Цифровое здравоохранение государственной программы

Цифровое здравоохранение государственной программы

Цифровая трансформация здравоохранения официально определена Правительством как стратегическое направление

Мы живем в эпоху цифровой революции, предполагающей повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым. Эти процессы, более заметные нами в быту в связи с бурным развитием технологий, неминуемо касаются и здравоохранения как одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности.

Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, цифровая трансформация отнесена к национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года. В качестве целевых показателей, характеризующих достижение данной национальной цели, Президентом названо достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения.

Как мы можем наблюдать, на примере Указа Президента РФ от 06.06.2019 № 254, к приоритетным направлениям развития здравоохранения государство относит создание единого цифрового контура в здравоохранении. Создание единого цифрового контура в здравоохранении предполагается на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). При этом планируется предусмотреть:

  • развитие ЕГИСЗ, обеспечивающей взаимосвязь процессов организации оказания медицинской помощи и управления ресурсами здравоохранения;
  • развитие ГИС субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в целях их интеграции в ЕГИСЗ;
  • внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях;
  • создание централизованных цифровых платформ в целях диагностики заболеваний, в том числе с использованием искусственного интеллекта.

На создание единого цифрового контура бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Отметим, что на основании всех приведенных программных документов, законодателем было разработано стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения, что закреплено в распоряжении Правительства РФ от 29.12.2021 № 3980-р, которое мы более подробно рассмотрим далее.

Цели и задачи цифровой трансформации

В качестве приоритетных целей цифровой трансформации, законодатель выделил:

  • достижение высокой степени «цифровой зрелости»,
  • оптимизацию рабочего времени медицинских работников посредством автоматизации процессов управления и внедрения передовых технологий.

Как мы можем видеть, в распоряжении Правительства РФ от 29.12.2021 № 3980-р используются сразу две формулировки − «цифровая трансформация» и «цифровая зрелость», не имеющие на сегодняшний день нормативного определения.

Поскольку законодателем не даны исчерпывающие определения данных понятий, попробуем рассмотреть их самостоятельно. Так, под цифровой трансформацией обычно понимают трансформацию системы управления путём пересмотра стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и целей, обеспечиваемых принятием цифровых технологий.

«Цифровую зрелость» определить еще более затруднительно, условно можно понять это как меры готовности к успешной реализации задач цифровой трансформации.

Будем надеяться, что в последствии эти ключевые понятия будут закреплены нормативно.

Задачами цифровой трансформации являются:

  • обеспечение преемственности оказания медицинских услуг, от профилактики заболеваний до результатов диагностики, лечения и реабилитации после перенесенной болезни;
  • обеспечение динамического управления ресурсами здравоохранения на региональном и федеральном уровнях;
  • предоставление возможности организациям, осуществляющим отдельные полномочия страховщика по обязательному медицинскому страхованию, проводить дистанционный контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
  • разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе на основе анализа больших данных о состоянии здоровья населения России;
  • переход к электронному документообороту в сфере здравоохранения;
  • организация информационного сопровождения и поддержки застрахованных лиц при получении медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;
  • формирование электронных баз знаний по лечению заболеваний на основе обработки первичных электронных медицинских документов с использованием технологии больших данных;
  • обеспечение механизмов прозрачного лицензирования и контроля;
  • обеспечение защиты информации, в том числе персональных данных и врачебной тайны;
  • сокращение временных издержек медицинских работников, не связанных с оказанием медицинской помощи.

Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния здравоохранения, решаемыми при цифровизации, являются:

  • слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией;
  • повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных и необходимостью ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме;
  • длительные сроки, сложности разработки и реализации «сквозных» сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров;
  • низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровнях;
  • ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, отсутствие структурированных электронных медицинских документов;
  • ограниченность межведомственного электронного взаимодействия.

Вызовами цифровой трансформации здравоохранения являются:

  • обеспечение эффективной, оптимальной маршрутизации пациента;
  • обеспечение высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента;
  • создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан;
  • проактивное информирование граждан в целях стимулирования раннего обращения пациентов за медицинской помощью;
  • повышение доступности медицинской помощи за счет усиления роли первичного звена здравоохранения;
  • единство подходов к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и финансовому обеспечению медицинской помощи;
  • внедрение системы внутреннего контроля полноты выполнения клинических рекомендаций, начиная с рабочего места медицинского работника;
  • построение актуальной аналитики.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

  • недостаточность цифровых компетенций граждан и отсутствие доверия к цифровым медицинским сервисам;
  • дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками;
  • низкий темп отказа от бумажного документооборота при переходе к электронному документообороту;
  • различный уровень готовности и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации к внедрению новых цифровых технологий;
  • невозможность исполнения отдельных пунктов и мероприятий стратегического направления, а также достижения результатов за счет изменения приоритетности и объемов финансирования в связи с такими возникающими угрозами, как распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Таким образом, мы видим, что движение в сторону цифровой трансформации призвано решить ряд важных проблем текущего состояния здравоохранения, однако может столкнуться со значительными вызовами и рисками.

Основные технологии стратегического направления

Отметим, что в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

Указанные технологии будут применены для:

  • информационного сопровождения граждан;
  • контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • организации процессов управления в сфере здравоохранения на основе результатов обработки медицинских данных в электронной форме и перехода к электронному документообороту в сфере здравоохранения Российской Федерации,
  • цифровизации процессов планирования и управления в сфере здравоохранения Российской Федерации при условии обеспечения защиты персональных данных граждан.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе, систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.

Стратегическое направление утверждается до 2024 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

Ключевые проекты цифровой трансформации

Цель проекта — повышение эффективности функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия организаций в сфере здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.

В результате реализации проекта будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для проведения цифровой трансформации:

Медицинские платформенные решения федерального уровня

Цель проекта – обеспечение возможности ранней диагностики заболеваний, своевременное предупреждение отклонений от клинических рекомендаций в ходе лечения и организация возможности непрерывного наблюдения за каждым пациентом, предоставление медицинским специалистам и управленцам современного инструмента ведения и автоматизированного контроля оказания профильной медицинской помощи согласно порядкам оказания медицинской помощи, а также клиническим рекомендациям для повышения качества ее оказания.

Проект направлен на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания и внедрения специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям медицинской помощи (в том числе по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактической медицине, акушерству и гинекологии и неонатологии), что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи и позволит повысить ее доступность в медицинских организациях всех уровней системы здравоохранения на основе единых методологических подходов (порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации).

Таким образом, в ближайшие годы цифровая трансформация здравоохранения сосредоточится на создании на основе ЕГИСЗ единого цифрового контура, а также на создании и внедрении специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по различным профилям медицинской помощи.

Национальный проект «Здравоохранение» определил цифровизацию системы здравоохранения как одну из ключевых задач.

Она реализуется в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ». В структуру нацпроекта входит восемь федеральных проектов, на реализацию которых до 2024 года предусмотрено более 1,7 триллиона рублей. Из них на федеральный проект по цифровизации выделено около 10 процентов, то есть 170 миллиардов рублей. Задача цифровизации — получать структурированную, достоверную и оперативную информацию, которая необходима как врачам, так и специалистам в сфере управления. Переход на электронный документооборот оказался не только одной из самых сложных задач за многие десятилетия, но и крайне нетривиальной в плане перелома психологического восприятия и реформирования традиционной системы здравоохранения.

Продолжение истории после рекламы

Серьезным вызовом стала необходимость формирования специализированного нормативно-правового пространства инновационного характера. Здравоохранение столкнулось с трудностями как на стадии его обсуждения, так и на стадии утверждения. Отрасль не первый год и с огромным нетерпением ждет нормативного документа по электронному медицинскому документообороту, который обеспечил бы легитимность применения электронных медицинских документов и полноценный переход к работе на основе безбумажной технологии.

Наша страна представляет собой крайне сложный объект для решения любой управленческой задачи. Неслучайно появился такой термин, как «цифровое неравенство», который отражал реальную ситуацию с оснащенностью, средствами коммуникации и решениями, реализуемыми на региональном уровне. Поэтому одномоментно внедрить единые требования к информационным системам регионов и медицинских организаций, а также требования по сбору и передаче данных было невозможно. Это обусловило появление большого количества разнообразных и разноуровневых локальных решений. Поэтому федеральному центру и регионам пришлось приложить огромные усилия для решения технических и технологических задач. В последние годы термин «цифровое неравенство» практически исчез.

Читать также:  2 Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (с изменениями на 28 января 2021 года)

Важнейшим решением по наведению порядка стало утверждение Минздравом России требований к функциональным возможностям информационных систем регионов, медицинских и фармацевтических организаций. Несмотря на то, что они ввели единые сроки их выполнения, различия в стартовых позициях регионов будут сказываться на уровне информатизации еще несколько лет.

Тем не менее за последние несколько лет изменилось отношение к самому понятию «цифровое здравоохранение». Скепсис сменился пониманием новых возможностей и удобств, которые обеспечивает информатизация как для населения, так и для профессионалов. Формируется культура работы в медицинских информационных системах, информационная поддержка воспринимается как средство улучшения качества и расширения возможностей лечебного процесса. Автоматизированный учет оказанных услуг позволяет повышать эффективность управленческих решений за счет понятного и объективного анализа результатов.

Между тем, поставку медицинского оборудования нужно доверять профессионалам — medical online platform.

Основным пациент-ориентированным сервисом, предоставляющим большой спектр услуг гражданам, является суперсервис «Мое здоровье». Здесь уже возможны запись на прием к врачу и для прохождения диспансеризации и профосмотров; прикрепление к медицинской организации; подача заявления о выборе страховой мед организации; получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости. «Дорожная карта» предусматривает и доступ граждан к медицинским документам в электронной форме. Уже в этом году будут доступны: медицинская справка о допуске к управлению транспортным средством; направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию; медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачебное профессионально-консультативное заключение. В суперсервисе «Мое здоровье» появятся электронные рецепты, разрабатываемые нашим институтом в рамках исполнения поручений президента РФ. Они станут ключевым элементом федерального регистра льготного лекобеспечения, который позволит вести учет, анализ, планирование и обеспечение потребностей населения в лекарствах.

Пандемия коронавируса выявила необходимость экстренно повысить оперативность получения консолидированных данных. Важнейшей задачей стал сбор оперативной информации о количестве и структуре заболевших. В короткие сроки — около двух недель — были созданы специализированный федеральный регистр и необходимые справочники, что позволило адекватно оценивать распространение заболевания и резервные возможности лечебных учреждений, формировать аналитические прогнозы. И это еще раз показало уже достигнутый уровень и перспективы цифровизации отрасли.

Ключевая задача сегодня — не только обеспечить врачам возможность использования современных информационных технологий, но и избавить их от тяжелой и затратной по времени бумажной работы, дублирования вносимой информации. Конечно, как многие глобальные проекты, федеральный проект по цифровизации сталкивается с традиционными проблемами — неравномерностью финансирования, дефицитом квалифицированных кадров и необходимостью учитывать изменения стратегии. Но цифровизация — это не смена носителя информации, не превращение формы или документа в своего цифрового аватара, это смена парадигмы, базовыми принципами которой становятся сохранность, преемственность и достоверность хранимой и передаваемой информации.

Успешная цифровизация отрасли будет способствовать достижению основных целей национального проекта «Здравоохранение» По различным оценкам, в системе здравоохранения на сегодняшний день имеется от 300 до 700 учетных и отчетных форм, многие из которых многократно включают одну и ту же информацию, используют противоречивую и неунифицированную терминологию. Очевидно, что простой перенос этого «бумажного контейнера» в цифровое пространство противоречит базовым задачам информатизации. Для оптимизации документооборота необходимы последовательные усилия федерального центра в плане методического, юридического и нормативно-правового регулирования. Для этого требуется национальный диалог с привлечением широкого круга участников, включая представителей органов регионального управления, страховых организаций, органов медицинской статистики и медицинского сообщества.

Успешная реализация федерального проекта «Создание ЕЦК» будет способствовать достижению основных целей национального проекта «Здравоохранение»: обеспечить конституционные права граждан в сфере здравоохранения; повысить квалификацию медицинских работников на основе непрерывного образования; улучшить медицинскую инфраструктуру и внедрить новую социальную модель поведения, основанную на заботе граждан о собственном здоровье. Все это в конечном итоге поможет снизить смертность от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, увеличить среднюю продолжительность жизни россиян до 78 лет к 2024 году.

Кирилл Сидоров (руководитель отдела регламентной службы Федерального реестра нормативно-справочной информации Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России), «Российская газета»

В 2005 году Всемирная организация здравоохранения приняла концепцию e-Health — электронного здравоохранения. В России термин «Электронное здравоохранение» упоминается с 2010 года, термин «Цифровое здравоохранение» — с 2017-го. В декабре 2018 года был утвержден Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ «Цифровой контур здравоохранения») на период 2019-2024 годов». Его цели предусматривают к 2022 году обеспечить не менее 80 процентов медорганизаций всех 85 субъектов страны юридически значимым электронным документооборотом. К 2023 году в регионах должно быть завершено внедрение ГИС и подключение к ним всех медорганизаций.

Это обеспечит маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций и автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта.

А не менее 70 субъектов РФ должны получить возможность реализовать и систему электронных рецептов. Создание цифрового контура должно обеспечить в личном кабинете пациента «Мое здоровье» доступ к таким сервисам, как запись на прием к врачу или вызов врача на дом, диспансеризация, получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости, доступ к личным электронным медицинским документам. Внедрение электронной регистратуры уже стало одной из действенных мер для сокращения социальных контактов в период пандемии. Но очевидно и то, что коронавирус внес свои коррективы в ранее намеченные планы.

«Безусловно, коронавирусная пандемия внесла свои поправки. И к сожалению, мы понимаем, что та же стопроцентная доля медорганизаций, обеспечивающих электронное взаимодействие с ЕГИСЗ или с учреждениями медико-социальной экспертизы, может оказаться под вопросом к обозначенному периоду», — вынуждена констатировать координатор тематических площадок «Здравоохранение» и «Демография» Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Анаит Геворкян.

Опрос медицинских работников, проведенный Vademecum на платформе «Врачи РФ» в августе 2021 года, в котором участвовали 508 медиков из 70 регионов, показал, что сами они в основном считают уровень цифровизации своей клиники низким: 80 процентов оценили уровень цифровой зрелости своего рабочего места на 5 баллов из 10 и ниже. Почти 90 процентов опрошенных уверены, что цифровизация нужна, но при этом половине респондентов на данном этапе она никак не помогает. А электронные рецепты редко попадают в аптечные информационные системы — обмен между медорганизацией и аптекой зафиксировали лишь 10 процентов респондентов. Еще менее развита сфера помощи в принятии врачебных решений. Практически у всех опрошенных нет доступа к модулям, помогающим в диагностике, назначении лечения или маршрутизации пациентов. Сами же врачи называют эту опцию наименее полезной в цифровизации.

К 2022 году не менее 80 процентов медорганизаций всех регионов страны должны быть обеспечены электронным документооборотом

Ранее аналогичный опрос проводился и на площадке ОНФ. Он также показал невысокую готовность медицины к «цифре». Более 3000 респондентов из 84 регионов среди факторов, препятствующих цифровизации, главным назвали невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на ведение электронной. Кроме того, только 10 процентов считают, что реальный уровень цифровизации соответствует тому, что показывает телевидение и другие СМИ. «К сожалению, стереотипное мышление значительной части медицинских работников воспринимает информационные системы как то, что нужно администрации для контроля. И пожалуй, в нашей ментальности это было основным препятствием в момент внедрения этой системы. Но достаточно приложить усилия, чтобы весь коллектив медучреждения понял, что такая система необходима для нового качества процессов, ведения документации и облегчения работы врача. Повсеместно внедренная, она помогает. Без цифровизации современная медицинская система существовать не может», — уверен директор МРНЦ им А.Ф. Цыба — филиала НМИЦ радиологии Минздрава России, профессор РАН Сергей Иванов. А реальный успех цифровой трансформации отрасли будут определять два основных фактора — поэтапное внедрение ИАС «от простого к сложному» и повсеместное оснащение рабочих мест и серверных мощностей.

Даже с достаточным финансовым ресурсом цифровое развитие отрасли невозможно без необходимого материально-технического обеспечения и кадров

Свой запрос на цифровизацию здравоохранения сформирован и у россиян. Им нужен удобный, интуитивно понятный для всех возрастных категорий дружественный интерфейс, способный обеспечить свободу и комфорт гражданам во взаимодействии с цифровыми медицинскими системами при получении необходимых медицинских услуг. Востребована и интерактивная система помощи в навигации по сайтам медучреждений. Нужны специализированные мобильные приложения, которые бы помогали хроническим пациентам обеспечить свою жизнь и удаленный контроль состояния здоровья пациента врачом, приема им препаратов, получения необходимых физиологических данных. Также нужна такая обратная связь, как смс-информирование о записи к врачу и ее изменениях, уведомление от врача, информация обо всех действиях с картой пациента по аналогии с банковским счетом (о просмотрах, внесении изменений и т.д.) с возможностью детализации о том, кто получил доступ к карте, о прохождении анализов, графике обследований и т.п.

Сегодня основными бенефициарами цифровой трансформации выступают три группы участников: организаторы системы здравоохранения, врачи и пациенты, в том числе будущие.

«Исторически система последние десять лет выстраивалась так, чтобы удовлетворить запрос организаторов, и — во вторую очередь — врачей, — отмечает вице-президент по стратегическим инициативам компании «Ростелеком» Борис Глазков. — И это нормально — государство проходило бурный этап информатизации, выстраивалось много учетных систем — федеральных, региональных, первичного звена. В условиях пандемии потребности пациентов вышли на первое место и выяснилось, что парадигма никогда целиком не «затачивалась» под них. Оказалось, что нам нужны мобильные приложения, удобные цифровые интерфейсы, которые нужно подавать централизованно на портале госуслуг, в то время, когда все данные находятся на уровне регионов». Одной из проблем, по словам эксперта, стала большая вариативность региональных систем. Когда средств на их обеспечение хватало, потребности в унификации не возникало. Но когда деньги на поддержание большого разнообразия этих систем стали заканчиваться, тем более в условиях пандемии и текущих нагрузок в целом, когда на федеральный уровень требуется предоставлять все больше данных, например, в Реестр вакцинированных, Реестр ковидных больных, начались и проблемы.

Читать также:  Проблемы реализации государственных программ в карелии

«Количество требований большое, количество ресурсов в этой системе постепенно сокращается. Сегодня фундаментальная проблема номер один — нужны принципиальные решения о том, какой экономика цифрового государственного здравоохранения будет в дальнейшем, — считает Борис Глазков. — Намного лучше эти информационные системы становиться не будут без денежного ресурса на их поддержание и развитие. Для этого нужны серьезные решения в государственном контуре здравоохранения».

Кроме того, даже с достаточным финансовым ресурсом цифровое развитие отрасли невозможно без необходимого материально-технического обеспечения и кадров. Едва ли пациенту, который вынужден ждать, когда в электронной регистратуре районной поликлиники появится талончик к врачу, очень поможет запись в электронный лист ожидания на прием через две недели, если врачебная помощь ему нужна уже сегодня.

Цифровизация медицины является одной из задач, которая реализуется в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Под цифровизацией, в частности, понимается создание единой цифровой экосистемы здравоохранения. Группа «РОСНАНО» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализуют новую стратегию развития в части биомедтеха, рассчитанную на формирование медицины будущего.

Медицина завтрашнего дня подразумевает не только создание и внедрение в здравоохранение новых технологий, современного оборудования и передовых лекарств, но и совершенно новый подход к оказанию медицинских услуг. В первую очередь, речь идет о доступности медицины, а также о своевременности оказания первой помощи. По сути, это является основой, без которой даже самые передовые разработки попросту вовремя не дойдут до пациента.

Понимая это, Группа «РОСНАНО» участвует в реализации проекта по использованию персональных медицинских помощников — специальных носимых устройств, которые отслеживают состояние пациента, где бы он не находился, и передают эту информацию в медицинское учреждение и лечащему врачу. Персональные помощники дают возможность своевременно оказать помощь пациенту, если его состояние критически ухудшилось и, тем самым, спасти жизнь.

«Согласно паспорту проекта, платформа персональных медицинских помощников должна обеспечить доступность медицинской помощи для пациентов из группы риска, — прокомментировал старший управляющий директор Группы «РОСНАНО», Председатель Правления Консорциума «Медицинская Техника» Иван Ожгихин на сессии «Искусственный интеллект в медицине: клиническое применение или миф?», прошедшей в рамках Конгресса молодых ученых в Сочи. — Она позволит осуществлять удаленно наблюдение за пациентами и мониторинг их состояния, используя персональные носимые медицинские устройства».

Платформа персональных медицинских помощников должна быть интегрирована с ЕГИСЗ, с единым порталом Госуслуг и сервисом «Мое здоровье».

Уже в следующем году, в рамках пилотного проекта, персональные медицинские помощники будут доступны пациентам сразу в нескольких регионах нашей страны. А к 2024 году не менее 10 процентов пациентов, находящихся в группе риска по таким заболеваниям как артериальная гипертензия, сахарный диабет и хроническая сердечная недостаточность смогут пользоваться персональными медицинскими помощниками. К 2030 году доля таких пациентов увеличится до 50 процентов. Внедрение персональных медицинских помощников позволит не только повысить качество медицинских услуг, но, в конечном итоге, благоприятно отразится на продолжительности жизни населения.

Еще одним инструментом, который сможет обеспечить рост продолжительности жизни, а также будет способствовать повышению ее качества является тераностика — мировой тренд медицины будущего, сочетающий весь цикл медицинских услуг: от ранней диагностики заболеваний до терапии и последующего мониторинга лечения. Тераностика оценивает риски, интерпретирует результаты оценки параметров организма, составляет план продления жизни. Внедрение тераностики в стратегию развития отечественного здравоохранения позволит существенно повысить эффективность лечения, сократить сроки госпитализации, снизить инвалидизацию, повысить качество предоставления медицинских услуг и, в конечном итоге, повысить продолжительность жизни населения.

Цифровое здравоохранение государственной программы

Другое направление, без которого невозможно представить медицину будущего — это создание «умной клиники», в которой будет применяться генная терапия, инновационная персонализированная фармацевтика, биомедицинские клеточные продукты, а также платформенные решения «Home to Hospital» и «Hospital to Home».

Для реализации задачи по созданию «умной клиники» компания «РОСНАНО» заключила соглашение с Национальным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова, который займется инновационными разработками.

Инновационные разработки и современное оборудование — важнейшие составляющие медицины будущего. Однако компетенции непосредственно самого лечащего врача, его умение правильно и своевременно принимать решения — остаются во главе угла. Но и здесь современные технологии могут оказаться полезными. Так, команда инновационной компании iPavlov на базе своего R&D Центра в МФТИ разработала проект системы поддержки принятия врачебных решений. Система анализирует электронную медицинскую карту пациента, данные томографии, рентгена и другие показатели и на их основе помогает лечащему врачу поставить диагноз. Также командой разработан проект цифрового ассистента для управления потоками пациентов.

Разработка, внедрение инноваций и технологических новинок невозможна без развития образования, обучения людей, которые будут создавать передовые технологии уже завтра. Именно поэтому Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» разработал более 200 учебных курсов по переподготовке и повышению квалификации специалистов высокотехнологичных предприятий, в том числе, в области медицины. Также, Фонд поддержал разработку курса профессиональной переподготовки по теме «Разработка, проведение и управление процессами биосинтеза и хроматографии на современном биофармацевтическом производстве». Заказчиком программы стала биофармацевтическая компания «Генериум», которая разрабатывает и производит лекарственные препараты для лечения орфанных и социально значимых заболеваний, а с недавнего времени стала одной из крупнейших производственных площадок для вакцины от новой коронавирусной инфекции «Гам-КОВИД-Вак» (Спутник V). Курс объемом в 250 часов будет использоваться для повышения квалификации технологов, занятых разработкой, сопровождением и управлением технологическими процессами на биофармацевтических предприятиях. В частности, специалистов обучат современным методам культивирования и хроматографической очистки белков при производстве лекарственных препаратов.

Еще одна важная образовательная программа, которая появилась благодаря поддержки ФИОП — «Медицинская реабилитация пациентов с применением роботизированного комплекса ExoAtlet, разработанная Московским государственным медико-стоматологическим университетом (МГМСУ) имени А. И. Евдокимова. Образовательная программа поможет компании «ЭкзоАтлет», создавшей уникальный медицинский экзоскелет (тренажер) для людей с ограниченными возможностями, организовать качественную подготовку инструкторов, работающих с экзоскелетом, а также создать единую платформу для обучения и обмена данными между медицинскими сообществами.

Образовательные программы для специалистов высокотехнологичных секторов, которые создает ФИОП — важный шаг на пути к тому, чтобы новейшие технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни уже сегодня.

На каких ключевых направлениях цифровизации здравоохранения достигнуты наибольшие результаты и как это влияет на дальнейшее развитие здравоохранения?

Ольга Кобякова, директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, д.м.н.: Пандемия ускорила проникновение цифровых технологий в сферу здравоохранения. В начале пандемии, в апреле 2020 года, Минздрав России создал информационный ресурс, позволяющий автоматизировать сбор данных, — регистр COVID-19. В кратчайшие сроки гражданам стали доступны новые, посвященные борьбе с COVID-19 цифровые сервисы на ЕПГУ, широкое развитие получила телемедицина, а на помощь врачам в диагностике COVID-19 пришел искусственный интеллект (ИИ). В итоге более 15 миллионов граждан воспользовались сервисами «личного кабинета» «Мое здоровье» на ЕПГУ, специалисты региональных телемедицинских центров провели более 1,4 миллиона консультаций для пациентов с COVID-19, а в московском эксперименте по внедрению ИИ в сферу здравоохранение принимает участие 21 компания-разработчик решений в этой сфере.

Кроме того, в 2020 году скорректировали паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Значимым изменением стало включение в единое цифровое пространство здравоохранения информационной системы ОМС, Росздравнадзора и частных организаций. В 2021 году на региональном уровне будет завершено внедрение подсистем, обеспечивающих централизованное хранение медицинских изображений, лабораторных исследований. Формируются электронные документы «Медицинское свидетельство о рождении» и «Медицинское свидетельство о смерти», к концу 2022 года все медицинские организации должны оформлять их только в электронном виде.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики», к.б.н.: Всеобщая цифровизация отрасли, по сути, началась с момента внедрения системы ОМС. В те далекие годы органы управления здравоохранением вместе со страховыми компаниями решали проблемы обеспечения медицинских организаций компьютерной техникой и обучения персонала работе с программным обеспечением. Из-за отсутствия единых стандартов информатизации процессов каждый регион и даже каждое медицинское учреждение решали эти вопросы самостоятельно. В итоге в стране образовался обширный «зоопарк» решений. И эту проблему минздраву пришлось решать с первых дней утверждения федеральной программы цифровизации. Кроме того, необходимо было обеспечивать обновление техники и каналы связи. До сих пор в ряде территорий нет не только интернета, но и мобильной связи.

Электронные сервисы обеспечат переход к системе лекарственного возмещения

Сейчас вопросы цифровизации начали решаться системно. Сам термин «цифровое здравоохранение» подразумевает множество сущностей, среди которых, например, коммуникации (удаленная диагностика, дистанционное обучение, сообщества пациентов и ассоциации врачей), системы обратной связи (персонализированный мониторинг, мобильные приложения для поддержания здоровья, СМС-консультации), технологические инструменты (портативный госпиталь, системы самонаблюдения, визуализация помощи, биопринтинг и пр.). В приоритетных планах минздрава — дальнейшее развитие телемедицины, разработка и внедрение системы поддержки принятия врачебных решений, технологии риск-профилирования пациента и внедрение его цифрового помощника, обеспечение полнофункционального рабочего места врача. Важными являются также обеспечение процессов в системе лекарственной помощи — полномасштабное внедрение электронного рецепта с функцией бронирования лекарств, возможность оценки эффективности препаратов, аналитика по системе здравоохранения и лекарственному обеспечению, что позволит улучшить качество планирования закупок препаратов и обеспечит необходимую информацию для постепенного перехода к системе лекарственного возмещения.

Читать также:  8 Советов новому аудитору бюджетного предприятия в 1С бухгалтерии бюджетного учреждения

Марина Велданова, директор Центра развития здравоохранения Школы менеджмента Сколково: Опыт регионов и организаций-лидеров показал, что цифровизация позволяет повысить доступность медицинских услуг за счет внедрения электронной записи на прием и расширить охват медуслугами.

Доступ к медицинским базам с рабочего места, персонализированные планы и новые форматы обучения помогают постоянному развитию квалификации врачей и медперсонала. Цифровизация позволяет существенно повысить скорость разработки и внедрения инновационных протоколов и лекарств. Исключение неэффективных расходов системы при повышении прозрачности информации и контроля, сфокусированное управление здоровьем населения на основе риск-профилей и сокращение затрат на рутинные операции за счет автоматизации приводят к росту эффективности системы в целом.

Илья Народицкий, директор технологического бизнеса компании IQVIA: В последние 5 лет мы наблюдаем технологический бум в здравоохранении на всех уровнях. Это связано прежде всего с государственными инициативами по цифровизации. Но вместе с тем и частные компании к цифровизации подталкивает как государство, вводя новые требования по интеграции данных, так и общая рыночная обстановка. Одним из явных трендов является развитие цифровых каналов коммуникации с целевой аудиторией как фармкомпаний, так и ЛПУ.

Цифровые сервисы повысят эффективность расходования ресурсов системы здравоохранения

Еще один тренд — цифровизация производства. Первый этап автоматизации, связанный с учетными системами, в России успешно пройден, второй, на наш взгляд, сейчас в самом разгаре, он связан с автоматизацией процессов управления качеством. Также у компаний есть стремление в клинических испытаниях переходить от классических моделей к гибридным или даже полностью удаленным. Это тренд, который продиктован эпидемической обстановкой.

Александр Мазуров, директор по цифровой трансформации компании «Санофи» в Евразийском регионе: Современная фармацевтическая индустрия — это не только производство лекарственных препаратов. Сейчас это скорее часть терапии. Вторая ее часть — это интегрированные решения для пациентов, помогающие повысить эффективность лечения, улучшить приверженность терапии. По данным Rockhealth.org, инвестиции в цифровые решения для здравоохранения за 2020 год в мире составили 14,6 млрд долл., а за три квартала 2021 года — более 20 млрд. А пациент сегодня уже не пассивный участник лечебно-диагностического процесса, он становится активным и самостоятельным, разрабатывая стратегию и тактику своего лечения совместно с лечащим врачом. На этом этапе цифровой экосистемы актуальны решения, которые дополняют терапию и вовлекают пациента в процесс заботы о здоровье. Например, «Санофи» запустила в РФ в декабре 2019 года пилотный проект «Норма». Это программа для людей, живущих с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа, получающих инсулинотерапию (вне зависимости от производителя). Цель программы — валидировать новый интегрированный подход к управлению сахарным диабетом на территории России.

Какие сектора, которые пока не получили должного внимания, необходимо развивать активнее?

Ольга Кобякова: При высоком потенциале и возможностях ИИ в здравоохранении находится на ранней стадии развития. Эта технология содержит большой набор рисков, связанных с качеством исходных данных для разработки алгоритмов. Одним из ключевых приоритетов должно стать создание и запуск ИИ-платформы с целью разработки качественных дата-сетов, поддержка и регламентация контролирующих функций в части разработки ИИ-решений, а также создание нормативно-правовой базы для внедрения ИИ-решений в сферу здравоохранения. Во всех этих направлениях Минздрав России ведет активную работу.

Лариса Попович: Для пациентов переход к цифровым сервисам означает возможность быстрого доступа к медицинским услугам независимо от места проживания. Кроме того, повышается осведомленность пациентов и их вовлеченность в процесс лечения. Это существенно увеличивает его результативность, позволяет сделать лечение персонализированным, а значит, увеличивает эффективность расходования ресурсов здравоохранения.

Для врачей цифровые сервисы должны существенно облегчить документооборот, помочь в диагностическом процессе, координировать решение клинических проблем с другими врачами, обеспечить возможность доступа к базам данных медицинской информации и результатам клинических исследований, проходить электронное обучение и поддерживать контакты с профессиональным сообществом по всему миру.

Организаторам здравоохранения цифровизация должна обеспечить прозрачность всех процессов и улучшить качество управления.

Марина Велданова: Для решения проблем пользователей важное значение имеют прикладные сервисы и аналитика, помогающие решать конкретные задачи каждой группе пользователей — от пациента, врача и медицинской организации до страховой компании, производителя и аптеки. Эти сервисы будут эффективными при адекватной системе управления данными. Сейчас управление ими создает лишь дополнительную нагрузку на систему. Должен быть внедрен систематический подход. Ключевая цель развития такой системы — обеспечение финансирования цифровизации минимум в двукратном относительно сегодняшнего объеме на основе реального спроса на финансовые и кадровые ресурсы. При росте бюджета основными драйверами станут разработка и поддержка ПО, услуги связи и фонд оплаты труда ИТ-специалистов. Для развития этих стратегических секторов должно быть настроено соответствующее управление. Важно распределить роли между центром и регионами, выровнять уровень развития цифровизации последних, четко определить цели на национальном уровне с опорой на бюджет и компетенции и создать благоприятную для этого законодательную среду.

Анастасия Аширова, менеджер по цифровым инновациям компании Bayer: По последним исследованиям, 70 процентов врачей считают, что за дистанционными консультациями будущее. При этом основными проблемами для внедрения цифровых решений остаются недостаток финансирования, ИТ-безопасность и защита данных, нехватка квалифицированных сотрудников.

В рамках стратегии открытых инноваций Bayer с 2016 года работает в России над преодолением этих барьеров вместе с цифровыми медицинскими стартапами. За это время больше трети стартапов после акселератора G4A Moscow заключили контракты с компанией. Уровень проектов сильно вырос, особый интерес у нас вызывают решения, которые помогают врачам в диагностике и назначении лечения, а также поддерживающие пациентов. Например, в рамках работы одного из стартапов из акселератора G4A была разработана система индивидуальной оценки рисков развития гиповитаминозов беременных.

Уже очевидно, что регуляторика не поспевает за цифровыми изменениями. Как можно было бы исправить это положение?

Ольга Кобякова: С недавних пор у бизнес-сообщества появились правовые механизмы тестирования инновационных технологий, которые в силу недостаточной скорости регуляторных процессов использовать нельзя. К таким технологиям относятся искусственный интеллект, телемедицина, блокчейн. Эти правовые механизмы получили название экспериментальных правовых режимов (ЭПР). В их рамках правительство может дать право некоторым компаниям на определенной территории и на определенный срок соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволят протестировать инновационные решения и ускорить их законодательное регулирование.

В нашей стране ЭПР возможны в нескольких сферах, в т.ч. в сфере здравоохранения.

Марина Велданова: В своем Послании Федеральному Собранию президент РФ поставил задачу выстроить систему здравоохранения на новой технологической базе. Однако детализация цифрового здравоохранения не закреплена федеральным документом. Проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» направлен на создание федеральной платформы медицинского документооборота и медицинских данных, а также нескольких сервисов на их базе, но не описывает видение цифрового здравоохранения в целом.

В стране есть существенный разрыв между передовыми и отстающими регионами в плане развития цифровых технологий. Какие меры необходимы для выравнивания «цифрового неравенства»?

Лариса Попович: Основным барьером для быстрой цифровизации является финансирование. Оценочный объем необходимых затрат составляет 140-150 миллиардов рублей в год, что существенно больше выделяемых сейчас бюджетов.

Сохраняется и разнобой прежних программных решений, который приходится учитывать, чтобы не ломать сложившуюся практику. Но технологическая и цифровая трансформация здравоохранения — это абсолютная неизбежность в меняющемся мире. И нашему здравоохранению придется соответствовать требованиям времени.

Ольга Кобякова: Одной из главных задач Минздрава России является разработка единых требований к региональным информационным системам и стандарта информационного взаимодействия. Стандарт в базовой функциональности упростит деятельность регионов, позволит снизить издержки и повысить скорость цифровой трансформации процессов здравоохранения.

Илья Народицкий: Подобное выравнивание возможно только с помощью государства, которое может создавать достаточно мотивации и давления на игроков. Что касается частных компаний, то для них нередко вопрос развития цифровых технологий упирается в бюджет. Субсидии со стороны государства и тесная кооперация с ИТ-компаниями, работающими в области здравоохранения, могли бы также помочь в устранении разрыва.

Марина Велданова: Необходимо сегментировать регионы по уровню цифровой зрелости на основе имеющейся информации по оснащенности медработников рабочими местами, уровню внедрения МИС и ее интеграции с ЕГИСЗ, наличию электронных услуг пациентам и централизованной информационной системы. На основании проведенного анализа для регионов с низким уровнем цифровизации должен быть разработан и внедрен минимальный набор необходимых ИТ-решений с предоставлением доступа к готовым разработкам, централизованным закупкам оборудования и ПО и поддержкой на стадии внедрения. В регионах со средним уровнем цифровизации необходимо внедрить систему контроля соответствия системы и поддерживать внедрение технологически сложных решений, существующих в регионах-лидерах. Важно наладить систему обмена опытом между регионами по ИТ-решениям и эталонам внедрения.

Александр Мазуров: У пациента есть потребность быть здоровым, а не лечиться. В идеале он хочет решить свои проблемы, нажав одну кнопку, чтобы потом его «взяли за руку» и помогли: удобно, персонализированно и прозрачно. Цифровые решения должны учитывать и мнение врача, для которого новые сервисы должны упрощать работу, а не делать ее более трудоемкой. Ни одна компания или организация не смогут обеспечить такой сервис самостоятельно, поэтому поставщики медицинских услуг, фармацевтические компании, государственные организации, пациентские сообщества должны объединяться, чтобы предельно эффективно отвечать потребностям пациентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *