588 «Об
утверждении Порядка разработки,
реализации и оценки эффективности
государственных программ Российской
Федерации», которое ввело новый подход
к бюджетированию и долгосрочным
госпрограммам.
Цели
и задачи Программы остались неизменными
— это получение гражданами и организациями
преимуществ от применения информационных
и телекоммуникационных технологий. В
новую редакцию Программы входят четыре
подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная
инфраструктура информационного общества
и услуги, оказываемые на ее основе»,
«Информационная среда»,«Безопасность
в информационном обществе» и «Информационное
государство».
В
соответствии с новым подходом, изменена
структура выделения средств в рамках
Программы. Новая редакция учитывает не
только расходы на мероприятия в рамках
самой Программы, но и бюджеты, выделяемые
на текущую деятельность Минкомсвязи
России и подведомственных госорганов
(включая бюджет ФЦП «Развитие
телерадиовещания в Российской Федерации
на 2009 — 2015 годы»), а также субсидии регионам
на развитие информационного общества
и электронного правительства. Субсидии
для регионов составят 670 млн рублей
ежегодно.
Проект правил распределения субсидий
разработан в Минкомсвязи и сейчас
находится на согласовании в заинтересованных
ведомствах.
Общий
объем бюджетных ассигнований госпрограммы
за период 2011-2020 таким образом составляет
1,2 трлн. рублей.
В 2008 году стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. Реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010) была не вполне успешной. Государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценны не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу.
В современном постиндустриальном, информационном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.
В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами; технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан, бизнеса и органов управления через компьютерные сети; технологии накопления информации в единых государственных базах данных; технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы, геоинформационных систем, электронного документооборота.
Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.
Именно поэтому разработана и утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», задачи которой во многом определены основными положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также результатами выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Реализуемые направления, в рамках которых достигается решение задач Программы, включают улучшение качества жизни граждан и условий развития бизнеса в информационном обществе, создание электронного государства и повышение эффективности государственного управления, развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, создание базовой инфраструктуры информационного общества и др.
Портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, электронный муниципалитет, электронный регион, электронное правительство, электронное государство являются примерами информационных технологий управления, которые в настоящее время становятся инструментами повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Вопросы правового регулирования использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении нашли отражение в следующих основных федеральных нормативно-правовых актах:
· Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;
· Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
· Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»;
· Федеральный закон № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
· Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
· Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212;
· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г.;
· Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.
Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» была впервые принята распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года, а затем утверждена постановлением правительства РФ № 313 от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»». Ответственным исполнителем программы определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Министерство следит за тем, чтобы все государственные расходы в этой сфере осуществлялись продуманно и централизованно, не дублировали друг друга.
При подготовке госпрограммы Министерство связи и массовых коммуникаций РФ учитывало мировой опыт подобных программ, текущее состояние отрасли рынка ИКТ. Авторы руководствовались Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегией развития информационного общества.
Цели и задачи Госпрограммы — получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.
Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%.
Программа состоит из четырех подпрограмм:
1. «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
2. «Информационная среда»;
3. «Безопасность в информационном обществе»;
4. «Информационное государство».
1. Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе». Исполнитель: Россвязь.
Задачи этой подпрограммы:
· Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации.
· Развитие федеральной почтовой связи.
· Совершенствование механизмов управления использованием радиочастотного спектра.
· Управление развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества и услугами, оказываемыми на ее основе.
Бюджет подпрограммы: 1,86 млрд рублей.
2. Подпрограмма «Информационная среда». Исполнитель: Роспечать.
· Строительство, восстановление, реконструкция, переоборудование объектов телерадиовещания.
· Электронные средства массовой информации: контент и доступ к нему.
· Участие России в международном информационном пространстве.
· Поддержка социально значимых проектов в сфере средств массовой информации.
· Развитие национальных информационных ресурсов.
Бюджет подпрограммы: 6,4 млрд рублей.
3. Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе». Исполнители: Минкомсвязь, Роскомнадзор, ФСБ России, Роспечать.
· Контроль и надзор.
· Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России.
· Противодействие терроризму, экстремизму, насилию.
· Развитие грид-технологий, т.е. технологий создания и эксплуатации географически распределенных вычислительных инфраструктур, которые объединяют разнородные ресурсы и реализуют возможность коллективного доступа к этим ресурсам.
Бюджет подпрограммы: 1,2 млрд рублей.
4. Подпрограмма «Информационное государство». Исполнители: Минкомсвязь, Минздравсоцразвития, Минобрнауки.
· Управление развитием информационного общества.
· Развитие электронного правительства.
· Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий.
· Услуги на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения.
· Развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры.
· Поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий.
Бюджет подпрограммы: 1,94 млрд рублей.
В целях обеспечения реализации этой Стратегии осуществляются мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации. По результатам этого мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.
Реализация основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия) к 2015 году должна была обеспечить достижение определенных контрольных значений следующих показателей, определяющих состояние развития информационного общества в Российской Федерации.
Вот некоторые из этих показателей в таблице:
К 2015 году ни один из этих показателей не был достигнут, поэтому необходимо признать, что пока реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» не является достаточно успешной. Тем не менее, некоторые задачи этой государственной программы начали решаться.
Была обеспечена в режиме реального времени видеотрансляция процедур голосования избирателей и подсчета голосов на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. Но это было разовое мероприятие.
Для обеспечения возможности предоставлять государственные услуги в электронном виде создана соответствующая технологическая база и инфраструктура:
· единая система идентификации и аутентификации, сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи;
· экспертная система центров телефонного обслуживания;
· система межведомственного электронного взаимодействия;
· единая система справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
· государственная электронная почтовая система для подачи обращений с использованием личного кабинета на едином портале;
· мобильные приложения для доступа к сервисам электронного правительства;
· платёжные сервисы для осуществления электронных платежей за государственные услуги.
До 2013 года создавалась национальная платформа облачных вычислений, обеспечивающая предоставление «облачных» сервисов для органов государственной власти (SaaS, PaaS, IaaS). Но по состоянию на середину 2015 года эта платформа не работает.
Актуализированы системы «Портал Правительства Российской Федерации» и «Сайт Председателя Правительства Российской Федерации». Проведена модернизация информационно-технологического обеспечения Администрации Президента Российской Федерации.
В информационной системе о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) введён в действие официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru. Постоянно расширятеся номенклатура выставляемых на торги объектов.
Подготовлена рабочая документация для создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Разработаны концепция построения и макет единой системы учета результатов НИОКР гражданского направления, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Расширена техническая поддержка пользователей свободного программного обеспечения.
Создана первая очередь единого портала для популяризации культурного наследия и традиций России, проведено первичное наполнение портала, создан прототип национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента.
Доработаны и созданы новые электронные сервисы в здравоохранении, а также определены требования к системе персонального мониторинга здоровья человека, к системе поддержки принятия врачебных решений, проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений».
Тем не менее, по заключению Счетной палаты, установлено, что план программы на 2012 год не утверждался, координацией деятельности по программе не занималось ни одно из структурных подразделений Министерства. А на сентябрь 2013 года программа была реализована на 1.1% от уровня финансирования, запланированного на весь год.
В соответствии со Стратегией создание
информационного общества рассматривается
как платформа для решения задач более
высокого уровня — модернизации экономики
и общественных отношений, обеспечения
конституционных прав граждан и
высвобождения ресурсов для личностного
развития.
Цели государственной информационной
политики в сфере формирования
информационного общества определяют
необходимость решения задач не только
в сфере информационных технологий, но
и в других отраслях экономики, науке и
технике, социальной сфере и государственном
управлении. Поэтому в число показателей
развития информационного общества в
Российской Федерации, контрольные
значения которых определены Стратегией,
также включены показатели, отражающие
уровень развития информационных
технологий и степень их использования
в разных сферах деятельности.
Текущее состояние готовности России к
информационному обществу определяет
в соответствии со Стратегией необходимость
не только развития отрасли информационных
технологий, но и определения приоритетов
ее развития, создания на ее основе
сервисов и обеспечения готовности
граждан и организаций к использованию
технических и технологических возможностей
информационного общества. Отсюда на
первый план выходят задачи координации
действий различных участников
информационного общества (агентов),
согласования их интересов и ресурсов.
Стратегией также установлено, что
информационное общество характеризуется
высоким уровнем развития информационных
технологий и их интенсивным использованием
гражданами, бизнесом и органами
государственной власти. Иначе говоря,
необходимыми условиями создания
информационного общества является не
только высокий уровень развития
информационных технологий, но и
возможность внедрения технологий в
повседневную жизнь. Поэтому для всех
граждан Российской Федерации независимо
от места их проживания и социального
статуса должны соблюдаться единые
минимальные федеральные стандарты
доступности информационных технологий.
В соответствии с целями и задачами
формирования и развития информационного
общества в Российской Федерации,
предусмотренными Стратегией, а также
с учетом текущего состояния сферы
создания и использования информационных
технологий в Российской Федерации
Правительством Российской Федерации
20 октября 2010 г. принята Государственная
программа Российской Федерации
«Информационное общество (2011-2020 годы)»,
целью которой является получение
гражданами и организациями преимуществ
от применения информационных технологий
за счет обеспечения равного доступа к
информационным ресурсам, развития
цифрового контента, применения
инновационных технологий и радикального
повышения эффективности государственного
управления при обеспечении безопасности
в информационном обществе.
Достижение названной цели обеспечивается
путем выполнения мероприятий,
сгруппированных в шести подпрограммах.
Подпрограмма «Повышение качества
жизни граждан и улучшение условий
развития бизнеса в информационном
обществе» предусматривает:
развитие сервисов для упрощения процедур
взаимодействия общества и государства
с использованием информационных
технологий на базе единого портала;
перевод государственных и муниципальных
услуг в электронный вид;
развитие инфраструктуры доступа к
сервисам электронного государства;
повышение открытости деятельности
органов государственной власти;
создание и развитие электронных сервисов
в области здравоохранения, а также в
областях жилищно-коммунального хозяйства,
образования и науки, культуры и спорта.
Подпрограмма «Электронное государство
и эффективность государственного
управления» предусматривает:
формирование единого пространства
электронного взаимодействия;
создание и развитие государственных
межведомственных информационных систем,
предназначенных для принятия решений
в реальном времени;
создание справочников и классификаторов,
используемых в государственных и
муниципальных информационных системах;
повышение эффективности внедрения
информационных технологий на уровне
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований;
создание инфраструктуры пространственных
данных Российской Федерации;
развитие системы учета результатов
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, выполненных
в рамках государственного заказа;
обеспечение перевода в электронный вид
государственной учетной деятельности;
создание и развитие специальных
информационных и информационно-технологических
систем обеспечения деятельности органов
государственной власти, в том числе
защищенного сегмента сети Интернет и
системы межведомственного электронного
документооборота.
Подпрограмма «Российский рынок
информационных и телекоммуникационных
технологий» предусматривает:
стимулирование отечественных разработок
в сфере информационных технологий;
подготовку квалифицированных кадров
в сфере информационных технологий;
развитие экономики и финансовой сферы
на основе использования информационных
технологий;
формирование социально-экономической
статистики развития информационного
общества;
развитие технопарков в сфере высоких
технологий.
Подпрограмма «Базовая инфраструктура
информационного общества»
предусматривает:
формирование современной инфраструктуры
связи и телекоммуникаций, в т.ч. создание
условий для обеспечения населения
современными услугами широкополосного
доступа и расширение перечня универсальных
услуг связи;
повышение готовности населения и бизнеса
к возможностям информационного общества,
в т.ч. создание условий для повышения
компьютерной грамотности населения;
создание системы подготовки
высококвалифицированных кадров в
области суперкомпьютерных технологий
и специализированного программного
обеспечения;
создание многоуровневой федеральной
системы электронного дистанционного
обучения;
создание единой территориально
распределенной системы доступа к
разрабатываемым электронным образовательным
ресурсам в рамках единого образовательного
интернет-портала.
преодоление высокого уровня различия
в использовании информационных технологий
регионами, различными слоями общества
и создание базовой инфраструктуры
информационного общества;
повышение готовности населения и бизнеса
к возможностям информационного общества,
в т.ч. обучение использованию современных
информационных технологий.
Подпрограмма «Безопасность в
информационном обществе» предусматривает:
противодействие использованию потенциала
информационных технологий в целях
угрозы национальным интересам Российской
Федерации;
обеспечение технологической независимости
Российской Федерации в отрасли
информационных технологий;
развитие технологий защиты информации,
обеспечивающих неприкосновенность
частной жизни, личной и семейной тайны,
а также безопасность информации
ограниченного доступа;
обеспечение развития законодательства
Российской Федерации и совершенствование
правоприменительной практики в сфере
информационных технологий.
Подпрограмма «Цифровой контент и
культурное наследие» предусматривает:
оцифровку объектов культурного наследия,
включая архивные фонды;
развитие инфраструктуры удаленного
доступа к цифровому контенту в т.ч. его
оптимизацию с учетом запросов и
географического положения пользователя;
разработку технологии защиты контента
правообладателей от копирования при
его просмотре с помощью размещения
уникальной цифровой метки объекта
авторских прав в цифровом контенте;
реализацию технологии сбора статистики,
а также системы биллинга для учета
легального приобретения цифрового
контента;
разработку инструментов категорирования
контента;
создание единого интернет-портала для
популяризации культурного наследия и
традиций России, в т.ч. обеспечение
распределенного доступа к различным
отраслевым информационным ресурсам в
сети Интернет, к данным о музейных
предметах, коллекциях, к документам
библиотечного фонда, государственным
услугам в сфере культуры, сайтам
управлений культуры субъектов Российской
Федерации, учреждений культуры и т.п.;
разработка обучающего цифрового
мультимедийного и интерактивного
контента, включая создание стереоскопических
3D коллекций о значимых мероприятиях в
сфере культуры и культурном наследии
народов России;
создание национального библиотечного
ресурса с унифицированным каталогом
на базе оцифрованных фондов Российской
государственной библиотеки, Российской
национальной библиотеки, Президентской
библиотеки имени Б.Н.Ельцина, библиотек
государственных академий наук Российской
Федерации, а также государственных и
муниципальных публичных библиотек;
подключение к сети Интернет учреждений
культуры, в первую очередь публичных
государственных и муниципальных
библиотек.
Сохранение культурного разнообразия
и традиций является одной из ключевых
задач тысячелетия. В этой связи существует
потребность в реализации мероприятий
по созданию, распространению и сохранению
этой информации в электронной форме,
что позволит сохранять культурное
наследие для будущих поколений.
Мероприятия подпрограммы направлены
на содействие производству и обеспечению
доступности всего информационного
контента — образовательного, научного,
культурного и развлекательного. Ключевая
роль отводится переводу существующего
культурного наследия в цифровой формат.
Эффективность Программы оценивается
по следующим параметрам:
соответствие плановых значений
показателей конечного результата
выполнения Программы контрольным
значениям показателей развития
информационного общества в Российской
Федерации;
степень достижения запланированных
результатов.
Результаты выполнения мероприятий
Программы должны соответствовать
задачам Стратегии.
Итоговым результатом Программы станет
наличие широкого спектра возможностей
использования информационных технологий
в производственных, научных, образовательных
и социальных целях.
Названные возможности будут доступны
для любого гражданина вне зависимости
от его возраста, состояния здоровья,
региона проживания и любых других
характеристик. Возможности использования
информационных технологий обеспечиваются
за счет создания соответствующей
инфраструктуры, обеспечения цифрового
контента и подготовки пользователей.
Выполнение Программы создаст условия
для повышения качества образования,
медицинского обслуживания, социальной
защиты населения на основе развития и
использования информационных технологий.
Совершенствование системы государственных
гарантий конституционных прав человека
и гражданина в информационной сфере
будет обеспечиваться постоянным
мониторингом законодательства Российской
Федерации, актуализацией нормативных
правовых актов, приведением их в
соответствие с требованиями текущих
потребностей информационного общества
и международными нормами права.
Следующим значимым результатом Программы
станет повышение эффективности
государственного управления и местного
самоуправления, взаимодействия
гражданского общества и бизнеса с
органами государственной власти,
качества и оперативности предоставления
государственных услуг, а также снижение
стоимости обеспечения государственного
управления.
Реализация мероприятий по развитию
государственной системы правовой
информации позволит создать оптимальные
условия максимально полного удовлетворения
информационных потребностей государственных
и общественных структур, предприятий,
организаций, учреждений и граждан в
использовании правовых актов на основе
эффективной организации и использования
информационно-правовых ресурсов с
применением современных информационных
технологий.
В области развития науки, технологий и
техники, подготовки квалифицированных
кадров в сфере информационных технологий
мероприятия Программы обеспечат
сокращение отставания от мировых лидеров
в этой сфере, развитие технологий
создания баз данных, формирование
национальной системы управления
транспортной инфраструктурой и
распространение широкополосных
беспроводных сетей.
Предполагается сократить дефицит
квалифицированных пользователей
информационных технологий, обеспечить
обучение работников навыкам использования
информационных технологий и повысить
уровень компьютерной грамотности
государственных и муниципальных
служащих.
Мероприятия Программы обеспечат
профилактику ряда угроз интересам
России за счет обеспечения безопасности
использования национального сегмента
сети Интернет, снижения уязвимости
системы управления национальным доменом,
сокращения возможностей нарушения
доступа к российским информационным
ресурсам в сети Интернет и развязывания
в сети Интернет информационного
противоборства.
Всестороннее применение информационных
технологий приведет к новому качеству
взаимодействия людей в особенности
через средства электронных коммуникаций
и сеть Интернет, откроет новые возможности
для индивидуального развития и развития
всех форм хозяйствующих субъектов и
органов государственной власти и, как
следствие, повысит производительность
труда, эффективность и конкурентоспособность
экономики.
Объем временных ресурсов, которые
граждане тратят на получение государственных
услуг, составляет около 25 млн. часов
рабочего времени. Более 10 процентов
произведенных товаров и услуг организаций
малого бизнеса составляют издержки,
связанные с дополнительными
административными барьерами.
Соответственно, для отечественной
экономики эти издержки превращаются в
упущенные возможности.
Интерес представляет описание в тексте
Программы проявление нового качества
жизни граждан, которое будет достигнуто
в результате выполнения мероприятий
Программы. В частности, любому гражданину,
например:
для того чтобы получить государственную
услугу, достаточно будет 1 раз
дистанционно заполнить форму запроса,
а через определенное время получить
необходимый документ в свой почтовый
ящик или проверить наличие изменений
о своей персоне в соответствующей базе
данных;
для того чтобы выразить свое мнение
по тому или иному вопросу или сформировать
группу единомышленников для воплощения
какой-либо инициативы, достаточно будет
зайти на соответствующий сайт в сети
Интернет;
для того чтобы сдать налоговую
отчетность, не нужно будет посещать
налоговую инспекцию;
для того чтобы получить консультацию
специалиста, пациенту не нужно будет
ехать в медицинский центр, а достаточно
будет оставить свои документы на портале
и в назначенное время выйти на связь с
профильным врачом;
для того чтобы получить помощь в
чрезвычайной ситуации, достаточно
будет воспользоваться единым номером
экстренных служб по таксофону связи,
расположенному в шаговой доступности;
для того чтобы подобрать литературу
по интересующей тематике, достаточно
будет воспользоваться электронным
каталогом любой библиотеки на всей
территории страны;
для того чтобы заключить договор с
партнером из другого региона, не нужно
будет командировать к нему своего
представителя, достаточно будет
удостоверить документы электронной
цифровой подписью;
для того чтобы купить билет на поезд,
не нужно будет ехать в кассу, достаточно
будет дистанционно выбрать и оплатить
нужный билет, а при посадке назвать
контролеру свою фамилию.
Вопросы для контроля:
1.Основные признаки информационного
общества
2.Проблемы развития информационного
общества
3.Главная цель формирования и развития
информационного общества России
4.Задачи и принципы развития
информационного общества
5.Какие мероприятия предусмотрены
Государственной программой «Информационное
общество»
6.Как оценивается эффективность
Государственной программы «Информационное
общество» и ее результаты.