Для занятий и соревнований по спортивной акробатике, как и в спортивной гимнастике, разработана классификационная программа, адресованная широким массам — школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений, студентам. Составлена она таким образом, чтобы создать максимум возможностей для занятий, исключить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов и получение заветного значка спортсмена-разрядника.
Классификационная программа категории «Б» по спортивной акробатике включает парные упражнения, групповые упражнения для трех человек и групповые упражнения для четырех человек.
Все упражнения представлены третьим, вторым и первым разрядами, для получения которых нужно набрать соответственно 30 баллов, 32 и 34.
Во всех видах спортсмены выполняют четыре обязательных упражнения. Одно из них состоит из отдельных акробатических элементов и три — парно-групповые. Участники, выступающие в парах, тройках и четверках, индивидуальные упражнения выполняют одновременно. При этом их выступления оцениваются одной оценкой из 10 баллов.
Очень важно, что к соревнованиям допускаются участники с 7-летнего возраста (имеющие разрешение врача).
В висе на в/ж размахивание (2 — 3 маха) — 1,0.
Перемах, согнув ноги, в вис лежа сзади на н/ж — 2,0.
Поднимая и соединяя ноги, поворот налево с перехватом правой справа за н/ж и перемахом двумя влево соскок углом — 3,0.
Примечание. В упражнениях № 1 и 2 подъем переворотом и подъем рывком взаимозаменяемы.
Из стойки на мостике продольно махом правой и толчком левой перемах с поворотом налево в сед ноги врозь, опорой спереди — 2,0.
Встать на левой, приставить правую и поворот на носках кругом, руки дугами через стороны вниз — 1,0.
Из стойки продольно опорой двумя руками прыжком упор, правая в сторону на носок; поворотом налево стойка на левом колене, правая назад и полушпагат, руки в стороны — 2,0.
Толчком двумя упор присев и встать — 2,0.
Приставляя правую, полуприседая и вставая, поворот на 90° в стойку продольно — 1,0.
Соскок вперед прогнувшись — 2,0.
Акробатика (или вольные упражнения, включающие перечисленные элементы)
Из основной стойки шагом вперед равновесие на одной ноге — 2,0.
Выпрямляясь, шаг вперед и два кувырка вперед — 3,0.
Перекатом назад стойка на лопатках — 1,0.
Переворот в сторону (колесо) — 3,0.
Приставляя ногу, полуприседая, руки вниз-назад и прыжок вверх прогнувшись — 1,0.
Примечание. Вместо стойки на лопатках можно выполнять мост, вместо переката вперед на одну ногу — шпагат.
— о. Два-три шага разбега и толчком двумя прыжок вверх прогнувшись — 1,0.
Силой согнувшись стойка на голове и руках, держать — 2,0.
Равновесие на одной ноге, руки в стороны, держать — 4,0.
Выпрямиться и махом одной ногой вперед поворот кругом в о.
Два-три шага разбега и два переворота в сторону — 3,0.
Приставляя ногу, о.
— о. Равновесие на одной ноге, руки в стороны, держать — 1,0.
Выпрямиться, шаг вперед, махом одной и толчком другой стойка на руках (обозначить) — 3,0.
Поворот на 90° (плечом вперед), кувырок вперед — 1,0.
С прыжка круг правой — 3,0.
Перемах правой — 2,0.
Перемах правой назад — 1,0.
- ростовому признаку
- жребию
- весовому признаку
• цвету одежды конкурсанток 2) Официальные чемпионаты мира по спортивной аэробике проводятся с
- 1984 г.
- 1995 г.
- 1998 г.
- 2000 г
- сложно-координационным
- прикладным циклическим
- силовым
- Пауэрлифтинг
- Армрестлинг
- Культуризм
- И.П. Павлова
- И. В. Прохорцева
- П.Ф. Лесгафта
- лазания и перелезания
- маховые упражнения
- медленные перемещения
- статические упражнения
7) факультативных занятиях по гимнастике группы для перворазрядников и кандидатов в мастера состоят из
- 8–10 чел.
- 10–12 чел.
- 6–8 чел.
- 4–6 чел.
- комплексном
- поточном
- игровом
9) в Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах
- 1910 г.
- 1904 г.
- 1920 г
10)К соревнованиям по спортивной акробатике допускаются участники с
11) Классификационная программа категории «Б» по спортивной гимнастике была введена Государственным комитетом по физической культуре и спорту в
12) Наилучшим образом ловкость развивается у
13) В классификационной программе категории «Б» по спортивной гимнастике за невыполнение обязательных элементов или соединений программе выступления
14) Гимнастика включена в государственные программы по физическому воспитанию всех учебных заведений как
15) К стандартным гимнастическим снарядам относят
16) Неверно, что в спортивной аэробике одним из показателей, по которым оценивается артистичность выполняемых упражнений, является
19) – это одно из эффективных средств основной гимнастики, которое представляет собой действия скоростно-силового характера, имеющие несколько фаз: «отталкивание», безопорную (полетную) фазу и приземление
20) Неверно, что классификационная программа категории «Б» по спортивной гимнастике содержит
23) в спортивной аэробике – это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положении стоя в течение четырех музыкальных тактов
24) На втором этапе развития выносливости необходимо
25) Программа спортивного фитнесса включает
27) Во взрослой мужской классификационной программе категории «Б» по спортивной гимнастике, в отличие от юношеского разряда, дополнительно присутствуют
28) Неверно, что характерной особенностью статической гимнастики является
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту (2-й семестр). Ответы на тест Синергия. 2020 — 2021 г.
ID: 216606
Дата закачки: 12 Марта 2021
Продавец:
Spero27
(Напишите, если есть вопросы)
Посмотреть другие работы этого продавца
Тип работы:
Тесты
Форматы файлов:
Adobe Acrobat (PDF)
Сдано в учебном заведении:
МФПУ «Синергия»
Описание:
Для вашего удобства работа в PDF файле.
Воспользуйтесь поиском Ctrl+F.
51 вопрос.
Ответы выделены в документе.
· способствует развитию скоростно-силовых качеств
· предполагает выполнение упражнений в статическом положении
· предполагает выполнение упражнения без отягощений или с незначительными
отягощениями, но с максимальной амплитудой
· предполагает многократное (8-12 раз) повторение упражнений с доступным весом
способ проведения общеразвивающих упражнений доступен для любого контингента занимающихся, допускает возможность обучения и объяснения, а также позволяет легко варьировать физическую нагрузку
· «высокий шаг»
· «острый шаг»
· «скрестный шаг»
· «переменный шаг»
На факультативных занятиях по гимнастике группы для кандидатов в мастера тренируются. в неделю
· 4-6 ч.
· 6-10 ч.
· 12-16ч.
· 8-12 ч.
— это вид физических упражнений, развивающих максимальные силовые возможности, проявляемые в трех видах движений — «силовом троеборье» (жиме штанги лежа, приседании со штангой на плечах и в «тяге» штанги в положении наклона вперед)
Для упражнения с лентой гимнастки используют обычно шелковую, разных ярких цветов ленту
· длиной 5 м и шириной 2,5 см
· длиной 2 м и шириной 3 см
· длиной 7 м и шириной 2 см
· длиной 6 м и шириной 3,5 см
Неверно, что в спортивной аэробике одним из показателей, по которым оценивается артистичность выполняемых упражнений, является.
Суть метода. усилий, который способствует развитию скоростно-силовых качеств, заключается в том, что упражнения выполняются без отягощений или с незначительными отягощениями, но с максимальной амплитудой
В интервальном методе развития выносливости перерыв в виде отдыха между упражнениями составляет
· 20-45 мин. (иногда по 20-45 сек
· 1-3 мин. (иногда по 15-30 сек
· 5-10 мин. (иногда по 10-20 сек
· 15-30 мин. (иногда по 1-3 мин
В настоящее время в гимнастике выделяют. упражнений
· 10 групп
· 12 групп
· 6 групп
· 5 групп
· наличие нагрузочных и технически сложных поз
· индивидуальная «подгонка» позы методом коррекции до ощущения удобства и комфортности
· особая «внутренняя устойчивость» и сбалансированность поз
Упражнения «комнатной гимнастики», не требующие специальных приспособлений и оборудования, которые за сравнительно короткое время давали телу равномерную и достаточно интенсивную нагрузку и воспитывали силу воли, появились в.
· XIX в.
· XX в.
· XXI в.
· 1904 г.
· 1910 г.
· 1920 г.
в спортивной аэробике — это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положении стоя в течение четырех музыкальных тактов
· Дорожка шагов
Акробатика относится (по классификации) к. видам спорта
· гимнастическую стенку
Упражнениям на развитие силы должны предшествовать упражнения на.
Программа занятий шейпингом была разработана ленинградскими специалистами под руководством. в 1988 г. и является официально запатентованной системой
· П. Лесгаота
· И. Прохорцева
· И. Павлова
· как правило, выполняют в подготовительной части урока
· обычно используют только в конце урока
· иногда используют в конце урока для более эффективного развития силы, гибкости, выносливости
· В мужской
· В женской
· В мужской и женской
Комплекс «Домашняя гимнастика для каждого пола и возраста». включал 45 упражнений, подобранных по анатомическому признаку
· И. Мюллера
· И. Прошека
· Д. Шребера
Медицинское освобождение от практических занятий школьника, учащегося среднего специального заведения или студента. их от посещения занятий, приобретения инструкторских знаний и умений и сдачи зачетов по теории физической культуры
· обычно так же освобождает
· ограничивает или освобождает (по усмотрению преподавателя)
· не освобождает
Наиболее представительная группа движений, связанная с вращениями и прямолинейными перемещениями на снарядах, — это.
· статические упражнения
· медленные перемещения
· маховые упражнения
· лазания и перелезания
· 4 раунда
· 3 раунда
· 2 раунда
Классификационная программа категории «Б» по спортивной гимнастике была введена Государственным комитетом по физической культуре и спорту в.
Наилучшим образом ловкость развивается у студентов
· школьников старшего возраста
· школьников среднего возраста
· детей дошкольного возраста
вводятся новые программы по физической культуре, согласно которым на 1 и 2 курсах вузов были введены обязательные занятия физической культурой
· 1948 г.
· 1951 г.
· 1960 г.
· метод круговой тренировки
· переменный метод
· игровой метод
· соревновательный метод
· 1998 г.
· 2000 г.
· 1995 г.
· 1984 г.
Участниц программы спортивного фитнеса перед выходом на подиум предварительно разделяют на две категории по.
· цвету одежды конкурсанток жребию
· весовому признаку
· ростовому признаку
Все упражнения на снарядах условно разделяют на:
· статические, медленные, перемещения и маховые
· статические, маховые, комбинированные и медленные перемещения
· статистические и маховые
Это одно из эффективных средств основной гимнастики которое представляет собой действие скоростно -силового характера имеющие несколько фаз: «отталкивание», безопорную (полетную) фазу, приземление.
· Упражнения на брусьях
«15 минут ежедневной работы для здоровья» — это система. , которая была направлена на профилактику заболеваний, поддержание хорошего самочувствия и здорового образа жизни
· тренирующего эффекта (в случае занятий, направленных на развитие физических качеств)
· тренирующего эффекта (в случае занятий, направленных на общефункциональное воздействие)
· поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося в «зоне здоровья»
представляет удобную возможность для семейных занятий шейпингом одновременно нескольких членов семьи, хотя и по разным индивидуальным программам
Метод. усилий характеризуется тем, что при его реализации упражнения выполняются с большим мышечным напряжением которое сопровождается сильным возбуждением центральной нервной системы
История развития «аэробики» как особой формы двигательной активности берет свое начало.
· в первой половине ХХ в.
· во второй половине ХIХ в.
· во второй половине ХХ в.
В классификационной программе категории «Б» по спортивной гимнастике за невыполнение обязательных элементов или соединений программе выступления.
· спортсмена дисквалифицируют
· выступление не засчитывается
· каждый раз производится сбавка в 0,5 балла
· каждый раз производится сбавка один балл
На втором этапе развития выносливости необходимо.
· увеличить объем нагрузки в режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания
· увеличить объемы тренировочных нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемых методом интервальной и повторной работ
· сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата
В оздоровительной гимнастике к малонагрузочным упражнениям относят.
· «вялые» суставные движения разминающего характера
· расслабленные позы в положениях лежа и сидя
· успокаивающие дыхательные действия
Исходным для развития аэробики в России явился. , когда была проведена первая практическая конференция, в которой участвовали в основном преподаватели ритмической гимнастики — как наиболее близкой к аэробике по характеру занятий
· 1990 г
· 1988 г
На факультативных занятиях по гимнастике группы для перворазрядников и кандидатов в мастера состоят из.
· 8-10 чел.
· 4-6 чел.
· 6-8 чел.
· 10-12 чел.
Какие именно элементы должны быть выполнены во второй программе по спортивной аэробике («Обязательная композиция»), определяет.
· за один час до начала соревнований судейская коллегия с помощью жребия
· голосование зрителей за один час до начала соревнований
· решение специальной комиссии по программе за два часа до начала соревнований
· после совещания судейская коллегия непосредственно перед выступлением спортсменов
· опорный прыжок и брусья
· конь и кольца
· перекладина и конь
· акробатика и кольца
· медленные движения
· упражнения с партнерами
· упражнения с предметами
· свободные движения (без предметов)
· 10 лет без обязательного разрешения врача
· 7 лет без обязательного разрешения врача
· 10 лет и имеющие разрешение врача
· 7 лет и имеющие разрешение врача
· время проведения занятий
· место проведения занятий
· режимы питания занимающихся
· уровень физической подготовленности занимающихся
Скачано: 2
Коментариев: 0
укрепляют дыхательную систему
понижают температуру тела и мышц
Российская федерация армреслинга (РФА)
Советская ассоциация армреслинга (САА)
Российская ассоциация армреслинга (РАА)
Всесоюзная федерация армреслинга (ВФА)
не выполняют упражнения по растягиванию связок и сухожилий
слишком много и интенсивно тренируются
не уделяют должного внимания мышцам брюшного пресса
2 типа: скелетные и сердечные
2 типа сердечные и гладкие
3 типа: скелетные, сердечные и гладкие
упражнения с использованием сопротивления других предметов
упражнения с противодействием партнера
упражнения с весом внешних предметов
упражнения, отягощенные весом собственного тела
упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа
в Великобритании в 1960-е гг.
в Германии в 19980-е гг.
работоспособность, изменения трудовой нагрузки
уровень образования, стаж работы
изменение своего круга общения
частоту сердечных сокращений до и после физических упражнений
изменения сна, аппетита и жажды
продолжительность и систематичность занятий гигиенической гимнастики
свое самочувствие и настроение
Установите, к каким отделам мышц относятся определенные мышцы человека:
комплекс несложных дыхательных упражнений с помощью диафрагмы, задачей которого является насыщение тканей кислородом посредством задержки дыхания с последующим резким и быстрым выдохом
набор принципов, единая концепция жизни, которая дает людям силы и уверенность в себе, укрепляет не только тело, но и душу
система комплексных статических упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц
степень сбалансированности физического, психологического, социального состояний без излишнего физического и психологического напряжения в состоянии гармонии с окружающей средой
только показ обязательных поз (двойной бицепс спереди, широчайшие мышцы спины спереди, грудь-бицепс сбоку, двойной бицепс сзади, широчайшие мышцы спины сзади, трицепс сбогу и пресс-бедро)
два раунда-отборочный и финальный
три раунда: отборочный раунд с показом обязательных поз, произвольную программу и финал
Кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ)
Ближний тренировочный эффект (БТЭ)
Следовой тренировочный эффект (СТЭ)
в незначительной мере зависят
в значительной мере зависят
для чего используются только скоростные силовые и скоростные интервальные
для чего используется только переменный метод
используя переменный метод тренировки, а также скоростные силовые, скоростные интервальные и аэробные силовые
во второй половине XIX в.
в первой половине XIX в.
в первой половине XX в.
во второй половине XX в.
предполагает выполнение упражнения без отягощений или с незначительными отягощениями, но с максимальной амплитудой
за один час до начала соревнований судейская коллегия с помощью жребня
наличие нагрузочных и технических сложных поз
поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося а «зоне здоровья»
статические, медленные перемещения и маховые
маховые, статические, медленные и быстрые перемещения
Среди разных видов гимнастики огромной популярностью у самых широких кругов населения нашей страны пользуется гимнастика спортивная — с исторически определившимися видами гимнастического многоборья. Однако исторические тенденции развития гимнастики — процесса как объективного, так и подверженного субъективистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т. ) — постепенно вытесняли из круга задач, решаемых гимнастикой, именно задачу оздоровления занимающихся. Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упражнений и всего механизма организации совершенствования спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гимнастов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако наряду с огромным зрительским интересом к гимнастике само высшее мастерство оказывается доступным лишь относительно ограниченному кругу молодых людей и, к тому же, требует полной самоотдачи тренировочному процессу даже одаренного гимнаста, почти аскетического образа жизни — что не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих заниматься ею, кроме профессионально четко ориентированных и способных на достижение высшего мастерства. Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределяющую главные задачи и способы их решения на взаимосвязанные этапы. Поэтому даже самый начальный специализированный этап подготовки по всем параметрам связан непосредственной зависимостью с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все нормативные документы по спортивной гимнастике: классификационные программы, правила соревнований, системы оценки работы отдельных тренеров и гимнастов и целых гимнастических коллективов — долгие годы строились и продолжают строиться, исходя из одного критерия: достижения высшего мастерства и победы на крупнейших соревнованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнастика перестала быть общедоступной. Между тем, именно спортивная гимнастика имеет огромный арсенал разнообразных упражнений, форм и способов организации занятий; она с успехом может использоваться как средство физического воспитания и образования, оздоровления и реабилитации, приобретения жизненно необходимых навыков бытового, профессионального и прикладного значения; применяться с целью агитации и пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и профессий, и — главное — удовлетворения физических, психологических и эстетических потребностей. Таким образом, возникло противоречие между тенденциями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в составе государственной системы физического воспитания — вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями и обеспечение здоровья широких слоев населения страны.
Для устранения этого противоречия еще в 1984 г. Государственный комитет по физической культуре и спорту ввел особую классификационную программу (категории «Б») по спортивной гимнастике — для низовых коллективов физической культуры: школ, средних и высших специальных учебных заведений, производственных предприятий, армии и флота. По цели и принципам построения программы такая — массовая — гимнастика значительно отличается от той, которая нацелена на достижение высшего мастерства. Это отчетливо видно из приводимых ниже принципов составления и разрядных требований классификационной программы категории «Б».
Классификационная программа категории «Б» введена с целью обеспечения доступности занятий спортивной гимнастикой для широких масс молодежи, достижения ими высокого уровня спортивно-технической подготовленности, развития физических качеств и приобретения жизненно важных и прикладных двигательных навыков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершенствовании,’решения воспитательных задач. Классификационная программа категории «Б» содержит следующие спортивные разряды: юношеский, третий, второй, первый. Программу всех разрядов составляет многоборье:в мужской программе 6 видов: акробатика, конь, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношеском разряде 4 вида: акробатика, опорный прыжок, брусья и перекладина);в женской программе 4 вида: опорный прыжок, брусья разновысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно. Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в соревнованиях по полному многоборью или по любым из перечисленных выше трем (мужчины) или двум (женщи ны) видам многоборья. Оба варианта дают право на полу чение спортивного разряда; в первом случае при результате не менее 80 % от возможной суммы баллов, во втором случае — не менее 85 %. Все упражнения могут быть выполнены частично или полностью в другую сторону без снижения оценки за дополнительные движения, необходимые для принятия требуемого положения (дополнительные шаги, повороты, махи). Оценка выполнения упражнений производится в соответствии с правилами соревнований из 10 баллов. Программы юношеского и третьего разрядов на каждом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых по выбору гимнаста выполняется на соревнованиях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 настоящего раздела. Программы второго и первого разрядов состоят из произвольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня обязательных для каждого вида многоборья групп элементов (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верхнюю жердь и т. В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упражнения, одно из которых по выбору гимнасты могут выполнять на соревнованиях. За невыполнение обязательных элементов или соединений каждый раз производится сбавка один балл. Но разрешается замена обязательного элемента другим — более сложным элементом той же группы. Одно соединение может удовлетворять сразу несколько требований, например, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечают всем трем требованиям, предъявляемым к акробатическому упражнению. Для выполнения нормативов и присвоения разря дов устанавливаются следующие требования и уровни со ревнований:—юношеский и третий разряд: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры; —второй и первый разряды:а) два раза в течение года на первенстве коллектива физкультуры, в официальных матчевых встречах или мемориалах, илиб) один раз на первенстве города или городского совета ДСО. Рекомендуется проведение массовых соревнований по программе категории «Б» с неограниченным допуском участников по любому разряду и комплексным зачетом всех участников в соответствии с разрядными коэффициентами, установленными действующими правилами соревнований. Показанный выше подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гимнастикой, значительно снижает зависимость ее использования как средства физического воспитания от наличия и степени материально-технической оборудованности, специализированности гимнастической базы, исключает необходимую в «большой» гимнастике многоборность подготовки, предоставляя возможность заниматься тем видом многоборья, который нравится или по ряду признаков подходит конкретному человеку, исключает необходимость частых и продолжительных занятий, больших нагрузок и особого режима жизни, — в целом делает занятия гимнастикой широко доступными. В то же время требования, предъявляемые такой классификационной программой, позволяют получить официальное подтверждение достижения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и значка — что для массового спорта является весьма значимым фактором. Одновременно упражнения спортивной гимнастики категории «Б» требуют определенного труда, систематичности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функциональные и двигательные способности человека, позволяют увидеть реальные результаты своего труда и получить от этого удовлетворение.
В целом цепочка «доступность — возможность — интересность — результативность — удовлетворенность» — и дают ту мотивацию, которая приводит человека на занятия, формирует и сохраняет его как активного приверженца физической культуры. Это показал и опыт внедрения гимнастики категории «Б»: в учебных заведениях возродились прекратившие было существование секции гимнастики, возникли гимнастические кружки для лиц среднего и даже старшего возрастов, на занятия стали ходить семьями. В организации занятий стали принимать участие ветераны гимнастики, делясь своим огромным опытом и продлевая собственную активность. Пробудился интерес и у специалистов, которые включились в разработку новых форм организации занятий, специальных гимнастических устройств и инвентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на занимающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования. Таким образом, внешне преследуя спортивные цели, гимнастика категории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функциональные возможности, укрепляет здоровье и обеспечивает психофизическую пригодность как основу полноценного и социально активного члена общества. Предъявление конкретной информации о содержании классификационной программы категории «Б» по спортивной гимнастике не входит в круг основных задач учебника. Вместе с тем, программа стала раритетом и сведения о ней не доходят до широкого круга специалистов или доходят в искаженном виде, несмотря на то, что для массы занимающихся в школах, профессиональных училищах и вузах она составляет главное содержание снарядовой гимнастики и обязательный вид программ по физической культуре. Здесь же зададимся вопросом: почему снарядовую гимнастику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды —это искусственные аппараты и упражнения, выполняемые на них также искусственны и далеки от естественно-бытовых действий, совершаемых ежедневно, да и в обозримых профессиональных видах деятельности они практически не встречаются. Таким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастические упражнения не несут в себе прикладности, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая. В действительности все обстоит по-другому. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить в деятельность функциональные резервы (природа дала их ему). Двигательные задания, в качестве которых выступают упражнения на снарядах, требуют развертывания функционального потенциала и проявления значительно больших энергетических затрат, чем это требуют «бытовые» двигательные проявления. Одновременно с этим необходимо осуществлять функциональные затраты в таких сложных координационных формах, которыми организм в «готовом виде» не располагает и поэтому их надо строить (одинаковая по величине частота сердечных сокращений во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Строительство же двигательных умений и навыков связано с совершенствованием жизненно очень важных способностей к дифференцировкам (различению и в соответствии с этим управлению действиями) пространственных, временных и силовых характеристик своей деятельности, окружающей среды и их взаимосвязей — как естественной основы целесообразности, точности и экономичности деятельности, в целом ее результативности и надежности. Этому же способствует повышенный уровень психической деятельности, требующийся не только для «концентрированного» расхода энергии, но и для осознанности цели его, смыслового содержания, выбора путей реализации, контроля, коррекции и оценки частных и конечных результатов. И совершенно неверно представление о том, что «неестественные упражнения» не могут сформировать способности и умения, которые окажутся востребованными в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навыки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированных в упражнениях на перекладине, брусьях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справедливо для навыков, выработанных в опорных прыжках (хотя в обыденной жизни их не надо «демонстрировать с оттянутыми носками»). Различные вращательные упражнения во всех видах многоборья снарядовой гимнастики совершенствуют всё многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без чего человек попросту не может нормально существовать в условиях все большей «закрученности» современной жизни (водоворот движения в толпах; качка, рывки, резкие повороты транспорта, мелькание перед глазами огромного количества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т. , все быстрее и быстрее. Сочетание разнохарактерных, разных по сложности, физической трудности и психической напряженности упражнений на всех гимнастических снарядах — формирует такой двигательный потенциал (и по составу и по уровню развития), из которого без всякого ущерба для здоровья может быть заимствована не только малая толика для осуществления бытовой и профессиональной деятельности, но и большая его часть для реализации (и выживания!) в экстремальных ситуациях. — Этого не дает ни один вид спорта, в снарядовой гимнастике ловкость насыщенна трудностью. Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядовой гимнастики не могут обеспечить абсолютного совершенствования. Такое требование и нельзя и не надо ставить перед отдельными видами упражнений; эту задачу в целом решает вся система — физическое воспитание. Поэтому их и дополняют специальными комплексами, круговой тренировкой, сочетанием с другими видами физических упражнений. Как это делать — весьма важный вопрос. От владения методикой его решения в конце концов и зависит уровень квалификации специалиста и успешность жизнедеятельности его учеников.