Борьба в правящих кругах вокруг столыпинской программы реформ (1907–1911). История России от древнейших времен до начала XX века

История России. XX век
Боханов Александр Николаевич

I Государственная Дума

I Государственная Дума
В результате выборов в Думу партии были представлены следующими фракциями (приведены данные на момент конца существования Думы). Трудовики (крестьянство): 97 человек
Кадеты: 161 человек
Октябристы: 25 человек
Прогрессисты: 12 человек
Автономисты

II Государственная Дума

II Государственная Дума
II Государственная Дума по своему партийному составу оказалась еще более левой, чем первая. Кадеты: 73 человека
Черносотенцы и октябристы: 54 человека
РСДРП (меньшевики и большевики): 65 человек
Трудовики и эсеры: 157 человек
В целом левые партии получили

Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума

Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
Новый закон 3 июня 1907 г. (принятый в обход Думы, что являлось нарушением законодательства) вводил новую избирательную систему. Выборы остались куриальными, многоступенчатыми. Представительство рабочих было сокращено

IV Государственная Дума

IV Государственная Дума
Избранная осенью 1912 г. на основе прежнего избирательного закона IV Дума отличалась по партийному составу от III Государственной Думы. Состав ее образовался в условиях административного давления со стороны властей. Октябристы: 98 человек
Правые

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина

Очерк сорок четвертый
Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина

«Ярославль. В один из ресторанов ворвалась группа студентов Демидовского лицея и с криком «бей жидов» тяжко избила сидевшего в общем зале

СТОЛЫПИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

СТОЛЫПИН  И  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
(Опубл. в газ. «Новое время» 6 сентября 1911 г. ) Столыпин выдвинулся и определился в Думе. Но, в то же время, он в значительной степени определил собой Государственную думу. Если Государственная дума в настоящее время работает и

Государственная дума
Однако власть сразу же стала пытаться ликвидировать эти демократические завоевания. Во-первых, начались прямые репрессии, особенно усилившиеся с назначением П. Столыпина на пост премьер-министра. По его инициативе на основании статьи 87 Основных

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 1-ГО СОЗЫВА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 1-ГО СОЗЫВА
Законом от 6 августа 1905 г. был определен правовой статус так называемой «булыгинской» (по имени автора проекта министра внутренних дел Булыгина) Думы, который ни в коей мере не ограничивал самодержавия. Речь шла о полностью

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 2-ГО СОЗЫВА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 2-ГО СОЗЫВА
Несмотря на вмешательство и давление на избирателей со стороны властей во время предвыборной кампании, вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем первая. В нее вошли более 100 депутатов-социалистов, около 100 трудовиков, 100

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПОСЛЕ МАНИФЕСТА 3 ИЮНЯ 1907 г

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПОСЛЕ МАНИФЕСТА 3 ИЮНЯ 1907 г
Основным элементом третьеиюньской политической системы являлась III Государственная дума, созывавшаяся по новому избирательному закону. Он дал возможность (на что и был рассчитан) образовать в Думе два большинства:

Декабрьское вооруженное восстание, поражение восстания. Отступление революции. Первая Государственная дума. IV (Объединительный) съезд партии.

Декабрьское вооруженное восстание, поражение восстания. Отступление революции. Первая Государственная дума. IV (Объединительный) съезд партии. В октябре и ноябре 1905 года революционная борьба масс продолжала развиваться с огромной силой. Продолжались забастовки

Государственная дума в 1907–1914 гг

Государственная дума в 1907–1914 гг
8. III Государственная дума (ноябрь 1907 – июнь 1912). В избранной по новому закону Думе правонационалистические группы вместе получили 32 %, октябристы – 30 %, кадеты и прогрессисты – 21 %, левые (социал-демократы и трудовики) – 7 %. При

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Заседание № 14

Третья Государственная дума и социал-демократия
1-го ноября 1907 г. открылась третья Государственная дума, собранная на основании того избирательного закона, который издан царем после разгона второй Думы 3-го июня 1907 года. И старый избирательный закон, изданный 11 декабря 1905

Царизм перешел в наступление. Согласно новому закону о выборах помещики получали около половины мест в Думе, а многомиллионное крестьянство – лишь четверть. Таким образом, в III Государственной Думе большинство голосов принадлежало помещикам и буржуазии. Однако выборы не дали абсолютно­го большинства ни одной из партий. Правительство могло маневрировать между интересами помещиков и торгово-промышленной буржуазии и полу­чило в III и IV Думах устраивающее его консервативное большинство.

Наступил новый период – период политической реакции, которая по­лучила название столыпинской, по имени главы Совета Министров и мини­стра внутренних дел П. Столыпина. По обвинению в политических преступ­лениях с 1907 по 1909 гг. было осуждено более 26 тыс. человек. К смертной казни приговорено до 5 тыс.

В период реакции резко сократился численный состав революционных партий. В частности, к началу 1908 г. РСДРП уменьшилась в десять раз. В еще большей степени реакция повлияла на партии украинской демократии. В 1909 г. распалась «Спилка». Значительно сократилась численность УСДРП. Однако, в 1908 г. ряд деятелей национального движения объединились, неза­висимо от убеждений, в межпартийный блок – Товарищество украинских поступовцев (ТУП). Лидеры ТУП М. Грушевский, С. Ефремов и Е. Чикаленко призывали к консолидации политических сил в борьбе за национальное возрождение Украины.

Период реакции продолжался до 1910 г. Глава правительства П. Столыпин, ведя решительную и бескомпромиссную борьбу с революцион­ным движением, понимал, что оно порождено объективными причинами, ли­квидировать которые можно только с помощью реформ. Кабинет министров предполагал проведение целого ряда реформ и в первую очередь аграрную.

Аграрная реформа проводилась по трем направлениям. Первое направ­ление – создание в деревне хуторского и отрубного хозяйства, что предполагало выход крестьян из общин. Второе – переселение крестьян из централь­ных районов России в малонаселенные регионы страны. Третье – создание Крестьянского банка с целью предоставления крестьянам займов для приоб­ретения земли.

Целью реформы было увеличение в селе слоя зажиточного крестьянст­ва, хозяйства которых должны были стать основой капитализации экономики всей страны. Для этого предусматривалось постепенное разрушение общины и внедрение частного землевладения. В ноябре 1906 г. правительство приня­ло закон, в котором шла речь о разрушении общинной системы землевладе­ния. Крестьяне получили право, выходя из общины, получать в частную соб­ственность свой надел. Они могли продавать землю, передавать по наследст­ву или дарить ее. Также крестьянин, имея право требовать от общины объе­динение своей земли в один надел — отруб. Мог он, и переселиться с хозяйст­вом и семьей на хутор, т. на отведенную ему землю. Наибольший успех ре­форма имела на Украине. На 1 января 1916 г. из общин вышло на юге Украи­ны 32% крестьянских хозяйств, на Правобережье – около 51%, на Левобере­жье – около 14%, в отличие от России, где из общины вышло 24% крестьян. Таким образом, столыпинская реформа предусматривала дальнейшее усиле­ние зажиточного крестьянства. Она углубила процесс дифференциации кре­стьянства и обострила социальные противоречий в деревне.

Обедневшим крестьянам предоставлялась возможность переселиться в малонаселенные районы страны. Наибольшее число переселенцев по Россий­ской империи дали Полтавская и Черниговская губернии, т. именно здесь было больше всего малоземельных крестьянских хозяйств. До 1914 г. из Ук­раины переселилось в Сибирь, на Дальний восток, на Северный Кавказ и в Поволжье около 1,1 млн. крестьян. Однако процесс переселения был органи­зован плохо, многие крестьяне не имели достаточного капитала и, попав в непривычные условия, не смогли адаптироваться к новой жизни. В связи с этим почти четвертая часть переселенцев была вынуждена вернуться назад, где пополнила ряды безземельного сельского пролетариата.

Столыпинская аграрная реформа была, после отмены крепостного пра­ва в 1861 г. , следующим шагом на пути превращения России в буржуазную монархию. Она объективно ускорила развитие капиталистических отноше­ний в деревне: создавалась буржуазная земельная собственность, увеличива­лось применение сельскохозяйственных машин, удобрений, повышалась урожайность и товарность сельского хозяйства, расширялся внутренний ры­нок и т. В то же время аграрная политика Столыпина не достигла постав­ленной цели, не обеспечила создания прочного буржуазного строя в деревне, так как сохранила основу крепостнических пережитков – помещичье землевладение.

Наряду с проведением аграрной реформы Столыпин рассчитывал провести реформу и в других областях жизни российского общества. Программа реформ Столыпина предусматривала реорганизацию местного самоуправления, судебных учреждений, введение страхования рабочих, совершенствование агрокультуры, сельскохозяйственного производства, введение всеобщего на­чального образования и т.

Однако реак­ционные придворные круги всячески тормозили проведение буржуазных ре­форм, травили самого Столыпина и даже способствовали его физическому уничтожению. 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киеве.

Период Столыпинской реакции и реформ был недолгим. С середины 1910 г. в стране сложилась новая обстановка. Наметился промышленный подъем, обострились социальные противоречия, разворачивалась борьба на­родных масс против царизма и капитализма.

Петр Столыпин. Великий человек Великой России!
Лобанов Дмитрий Викторович

ПEPBOE ВЫСТУПЛЕНИЕ П. СТОЛЫПИНА ВО ВТОРОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ 6 МАРТА 1907 ГОДА

ПEPBOE ВЫСТУПЛЕНИЕ П. СТОЛЫПИНА ВО ВТОРОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ 6 МАРТА 1907 ГОДА
Перед началом совместной с Государственной думой деятельности * я считаю необходимым с возможною полнотою и ясностью представить созванному волею

ОБЪЯСНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ДЕЛА, ДАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 9 МАРТА 1907 ГОДА

ОБЪЯСНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ДЕЛА, ДАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 9 МАРТА 1907 ГОДА
Правительство желает сделать заявление по постановке вопроса. Правительство полагает, что, согласно статье 5 Учреждения о Государственной думе, Государственная дума может для

РЕЧЬ О ВРЕМЕННЫХ ЗАКОНАХ, ИЗДАННЫХ В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ДУМАМИ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 13 МАРТА 1907 ГОДА

РЕЧЬ О ВРЕМЕННЫХ ЗАКОНАХ, ИЗДАННЫХ В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ДУМАМИ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 13 МАРТА 1907 ГОДА
По обсуждаемому вопросу я, прежде всего, должен обратить внимание Государственной думы на то, что, по мнению правительства, он получает

Читать также:  Указ 599 о разработке и реализации Государственной программы вооружения был подписан президентом

РЕЧЬ В ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РОСПИСИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 20 МАРТА 1907 ГОДА

РЕЧЬ В ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РОСПИСИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 20 МАРТА 1907 ГОДА
Господа! Я не буду долго утруждать ваше внимание. Я вхожу на Кафедру в качестве министра внутренних дел лишь для того, чтобы сделать маленькую поправку к речи

Приложение 2 Письмо председателя Государственной думы Ф. Головина председателю Совета министров

Приложение 2
Письмо председателя Государственной думы
Ф. Головина председателю Совета министров
и ответное письмо П. Столыпина председателю Государственной думы Ф. ГОЛОВИН — П. СТОЛЫПИНУ В письмах ваших от 22, 24 и 26 сого марта * за №№ 164, 167 и 168 вы изволите

ПЕРВАЯ РЕЧЬ П. СТОЛЫПИНА В ТРЕТЬЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ 16 НОЯБРЯ 1907 ГОДА

ПЕРВАЯ РЕЧЬ П. СТОЛЫПИНА В ТРЕТЬЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ 16 НОЯБРЯ 1907 ГОДА
Господа члены Государственной думы! Для успеха совместной работы вашей с правительством вам надлежит быть осведомленными о целях, преследуемых правительством, о способах,

РЕЧЬ П. СТОЛЫПИНА, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 16 НОЯБРЯ 1907 ГОДА В ОТВЕТ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В. МАКЛАКОВА

РЕЧЬ П. СТОЛЫПИНА, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 16 НОЯБРЯ 1907 ГОДА В ОТВЕТ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В. МАКЛАКОВА
Господа члены Государственной думы! Слушая раздававшиеся тут нарекания и обвинения против правительства, я спрашивал себя, должен

Первое выступление П. Столыпина во Второй Государственной думе в качестве Совета министров 6 марта 1907 года

Первое выступление П. Столыпина
во Второй Государственной думе в качестве Совета министров 6 марта 1907 года
Печатается по кн. : Государственная дума. Второй созыв. Стенографические отчеты. 1907 год. Сессия вторая. Том I. Заседания 1-30 (с 20 февраля по 30 апреля). СПБ,

Первая речь П. Столыпина в Третьей Государственной Думе, произнесенная 16 ноября 1907 года
Печатается по кн. : Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1907-1908 гг. Сессия первая. Часть I. Заседания 1-30 (с ноября 1907 г. по 19 февраля 1908 г. СПБ, Государственная

16 ноября 1907 г. Неприкосновенность частной собственности — основа бытия Русской держав
(Первая речь П. Столыпина в Третьей Государственной Думе)
Господа члены Государственной думы!Для успеха совместной работы вашей с правительством вам надлежит быть осведомленными о

16 ноября 1907 г. Пусть расцветет наш родной, русский цвет (Речь П. Столыпина, произнесенная в Государственной Думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной Думы В. Маклакова)

Экономическая и социально-политическая. Для крестьян: выход из общины, расширение продажи земли, разрешить свободное переселение.

Русская революция повлияла на аграрный сектор двояко: показала, что существует земельный вопрос, провоцировала падение урожайности, нарушил а хозяйственную жизнь в деревне. Революция показала «неблагонадежность безземельных и средних крестьян – создание новой социальной базы, опираясь на зажиточных крестьян.

Главная цель реформы заключалась в привлечении на сторону самодержавия широких слоев крестьянства и предотвращении новой аграрной войны – уничтожение социального конфликта в деревне.

Другой целью являлось обеспечить возможность выхода из сельской общины, распространить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность.

Конечной экономической целью реформы было обеспечить общий подъем сельского хозяйства страны, дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав — трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

“дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от кабалы отжившего общинного строя”. В этом и заключалась главная идея земельной реформы, которую называли столыпинской.

Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся из общинников в “маленьких помещиков”. Тем самым община будет взорвана изнутри, разрушена. Борьба между общиной и частной собственностью завершится победой последней. В стране возникает новый слой крепких собственников — “прочная опора порядка”.

Концепция Столыпина предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными. Составные элементы его программ — переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которые реально представляла интересы мелкого землевладения.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли должно произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли.

Столыпин делает ставку на «крепких и сильных» крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, «необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает».

Обсуждение реформы.

При обсуждении подвергалась жестокой критике, особенно активно – либеральная интеллигенция (кадеты), радикальная интеллигенция (эссеры). Консерваторы поддерживали Столыпина.

Противниками реформы были ученые-аграрники того времени: Кауфман, Огановский, Чаяеов, Кондратьев.

Министр земледелия – Кривошеин

1909-1915 – с/х выросло в 1,5 раза; из этого агрономы сделали вывод, что необходимо оснащать земледелие, а не ликвидировать общину.

О начале земельной реформы возвестил правительственный указ от 9 ноября 1906 года, принятый в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Согласно этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей землей. Они могли также продать ее. Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указом “заложено основание нового крестьянского строя”.

В феврале 1907 года была созвана II Государственная дума. В ней, как и в I Думе, земельный вопрос оставался в центре внимания. Отличие состояло в том, что теперь “дворянская сторона” не только защищалась, но и наступала. Первый депутат князь Д. Святополк-Мирский заметил, что дворянские хозяйства во много раз культурнее крестьянских. “Сохраните и поддержите частных владельцев, — призывал он. — Наша серая, темная крестьянская масса без помещиков — это стадо без пастыря”. На это едко возразил крестьянин-монархист Ф. Петроченко: “Здесь кто-то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и бесполезно им давать много земли. Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как земли, чтобы по своей глупости в ней же ковыряться. Дворянину и неприлично возиться с землей”. Петроченко заключил с эпической простотой: “Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит, эту землю нам отдавать.

Большинство депутатов во II Думе еще более твердо, чем в I Думе, выступали за передачу крестьянам части дворянских земель. Столыпин решительно отверг подобные проекты: “Не напоминает ли это историю тришкина кафтана: “ обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?” Разумеется, II Дума не проявила желания одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в связи с этим ходили упорные слухи, что выходить из общины нельзя — вышедшим не достанется помещичьей земли.

Позиция II Думы в земельном вопросе стала основной причиной ее роспуска 3 июня 1907 года.

Указ давал 4 права:

Право брать в личную собственность надел.

Право распоряжения землёй.

Право потребовать от общины цельного отрезка (отруб).

Право перенести землю из общины (хутор).

Цель: Земля получает хозяина. Создать слой средних землевладельцев, которые являются опорой правового государства и опорой самодержавия.

I Дума открылась 27 апреля 1906 года. Хотя заседания Думы с самого начала приняли резкий антиправительственный тон, правительство предприняло попытку организовать консультации с большинством Думы о назначении думских лидеров на некоторые министерские должности. Главноуправляющий землеустройством и земледелием Н. Кутлер подготовил правительственный законопроект, предусматривавший принудительное отчуждение части помещичьих земель. Все попытки найти общий язык провалились, Дума была распущена через 72 дня, 8 июля. В тот же день П. Столыпин был назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним поста министра внутренних дел. Были назначены выборы во II Думу по тому же избирательному закону. Кутлер ушёл в отставку и перешёл в оппозицию.

Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы, по статье 87 Основных законов. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой (а также во время думских каникул), с обязательством внести эти законы в Думу в двухмесячный срок со дня её открытия.

II Дума открылась 20 февраля 1907 года. С самого начала II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства, чем предшествующая Дума. Было очевидно, что любые значимые правительственные законопроекты, в том числе и аграрные, будут отвергнуты Думой, кадетское большинство которой продолжало выступать за предложения в спектре от полной национализации до частичного отчуждения помещичьих земель. Дума была распущена.

Первые две Думы (часто называемые «думами народного гнева») придерживались такого курса в разрешении аграрной проблемы, который правительство Столыпина полагало принципиально недопустимым. Борьба между Думами и правительством, в которой не нашлось места компромиссу, завершилась победой правительства. Большинство в Думе теперь контролировалось партией октябристов (в блоке с умеренными националистами), настроенными на сотрудничество.

III Дума открылась 1 ноября 1907 года, и в неё был сразу же внесён весь пакет правительственных законопроектов аграрной реформы. Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. Дума, как правило, вносила в законопроекты поправки, направленные на их либерализацию, после чего законопроекты попадали в Государственный Совет, который, в силу своей большей консервативности, возвращал законопроект на повторное рассмотрение, назначались согласительные комиссии, после чего процедура рассмотрения и принятия повторялась ещё раз.

Читать также:  Межотраслевые государственные программы

В частности, указ 9 ноября 1906, основной документ реформы, рассматривался более 3 лет, и был принят как закон только в июле 1910 года, причем все изменения, внесение которых заняло столь длительное время, не имели принципиального характера. Положение о землеустройстве, внесенное в Думу в ноябре 1907 года, было принято в качестве закона только в мае 1911 года.

Борьба в правящих кругах вокруг столыпинской программы реформ (1907–1911)

Столыпинский «пакет реформ» не исчерпывался планами модернизации российской деревни. Преобразование аграрного строя, осуществлявшееся в ходе наступления на общину, требовало реорганизации системы местного самоуправления с тем, чтобы дать крестьянам-собственникам больше мест в земствах, где абсолютно доминировало дворянство. Этой цели служил проект земской реформы, подготовленный Министерством внутренних дел и предусматривавший помимо прочего некоторое ослабление жесткого бюрократического контроля над земствами. Проект реформы местного суда восстанавливал институт мировых судей, введенный в 1864 г. и ликвидированный в эпоху контрреформ. Этот акт был призван несколько усовершенствовать систему местной юстиции, носившую архаичный, сословный характер и обрекавшую крестьян на юридическое бесправие. Впрочем, уже в 1906 г. , указом 5 октября ликвидировались некоторые правоограничения, существовавшие для сельского, населения (паспортные, в поступлении на гражданскую службу и т. Важное место в своей программе П. Столыпин отводил и вероисповедному вопросу. В его «пакет» входил ряд законопроектов, призванных облегчить положение старообрядцев и насильственно обращенных в православие униатов. Отмена дискриминационных ограничений, установленных для инославных церквей (т. христианских, но неправославных), разрешение перехода из православия в другие христианские веры, облегчение смешанных браков — все это должно было смягчить остроту религиозной борьбы и — реализуя, в известной мере, принцип свободы совести — придать более правовой, современный характер государственному строю России. Составными частями столыпинской программы являлись также проекты преобразования местной администрации, предусматривавшие укрепление губернского и уездного звеньев бюрократического механизма, проект введения всеобщего начального обучения. Наконец, намечались реформы в области рабочего законодательства (введение страхования рабочих и др.

Все эти проекты готовились еще до прихода П. Столыпина к власти, и он застпл их на разной стадии разработки. Однако собранные в единый «пакет» вместе с актами, реализовавшими новую аграрную политику, они стали составными частями целостной программы, направленной на модерннзацгпо страны, на предотвращение нового революционного взрыва.

Важнейшим оплотом оппозиции столыпинскому курсу справа стала общероссийская дворянская организация — Совет объединенного дворянства. Возникшая в 1906 г. и ревностно защищавшая интересы помещиков, эта организация обладала огромным политическим весом и оказывала сильное влияние на ход государственного управления, поскольку располагала обширными связями в придворно-бюрократическом мире и имела возможность ипформировать о своих пожеланиях самого императора. Противодействие планам П. Столыпина оказывал и Государственный совет, где тон задавали представители крайней реакции. Проектами вероисповедных реформ было недовольно высшее духовенство.

Раздраженно правых вызвала и политика П. Столыпина в отношении Государственной думы. В консервативных кругах были сильны настроения в пользу ее ликвидации или превращения в законосовещательный орган, лишенный возможности (хоть в какой-то мере) ограничивать власть царя. Этим мыслям сочувствовал и Николай II. Опасавшиеся укоренения в России парламентских традиций консервативные круги были недовольны даже вполне лояльной III Думой и мечтали о более кардинальном, чем третьеиюньский, государственном перевороте. Между тем П. Столыпин считал необходимым сохранение Думы в качестве законодательного органа.

В 1907–1911 гг. шла острая борьба в верхах вокруг вопроса об ориентации правительственного курса, о судьбе столыпинской программы реформ, борьба, которая велась как открыто (в Думе, Государственном совете и пр. ), так и закулисно (в придворных сферах). Своей кульминации эти конфликты достигали в 1909 и 1911 гг. , во время так называемых первого и второго «министерских» кризисов, когда П. Столыпин дважды оказывался на грани отставки. Под давлением своих могущественных оппонентов П. Столыпин, который не мог опереться на достаточно влиятельные политические силы, вынужден был маневрировать, отказываясь от существенных частей собственной программы. Некоторые законопроекты (по вопросам местного самоуправления, о снятии ряда вероисповедных ограничений и др. ), уже одобренные Государственной думой, были провалены в Государственном совете. Под давлением справа и в какой-то степени по собственному побуждению П. Столыпин свернул первоначальную, весьма широкую, правительственную программу по рабочему вопросу, выдержанную в либерально-реформистском духе. Дело ограничилось изданием лишь нескольких страховых законов, принятых после долгих проволочек уже в 1912 г. В конфликтах П. Столыпина с правыми Николай II в итоге поддержал противников главы правительства. Их взгляды были более близки царю, который, в частности, подозревал П. Столыпина в стремлении, опираясь на Думу, оттеснить монарха от руководства государственными делами. 1 сентября 1911 г. Столыпин, чьи позиции носле второго «министерского» кризиса оказались существенно подорванными, был смертельно ранен в Киеве агентом охранки Д. Богровым при обстоятельствах, не исключающих причастности к этому покушению высших чинов полиции.

БОРЬБА ВОКРУГ АРМИИ

БОРЬБА ВОКРУГ АРМИИ
В марте 1921 г. в Турции был создан Русский Совет: своего рода гражданское управление армии. В нем сразу же началась внутренняя борьба. Монархисты правого толка требовали, чтобы армия, возглавляемая Врангелем, открыто подняла монархическое знамя.

Борьба вокруг государственной тайны

Борьба вокруг государственной тайны
4. Хаос и неразбериха, царившие в стране после августа 1991 года, должны были привести к появлению правовых проблем с разглашением секретов. Это и произошло. Правда, могло бы и раньше, но в качестве назидательного примера решили,

Глава десятая Борьба Антанты и Австро-Германского блока (1908 ― 1911 гг

Глава десятая Борьба Антанты и Австро-Германского блока (1908 ? 1911 гг. )
Англо-германское морское соперничество. Образование Антанты свидетельствовало о том что англо-германский антагонизм оказался глубже англо-русских и англо-французских противоречий. Англия вынуждена

БОРЬБА МИФОЛОГИЙ

Изменение программы реформ
К середине 1990-х гг. зачатки рыночных отношений были созданы уже во всех отраслях экономики. Как и во времена НЭПа, особо прочные позиции частный капитал занял в сферах торговли и обслуживания. Главный урок первых лет реформирования России

Борьба вокруг престола

Борьба вокруг престола
Василий III был женат на Соломонии Сабуровой. Детей у них не было, и великий князь всерьез опасался за судьбу государства. «Горе мне! – говорил он. – Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям отдать? Но они и

Большевики и меньшевики в годы столыпинской реакции. Борьба большевиков против ликвидаторов и отзовистов.

Большевики и меньшевики в годы столыпинской реакции. Борьба большевиков против ликвидаторов и отзовистов. В годы реакции в партийных организациях работать было во много раз труднее, чем в предыдущий период развертывания революции. Количество членов партии резко

Большевики и меньшевики в годы столыпинской реакции. Борьба большевиков против ликвидаторов и отзовистов.

БОРЬБА ТРУДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПАДА РЕВОЛЮЦИИ (1906–1907)
Наступление контрреволюции. Декабрьское вооруженное восстание было вершиной революции. После его подавления классовые бои рабочих постепенно пошли на спад, распоясалась реакция. Царское правительство прибегало ко

Глава III ПЕРИОД СТОЛЫПИНСКОЙ РЕАКЦИИ (1907–1910)

Глава III ПЕРИОД СТОЛЫПИНСКОЙ РЕАКЦИИ (1907–1910)
Спадом революционной борьбы рабочих и крестьян, становившимся все более заметным в первой половине 1907 г. , поспешило воспользоваться царское самодержавие. В ночь на 3 июня 1907 г. охранка арестовала думскую социал —

№ 1 Стаття Андрія Зиля про Усть-Цильму, де в 1907 — 1911 рр. перебував на засланні Данило Терпило

№ 1 Стаття Андрія Зиля про Усть-Цильму, де в 1907 — 1911 рр. перебував на засланні Данило Терпило
Усть-ЦильмаСело Усть-Цильма Архангельської губернії — місце трирічного заслання Данила Терпила. Тут майбутній отаман Зелений гартував волю, проживаючи серед напівдикого

Сравнение столыпинской и народнической аграрной программы

Борьба в правящих кругах вокруг столыпинской программы реформ (1907–1911). История России от древнейших времен до начала XX века

Вокруг имени Столыпина и его реформ продолжаются острые споры. Среди его поклонников — историки, политологи, придерживающиеся разных политических воззрений. Любопытно, что даже те, кто позитивно оценивает деятельность последнего реформатора Российской империи, диаметрально расходятся в понимании сущности его политики.

Так, для одних Столыпин – либеральный реформатор, сторонник радикальных политических и социально-экономических преобразований, деятельность которого вела Россию к переходу на европейский путь развития. Подобная оценка популярна среди части современных либералов, которые обращаются к авторитету Столыпина. Некоторые современные политологи даже называют Столыпина «великим либералом».

Другие, наоборот, видят заслугу П. Столыпина в его верности охранительным, историческим и традиционным началам российского самодержавия и рассматривают его как убежденного противника представительной демократии, либерализма, конституционного строя.

Нетрудно заметить, что подобные взаимоисключающие оценки не позволяют сделать правильные выводы из сложной и весьма противоречивой политики той эпохи.

Столыпин был, безусловно, сторонником и автором целого ряда правовых и экономических реформ, в первую очередь аграрной реформы, ведущей к разрушению крестьянской общины и создания слоя зажиточного крестьянства, которое должно было послужить опорой власти.

В то же время в политической сфере Столыпин был последовательным консерватором, убежденным монархистом, стремившимся сохранить в новых исторических условиях основы самодержавия и привилегии дворянства. Однако этот консерватизм сочетался со стремлением перевести Россию на адекватный началу ХХ века путь социально-экономического развития.

При этом Столыпин принципиально отличался от правых монархистов, требовавших не только подавления революционной смуты, но и реставрации неограниченного самодержавия.

По их мнению, Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший ряд основных гражданских свобод, был досадным недоразумением, вызванным давлением со стороны поднимающейся революционной волны. Наоборот, Петр Аркадьевич опирался в Государственной Думе в основном на партию октябристов и ряд других близких к ней по духу организаций, видевших в основных принципах Манифеста 17 октября 1905 года основы политического развития России и залог ее мирного реформирования. Столыпин подчеркивал, что «преобразованное по воле монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Следует заметить, что после создания народного представительства предпринимались попытки достичь соглашения между правительством с либеральной общественностью. Незадолго до роспуска 1-й Государственной Думы велись консультации о приглашении в новый кабинет популярных парламентских и общественных деятелей, принадлежавших к «Союзу 17 октября» и Конституционно-демократической партии. Столыпин, занимавший тогда пост министра внутренних дел, принимал участие в тайных переговорах с умеренными представителями оппозиции о создании коалиционного правительства. Однако переговоры провалились. Власть отвергла требование депутатов о создании ответственного перед Думой кабинета под руководством кадетов, имевших парламентское большинство.

Читать также:  Программа государственного экзамена по юриспруденции

После роспуска 1-й Государственной Думы 8 июля 1906 года императорским указом Петр Столыпин был назначен председателем Совета министров России. Вскоре глава правительства предпринял еще одну неудачную попытку договориться с умеренно либеральными кругами.

Ведущей оппозиционной силой тогда была партия кадетов, конституционных демократов (Партия народной свободы). Кадеты боролись за переход России к конституционному строю, добивались демократических выборов в Государственную Думу, ответственного перед парламентом правительства.

В то же время кадеты не выступали против института монархии, не призывали к созданию республиканского строя, а были противниками царского самодержавия. Кадеты отвергали методы революционного насилия, присущие социалистическим партиям, выступая за мирный переход страны к демократии. В программе партии кадетов говорилось, что «Россия должна быть конституционной и парламентской монархией. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов без различия вероисповедания, национальности и пола». По мнению кадетов, «всякие сословные различия должны быть отменены». Это была последовательная программа буржуазно-демократических преобразований.

Оценивая реформаторскую деятельность Столыпина нельзя не учитывать, что он не был полностью свободен в своих начинаниях, безусловно зависел от воли императора и его окружения. Так, многие публицисты считают Столыпина главным инициатором введения военно-полевых судов с целью подавления революционного движения и террора социалистов-революционеров. Однако, военно-полевые суды Николай II хотел учредить еще в декабре 1905 года, но тогдашний глава правительства граф С. Витте этому воспротивился. Эта мера была введена после серии кровавых террористических покушений, в том числе и на самого Столыпина. На рассмотрение таких дел отводилось не более 48 часов, приговор приводился в исполнение в течение суток.

Многие реформаторские начинания Столыпина отвергались и блокировались. Так, Государственная Дума одобрила три вероисповедальных закона, но два задержал Государственный Совет, а третий не был утвержден царем. Законопроект о неприкосновенности личности не прошел через Думу, а законопроект о допуске адвокатов к участию в следствии не был одобрен Государственным Советом. Как отмечает историк С. Степанов в книге «Загадки убийства Столыпина» «борьба между твердолобыми консерваторами и умеренными реформаторами в правительственных кругах не прекращалась ни на мгновение».

Столыпин активно боролся против влияния Григория Распутина, добиваясь удаления его из Санкт-Петербурга. Это вызывало неудовольствие царской семьи.

С именем Столыпина связан роспуск 2-й Государственной Думы и изменение правил выборов изданием нового избирательного положения от 3 июня 1907 года, которое явилось прямым нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, обещавшего не принимать законов в обход парламента. Поэтому эти события получили название третьеиюньского государственного переворота. В результате система выборов была дополнительно изменена в пользу состоятельных классов, и в первую очередь поместного дворянства с целью искусственно создать необходимое правое большинство для одобрения и успешного проведения в жизнь мероприятий правительства. По новому положению каждые 230 земельных собственников посылали одного выборщика на губернское собрание, торгово-промышленный класс одного на тысячу, крестьяне одного на 60 тысяч, рабочие одного на 125 тысяч.

Такой политический курс создавал почти непреодолимую пропасть между правительством и либеральной оппозицией, подвергавшейся к тому же полицейским преследованиям. Лидер кадетов Павел Милюков считал, что «между двумя тенденциями, дворянской и демократической, не могло быть примирения».

Существенные разногласия между кадетами и Столыпиным касались проведения земельной реформы. Крестьянский вопрос в России стоял очень остро, о чем свидетельствовали постоянные аграрные беспорядки, нередко сопровождавшиеся поджогами и разорением помещичьих усадеб. Голодные годы были регулярным спутником крестьянской жизни. В ряде губерний голод свирепствовал и в период столыпинских реформ. Голодало около 30 миллионов крестьян.

Важнейшей проблемой было малоземелье крестьянства, и многие видели решение вопроса в отчуждении помещичьих (частновладельческих) земель в пользу крестьянской общины.

Но если октябристы, партия либеральных помещиков, соглашалась только в «случае государственной важности» на передачу части помещичьих земель крестьянам за «справедливое вознаграждение», то левые народнические партии -социалисты-революционеры и народные социалисты, которые усматривали в крестьянской общине прообраз будущего социализма, выступали за социализацию земли, конфискацию помещичьего землевладения без всякого выкупа и уравнительное землепользование.

Кадеты занимали в земельном вопросе позицию компромисса, учитывающего интересы крестьянства. Они предлагали частичное отчуждение частновладельческих земель и передачу их крестьянам во владение или пользование личное или общинное. Кадетский законопроект предусматривал создание государственного земельного запаса для обеспечения безземельного и малоземельного населения за счет казенных, удельных, монастырских и частновладельческих земель (последние отчуждались с компенсацией). Хорошо известно, что с момента освобождения крестьян в 1861 году величина крестьянского надела уменьшилась вследствие роста населения.

Как отмечает лидер кадетов Павел Милюков в своих «Воспоминаниях», «дворяне хотели сохранить не только свои земли, но и рабочие руки. Продажа дворянских земель ослабляла правящий класс. Оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавиться, у бедных отнимется».

Иначе видел смысл земельной реформы сам Столыпин. По словам Столыпина, «правительство делало ставку не на убогих и пьяных, а крепких и сильных». Согласно указу от 9 ноября 1906 года крестьяне получали право выхода из общины и получения своего земельного надела в частную собственность. При желании крестьянин мог выйти из общины и перевести свое хозяйство на хутор. Был создан Крестьянский банк, который выдавал ссуды для покупки крестьянами земли у государства и частных собственников.

В отличие от своих либеральных оппонентов Столыпин считал, что сначала необходимы экономические реформы (создание слоя «крепких мужиков», избавление от крестьянской бедности) и только потом политические. Столыпин утверждал: «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он насильно находится в тисках общины, он остается рабом и никакой писанный закон не даст ему гражданской свободы».

В этих словах содержится признание тяжелейшего положения крестьянства в России со стороны главы царского правительства.

Другое дело, что эти аграрные преобразования вели к расслоению крестьянства, оставляли в неприкосновенности дворянское землевладение и не могли полностью решить крестьянский вопрос. Достаточно сказать, что к 1917 году не более 30% крестьян оказались собственниками, большинство крестьян не пожелало выйти из общины.

Как пишет историк Валерий Бушуев: «Столыпин старался реформами сверху расчистить почву для развития капитализма по наиболее консервативному «прусскому пути». Столыпин был убежден в необходимости гарантировать неприкосновенность частной собственности; предоставляя крестьянам такое право, не считал возможным нарушать права крупных землевладельцев.

Безусловно, Столыпин испытывал сильнейшее давление справа, со стороны антиреформаторских сил, имевших сильное влияние при царском дворе. В своих мемуарах руководитель петербургского охранного отделения с 1906 по 1908 год генерал Герасимов писал о кампании травли, которую «систематически вели против Столыпина как деятели СРН («Союза русского народа»), так и близкие к этой организации сановники и придворные». Поддержав сначала жесткие мероприятия правительства против революционеров и роспуск 2-й думы, крайне правые впоследствии стали противодействовать реформам Столыпина.

Важно также отметить, что Столыпин был убежденным патриотом-государственником, для которого величие и державное могущество Российской империи было основным императивом деятельности. Столыпин говорил о своем страстном желании «обновить, просветить и возвеличить родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада».

Можно провести определенные параллели между фигурами Столыпина и «железного» канцлера Германии Бисмарка, также сочетавшего реформаторскую и охранительную политику.

Уже в эмиграции лидеры кадетов по разному оценивали политику Столыпина и упущенные возможности договориться с правительством. Если Павел Милюков сохранил критический взгляд на реформы Столыпина, то многие его соратники по партии пересмотрели свои прошлые позиции.

В этом смысле весьма интересной представляется точка зрения Василия Маклакова, известного адвоката, одного из видных представителей умеренного крыла кадетской партии. Оценивая историческое значение аграрных преобразований времен Столыпина, Василий Маклаков утверждал, что «либеральная общественность не поняла, в какой мере столыпинская крестьянская реформа была полезна для ее правого идеала».

Василий Маклаков вошел в историю, в том числе, как автор знаменитой патриотической декларации группы видных представителей белой эмиграции, приветствовавших победу Советского Союза над гитлеровской Германией и посетивших советское посольство в Париже.

В воспоминаниях, посвященных работе в Государственной Думе, В. Маклаков писал об упущенной возможности сотрудничества двух реформаторских партий — октябристов и кадетов. «У обеих партий были те же враги справа и слева, та же цель: проведение реформ мирным путем. Если заботится о наилучшем использовании всех сил для этой цели, кадетам и октябристам надо было вместе идти; октябристам стоять на правом фланге для борьбы против Самодержавия, а кадетам на левом фланге для отражения «Революции».

Но обе либеральные партии поступили иначе. Они не поняли серьезности положения; борьба между собой занимала их больше, чем совместная война против общих врагов.

Обе заключали с «правыми» и с «революцией» блоки друг против друга».

И хотя история не знает сослагательного наклонения, если бы события развивались по этому сценарию, возможно России удалось избежать «великих потрясений», которых так опасался Петр Аркадьевич Столыпин.

Специально для Столетия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *