Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации

Владимир Путин провёл совещание «О разработке проекта государственной программы вооружения на 2016–2025 годы»

Президент, в частности, сообщил, что лично возглавил Военно-промышленную комиссию, которая раньше находилась в ведении Правительства. Заместителем председателя комиссии глава государства назначил вице-премьера Дмитрия Рогозина, ответственным секретарём – заместителя Министра обороны Юрия Борисова.

Вступительное слово на совещании «О разработке проекта государственной программы вооружения на 2016–2025 годы»

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня с вами обсудим ход работы над таким базовым документом, как госпрограмма вооружения на 2016–2025 годы.

Прежде чем приступить к повестке, хотел бы сообщить о некоторых организационных решениях. Вы уже, наверно, знаете, подписан Указ о Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, она переподчиняется Президенту напрямую. Мы обсуждали этот вопрос с Правительством, с Председателем Правительства, решили, что так будет эффективнее построена её работа. Имею в виду то, что она будет заниматься в значительной степени сейчас вопросами импортозамещения, а здесь нужно согласование между различными не только правительственными ведомствами, но и другими структурами, которые напрямую Президенту подчинены.

Рассчитываю, что новый статус комиссии, а также её широкие полномочия позволят более чётко координировать взаимодействие Министерства обороны, других ведомств и предприятий ОПК, оперативно решать все вопросы по организации выполнения гособоронзаказа и, как я говорил, по уже утверждённой программе импортозамещения. В целом повысится эффективность государственной политики в сфере ОПК и военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны.

Теперь несколько слов по теме нашего сегодняшнего совещания.

Напомню, что формировать госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы мы начали ещё в 2013 году; она станет уже пятой крупной госпрограммой в этой области за последние 20 лет. Фактически создан программно-целевой механизм, позволяющий серьёзно увеличить боевой и технический потенциал силовых структур, преодолеть кризисные явления в ОПК и вывести его на устойчивую траекторию роста, обновления.

Для решения этих задач мы привлекли серьёзные финансовые средства. Так, если на госпрограмму вооружения в 2001–2010 годах было выделено 2,5 триллиона рублей, то на ныне действующую, которая рассчитана на 2011–2020 годы, как вы знаете, выделено уже более 20 триллионов рублей, и, кроме того, порядка 3 триллионов рублей целевым образом было направлено на развитие предприятий ОПК.

Такая концентрация ресурсов понятна. Объясняется тем, что нужно в сжатые сроки перевооружить армию и флот, модернизировать оборонную промышленность. Почему в сжатые сроки? Я уже говорил много раз на этот счёт: это не связано с какой-то гонкой вооружений, это связано с тем, что основные наши системы: и оборонительного характера, и ударные комплексы – просто уже выработали или вырабатывают свой ресурс. А если уж их менять, то менять, конечно, на перспективные, современные, имеющие перспективу длительного использования.

Необходимо было наверстать упущенное за предыдущие годы, когда новая техника выпускалась единичными экземплярами, а предприятия отрасли теряли кадры и производственную базу. Сейчас, тоже не секрет, обеспеченность армии и флота вооружением и техникой составляет 100 процентов, из них доля современных – более 30.

Только в этом году в результате выполнения гособоронзаказа в войска уже поступило свыше 3 тысяч 600 единиц основных вооружений (это 68 процентов от количества по контрактам, это хороший показатель) и почти 241 тысяча единиц прочих образцов. Важно и впредь сохранить набранный темп работы.

И конечно, необходимо чётко просчитать наши дальнейшие шаги. Перспективная госпрограмма вооружений должна учитывать положения всех основных документов стратегического планирования в сфере обороны и безопасности государства, включая обновлённую Военную доктрину России, проект которой должен быть подготовлен к декабрю этого года.

Безусловно, следует тщательно проанализировать опыт реализации предыдущих программ, в том числе недоработки и нестыковки, которые приводили к затягиванию сроков размещения и выполнения заказов, а порой даже и к срыву заданий. Отмечу, что для проекта ГПВ-2025 уже есть единая система исходных данных, утверждены основные направления развития вооружений и техники на период до 2030 года, сформирован перечень образцов, определяющих облик перспективных систем вооружения.

Вместе с тем хотел бы обратить ваше внимание на ряд принципиальных моментов.

Первое. Нужно достоверно и полноценно просчитать потенциальные угрозы военной безопасности нашей страны. На каждую из этих угроз должен быть найден достаточный адекватный ответ.

Как известно, несколько лет назад Соединённые Штаты вышли в одностороннем порядке из Договора о противоракетной обороне, полным ходом идёт создание системы ПРО, и успехов на этом переговорном треке не видно. Более того, соответствующие системы ПРО создаются и в Европе, и на Аляске, то есть вблизи от наших границ. Разрабатывается и так называемая теория глобального обезоруживающего удара. Есть другие вещи, которые нас очень беспокоят.

Продолжается военное освоение космоса, изучается вопрос использования стратегического оружия в неядерном исполнении и так далее, и так далее. Очень много появляется новых угроз. А недавно, как вы знаете, принято решение о наращивании сил НАТО в Восточной Европе.

Кризис на Украине, который и был, собственно говоря, спровоцирован и создан некоторыми нашими западными партнёрами, сейчас используется для реанимации этого военного блока. Но это всё, безусловно, должно быть и будет нами учтено при принятии решения по поводу обеспечения безопасности нашей страны.

Мы должны будем сделать всё для того, чтобы эта безопасность была абсолютно гарантирована, надёжна. И мы уже много раз говорили, предупреждали, что вынуждены будем – именно вынуждены будем – принимать ответные адекватные меры с целью обеспечения нашей безопасности.

Мы и сегодня, конечно, на эту тему поговорим. Мы говорили много раз, но очень бы хотелось, чтобы не было излишних истерик потом, когда эти решения будут окончательно приняты и начнут реализовываться. Хочу подчеркнуть, что всё, что мы делаем, это только ответные меры.

О чём идёт речь? Прежде всего речь идёт о создании рациональной номенклатуры ударных средств, включая и гарантированное решение задачи ядерного сдерживания, о перевооружении стратегической и дальней авиации, продолжении формирования системы воздушно-космической обороны.

Далее. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить прорывное развитие всех компонентов высокоточного оружия, создать унифицированные образцы вооружения и техники средств общего назначения, а для Военно-Морского Флота – корабли новых проектов, универсальные по вооружению, системам управления и связи.

Второе – это объёмы финансирования программы. Как мы уже отмечали, здесь нужно исходить из прогнозов макроэкономического развития. Иногда создаётся впечатление, я только что об этом сказал, что кое-кому хочется раскрутить новую гонку вооружений. Мы в эту гонку втягиваться, конечно, не будем, просто абсолютно исключено, – мы будем исходить из реальных прогнозов развития.

Такой предварительный прогноз макроэкономического развития подготовлен Правительством в двух вариантах, и сегодня, кстати говоря, мы будем его заслушивать на встрече с Правительством, поговорим об этом подробнее. Будем исходить исключительно из реалий, наших возможностей и не будем завышать наши военные расходы. Именно поэтому нам сегодня нужно поговорить, какие системы вооружений мы будем развивать и насколько они будут отражать те новые угрозы, которые возникают.

До конца октября 2014 года прошу выбрать и представить наиболее сбалансированный вариант ресурсного обеспечения новой госпрограммы вооружения. Он должен в полной мере учитывать задачи в сфере военного строительства и при этом быть реалистичным, исходить, как я уже сказал, из финансово-экономических возможностей страны. А я уверен, что мы можем с вами найти приемлемый вариант и по финансовому обеспечению, и по качеству тех систем вооружения, о которых мы будем сегодня подробнее говорить.

Почему я в этом не сомневаюсь? Потому что у нас развитый военно-промышленный потенциал, есть хорошо подготовленные научные кадры, есть всё, что нам досталось ещё от прежних времён, многое из того, что у нас было, обновлено существенным образом. И это даёт нам полную уверенность в том, что мы сможем, опираясь на имеющиеся ресурсы, обеспечить нашу безопасность. Одновременно жду предложений по повышению эффективности расходования бюджетных средств, более чёткому выстраиванию приоритетов.

И третье. Это реализация решений по импортозамещению, я уже упоминал об этом. Мы не намерены искусственно разрывать кооперацию с зарубежными партнёрами, но необходимо учитывать имеющиеся риски. Наша промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты и материалы, обладать соответствующими производственными мощностями, технологиями, разработками и техническими заделами.

И, наконец, четвёртое. Разумеется, новая госпрограмма должна обеспечить оптимальную профильную загрузку оборонных предприятий. Вместе с тем при стратегическом планировании использования их мощностей в долгосрочной перспективе надо учитывать и выпуск гражданской продукции, прежде всего по таким важнейшим направлениям, как станкостроение, энергетическое и горнодобывающее машиностроение, транспорт и по многим другим направлениям.

Вот что хотелось бы сказать вначале. Давайте приступим к работе.

Учитывая важность ГПВ для развития системы вооружения и вызванную этим необходимость тщательного и всестороннего ее обоснования, представляется целесообразным рассмотреть содержание основных организационных и методических аспектов этого процесса. Этот тезис подтверждается и тем, что, несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблематике программно-целевого планирования (ПЦП) развития вооружения, военной и специальной техники, имеет место определенное разночтение в понимании основополагающих принципов и подходов к ПЦП развития отдельных систем вооружения. Не является исключением и система ВКО, особенно когда рассмотрение перспектив ее развития осуществляется в отрыве от системы вооружения в целом, без учета приоритетов в развитии всех элементов последней, возможностей государства по финансированию национальной обороны и т.п.

Перманентное реформирование органов исполнительной власти и органов военного управления, повышение требований к качеству обоснования ГПВ вызывают необходимость корректировки методического базиса и организации разработки каждой программы, поэтому в статье рассматривается порядок разработки ГПВ на примере программы на 2011-2020 гг.

За организацию разработки ГПВ в целом отвечает Министерство обороны Российской Федерации (рис. 1). В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 549 от 30 августа 2007 г. Министерство обороны Российской Федерации с участием других заказчиков ВВСТ и федеральных органов исполнительной власти разрабатывает единые методические материалы с планом-графиком по формированию проекта государственной программы вооружения на очередной программный период. В этих документах определяются структура государственной программы вооружения, содержание, формы документов и сроки их разработки, а также ответственные исполнители.

При участии заказчиков ВВСТ, заинтересованных ФОИВ и научных организаций формируется проект ГПВ, который затем рассматривается Военно-промышленной комиссией и утверждается Президентом РФ.

Содержание работ, выполняемых федеральными органами исполнительной власти и организациями в ходе разработки государственной программы вооружения, а также порядок их взаимодействия в этом процессе определяется комплексом нормативных и правовых документов.

Общая схема программного управления процессом развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации (рис. 2) включает следующие основные элементы:

— объект управления (система вооружения, рассматриваемая на фоне группировок войск ВС РФ);

— блок формирования планов управления развитием системы вооружения;

— блок оценки качества управления развитием системы вооружения;

— механизмы реализации управленческих решений.

На схеме в общем виде показана взаимосвязь всех существенных факторов, оказывающих влияние на развитие системы вооружения ВС РФ, к числу которых относятся потребности в развитии системы вооружения, отражающие требуемые уровни решения задач ВС РФ, текущее состояние системы вооружения, объемы ассигнований для формирования ГПВ, стоимостные и временные показатели основных мероприятий по развитию ВВСТ, возможности предприятий ОПК по их реализации, а также нормативная, методическая и критериальная база для принятия решений. В дальнейшем указанные элементы, факторы и их взаимосвязь будут раскрыты более подробно.

Одним из основных элементов схемы программного управления процессом развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, на котором основывается процесс разработки ГПВ, является блок формирования системы исходных данных (рис. 3).

Система исходных данных призвана обеспечить единое понимание физических сущностей объектов и их характеристик, использование одинаковых значений этих характеристик для всех организаций и органов управления, участвующих в процессе обоснования, разработки и эксплуатации систем вооружения. Это одно из необходимых условий, при выполнении которого могут быть получены сравнимые и объективные результаты оценок различных вариантов развития системы вооружения.

В качестве исходных данных разработки ГПВ также используется система нормативных документов (рис. 4). Она (в части касающейся) определяет параметры развития системы вооружения ВС РФ на планируемый программный период.

Обобщенный порядок применения системы исходных данных при разработке ГПВ (рис. 5) предусматривает анализ текущего состояния системы вооружения, обоснование требований к системе вооружения на программный период и определение существующих возможностей государства по развитию ВВТ. Исходя из предъявляемых требований и текущего состояния системы вооружения, формируется вариант развития ВВСТ, называемый «потребным».

Далее проводится оценка реализуемости сформированного варианта: соответствие требуемого и возможного уровня финансирования, наличие необходимых производственных мощностей ОПК. Причем, слова «возможный уровень финансирования» здесь не случайны. Зачастую к моменту формирования потребного варианта Минэкономразвития РФ не обеспечивает участников разработки ГПВ макроэкономическими исходными данными. Поэтому с использованием собственной методической базы это делают головные НИО силовых министерств и ведомств, ответственные за обоснование ГПВ.

Если экономические и промышленные возможности государства не позволяют обеспечить потребности, то решение данной проблемы заключается в поиске компромисса между «потребностями» и «возможностями». В этом случае, как правило, либо снижается уровень требований к системе вооружения, либо принимается решение по увеличению финансирования, наращиванию производственных мощностей ОПК.

Достижение равновесия свидетельствует о том, что при данных макроэкономических показателях социально-экономического развития страны и возможностях ОПК государство способно обеспечить требуемый уровень развития системы вооружения.

С учетом представленных выше целей разработки ГПВ и на основе анализа системы исходных данных формулируются основные принципы ее формирования (пример — на рис. 7).

При этом формирование и обоснование мероприятий развития системы вооружения осуществляется в соответствии с принятой в настоящее время декомпозицией системы вооружения ВС РФ на военно-технические системы, направленные на решение соответствующей системы задач (рис. 8).

Выделяется три основные системы вооружения:

— система стратегических вооружений, решающая задачу сдерживания потенциального противника от развязывания агрессии против РФ и ее союзников;

— система вооружений общего назначения, решающая задачу отражения агрессии на континентальных (КТВД) и морских (МТВД) театрах военных действий с использованием неядерных вооружений, а также задачу обеспечения деятельности ВС РФ;

— базовые военные технологии, обеспечивающие решение задачи создания научно-технического задела по развитию системы вооружения ВС РФ.

Обоснование перспектив развития системы вооружения осуществляется путем поиска оптимальных вариантов развития военно-технических систем, обеспечивающих решение стоящих перед ними задач в условиях ограничений (в соответствии с алгоритмом, показанным на рис. 5, но с учетом специфики каждой системы).

Содержание основных военно-технических мероприятий по поддержанию и развитию стратегических ядерных сил, систем и средств, обеспечивающих их эксплуатацию и боевое применение на 2011-2020 гг. и дальнейшую перспективу, определяется на основе действующей ГПВ, положений Договоров СНВ-1 и СНП, Указов и Решений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, результатов комплекса проводимых в обоснование ГПВ научно-исследовательских работ, а также с учетом экономических возможностей государства, состояния технической и производственной базы оборонно-промышленного комплекса (рис. 9).

Силы и средства ядерного сдерживания должны на минимально-достаточном уровне решать задачу сдерживания развязывания против Российской Федерации и ее союзников ядерной (обычной) войны.

При формировании мероприятий развития сил общего назначения на начальном этапе решаются следующие задачи (рис. 10):

— проводится оценка боевого потенциала образцов ВВТ и группировок войск вероятного противника;

— определяются требования к боевому потенциалу группировки своих войск, исходя из прогноза масштабов и типов войн и вида боевых действий;

— определяется требуемое количество организационно-штатных формирований и их оснащения, обеспечивающего достижение требуемого боевого потенциала группировок своих войск.

Решение этих задач позволяет сформировать требования к системе вооружения, необходимые для последующего обоснования перечня программных мероприятий. Такое обоснование включает следующие основные этапы:

определение объема поставок ВВТ, требуемого для дооснащения войск с учетом динамики вывода вооружения и военной техники из боевого состава;

оценку возможности заказа ВВТ в требуемых объемах с учетом ограничений по финансированию;

оценку боевого потенциала группировок своих войск с учетом достижимого объема поставок;

оценку достигаемого уровня боевого потенциала, сравнение его с требуемым и принятие решения о достаточности эффективности системы вооружения.

В случае положительного решения о достаточности потенциальных возможностей системы вооружения при реализации полученного варианта программных мероприятий окончательно формируется проект ГПВ в части развития сил общего назначения.

Обоснование объемов ассигнований на проведение НИОКР проводится в соответствии с обобщенной схемой, включающей 4 этапа (рис. 11).

На первом этапе определяются потребности ВС РФ в проведении НИОКР.

На втором этапе проводится оценка соответствия комплекса ведущихся НИОКР потребностям в развитии вооружения, военной и специальной техники.

На третьем этапе определяются переходящие, находящиеся на завершающем этапе и вновь задаваемые НИОКР в обеспечение предъявляемых требований, а также прекращаемые НИОКР (потерявшие актуальность, не обеспеченные НТЗ и др.).

На завершающем четвертом этапе в соответствии с полученным перечнем НИОКР определяются рациональные технико-экономические показатели и минимальные объемы ассигнований на завершение или выполнение работ.

При формировании ГПВ-2020 необходимо также учитывать тот факт, что формирование проекта ГПВ осуществляется в тесной взаимосвязи с Комплексной программой оснащения (переоснащения) войск (сил), утвержденной Министром обороны РФ (рис. 12).

Результаты проведения этапа определения количества ВВТ, требующего замены (модернизации) являются основой как для формирования программных мероприятий, так и для формирования проекта плана перевооружения. При этом формируемый проект плана перевооружения воинских формирований подвергается корректировке до тех пор, пока не будет достигнут заданный уровень требований исходя из планируемых программных мероприятий, а также в полной мере учтены ресурсные ограничения. При невозможности выполнить требования или учесть ограничения проводится уточнение либо требований, либо ограничений до момента наступления равновесия между ними.

Для некоторых единичных (уникальных) систем и комплексов ВВТ проводится поиск оптимального решения в пространстве условий его эффективного функционирования и задач, решаемых этими системами. К ним можно отнести сложные подсистемы вооружения, для которых потребитель и разработчик определяют ее рациональные технико-экономические параметры, задаваемые тактико-техническим заданием (рис. 13).

Программа развития базовых военных технологий является составной частью Государственной программы вооружения и представляет собой систему фундаментальных (прогнозных, поисковых) и прикладных НИОКР, направленных на создание научно-технического задела для совершенствования существующего и разработки перспективного вооружения в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупность базовых и критических военных технологий сведена в Перечень базовых и критических военных технологий — нормативный документ, определяющий приоритеты научно-технологического развития государства в области обороны и безопасности на определенную временную перспективу.

49 критических технологий, включенных в действующий перечень БКВТ, отражают потребности в научных исследованиях всех заказчиков Минобороны России. В процессе формирования Программы развития базовых военных технологий каждая из критических технологий должна быть представлена конкретными проектами научных исследований.

В основе формирования проекта Программы развития базовых военных технологий положена разработанная специалистами методика оценки потребных ассигнований на основе концепции типовых успешных проектов (рис. 14).

В основу определения объемов ассигнований на Программу развития базовых военных технологий положены принципы, показанные на рис. 15.

На основе результатов обоснования облика ВТС формируется проект Государственной программы вооружения. Визуализация его осуществляется с использованием системы классификаторов, связанных с классификатором военно-технических систем. Следовательно, проект ГПВ может быть представлен в структуре классификатора Государственной программы вооружения, классификаторов комплексных целевых программ, классификатора заказывающих управлений и довольствующих органов, классификатора военной техники и т.п. в зависимости от предназначения формы представления (для утверждения Указом Президента РФ, для представления в органах исполнительной и законодательной власти, для экспертизы в органах военного управления и т.п.).

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно детально описать все положения методологии обоснования перспектив развития системы вооружения. Подробное описание содержится в ряде монографий, основными из которых являются следующие: Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. «Теория и практика планирования и управления развитием вооружения». Под ред. Московского А.М. М.: изд-во «Граница», 2005; Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. «Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения» М.: изд-во «Граница», 2007; Буренок В.М., Косенко А.А., Лавринов Г.А. «Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты» М.: изд-во «Граница», 2007.

Василий Михайлович Буренок генерал-майор, доктор технических наук, профессор

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2002, стр. 61-66

Качество Государственной программы вооружения: проблемы и пути их решения

Полковник В.М. БУРЕНОК,

Полковник И.Д. МЕЛЬНИКОВ,

Полковник Г.А. ЛАВРИНОВ,

кандидат технических наук

ПРИ РАЗРАБОТКЕ Государственной программы вооружения (ГПВ) одной из наиболее сложных проблем является обеспечение ее высокого качества. Под качеством в данном случае будем понимать как собственно эффективность системы вооружения (т.е. степень ее соответствия решаемым задачам), достигаемую в результате выполнения программы, так и ее ресурсообеспеченность, промышленную реализуемость, наличие необходимой методологической базы, нормативных и законодательных актов. Кроме того, качество программы как документа существенным образом зависит от того, насколько она дополнена средствами визуального представления, позволяющими внятно, доходчиво и аргументированно изложить позицию разработчиков в органах законодательной и исполнительной власти. Очевидно, что при таком понимании оценка качества ГПВ трудно формализуема, о ней можно говорить только в общих чертах.

Разработка последней Государственной программы вооружения хотя и показала возросший уровень организаторской и научной работы, но в то же время вскрыла ряд существенных проблем. Одной из них является различие в восприятии на разных уровнях военного и государственного управления целен ГПВ как документа долгосрочного планирования развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ): для Совета Безопасности РФ — это комплексный документ обеспечения военной безопасности государства; для Генерального штаба ВС РФ — комплекс мероприятий в целях поддержания боевой готовности войск (сил); для управления начальника вооружения ВС — руководство для формирования государственного оборонного заказа (ГОЗ); для федеральных агентств оборонных отраслей промышленности — основа для подготовки программ развития (сохранения) научной и научно-технологической базы производства в интересах создания оружия будущего; для государственных заказчиков РФ и генеральных заказчиков Минобороны — базис для формирования ведомственных планов развития. Очевидно, что данные целевые установки лежат в различных плоскостях и зачастую могут казаться альтернативными.

Задача их согласования и доведения до количественных показателей и критериев в полном объеме не решена. Здесь же отметим, что существуют расхождения во взглядах и подходах к формированию ГПВ непосредственных разработчиков этого документа, к которым относится достаточно ограниченный коллектив аналитиков, и лиц, принимающих решения, от которых зависят ее утверждение и реализация.

Другая проблема — противоречие между потребностями Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в качестве и количестве ВВСТ и возможностями государства по их удовлетворению. При этом отсутствуют легитимные механизмы согласования выделяемых ресурсов на развитие ВВСТ с перечнем и уровнем решаемых Вооруженными Силами задач, т.е. законодательно не установлены правила и не назначены субъекты, которые были бы уполномочены изменять перечень задач и уровень их решения в случае нехватки ресурсов. Если продолжить разговор о законодательно-правовой базе, то следует отметить острую недостаточность ее развития. С одной стороны, отсутствуют необходимые для разработки и реализации ГПВ федеральные законы и постановления правительства, с другой — не отработана организация подготовки законодательных актов, обеспечивающих развитие системы вооружения. В результате процессы формирования ГПВ зачастую идут в отрыве от планов реформирования ВС и других федеральных целевых программ оборонного назначения.

Кроме того, существует проблема подготовки и согласования системы исходных данных для программно-целевого планирования — оперативно-стратегических, военно-технических, технико-экономических. Ее суть заключается в расхождении взглядов разработчиков и потребителей на структуру, состав и сроки представления этих данных. Имеет место и терминологическая разобщенность, что приводит к разногласиям при принятии важных решений.

Не до конца решена и проблема дублирования проводимых НИОКР (недостаточная направленность их на комплексное и скоординированное развитие вооружения, военной и специальной техники, неполный охват исследованиями всего жизненного цикла ВВСТ, в первую очередь эксплуатации и капитального ремонта, а также отсутствие увязки задач развития вооружения и испытательной базы). Имеются сложности в обеспечении опытных образцов ВВСТ элементной базой, комплектующими и составными частями.

Серьезной проблемой является оценка реализуемости ГПВ. К настоящему времени не в полной мере отработана методологическая база для ее осуществления, не решена задача взаимодействия Минобороны и промышленности в ходе разработки программы, в результате чего реализуемость ГПВ оценивается лишь на последнем этапе при жестком ограничении во времени.

По мнению авторов, основными направлениями повышения качества новой программы вооружения должны стать: взаимоувязка целей, задач, ресурсов и сроков разработки и реализации ГПВ с планами военного строительства и федеральными целевыми программами, затрагивающими проблемы обеспечения безопасности страны; расширение масштабов исследований за счет охвата всего жизненного цикла ВВСТ; углубление масштаба и интенсификация исследований на основе тщательной подготовки всей системы исходных данных и автоматизации работ с использованием интегрированных баз данных, единого общего и унифицированного специального программного обеспечения; детальная оценка реализуемости программы вооружения оборонной промышленностью; повышение уровня визуализации ГПВ для удобства обоснования позиции разработчиков в органах законодательной и исполнительной власти.

Для реализации этих направлений необходимо осуществить целый комплекс мероприятий как научного, так и организационного плана. Все их можно объединить в следующие группы.

Первая — подготовка системы исходных данных. Эти мероприятия в целом достаточно подробно были изложены в статье «Государственная программа вооружения: этапы и принципы формирования». Однако опыт разработки ГПВ на 2001-2010 годы показал, что при подготовке исходных данных необходимо дополнительно предусматривать прогнозирование экономических возможностей государства по техническому оснащению ВС, разработку системы терминов и определений в области программно-целевого планирования развития ВВСТ, а также структуры, классификатора и словаря ВВСТ для этой программы.

Кроме того, организацию и контроль формирования системы исходных данных представляется целесообразным взять на себя Совету Безопасности как единственному органу, способному привлечь все компетентные организации и осуществить координацию их деятельности в этом направлении.

Вторая — методическое обеспечение программно-целевого планирования развития ВВСТ. Его основу должны составить следующие методики: прогнозирования и оценки угроз безопасности РФ, парируемых военными средствами; оценки технического состояния ВВСТ, находящегося в войсках; оценки возможного перспективного облика ВС РФ, видов ВС, родов войск, войсковых формирований; оценки затрат на разработку, производство, ремонт, эксплуатацию ВВСТ и капитальное строительство; распределения ассигнований на развитие ВВСТ (по генеральным заказчикам, программам и задачам ВС РФ); обоснования номенклатуры разрабатываемого (модернизируемого) ВВСТ и сроков его разработки (модернизации), номенклатуры и объемов поставок в войска серийно производимых (ремонтируемых) ВВСТ, а также производства комплектующих изделий и материалов, номенклатуры и сроков работ по созданию научно-технологической базы развития ВВСТ; оценки реализуемости оборонно-промышленным комплексом планов развития ВВСТ.

В условиях сокращения НИО МО для разработки подобного рода методик можно было бы привлечь академическую и вузовскую науку, обладающую высококвалифицированными кадрами. Однако, к сожалению, из-за того, что такие специалисты недостаточно глубоко знают рассматриваемый предмет исследования, могут быть созданы высокоинтеллектуальные, ресурсоемкие, но неработоспособные продукты. Выход из сложившегося положения видится в формировании для решения ключевых проблем принципиально новых, «вертикальных» научно-исследовательских коллективов. Смысл вертикали состоит в объединении (возможно, в рамках временного коллектива) военных аналитиков, ученых в области фундаментальных наук, программистов и других специалистов, способных комплексно решить поставленную задачу.

Третья группа связана с информационным обеспечением программно-целевого планирования развития ВВСТ и должна включать: выбор общего программного обеспечения (ОПО) для разработки автоматизированных баз данных, моделей и методик; выбор и совершенствование единой базы данных; разработку специального программного обеспечения (СПО) для реализации указанных выше методик.

Что касается выбора ОПО, то здесь, на наш взгляд, определяющим является качество программного продукта. Поскольку речь идет не о СПО для боевых систем, возможно использование проверенных и хорошо отработанных иностранных программных средств.

Четвертая — законодательно-нормативное обеспечение подготовки и реализации документов программно-целевого планирования. Основными мероприятиями здесь являются: анализ состояния соответствующей законодательно-нормативной базы; подготовка предложений по разработке новых и уточнению существующих законодательных и нормативных актов; согласование нормативных документов различных ведомств, касающихся вопросов развития ВВСТ, техники двойного назначения; разработка ряда нормативных документов, например закона о Государственной программе вооружения, положения о программно-целевом планировании развития вооружения, военной и специальной техники, о комплексных целевых программах развития вооружения, военной и специальной техники, о порядке применения импортных комплектующих на объектах военного назначения. Названные документы, конечно, не охватывают всего комплекса требующихся нормативно-законодательных актов, но они, на наш взгляд, должны быть в этом ряду первыми, так как без них вопрос качества и результативности ГПВ всегда будет носить субъективный характер.

Пятая — технологическое обеспечение визуализации ГПВ. Эта группа должна включать: определение, согласование и утверждение рационального состава документов, их структуры и содержания; разработку, согласование и утверждение форм визуализации документов программно-целевого планирования для представления их в исполнительные и законодательные органы власти. Традиционно эти мероприятия считались элементами научно-методического обеспечения, однако существенно возросшая сложность обоснования ГПВ (в условиях дисбаланса между потребностями в ВВСТ и возможностями их создания) потребовала их выделения в специальный блок.

Шестая — непосредственно разработка и обоснование ГПВ, а именно: подготовка, согласование и утверждение замысла разработки ГПВ; определение возможностей промышленности по созданию перспективного ВВСТ; предварительное распределение ассигнований на развитие ВВСТ; разработка вариантов развития системы вооружения на программный период и их технико-экономическая оценка; оценка эффективности системы вооружения ВС РФ на конец программного периода; разработка системы мероприятий по обеспечению реализуемости ГПВ; формирование (техническая подготовка) проекта Государственной программы вооружения.

Конечной целью выполнения представленного выше комплекса мероприятий является обеспечение требуемого качества системы вооружения в целом и составляющих ее военно-технических систем.

Система вооружения относится к категории сложных технических (организационно-технических) систем, функционирующих в среде, для которой характерны высокий динамизм, неопределенность состояния и развития. Для оценки эффективности такой системы могут применяться показатели военно-политического (уровень военного конфликта, в котором могут участвовать Вооруженные Силы мирного времени и при мобразвертывании), оперативно-тактического (темп наступления своих войск, глубина вклинения противника, потери сторон) и военно-технического характера (оснащенность организационно-штатных формирований вооружением и военной техникой, сравнительный военно-технический уровень существующего и разрабатываемого ВВСТ).

На оценке качества образцов по ряду причин хотелось бы остановиться более подробно. В последние годы и у нас, и за рубежом в практике программно-целевого планирования развития вооружения, военной и специальной техники используются такие обобщенные категории, как «перспективное», «современное» и «устаревшее» ВВСТ. Подобная градация качества технической оснащенности войск достаточно универсальна, проста и позволяет в обобщенном виде сопоставить разнотипные образцы отечественного и зарубежного ВВСТ.

Однако однозначной трактовки указанных категорий до сих пор нет, отсутствуют единые принципы выбора показателей и критериев отнесения образцов ВВСТ к той или иной группе, и, соответственно, классификация ВВСТ по указанным категориям лежит в области интуиции и весьма субъективна. Необходимо учитывать и факторы морального и физического старения вооружения (морально устаревший образец не может быть определен как «перспективный» или «современный»).

Оценка качества ВВСТ по критериям «перспективное», «современное», «устаревшее» должна, на наш взгляд, проводиться на заданном интервале времени, а основными целесообразно принять следующие показатели: оперативная значимость образца (комплекса) ВВСТ, характеризующая важность решаемой военной задачи и его вклад в ее решение; степень соответствия ТТХ образца (комплекса) оперативно-тактическим требованиям (ОТТ) и уровню лучших зарубежных аналогов; уровень использования в образце новейших достижений науки и техники; способность промышленности серийно производить образец и комплектующие для него.

Исходя из этого можно сформулировать следующие определения категорий качества образцов ВВСТ.

Перспективный — впервые созданный или созданный взамен предшествующего высокоэффективный образец ВВСТ с качественными показателями, которые не могут быть существенно превзойдены аналогами других стран мира в течение 10-15 лет, полностью удовлетворяющий ОТТ на том же отрезке времени, а его производство может быть обеспечено отечественной промышленностью (имеются производственные мощности, комплектующие и сырье).

Современный — образец ВВСТ, который по качественным показателям не будет уступать лучшим зарубежным аналогам в течение ближайших 5-10 лет, полностью соответствующий ОТТ на том же временном отрезке и имеющий достаточный запас технической пригодности, а его производство (ремонт, модернизация) может быть обеспечено отечественной промышленностью.

Устаревший — образец, по качественным показателям уступающий современным отечественным и зарубежным аналогам, находящий ограниченное применение, не соответствующий современным ОТТ и задачам Вооруженных Сил, имеющий незначительный запас технической пригодности, а производственные мощности, необходимые для его производства, демонтированы, либо отсутствуют комплектующие и сырье.

В заключение хочется отметить, что выполнение указанного выше комплекса мероприятий позволит сформировать Государственную программу вооружения как научно обоснованный документ программно-целевого планирования в целях обеспечения требуемого уровня решения задач военного строительства.

Военная мысль. 2001. № 1. С. 37-40.

Военная мысль. 2001. № 1. С. 44-48.

Военная мысль. 2000. № 1. С. 44-48.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *