В целях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих аппаратом Президента РФ разработана и утверждена (УП № 261 от 10.03.2009 г.) Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 гг.). Цель данной программы – создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, создания системы управления.
Программа имеет среднесрочный характер и реализуется в 2009 — 2013 годах в два этапа.
На первом этапе (2009 — 2010 годы) предстоит с учетом правоприменительной практики усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы; организовать методическую помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы; создать правовые и организационные основы единой системы управления государственной службой; разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции; завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
На втором этапе (2011 — 2013 годы) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой.
Оценка степени достижения поставленных целей и задач производится на основе целевых индикаторов и показателей Программы.
Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»
24 июня 2019 года N 288
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2019 — 2021 ГОДЫ
В целях дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации постановляю:
1. Установить, что основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы являются:
а) совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие);
б) стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;
в) внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;
г) ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.
2. Правительству Российской Федерации:
а) до 1 января 2020 г.:
создать нормативно-правовую базу, необходимую для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы;
обеспечить внедрение единой методики прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти;
представить в установленном порядке предложения по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы;
обеспечить совершенствование на основе единых методологических подходов порядка проведения аттестации гражданских служащих;
обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих;
завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;
б) до 1 января 2021 г.:
обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам;
обеспечить совершенствование методов оценки (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе;
завершить создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва на гражданской службе;
обеспечить возможность проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими, в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации;
в) в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет;
г) в месячный срок утвердить план мероприятий («дорожную карту»), направленных на реализацию настоящего Указа;
д) ежегодно, до 1 апреля, информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Указа;
е) обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению плана мероприятий («дорожной карты»), предусмотренного подпунктом «г» настоящего пункта.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при организации мероприятий, направленных на развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, учитывать предусмотренные пунктом 1 настоящего Указа основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)»
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы
поручения Президента Российской Федерации от 1 марта 2007 г. № Пр-337, от 21 февраля 2008 г. № Пр-279 и от 11 апреля 2008 г. № Пр-644
Государственный заказчик – координатор программы
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
(в ред. Указа Президента РФ от 10.08.2012 № 1156)
Государственные заказчики мероприятий Программы
Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Основные исполнители мероприятий Программы
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке
создание целостной системы государственной службы Российской Федерации (далее – государственная служба) посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики
обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службыформирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации
создание системы управления государственной службой
формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих
разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции
развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе
создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества
упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах
выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих
совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
регламентация функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее – государственные органы), по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих
методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы
разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих
регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих
совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе
внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении
совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям
внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности
разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне
сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих
формирование и реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих
развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих
совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе
внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих
Сроки и этапы реализации Программы
2009 – 2013 годы (I этап – 2009 – 2010 годы; II этап – 2011 – 2013 годы)
Основные направления реализации Программы
формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой
внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы
повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих
Объемы и источники финансирования Программы
на весь период реализации Программы за счет средств федерального бюджета предусматривается 691 млн. рублей, в том числе: на финансирование I этапа реализации Программы (2009 – 2010 годы) – 258,6 млн. рублей; на финансирование II этапа реализации Программы (2011 – 2013 годы) – 432,4 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
формирование и развитие видов государственной службы
внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы
создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих
разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение
обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю
реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы
унификация и методическое сопровождение разработки должностных регламентов государственных служащих
создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов
совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной службе
внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих
актуализация содержания программ подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения
разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих
разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне
регламентация и реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий жилищных прав государственных служащихразработка правовых основ защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей
Контроль выполнения Программы
контроль реализации мероприятий Программы осуществляет государственный заказчик – координатор Программы
Реформирование государственной службы Российской Федерации осуществляется для повышения эффективности государственного управления, формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов Российской Федерации.
На рубеже веков проблема реформирования государственной службы стала приоритетной для многих стран мира, а не только для России. В США, Великобритании, Франции, Швеции и других развитых странах обращается внимание на низкую эффективность государственного аппарата, его несоответствие требованиям современности. С большей или меньшей настойчивостью и последовательностью ведутся административные реформы. Реформирование государственной службы призвано дать ответы на вызовы постиндустриального, высокотехнологичного информационного общества, становящегося реальностью в ведущих странах Запада и перспективой развития России.
Суть проводимой административной реформы заключается в адаптации модели государственной службы к фундаментальным изменениям в экономике и обществе в целом, что требует концептуально осмысленных и целенаправленных действий политического руководства.
Опыт осуществления мероприятий по федеральным программам (2003-2008 гг.) выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной Службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы, так как ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства российской Федерации о формировании системы управления государственной службой.
Реформирование государственной службы в Российской Федерации требовало постановки как минимум следующих вопросов:
— цель и задачи реформы государственной службы; — этапы реформирования государственной службы; — модель государственной службы; — принципы государственной службы; — система нормативно-правовых актов, характеризующих возможную модель государственной службы.
Президент Российской Федерации в своих посланиях указывал, что основным препятствием на пути экономических реформ это недостаточная эффективность
Государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.
Началом современного этапа административной реформы научная литература считает Выход Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. No824, в котором были определены приоритетные направления административной реформы на 2003-2004 гг.
В результате реализации начального этапа административной реформы (2003-2004 гг.) к Началу 2005 г. Были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной Модернизации системы государственной службы.
По результатам деятельности Правительственной комиссии по про ведению административной реформы в период 2003-2004 гг. были подготовлены основополагающие нормативные акты Президента Российской Федерации – указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. No314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» (впервые введены комплексы федеральных органов исполнительной власти «Министерство – Федеральная служба – Федеральное агентство») и от 20 мая 2004 г. No649 «Вопросы структуры федеральных Органов исполнительной власти».
В тот же период были приняты два важных федеральных закона – Федеральный закон От 23 мая 2003 г. No58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» И Федеральный закон от 27 июля 2004 г. No79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В течение последующих лет продолжалась работа по реформированию государственной службы. Были разработаны Типовые регламенты взаимодействия и внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
современный этап реформирования, становление и развитие гражданского общества гражданами России к Государственной службе предъявляются возросшие требования.
Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном Органе государственные услуги гражданам и организациям.
Предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих, при этом качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.
В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с Бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления. При этом недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.
Учитывая недостаточность реализации указанных федеральных программ и была разработана Федеральная программа «Реформирование и Развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», при этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было Рекомендовано «подготовить программы и планы мероприятий по проведению Реформирования и развития системы государственной службы с учетом положений Концепции и плана мероприятий».
утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. No261.
Основные положения Федеральной программы:
а) обеспечить взаимосвязь видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы,
б) сформировать систему мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
в) разработать и ввести антикоррупционные стандарты в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции.
г) создать систему контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества;
д) упорядочить и конкретизировать полномочия государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;
з) разработать механизм принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;
к) регламентировать вопросы, касающиеся повышения денежного содержания и
оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих;
т) развить систему дополнительного профессионального образования государственных служащих и современную систему их стимулирования.
Таким образом, реализация Федеральной Программы третьего поколения, при соответствующем контроле, дала толчок к качественному преобразованию системы государственной службы.
В целях повышения эффективности государственного управления принят Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Вступил в силу с 11 августа 2016 года
Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы 1. Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы являются: а) совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) и повышение качества его формирования; б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности; в) повышение престижа гражданской службы; г) совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.
редакция от 08.08.2018 г. N 1660-р)
Комиссия по проведению административной реформы подготовила план мероприятий («дорожная карта»)(Совершенствование управления кадровым составом гражданской службы и повышение качества его формирования, Создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы, Внедрение в федеральных органах исполнительной власти электронного кадрового документооборота, Совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности).
Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации от27 июля 2004 года N 79-ФЗ
17 глав и 74 статьи
субъекты РФ обязаны обеспечить законодательное воплощение и практическую реализацию норм комментируемого Закона, в частности, в отношении основных прав и обязанностей государственных гражданских служащих, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, и др.
В соответствии с указанными базовыми федеральными законами разработаны в субъектах РФ Законы о государственной гражданской службе, в том числе Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года №7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым».
Принят Государственным Советом Республики Крым 21 мая 2014 года. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует вопросы организации государственной гражданской службы Республики Крым
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (ПРАВОВОЙ СТАТУС) ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
Глава 4. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
Глава 5. УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Глава 7. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Глава 9. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
— Законом РК «О внесении зменений в Закон» последние изменения 26.12.2018, касающиеся термина «государственная информационная система» изменения по наградам (юбилейные медали РК)
Управление государственной службой можно определить как сознательное и целенаправленное регулирующее воздействие государства на государственную службу как систему в целях качественной реализации ее функций и задач.
Под этим, прежде всего, следует понимать проведение единой государственной кадровой политики в сфере деятельности государственного аппарата; формирование системы, обеспечивающей создание, сохранение и совершенствование структуры государственной службы.
В качестве стратегической цели государственного управления системой госслужбы следует признать обеспечение и рост эффективности данной системы. В качестве конкретных задач управления можно выделить:
— обеспечение единства системы государственной службы РФ и субъектов Федерации, а также единства видов государственной службы;
— обеспечение реализации принципов государственной службы в России;
— общее руководство развитием нормативно-правовой базы государственной службы;
— общее руководство и контроль государственной кадровой политики;
— формирование и рациональное использование кадрового резерва;
— оптимизация численного и качественного состава государственной службы;
— межведомственный контроль за функционированием института государственной службы и т.д.
В соответствии с федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ», система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Однако, фактически, до настоящего времени, единая система управления государственной службой всех видов в России отсутствует. На это обращено внимание в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы), в которой создание системы управления государственной службой включается в перечень основных и первоочередных задач. Анализ прошедших административных реформ показывает, что именно недооценка важности создания единой системы управления государственной службой зачастую лежала в основе неудовлетворительных результатов этих реформ.
Однако следует отметить, что реальная система управления государственной службой в России существенной отличается от приведенной схемы. Важнейшее звено — федеральный государственный орган по управлению государственной службой и государственный орган по управлению государственной службой в субъекте РФ — в этой структуре до сегодняшнего дня отсутствует. Отсутствие единого центра управления очевидно негативно сказывается на функционировании системы государственной службы в целом.
Рисунок !! Структура управления государственной службой России (де-юре)
Де-факто система управления государственной службой выглядит так, как показано на рисунке !!.
Рисунок !! Структура управления государственной службой России (де-факто)
Наиболее существенная проблема при этом – создание системы управления государственной гражданской службой РФ. В других видах государственной службы (военной и правоохранительной) существуют управляющие механизмы, и в определенных границах они функционируют автономно. В гражданской же службе сегодня отдельные вопросы управленческого характера разбросаны по различным министерствам, что лишает управление и реформирование системного характера. Кроме того, никаким конкретным органом не регулируются межвидовые отношения служб.
В российской практике в 1995-2005 г.г. существовал особый межведомственный федеральный орган управления государственной службой страны – Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, но по ряду причин он оказался неработоспособен и был расформирован. С 2004 года в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, однако к его полномочиям не относится управление всей системой государственной службы.
Рассмотрим подробнее субъекты управления государственной службой в РФ, исходя из данных рисунка !!.
На федеральном уровне наиболее широкими полномочиями в сфере госслужбы обладает Президент РФ:
· подписывает федеральные законы и издает указы в сфере госслужбы
· определяет цели и направления государственной кадровой политики в сфере госслужбы
· утверждает Сводный реестр должностей государственной гражданской службы
· присваивает высшие классные чины, воинские звания высших рангов
· награждает государственными наградами и званиями.
Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадроврешает следующие задачи:
· содействие Президенту в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы, в обеспечении согласованного функционирования органов государственной власти по этим вопросам
· обеспечение реализации Президентом его полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы
· участие в работе по совершенствованию правовых основ государственной службы.
Правительство РФ осуществляет кадровое обеспечение высшего уровня государственной службы (заместители федеральных министров, руководители и заместители руководителей ведомств, кроме назначаемых Президентом), а также участвует в присвоении классных чинов.
На федеральном уровне законодательной властивопросами управления государственной службой в аппаратах палат парламента занимаются специальные подразделения (их полномочия ограничиваются соответствующим аппаратом). Также кадровые подразделения имеются в высших судебных органах и Прокуратуре РФ.
На уровне субъектов РФ могут создаваться органы управления государственной гражданской службой соответствующего субъекта. Подобные органы существуют во многих субъектах федерации, в основном они создаются в виде подразделения администрации субъекта, их цели и задачи определяются соответствующим законом субъекта.
Одной из основных задач управления государственной службой является обеспечение ее эффективного развития и, как следствие — реформирования. Реформирование государственной службы в России проходило параллельно административной реформе и являлось ее важнейшей частью, хотя отдельные попытки реформирования предпринимались еще начиная с 90-х годов. Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году. В соответствии с ней в 2002 году была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003—2005 годы (позже продлена до 2007г.).
Главными направлениями реформирования в рамках данной программы являлись:
§ создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;
§ разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;
§ выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;
§ внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;
§ формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.
В рамках данной программы были созданы важнейшие нормативные основы функционирования института государственной службы: федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определены подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности, конкретизированы квалификационные требования, закреплено участие независимых экспертов в аттестационных и прочих комиссиях. К сожалению, ряд направлений реформирования остался нереализованным, в том числе, в части формирования системы управления государственной службой.
С учетом достижений и неудач предыдущей программы в 2009 году была принята Федеральная программа«Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы заявлено создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
Такая цель сформировалась из-за наличия в системе государственной службы ряда негативных тенденций и проблем, среди которых авторы Программы выделили:
— устаревшие технологии кадровой работы,
— малый приток молодых перспективных кадров,
— ограниченное распространение современных методов планирования и регламентации труда государственных служащих,
— плохая реализация механизма стимулирования государственных служащих, что снижает мотивацию,
— невысокое качество профессионального обучения государственных служащих,
— недостаточная проработка методик кадровой работы,
— недостаточная открытость государственной службы,
— проявления бюрократизма и коррупции.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
· обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;
· совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы;
· создание системы управления государственной службой;
· совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг;
· разработка антикоррупционных механизмов;
· формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
· внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих;
· развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;
· совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе;
· внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.
Очевидно, что в новой Программе, по сравнению с предыдущей, усилен акцент на антикоррупционную составляющую, на эффективность госслужбы и на развитие единства системы государственной службы (и, в частности, единства системы управления).
Первоочередной обобщающей задачей при этом становится формирование реально действующей системы управления государственной службы, и, прежде всего, создание единого федерального органа управления. Единая система управления могла бы существенным образом повысить темпы хода реформы государственной службы, качество разработки нормативной правовой базы, позволить более эффективно использовать материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсы при реализации программных мероприятий.
Кроме того, важнейшими элементами системы управления государственной службой должны быть кадровые службы. Однако анализ статуса и содержания деятельности кадровых служб государственных органов говорит о том, что на настоящий момент их роль крайне ограничена. Установившийся низкий статус кадровых подразделений ведомств, качество их собственного кадрового корпуса не соответствуют возросшему объему задач и требуемому качеству современной организации государственной службы.
По мнению экспертов, реформы государственной службы в России усложняет отсутствие системности, разделение ответственности за результаты, низкий уровень отзывчивости на реформы самих государственных служащих.
В российской системе госслужбы, несмотря на все предпринимаемые реформы, сохраняются имманентно присущие ей патологии и отрицательные черты:
· господство должностной и патронатной систем прохождения службы,
· отсутствие четких критериев оценки государственной службы,
· ограниченность служебной карьеры,
· зависимость служащих от вышестоящих должностных лиц,
· подверженности системы госслужбы политическому влиянию,
· высокий уровень коррупции,
· акцент в обслуживании государственной службой, в первую очередь, интересов государства, а не общества.
Эксперты и социологические исследования также выявляют ряд сложившихся уже в современности негативных черт, присущих российской системе государственной службы:
· постоянный численный рост чиновничества, не поддерживаемый ростом объема функций,
· отторжение чиновничества от общества, рост закрытости системы,
· незащищенность государственного служащего от несправедливых действий руководства,
· сращивание системы государственной службы и бизнеса.