Что такое государственную программу развития образования республики казахстан на 2011 2020 годы

Для повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования, тем самым обеспечивая устойчивый рост экономики нашей республики – была разработана Государственная Программа развития образования РК. Также основанием для разработки данной программы послужил Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г — № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года». Разработчиком выступило Министерство Образования РК.

Были поставлены масштабные цели: совершенствовать систему финансирования для обеспечения равного доступа к образованию, повысить престиж профессии педагога, обеспечить полный охват детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, сформировать равный доступ абсолютно для всех участников к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, а также перейти на 12-летнюю модель обучения. Все это должно способствовать формированию у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

Естественно, что для функционирования всей этой системы нужно решить много задач. Тут и обеспечение высоквалифицированными кадрами, разработка новых механизмов финансирования системы образования, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании, совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований, создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса и, конечно же, увеличение сети дошкольных организаций.

Задач много, поэтому Программу реализации разделили на 2 этапа: первый этап — с 2011 по 2015 годы и второй этап – с 2016 по 2020 года. Стоит отметить, что объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет 461,1 млрд. тенге.

На сегодняшний день был произведен ряд реформ, направленный на развитие и модернизацию системы образования. Например, была реализована международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак», дающая возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. Разработана Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 – 2014 годы. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор. Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (ЕНТ), промежуточный государственный контроль (ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другое. Созданы 6 интеллектуальных школ имени Нурсултана Назарбаева.

Словом, очень много сделано и, конечно же, предстоит сделать. Но главное – курс выбран, курс на образованную страну с умной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой.

Ознакомиться подробнее с госпрограммой развития образования РК на 2011-2020 гг. можно по ссылке: www.edu.gov.kz — See more at: http://kazetu.kz/news/show/id/88.html#sthash.zHkoRM4t.dpuf

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановитьпри существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет.

Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира. В этой связи кризис высшего образования, о котором пишут многие эксперты в последние годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования. Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему – это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать.

Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.

Образовательные системы зарубежных государств за последние 10– 15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность также имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.

Читать также:  Постановление Администрации Алтайского края от 14.03.2014 № 112

Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся.

Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособныхспециалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.

Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики. Серьезным скрытым фактором, охватывающим всю систему высшего образования в Казахстане, является коррупция. Политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению. Имеют место негативные тенденции в кадровом обеспечении вузов: отсутствует системное воспроизводство профессорско- преподавательского состава, широко практикуется работа по совместительству.

Наряду с этим имеются и многие достижения. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.

Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр — магистр — доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.

Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. В 2011 году было предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составило свыше 461 миллиарда тенге на 2011–2015 годы.

Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Реализация положения «Исследовательский университет» в Законе Республики Казахстан «О науке» от 18.02.2011 г. поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.

В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.

На основе новой классификации будут повышаться требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.

Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности.

В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.

  • Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater∙ — 2006∙ — № 6. — C∙48-49∙
  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы//Казахстанская правда, 14 декабря 2010 г.
  • Жумагулов Б. Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития//Казахстанская правда, 11 января 2011г.
Читать также:  Государственные программы по строительству социальной инфраструктуре

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции государственных органов исполнительной власти. Целевая программа может включать   в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. В статье определена значимость целевых программ развития, ведущих к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития. Выявлено, что на сегодняшний день отсутствует методика оценки эффективности реализуемых в Казахстане государственных программ, которая бы четко показала результаты конкретных периодов реализации целей программ и дальнейшие направления государственной политики на достижение поставленных перспективных задач. Схематично определена единая структура стратегического плана, вне зависимости от сферы реализации. Согласно изученной научной литературе определена классификация типов оценки государственных программ. Дана промежуточная оценка эффективности целевых индикаторов Государственной программы развития образования РК за 2014 и 2015 гг., в результате которой было выявлено снижение эффективности анализируемой программы, сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшей реализации целевых программ.

В   настоящее   время   много   говорится   о   направленности   государственного   управления   на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к той или иной структуре органов власти и распределению функций. Такая задача предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. В связи с этим большой интерес вызывают инструменты для достижения обозначенной цели и оценка эффективности выполнения стратегических задач, поставленных  в рамках государственной политики отдельной отрасли и экономики в целом.

Целевые программы — это средство повышения научной обоснованности управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют обоснованность способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями. Основное назначение целевых программ — ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества. Национальные государственные программы позволяют в рамках программноцелевого  метода  сосредоточить  усилия  для  комплексного  и  системного  решения  среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики. Программы включают комплекс мероприятий, имеющий четко определенные как по содержанию, так и по времени конечные результаты. Содержание государственных программ связано с определением главной перспективной (стратегической) цели, подцелей в их соподчиненности («дерево целей»), этапов достижения целей, комплекса задач, целевых индикаторов, а также источников и объемов финансирования.

Схема или так называемая структура составления стратегического документа, вне зависимости    в какой отрасли она реализуется, имеет свою единую структуру (рис.1).

Что такое государственную программу развития образования республики казахстан на 2011 2020 годы

В современных условиях эффективность многих государственных программ значительно снижается из-за слабого контроля и неэффективного управления, отсутствия механизмов их оценки и анализа социально-экономического эффекта, слабого научно-методического обеспечения и отсутствия ориентации на конечный результат программы. Без всесторонней оценки государственных программ на сегодняшний день невозможно проводить политику и принимать решения, так как: проблемы становятся все сложнее; возрастает цена ошибки; необходимо рационально расходовать государственные ресурсы в условиях кризиса; возрастает роль гражданского общества.

Оценка государственных программ позволяет повысить роль и значение программного подхода как важного средства решения социально-экономических проблем. В современных условиях первостепенное значение приобрели факторы гибкости и своевременной адаптации к постоянно меняющимся общественным требованиям и вызовам, что непосредственно связано с оценкой результатов осуществления программ и проектов. Основная цель оценки — установить, выполняет ли программа задачи, является ли программа эффективной.

Согласно изученной литературе типы оценки государственных программ имеют следующую классификацию (рис. 2).

Что такое государственную программу развития образования республики казахстан на 2011 2020 годы

Рассмотрим в качестве промежуточной оценки процесса реализации Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. и рассчитаем ее эффективность       за 2015 г. Любая страна осуществляла модернизацию именно за счет образования. Все развитые государства для мощного экономического рывка вкладывали средства именно в развитие системы образования.

Читать также:  Свидетельство российской федерации о государственной регистрации программы для эвм

Отчеты о реализации ГПРО за 2014 и 2015 гг. идентичны самой ГПРО, однако не имеют отельного списка содержания, что в целом затрудняет восприятие. ГПРО и ее отчеты за 2014 и 2015 гг. состоят из 4 основных анализируемых направлений деятельности, которые включают в себя 10 целей,    а также ряд задач и 193 мероприятия, которые почему-то имеют одинаковое название с индикаторами ГПРО и носят отчетный характер.

Согласно Методике по разработке Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственным программам, стратегическим планам государственных органов и программам развития территорий (далее — Методика) каждой цели соответствует целевой индикатор (с промежуточными и конечными значениями) для определения степени ее достижения. Качественная сторона целевого индикатора отражает сущность положительных изменений в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления, а количественная — их измеримую, абсолютную или относительную величину. Целевые индикаторы рассматриваются на соответствие  следующим  критериям:

  • возможность их сравнения в динамике за планируемый период;
  • быть однозначно понятными для пользователей;
  • наличие достаточных информационных и технических ресурсов для оценки их достижения;
  • давать полную и адекватную характеристику в целом;
  • быть достижимыми и измеримыми;
  • обеспечивать наличие промежуточных значений для проведения мониторинга и оценки достижения показателей.

В таблице 1 рассмотрены индикаторы ГПРО на соответствие требованиям и критериям Методики.

Соответствие индикаторов ГПРО требованиям и критериям Методики по разработке государственных программ

Примечание. Проанализировано авторами.

Проведем промежуточную оценку процесса реализации или эффективности реализации ГПРО, которую будем оценивать на основе степени достижения целей и решения задач ГПРО путем сопоставления достигнутых значений целевых индикаторов и показателей Программы запланированным значениям целевых индикаторов и показателей (табл. 2).

где Сд — степень достижения целевого индикатора и показателя; Иф — фактическое значение целевого индикатора и показателя; Ип — плановое значение целевого индикатора и показателя.

Промежуточная оценка эффективности целевых индикаторов реализации ГПРО

Средний уровень (или процент) достижения целевых показателей государственной программы рассчитывается по формуле

Cцп = Σ Cд  ∗ 100 %,                                                              (2)

где Кцп — количество целевых  показателей Государственной программы.

Программа считается реализуемой:

с высоким уровнем эффективности, если среднее значение реализации целевых индикаторов составило 90 % и более;

с удовлетворительным уровнем эффективности, если среднее значение реализации целевых индикаторов составило 75 % и более показателей ГПРО на отчетный год;

Из таблицы 2 видно, что большое количество целевых индикаторов не достигнуто либо достигнуто согласно планам, не имея опережающего характера. Нами выявлены неточности в формулировках индикаторов, отсутствие реалистичности планируемых и выполняемых показателей, неточности  в расчетах  отчетных   индикаторов, невыполнение рейтинговых (значимых) показателей.

Также хотелось бы отметить, что большая часть эффективности показателей достигнута субъектами рынка образовательных услуг непосредственно, без какого-либо участия МОН РК. По ГПРО МОН РК не отделяет достижения индикаторов государственными и частными субъектами рынка образовательных услуг, что в целом бы прояснило результативность каждого из них в достижении стратегических показателей развития рынка образовательных услуг Казахстана.

Рассчитаем средний уровень достижения целевых  показателей  Государственной программы:

Сцп  2014   =  1,29+1,02+1,05+1,0+1,06+1,03+0,94+1,03+0+1,09+1,0+1,0+1,0+1,0+2,0+

+1,15+2,87+2,87+1,16+1,04+0+1,30/22=1,17 (*100 %)  = 117,76 %

Сцп  2015   = 1,12+1,02+1,41+0,23+0,3+1,05+0+0+0,17+0+1+1,02+0+1,0+1,15+1,0+0,26+

+0+1,29+0,1+2,45+1,43+4,95+0+1,0+1,0 / 27=0,85  (*100 %) = 85  %

Таким образом, мы видим, что за 2014 г. ГПРО была реализована на высоком уровне эффективности (117,76 %); за 2015 г. (5-й год из 10-ти запланированных) — ГПРО была реализована на удовлетворительном уровне эффективности.

Следовательно, считаем правильным завершение ГПРО на 2011–2020 г., в связи со снижением значимости и эффективности целевых индикаторов в стратегическом развитии науки и образования республики на современном этапе, и введение новой ГПРО на 2016–2019 гг. При этом считаем бо-  лее эффективной выбранную периодизацию реализации новой ГПРО (с изменением целевых индикаторов согласно вызовам общества и мирового сообщества). Как показали наши исследования, 4-й год реализации стратегической программы носит пик эффективности реализации долгосрочных государственных программ в МОН  РК.

С нашей точки зрения, Министерства РК должны проводить оценку эффективности реализации государственных программ и иметь критерии оценки их эффективности, по итогам рассмотрения результатов вносить изменения в действующую государственную программу в части изменения бюджетных ассигнований при планировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период: выделять дополнительное финансирование на реализацию Государственной программы, признанной высокоэффективной в отчетном году, начиная с очередного финансового года; сохранять прежний уровень финансирования Государственной программы, признанной высокоэффективной или удовлетворительной в отчетном году, начиная с очередного финансового года; досроч-   но прекращать реализацию Государственной программы и меры ответственности за ее невыполнение, что в целом приведет к росту экономики и социальной политики как на государственном, так и мировом уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *