Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

ФАС выложила Письмо № АК/11005-ПР/19 от 14. 2019, в котором разъяснила, как заключать госконтракты на поставку продукции для выполнения гособоронзаказа, учитывая нормы Постановления Правительства от 02. 2017 № 1465. Этим Постановлением утвердили положение о госрегулировании цен на продукцию, которая поставляется по ГОЗ.

Что такое гособоронзаказ

Госзакупки, которые регулируются 44-ФЗ, и гособоронзаказ — это разные понятия. Не стоит приравнивать одно к другому.

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29. 2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Что такое раздельный учет и как его организовать

Сначала может показаться, что раздельный учет — это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т. Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб. до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201. 1 УК РФ).

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.

Основные требования к условиям госконтрактов ГОЗ

Основные требования к госконтрактам в рамках ГОЗ определены Положением о примерных условиях таких контрактов по Постановлению Правительства № 1275 от 26. 2013.

В п. 16 Положения № 1275 указано, что если в госконтракте, который заключается с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в рамках Положением № 1465, то рекомендуется:

ТребованиеУсловие в контракте

установить твердую цену госконтрактафиксированная цена на продукцию
указать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе ее предельное ориентировочное значение по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителемориентировочная (уточняемая) цена на продукцию
указать формулу и максимальное значение цены государственного контрактастоимость товара, возмещающая издержки

В п. 17 Положения № 1275 указано, что если в госконтракте, который заключается с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена товара и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в п. 15 Положения № 1275.

В п. 15 прописано, что в госконтракте, который заключен по итогам конкурентных способов определения головного исполнителя, указывается, что его стоимость является твердой, определяется на весь срок выполнения и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок и государственным контрактом. В отдельных случаях, которые установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в госконтракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, может указываться формула и максимальное значение цены. В контрактной системе такие случаи установлены в Постановлении Правительства № 19 от 13. 2014.

Что касается госконтрактов, в которых устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или возмещающая издержки, то в таком договоре устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида стоимости, а также порядок изменения ее на фиксированную. Одновременно с определением значения фиксированной стоимости продукции устанавливается твердая цена госконтракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.

Основные требования к указанию перечня статей

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование стоимости с указанием и обоснованием применяемого метода ее расчета, а также прогнозную стоимость продукции, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

В случае формирования стоимости товара с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте следует указывать предусмотренный пунктом 33 Положения № 1465 перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со ст. 14 № 275-ФЗ от 29.12.2012, для календарных лет, следующих за базовым годом, может быть определена затратным методом с учетом планируемых и фактических расходов головного исполнителя;
  • не индексируется, а рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой стоимости единицы продукции.

В рамках п. 43 Положения № 1465, если при заключении договора применяется ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию либо возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливают срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода в фиксированную с учетом пунктов 46 — 52 Положения № 1465.

Условиями госконтракта на поставку продукции, стоимость которой является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены договора в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В контрактах на поставку продукции с применением цены, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются ее предельное значение и формула.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 1465, условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо возмещающей издержки в фиксированную предусматривают значения фиксированной стоимости как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) либо возмещающей установленные издержки.

Таким образом, в договоре, который подписан с применением таких условий, нужно установить постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;
  • рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) стоимости товара либо возмещающей издержки;
  • определяется путем индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • иные согласованные сторонами контракта условия перевода соответствующего вида стоимости в фиксированную, не противоречащие законодательству.

Антимонопольная служба предусмотрит такие положения в типовых формах государственных контрактов, которые заключаются госзаказчиками в раках ГОЗ.

Кто такой головной исполнитель гособоронзаказа

Законом 275-ФЗ от 29. 2012 «О государственном оборонном заказе» предусмотрен особый порядок исполнения госконтрактов. Государство, чтобы отслеживать движение денег, направленных на исполнение функций по обеспечению обороны и безопасности страны, вводит положение о кооперации головного исполнителя. Рассмотрим подробнее специфику, права и обязанности сторон исполнения государственного оборонного заказа.

Читать также:  В отраслевой государственной программе учтены основные проекты транспортной инфраструктуры и благоустройства дорог в Тверской области

Стороны ГОЗУчастниками ГОЗ являются следующие организации:

  • заказчик (к примеру, Минобороны, МВД и др.);
  • головной исполнитель (ГИ) — это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с заказчиком контракт (к примеру, оборонные предприятия);
  • исполнитель — лицо, непосредственно исполняющее ГОЗ и заключающее контракт с ГИ (любые иные организации).

Вхождение в цепочку ГОЗ несет за собой последствия по открытию отдельного счета в конкретном банке всеми сторонами. Для каждого участника государственного контракта в уполномоченном банке открывается специальный счет, и все расчеты осуществляются строго через него. Данные меры должны минимизировать риски нецелевого использования средств. К примеру, Управление МВД (заказчик) заключает госконтракт с научным институтом (головной исполнитель гособоронзаказа) на выполнение работ по разработке вооружения. Все расчеты с научным институтом идут через отдельный счет, с этого же счета ГИ будет оплачивать все сделки вспомогательного характера для обеспечения нужд своей организации. Кооперация головного исполнителяСовокупность следующих взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по ГОЗ, образует кооперацию:

  • головной исполнитель ГОЗ;
  • соисполнители, заключающие контракт с ГИ;
  • организации, заключающие договор с исполнителями.

Законом установлено требование о раскрытии кооперации: ГИ обязан вести реестр кооперации по каждому госконтракту отдельно. Данное условие позволяет отслеживать всех участников, задействованных в реализации государственного договора, тем самым оптимизируя расходы, снижая риски срывов и нарушений режима секретности. Права и обязанностиСогласно ст. 1 275-ФЗ, головной исполнитель и иные участники вправе:

  • запрашивать необходимую для исполнения условий договора информацию;
  • получать доступ к информации, содержащейся в Единой информационной системе государственного оборонного заказа (доступ к сведениям о заключенном госконтракте и договорах в рамках кооперации);
  • включать в госконтракт условия о компенсации понесенных расходов на формирование запаса продукции.

8 275-ФЗ содержит обязанности участников. Головной исполнитель обязан:

  • определить состав сторон по исполнению условий договора;
  • обосновать цену на продукцию, сроки и условия финансирования;
  • выбрать уполномоченный банк для банковского сопровождения, использовать для расчетов только специально открытый счет, при этом уведомить участников кооперации об обязанности открытия спец. счетов;
  • проинформировать участников, что контракты заключаются в рамках исполнения ГОЗ и др.
  • обеспечивать соответствие поставок продукции по ГОЗ требованиям, установленным госконтрактом;
  • соблюдать режим использования отдельного счета;
  • предоставлять ГИ сведения о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими участниками и др.

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

Материалы, которые могут вас заинтересовать

Десять вопросов предусматривают отдельные случаи сопровождения казначейством денежных средств, выделяемых бюджетом на три года, начиная с 2020, для выполнения ГОЗ. Осветим информацию Федерального казначейства от 11. 2018 по этим вопросам.

ГОЗ, его заказчики и исполнителиГосударственный оборонный заказ — это задания на выполнение работ, поставку товаров, необходимых для обеспечения безопасности страны. ГОЗ поступают от прямых заказчиков — федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Правительство РФ, и от двух Государственных корпораций — «Росатом» и «Роскосмос». Исполнители заданий выступают в двух уровнях. Головные исполнители — это юридические лица, заключившие с заказчиками государственный контракт. Они образуют кооперацию: с ними заключают контракты другие юридические лица, которые называются исполнителями. В свою очередь, и они могут заключать договоры с последующими участниками поставок, которые также являются исполнителями. Открытие отдельных счетов для исполнителей — неучастников бюджетного процессаВсе расчеты по сделкам ГОЗ ведутся в уполномоченном банке, определяемом заказчиком — Правительством РФ. Орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения бюджета страны, — это Федеральное казначейство России. Федеральное казначейство открывает свои счета, предназначенные для операций по сделкам ГОЗ с юридическими лицами и ИП, не являющимися участниками бюджетного процесса, в Центральном банке РФ. В свою очередь, головные исполнители открывают отдельные лицевые счета. Все операции по списанию и зачислению средств ведутся на счетах заказчиков и отражаются на лицевых счетах юридических лиц и ИП. Государственный контракт является основанием для открытия отдельного лицевого счета.

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Информация Федерального казначейства от 11. 2018 по 10 вопросам участников Всероссийского совещанияВ конце 2017 г. Правительство РФ Постановлением № 1680 утвердило Правила казначейского сопровождения денежных средств ГОЗ в определенных случаях по отношению к бюджету, предусмотренному на трехгодичный период. Правила устанавливают порядок осуществления Казначейством сопровождения денежных средств ГОЗ, предоставляемых головным исполнителям при осуществлении расчетов по госконтрактам. Отвечая на вопросы участников совещания, Казначейство руководствовалось Правилами сопровождения, а также другими законодательными актами.

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

275-ФЗ о гособоронзаказе в новой редакции содержит такие изменения:

  • запрет на деятельность, которая связана с сервисным обслуживанием вооружения и военной техники;
  • освобождение от лицензирования определенных заказчиков.

В 2022 году примут немало законопроектов, которые сильно изменят государственный оборонный заказ.

Как изменится 275-ФЗ в 2022 году

2022 год в гособоронзаказе связан с реализацией Федерального закона № 490-ФЗ от 30. 2021. Вот кратко, что нужно знать о 275-ФЗ в новой редакции: с 01. 2022 не допускается без лицензии деятельность, которая связана с сервисным обслуживанием вооружения и военной техники. Из-за этого до 01. 2022 приостановили действие п. 10 ч. 1 ст. 12 закона о гособоронзаказе о полномочиях правительства на утверждение порядка организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники, чтобы обеспечить и простимулировать выполнение гособоронзаказа.

Это значит, что требование о лицензии на сервисное обслуживание вооружения и военной техники не применяется к правоотношениям, которые возникли до 01. 2022, в связи с заключением госконтрактов, предусматривающих сервисное обслуживание вооружения и военной техники.

Еще прописали виды деятельности, которые не подлежат лицензированию воинскими частями и организациями Вооруженных Сил и войск национальной гвардии РФ в случае, если такая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Планируемые изменения в закон о гособоронзаказе

В Госдуму внесли законопроект № 50925-8, которым предлагают принять изменения 2022 года в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе, в частности, планируют прописать обязать предоставлять головным исполнителем, исполнителем поставок продукции по ГОЗ по запросу госзаказчика, головного исполнителя предложения о цене на продукцию по гособоронзаказу, в т. обосновывающих такую цену документов и информации о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам, и информацию, которая необходима для изменения цены госконтракта по ч. 5 ст. 6 275-ФЗ, включая обоснование ее изменения. Эта же обязанность будет распространяться на лиц, для которых принятие ГОЗ или заключение контракта обязательно: единственным поставщикам, определенным законами и актами президента и правительства, ГУП или другими организациями, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке продукции по ГОЗ.

Для эффективной реализации этой обязанности парламентарии предлагают установить для поставщиков по ГОЗ административную ответственность за непредоставление ценовой информации. Для этого изменят Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и дополнят его новой статьей — 14. 1 («Непредоставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство»).

По этой статье будут штрафовать должностных лиц компаний-поставщиков по ГОЗ в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а сами компании могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.

Еще с декабря 2021 года в Госдуме на рассмотрении находится проект закона № 44740-8, которым предлагается решить вопрос в законе гособоронзаказе о начислении процентов за пользование уполномоченным банком деньгами на отдельном счете. Законопроектом предлагается в новый оборонный заказ включить правило о запрете начислять проценты за пользование уполномоченным банком денег на отдельном счете и установить запрет на размещение на депозитах остатков таких денег. На уполномоченные банки возлагается обязанность предоставлять головным исполнителям, исполнителям льготное финансирование на условиях, которые определены актом правительства, и включающих, в т. , размер привлекаемых кредитных ресурсов, условия их возврата и требования к финансовому положению заемщиков и их платежеспособности.

Читать также:  Государственная инициатива по строительству, развитию и модернизации объектов инфраструктуры промышленных технопарков

Как изменился закон о гособоронзаказе в 2021 году

2021 на портале правовой информации опубликовали Федеральные законы № 132-ФЗ от 30. 2021 и 133-ФЗ от 30. 2021, которые вносят серьезные изменения в законодательство о гособоронзаказе в рамках 275-ФЗ.

133-ФЗ исключает из 275-ФЗ избыточные требования к документам, которые предоставляются для составления распоряжения о списании денежных средств с отдельного счета, открытого для расчетов по гособоронзаказу. Появилось право в этих документах не указывать идентификатор госконтракта. Это закреплено в ч. 1 ст. 5 ФЗ № 275 в новой редакции.

Изменения вступили в силу с 11. 2021.

А 132-ФЗ вносит в 275-ФЗ такие изменения:

  • Исключает требование об обеспечении исполнения госконтрактов на создание, поставку, модернизацию, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в т. ч. космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение. Это указано в ч. 2.1 ст. 6 275-ФЗ в новой редакции.
  • Уточняет ряд положений, которые касаются контроля в сфере гособоронзаказа. В частности, 275-ФЗ дополняют новыми нормами о полномочиях контролирующего органа. Он получает выдавать хозяйствующему субъекту требования о прекращении действий (бездействий), в которых есть признаки нарушения законодательства о ГОЗ. В такое требование будут включать:
    наличие оснований для его выдачи;признаки нарушения;список действий для устранения нарушений.
  • наличие оснований для его выдачи;
  • признаки нарушения;
  • список действий для устранения нарушений.

Срок для исполнения этого требования прописывается в самом требовании, но нижний предел устанавливается в 10 дней с момента его получения.

Требование выдадут, только если не исполнена обязанность хозяйствующего субъекта подписать госконтракт по гособоронзаказу по ч. 1 ст. 6 действующей редакции (ст. 9-1 № 275-ФЗ в новой редакции). До изменений в законодательство о гособоронзаказе предписания выдавались только в случаях, которые установлены ст. 2 275-ФЗ.

Эти изменения заработали с 30. 2021. После этой даты у контролеров еще появилось полномочие продлить срок исполнения предписания по ходатайству хозяйствующего субъекта, если есть объективные причины пропуска. Период исполнения предписания пролонгируется не более чем на 180 календарных дней. Это указано в ч. 1, ч. 2 ст. 9 в редакции Федерального закона 275-ФЗ от 01. 2021 (до этого у контролирующих органов нет таких полномочий). С 01. 2021 многие организации по ГОЗ перешли на казначейскую систему счетов. В связи с этим законодатели изменили 275-ФЗ и все нормативные документы, связанные с расчетами через счета ФК РФ. Вот какие акты изменили (20-ФЗ от 24. 2021):

Все изменения 2021 в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе распространяются на правоотношения, которые возникли между сторонами с 01. 2021.

Планируемые изменения в 2021 году

Законодатели готовят и другие нововведения. Уточняются требования по осуществлению банковского сопровождения и государственного контроля со стороны контролирующих органов в отношении государственных контрактов по закупкам (законопроект № 1066637-7). Изменения затронут госконтракты органов внешней разведки РФ, ФСБ и госкорпорации Росатом. Эти заказчики освобождены от обязанности рассчитываться только по отдельным счетам: на них не распространяется банковское сопровождение (п. 6 ст. 7 275-ФЗ). Но для них не установлен и режим казначейского сопровождения. А по правилам закона о ГОЗ, для организаций без казначейского сопровождения применяется банковское сопровождение (ст. 15). Поправки призваны исправить это противоречие.

Еще одно нововведение 2021 года — дополнение особенностей размещения государственного оборонного заказа и совершенствование контроля в сфере ГОЗ (законопроект № 1104194-7). Главное новшество: обеспечение исполнения контракта не требуется, если осуществляется банковское или казначейское сопровождение ГОЗ при размещении заказа на создание, модернизацию, поставку, ремонт, обслуживание и утилизацию вооружения, военной, специальной, космической техники, объектов космической инфраструктуры. Кроме того, Казначейство увеличит доступ ФАС к сведениям из реестра контрактов для надзора по гособоронзаказу.

Это не все планируемые изменения 2021 года. По новым правилам, допускается закрытие отдельного счета исполнителем после выполнения всех обязательств по контракту, но до завершения госконтракта.

У исполнителей появится возможность перевести деньги с отдельных на расчетные счета для выполнения локальных производственных потребностей. Дожидаться исполнения долгосрочных контрактов теперь не обязательно.

Для закрытия отдельного счета необходимо:

  • Подготовить и сдать отчеты об исполнении контракта по требованиям 275-ФЗ.
  • Получить деньги за исполнение соглашения на отдельный счет.
  • Дождаться результата проверки отчетов о ходе исполнения и о полном исполнении контракта.
  • Подать заявление в уполномоченный банк о закрытии отдельного счета. Вместе с заявлением предоставить отметку о принятии отчетности об исполнении ЕИС ГОЗ. Если у исполнителя есть военное представительство, отчет о полном исполнении контракта готовят в форме документов о полном исполнении от ВП.

Другой блок изменений: закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе в новой редакции предполагает создание каталога товаров и услуг по ГОЗ и информационно-аналитической системы сопоставления цен (законопроект № 1005078-7). Продукцию для гособоронзаказа систематизируют и каталогизируют с целью анализа продукции. Это позволит эффективно выявлять взаимозаменяемую, дублирующую, устаревшую продукцию и регулировать цены в сфере ГОЗ.

Сведения о продукции для нужд ФСБ, СВР, используемой для борьбы с терроризмом, не размещаются в федеральном каталоге.

Изменения 2020 года

Закон о государственном оборонном заказе ежегодно дорабатывают. Вот кратко, что нужно знать о 275-ФЗ и его изменениях в 2020 году:

  • признали опорным ПАО «Промсвязьбанк»;
  • расширили обязательства заказчиков и головных исполнителей;
  • обновили правительственные полномочия;
  • поправили состав данных, которые направляет банк в единую систему;
  • закрепили норму о начислении банком процентов за использование денег со спецсчета;
  • дополнили список организаций, которые имеют доступ к единой системе.

Кроме того, 19. 2020 вступил в силу закон № 422-ФЗ от 08. 2020, который внес изменения в ст. 6 275-ФЗ. С 19. 2020 закупки по ГОЗ не учитываются при формировании планов-графиков по 44-ФЗ. Контроль за непревышением объема финансирования для таких госзакупок над объемом финансового обеспечения, выделенным заказчику для осуществления закупок, проводится в соответствии с ч. 6 ст. 99 44-ФЗ.

С 11. 2020 расширен список лиц, которых допускают в ЕИС ГОЗ к информации о взаиморасчетах по ГОЗ (п. 1 ст. 8 275-ФЗ, изм. 288-ФЗ от 31. 2020). Теперь такими правами обладает и Роскосмос.

С 29. 2020 в составе сведений для уполномоченного банка в ЕИС ГОЗ предоставляют требование о начислении процентов за пользование деньгами на отдельном счете (20-ФЗ от 18. 2020). Проценты зачисляются на тот же отдельный счет.

Обновление законодательства по гособоронзаказу утверждено Федеральным законом № 517 от 27. 2019. Нововведения начали действовать с 08. 2020. Вот все актуальные изменения закона № 275 с 2020 года:

  • определение уполномоченного банка. Это опорное кредитное учреждение для проведения операций по оборонно-промышленному комплексу. К опорным банкам относятся и те организации, которые назначает правительство РФ. Полный список еще не утвержден, сейчас опорным является ПАО «Промсвязьбанк»;
  • новые обязанности заказчика. Таким организациям надлежит согласовать уполномоченный банк с головным исполнителем и обеспечить заключение контрактов на сумму не ниже установленной правительством РФ (ч. 20, 21 ст. 7 275-ФЗ). Банковское сопровождение таких контрактов осуществляется в опорном банке;
  • обязательства головных исполнителей. Головные исполнители обязаны согласовать уполномоченный банк с заказчиком, после чего заключить договор о банковском сопровождении.

И еще об изменениях: правительству РФ расширили полномочия по обеспечению финансирования для реализации программ государственного оборонного заказа.

Другие нововведения 2020 года

Законодатели изменили не только 275-ФЗ, но и Федеральный закон № 99 от 04. 2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вот что обновили:

Обязательные требования к продукции государственного оборонного заказа закреплены в Федеральных законах № 184 от 27. 2002 (ст. 5) и № 102 от 26. 2008. Существенным условием является наличие у лицензиата военного представительства Министерства обороны РФ. Помимо указанных, должны соблюдаться и другие лицензионные требования к продукции по ГОЗ:

  • защита государственной тайны. Противодействие иностранной техразведке при выполнении работ, связанных с гостайной (закон № 5485-1 от 21.07.1993);
  • обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации (п. 2 ст. 9 31-ФЗ от 26.02.1997);
  • соответствие связанным законодательным нормативам по ГОЗ о полной (материальной и технической) готовности получателя лицензии выполнить государственный оборонный заказ;
  • обеспечение законодательно установленного порядка иностранных инвестиций в организации, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности РФ;
  • контроль качества продукции по ГОЗ. Это значит, что получатель лицензии обязан иметь структурные подразделения, отделы или системы по менеджменту качества.
Читать также:  Программы государственных гарантий оказания гражданам республики башкортостан бесплатной медицинской помощи

Эти правила закреплены в ПП РФ № 581 от 13. 2012. Законодатели распространили указанные лицензионные требования на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники с сентября 2020 года.

Другие коррективы 2020-го: изменение порядка обжалования решений и предписаний контролирующего органа (ч. 1 ст. 28 275-ФЗ). С началом работы кассационных и апелляционных судов дела об обжаловании стали подсудны арбитражным судебным органам.

Общие положения 275-ФЗ

Федеральный закон № 275 от 29. 2012 регулирует государственный оборонный заказ. Акт закрепляет принципы работы по ГОЗ и методологию расчета цен. Закон принят еще в 2012 году, но не забывайте отслеживать и возможные изменения.

В отличие от государственных и муниципальных закупок, в заказе продукции ГОЗ участвуют три стороны: заказчик, исполнитель и головной исполнитель. Головной исполнитель и исполнитель кооперируются и реализуют для заказчика гособоронзаказ. Закон № 275 регламентирует деятельность каждого участника закупочного процесса и определяет правила, по которым работают все стороны.

Все закупки по ГОЗ проводятся в соответствии с Федеральным законом № 275. Если расшифровывать 275-ФЗ для чайников, то нормативы интерпретируются следующим образом: законодательный акт закрепляет основные понятия и правила взаимодействия сторон при реализации гособоронзаказа, определяет необходимость казначейского и банковского сопровождения, открытия специальных счетов, регулирует порядок и принципы ценообразования, устанавливает полномочия вышестоящих органов.

Государственное регулирование цен описано в главе 4 275-ФЗ. В этом блоке определяются цели и принципы госрегулирования, методы расчета и виды цен. Основные принципы ценообразования:

  • применение правового обеспечения для всех участников ГОЗ и мер антимонопольного регулирования;
  • снижение расходов поставки;
  • поддержка прибыльности;
  • обоснованность издержек;
  • соблюдение баланса интересов сторон.

При заключении контракта по ГОЗ применяются ориентировочные (уточняемые), фиксированные и возмещающие издержки цены. Порядок применения цен регулирует правительство РФ.

Об авторе этой статьи

Бухгалтер, эксперт проекта

Практикующий бухгалтер. Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий. Другие публикации автора

Закон № 275-ФЗ

В первую очередь закон определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере ГОЗ, регулирует формирование, размещение и исполнение контракта, отношения между участниками сделки, а также полномочия контролирующих органов.

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

При запросе заказчика исполнитель должен предоставить информацию о каждом контрагенте, которого привлекает для исполнения контракта. Срок предоставления данной информации ограничен пятью рабочими днями.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Выше было упомянуто, что головному исполнителю следует определиться с уполномоченным банком и соответственно открыть отдельный счет для исполнения госконтракта. Открытие счета является одним из основных условий для участия в гособоронзаказе. К тому же, если у организации несколько контрактов, то для каждого из них открывается собственный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам, которые привлекаются к исполнению. Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС отслеживают денежные транзакции, а затем отправляет информацию в систему контроля гособоронзаказа. Сделано это с целью отслеживания целесообразного использования денежных средств. Целевые деньги должны быть направлены на конкретные затраты по ГОЗ, любое использование не по назначению является правонарушением.

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Отчетность по гособоронзаказу

Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19. 1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  • Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  • Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  • Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  • Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  • Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

На данный момент только в двух конфигурациях реализовано ведение раздельного учета по гособоронзаказу: «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 4 и «1С:ERP Управление предприятием 2».

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

«Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

«Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

«Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

Скачать Письмо № АК/11005-ПР/19 от 14. 2019

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *