DDOS-GUARD

Все развитые страны мира едины в одном – они уделяют развитию малому бизнеса максимум внимания. Налоговые каникулы, льготы, дешевые кредиты, отсутствие проверок – что из этого есть в России? Мы разобрались, как начинающим и уже работающим предпринимателям получить помощь от государства.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за помощь!

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26. 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05. 2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

Почему неэффективна господдержка малого бизнеса

Госпрограмма по развитию малого и среднего предпринимательства не обеспечивает рост занятости в этой сфере, а федеральные субсидии регионам на поддержку МСП распределяются неравномерно, заключила Счетная палата

DDOS-GUARD

Счетная палата выявила неэффективность мер господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Объем кредитов субъектам МСП уменьшается, а реализация госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса не способствует увеличению рабочих мест в этом секторе, следует из заключения аудиторов по итогам анализа мер господдержки МСП в 2014–2017 годах (есть у РБК).

Власти за три года в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» направили на развитие МСП 120,5 млрд руб. из федерального бюджета. Аудиторы Счетной палаты отмечают, что целевые показатели программы на 2017 год были в основном выполнены, но это было достигнуто за счет значительного снижения самих плановых значений по сравнению с 2014 годом. По одному из главных показателей госпрограммы — «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» — целевые ориентиры снизились с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017 году.

Пресс-служба Минэкономразвития сообщила РБК, что госпрограмма формировалась еще в 2013 году, а значения целевых показателей были рассчитаны на основании результатов в 2011–2012 годах: «Эти значения носили прогнозный характер при условии ежегодного финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в размере порядка 16 млрд руб. При этом фактическое финансирование программы с тех пор сократилось на треть, а механизмы поддержки предпринимателей существенно изменились, а значительная сумма (66 млрд руб. в 2014–2017 годах) пошла на создание и развитие Корпорации МСП, указали в министерстве.

Согласно опросу аналитического центра НАФИ, проведенному по заказу Минэкономразвития в апреле этого года, более четверти россиян заинтересованы в открытии своего дела; примерно такие же данные приводит ВЦИОМ — 25%.

При этом большинство россиян (74%) положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело, отмечают в НАФИ. Образ предпринимателя в сознании россиян меняется, отмечают аналитики: «Если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 1990-х годов, «диким бизнесом» и «челноками», то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек, который трудолюбив и решителен».

Когда речь заходит о динамике реальной бизнес-активности, а не настроений, картина выглядит так: если в 2008 году лишь 4% респондентов ВЦИОМ действительно имели свой бизнес, то в 2019 году таких оказалось уже 10%.

Все опросы фиксируют, что наибольшую готовность к предпринимательской карьере демонстрируют молодые люди, причем мужчины чаще женщин, работники с высоким материальным статусом, жители крупных городов и областных центров. Возраст — ключевой демографический фактор, определяющий отношение россиян к своему бизнесу, отмечают в НАФИ: люди моложе 30 лет воспринимают предпринимательство положительно.

Особо выделяется при этом категория самозанятых, подчеркивают исследователи РАНХиГС: по сравнению с наемными работниками они почти в два раза реже говорят о категорическом нежелании открывать свое дело (34,4 против 61,7%), а 9,8% планируют сделать это в ближайшее время. Таким образом, резервы пополнения рядов предпринимателей находятся преимущественно в среде самозанятых: такие граждане уже имеют опыт организации индивидуального бизнеса, у них в большей степени выражены «предпринимательские намерения», отмечают исследователи.

Многие считают, что начать собственное дело сложно — об этом заявили 62% респондентов НАФИ, 24% придерживаются противоположного мнения. При этом 58%, например, просто не знают о мерах господдержки (знакомы с ними 33%). Четверть опрошенных знают о существовании грантов и субсидий, 16% — о льготных кредитах, 6% — о снижении налогов и количества проверок. 29% опрошенных для старта бизнеса не хватает финансовой грамотности, маркетинговых навыков (25%), юридических (24%) и экономических (23%), понимания рынка (22%). Барьерами граждане считают высокую налоговую нагрузку (47%), отсутствие стартового капитала (35%) и конкуренцию (27%).

Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.

По количеству и разнообразию мер господдержки малого и среднего бизнеса Россия опережает некоторые зарубежные страны, говорит член генсовета «Деловой России», эксперт Центра экономического развития, управляющий партнер группы First Алексей Порошин: «Субсидии, налоговые преференции, льготные кредиты и лизинг, гранты, бесплатное обучение, консультирование и стажировки, льготный выкуп (аренда) помещений и производственных площадок, компенсация расходов на участие в зарубежных выставках — этот список можно продолжать». В каждом российском регионе есть свой набор программ, в других странах такого разнообразия нет, подчеркивает эксперт.

Так было не всегда. В 1990-х при массовом появлении фирм сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) характеризовался высоким уровнем неопределенности. Лишь в 2000-е годы в России сформировались относительно стабильные группы регионов по уровню развития малого и среднего предпринимательства, отмечают авторы научной статьи «Предпринимательская активность в регионах России: насколько пространственные и временные эффекты детерминируют развитие малого бизнеса» (журнал Новой экономической ассоциации), научные сотрудники Лаборатории исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Степан Земцов и Юлия Царева.

При этом российские территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, институциональным условиям и структуре экономики, что влияет на предпринимательскую активность. Однако процесс создания и развития малых предприятий поддается влиянию мер господдержки, отмечают представители РАНХиГС.

С принятием в 2007 году закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» госполитика в области развития МСП стала системной и централизованной, считает старший вице-президент ПСБ Банка Александр Чернощекин, курирующий работу с малым бизнесом. На сегодняшнем этапе (до 2024 года) ключевые векторы развития МСП и меры государственной помощи определяет нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сегодня в гонку по наращиванию субъектов малого и среднего бизнеса вовлечены практически все территории страны.

Зачем государству поддерживать малый бизнес?

Малый бизнес во всем мире признан одной из ключевых движущих сил экономики. Предприниматели и малые предприятия создают новые рабочие места, способствуют росту конкуренции, работают там, где крупный бизнес работать не хочет.

Вместе с тем представители малого предпринимательства остаются наиболее уязвимыми – они чувствуют на себе любые перемены в экономике и законодательстве страны. Особенно трудно приходится тем предпринимателям, которые только начинают свой путь.

Согласно законодательству России, есть несколько градаций в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП):

  • : фирма или ИП с выручкой не больше 120 миллионов рублей в год и численностью персонала до 15 человек;
    Еще к микропредприятиям относят ИП, работающих на патентной системе налогообложения.
  • : фирма или ИП с выручкой до 800 миллионов рублей и численностью сотрудников до 100 человек;
  • : фирма или ИП, получающая выручку до 2 миллиардов рублей в год, на которую работает до 250 человек.

Все относительно, и в небольшом городе среднее предприятие вполне может восприниматься как крупное, а, например, в Москве таких весьма много.

Больше всего в России индивидуальных предпринимателей (ИП) – недавно их количество перевалило за 4 миллиона, сравнявшись с количеством организаций. Предприятий в России в общей сложности около 2,4 миллионов. При этом есть масса ИП, которые фактически не ведут деятельность (сдают «нулевые» декларации), таких много и среди фирм.

Учитывая долю государства в экономике далеко за 70%, малый бизнес очень важен для экономики страны. Но при всем этом он сталкивается с большим количеством проблем (и с годами их становится все больше).

Читать также:  О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (ч.1)

Проблемы, в основном, такие:

  • сложно привлекать деньги. Банки неохотно кредитуют ИП, в лучшем случае они могут рассчитывать на обычный потребительский кредит. Найти стороннего инвестора практически невозможно;
  • активно «вставляет палки в колеса». Многочисленные проверки от различных контролирующих органов, постоянно возрастающие требования и масса ненужной отчетности;
  • со стороны крупного бизнеса, который за счет своих размеров вполне может получать помощь от государства;
  • падение доходов населения. Оно продолжается с 2014 года и сильно ударило по малому бизнесу.

Тем не менее, малый бизнес в России растет – преимущественно за счет ИП.

В прошлом году в стране насчитывалось 6,2 миллиона представителей сегмента МСП (это официальный реестр, кого-то в нем может не быть), то есть, на 1000 человек населения малых предпринимателей уже 42 – это очень неплохие цифры, даже по сравнению с Европой.

Но по уровню участия в экономике малый и средний бизнес – это менее 22% ВВП, тогда как в развитых странах цифра доходит до 70%.

Поэтому активизация поддержки малого бизнеса – цель одного из национальных проектов, начатых в 2018 году. Плановая цифра, которую нужно достичь к 2024 году – 32,5% ВВП должно производиться сегментом МСП. Для этого у государства есть несколько видов поддержки, главный из которых – помощь с деньгами.

Формы финансовой поддержки

Первый вид государственной поддержки, о которой узнает начинающий предприниматель, это единовременная субсидия по линии центра занятости. Фактически это максимальная сумма пособия за то время, которое его можно получать.

Получить субсидию могут те, кто имеет право на получение пособия по безработице. То есть, нужно:

  • подходить по возрасту (от 18 и до выхода на пенсию);
  • не иметь работы и искать ее;
  • встать на учет в Центре занятости;
  • не найти подходящую работу в определенные сроки.

Минимальная сумма субсидии едина для всех регионов и составляет 96 000 рублей – это верхняя граница суммы пособия (8 000 рублей), умноженная на 12 месяцев. В прошлом году это было всего 58 800 рублей. Регионы при желании могут платить больше этой суммы.

Дополнительно государство готово компенсировать расходы на сбор и оформление необходимых документов – за это доплатят 7-10 тысяч рублей, сумма уже зависит от региона.

Процесс получения субсидии такой:

  • встать на учет в центре занятости как безработный. Потребуется паспорт, документы об образовании (аттестат или диплом), документы о работе (трудовая книжка);
  • на получение пособия по безработице и единовременной выплаты;
  • (вопросы касаются основных способностей к ведению коммерческой деятельности);
  • при необходимости – пройти курсы будущих предпринимателей, они проводятся также в центре занятости;
  • будущего проекта. Он должен соответствовать требованиям центра занятости;
  • изучит бизнес-план, скорее всего, его придется защищать перед комиссией;
  • если по бизнес-плану принято положительное решение, можно регистрировать ИП и ждать выплату.

На первый взгляд, это кажется сложным, но в действительности все достаточно просто. Если человек намерен заниматься бизнесом, составить бизнес-план он точно должен уметь.

Скорее всего, комиссия не согласует субсидию на сомнительный бизнес вроде ломбарда или табачного киоска. А вот на сельскохозяйственное или какое-то другие производство получить субсидию будет проще всего.

Как говорят те, кто уже защищал проекты, комиссия вряд ли будет задавать слишком сложные вопросы – им важно знать, что человек хоть как-то ориентируется в будущей деятельности. Поэтому «завалить» защиту весьма сложно.

Когда все получилось, бизнес-план принят, деньги по нему получены и потрачены, за них нужно отчитаться. Для этого нужно собирать все чеки, квитанции, договоры купли-продажи и акты выполненных работ – это все придется показывать в центре занятости.

Кстати, если бизнес-план предполагает наем сотрудников, на каждого можно будет получить еще по 96 тысяч рублей. Но стоит понимать, что бизнес-план будет сложнее и защитить его окажется сложно.

Вообще этот способ получить помощь достаточно популярен, поэтому процесс достаточно простой и быстрый. Проблемы, как правило, появляются в конце – когда нужно отчитываться за потраченные деньги (предприниматели не всегда сохраняют чеки и другие документы).

Сумма около 100 тысяч рублей – хорошая помощь в начале пути бизнесмена, но открыть бизнес только на эти деньги не получится. И здесь тоже есть решения.

Грант на развитие бизнеса

Грант – это еще один вариант безвозвратной и безвозмездной выплаты. Отличие от субсидии в том, что гранты выделяются, как правило, властями субъектов РФ, под конкретные виды деятельности и с учетом потребности в деньгах.

Перечислять условия и виды грантов можно долго. Чаще всего их сумма ограничена – не более 600 тысяч рублей, хотя на некоторые проекты можно получить и больше. Выделяются гранты через конкурсы, где учитывается сфера деятельности, уровень выручки, количество созданных рабочих мест и т.

В российских регионах есть такие примеры региональных грантов:

  • в Московской области на развитие бизнеса фермеры-животноводы (разводящие крупный рогатый скот) могут получить грант до 3 миллионов рублей по программе «Поддержка начинающих фермеров». Остальные – не более 1,5 миллионов рублей.
    Интересное условие – по этой программе на каждый миллион рублей нужно создать как минимум одно рабочее место.
  • по программе «Начинающий фермер» в Республике Татарстан могут дать и 5 миллионов рублей;
  • через грант компенсирует расходы на аренду и покупку оборудования тем, кто занимается социальным предпринимательством;
  • в Мурманской области предприниматель может получить областную субсидию в региональном бизнес-инкубаторе на сумму до 500 тысяч рублей. Ему также компенсируют до 60 тысяч рублей в год на бухгалтера, юриста и рекламу.

Получить грант сложнее, чем субсидию в центре занятости. Если субсидии выделяются практически всем, кто смог написать осмысленный бизнес-план, то за грант придется побороться: количество заявок в разы больше, чем есть денег.

Чтобы подать заявку на грант, нужно подготовить пакет документов:

  • справка из ФНС об отсутствии налоговых долгов;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (если деятельность уже ведется);
  • копия диплома в сфере экономики или юриспруденции или сертификата об окончании курсов для будущих предпринимателей;
  • бизнес-план будущего проекта, включая смету расходов;
  • подтверждение наличия части средств на проект – минимум 10-20% от вложений нужно сделать самостоятельно.

Каждую заявку будет рассматривать комиссия, которая включает также уже состоявшихся предпринимателей. Они по своему опыту сразу видят, какой проект может «выстрелить», а какой не имеет шансов на выживание.

Преимущество будет у того, кто уже начал вести предпринимательскую деятельность, пусть и в небольших масштабах. Комиссия поймет, что дело пошло хорошо, раз бизнесмен решил его расширить.

За грант, как и за субсидию от центра занятости, придется отчитываться. Более того, за предпринимателем будут следить и дальше – если бизнес по каким-то причинам не стал прибыльным, предпринимателю помогут рекомендациями и помогут найти выход из кризиса.

Узнать подробнее о том, какой грант можно получить в своем регионе можно, найдя в сети региональный портал для малого бизнеса.

Другие федеральные и региональные программы

По некоторым данным, в России насчитывается более 500 программ поддержки малого и среднего предпринимательства – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Все их перечислить было бы невозможно – и будущему (или уже настоящему) предпринимателю лучше всего узнавать о них в своей местной администрации.

Федеральные программы поддержки предпринимательства реализуются несколькими ведомствами:

Министерство экономического развития России – распределяет деньги между регионами при условии, что регионы доплачивают из своих бюджетов. Приоритет – отрасли по производству товаров, разработка и внедрение инноваций, социальное предпринимательство;

  • Корпорация малого и среднего предпринимательства – выдает гарантии коммерческим банкам при выдаче кредитов малому и среднему бизнесу.
    Одна из программ – гарантийная поддержка по программе стимулирования кредитования под 6,5% годовых (остальное компенсирует бюджет).
  • – принадлежит Корпорации МСП, кредитует малый бизнес напрямую и через банки-партнеры. Работает в Москве, но в 41 регионе есть консультационные пункты;
  • развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – ведет несколько программ по поддержке молодых инноваторов. Малые инновационные предприятия могут получить финансирование на сумму до 9 миллионов рублей за 3 года;
  • Министерство сельского хозяйства России – через уполномоченные банки кредитует представителей малого бизнеса в сфере производства, переработки и реализации пищевых продуктов. Основной вид поддержки – кредиты под 5% годовых и менее.
Читать также:  Цифровое муниципальное образование государственная программа

Что касается региональных программ, их может быть очень много. Например, только в Москве есть программы субсидирования Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города, программы поддержки Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства, Фонда развития венчурного инвестирования.

Везде свои условия и требования, поэтому узнавать обо всем лучше всего на месте.

Льготы для малого бизнеса

Как таковых налоговых льгот специально для малого и среднего бизнеса в России нет, но по факту такие ИП и предприятия могут использовать один из нескольких специальных налоговых режимов:

  • упрощенная система налогообложения (УСН). Доступна для тех, кто зарабатывает не более 150 миллионов рублей в год при численности работников до 100 человек. Достаточно заплатить налог в 6 или 15% от доходов и фиксированные страховые взносы;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – самая популярная система налогообложения: налог взимается с потенциально возможного, а не с фактического дохода. С 2021 года она полностью отменяется;
  • патентная система (ПСН) – доступна только для ИП с числом работников до 15 человек и выручкой до 60 миллионов рублей в год. Ставка налога – 6% годовых;
  • налог на профессиональный доход (НПД) – тот самый налог на самозанятых. Можно платить 4 или 6% от суммы доходов, без обязательных страховых взносов. Пока работает в 4 регионах, с 2020-го заработает еще минимум в 13 субъектах РФ.

Сами по себе льготы могут вводиться региональным законодательством – в период до 2020 года на срок до 2 лет. Это актуально не везде и только для тех, кто выбрал УСН или ПСН.

Кроме чисто налоговых льгот, есть и так называемые административные льготы – это некоторые преференции и послабления специально для представителей малого бизнеса:

  • все малые предприятия имеют право вести учет в упрощенной форме;
  • малые предприятия и ИП могут вести кассовые операции в упрощенном порядке (без лимита кассы);
  • ИП без работников, которые оказывают услуги, могут не покупать онлайн-кассу до 1 июля 2021 года;
  • до конца 2020 года запрещены плановые неналоговые проверки (хотя налоговые и внеплановые разрешены);
  • срочные трудовые договоры с работниками можно оформлять на срок до 5 лет (для остальных – бессрочно);
  • в государственных закупках на закупки у малых предприятий должно приходиться минимум 15% от общего объема.

Особенно простые условия работы у плательщиков налога на профессиональный доход – нет отчетности; регистрация, выдача чеков и оплата налогов проводится через мобильное приложение.

Льготные кредиты

Проблемы с получением кредитов – одни из самых серьезных для малого бизнеса. Банки предлагают им финансирование по ставкам от 15% годовых и выше – как обычным физическим лицам.

Но чтобы выполнить цели по национальному проекту, кредитовать малый бизнес нужно. Для этого в России стартовала программа по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитанная до 2024 года.

Основные параметры программы такие:

  • кредит нужно оформлять в одном из 90 банков-участников программы;
  • процентная ставка – 8,5% годовых (остальное компенсирует бюджет);
  • сумма – от 500 тысяч рублей до 500 миллионов (для оборотных средств) и до 2 миллиардов (для инвестиций);
  • срок – до 3 лет для оборотных средств и до 10 лет для кредитов на развитие дела.

По программе в первые 3 года запланировано выделить 55 миллиардов рублей субсидий банкам. Государство будет компенсировать 3,5% от ставки по кредиту – в этих условиях кредитовать малый бизнес станет выгодно.

Кредит дадут не всем, а лишь тем, кто работает в некоторых отраслях: это производства, строительство, бытовые услуги, оптовая и розничная торговля, транспорт, сельское хозяйство, медицина и т. – почти все популярные направления деятельности.

Однако даже новая программа в рамках национального проекта, по сути, не решает основную проблему – сложность получить кредит из-за необходимости предоставлять целый пакет документов:

  • анкета и копии паспортов заемщика и его соучредителей;
  • правоустанавливающие документы;
  • документы на право собственности или договор аренды на помещение по адресу регистрации бизнеса;
  • отчетность за последние несколько периодов;
  • справки из банка о задолженностях по другим кредитам и обороте по расчетному счету;
  • справка из ФНС об отсутствии долго;
  • копии документов на имущество, передаваемое в залог (или гарантия от Корпорации МСП);
  • копии договоров с крупнейшими контрагентами.

Скорее всего, банк затребует и другие документы: представители малого бизнеса считаются наиболее рискованными клиентами.

Понятно, что не каждый предприниматель захочет все это собирать (и делиться с банком данными о своих контрагентах), и большинство оформит себе обычный потребительский кредит.

Где можно узнать о программах подробнее

Программ по поддержке предпринимательства в России много, а запутаться в них легко. Чтобы этого не случилось, лучше использовать специальные информационные порталы для представителей малого и среднего бизнеса.

Портал «Мой бизнес». Проект поддерживается Министерством экономического развития России. Здесь можно узнать, какие именно есть льготные программы для малого и среднего бизнеса.

Например, найти банки, которые выдают кредиты под 8,5%, узнать, кто предоставляет оборудование в лизинг, узнать условия получения микрозаймов для бизнеса.

Но куда более важная часть проекта – Центры Мой бизнес, расположенные по всей России. Центры не только предоставляют консультации, но и могут предоставить, например, бесплатный офис для проекта. На карте можно найти ближайший Центр, их достаточно много по всей России:

У проекта «Мой бизнес» есть представительства в регионах по всей России, где можно узнать о программах в конкретном субъекте РФ. Но, например, в Москве этот проект поддерживается Департаментом предпринимательства и информационного развития города. Там можно получить консультацию практически по всем вопросам начинающих предпринимателей, а также найти помещение и будущих контрагентов.

Стоит сказать и о проектах Корпорации МСП, о которой речь шла выше. Сайт корпорации содержит информацию о разных мерах поддержки и о том, как их получить начинающему предпринимателю. Кстати, получить часть услуг по линии Корпорации МСП можно в центрах «Мой бизнес».

Главный сайт Корпорации МСП для предпринимателей – это Портал Бизнес-навигатора МСП. На нем можно найти не только информацию о льготах, но и быть в курсе предстоящих проверок или найти контрагентов.

Программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, стимулирование кредитования субъектов МСП

Одной из важнейших задач Корпорации МСП является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) доступными кредитными ресурсами.

Совместно с Минэкономразвития России и Банком России Корпорация разработала Программу стимулирования кредитования субъектов МСП.

В программе участвуют следующие уполномоченные банки:

Первый кредит в рамках Программы был предоставлен в конце 2015 года.

Уполномоченные банки активно формируют реестры сделок, участниками которых являются субъекты МСП, реализующие проекты, соответствующие условиям и требованиям Программы.

*Регламент взаимодействия банков в редакции от 5 августа 2022 г. вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривает переход предоставления Корпорацией уполномоченным банкам поручительств в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП на «реестровую модель». В переходный период до 1 сентября 2022 г. :

¬– уполномоченные банки вправе до 25 августа 2022 г. направлять в Корпорацию заявления о предоставлении поручительств в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия банков в редакции от 17 марта 2022 г. ;

– начиная с 25 августа 2022 г. прием от уполномоченных банков заявлений о предоставлении поручительств прекращается, а поданные с этой даты заявления рассмотрению не подлежат.

Первым отчетным месяцем, по состоянию на последнее число которого уполномоченные банки вправе сформировать и представить в АО «Корпорация «МСП» реестры кредитов в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия банков в редакции от 5 августа 2022 г. , является август 2022 г. Первый реестр кредитов в рамках «реестровой модели» за август 2022 г. представляется уполномоченными банками не позднее 7 сентября 2022 г.

Субсидии в динамике

12 лет назад стимулирование развития предпринимательства носило точечный характер, а действенной формой господдержки МСП до конца 2009 года, по сути, была лишь одна — субсидии, говорит Алексей Порошин. При этом условия для их получения сильно варьировались, и далеко не все предприниматели под них подходили. Однако это стало основой для создания существующей сегодня трехуровневой Национальной гарантийной системы (Корпорация МСП, МСП Банк и сеть из 86 региональных гарантийных организаций — РГО). По инициативе Минэкономразвития РФ вслед за созданным в 2006 году Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы аналогичные учреждения, выдающие гарантии и поручительства за предпринимателей при кредитовании в банках, стали появляться в других регионах. В 2014 году было создано Агентство кредитных гарантий — институт централизованной гарантийной поддержки субъектов МСП, на базе которого через год была учреждена Корпорация МСП.

Читать также:  Государственная программа камчатского края развитие образования в камчатском крае

Сегодня финансирование с использованием различных льгот и преференций от государства получает четверть российских малых и средних предприятий. А инструменты привлечения финансирования включают в том числе выпуск малым и средним бизнесом долговых ценных бумаг под поручительство и гарантии Корпорации МСП и МСП Банка.

По данным пресс-службы Минэкономразвития России, только в этом году бюджет программы льготного субсидирования субъектов МСП равен 3,984 млрд руб. , а объем выдачи льготных кредитов составит до 1 трлн руб. Напомним, что, по данным Банка России, рекордный с 2015 года объем займов, предоставленных МСП, включая индивидуальных предпринимателей, был достигнут в прошлом году и составил 6,85 трлн руб.

С совершенствованием форм финансовой поддержки стала меняться и роль государства, говорит Алексей Порошин: «Задачей правительства стало не просто выделить деньги, а создать такие условия, чтобы люди не боялись открыть свое дело, причем в приоритетных отраслях. Стало важно, чтобы предприниматели в первую очередь знали, где получить не только денежную помощь, но и консультативную».

В частности, комплексная инфраструктура для поддержки инновационно-производственного бизнеса, центры кластерного развития и центры поддержки экспорта были сформированы в стране к 2010 году. В свою очередь, развитие в регионах сети центров «Мой бизнес», по словам Алексея Порошина, позволяет информировать предпринимателей о существующих для них возможностях, в том числе по выходу на новые рынки: «Центры, по сути, стали «единым окном» для финансовой и консультационной поддержки МСП».

Переход в 2012 году к проектному подходу и разработка «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы позволили решать самые насущные проблемы бизнеса, отмечает эксперт. «К 2013 году таких карт стало уже девять, по самым проблемным вопросам: от упрощенного открытия бизнеса до развития конкуренции», — говорит Алексей Порошин.

Производственные ниши

Расширение рынков сбыта МСП в производственных областях особенно стало актуально на фоне сложной общеэкономической ситуации. Снижение доходов населения и его покупательной способности несколько сдерживает предпринимательский бум. Напомним, что к 2025 году, согласно целям нацпроекта по МСП, количество занятых в малом и среднем бизнесе должно достигнуть 25 млн. Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по состоянию на конец первой декады ноября 2019 года в стране немногим меньше 5,9 млн субъектов МСП, с учетом индивидуальных предпринимателей. Годом ранее этот показатель превышал 6 млн.

При этом растет доля МСП в несырьевом экспорте. В этом году при помощи региональных центров поддержки экспорта запланировано вывести на международные рынки 3,5 тыс. субъектов МСП, в следующем году — уже 7 тыс. , в 2021-м — более 9 тыс. , а к 2024 году — 15,4 тыс. некрупных предприятий.

Фонд развития промышленности, в частности, предоставляет субъектам МСП кредиты на покупку оборудования, инжиниринг, НИОКР и проч. по ставкам 1–5%.

В четырех субъектах РФ (Татарстан, Башкирия, Якутия и Ярославская область) работают региональные лизинговые компании, которые предоставляют льготные условия (6% годовых для российского оборудования, 8% — для иностранного)  МСП, связанным в том числе с производством и экспортом несырьевой продукции, а также с разработкой высоких технологий.

В рамках реализации нацпроекта Минэкономразвития оказывает поддержку технопаркам государственной и частной форм собственности. «Субсидия в объеме до 500 млн руб. предоставляется на все ключевые виды затрат — от подготовки строительной площадки до оснащения оборудованием. Общая экономия на издержках может составлять до 30–35%», — рассказали в пресс-службе министерства. В рамках федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» по итогам двух конкурсных отборов на 2019 года субсидии предоставлены 24 проектам (включая девять государственных) на общую сумму более 7,1 млрд руб.

Поправки в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые были приняты в конце прошлого года, должны существенно расширить поддержку субъектам МСП, работающим в высокотехнологичных отраслях, стартапам, сельхозбизнесу, быстрорастущим инновационным компаний и субъектам МСП, а также реализующим проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Новые территории

Развитие рынка Азиатско-Тихоокеанского региона требует сохранения экономически активной численности населения Дальнего Востока и повышения привлекательности региона для бизнеса, отмечает Алексей Порошин. Преференции для предпринимательской деятельности на территориях Северного Кавказа, в свою очередь, должны дать толчок развитию туристической отрасли, оздоровить экономику региона, считают в «Деловой России».

В моногородах много свободных ниш для бизнеса, которые люди попросту боятся занять из-за менталитета, страха «прогореть», говорит Алексей Порошин: «Развитие с помощью кредитных гарантий, льготных кредитов, например от МСП Банка, и льготного лизинга бизнеса в таких населенных пунктах будет способствовать развитию моногорода в целом».

Фонд развития моногородов (входит в структуру ВЭБ. РФ), например, запустил для предпринимателей в моногородах механизм беспроцентного кредитования. Эта мера поддержки вошла в новую госпрограмму развития монопрофильных муниципальных образований.

Политика поддержки МСП должна быть территориально дифференцированной, считают в РАНХиГС: «В регионах с устойчивым ростом предпринимательской активности основные меры поддержки стоит направить на формирование средних быстрорастущих компаний в высокотехнологичных секторах экономики». А в субъектах РФ со слабым уровнем развития бизнеса — вводить ответственное госрегулирование и стабильные правила игры, а также распространять лучшие практики регионов и развивать обучение предпринимательству.

Неравенство регионов

Аудиторы СП также выявили неравенство среди регионов в получении субсидий на развитие малого и среднего бизнеса. В 2014–2016 годах более 20% федеральных средств, предусмотренных на поддержку МСП, были направлены только в пять из 85 регионов. В 2017 году около 40% субсидий пришлось на 11 регионов, получивших более 200 млн руб. каждый, в то время как восемь регионов получили менее 0,7% субсидий. При этом пять из 11 регионов, получивших наибольший объем поддержки, не достигли плановых значений по показателю количества созданных рабочих мест в малом бизнесе.

В госпрограмме отсутствует взаимосвязь между установкой плановых значений и объемом субсидий, отметили в Счетной палате. В Республике Адыгея, приводится пример, при выделении более 209 млн руб. установлен показатель — создать 73 рабочих места, а в Ямало-Ненецком АО при предоставленных менее 9 млн руб. показатель был 81 рабочее место.

В МЭР же отмечают, что с 2018 года действует новый порядок распределения субсидий регионам, по которому «значительный объем средств» получают субъекты, в которых базовая инфраструктура для поддержки предпринимателей еще не сформирована.

В Счетной палате подчеркнули, что поставленная президентом Владимиром Путиным в 2016 году цель по доведению численности работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 году не достигнута. «Число хозяйствующих субъектов МСП в 2015–2017 годах выросло с 4,5 млн до 6 млн, вместе с тем число занятых в малом и среднем предпринимательстве в целом на 1 июля 2018 года составляет 19,2 млн человек», — указал Перчян. В новом майском указе глава государства поручил правительству увеличить количество занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к 2024 году.

Не достигнута и одна из главных целей Национальной гарантийной системы (НГС) по увеличению долгосрочного кредитования МСП, констатировали аудиторы. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках НГС, остается незначительной: от 1,5% на 1 января 2016 года до 4,8% на 1 января 2018-го. «Проведенный анализ показал, что в 2015–2017 годах объем кредитов субъектам МСП уменьшился», — следует из заключения аудиторов.

Новая попытка

В Послании Федеральному собранию Путин поставил цель по доведению к 2024 году вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Но показатели «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» органами госстатистики сейчас не наблюдаются, отметили в Счетной палате. «Оценка достижения стратегической цели априори невозможна», — подчеркнули аудиторы. По оценкам Минэкономразвития (*. pdf), вклад МСП в российский ВВП составляет 19,9%.

Пресс-служба министерства сообщила РБК, что оно учло замечания Счетной палаты и уже начало переформатирование мер поддержки малого и среднего бизнеса. «Так, например, акцент при поддержке сместился в сторону производственных МСП, социальных предпринимателей и экспортно ­ориентированных субъектов МСП, а также повышения производительности труда», — отметило Минэкономразвития.

В правительстве обсуждается новый механизм финансирования Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП), сообщили ранее источники РБК. Минэкономразвития предлагает заменить прямую докапитализацию Корпорации МСП на субсидирование потерь по дефолтным кредитам малым предприятиям. Это позволит сократить бюджетные расходы на финансирование корпорации и увеличить объем гарантий по кредитам малому бизнесу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *