2.2 Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов

Новый
ФЗ Об образовании в РФ №273-ФЗ Принят
Государственной думой РФ 21 декабря 2012
г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.

Государственные
органы управления образованием
обеспечивают разработку на основе
государственных образовательных
стандартов примерных образовательных
программ. Федеральные государственные
образовательные стандарты представляют
собой совокупность требований,
обязательных при реализации основных
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального
профессионального, среднего
профессионального и высшего
профессионального образования
образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию.

Государственные
образовательные стандарты профессионального
образования утверждаются не реже одного
раза в 1.0 лет с учетом актуальных и
перспективных потребностей развития
науки, культуры, техники и технологий,
экономики и социальной сферы с привлечением
заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти,
государственно-общественных объединений,
действующих в системе профессионального
образования, и при участии работодателей
или объединений работодателей, а также
представителей научных сообществ.

Содержание
образования в конкретном образовательном
учреждении определяется образовательной
программой (образовательными программами),
реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно. Образовательная
программа определяет содержание
образования определенных уровня и
направленности. В Российской Федерации
реализуются образовательные программы,
которые подразделяются на общеобразовательные
(основные и дополнительные) и
профессиональные (основные и
дополнительные).

К
основным общеобразовательным относятся
программы: дошкольного образования;
начального общего образования; основного
общего образования; среднего (полного)
общего образования. К основным
профессиональным относятся программы:
начального профессионального образования;
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования
(программы бакалавриата, программы
подготовки специалиста и программы
магистратуры); послевузовского
профессионального образования.

Обязательный
минимум содержания каждой основной
образовательной программы устанавливается
соответствующим государственным
образовательным стандартом. Круг
регулируемых вопросов здесь самый
широкий: это в основном квалификационные
требования к уровню подготовки
обучающихся, требования к минимуму
содержания основной учебной программы,
перечню и содержанию конкретных
дисциплин.

В
дальнейшем требования учитываются при
разработке образовательных программ.
Образовательная программа – совокупность
индивидуально-определенных правовых
актов, которые утверждаются образовательным
учреждением. Нередко министерством,
иным федеральным органом исполнительной
власти утверждаются примерные или
типовые программы.

Например,
основные профессиональные образовательные
программы высшего профессионального
образования включают в себя учебный
план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие воспитание
и качество подготовки обучающихся, а
также программы учебной и производственной
практики, календарный учебный график
и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной
технологии.

Организация
образовательного процесса в образовательном
учреждении регламентируется учебным
планом (разбивкой содержания образовательной
программы по учебным курсам, дисциплинам
и годам обучения), годовым календарным
учебным графиком и расписаниями занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми
образовательным учреждением самостоятельно.
Уполномоченные федеральные государственные
органы обеспечивают разработку на
основе федеральных государственных
образовательных стандартов или
федеральных государственных требований
примерных основных образовательных
программ. Примерные основные образовательные
программы должны включать в себя базисный
учебный план и (или) примерные программы
учебных курсов.

Государственные
органы управления образованием
обеспечивают разработку базисных
учебных планов и примерных программ
курсов, дисциплин.

Таким
образом, образовательная программа –
это форма государственного регулирования
образования, которая предполагает
наличие правовых актов, устанавливающих
требования, являющиеся основой правовых
отношений субъектов в образовании. В
то же время программа служит практическим
ориентиром текущей управленческой
деятельности в системе образовательных
отношений.

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.

Для начала необходимо выяснить, что такое преемственность и каким образом данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, будучи

стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Он включает в себя ряд требований:

  • К структуре основной образовательной программы НОО и ООО;
  • К условиям реализации программ;
  • к результатам освоения образовательных программ.
  • к преемственности основных образовательных программ начального общего и среднего образования.

Преемственность в образовании — это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, она  предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Основанием преемственности может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Научить учиться – это значит сформировать у ученика такие УУД, которые помогали бы ему осваивать не только предметные  дисциплины, но и способствовали его саморазвитию, самосовершенствованию, помогали бы ему сознательно и активно присваивать новый социальный опыт.

В образовательных программах начальной школы и основной есть программа формирования УУД которая включат в себя:

— ценностные ориентиры содержания образования;

— характеристики УУД и типовые задачи их формирования;

— преемственность УУД при переходе от начального к  общему образованию.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию  осуществляется на уровне:

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться»  трансформируется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». А это значит, что должна быть осуществлена преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно на уровне начальной школы обеспечивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформированность основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся:

формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Стандарт для каждого уровня общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.

Если посмотреть на характеристику выпускника  основного общего образования, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника уровня начального общего образования.

выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

на уровне начального общего образования необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, а на уровне основного общего образования — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом.

То есть в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ребенка, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Организация работы по преемственности между начальным и основным общим образованием ФГОС НОО – ФГОС ООО

создание условий для успешной адаптации пятиклассников,

обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся  из

начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.

1 этап – предварительный:

1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД, соответствие уровня обученности  каждого ученика потоку обучения;

2. Составление психологической характеристики классного коллектива;

3. Преемственность  в  работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;

4. Ознакомление родителей с перспективами  обучения  учащихся в 5 классе;

5. Анализ уровня здоровья учащихся.

Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в

условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания единой

модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом

образовательном этапе. Эта модель включающей согласованные виды и процедуры

мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к

оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.

Читать также:  Государственная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения" (в редакции от 28 апреля 2022 года) была утверждена правительством Тульской области

Для определения уровня сформированности универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального общего образования, используем

2 этап —  основной

  • Входная диагностика ЗУН, УУД;
  • Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой  требований к учащимся 5 классов,  с целями и задачами работы  по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС;

3. Выявление организационно – психологических проблем     классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных  условий для адаптации учащихся  5 классов в среднем звене обучения                     познавательной учебной мотивации.

4. Адаптационный тренинг;

5. Родительские собрания с участием учителей

3 этап — заключительный

Анализ итогов обучения в 5 классе;

  • Подведение итогов  работы по преемственности,  определение трудностей в развитии учащихся;
  • Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.

Итак, преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования – это двухсторонний процесс.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая не игнорирует накопленный в начальной школе потенциал, а его развивает.

«Недостаточно лишь понять задачу,

необходимо желание решить её.

Где есть желание, найдётся путь».

Преемственность ФГОС НОО, ООО.

Проблемы и пути их решения.

сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни работников образования. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети могли успешно выполнять проверочные работы, сдавать ГИА в 9-ом классе, потом ЕГЭ, а на данном этапе они испытывают большие затруднения. Новые стандарты образования направлены на то, чтобы воспитывать и развивать у учащихся, прежде всего самостоятельность. Они также  предполагают развитие школьников, и их социализацию. Это значит, что ученик начальной школы должен легко адаптироваться, переходя в пятый класс, выпускник основной школы не должен испытывать проблем, начав обучение в десятом классе, ну а выпускник старшей школы — успешно поступить и адаптироваться к новым условиям при поступлении в ВУЗ.

Сегодня ФГОС касается каждого – не только потому, что вопрос успешности ученика в жизни, это естественно и очень важно, но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её процветания и мирного развития.

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.

Образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации
  • преемственность основных образовательных программ

– это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться

Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Основой для преемственности в достижении успешного результата образования является реализация требований ФГОС

ФГОС — это требования к результатам, структуре и условиям образования. Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход. ФГОС – новая модель отечественного образования, где:

  • начальная школа – даёт первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
  • основная школа – это самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов. Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими , чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

Причины снижения успеваемости

1. Увеличение объёма учебной нагрузки

2.Новые учебные дисциплины

3.Большое количество учителей вместо одного

4.Отсутствие единства требований

5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет

5.Совпадает с переходным возрастом

6. Ослабление внешнего контроля

7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения

10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.

Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться.

Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Один ученик спросил у старца:

— Долго ли ждать перемен к лучшему?

— Если ждать, то долго,- ответил старец.

Пути решения проблем преемственности:

1. Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы

2. Согласование требования всех учителей – предметников

3. Частая смена видов деятельности, включая физминутки

4. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями

5. Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности

6. Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:

-готовность к уроку (наличие необходимых учебно -письменных принадлежностей, порядок на парте);

-правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

7. Внедрение проектной деятельности на этапе обучения ООО

  • Разработать план преемственности при переходе от ФГОС НОО к ФГОС ООО.
  • Развивать обмен опытом учителей школы в рамках работы методических объединений, педсоветов, семинаров.
  • Учителям — предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям, дифференцировать работу с детьми с ОВЗ.
  • Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности (учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы).
Читать также:  Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"

ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Зачем нужны ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Что предусматривает ФГОС?

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Глава 2. Система образования

Образование
в Российской Федерации —
единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или)
профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.

Система
образования в России включает в себя:

1)
федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования, образовательные стандарты,
образовательные программы различных
вида, уровня и (или) направленности;

2)
организации, осуществляющие образовательную
деятельность, педагогических работников,
обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся;

3)
федеральные государственные органы и
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере
образования, и органы местного
самоуправления, осуществляющие управление
в сфере образования, созданные ими
консультативные, совещательные и иные
органы;

4)
организации, осуществляющие обеспечение
образовательной деятельности, оценку
качества образования;

5)
объединения юридических лиц, работодателей
и их объединений, общественные объединения,
осуществляющие деятельность в сфере
образования.

Образование
подразделяется
на общее образование, профессиональное
образование, дополнительное образование
и профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование).

В
Российской Федерации устанавливаются
следующие уровни общего образования:

2)
начальное общее образование;

3)
основное общее образование;

4)
среднее общее образование.

В
Российской Федерации устанавливаются
следующие уровни профессионального
образования:

1)
среднее профессиональное образование;

2)
высшее образование — бакалавриат;

3)
высшее образование — специалитет,
магистратура;

4)
высшее образование — подготовка кадров
высшей квалификации.

Дополнительное
образование включает в себя
такие подвиды, как дополнительное
образование детей и взрослых и
дополнительное профессиональное
образование.

Система
образования создает условия для
непрерывного образования посредством
реализации основных образовательных
программ и различных дополнительных
образовательных программ, предоставления
возможности одновременного освоения
нескольких образовательных программ,
а также учета имеющихся образования,
квалификации, опыта практической
деятельности при получении образования.

Ст.11
Федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования. Образовательные стандарты

Федеральные
государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования обеспечивают:

1)
единство образовательного пространства
Российской Федерации;

2)
преемственность основных образовательных
программ;

3)
вариативность содержания образовательных
программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования
образовательных программ различных
уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей
и способностей обучающихся;

4)
государственные гарантии уровня и
качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации основных образовательных
программ и результатам их освоения.

Федеральные
государственные образовательные
стандарты включают в себя требования
к:

1)
структуре основных образовательных
программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему;

2)
условиям реализации основных
образовательных программ, в том числе
кадровым, финансовым, материально-техническим
и иным условиям;

3)
результатам освоения основных
образовательных программ.

Федеральными
государственными образовательными
стандартами устанавливаются сроки
получения общего образования и
профессионального образования с учетом
различных форм обучения, образовательных
технологий и особенностей отдельных
категорий обучающихся.

Федеральные
государственные образовательные
стандарты общего образования
разрабатываются по уровням образования,
федеральные государственные образовательные
стандарты профессионального образования
могут разрабатываться также по профессиям,
специальностям и направлениям подготовки
по соответствующим уровням профессионального
образования.

Порядок
разработки, утверждения федеральных
государственных образовательных
стандартов и внесения в них изменений
устанавливается Правительством
Российской Федерации.

Московский
государственный университет имени М.В.
Ломоносова, Санкт-Петербургский
государственный университет,
образовательные организации высшего
образования, в отношении которых
установлена категория «федеральный
университет» или «национальный
исследовательский университет», а
также федеральные государственные
образовательные организации высшего
образования, перечень которых утверждается
указом Президента Российской Федерации,
вправе разрабатывать и утверждать
самостоятельно образовательные стандарты
по всем уровням высшего образования.
Требования к условиям реализации и
результатам освоения образовательных
программ высшего образования, включенные
в такие образовательные стандарты, не
могут быть ниже соответствующих
требований федеральных государственных
образовательных стандартов.

Ст.
12. Образовательные программы

1.
Образовательные программы определяют
содержание образования. Содержание
образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной
и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений
и убеждений, обеспечивать развитие
способностей каждого человека,
формирование и развитие его личности
в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями. Содержание
профессионального образования и
профессионального обучения должно
обеспечивать получение квалификации.

2.
В Российской Федерации по уровням общего
и профессионального образования, по
профессиональному обучению реализуются
основные образовательные программы,
по дополнительному образованию —
дополнительные образовательные
программы.

3.
К основным образовательным программам
относятся:

1)
основные общеобразовательные программы
— образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы
начального общего образования,
образовательные программы основного
общего образования, образовательные
программы среднего общего образования;

2)
основные профессиональные образовательные
программы:

а)
образовательные программы среднего
профессионального образования — программы
подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, программы подготовки
специалистов среднего звена;

б)
образовательные программы высшего
образования — программы бакалавриата,
программы специалитета, программы
магистратуры, программы подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре), программы ординатуры,
программы ассистентуры-стажировки;

3)
основные программы профессионального
обучения — программы профессиональной
подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих, программы
переподготовки рабочих, служащих,
программы повышения квалификации
рабочих, служащих.

4.
К дополнительным образовательным
программам относятся:

1)
дополнительные общеобразовательные
программы — дополнительные общеразвивающие
программы, дополнительные предпрофессиональные
программы;

2)
дополнительные профессиональные
программы — программы повышения
квалификации, программы профессиональной
переподготовки.

5.
Образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, если
настоящим Федеральным законом не
установлено иное.

6.
Образовательные программы дошкольного
образования разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в
соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования и с учетом соответствующих
примерных образовательных программ
дошкольного образования.

7.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам
(за исключением образовательных программ
высшего образования, реализуемых на
основе образовательных стандартов,
утвержденных образовательными
организациями высшего образования
самостоятельно), разрабатывают
образовательные программы в соответствии
с федеральными государственными
образовательными стандартами и с учетом
соответствующих примерных основных
образовательных программ.

8.
Образовательные организации высшего
образования, имеющие в соответствии с
настоящим Федеральным законом право
самостоятельно разрабатывать и утверждать
образовательные стандарты, разрабатывают
соответствующие образовательные
программы высшего образования на основе
таких образовательных стандартов.

9.
Примерные основные образовательные
программы разрабатываются с учетом их
уровня и направленности на основе
федеральных государственных образовательных
стандартов, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.

Статья
13. Общие
требования к реализации образовательных
программ

1.
Образовательные программы реализуются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, как
самостоятельно, так и посредством
сетевых форм их реализации.

2.
При реализации образовательных программ
используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное
обучение.

3.
При реализации образовательных программ
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, может
применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная
на модульном принципе представления
содержания образовательной программы
и построения учебных планов, использовании
соответствующих образовательных
технологий.

Читать также:  Государственная программа инсульт реабилитация

4.
Для определения структуры профессиональных
образовательных программ и трудоемкости
их освоения может применяться система
зачетных единиц. Зачетная единица
представляет собой унифицированную
единицу измерения трудоемкости учебной
нагрузки обучающегося, включающую в
себя все виды его учебной деятельности,
предусмотренные учебным планом (в том
числе аудиторную и самостоятельную
работу), практику.

5.
Количество зачетных единиц по основной
профессиональной образовательной
программе по конкретным профессии,
специальности или направлению подготовки
устанавливается соответствующим
федеральным государственным образовательным
стандартом, образовательным стандартом.
Количество зачетных единиц по
дополнительной профессиональной
программе устанавливается организацией,
осуществляющей образовательную
деятельность.

6.
Основные профессиональные образовательные
программы предусматривают проведение
практики обучающихся.

7.
Организация проведения практики,
предусмотренной образовательной
программой, осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, на основе договоров с
организациями, осуществляющими
деятельность по образовательной
программе соответствующего профиля.
Практика может быть проведена
непосредственно в организации,
осуществляющей образовательную
деятельность.

8.
Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по
соответствующим образовательным
программам различных уровня и (или)
направленности или по соответствующему
виду образования устанавливается
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.

1.
В Российской Федерации гарантируется
получение образования на государственном
языке Российской Федерации, а также
выбор языка обучения и воспитания в
пределах возможностей, предоставляемых
системой образования.

2.
В образовательных организациях
образовательная деятельность
осуществляется на государственном
языке Российской Федерации, если
настоящей статьей не установлено иное.
Преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации в рамках
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ осуществляются
в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами, образовательными стандартами.

Статья
15. Сетевая форма реализации образовательных
программ

1.
Сетевая форма реализации образовательных
программ (далее — сетевая форма)
обеспечивает возможность освоения
обучающимся образовательной программы
с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, в том числе иностранных,
а также при необходимости с использованием
ресурсов иных организаций. В реализации
образовательных программ с использованием
сетевой формы наряду с организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, также могут участвовать
научные организации, медицинские
организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения,
проведения учебной и производственной
практики и осуществления иных видов
учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей образовательной
программой.

2.
Использование сетевой формы реализации
образовательных программ осуществляется
на основании договора между организациями,
указанными в части 1 настоящей статьи.
Для организации реализации образовательных
программ с использованием сетевой формы
несколькими организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, такие
организации также совместно разрабатывают
и утверждают образовательные программы.

Статья
16. Реализация образовательных программ
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий

1.
Под электронным обучением понимается
организация образовательной деятельности
с применением содержащейся в базах
данных и используемой при реализации
образовательных программ информации
и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных
сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с
применением информационно-телекоммуникационных
сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.

2.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, вправе применять электронное
обучение, дистанционные образовательные
технологии при реализации образовательных
программ в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.

3.
При реализации образовательных программ
с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных
технологий в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, должны
быть созданы условия для функционирования
электронной информационно-образовательной
среды, включающей в себя электронные
информационные ресурсы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий,
телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств
и обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ в полном
объеме независимо от места нахождения
обучающихся. Перечень профессий,
специальностей и направлений подготовки,
реализация образовательных программ
по которым не допускается с применением
исключительно электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий,
утверждается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.

Статья
17. Формы получения образования и формы
обучения

1.
В Российской Федерации образование
может быть получено:

1)
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;

2)
вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).

2.
Обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, с учетом
потребностей, возможностей личности и
в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися осуществляется в очной,
очно-заочной или заочной форме.

3.
Обучение в форме семейного образования
и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в
соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего
Федерального закона промежуточной и
государственной итоговой аттестации
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.

4.
Допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.

5.
Формы получения образования и формы
обучения по основной образовательной
программе по каждому уровню образования,
профессии, специальности и направлению
подготовки определяются соответствующими
федеральными государственными
образовательными стандартами,
образовательными стандартами, если
иное не установлено настоящим Федеральным
законом. Формы обучения по дополнительным
образовательным программам и основным
программам профессионального обучения
определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.

Статья
18. Печатные и электронные образовательные
и информационные ресурсы

1.
В организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в целях
обеспечения реализации образовательных
программ формируются библиотеки, в том
числе цифровые (электронные) библиотеки,
обеспечивающие доступ к профессиональным
базам данных, информационным справочным
и поисковым системам, а также иным
информационным ресурсам. Библиотечный
фонд должен быть укомплектован печатными
и (или) электронными учебными изданиями
(включая учебники и учебные пособия),
методическими и периодическими изданиями
по всем входящим в реализуемые основные
образовательные программы учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2.
Нормы обеспеченности образовательной
деятельности учебными изданиями в
расчете на одного обучающегося по
основной образовательной программе
устанавливаются соответствующими
федеральными государственными
образовательными стандартами.

Статья
19. Научно-методическое и ресурсное
обеспечение системы образования

1.
В системе образования в соответствии
с законодательством Российской Федерации
могут создаваться и действовать
осуществляющие обеспечение образовательной
деятельности научно-исследовательские
организации и проектные организации,
конструкторские бюро, учебно-опытные
хозяйства, опытные станции, а также
организации, осуществляющие
научно-методическое, методическое,
ресурсное и информационно-технологическое
обеспечение образовательной деятельности
и управления системой образования,
оценку качества образования.

2.
В целях участия педагогических, научных
работников, представителей работодателей
в разработке федеральных государственных
образовательных стандартов, примерных
образовательных программ, координации
действий организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в
обеспечении качества и развития
содержания образования в системе
образования могут создаваться
учебно-методические объединения.

3.
Учебно-методические объединения в
системе образования создаются федеральными
органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере
образования, и осуществляют свою
деятельность в соответствии с положениями,
утвержденными этими органами. Типовые
положения об учебно-методических
объединениях в системе образования
утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.

4.
В состав учебно-методических объединений
на добровольных началах входят
педагогические работники, научные
работники и другие работники организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, и иных организаций,
действующих в системе образования, в
том числе представители работодателей.

Статья
20. Экспериментальная и инновационная
деятельность в сфере образования

1.
Экспериментальная и инновационная
деятельность в сфере образования
осуществляется в целях обеспечения
модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений
социально-экономического развития
Российской Федерации, реализации
приоритетных направлений государственной
политики Российской Федерации в сфере
образования.

2.
Экспериментальная деятельность
направлена на разработку, апробацию и
внедрение новых образовательных
технологий, образовательных ресурсов
и осуществляется в форме экспериментов,
порядок и условия проведения которых
определяются Правительством Российской
Федерации.

3.
Инновационная деятельность ориентирована
на совершенствование научно-педагогического,
учебно-методического, организационного,
правового, финансово-экономического,
кадрового, материально-технического
обеспечения системы образования и
осуществляется в форме реализации
инновационных проектов и программ
организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и иными
действующими в сфере образования
организациями, а также их объединениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *