Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.
Постановлением Правительства РК от 27 декабря 2019 года утверждена государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы, передает zakon.kz.
Как отмечается, в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира.
Так, по результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36).
Таким образом, результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.
В связи с чем необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.
Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей.
В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:
— выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;- обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;- профессиональное развитие и высокий статус педагогов;- вовлечение работодателей в подготовку кадров;- оценка системы образования и организаций образования;- построение эффективной структуры управления;- выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;- эффективное использование финансовых ресурсов.
Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.
Как отмечается в документе, с учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.
В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд тг.) увеличится финансирование науки.
Цель программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей и увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Задачи:1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Предполагается, что:- охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет составит 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %; — результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение — 450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов; индекс благополучия детей в РК составит 0,73 балла.- доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75 %;- доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения по государственному образовательному заказу — 75 %;- доля расходов на науку от внутреннего валового продукта — 1%;- прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %- качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.
На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд тенге (из республиканского бюджета — 9 565 млрд тенге, местного бюджета — 716 млрд тенге, Всемирного банка — 13 млрд тг., частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:
2020 — 1 161 млрд тенге2021 — 1 336 млрд тенге2022 — 1 708 млрд тенге2023 — 2 311 млрд тенге2024 — 2 383 млрд тенге2025 — 2 679 млрд тенгеа также другие средства, незапрещенные законодательством РК.
Постановление вводится в действие со дня его подписания.
В Казахстане реализуется комплекс системных
мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя
обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации
объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает
обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения
возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения
определены основные направления развития образования в мире: обеспечение
предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у
учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и
высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для
казахстанской системы образования.
В 2017 году Казахстан стал участником двух
профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по
научной и технологической политике, что свидетельствует о международном
признании достижений казахстанской системы образования.
Однако в отечественной системе образования
и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня
грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном
отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной
оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е
место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и
32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из
36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц
ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по
математической грамотности). При неизменности этого положения в системе
образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение
качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и
снижение экономического потенциала страны.
Необходимы срочные меры по дальнейшему
развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными
и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и
партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной
государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1)
равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение
организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование.
При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в
зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках
указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:
выравнивание возможностей обучающихся вне
зависимости от социально-экономического статуса семьи;
обеспечение соответствия навыков
выпускников требованиям экономики;
профессиональное развитие и высокий статус
педагогов;
вовлечение работодателей в подготовку
кадров;
оценка системы образования и организаций
образования;
построение эффективной структуры
управления;
выстраивание коммуникаций с
заинтересованными сторонами;
эффективное использование финансовых
ресурсов.
Основными вопросами политики в области
науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass,
считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы
PhD и постдокторантуры.
С учетом международных оценок и практик,
взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в
ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и
науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых
идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для
повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран
ОЭСР.
В результате реализации мер по улучшению
качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет
дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 %
обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для
занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических
мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100
% обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами,
в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358
млрд.тг.) увеличится финансирование науки.
1. Повышение глобальной
конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и
обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.
2. Увеличение вклада науки в
социально-экономическое развитие страны.
1. Обеспечить высокий статус профессии
педагога, модернизировать педагогическое образование.
2. Сократить разрыв в качестве образования
между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями,
обучающимися.
3. Обеспечить безопасную и комфортную среду
обучения.
4. Внедрить обновленную систему оценки
качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших
практик.
5. Обеспечить преемственность и
непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с
потребностями экономики и региональными особенностями.
6. Обеспечить интеллектуальное,
духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
7. Оснастить организации образования
цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
8. Внедрить вертикаль системы управления и
финансирования образованием.
9. Укрепить интеллектуальный потенциал
науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
11. Повысить результативность научных
разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
1. Охват дошкольным воспитанием и обучением
детей от 1 до 6 лет — 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %.
2. Результаты 15-летних казахстанских
учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического
сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение —
450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов.
3. Индекс благополучия детей в Республике
Казахстан — 0,73 балла.
4. Доля трудоустроенных выпускников в
первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального
образования (далее — ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75
%.
5. Доля трудоустроенных выпускников в
первый год после окончания высшего учебного заведения (далее — ВУЗа) по
государственному образовательному заказу — 75 %.
6. Доля расходов на науку от внутреннего
валового продукта — 1%.
7. Прирост казахстанских публикаций в
рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.)
по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate
Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %
8. Качество научно-исследовательских
организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного
экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.
Источники и объемы финансирования:
На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах
будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге
(республиканского бюджета (далее — РБ) — 9 565 млрд тенге, местного бюджета
(далее — МБ) — 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее — ВБ) — 13 млрд тг.,
частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:
а также другие средства, незапрещенные
законодательством Республики Казахстан.
Постановление вводится в действие со дня
его подписания.
Закон о статусе педагога и Программа развития образования и науки на 2020-2025 годы получили широкую поддержку
В канун нового 2020 года произошли два крупных прорыва в сфере образования страны. Одним из них стало принятие Закона РК «О статусе педагога», а другим — «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы». Несомненно, и закон, и программа являются документами, которые начинают поднимать отечественную систему образования на новый уровень, повышают престиж учителей, защищают их права и ведут к истинной творческой работе.
Преподаватели и сотрудники КазНПУ имени Абая — лидера педагогических учреждений страны с удовлетворением поддержали закон и программу. Недавно сотрудники университета собрались вместе, чтобы пересмотреть концепции, цели и задачи, изложенные в этих документах, и обдумать пути их достижения. Ректор Такир Балыкбаев подчеркнул важность Закона РК «О статусе педагога» и Государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы и для нашего университета, и для всей отрасли в целом.
Далее выступила проректор Актолкын Кульсариева. Она напомнила, что в 2015 году Казахстан взял на себя обязательства по достижению Целей ООН в области устойчивого развития на период до 2023 года, в том числе четыре Цели, которые направлены на обеспечение качественного и непрерывного образования людей, и что в связи с этим в нашей стране была принята «Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы», направленная на решение всех ключевых вопросов в данной сфере. Она охватывает ключевые вопросы, поднятые Елбасы и Главой государства, и описывает среднесрочные и долгосрочные правительственные программы.
Основными задачами этой программы являются: поднять образование и науку Казахстана до уровня глобальной конкуренции; образование и воспитание молодежи на основе общих гражданских ценностей; увеличить вклад науки в народное хозяйство. Для решения поставленных задач были определены пять направлений из 11 задач. Это — обеспечение высокого статуса профессии учителя, модернизация педагогического образования; сокращение различий в качестве образования в городских и сельских школах; формирование безопасной и комфортной учебной среды, внедрение обновленной системы оценки качества образования студентов, преподавателей учебных заведений на основе лучших практик; преемственность образования, профессиональной подготовки в соответствии с экономическими и региональными особенностями. В то же время основными направлениями Программы станут обеспечение интеллектуального, духовного и нравственного развития студентов, развитие цифровой инфраструктуры и материальных ресурсов современных образовательных учреждений, внедрение новой модели системы управления и финансирования, формирование интеллектуального потенциала науки.
Проректор также сообщила, что в программе планируется повышение зарплат учителей с целью развития человеческого потенциала и учета их профессионализма. Она подчеркнул, что новая программа охватывает ряд насущных вопросов, таких как новые задачи в области дошкольного образования и воспитания, создание безопасных и комфортных условий для детей. Отметив, что правительство предоставит финансирование для выполнения этих задач, она поделилась своими мыслями о работе, которую университет будет выполнять для реализации государственной программы.
Ректор университета Такир Балыкбаев рассмотрел разделы, статьи и значение закона, а также наметил основные цели его реализации.
«Поскольку КазНПУ имени Абая является базовым и образовательным центром педагогических вузов в стране, мы обязаны заложить основы для соблюдения Закона РК «О статусе педагога». Во-первых, нам необходимо создать предпосылки для разработки и реализации специальных образовательных программ. Мы рассматриваем возможность введения курса «Педагогическая этика» в учебный процесс и разработки системы «Наставничество», чтобы помочь молодым выпускникам, которые только начинают преподавать во время прохождения педагогической практики. Основное внимание будет уделяться повышению качества образования и развитию открытой и онлайновой системы образования с использованием лучших мировых образовательных практик. В соответствии с законом особое внимание уделяется совершенствованию образовательных программ педагогического профиля, повышению квалификации учителей, — сказал ректор Т. Балыкбаев. Он сосредоточил внимание присутствующих на деятельности университета по реализации Закона РК «О статусе педагога».
В ходе обсуждения директор Института педагогики и психологии Берикжан Альмухамбетов, директор Института естествознания и географии Куляш Каймулдинова, директор Департамента науки Саябек Сахиев и другие поделились своими взглядами на обсуждаемые вопросы. Участники мероприятия с удовлетворением поддержали оба принятых документа.
Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 гг