Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150) НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Энергоэффективность и энергосбережение являются важнейшими компонентами стратегии перехода нашей страны к модернизации, инновационному развитию. В России один из самых высоких потенциалов повышения энергоэффективности — более 40% от уровня потребления энергоресурсов в стране, в абсолютных объемах — 420 млн тонн условного топлива. В связи с этим Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 поставлена важнейшая задача снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. По итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации (от 2 июня 2009 г.) были даны поручения о подготовке Государственной программы энергосбережения.

В соответствии с Государственным контрактом, ЗАО «АПБЭ» в 2008-2009 по заказу Минэнерго России стало основным исполнителем по разработке Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года (совместно с ООО «ЦЭНЕФ», ГУ «Институт энергетической стратегии» (ИЭС), ФГУ «Российское энергетическое агентство», ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (ЦЭТ РТ), Лаборатория «Энергетическая инициатива» (ЛЭНИН), ООО «Центр исследования бюджетных отношений» (ЦИБО) и привлеченными экспертами).

Основная цель Госпрограммы — снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007 — 2020 годах. Кроме того, Программа должна обеспечить годовую экономию первичной энергии в объеме не менее 100 млн. тонн условного топлива (т.у.т.) (к 2016 году) и 195 млн. т.у.т. к окончанию реализации Программы (конец 2020 года)

Государственная программа была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №2446-р .

В настоящий момент положения указанной Госпрограммы интегрированы в разрабатываемую Министерством энергетики Государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики», основной целью которой является создание условий для технологического прорыва ТЭК в 2013-2018 годах.

Правительство РФ утвердило госпрограмму по энергосбережению и повышению энергоэффективности на период до 2020 г.

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Распоряжением Правительства России N2446-р от 27 декабря 2010 г. утверждена госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.». Текст Госпрограммы энергосбережения приведен в приложении к статье.

За счет реализации мероприятий госпрограммы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%. В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Под другими факторами имеется в виду снижение энергоемкости за счет естественных факторов нового строительства и технического прогресса, не относящихся к предмету планирования госпрограммы.

Ожидается, что к 2016 г. годовая экономия первичной энергии за счет мероприятий программы составит не менее 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. — не менее 195 млн т.

Суммарная экономия первичной энергии должна составить 1124 млн т условного топлива за весь срок реализации программы /2011-2020 гг/.

Экономия природного газа запланирована в объеме 330 млрд куб м за весь срок реализации программы, экономия электроэнергии — 630 млрд кВт*ч, экономия тепловой энергии — 1550 млн Гкал , экономия нефтепродуктов — 17 млн т.

Организация финансирования Госпрограммы энергосбережения

Общий объем финансирования программы 9 триллионов 532 миллиарда рублей. Из этой суммы запланированы средства:

  • федерального бюджета в размере 70 млрд руб;
  • бюджетов субъектов РФ — 625 млрд руб;
  • прогнозированы средства внебюджетных источников в размере 8 трлн 837 млрд руб.

Таким образом, объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 процента общих расходов на реализацию Программы.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:

  • плата по договорам на поставку мощности, инвестиционные составляющиетарифов регулируемых организаций;
  • взносы участников реализации подпрограмм Программы, включаяорганизации различных форм собственности;
  • средства частных инвесторов, привлекаемые в рамкахгосударственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
  • доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектовсовместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций,заинтересованных в осуществлении Программы;
  • кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественныхорганизаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий Программы;
  • иные внебюджетные источники.

Экономическая эффективность исполнения Госпрограммы энергосбережения

Программой прогнозируется получение экономического эффекта за счет повышения эффективности использования энергоресурсов:

  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для государственных и муниципальных учреждений — 530 млрд руб;
  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергоресурсов для населения — 260 млрд руб.
  • суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов – 9,255 трлн руб;
  • Экономический потенциал увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий программы оценивается в размере 2,7 трлн руб за весь срок ее реализации.
  • Поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергозатрат организаций могут составить 163 млрд руб, а к 2021 г — 346 млрд руб.

Если суммировать всю предполагаемую экономию, общая выгода от реализации программы должна составить 13 триллионов 91миллиард рублей.

Прямой вычет затрат из приведенной суммы по всей видимости некорректен. Значительно влияние инфляции, изменений цен и тарифов, доходов населения и т.д. В тексте программы приведен прогноз показателей коммерческой эффективности чистый в виде дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы в 2011 — 2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности — 20 процентов.

Организация исполнения Госпрограммы энергосбережения

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

  • на I этапе (2011 — 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
  • на II этапе (2016 — 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.

С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы в виде подпрограмм энергосбережения и повышения энергоэфффективности:

  • в электроэнергетике;
  • в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;
  • в промышленности;
  • в сельском хозяйстве;
  • на транспорте;
  • в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг;
  • в жилищном фонде.

Кроме того, предусмотрены общесистемные подпрограммы:

  • «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»;
  • «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

В программе предусмотрено описание общих организационных принципов и ответственности за исполнение разделов программы, а так же основные меры государственной поддержки и стимулирования процессов повышения энергоэффективности.

Мониторинг исполнения Госпрограммы

В Программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий в отношении экономики Российской Федерации в целом, а также отдельных ее отраслей. Интегральные (обобщенные) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении.

Основная часть целевых показателей для отдельных подпрограмм Программы определяется в форме удельных расходов энергии на единицу производимых видов продукции, работ и услуг или удельных потерь энергии.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности » в Программе также устанавливаются целевые задания по повышению доли отпуска энергетических ресурсов по приборам учета и доли оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, доли объектов, на которых проведены энергетические обследования, и доли государственных (муниципальных) учреждений, заключивших энергосервисные договоры (контракты).

В Программе также определены характеристики энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования, установок и транспортных средств и задания по повышению доли зданий, в которых проводится комплексный капитальный ремонт в рамках реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Читать также:  Государственные образовательные программы для студентов

Для оценки уровня эффективности использования энергии и формирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мониторинга достижения целевых индикаторов и показателей Программы используется информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе данные по результатам энергетических обследований и данные форм государственного статистического наблюдения.

Утратило силу с 19 июня 2013 года на основании

Постановления Правительства Российской Федерации

от 6 июня 2013 года № 479

С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы:

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде»;

подпрограмма «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»;

подпрограмма «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложениях № 4, 6 и 7.

Объемы финансирования мероприятий и их распределение между ответственным исполнителем и соисполнителями Программы приведены соответственно в приложениях № 11 и 12.

В результате реализации Программы при норме дисконтирования 10 процентов чистый дисконтированный доход консолидированного бюджета составит 1403 млрд. рублей за период 2011 – 2030 годов.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отраслях экономики Российской Федерации осуществляется потребителями энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий Программы на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике»

Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике охватывают:

внедрение систем мониторинга энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработку и внедрение системы энергетического менеджмента.

Планируется осуществление технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на конденсационных электростанциях на газе и твердом топливе, теплоэлектроцентралях.

При техническом перевооружении действующих электростанций будет производиться:

вывод из эксплуатации неэкономичного, выработавшего моральный и физический ресурс паросилового оборудования газовых тепловых электростанций и замещение его новыми установками с использованием газотурбинных и парогазовых технологий, модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных установок и станций с использованием современного энергоэффективного оборудования;

вывод из эксплуатации морально и физически устаревшего оборудования с низкими параметрами пара угольных тепловых электростанций, замещение его новыми установками с использованием эффективных экологически чистых угольных технологий, модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных агрегатов с целью повышения их энергетической эффективности.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике также связаны с необходимостью вывода из эксплуатации дизельных электростанций, выработавших ресурс, строительства новых дизельных электростанций с использованием современных технологий (в условиях укрупнения и консолидирования поселков, их частичного закрытия, развития сетевого хозяйства), модернизации дизельных электростанций с использованием современного энергоэффективного оборудования.

Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит снижение среднего эксплуатационного удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии от тепловых электростанций до 318 г у.т./кВт x ч в 2015 году и до 300 г у.т./кВт x ч в 2020 году.

В электросетевом хозяйстве планируется повышение технического уровня, расширение освоения и внедрения в Единой энергетической системе России новых энергоэффективных инновационных технологий, разработка на их основе проектных решений.

Ключевыми элементами энергосбережения и повышения энергетической эффективности в электроэнергетике являются наличие российских или иностранных лицензионных технологий с учетом прохождения стадии демонстрационных проектов, их унификация и типовое проектирование. Условием, необходимым для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике, является разработка новых технологий и освоение отечественным энергетическим машиностроением производства нового оборудования.

Основные технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электросетевом хозяйстве направлены на снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей.

Планируется выполнение крупномасштабных работ по реконструкции электрических сетей с целью повышения их надежности и эффективности.

Реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить снижение потерь в электрических сетях до 8-9 процентов в 2020 году.

Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике приведены в приложениях № 6 и 7.

В результате реализации мероприятий подпрограммы планируется достижение годовой экономии первичной энергии в объеме 25,32 млн тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 58,05 млн тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году) и суммарной экономии первичной энергии в объеме 82,45 млн тонн условного топлива на I этапе (2011 – 2015 годы) и 312,81 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 – 2020 годы).

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры»

Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры охватывают:

создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;

введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;

совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;

совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов;

повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения как со стороны потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций с установлением размера санкций за их нарушение;

обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима), но и в системах теплопотребления непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления);

реализация типовых проектов «Энергоэффективный город», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом»;

проведение обязательных энергетических обследований теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;

реализация типового проекта «Эффективная генерация», направленного на модернизацию и реконструкцию котельных, ликвидацию неэффективно работающих котельных и передачу тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижение на этой основе затрат топлива на выработку тепла;

реализация типового проекта «Надежные сети», включающего мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использованию предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечению применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;

совершенствование государственного нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.

Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры планируется с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 102-р.

Технические мероприятия в теплоснабжении приведены в приложениях № 6 и 7.

Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в теплоснабжении, системах коммунальной инфраструктуры и системах наружного освещения позволят достичь суммарной экономии первичной энергии в объеме 51,84 млн тонн условного топлива на I этапе (2011 – 2015 годы) и 184,18 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 – 2020 годы).

Читать также:  Государственный аудит программа курса

Кроме того, за весь срок реализации Программы предполагается обеспечить:

снижение удельного расхода топлива на котельных до 167,2 кг у.т./Гкал;

снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 12 кВт x ч/Гкал;

наращивание выработки электроэнергии на котельных и мини-ТЭЦ до 57 млрд. кВт x ч;

снижение доли потерь в тепловых сетях до 10,7 процента;

существенное повышение эффективности систем уличного освещения за счет доведения доли энергоэффективных светильников до 99 процентов.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности»

Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности охватывают:

проведение добровольных и обязательных энергетических обследований промышленных потребителей;

Основным инструментом государственной поддержки реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на энергоемких промышленных производствах является предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациями.

Основными инструментами государственной поддержки промышленных потребителей, реализующих типовые проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, являются применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При этом оценивается эффект, который может быть получен как за счет технологических, так и организационных мероприятий, в том числе за счет совершенствования системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

Основные технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности, которые могут быть внедрены на типовом общепромышленном оборудовании, приведены в приложениях № 6 и 7.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности позволит достичь:

годовой экономии первичной энергии в объеме 34,33 млн тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 50,75 млн тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

суммарной экономии первичной энергии в объеме 110,35 млн тонн условного топлива на I этапе (2011 – 2015 годы) и 333,25 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 – 2020 годы).

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве»

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, ставится задача по ускоренному переходу отечественного сельского хозяйства к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, при этом техническую и технологическую модернизацию предполагается осуществить на основе обновления парка сельскохозяйственной техники.

Основным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском хозяйстве является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований сельскохозяйственных потребителей энергетических ресурсов.

Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском хозяйстве приведены в приложениях № 6 и 7.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском хозяйствве позволит достичь:

годовой экономии первичной энергии в объеме 0,64 млн тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 1,55 млн тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

суммарной экономии первичной энергии в объеме 2,03 млн тонн условного топлива на I этапе (2011 – 2015 годы) и 7,94 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2016 – 2020 годы).

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте»

Основным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на транспорте является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований транспортных организаций.

Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в газотранспортной системе является снижение удельного расхода на транспортировку газа по трубопроводам с 28,2 кг у.т./млн м3 км в 2007 году до 25,0 кг у.т./млн м3 км в 2020 году.

Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в газотранспортной системе приведены в приложениях № 6 и 7.

Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при транспортировке нефти и нефтепродуктов является снижение удельного расхода на транспортировку нефти по трубопроводам с 1,75 кг у.т./тыс. т-км в 2007 году до 1,2 кг у.т./тыс. т-км в 2020 году, на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам с 3,2 кг у.т./тыс. т-км в 2007 году до 1,6 кг у.т./тыс. т-км в 2020 году.

Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на железнодорожном транспорте является сокращение удельного расхода на электротягу поездов железных дорог с 12 кг у.т./10 тыс. т-км брут в 2007 году до 10,0 кг у.т./ 10 тыс. т-км брут в 2020 году, а удельный расход тепловозов и дизель-поездов должен сократиться с 62,2 кг у.т./10 тыс. т-км брут в 2007 году до 40 кг у.т./10 тыс. т-км брут в 2020 году.

Основным инструментом государственной поддержки реализации проектов по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии на трубопроводном и железнодорожном транспорте является предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациями.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на транспорте позволит достичь:

годовой экономии первичной энергии в объеме 5,85 млн тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 14,21 млн тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

суммарной экономии первичной энергии в объеме 18,54 млн тонн условного топлива на I этапе (2011 – 2015 годы) и 72,2 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2016 – 2020 годы).

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг»

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг планируется достичь за счет реализации мероприятий региональных, муниципальных и ведомственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных (муниципальных) учреждений и организаций сферы оказания услуг.

Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях является снижение удельного расхода энергии на 1 кв. метр площади объектов этих учреждений на 15 процентов на I этапе (2011 – 2015 годы) и на 27 процентов за весь срок реализации Программы (2011 – 2020 годы).

Основными организационными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг являются:

организация учета используемых энергетических ресурсов на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

проведение обязательных энергетических обследований органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, а также государственных (муниципальных) учреждений;

проведение обязательных и добровольных энергетических обследований организаций сферы услуг;

внедрение автоматизированных систем мониторинга потребления энергетических ресурсов и мониторинга осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе осуществления контроля за исполнением обязательных мероприятий и требований, установленных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

содействие заключению энергосервисных договоров (контрактов) государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет разработки и утверждения типового энергосервисного контракта для бюджетных учреждений, обеспечение сохранения в распоряжении бюджетных учреждений экономии, полученной в результате осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым энергосервисными компаниями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Читать также:  Государственная программа города москвы развитие транспортной системы до 2023 года

Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг приведены в приложениях № 6 и 7.

Мероприятия, осуществляемые в федеральных государственных (муниципальных) учреждениях, реализуются в рамках текущего финансирования федеральных органов исполнительной власти.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг позволит достичь:

годовой экономии первичной энергии в объеме 10,97 млн тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 18,38 млн тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

суммарной экономии первичной энергии в объеме 39,56 млн тонн условного топлива за I этап (2011 – 2015 годы) и 115,95 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2016 – 2020 годы).

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде»

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде планируется достичь с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 102-р.

Важным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований объектов жилищного фонда.

Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде приведены в приложениях № 6 и 7.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде позволит достичь:

годовой экономии первичной энергии в объеме 9,44 млн тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 17,04 млн тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

суммарной экономии первичной энергии в объеме 29,18 млн тонн условного топлива на I этапе (2011 – 2015 годы) и 97,83 млн тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 – 2020 годы).

Подпрограмма «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»

Реализация мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации направлена на расширение и активизацию их деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, вовлечение в этот процесс и поддержку инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций и граждан, внедрение и распространение на местах практики комплексного и эффективного использования энергетических ресурсов.

Основные мероприятия подпрограммы охватывают:

контроль выполнения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по подготовке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

стимулирование реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и мероприятий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, включая установку приборов учета малоимущим гражданам, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры, по применению новейшего энергосберегающего оборудования и материалов взамен морально и физически устаревших;

расширение возможностей реализации механизмов государственно-частного партнерства, включая энергосервисные договоры (контракты);

осуществление информационных и образовательных программ, информирование граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также активизацию межрегионального обмена опытом в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

совершенствование системы государственного статистического наблюдения и мониторинга уровней потребления энергии и энергетической эффективности во всех отраслях экономики субъектов Российской Федерации, в частности на основе формирования единых топливно-энергетических балансов для всех субъектов Российской Федерации;

внедрение региональных систем мониторинга потребления энергетических ресурсов и осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе осуществление контроля за исполнением мероприятий и требований, установленных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации мероприятий Программы осуществляется в следующих формах:

мониторинг исполнения региональных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая достижение установленных целевых индикаторов энергосбережения и повышение энергетической эффективности;

определение порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень и значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности региональных программ в соответствующей области определяются субъектами Российской Федерации на основании требований нормативных правовых актов Российской Федерации и с учетом региональных социально-экономических особенностей на основе базовых значений этих показателей, оценки потенциала эффективного использования энергии в целом по субъекту Российской Федерации и по отдельным направлениям. При доработке (корректировке) региональных программ их целевые индикаторы приводятся в соответствие с целевыми индикаторами Программы.

Подпрограмма «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности»

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, включают в себя:

создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, а также условий для ее функционирования;

проведение обучения специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций с участием представителей государства и муниципальных образований, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и специалистов других организаций по вопросам повышения эффективности использования энергии;

содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

проведение научно-исследовательских работ для обеспечения методической, нормативной и информационной реализации мероприятий Программы, а также мониторинга и оценки ее результатов.

Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Обучение по вопросам повышения эффективности использования энергии позволит подготовить в 2011 – 2020 годах не менее 450 тысяч специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ответственных за энергосбережение и повышение эффективности организаций с участием государства и муниципальных образований, а также специалистов организаций.

Содействие формированию бережливой модели поведения населения направлено на стимулирование позитивного общественного мнения о необходимости энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эта цель будет достигнута путем проведения комплекса мероприятий для различных целевых групп.

Научно-исследовательские работы проводятся для формирования методической, нормативной и информационной базы разработки и реализации мероприятий Программы, включая:

разработку и внедрение актов технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработку новых механизмов экономического стимулирования реализации мероприятий Программы;

совершенствование системы мониторинга хода реализации Программы;

анализ передового опыта применения новейших технических и организационных решений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и подготовку рекомендаций по их внедрению;

совершенствование программ обучения специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы установки приборов коммерческого учета используемых энергетических ресурсов;

разработку новых технологий использования средств массовой информации для внедрения стереотипов энергоэффективного поведения;

исследование и адаптацию международного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *