Москва — один из крупнейших мегаполисов, в который традиционно устремляются не только многочисленные гости и туристы, но и лица с криминальными интересами. Ведь здесь большое скопление людей, быстрый темп жизни и есть много возможностей для тех или иных противоправных действий. Поэтому и была продумана концепция проекта «Безопасный город», которая предусматривает борьбу с преступностью и правонарушениями в разных направлениях. И именно она является приоритетным направлением работы столичной мэрии и правительства Москвы.
Недавно в столице сотрудники ФСБ РФ вместе со своими коллегами из МВД задержали 21-летнего гражданина Таджикистана по подозрению в его причастности к группировкам террористического характера, запрещенным в РФ. В частности, правоохранители обвинили молодого человека в том, что он помогал ранее задержанным иностранным гражданам попасть на территорию боевых действий в САР для вступления в ряды международной террористической организации «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена на территории РФ).
Операция по задержанию столь опасного преступника подтверждает, что программа «Безопасный город» эффективна и помогает делать Москву максимально спокойным и некриминальным городом.
Заметные результаты
Согласно статистическим данным, регулярно публикуемым МВД, в столице заметно снизился уровень нарушений миграционного законодательства и снизилось число преступлений, которые совершаются жителями других городов. Кроме того, решена одна из давних проблем Москвы — значительная часть рынка труда мигрантов, к которой со стороны жителей города было немало претензий, легализована.
Это стало возможным, отмечают эксперты, во-первых, за счет внедрения миграционной реформы, которую многие называли радикальной. Она включала в себя такие принципиально важные пункты, как введение патентов для трудовых мигрантов, создание эффективной и действительно работающей системы выдворения и закрытия въезда в страну для тех, кто уже попался на нарушении миграционного законодательства. Причем сами мигранты также поняли, что для них преступать закон чревато — это отразилось на их поведении: согласно официальным данным, они реже начали нарушать законодательство. Соответственно, снизилось и число выдворений из страны.
Вопросы миграции
На самом деле, именно вопросам поведения мигрантов уделяется особое пристальное внимание. Так, например, мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение полиции в столице вместе с народными дружинами регулярно контролировать ситуацию — они должны своевременно проводить разнообразные мероприятия.
Кроме того, в тесном сотрудничестве с федеральным правительством проводятся мероприятия, нацеленные на сохранение правопорядка в данном вопросе — создаются новые законы, основан едины Миграционный центр. Сегодня у мигрантов, въезжающих на территорию России и в Москву, как наиболее перспективный и интересный для иностранцев город, есть выбор — или они соблюдают все правила и честно играют по ним, т.е. сдают экзамен на знание языка, оформляют все необходимые документы, проходят обязательную медкомиссию, честно работают, уплачивая все налоги и ведут себя добропорядочно, либо им полностью перекрывают въезд в страну, а в случае тяжелейших правонарушений и вовсе отдают под суд. И большинство из мигрантов предпочитают соблюдать правила, установленные российской стороной.
Борьба за порядок
Московские власти разработали и собственные программы, которые позволяют делать город безопаснее. Так, например, одним из направлений было устранение контейнерных рынков и нелегальных ларьков-павильонов, раскинувшихся по городу. В них проживали и трудились тысячи человек, причем далеко не всегда законно пересекших границу.
Также особое внимание в рамках концепции «Безопасного города» уделили и работе с такими традиционно проблемными точками, как вокзалы. А еще разобрались с нелегальными таксистами.
Все меры, принимаемые в рамках проекта, дали свои результаты — уровень преступлений, совершаемых мигрантами, стремится вниз. За последние семь лет в Москве заметно сократилось количество преступлений. Так, например, отмечается, что в два раза меньше зафиксировано убийств, машины стали угонять в 4 раза реже, количество же квартирных краж и вовсе снизилось в 4,5 раза. «По оценкам москвичей, в 2010 году только 30% горожан говорили, что наш город безопасный. Сегодня так считают две трети москвичей» — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
Положительные результаты подчеркивает и начальник главного управления ГУ МВД РФ по Москве Олег Баранов. Он сказал, что система «Безопасный город», работающая в столице, оказывает неоценимую помощь сотрудникам органов правопорядка. С ее помощью в одном только 2018 году удалось раскрыть около 3 000 преступлений. «В их числе 27 убийств, 77 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 165 разбойных нападений, более 300 грабежей» — сказал Баранов.
В рамках проекта реализуется целый комплекс мероприятий, который позволяет столице стать максимально безопасным и комфортным для жизни городом. Так, это и освещенность улиц, даже в труднодоступных и промышленных районах города, работа народных дружин, патрулирование сотрудниками МВД улиц и дворов и прочие мероприятия. Особняком можно выделить такую современную систему налаживания порядка в городе, как видеофиксация.
Камеры наблюдения
Камерами видеонаблюдения сегодня оборудовано все больше домов, подъездов, дворов и улиц. Современные камеры дают максимально качественную картинку и хороший устойчивый сигнал, за счет чего можно довольно оперативно разыскивать преступников, находящихся в розыске.
Система видеофиксации в Москве постоянно совершенствуется — о новых тенденциях в данном направлении говорил Сергей Собянин на расширенном общегородском совещании по вопросам профилактики правонарушений. В этом году камеры на улицах стали еще умнее — их оснащают системой распознавания лиц. «В ближайшее время наши правоохранительные органы перейдут в своей работе на новый уровень информационных технологий. В 2018 году более 40 процентов камер видеонаблюдения заменили на более совершенные. В этом году мы завершим эту работу и создадим впервые систему распознавания лиц, которая будет выявлять преступников, находящихся в розыске». Это был пилотный проект, который показал хорошие результаты. «Первые эксперименты, проведенные в метрополитене и в ряде районов, дали очень хорошие результаты. Десятки преступников, которые были в розыске, найдены и задержаны. Я думаю, эта система сделает город просто недоступным для преступных элементов» — отметил столичный градоначальник.
С помощью камер, как отмечают эксперты и наблюдатели, уже удалось задержать несколько сотен рецидивистов, включая и представителей мигрантов, которые не захотели выполнять правила правопорядка.
Москва приняла программу «Безопасный город»
Представляем содержание и приоритеты программы «Безопасный город», принятой в Москве на 2012–2016 гг., от первого лица. Рассказывает Василий Васильевич Олейник, первый заместитель руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы
В.В. ОлейникПервый заместитель руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы
– 2011 год отмечен повышением внимания руководства Москвы к обеспечению защищенности жителей, безопасности имущества и бизнеса. Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях деятельности московского правительства в области вопросов безопасности в 2011 г.– Правительство Москвы уделяет внимание вопросам обеспечения безопасности города и его жителей, принимает целенаправленные комплексные меры в этой сфере.
В первую очередь делается многое для поддержания достойного жизненного уровня москвичей, стабильности всех сфер жизнедеятельности города. Неуклонно решается важная задача по созданию в столице эффективной системы обеспечения безопасности, способной парировать существующие и прогнозируемые угрозы городу, в том числе и снижать преступность. Выстроена система профилактики правонарушений, прежде всего у несовершеннолетних, молодежи, других категорий граждан. Органами власти города проводится работа по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия, недопущению экстремистских проявлений.
В настоящее время совместная деятельность правительства Москвы, правоохранительных органов и общественности в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью позволила добиться некоторого снижения преступности в городе. В 2011 г. снижение преступности в Москве по сравнению с 2010 г. составило 6,6%. Уменьшилось число таких тяжких преступлений, как убийства, грабежи и разбойные нападения. Снизилось на 21,6% количество квартирных краж. Снизилось на 25,8% количество преступлений, совершенных иностранными гражданами.
В то же время нерешенных задач в обеспечении безопасности города и его жителей остается еще много. Увеличилось количество преступлений экстремистской направленности. Существующие угрозы криминогенного, террористического, техногенного и природного характера требуют наращивания усилий по обеспечению защищенности жителей, городских объектов, укрепления правопорядка и активного противодействия преступности.
В сентябре 2011 г. была принята Государственная программа города Москвы «Безопасный город» на 2012–2016 гг. Результатом выполнения программы прежде всего должно стать реальное повышение уровня безопасности города и его жителей.
– Каково содержание и приоритеты утвержденной программы «Безопасный город» на 2012–2016 гг.? – Программа «Безопасный город» на 2012– 2016 гг. – это комплексная, масштабная программа. Она состоит из четырех подпрограмм. В каждой из них содержатся мероприятия, направленные как на противодействие конкретным видам преступлений и угрозам безопасности, так и на укрепление материально-технической базы, оснащение современными информационными системами всех субъектов обеспечения безопасности.
Первая подпрограмма – обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений. На нее пойдет основное количество средств – 62%. Для достижения целей и решения задач по борьбе с преступностью предусматривается реализовать в 2012– 2016 гг. целый комплекс мер. Планируется проведение мероприятий по:
- противодействию организованной преступности;
- предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений (ожидается сокращение этого вида преступлений на 10–15%);
- укреплению общественной безопасности в жилом секторе, на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан;
- предупреждению и пресечению преступлений экономической направленности.
Снижение криминализации экономики в результате принятых мер ожидается на 20–25%. Подпрограмма предусматривает создание систем безопасности в местах массового пребывания людей, таких как метрополитен, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, стадионы и другие объекты.
В соответствии с подпрограммой также планируется оборудовать инженерно-техническими средствами безопасности и антитеррористической защищенности до 60–65% объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений, мест с массовым пребыванием людей.
Вторая подпрограмма – предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ожидаемыми результатами ее реализации должны стать:
- оснащение пожарных частей Федеральной противопожарной службы, пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований в городе, подразделений добровольной пожарной охраны современной техникой до 75% к 2016 г.;
- оснащение Управления гражданской защиты Москвы и пожарных частей современными системами связи и передачи данных до 98% к 2016 г. и др.
Третья подпрограмма – мобилизационная подготовка экономики города Москвы. Подпрограмма нацелена на:
- проведение технического обслуживание систем и оборудование объектов мобилизационного назначения;
- замену оборудования и имущества, отслуживших установленные сроки на объектах мобилизационного назначения и решение других вопросов в этой области.
Четвертая подпрограмма – предупреждение и пресечение преступлений в сфере миграционного законодательства. Подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий по:
- устранению социально-экономических основ незаконной миграции;
- совершенствованию правовой нормативной базы в области миграции;
- созданию и актуализации регионального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в Москве;
- озвращению на родину мигрантов, незаконно пребывающих в городе.
Будут наращиваться усилия по пресечению противоправной деятельности организаций, оказывающих незаконные посреднические услуги в трудоустройстве, документировании, легализации иностранных граждан, а также агентств и организаций, осуществляющих приглашение иностранных граждан в Российскую Федерацию и предоставляющих заведомо недостоверные сведения об их бытовом и жилищном обустройстве.
Данной подпрограммой предусмотрено:
- ежегодное сокращение на 10–12% количества иностранных граждан, прибывающих на территорию города с нарушением действующего законодательства;
- ежегодное увеличение на 10–15% числа иностранных работников, легально осуществляющих свою трудовую деятельность у физических лиц;
- ежегодное снижение на 1,5–2% количества преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.
Особенностью программы «Безопасный город» является активное привлечение общественности к обеспечению безопасности в мегаполисе, прежде всего к профилактике правонарушений. В настоящее время в Москве действуют 765 опорных пунктов охраны порядка. Там работают свыше 20 тыс. граждан – это, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных структур и активные москвичи.
Активно работает Московская народная дружина, насчитывающая свыше 20 тыс. человек. Это значительная сила
– Как планируется совершенствовать подходы по усилению безопасности дорожного движения? Какие работы ведутся в области автоматических систем управления дорожным движением и комплексов фото- и видеофиксации нарушений? – Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разработана государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 гг.», в которой имеется подпрограмма «Организация движения транспорта в городе. Создание интеллектуальной транспортной системы».
В программе «Безопасный город» предусмотрены конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Особое внимание будет уделено оснащению всех регулируемых пешеходных переходов города средствами коммуникационного оповещения, а транспортных развязок – автоматическими системами противогололедной обработки дорожных покрытий. Получит дальнейшее развитие сеть светофорных объектов, дорожных знаков и щитов, опор и указателей. Планируется построить и реконструировать 680 светофорных объектов. Реализация программы позволит ежегодно сокращать на 2–3% количество дорожно-транспортных происшествий и погибших в них, а также число административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по сравнению с 2010 г.
– Расскажите отдельно о планах и задачах по оборудованию улиц и других общественных мест системами видеонаблюдения. Какие ключевые задачи будут решаться? Как будет организована данная система для ведения эффективного мониторинга? – Сегодня в городе имеется большое количество видеокамер различной принадлежности и с различным качеством получаемого изображения. Более 86 тыс. подъездов жилых домов оборудованы системами видеонаблюдения. Информация с видеокамер в жилом секторе и местах массового скопления людей поступает в центр оперативного управления ГУ МВД России по г. Москве. На спортивных объектах города установлено около 2,5 тыс. видеокамер, которые осуществляют обзор территории, зрительских трибун, вспомогательных помещений. Вместе с тем качество видеоинформации не всегда позволяет правоохранительным органам использовать ее для раскрытия преступлений.
В настоящее время проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих с 2012 г. поэтапный перевод системы видеонаблюдения города на эксплуатацию по «сервисной модели», которая предполагает два технологических уровня:
- уровень единого центра хранения данных видеонаблюдения;
- уровень операторов услуг.
Единый центр хранения данных обеспечит сбор, хранение, обработку видеоинформации, регламентированный доступ к ней пользователей, информационное взаимодействие с подсистемами видеонаблюдения других городских и ведомственных систем, включая интеллектуальную транспортную систему города.
Операторы услуг видеонаблюдения обеспечат непрерывный, круглосуточный режим функционирования систем видеонаблюдения в зоне своей ответственности, а также оперативный доступ к ним из единого центра. Аппаратурой качественного видеонаблюдения будут оснащены подъезды жилых домов и внутриквартальные территории жилого сектора, места массового пребывания граждан, территории, прилегающие к потенциально опасным объектам, объекты образования города.
Предполагается, что создаваемая система видеонаблюдения поднимет на новый уровень качество видеоинформации, скорость ее обработки и реагирования соответствующих структур на значимые события за счет внедрения интеллектуальных систем. Это позволит значительно увеличить раскрываемость преступлений с помощью камер видеонаблюдения – до 30–35% к концу 2016 г. Это европейский уровень.
– В чем основная задача модернизации систем видеонаблюдения в городе? – Главной задачей модернизации систем видеонаблюдения является повышение уровня обеспечения безопасности жителей города за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые требования к оборудованию и услугам исполнителей определяет государственный заказчик на оказание услуг по видеонаблюдению – департамент информационных технологий города Москвы. Им уже разработаны и согласованы с департаментом региональной безопасности города Москвы, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, ФСО России технические задания, места установки камер видеонаблюдения, порядок и критерии приемки работ.
– Изучается ли зарубежный опыт реализации программ «Безопасный город»? Какие положительные международные практики вы считаете полезными для Москвы? – В разработке программы активно участвовали свыше 30 органов исполнительной власти города (департаменты, комитеты, управления) и ряд общественных организаций.
К подготовке проекта программы привлекались эксперты федеральных территориальных правоохранительных структур, в том числе ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве, Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, иных правоохранительных органов и общественных организаций г. Москвы.
При разработке программы учитывался зарубежный опыт. Мы изучали опыт американских, европейских и азиатских коллег в обеспечении технической защищенности объектов социальной сферы, спорта, культуры и городского хозяйства. Реализация мероприятий программы «Безопасный город» реально повысит защищенность городских объектов и личную безопасность каждого москвича.
Безопасная Москва 2012–2018О результатах внедрения и дальнейшем развитии
В рамках Государственной программы города Москвы «Безопасный город» на 2012– 2018 гг. реализована часть мероприятий, направленных на комплексное обеспечение безопасности населения и объектов столицы, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, усиление защиты горожан и территорий от угроз природного и техногенного характера, повышение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Одним из главных достижений Программы стало увеличение раскрываемости преступлений благодаря использованию камер видеонаблюдения. В 2015 г. объем финансового обеспечения этой программы за счет средств городского бюджета составит 18,8 млрд руб., в 2016 г. – 19,4 млрд руб. и в 2017 г. – свыше 19,7 млрд руб. О положительных результатах реализации Программы, внедрении технических средств и дальнейших планах развития – в интервью Алексея Майорова, руководителя Департамента безопасности и противодействия коррупции города Москвы
Алексей МайоровРуководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы
– Какие ключевые этапы реализуемой программы «Безопасный город» вы можете выделить? Какова стратегия программы? Чему уделяется повышенное внимание?– Государственная программа Москвы «Безопасный город» на 2012–2018 гг. реализуется в 7 этапов. За каждый этап принимается один год. Реализация программных мероприятий предусматривает стабилизацию криминогенной обстановки в Москве, нейтрализацию роста преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым – создание условий для повышения реального уровня безопасности жизни москвичей и обеспечения защищенности критически важной инфраструктуры города.
При определении стратегии Программы намечены приоритетные цели и задачи на основе оценки криминальных, террористических, наркотических и других угроз в тесном взаимодействии с прокуратурой города, УФСБ по Москве и Московской области, ГУ МВД, УФМС, УФСКН, УФСИН России по Москве и другими заинтересованными структурами.
Главная цель Программы – комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории Москвы.
Для ее достижения Программа подразделяется на четыре подпрограммы:
- «Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений».
- «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
- «Мобилизационная подготовка экономики города Москвы».
- «Предупреждение и пресечение нарушений в сфере миграционного законодательства».
– Какие первые положительные результаты программы «Безопасный город» вы видите? Какие результаты вселяют положительные эмоции в руководителей и сотрудников, реализующих программу? – За время реализации мероприятий программы с 2012 г. достигнуты определенные позитивные результаты. Приведу статистику.
Отмечается положительная динамика в сферах борьбы с преступностью, безопасности дорожного движения, уменьшения количества пожаров, минимизации нарушений миграционного законодательства.
В 2014 г. по сравнению с 2012 г. сохраняется тенденция снижения следующих видов преступлений:
- на 15,2% сократилось количество убийств и покушений на убийства (2012 г. – 447, 2014 г. – 379);
- на 30,5% сократилось количество грабежей (2012 г. – 13 277, 2014 г. – 9232);
- на 30,1% сократилось количество разбойных нападений (2012 г. – 2880, 2014 г. – 2013);
- на 27,2% сократилось хулиганство (2012 г. – 805, 2014 г. – 578);
- на 23,3% сократились кражи из квартир (2012 г. – 6958, 2014 г. – 5335);
- на 21,4% снизилось число зарегистрированных фактов угонов и краж автотранспорта (2012 г. – 11 177, 2014 г. – 8786);
- на 3,3% сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (2012 г. – 970, 2014 г. – 938).
Активно проводятся мероприятия по снижению уровня незаконной миграции. По сравнению с 2013 г. отмечается сокращение на 14,6% количества преступлений, совершенных на территории Москвы иностранными гражданами и лицами без гражданства (2013 г. – 11 486, 2014 г. – 9806). Кроме того:
- составлено административных протоколов за нарушение миграционного законодательства: 2012 г. – 194 312, 2014 г. – 276 090;
- принято решений о закрытии въезда на территорию Российской Федерации в отношении иностранных граждан: 2012 г. – 15 168, 2014 г. – 139 052;
- вынесено решений о выдворении за пределы Российской Федерации: 2012 г. – 10 365, 2014 г. – 41 654.
Большая доля внимания уделяется развитию видеонаблюдения в городе.
По сравнению с 2012 г. система общегородского видеонаблюдения по объемам предоставляемых услуг превышает ранее существовавшую систему обеспечения безопасности города на 46,7%, в части подъездного видеонаблюдения – на 36,7%.
В результате принимаемых мер удалось добиться снижения на 9,9% количества пожаров (2012 г. – 7568, 2014 г. – 6848), при этом снижается количество погибших при пожарах (2012 г. – 216, 2014 г. – 152).
Благодаря проводимой работе по оборудованию мест купания на водоемах Москвы и организации дежурства спасательной службы на них увеличилось количество спасенных на водных объектах (в 2012 г. было спасено 150 человек, в 2014 г. – 187 человек).
– Какие задачи реализуемой программы «Безопасный город» предполагают использование технических решений?– Для решения задач по комплексному обеспечению безопасности населения и объектов на территории Москвы широко используются технические решения. Принимаются системные меры по технической оснащенности особо важных городских объектов, в том числе социальной сферы, образования, культуры, спорта, жилого сектора, а также на улицах и в общественных местах.
На базе государственной информационной системы «Единый центр хранения и обработки данных» (далее – ЕЦХД) в городе создана и функционирует система городского видеонаблюдения.
По состоянию на 1 января 2015 г. в Москве введены в эксплуатацию 127 633 камеры, из них:
- дворового наблюдения – 20 145;
- подъездного видеонаблюдения – 97 465;
Проводится также работа по пилотному подключению к ЕЦХД камер коммерческих организаций. Данная область пока не регулируется на законодательном уровне и требует дополнительных финансовых затрат от компаний. К означенному проекту имеют интерес и некоторые организации, такие как «Сбербанк», «Банк Москвы», X-5 Retail Group, которые подключают камеры в общегородскую систему. В итоге выигрывают все, так как контролировать правопорядок и благоустройство намного эффективнее, имея онлайн-доступ к максимальному количеству средств фиксации в одном месте, в данном случае это портал ЕЦХД.
Продолжается активное развитие интеллектуальной транспортной системы.
Например, в 2014 г. установленными на улично-дорожной сети города 884 стационарными комплексами специальных технических средств, имеющими функции фото- и видеозаписи и работающими в автоматическом режиме, выявлено и задокументировано 6 700 042 административных правонарушения в области дорожного движения, назначено штрафов на сумму более 7 млрд руб.
Кроме того, с использованием имеющихся технических средств, в том числе автоматизированных баз данных, сотрудниками подразделений ГИБДД задержано 1161 лицо, находящееся в розыске.
В рамках развития интеллектуальной транспортной системы Москвы в 2014–2015 гг. запланировано увеличить и ввести в эксплуатацию 1200 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ.
Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и Департаментом информационных технологий города Москвы разработана Информационно-аналитическая система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности в Москве.
Система предназначена для автоматизации информационного обеспечения процессов мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности на основе данных правоохранительных органов и других государственных исполнительных органов, систематизации полученной информации и принятия решений по совершенствованию городской инфраструктуры, снижению уровня криминализации и повышению общественной безопасности в городе.
В 2015 г. будут решены технические вопросы предоставления доступа подразделениям ГУ МВД России по городу Москве к данной системе для повышения эффективности работы по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью.
Применяемые технические и программные средства позволяют повысить эффективность распределения сил и средств полиции для обеспечения общественной безопасности на территории Москвы.
– Какие передовые технологии безопасности и видеонаблюдения, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными на сегодня? – После перевода системы видеонаблюдения на сервисную модель была полностью обновлена техническая архитектура и повышено качество обрабатываемых видеоизображений. Одновременно расширились цели использования системы: повышение эффективности управления городским хозяйством, уровня обеспечения безопасности жителей, комфорта и удобства повседневной жизни граждан.
Суть сервисного подхода заключается в том, что город заказывает у подрядчиков комплексную услугу видеонаблюдения «под ключ», а не проектирование, строительство и обслуживание инфраструктуры, как при стандартном подходе. Места размещения камер, сцены обзора, качество и прочие характеристики видеоизображения определяются рабочей группой, в состав которой входят представители органов исполнительной власти Москвы и правоохранительных органов. Оплата исполнителям государственных контрактов идет только за факт надлежащего предоставления видеоизображения в EЦХД. Таким образом, каждый из участников процесса решает только профильные задачи. Исполнители (операторы связи) занимаются построением и содержанием всей сетевой инфраструктуры, следят за исправностью, сохранностью камер, а также за остальными обширными технологическими параметрами услуг. Органы власти, в свою очередь, используют изображение с камер в разнообразных направлениях: как для обеспечения безопасности, так и в рамках управления городом, например для контроля уборки территорий, вывоза мусора, плановых ремонтных работ и др.
Пользователями системы на сегодня являются более 3 тыс. сотрудников правоохранительных органов и более 10 тыс. служащих органов исполнительной власти. Они имеют доступ к порталу ЕЦХД непосредственно со своих рабочих мест либо по выделенным защищенным каналам связи, либо через корпоративную сеть Правительства Москвы. Учетные записи предоставляются под личную подпись пользователей. Ядро системы находится в защищенном центе обработки данных, каналы связи к которому проложены в двух независимых и географически разнесенных вводах с резервированием.
– Какие задачи в области ИТ-инфраструктуры (каналов связи) потребовалось решать при реализации программы «Безопасный город»? Какие технологии оказались эффективными? – При реализации Программы для организации видеонаблюдения, удовлетворения потребностей органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений в услугах связи используется сервисная модель, которая стимулирует операторов связи на модернизацию своих транспортных сетей при абонентских подключениях. Таким образом, новые высокоскоростные телекоммуникационные услуги становятся для жителей города дешевле и доступнее.
– Каковы планы по дальнейшим мероприятиям программы «Безопасный город»? – Снижение уровня преступности до среднего показателя по Центральному федеральному округу; сокращение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий Москвы от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики; минимизация нарушений миграционного законодательства.