Государственное регулирование экономики
рабочая программа дисциплины
Распределение часов по семестрам
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко В.В.
Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.
Рабочая программа дисциплины
Государственное регулирование экономики
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)
составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от
30.06.2020
протокол №
6.
Рабочая программа одобрена на заседании
кафедры Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от
25.05.2020 г.
№ 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В
Цели освоения дисциплины
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы — закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем. Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.Элементами портфолио являются:- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы: 1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.5. Другое по усмотрению студента.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале
Сущность государственного регулирования регионального развития. Место региональной экономической политики
Функционирование
и развитие региональных экономических
систем не может осуществляться только
на основе рыночного саморегулирования.
Политика государственного невмешательства
неизбежно приводит, как свидетельствует
мировой опыт, к нарастанию разного рода
противоречий, способных разрушить
целостность национальной экономики и
общества. Поэтому забота о пространственной
организации хозяйства страны является
непременной функцией любого государства,
безусловным рефлексом его самосохранения.
Характерные
признаки государственного регулирования
регионального развития можно найти в
истории большинства стран. В СССР и
странах социалистической ориентации
регулирование регионального развития
являлось одной из важных подсистем
государственного планирования и
управления. Современные системы
регулирования в странах рыночной
экономики стали складываться в период
мирового кризиса 1930-х гг. (особенно в
США); они приобрели более развитые формы
после второй мировой войны (особенно в
Западной Европе) и периодически
реформируются в последние десятилетия.
Активизация деятельности государства
в этой сфере отражает понимание того,
что без решения региональных проблем
нельзя достигнуть провозглашаемых
правительствами большинства развитых
стран национальных целей: полной
занятости, улучшения качества жизни,
справедливого распределения доходов,
стабильного экономического роста и др.
В осуществлении
регионального регулирования участвуют
в той или иной степени все государственные
институты, поскольку их деятельность,
так или иначе, привязывается к определенной
территории. Однако решение региональных
проблем далеко не всегда является для
них основной функцией. Поэтому в системе
государственного регулирования
регионального развития целесообразно
выделять специализированную регионально
ориентированную деятельность, называемую
региональной политикой.
Имеется много
определений понятия «региональная
политика» и, в частности, понятия
«региональная экономическая политика».
Но принципиально мало различаются.
Алаев Э.Б. в своем
известном понятийно-терминолигическом
словаре, дает следующее определения
«Региональная
политика государства — сфера деятельности
по управлению экономическим, социальным
и политическим развитием страны в
пространственном, региональном
аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями
между государством и районами, а также
районов между собой».
Необходимыми составляющими региональной
политики (при любых модификациях ее
определения) являются четко
сформулированные цели, объекты и
субъекты, а также средства осуществления.
Государственное
регулирование регионального развития
присутствует в каждой стране, но в разных
формах. Частые же споры о том, существует
или нет региональная политика, объясняются
тем, что осознанную и действенную
региональную политику нередко трудно
идентифицировать в разноаспектной и
слабо скоординированной деятельности
различных государственных институтов,
оказывающих влияние на региональное
развитие. Региональная политика может
быть активной, институционально
обособленной, оснащенной специализированными
инструментами и т.п., а может быть и
малозаметной, слабо выделяющейся среди
других направлений деятельности
государства.
Цели региональной
экономической политики
(РЭП) при всем разнообразии формулировок
в разных странах выражают компромисс
между экономической эффективностью и
социальной справедливостью.
Экономические
цели включают оживление производства
в депрессивных регионах, создание
полюсов роста и зон эффективного
предпринимательства, повышение
конкурентоспособности регионального
производства, усиление межрегиональной
экономической интеграции и т.д. Среди
главных социальных целей РЭП —
приоритетное увеличение занятости,
доходов населения и улучшение социальной
инфраструктуры в наиболее отсталых
регионах, расширение доступности
общественных благ и т.д. Принцип социальной
справедливости в региональном аспекте
состоит в том, что граждане и социальные
группы должны иметь равные возможности
получения работы, доходов и общественных
благ независимо от места проживания.
Реализация этого принципа (или идеи
«территориальной солидарности») требует
перераспределения финансовых ресурсов
от более благополучных к менее
благополучным (и тем более кризисным)
регионам.
Стремления к
экономической эффективности и социальной
справедливости в территориальном
развитии страны могут быть как
совместимыми, так и конфликтными.
Принципы нахождения оптимального
компромисса указанных целей рассматривались
нами (теория и модели оптимума по
Парето). Соотношения между основными
целями, способы и возможности их
согласования зависят от многих
обстоятельств.
На стадии
экономического подъема государство
имеет больше финансовых возможностей
для справедливого межрегионального
перераспределения средств. При сокращении
же государственных доходов, например
при уменьшении налоговых поступлений
вследствие экономического спада,
государство вынуждено, с одной стороны,
стимулировать регионы, в которых имеются
наибольшие предпосылки для возобновления
экономического роста, а с другой стороны,
ограничиваться социальной поддержкой
только тех регионов, население которых
находится в самом тяжелом положении.
Естественно, что изменения политики
межрегионального перераспределения
могут вызывать неудовлетворение и
сопротивление или «богатых» или «бедных»
регионов. Например, власти и граждане
западных земель Германии критикуют
политику масштабной помощи новым
восточным землям. Определенные коллизии
между регионами-донорами и
регионами-реципиентами наблюдаются во
многих странах, осуществляющих активную
региональную политику.
В идеологии
региональной экономической политики
важное место занимает представление,
что главным ее объектом являются
различного рода региональные
(пространственные) неравенства —
различия в уровнях развития, занятости,
доходов населения, условиях
предпринимательства и т.д. Из этого
следует, что суть региональной политики
— свести к минимуму те неравенства,
которые создают почву для возникновения
социальных конфликтов, препятствуют
социально-экономическому развитию
страны в целом. Поэтому, для того чтобы
определить задачи РЭП и средства их
решения, необходимо выявить основные
неравенства и их причины.
В работах зарубежных
регионалистов к числу наиболее
распространенных причин региональных
неравенств относятся:
•резкие различия
природно-климатических условий жизни
и предпринимательства в отдельных
регионах страны;
•масштабы, качество
и направления использования природных
ресурсов, которые определяют
«продуктивность» регионов. Этот фактор
влияет не только на сельское хозяйство,
рыболовство, добычу полезных ископаемых
и лесное хозяйство, но и на условия
экономической деятельности и жизни
людей;
•периферийное
или глубинное положение региона,
вследствие чего повышаются транспортные
расходы, растут производственные
издержки и сужается рынок сбыта;
•устаревшая
структура производства, запаздывание
с введением инноваций;
•агломерационные
преимущества (большое пересечение в
регионе межотраслевых связей и развитая
инфраструктура) и агломерационные
недостатки (перенаселение);
•стадия
технологического развития, выражающаяся
в преобладании тех или иных видов
производств и производственно-технологических
укладов;
•демографические
различия (структура населения, динамика
воспроизводства, в том числе
обусловленная этнорелигиозными
особенностями);
•различия
предпринимательского климата (налоговая
система, степень административного
контроля над фирмами и т.д.);
•политические и
институциональные факторы (например,
степень региональной автономии);
•социально-культурные
факторы (степень урбанизации, образованность
населения, наличие научных и культурных
центров и др.).
Государственная
региональная политика является
многоуровневой. Ее субъектами выступают
законодательные и исполнительные власти
центра и регионов, органы местного
самоуправления, а также различного рода
межрегиональные ассоциации. Принципы,
организация, методы, формы региональной
экономической политики существенно
различаются по странам.