В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).
Лекция 1. Программы
государственных
гарантий
в
области
здравоохранения
1 вопрос: Программа
Государственных гарантий оказания
населению бесплатной медицинской
помощи: цель, задачи, финансирование.
В
условиях рыночной экономики ресурсы,
которые государство может предоставить,
ограничены. Одной из мер повышения
эффективности использования ресурсов,
является переход
от содержания государством сети бюджетных
учреждений к финансированию пакетов
государственных и муниципальных услуг.
Это
закреплено в Бюджетном кодексе Российской
Федерации, в котором введено понятие
минимального государственного социального
стандарта.
Минимальный
государственный социальный стандарт
— это пакет государственных и муниципальных
услуг, предоставление которых гражданам
на безвозмездной и безвозвратной основе
гарантируется государством на всей
территории РФ, за счет финансирования
из бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов.
Минимальные
социальные стандарты закрепляют принципы
социальной и географической справедливости
при предоставлении государственных и
муниципальных услуг. В соответствии со
ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установление
таких стандартов, а также норм и нормативов
финансовых затрат на единицу предоставленных
государственных или муниципальных
услуг относится к компетенции федеральных
органов государственной власти.
В
здравоохранении роль минимального
социального стандарта выполняет
Программа государственных гарантий
обеспечения населения бесплатной
медицинской помощью, которая принимается
Правительством РФ и финансируется за
счет бюджетов всех уровней и средств
обязательного медицинского страхования.
Поэтому в состав Программы входит
базовая программа ОМС.
Цель Программы:
реализация конституционных прав
граждан Российской Федерации в получении
бесплатной медицинской помощи
гарантированного объема и качества.
Программа определяет
виды и объемы медицинской помощи,
предоставляемой населению бесплатно.
Разработанная Программа — это те
обязательства, которые может взять на
себя государство по определению объема
бесплатной помощи на данный момент.
Начиная с 1998 г.,
Программа ежегодно утверждается
Постановлением Правительства
Российской Федерации.
На основе Федеральной
программы, которая разрабатывается
совместно Министерством здравоохранения
Российской Федерации и Федеральным
фондом ОМС, на местах разрабатываются
и утверждаются территориальные
программы. Программы, принимаемые в
регионах, не должны ни по содержанию,
ни по стоимости быть ниже Федеральной
программы, чтобы обеспечить всем
гражданам равные возможности. Вместе
с тем, исходя из региональных
возможностей, территориальные программы
могут быть расширены, а их стоимость
повышена по сравнению с Федеральной.
Это зависит от возможностей региона и
реальной экономической ситуации.
1) создание единого
правового и экономического механизма
реализации конституционных прав граждан
на получение гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи;
2) создание единой
системы планирования и финансирования
медицинской помощи;
3) обеспечение
баланса между обязательствами государства
по предоставлению населению гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи и
выделяемых для этого ресурсов.
Программа включает
в себя перечень видов медицинской
помощи, предоставляемых населению
бесплатно, Базовую программу обязательного
медицинского страхования, объемы
медицинской помощи, подушевой норматив
финансирования здравоохранения,
обеспечивающий предоставление
гарантированных объемов медицинской
помощи.
Всем гражданам
Российской Федерации в рамках Программы
бесплатно предоставляются следующие
виды медицинской помощи:
1. Скорая медицинская
помощь при состояниях, угрожающих жизни
или здоровью гражданина или окружающих
его лиц, вызванных внезапными
заболеваниями, обострениями хронических
заболеваний, несчастными случаями,
осложнениями беременности и при родах.
Скорая медицинская
помощь, оказываемая станциями
(отделениями, пунктами) скорой
медицинской помощи, предоставляется
за счет бюджета; для ее получения не
имеет значения, застрахован ли гражданин
по ОМС. При оказании скорой медицинской
помощи осуществляется бесплатная
лекарственная помощь в соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, ежегодно
утверждаемым Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
2.
Амбулаторно-поликлиническая помощь,
включая проведение мероприятий по
профилактике (в том числе диспансерному
наблюдению), диагностике и лечению
заболеваний, как в поликлинике, так и
на дому.
— при острых
заболеваниях и обострениях хронических
болезней, отравлениях и травмах,
требующих интенсивной терапии,
круглосуточного медицинского наблюдения
и изоляции по эпидемиологическим
показаниям;
— при патологии
беременности, родах и абортах;
— при плановой
госпитализации с целью проведения
лечения и реабилитации, требующих
стационарного режима.
При стационарном
лечении лекарственная помощь
осуществляется бесплатно в соответствии
с вышеупомянутым Перечнем.
В связи с тем, что
стационарная помощь является наиболее
дорогостоящей, предполагается
развитие так называемых стационарозамещающих
технологий: дневных стационаров и
стационаров на дому; дома сестринского
ухода и т.д.
Основную медицинскую
помощь граждане получают по программе
обязательного медицинского страхования,
и финансируется за счет средств
обязательного медицинского страхования.
Базовой программой
определены группы заболеваний и
состояний, при которых оказывается
амбулаторно-поликлиническая и стационарная
помощь застрахованным: инфекционные
и паразитарные заболевания (за исключением
венерических заболеваний, туберкулеза
и СПИДа), новообразования, болезни
эндокринной системы, расстройства
питания и нарушения обмена веществ,
болезни нервной системы, болезни крови,
болезни глаза и его придаточного
аппарата, болезни уха и сосцевидного
отростка, болезни системы кровообращения,
болезни органов дыхания, болезни органов
пищеварения, болезни мочеполовой
системы, болезни кожи и подкожной
клетчатки, болезни костно-мышечной
системы и соединительной ткани,
травмы, отравления и некоторые другие
последствия воздействия внешних причин,
а также некоторые врожденные аномалии
(пороки развития) и деформации у взрослых.
2 вопрос: Условия
предоставления
бесплатной
медицинской
помощи.
Территориальные
программы содержат не только объемы
медицинской помощи, но и условия
предоставления бесплатной медицинской
помощи.
В амбулаторно-поликлинических
учреждениях предусматривается:
1) возможность
выбора пациентом врача в рамках договора
ОМС;
2) объем диагностических
и лечебных мероприятий для конкретного
пациента определяется лечащим врачом;
3) вероятность
очереди плановых больных на прием к
врачу и проведение диагностических и
лабораторных исследований;
4) направление
пациента на плановую госпитализацию.
1) возможно наличие
очереди на плановую госпитализацию;
2) больные могут
быть размещены в палатах на 4 и более
мест;
3) больные, роженицы
и родильницы обеспечиваются лечебным
питанием в соответствии с физиологическими
нормами, утвержденными МЗ РФ;
4) предоставление
возможности одному из родителей или
иному члену семьи, по усмотрению
родителей, находиться вместе с больным
ребенком. Обеспечение питанием и койкой
лица, ухаживающего за госпитализированным
грудным ребенком, а также за ребенком
до 3 лет при наличии медицинских показаний
для ухода, и др.
Оказание медицинской
помощи по программам ОМС осуществляется
только застрахованным гражданам.
Однако программы
обязательного медицинского страхования
охватывают далеко не все виды медицинской
помощи, которые граждане РФ получают
бесплатно. Так, в Базовую программу не
входит лечение туберкулеза и СПИДа.
Лечение этих и
других социально значимых заболеваний
финансируется из бюджета. За рамки
Базовой программы вынесено также
оказание скорой медицинской помощи,
что также финансируется из бюджета, и
многое другое.
В Программе
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью выделен специальный
раздел, который определяет медицинскую
помощь, предоставляемую населению
за счет бюджетов всех уровней:
1) федерального
бюджета — медицинская помощь, оказываемая
в федеральных медицинских учреждениях,
в том числе дорогостоящие виды медицинской
помощи, перечень которых утверждается
Министерством здравоохранения
Российской Федерации;
2) бюджетов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований:
а) скорая медицинская
помощь, оказываемая станциями
(отделениями, пунктами) скорой
медицинской помощи;
б)
амбулаторно-поликлиническая и стационарная
помощь, оказываемая в специализированных
диспансерах, больницах (отделениях,
кабинетах) при венерических заболеваниях,
туберкулезе, синдроме приобретенного
иммунодефицита (СПИД), психических
расстройствах, наркологических
заболеваниях, при беременности, абортах
по медицинским и социальным показаниям,
родах и в послеродовом периоде, при
врожденных аномалиях (пороках
развития), деформациях и хромосомных
нарушениях у детей, отдельных состояниях,
возникающих в перинатальном периоде.
За счет средств
бюджетов всех уровней осуществляются
диспансерное наблюдение здоровых
детей, льготное лекарственное обеспечение
и зубопротезирование, а также финансирование
медицинской помощи, оказываемой
фельдшерско-акушерскими пунктами,
хосписами, больницами сестринского
ухода, лепрозориями, центрами по борьбе
со СПИДом, финансирование центров
медицинской профилактики,
врачебно-физкультурных диспансеров,
детских санаториев, домов ребенка, бюро
судебно-медицинской экспертизы и
патологоанатомических отделений,
центров экстренной медицинской
помощи, станций, отделений, кабинетов
переливания крови, санитарной авиаций.
Соседние файлы в папке Новые
11.1.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
Примером
текущего планирования в здравоохранении
с использованием изложенных выше
принципов и методов является Программа
государственных гарантий оказания
гражданам РФ бесплатной медицинской
помощи (далее
— Программа).
Программа
ежегодно утверждается постановлением
Правительства РФ с целью реализации
конституционных прав граждан РФ на
получение бесплатной медицинской
помощи.
Программа
состоит из шести разделов и включает:
общие положения; виды и условия оказания
медицинской помощи; источники финансового
обеспечения медицинской помощи;
нормативы объема медицинской помощи;
нормативы финансовых затрат на единицу
объема медицинской помощи, подушевые
нормативы финансирования, порядок и
структуру формирования тарифов на
медицинскую помощь; критерии доступности
и качество медицинской помощи.
— создание
единого правового и экономического
механизма реализации конституционных
прав граждан на получение гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи;
— обеспечение
баланса между обязательствами государства
по предоставлению населению гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи и
выделяемых для этого ресурсов.
В
рамках Программы населению бесплатно
предоставляются следующие виды
медицинской помощи:
— скорая
медицинская помощь, в том числе
специализированная (санитарно-авиационная);
— специализированная
медицинская помощь, в том числе
высокотехнологичная.
Все
эти виды помощи населению РФ предоставляются
за счет средств обязательного медицинского
страхования и бюджетов всех уровней.
Для
разработки Программы используются
следующие группы нормативов:
— нормативы
объемов медицинской помощи;
— нормативы
финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи.
Нормативы
объемов медицинской помощи. К этим
показателям относятся:
— норматив
амбулаторно-поликлинической
помощи, который
устанавливается в количестве посещений
на одного человека в год (2010 г. — 9,5
посещений);
— норматив
медицинской помощи, предоставляемой
в дневных стационарах всех типов, который
устанавливается в количестве пациенто-дней
на 1 человека в год (2010 г. — 0,59 пациенто-дней);
— норматив
стационарной помощи, который
устанавливается в количестве койко-дней
на 1 человека в год (2010 г. — 2,78 койкодней);
— норматив
скорой медицинской помощи, который
устанавливается в количестве вызовов
на 1 человека в год (2010 г. — 0,318 вызова).
Нормативы
финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи. К этим показателям
относятся:
— норматив
финансовых затрат на 1 посещение в
амбулаторно-поликлиническую
организацию (2010
г. — 218,1 руб.);
— норматив
финансовых затрат на 1 пациенто-день в
дневном стационаре (2010
г. — 478 руб.);
— норматив
финансовых затрат на 1 койко-день в
стационаре (2010
г. — 1380,6 руб.);
— норматив
финансовых затрат на 1 вызов скорой
медицинской помощи (2010
г. — 1710,1 руб.).
Кроме
того, в рамках Программы
устанавливается подушевой
норматив финансирования Программы (2010
г. — 7634,4 руб.), отражающий размер средств
на компенсацию затрат по предоставлению
бесплатной медицинской помощи в расчете
на 1 человека в год.
11.2.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ
ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В
соответствии с Программой государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи органы государственной
власти субъектов РФ разрабатывают
соответствующие территориальные
программы. В
них могут устанавливаться дополнительные
условия, виды и объемы оказания
медицинской помощи за счет средств
бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований. Подушевые нормативы
финансирования территориальной
программы формируются исходя из
вышеперечисленных нормативов объемов
медицинской помощи и финансовых затрат
с учетом соответствующих районных
коэффициентов.
Территориальная
программа государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи включает:
— территориальную
программу обязательного медицинского
страхования (подробнее см. гл. 21.);
— перечень
заболеваний и видов медицинской помощи,
предоставляемой населению бесплатно
за счет бюджетов всех уровней и средств
обязательного медицинского страхования
(ОМС);
— перечни
организаций здравоохранения, работающих
в системе ОМС, и медицинских учреждений,
финансируемых из бюджетов;
— объемы
медицинской помощи, установленные для
медицинских учреждения субъекта РФ,
муниципальных образований, ведомственных
и частных медицинских организациях,
работающих в системе ОМС, и финансовые
средства на выполнение этих объемов;
— перечень
жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и расходных
материалов, применяемых при оказании
медицинской помощи в рамках территориальной
программы;
— перечень
медицинских учреждений субъекта РФ,
оказывающих специализированную
высокотехнологичную медицинскую помощь
за счет средств бюджета субъекта РФ;
— условия
и порядок предоставления бесплатной
медицинской помощи населению субъекта
РФ в рамках территориальной программы;
— информацию
о численности населения (по группам и
категориям заболеваний), при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства
и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно
или с 50% скидкой.
— консолидация
различных источников финансирования
для обеспечения населения гарантированной
(бесплатной) медицинской помощью;
— обеспечение
сбалансированности обязательств
государства по предоставлению населению
бесплатной медицинской помощи и
выделяемых для этого финансовых средств;
— повышение
эффективности использования имеющихся
ресурсов здравоохранения.
Для
разработки территориальных программ
используется следующий алгоритм (рис.
11.1).
При
формировании территориальных программ
федеральные нормативы объемов медицинской
помощи корректируются с учетом
особенностей возрастно-полового
состава, уровня и структуры заболеваемости
населения субъектов РФ.
Муниципальные
задания утверждаются
одновременно с бюджетами муниципальных
районов и городских округов и являются
составной частью территориальной
программы государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи.
Рис.
11.1. Порядок разработки территориальной
программы государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи
Важным
разделом территориальной программы
является план мероприятий по устранению
или сокращению дефицита финансовых
средств. Этот план включает в себя
комплекс мер по повышению эффективности
использования ресурсов. В частности,
он предусматривает организацию
двухсменного обследования и лечения,
включая выходные и праздничные дни;
исключение дублирования в стационарах
больниц результатов амбулаторно-поликлинического
обследования; расширение практики
ранней выписки пациентов из стационара
на амбулаторно-поликлиническое лечение.
Кроме того, перспективным направлением
повышения эффективности использования
ресурсов являются развитие
стационарзамещающих организационных
технологий (дневные стационары в
амбулаторнополиклинических, больничных
учреждениях, стационары на дому),
внедрение современных технологий
диагностики и лечения и др.
В
планировании здравоохранения на всех
уровнях управления, помимо программ
государственных гарантий,
разрабатываются целевые
медико-социальные программы на
основе выбранных приоритетов в охране
здоровья населения. Такой программно-целевой
подход в условиях дефицита материальных,
финансовых и других ресурсов позволяет
направлять их на развитие наиболее
приоритетных отраслей здравоохранения,
достигая тем самым максимальных
результатов в наиболее сжатые сроки.
Поэтому программно-целевой подход
становится все более привлекательной
формой планирования в здравоохранении,
а целевая программа — директивным
документом, который содержит увязанный
по срокам, ресурсам, исполнителям
комплекс мероприятий для эффективного
решения поставленных задач.
Примерами
таких программ на федеральном уровне
служат программы «Предупреждение и
борьба с социально значимыми
заболеваниями», «Планирование семьи»,
«Безопасное материнство», «Скорая
медицинская помощь», «Программа
модернизации здравоохранения» и др.
Источником
финансирования таких программ являются
средства бюджетов всех уровней
(федерального, регионального,
муниципального), государственных
внебюджетных фондов (Пенсионный фонд
РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального
страхования РФ), других источников, не
запрещенных законодательством РФ. Как
правило, финансовое обеспечение целевых
программ осуществляется из разных
источников (на условиях софинансирования)
в рамках заключенных договоров или
соглашений.
Разработка
и реализация комплексных целевых
медико-социальных программ являются
перспективными направлениями
совершенствования управления
здравоохранением и как результат этого
— повышения качества и доступности
оказываемой населению медицинской
помощи.
11.3.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Для
анализа выполнения плановых объемов
медицинской помощи территориальной
программы рассчитывают следующие
статистические показатели:
Анализ
выполнения нормативов финансовых
затрат территориальной программы
осуществляется на основе следующих
показателей:
*
АПО — амбулаторно-поликлиническая
организация.
Кроме
того, для анализа качества медицинской
помощи, оказываемой в рамках территориальной
программы, разрабатывается ряд
специальных статистических показателей,
которые рассчитываются по формулам:
Эти
показатели рассчитывают специалисты
как органов управления здравоохранением,
отдельных организаций здравоохранения
(ведомственная экспертиза), так и
медицинских страховых организаций
(вневедомственная экспертиза). По
результатам анализа территориальных
программ ряда субъектов РФ эти показатели
соответственно составили 0,12-0,15;
0,005-0,006; 0,08-0,011.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ
НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
В любом
государстве с развитой экономикой
определенный пакет
медицинских услуг предоставляется
гражданам вне
зависимости от степени их
участия в финансировании этих услуг. В
Российской Федерации бесплатное
предоставление медицинских
услуг гражданам закреплено в статье 41
Конституции РФ.
В условиях
рыночной экономики ресурсы,
которые государство может предоставить,
ограничены.
Одной из мер повышения
эффективности использования
ресурсов, является переход
от содержания государством сети
бюджетных учреждений к финансированию
пакетов государственных
и муниципальных услуг.
Это
закреплено в Бюджетном кодексе Российской
Федерации,
в котором введено понятие
минимального государственного социального
стандарта.
Минимальный
государственный социальный
стандарт
— это пакет государственных и муниципальных
услуг, предоставление которых гражданам
на безвозмездной
и безвозвратной основе
гарантируется государством
на всей территории РФ,
за счет финансирования из бюджетов всех
уровней и государственных
внебюджетных фондов.
Минимальные
социальные стандарты закрепляют
принципы социальной и географической
справедливости
при предоставлении государственных и
муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса
РФ, установление
таких стандартов, а также норм и нормативов
финансовых затрат
на единицу предоставленных государственных
или муниципальных
услуг относится к компетенции федеральных
органов
государственной власти.
В
здравоохранении роль минимального
социального стандарта
выполняет Программа государственных
гарантий обеспечения
населения бесплатной медицинской
помощью, которая принимается Правительством
РФ
и финансируется
за счет бюджетов всех уровней и средств
обязательного медицинского страхования.
Поэтому в состав
Программы государственных гарантий
входит базовая программа
ОМС.
Для реализации обязательств
государства по предоставлению
населению государственных и муниципальных
медицинских
услуг необходимо соблюдение 2-х условий:
1) наличие
баланса между обязательствами государства
и средствами, выделяемыми для их
реализации
(бюджета и ОМС),
2)
обеспечение эффективного использования
ресурсов в процессе выполнения этих
гарантий.
Поскольку
финансовые средства всегда ограничены,
а потребности
населения в медицинской помощи практически
безграничны,
для обеспечения этого баланса
необходимо
чтобы:
1.обязательства
государства были максимально конкретными.
2.минимальный
социальный стандарт содержал конкретный
перечень заболеваний и видов медицинской
помощи,
оказываемых населению бесплатно на
всей территории страны
(состав пакета гарантий), а также
регламентировал объемы
медицинской помощи и затраты на ее
оказание.
Начиная с 1998 г., Программа ежегодно
утверждается Постановлением Правительства
Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
1) создание единого правового и
экономического механизма реализации
конституционных прав граждан на
получение гарантированной (бесплатной)
медицинской помощи;
2) создание единой системы планирования
и финансирования медицинской помощи;
3) обеспечение баланса между обязательствами
государства по предоставлению населению
гарантированной (бесплатной)
медицинской помощи и выделяемых для
этого ресурсов.
Основные принципы построения Программы:
1) соответствие утверждаемых объемов
медицинской помощи структуре и уровню
заболеваемости населения;
2) соответствие финансовых средств,
выделяемых на основе утвержденного
подушевого норматива, затратам,
необходимым для оказания населению
гарантированной (бесплатной) медицинской
помощи;
3) соблюдение ответственности органов
исполнительной власти всех уровней за
реализацию Программы.
1 раздел — общие положения,
2 — перечень видов медицинской помощи,
предоставляемой населению бесплатно,
3 — базовая программа обязательного
медицинского страхования,
4 — виды медицинской помощи, предоставляемые
населению за счет бюджетов всех уровней,
5 — объемы медицинской помощи,
6 — подушевые нормативы финансирования
здравоохранения, обеспечивающие
предоставление гарантированных объемов
медицинской помощи.
Территориальные
программы государственных гарантий.
Принимаются субъектами
РФ и не
могут быть
ниже минимального социального стандарта.
Методические рекомендации
по порядку формирования и экономического
обоснования
территориальных программ утверждаются
на федеральном уровне.
Территориальная Программа государственных
гарантий представляет собой пакет
документов, определяющих перечень
заболеваний, видов, объемов, условий
предоставления и финансирования
медицинской помощи, оказываемой
населению за счет средств бюджетов
всех уровней, средств ОМС, и содержит
территориальные нормативы объемов
различных видов медицинской помощи и
показатели их финансового обеспечения.
Цель территориальной Программы:
реализация конституционных прав
граждан на территории субъекта Российской
Федерации в получении бесплатной
медицинской помощи гарантированного
объема и качества.
Основные задачи
территориальной Программы:
1) консолидация государственных источников
финансирования для обеспечения
населения гарантированной (бесплатной)
медицинской помощью;
2) обеспечение сбалансированности
обязательств государства по
предоставлению населению бесплатной
медицинской помощи и выделяемых для
этого финансовых средств;
3) повышение эффективности использования
имеющихся ресурсов здравоохранения.
Основные
принципы формирования территориальной
Программы:
1) обоснование потребности населения
территории в медицинской помощи, с
учетом особенностей демографического
состава, уровня и структуры заболеваемости
населения;
2) обеспечение соответствия гарантируемых
объемов медицинской помощи нормативам
и стандартам оказания медицинской
помощи, предусмотренных Программой;
3) научное обоснование необходимых
материальных и финансовых затрат на
соответствующую единицу объема
медицинской помощи;
4) обеспечение сбалансированности
объемов и структуры гарантируемой
медицинской помощи и финансовых средств,
необходимых для ее реализации;
5) повышение эффективности использования
ресурсной базы здравоохранения за счет
оптимизации структуры и мощности
территориальной сети учреждений
здравоохранения и внедрения
ресурсосберегающих медицинских
технологий.
1 — перечень заболеваний и видов медицинской
помощи, представляемой населению
бесплатно за счет бюджетов всех уровней
и за счет средств ОМС;
2 — перечень медицинских учреждений,
работающих в системе ОМС, и учреждений,
финансируемых из бюджета;
3) муниципальный заказ — согласованные
объемы медицинской помощи и размер их
финансирования для муниципальных
образований;
4) план реализации государственного и
муниципальных заказов организациями
здравоохранения субъекта РФ и
организациями здравоохранения,
расположенными за пределами данной
территории;
5) перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных средств,
изделий медицинского назначения;
6) условия и порядок предоставления
бесплатной медицинской помощи на
территории субъекта РФ;
7) сводный расчет объемов и стоимости
Программы.
Сводная стоимость территориальной
Программы включает:
1) стоимость объемов гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи;
2) стоимость других видов помощи
(служба переливания крови,
патологоанатомическая служба, бюро
судебно-медицинской экспертизы, центры
профилактической медицины,
организационно-методические отделы
государственных учреждений здравоохранения
и др.);
3) расходы на содержание
административно-управленческого
аппарата системы ОМС (территориальных
фондов ОМС, страховых медицинских
организаций).
С целью координации действий и повышения
эффективности использования ресурсов
в реализации территориальных Программ
между Министерством здравоохранения
РФ, Федеральным фондом ОМС и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации заключается
Соглашение,в рамках которого
ежегодно согласовываются и утверждаются
ряд приложений, например:
1) «План реструктуризации сети медицинских
учреждений субъекта Российской
Федерации»;
2) «Перечень медицинского оборудования,
лекарственных средств и изделий
медицинского назначения для выполнения
на территории субъекта Российской
Федерации федеральных целевых программ»;
3) «Объемы высокотехнологичных
(дорогостоящих) видов медицинской помощи
в учреждениях здравоохранения федерального
подчинения в конкретном году для субъекта
Российской Федерации»;
4) «Санаторно-курортное лечение детей
и взрослых в санаторно-курортных
учреждениях федерального подчинения»;
5) «Подготовка специалистов в системе
непрерывного медицинского и
фармацевтического образования для
субъекта Российской Федерации, в том
числе для системы ОМС» и др.
Комплексные
целевые медико-социальные программы
Комплексное программно-целевое
планирование предусматривает
разработку медико-социальных программ
на основе выбранных приоритетов в
охране здоровья населения. Такой
подход позволяет в условиях дефицита
финансовых, материальных и других
ресурсов концентрировать их на наиболее
приоритетных направлениях развития
здравоохранения, достигая тем самым
максимальных результатов в наиболее
сжатые сроки. Участие в реализации этих
программ различных служб и ведомств
обеспечивает комплексный межведомственный
подход в достижении поставленных
целей.
Комплексная целевая программа–
это директивный документ, который
содержит согласованный по срокам,
ресурсам и исполнителям комплекс
мероприятий для эффективного решения
поставленных задач.
Разработка и реализация комплексных
целевых медико-социальных программ
является одним из перспективных
направлений совершенствования
управления здравоохранением и, как
результат этого, — повышения качества
медицинской помощи.
Комплексные целевые программы могут
разрабатываться на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях
управления здравоохранением.
1) средства бюджетов всех уровней
(федерального, регионального,
муниципального);
2) средства государственных внебюджетных
фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный
фонд ОМС, Фонд социального страхования
РФ);
3) средства других источников, не
запрещенных законодательством
Российской Федерации.
Как правило, финансовое обеспечение
целевых программ осуществляется из
разных источников в рамках заключенных
соглашений, на условиях совместного
финансирования.
В настоящее время в области охраны
здоровья населения Российской Федерации
действует ряд целевых программ, наиболее
значимыми из которых являются:
1) «Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2002—2006 гг.)»,
которая включает подпрограммы:
«Сахарный диабет»; «Неотложные меры
борьбы с туберкулезом в России»; «О
мерах по развитию онкологической помощи
населению Российской Федерации»;
«Неотложные меры по предупреждению
распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)»
и некоторые другие.
2) «Дети России на 2003—2006 гг.», которая
включает подпрограммы:
«Дети-инвалиды»; «Здоровый ребенок»; и
др.
3) «Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2002— 2004 гг.» и
другие.
Правительство российской федерации
от
26 ноября 2004 г. N 690
О
ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ОКАЗАНИЯ
ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ НА 2005 ГОД
В
целях обеспечения конституционных прав
граждан Российской Федерации на получение
бесплатной медицинской помощи
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемую Программу
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год.
2.
Министерству здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации:
внести
до 1 июня 2005 г. в установленном порядке
в Правительство Российской Федерации
предложения об утверждении программы
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2006 год, а до 1 июля
2006 г. — доклад о ходе реализации Программы
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год;
давать
разъяснения по вопросам формирования
и экономического обоснования Программы
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год.
3.
Рекомендовать органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
утвердить территориальные программы
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи.
4.
Признать утратившими силу:
Постановление
Правительства Российской Федерации от
11 сентября 1998 г. N 1096 «Об утверждении
Программы государственных гарантий
обеспечения граждан Российской Федерации
бесплатной медицинской помощью»
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 38, ст. 4811);
Постановление
Правительства Российской Федерации от
26 октября 1999 г. N 1194 «О Программе
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью» (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1999, N 44, ст. 5322);
Постановление
Правительства Российской Федерации от
29 ноября 2000 г. N 907 «О Программе
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью» (Собрание
законодательства Российской Федерации,
2000, N 49, ст. 4827);
Постановление
Правительства Российской Федерации от
24 июля 2001 г. N 550 «О Программе
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи» (Собрание
законодательства Российской Федерации,
2001, N 31, ст. 3286).
5.
Настоящее Постановление вступает в
силу с 1 января 2005 г.
Программа
ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ
Программа
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год (далее —
Программа) определяет виды и объемы
медицинской помощи, предоставляемой
населению бесплатно. Финансирование
Программы осуществляется за счет средств
бюджетов всех уровней, средств
обязательного медицинского страхования
и других поступлений.
Программа
включает в себя:
виды
медицинской помощи, предоставляемой
населению бесплатно;
медицинскую
помощь, предоставляемую в рамках базовой
программы обязательного медицинского
страхования;
медицинскую
помощь, предоставляемую за счет средств
бюджетов всех уровней;
нормативы
объемов медицинской помощи;
нормативы
финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи;
подушевые
нормативы финансирования Программы.
Программа
разработана исходя из нормативов объемов
медицинской помощи (по видам медицинской
помощи), которые являются основой для
формирования расходов на оказание
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи в бюджетах всех
уровней, бюджетах Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования.
На
основе Программы органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
разрабатывают и утверждают
территориальные программы
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, включающие
территориальные программы обязательного
медицинского страхования.
Территориальные
программы государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи могут
предусматривать предоставление
дополнительных объемов и видов медицинской
помощи за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации.