БК РФ Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы

1. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2009 N 927)

(см. текст в предыдущей редакции)

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

В случае соответствия целей, задач и (или) мероприятий целевой программы сфере реализации утвержденной Правительством Российской Федерации в установленном порядке государственной программы Российской Федерации целевая программа включается в указанную государственную программу Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2017 N 67)

Допускается включение отдельных федеральных проектов и (или) мероприятий, входящих в состав федеральных проектов, в целевые программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288)

Разработка, реализация, изменение и финансовое обеспечение федеральных проектов, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, осуществляются в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Подпрограммы и (или) мероприятия целевых программ не могут дублировать подпрограммы и основные мероприятия, реализуемые в рамках государственных программ Российской Федерации.

2. Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки согласно приложению N 1 и включают в себя следующие основные этапы:

разработка проекта концепции целевой программы;

принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;

разработка проекта целевой программы;

предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы — при государственном заказчике-координаторе целевой программы (далее — государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы);

согласование проекта целевой программы;

экспертиза проекта целевой программы;

рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;

доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;

утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.

Подпрограммы целевой программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для целевых программ.

Исследования и разработки по развитию научно−технологического комплекса Российской Федерации«Жилище»Электронная Россия

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона «О парламентском контроле».

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Читать также:  Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 183-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

(в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 283-ФЗ)

3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

4. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

Государственная программа Российской Федерации — основной программный документ, непосредственно прописанный в федеральном бюджете Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации являются документами стратегического планирования.

Перечень государственных программПравить

  • Портал государственных программ Российской Федерации. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 1 октября 2014 года.
  • Статья 28 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

ЛитератураПравить

«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 12

Преобразование федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный началось в 2010 г. Существующие федеральные целевые программы (ФЦП) представляли собой комплекс мероприятий (производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и т.д.), увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления. Мероприятия обеспечивали эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, а также инновационное развитие экономики. ФЦП были направлены на достижение конкретных целей.

Для формирования программного бюджета разработали новый инструмент — государственную (муниципальную) программу (госпрограмму), представляющую собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Конечная цель государственной программы по сравнению с целью ФЦП более глобальна, временной период ее действия шире, масштаб мероприятий и используемых ресурсов значительнее.

Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ внес изменения в БК РФ в части формирования программно-целевого бюджета — так, поправки в ст. 179 БК РФ исключают понятие «долгосрочная целевая программа» и вводят новое понятие — «государственные и муниципальные программы» (госпрограммы).

Государственная (муниципальная) программа — это документ, определяющий:

  • цели и задачи государственной политики в определенной сфере;
  • способы достижения и решения этих целей и задач;
  • примерные объемы используемых финансовых ресурсов.

Формирование госпрограммы

Объектом управления государственной (муниципальной) программы является сфера социально-экономического развития или безопасности (например, культура, здравоохранение, образование).

При формировании госпрограммы проводится анализ проблем каждой сферы для выявления наиболее актуальных. Кроме того, анализируются потенциал развития данной сферы и существующие ограничения, состояние сферы сопоставляется с состоянием аналогичной сферы в ведущих странах. На основании полученных данных формируется прогноз развития сферы.

Анализ развития сферы обозначил, в частности, следующие проблемы: низкую мотивацию граждан к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, невысокую доступность спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями, неудовлетворительное качество физкультурно-оздоровительных услуг. В числе факторов, имеющих положительный потенциал для развития, были названы успехи российских спортсменов, усовершенствованная законодательная и материально-техническая база, традиции физкультурного движения и т.д. Было указано, что спортивная сфера — это наиболее рентабельная отрасль в мировой экономике.

К сведению. Проблема социально-экономического развития — противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы.

При составлении госпрограммы анализируются приоритеты государственной политики в данной сфере. Эти приоритеты определяются в концепции долгосрочного социального экономического развития РФ, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, посланиях Президента РФ Федеральному собранию, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей, иных стратегических документах, утвержденных Президентом РФ или Правительством РФ.

Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам политики, которую государство проводит в данной сфере. По сути, цели должны отражать конечные результаты реализации этой программы. Госпрограмма включает и задачи, которые определяют конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы. Иными словами, цели указывают на то, чего нужно достичь, задачи — на то, что для этого нужно сделать.

Читать также:  Государственная программа новосибирской области развитие автомобильных дорог

Какова же цель рассматриваемой нами Госпрограммы «Спортивное развитие»? Таких целей три:

  • создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физкультурой и спортом;
  • повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
  • успешное проведение в РФ крупнейших международных спортивных соревнований.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

  • повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
  • обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;
  • проведение на высоком организационном уровне крупнейших международных спортивных мероприятий;
  • обеспечение эффективного использования в постсоревновательный период спортивных объектов Универсиады и Олимпиады.

Что указывается в госпрограмме

Основные параметры государственной программы — это ее цели, задачи, ключевые мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации госпрограммы, сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе основных мероприятий, необходимый для достижения целей. Эти параметры указываются в паспорте госпрограммы.

Госпрограмма включает и текстовую часть, содержащую развернутую информацию по следующим разделам:

  • общая характеристика сферы реализации;
  • приоритеты государственной политики;
  • цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач;
  • основные результаты, сроки и этапы;
  • характеристика целей программы и основных мероприятий;
  • характеристика мер госрегулирования (в том числе план нормотворчества);
  • прогноз сводных показателей государственных заданий;
  • характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ;
  • информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов;
  • обоснование объема финансовых ресурсов;
  • анализ рисков реализации;
  • методика оценки эффективности.

Составляющие госпрограммы

Госпрограмма включает федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы (ВЦП) и основные мероприятия.

Подпрограмма — это комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы. Подпрограмма является неотъемлемой частью госпрограммы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и госпрограммы. Так, рассматриваемая нами Программа «Спортивное развитие» включает следующие подпрограммы:

  • «Развитие физической культуры и массового спорта»;
  • «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»;
  • «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации»;
  • «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта».

Перечисленные подпрограммы по своему характеру являются «координирующими» для выполнения каждой отдельной задачи.

Подпрограммы и целевые программы формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных госпрограммой показателей.

Так, решение задачи по обеспечению успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствованию системы подготовки спортивного резерва достигается путем реализации мероприятий, предусмотренных:

  • подпрограммой 2, призванной повысить число граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, что приведет к увеличению количества учащихся спортшкол и спортучреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
  • подпрограммой 4, направленной на улучшение кадрового обеспечения физкультуры и спорта; повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов; развитие международного спортивного сотрудничества с международными спортивными организациями;
  • Федеральной целевой программой в части развития инфраструктуры спорта высших достижений.

Каждая подпрограмма имеет структуру описания, схожую с основной госпрограммой: включает паспорт и текстовую часть.

Функциональную основу для достижения целей, предусмотренных подпрограммой, формируют ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы. Основное мероприятие — это комплекс взаимосвязанных мероприятий (действий, направленных на решение соответствующей задачи), характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы.

Рассмотрим взаимодействие данных составляющих на примере Госпрограммы «Спортивное развитие». Так, реализацией основных мероприятий подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» решается задача по созданию условий, обеспечивающих гражданам возможности систематически заниматься физкультурой, спортом и вести здоровый образ жизни.

Одно из основных мероприятий, включенных в указанную подпрограмму, называется «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом». Оно состоит из нескольких мероприятий, таких как:

  • оснащение физкультурно-оздоровительных объектов спортивно-технологическим оборудованием;
  • реализация мер по расширению сети физкультурно-спортивных сооружений и объектов;
  • разработка технических регламентов, стандартов, правил сертификации услуг;
  • разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физкультуре в образовательных учреждениях;
  • развитие системы лизинга оборудования, инвентаря и материалов.

Участники госпрограммы

Участников госпрограммы можно разделить на две категории: ответственный исполнитель и соисполнители.

Ответственный исполнитель обеспечивает координацию деятельности участников госпрограммы. Еще одна важная функция ответственного исполнителя — общественное обсуждение проекта госпрограммы, в том числе с привлечением Общественной палаты, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, научных и иных заинтересованных организаций.

Соисполнители государственной программы — это федеральные органы исполнительной власти, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне государственных программ Российской Федерации.

Так, ответственным исполнителем Госпрограммы «Спортивное развитие» назначен Минспорт, соисполнители (в Программе они названы участниками) — Минздрав, Минкомсвязь, Минобрнауки, МВД, Минрегион.

Читать также:  Государственная программа редкоземельный

Обратите внимание на этот важный и обязательный элемент госпрограммы — межведомственное взаимодействие. Для решения задач, поставленных госпрограммой, необходимо согласованное взаимодействие всех соисполнителей.

Рассмотрим межведомственное взаимодействие на примере реализации одного из основных мероприятий подпрограммы 1 госпрограммы «Спортивное развитие», которое называется «Меры по развитию студенческого спорта». Указанное основное мероприятие невозможно без участия Минобрнауки — оно должно оказать содействие по созданию и расширению сети спортивных клубов на базе образовательных учреждений, созданию студенческих спортивных лиг, организации и проведению всероссийских спортивных соревнований и других спортивных мероприятий среди студентов, а также популяризации студенческого спорта среди населения. Вы видите, что Минобрнауки выступает здесь в качестве соисполнителя, ответственный исполнитель — Минспорт.

Структура государственной программы

—————————————————————————¬¦ Госпрограмма (ответственный исполнитель) ¦L——————T——————————————————- ————+—T—————T———————-¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/—————T—————T—————¬ —————————¬¦Подпрограмма 1¦Подпрограмма 2¦Подпрограмма n¦ ¦ ФЦП ¦L—————+——-T——+————— ¦(госзаказчик-координатор)¦ ¦ L—————-T——— ———T——-T—+——-T—————¬ ¦/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ——————-¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦ Подпрограммы ¦——¬ ——¬ ——¬ —————¬ —————¬L———T———¦ВЦП 1¦ ¦ВЦП 2¦ ¦ВЦП m¦ ¦ Основное ¦ ¦ Основное ¦ ¦/L—— L—— L—— ¦мероприятие 1¦ ¦мероприятие r¦ —————-¬ +————-+ L————— ¦ Мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ (госзаказчик) ¦ ¦/ ¦/ L—————- —————-¬ —————-¬ ¦ Мероприятие 1 ¦ ¦ Мероприятие k ¦ L—————- L—————-

Инструменты госуправления

Принципиальным новшеством государственных программ является включение в них мер государственного регулирования в сфере реализации программы, мер правового регулирования (вплоть до перечня необходимых нормативно-правовых актов).

Для достижения поставленных целей в государственных программах используются все инструменты госуправления:

  • бюджетное финансирование;
  • меры государственного регулирования (такие как предоставление налоговых льгот, регулирование цен и тарифов, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, реструктуризация задолженности, лицензирование деятельности и т.п.);
  • механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами (например, механизм взаимодействия для государственных и муниципальных учреждений — это выдача государственных (муниципальных) заданий, финансовое обеспечение, контроль за исполнением).

В долгосрочной целевой и ведомственной целевой программах к обязательным инструментам относится только бюджетное финансирование.

Финансирование госпрограмм

Поскольку достижение любых целей требует материальных затрат, при составлении госпрограммы учитывается и этот фактор. Правительство РФ определяет объем расходов федерального бюджета на реализацию госпрограммы на долгосрочную перспективу. Так, на госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2014 г. выделено 351,5 млрд руб., «Развитие образования» — 404 млрд руб., «Развитие культуры и туризма» — 101,1 млрд руб., «Спортивное развитие» — 62,2 млрд руб.

В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в случае если госпрограмма направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Оценка эффективности госпрограммы

По сути, каждая из задач как госпрограммы, так и подпрограмм имеет достаточно общее определение. Они — вектор развития. Для оценки того, выполнена задача или нет, в госпрограммы включены целевые индикаторы (в чем измеряется эффективность выполнения задачи) и ожидаемые результаты (в чем выражается эта эффективность). Например, доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения — это индикатор (показатель) задачи, которая звучит так: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни. А вот увеличение этой доли в общей численности населения с 20,6% в 2011 г. до 40% к 2020 г. — это уже контрольный показатель, отражающий эффективность выполнения данной задачи и, как следствие, госпрограммы.

Оценка эффективности госпрограммы проходит на основе анализа:

  • степени достижения целей и решения задач подпрограмм и госпрограммы в целом;
  • степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
  • степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

Минэкономразвития проводит мониторинг реализации госпрограмм. По результатам мониторинга Минэкономразвития готовит предложения о сокращении или перераспределении между участниками госпрограммы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как госпрограммы в целом, так и отдельных ее мероприятий.

Информация по госпрограммам

С информацией по действующим госпрограммам можно ознакомиться на официальном портале государственных программ РФ (http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start).

Перечень из 41 госпрограммы сгруппирован по пяти разделам: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство».

Для бюджетных учреждений наиболее значимы следующие программы:

  • в разделе «Новое качество жизни» — «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Спортивное развитие», «Развитие культуры и туризма»;
  • в разделе «Инновационное развитие и модернизация экономики» — «Развитие науки и технологий», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Информационное общество», «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Главный редактор журнала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *