Федеральные и региональные государственные программы социальной защиты граждан, I. На основе информации о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2020 года включительно дается общая характеристика сферы реализации Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка населения», а также прогноз ее развития

Цели

Каждая программа обладает собственными целями и особенностями.

Стандартно государство с помощью таких мер поддержки населения старается достичь следующих целей:

  • поддержка оптимального уровня жизни граждан, обладающих низким доходом;
  • устранение существенного неравенства между разными членами общества;
  • адресное использование бюджетных денег;
  • оказание качественной и доступной помощи нуждающимся;
  • улучшение качества жизни.

Дополнительно у каждой программы в РФ есть собственные задачи, которые решаются для конкретного региона или всей страны.

Правительство России регулярно принимает различные соцпрограммы, предназначенные для поддержки разных слоев и категорий населения.

При этом предлагаются привилегии как материального, так и нематериального характера. Они назначаются только лицам, которые соответствуют определенным требованиям и условиям. Предлагаются социальные программы в жилищной, образовательной и иных сферах жизни.

  • 1 Что такое соцпрограммы
  • 2 Законодательное регулирование
  • 3 Цели
  • 4 Кому предлагаются преференции
  • 5 Какие виды поддержки есть в России5.1 Образовательная5.2 Строительство и покупка жилья5.3 Контроль над уровнем безработицы5.4 Иные виды программ
  • 5.1 Образовательная
  • 5.2 Строительство и покупка жилья
  • 5.3 Контроль над уровнем безработицы
  • 5.4 Иные виды программ
  • 6 Отличия для регионов
  • 7 Полезное видео
  • 8 Заключение

(в ред. Федеральных законов от 22. 2004 N 122-ФЗ (ред. 2004),

от 25. 2006 N 195-ФЗ, от 18. 2007 N 230-ФЗ, от 01. 2008 N 18-ФЗ,

от 14. 2008 N 110-ФЗ, от 22. 2008 N 269-ФЗ, от 28. 2009 N 72-ФЗ,

от 24. 2009 N 213-ФЗ (ред. 2009), от 25. 2009 N 341-ФЗ,

от 08. 2010 N 345-ФЗ, от 01. 2011 N 169-ФЗ, от 28. 2012 N 133-ФЗ,

от 25. 2012 N 258-ФЗ, от 07. 2013 N 99-ФЗ, от 07. 2013 N 104-ФЗ,

от 02. 2013 N 185-ФЗ, от 25. 2013 N 317-ФЗ, от 28. 2013 N 396-ФЗ,

от 12. 2014 N 33-ФЗ, от 21. 2014 N 216-ФЗ, от 28. 2015 N 358-ФЗ,

от 29. 2015 N 388-ФЗ, от 19. 2016 N 453-ФЗ, от 19. 2016 N 454-ФЗ,

от 01. 2017 N 154-ФЗ, от 20. 2017 N 407-ФЗ, от 28. 2017 N 420-ФЗ,

от 28. 2017 N 421-ФЗ, от 07. 2018 N 56-ФЗ, от 03. 2018 N 350-ФЗ,

от 27. 2018 N 536-ФЗ, от 01. 2019 N 49-ФЗ, от 01. 2019 N 328-ФЗ,

от 02. 2019 N 412-ФЗ, от 27. 2019 N 461-ФЗ, от 01. 2020 N 35-ФЗ,

от 24. 2020 N 147-ФЗ, от 13. 2020 N 206-ФЗ, от 22. 2020 N 431-ФЗ,

от 29. 2020 N 473-ФЗ, от 30. 2021 N 134-ФЗ, от 26. 2021 N 153-ФЗ,

от 11. 2021 N 170-ФЗ, от 01. 2021 N 267-ФЗ, от 28. 2022 N 7-ФЗ,

от 08. 2022 N 46-ФЗ, от 16. 2022 N 113-ФЗ, от 30. 2022 N 116-ФЗ,

от 28. 2022 N 140-ФЗ)

Кому предлагаются преференции

Разрабатываются социальные программы только для наиболее уязвимых категорий населения, которые не могут самостоятельно обеспечить для себя оптимальный уровень жизни. Поэтому граждане должны самостоятельно уточнять, могут ли они воспользоваться теми или иными мерами поддержки.

Стандартно получателями помощи становятся следующие лица:

  • граждане, имеющие право на льготы, например, если имеется статус малоимущей или многодетной семьи;
  • люди, проживающие в аварийном или ветхом жилье, поэтому они могут рассчитывать на жилое помещение от государства;
  • супруги, возраст которых не превышает 35 лет;
  • пожилые лица;
  • граждане, имеющие доказательства присвоения какого-либо статуса, например, инвалида или ветерана.

Справка! Для получения практически всех мер поддержки граждане должны самостоятельно составлять заявление, к которому прикладываются доказательства в виде документов, подтверждающих право гражданина на помощь.

Исследование основных понятий и нормативной базы социального обеспечения в Российской Федерации. Характеристика особенностей государственных программ социальной поддержки инвалидов и молодежи, развития села, патриотического воспитания граждан страны.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные понятия и нормативная база социального обеспечения в Российской Федерации

1 Конституционные основы социального обеспечения населения

2 Государственная программа — как одна из форм социальной обеспечения

3 Виды государственных программ

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы

2 Федеральная государственная программа « Молодежь России 2001-2005 годы»

3 Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы»

4 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 годы

5 Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года

6 Республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»

Опыт реализации программ государственной системы социального обеспечения Российской Федерации

1 Уровень реализации и эффективность программ в России

2 Перспективы. Отличие государственных программ от национальных проектов

Основные направления социальной политики

Специфику социальной политики отражают ее основные направления:

  • поддержка и социальная защита не защищенных слоев населения за счет социальных гарантий, пенсий;
  • доходы населения их уровень и качество жизни;
  • сфера труда и его оплата и охрана, занятость населения;
  • развитие социальной сферы в лице науки и образования, физической культуры и спорта;
  • экологическая политика.
  • миграционная политика, защита прав наших соотечественников в других странах;
  • поддержка отдельных категорий жителей – молодежи, многодетных семей, инвалидов и пенсионеров.
  • социальная защита населения.

Социальная защита населения включает в себя систему мер, направленных на защиту всех граждан России от экономической и социальной деградации во время безработицы или при потере работы, при резком снижении заработной платы.

Социальная политика государства построена на основе следующих принципов:

  • принцип солидарности – направлен осознанную поддержку друг друга, к примеру, когда тот, у кого много денег, платит за того, у кого их нет, здоровый помогает вылечиться больному, идёт распределение денежных средств через систему налогов и социальных пособий;
  • принцип равенства – все равны перед законами и вероисповеданием;
  • принцип социальной справедливости – равное обеспечение всех граждан, справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех.

Что такое соцпрограммы

Социальная программа  — это комплекс мероприятий и задач, которые разрабатываются и реализуются для улучшения жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Обычно социальные программы содержат сведения о различных льготах, пособиях, субсидиях или иных преференциях, предлагающихся автоматически или на основании заявления, составленного гражданином.

К основным разновидностям государственных социальный программ относится:

  • образовательные, которые позволяют гражданам с низким уровнем достатка получить высшее образование за государственные средства;
  • жилищные, предлагающиеся лицам, проживающим в аварийном или ветхом доме;
  • в сфере здравоохранения, которые развивают и поддерживают эту область, что повышает качество жизни населения;
  • пенсионные, поддерживающие пожилых граждан.

Внимание! Особенно выделяется государством социальная программа, предназначенная для привлечения молодых специалистов с высоким уровнем квалификации для работы в сельской местности.

Получателями социальной поддержки становятся уязвимые категории населения, к которым относятся пенсионеры, инвалиды, ветераны войн, малоимущие и многодетные семьи, а также дети-сироты. Локальными нормативными актами предусматриваются меры помощи и для других граждан, которые соответствуют определенным требованиям.

Социальная политика России – это важное направление регулирования экономики страны, политика в сфере социального развития и обеспечения достойного уровня жизни россиян.

Важной целью любого государства является достижение высокого уровня развития общества и создание необходимых условий для развития и социальная политика является тем самым инструментом для того, который призван осуществить эту задачу. Государственная политика России в области социального обеспечения населения формируется в соответствии с Конституцией РФ.

Во-первых, по мере роста экономики социальная политика и создание необходимых условий для людей является основной целью экономических действий, тогда все аспекты экономического развития начинают рассматривать как средство реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика это фактор роста экономики, если рост экономики не способствует улучшению уровня жизни, то граждане теряют стимул для работы. Вместе с этим, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре.

Задачи социальной политики:

  • социально защищать людей и реализовывать их права;
  • создание условий для улучшения уровня жизни людей;
  • поддержка статуса разных социальных групп;
  • развивать социальную инфраструктуру (медицину, образование и др.);
  • стимулировать людей для участия в общественном производстве;
  • создавать условия для разностороннего развития человека.
Читать также:  Программой государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи 2011

Во второй половине 1990-х гг. существенно увеличилось количество федеральных целевых программ, связанных с развитием отдельных российских территорий. В условиях недостаточной урегулированности межбюджетных отношений эти программы стали для региональных органов власти дополнительным источником федеральной финансовой помощи для решения региональных проблем. И в этом случае государственной программы не достигали поставленных целей. Так, например в1995 году насчитывалось всего четыре такого рода федеральных целевых программ, то в 1998 году — 20, в 1999году — 28, а в 2000 году уже 32 программы, которые реализовывались на территориях более 50 субъектов Российской Федерации

На 2000г. пришлась первая серьезная попытка реализации правильного подхода к реализации государственных программ, согласно которому сначала определяются приоритеты развития, а в соответствии с ними формируются необходимые целевые программы. Именно тогда возникли дополнительные предпосылки пересмотра порядка работы с государственными программами.

В 2002 г. продолжалась работа по уточнению критериев отбора федеральных целевых программ, количество рубрик — приоритетов было сокращено до шести: «Развитие инфраструктуры», «Новое поколение», «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды», «Новая экономика» и «Региональный паритет».

Основные тематические рубрики федеральных целевых программ в 1997 — 2001 гг. приведены в таблице №1.

Предполагалось, что с введением системы приоритетов и критериев формирования состава федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу количество программ сократилось до 20 — 30. Однако произошедшее уменьшение числа федеральных целевых программ со 127 до 47 оказалось связанным главным образом с трансформацией многих программ в подпрограммы, поэтому говорить о кардинальном сокращении федеральных целевых программ не приходилось.

В 2005 году по поручению Президента были разработаны ряд важнейших программ: «Государственная граница Российской Федерации», «Антитеррор», «Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ», «Промышленная утилизация вооружения и военной техники» и т.

Федеральные целевые программы, являясь инструментом государственного регулирования экономики и социальной сферы должны отражать ее цели и решать ее основные задачи. В то же время мероприятия государственных программ, реализуемых в регионах, по своему масштабу, направленности и механизму реализации должны соответствовать сложившейся в регионе экономической и социальной ситуации.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что для повышения эффективности реализации государственных программ в регионе необходимо:

— определение приоритетов в финансировании социальной сферы;

— проведение четкой инвестиционной политики, т. последовательное

1997
1998
1999
2000
2001

Развитие неотложных вопросов социальной сферы
Неотложные вопросы социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм, отдых)
Новое поколение

Социальная медицина

Федеральные программы социально — экономического развития регионов
Федеральные программы социально — экономического развития регионов
Региональный паритет

Культурное наследие

Жилищное строительство
Жилищное строительство
Развитие инфраструктуры

Экология
Экология
Техногенная и экологическая безопасность

Ликвидация последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций
Ликвидация последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций

Общефедеральные проблемы
Государственное строительство

Внешнеэкономическая деятельность

Борьба с преступностью и уменьшение криминогенной опасности
Международные обязательства

Наука
Наука
Конкурентоспособность и инновационное развитие

Базовые отрасли экономики и инфраструктура
Базовые отрасли экономики и инфраструктура

Размещено на Allbest

Социальная защита населения

Социальная защита населения является одной из частей политики государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить конституционные права человека, а также их гарантии. Причем, социальная защита предоставляется независимо от места жительства лица, от его национальности, а также половых или возрастных показателей. В Российской Федерации за социальную защиту населения сегодня отвечает Министерство здравоохранения и социального развития страны.

По сути, социальная защита уже является соответствующей политикой государства, которая реализуется для обеспечения прав, свобод, гарантий граждан в нескольких ключевых областях:

  • В области уровня жизни населения;
  • В удовлетворении интересов и потребностей гражданина;
  • В реализации прав на осуществление трудовой деятельности;
  • В реализации прав на удовлетворение потребностей в досуговой деятельности;
  • В реализации права на защиту от безработицы;
  • В сфере охраны здоровья и жилища.

Основными целями социальной защиты специалистами принято называть такие, как избавление от нищеты и ее признаков, оказание материальной помощи некоторым категориям населения, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, и которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами. Еще одна цель социальной защиты состоит в том, чтобы эффективно и активно содействовать адаптации социально уязвимых категорий населения, находящихся в группе риска, к постоянно меняющимся условиям (в особенности, это касается условий рыночной экономики).

Социальная защита состоит сегодня из нескольких ключевых направлений:

  • во-первых, социальное обеспечение;
  • во-вторых, социальное страхование;
  • в-третьих, социальная помощь (поддержка наиболее нестабильных категорий населения).

Все эти направления реализуются благодаря формам социальной защиты, которые устанавливаются государством и его субъектами. Формы социальной защиты – это социальные гарантии, которые утверждены на законодательном уровне, а также их удовлетворение на основании имеющихся базовых стандартов и программ, предусмотренных государством.

Формы социальной защиты выражаются в виде регулирования доходной и расходной части материального состояния населения, их социального страхования и социального вспомоществования, оказания определенных социальных услуг, которые предназначены для некоторых категорий граждан. Также формой социальной защиты являются целевые социальные программы, а к государственным формам социальной защиты прежде всего относятся льготы.

Льгота – это скидка, которая начисляется какому-либо индивиду в качестве преимущества. Также льгота предполагает полное или частичное освобождение от выполнения уже установленных правил и обязанностей, а также облегчение условий жизни граждан, которые пользуются услугами, но не имеют возможности в полном объеме сами обеспечить их для себя или оплатить в связи с недостаточным уровнем доходов.

Направления государственной политики в области социальной защиты

Социальная защита населения преимущественно регламентируется именно государством, а также его субъектами, которые определяют основные направления и формы, в которых актуализируется сфера социальной защиты населения. На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления, как:

  • защита прав работников предприятия, а также охрана труда на производствах;
  • социальная поддержка безработных граждан;
  • пенсионное обеспечение;
  • развитие социального обслуживания в различных сферах жизни человека;
  • социальная поддержка граждан, которые были уволены в запас со своего места прохождения военной службы.

Государственная социальная политика в области социальной защиты предполагает социальную поддержку или полное обеспечение женщин, детей и представителей молодежи; социальное обеспечение нетрудоспособного населения (дети-сироты, инвалиды, пенсионеры); отчисление пенсий и пособий по безработице, старости, в связи с инвалидностью или иными жизненными обстоятельствами, из-за которых люди утрачивают возможность самостоятельно обеспечивать себя, удовлетворять свои интересы и первичные потребности; натуральные выдачи (продукты, медикаментозные средства); услуги, которые носят характер общественного обслуживания.

Государство заинтересовано в том, чтобы оптимизировать структуру денежных форм обеспечения таких категорий граждан, как пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, а также укрепить страховые начала в практике социального обеспечения, которая активно развивается на территории нашей страны. На нем и его субъектах лежит ответственность за регулирование занятости, направленной на обеспечение сбалансированного спроса и такого же сбалансированного предложения, касающегося рабочей силы и предупреждения массовой безработицы в случаях кризиса отдельных сфер жизнедеятельности.

Государственная социальная политика в области социальной защиты населения руководствуется несколькими принципами.

  • Во-первых, это принцип поощрительности, который предполагает, что властными структурами осуществляется определенная деятельность для того, чтобы оказать общественный и политический резонанс в тех или иных значимых областях или на те или иные значимые события, которые получили высокую или наоборот низкую социально-общественную оценку.
  • Во-вторых, принцип заявительности, чей смысл состоит в том, что социальная помощь и социальная защита предоставляется нуждающимся гражданам, которые в письменном виде обращаются в качестве заявителей или от лица, которые представляют их интересы.

Еще один принцип – это принцип патернализма, который подразумевает государственную опеку, проявляющуюся в отношении к наименее благополучным категориям граждан.

Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

Читать также:  Государственная программа поддержки молодой семьи 2013

Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

Федеральные и региональные государственные программы социальной защиты граждан, I. На основе информации о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2020 года включительно дается общая характеристика сферы реализации Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка населения", а также прогноз ее развития

Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает $4$ основных сектора жизни общества:

  • демографию (естественное воспроизводство населения);
  • труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
  • личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
  • социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

  • быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;
  • формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;
  • развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

  • объективность;
  • государственность;
  • многосубьектность и объектность;
  • солидарный (перераспределительный) характер отношений;
  • конкретно-исторический характер отношений.

Приоритетные направления социальной политики государства

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.

Социальная сфера — область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная деятельность прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благ и услуг. Одним словом, все, что связано с благосостоянием людей, относится к социальной области экономики. Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального обеспечения, т. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов и источников существования, либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Наиболее распространенным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. В России свыше 38 млн. пенсионеров при численности населения страны в $147,5$ млн. человек. Большинство из них пенсионеры по возрасту: женщины — $55$ лет, мужчины — $60$ лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст еще ниже.

Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня — минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.

Социальные гарантии

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В середине $80$-х гг. ООН выпустила рекомендацию, согласно которой часовая зарплата должна быть не менее $3$ долларов. Установлено, что зарплата менее $3$ долларов в час приводит к снижению мотивации к труду.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет $1100$ рублей (т. около $40$ долл. в месяц, или примерно $0,2$ долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Создание условий для занятости населения

В современное время в России наблюдается формирование условий для полной занятости населения. В стране активно реализуются различные программы переподготовки кадров, переобучения и повышения квалификации.

Государство обеспечивает начисление и выплату пособий по безработице. Получать такое пособие может любой гражданин, который официально признан безработным и обратился в центр занятости населения. Данное право исчезает если человек достиг пенсионного возраста, тогда государству будет выплачивать пенсию.

Одним из самых важных направлений социальной политики России становится установление государственной поддержки семьям материнству и детству, инвалидам, пожилым людям, все перечисленные категории сегодня находятся под социальной защитой государства.

В нашей стране все родители должны содержать и воспитывать своих детей до момента, когда ребенок достигнет совершеннолетия. Родители могут контролировать интересы и предпочтения детей, с учетом их мнения и при соблюдении законов. Семейные отношения всегда строились на взаимных обязанностях – сначала родители помогают своим детям, после чего дети оказывают необходимую помощь своим родителям, если они нетрудоспособны. В условиях равноправия всех граждан в РФ дети имеют равную правовую и социальную защиту независимо от своего происхождения и материальных возможностей родителей.

Другой важной задачей социальной политики России является развитие системы социального обслуживания, т. деятельность по предоставлению социальных услуг для населения. В нашей стране много лет назад была создана и сейчас функционирует система социальных служб, которая включает в себя государственные и не государственные предприятия и людей которые занимаются социальным обслуживанием без юридического лица.

Социальное обслуживание в России

Государство даёт гарантии людям на право получать социальные услуги в рамках следующих направлений: материальная помощь, социальное помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного жилья, консультации, реабилитация.

Читать также:  Программа Республики Башкортостан по развитию как внутреннего, так и международного туризма началась в 2017 году

В настоящее время социальное обслуживание может быть платным или бесплатным.

Заметным направлением социальной политики России является работа над установлением государственных пенсий, выплат, пособий и других гарантий социальной защиты населения.

Социальное обеспечение и его развитие в России предоставляет гарантии на реализацию конституционных прав граждан страны на материальное обеспечение при наличии уважительны причин: болезнь, инвалидность, потеря кормильца и иные случаи.

Государство на законодательном уровне формирует системы социальных пособий и пенсионных выплат, это отражает Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ».

Таким образом, перечисленные выше принципы, задачи и направления социальной политики России отражают приоритеты страны в указанной сфере на современном этапе его развития.

Законодательное регулирование

Правила разработки и реализации социальных программ приводятся в различных нормативных актах. К ним относится:

  • ФЗ №178 «О государственной помощи»;
  • ПП №1050, в котором приводятся правила реализации программы «Жилище», позволяющей обеспечить нуждающихся граждан полноценным и качественным жильем;
  • ПП №364, содержащее данные о содействии государства во время трудоустройства граждан;
  • ПП №295, на основании которого спонсируется государством развитие образования на территории РФ;
  • ФЗ №256, в котором перечисляются основные меры поддержки, предназначенной для семей с маленькими детьми.

Региональные власти имеют право принимать локальные акты, по которым применяются местные социальные программы.

Какие виды поддержки есть в России

Они могут быть не только федеральными, но и региональными. Федеральные программы предлагаются всем россиянам, соответствующим определенным требованиям. На местном уровне рекомендуется дополнительно узнавать о локальных нормативных актах, по которым предлагается поддержка из местного бюджета.

Образовательная

Данная программа направлена на обеспечение качественного и доступного образования, причем не только начального или среднего, но и профессионального.

К основным ее целям относится:

  • привлечение инвестиций на строительство школ, вузов или других обязательных учреждений, а также на создание лабораторных или учебных инфраструктур;
  • изменение и улучшение системы высшего образования, причем важно создать около 60 вузов, учитывающих региональные особенности экономики;
  • внедрение новых стандартов, которые соответствуют текущим реалиям жизни;
  • введение системы контроля над образованием, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Благодаря реализации и улучшению такой программы гарантируется улучшение качества образования в России.

Строительство и покупка жилья

Властями России были утверждены некоторые особые программы, предназначенные для покупки или возведения жилой недвижимости.

К самым популярным социальным программам в этой сфере относится:

  • программа «Жилище»;
  • выдача квартир молодым семьям;
  • оформление льготной ипотеки для военнослужащих;
  • предоставление жилой недвижимости лицам, пострадавших от радиационного излучения, а также вынужденным переселенцам;
  • помощь лицам, которые переезжают с Крайнего Севера или аналогичных территорий.

Для участия практически в любой программе граждане, соответствующие конкретным условиям, должны собрать полный пакет документов и стать в очередь на получение недвижимости.

К основным целям реализации жилищных социальных программ относится:

  • предоставление качественной и безопасной недвижимости для нуждающихся лиц;
  • возведение зданий эконом-класса, которые будут предоставляться гражданам бесплатно, но при этом они должны соответствовать санитарным, пожарным и другим нормам или стандартам;
  • поддержка строительных компаний;
  • обеспечение граждан деньгами для покупки недвижимости;
  • улучшение инфраструктуры;
  • оживление рынка недвижимости.

Помощь оказывается не только в натуральном, но и в материальном виде, поэтому если гражданин, признанный нуждающимся, самостоятельно занимается строительством дома, то ему предоставляются компенсации части затрат на возведение объекта.

Если покупкой квартиры занимается молодая семья, у которой отсутствует собственная недвижимость, то государство компенсирует 30% от стоимости выбранного объекта. Если у молодых людей имеется маленький ребенок, то компенсация увеличивается до 35%. Для получения субсидии первоначально нужно доказать свое право на поддержку, после чего выдается специальный сертификат. Воспользоваться им можно только после того, как подойдет очередь семьи. Остальную сумму необходимо взять в кредит, который оформляется под низкую ставку процента.

Если выдается готовая недвижимость, то учитываются нормы на каждого члена семьи. Если семья состоит из трех человек, то выделяется 18 кв. на каждого человека. Для молодой семьи предлагается жилье от 42 кв.

Федеральные и региональные государственные программы социальной защиты граждан, I. На основе информации о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2020 года включительно дается общая характеристика сферы реализации Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка населения", а также прогноз ее развития

Дополнительно жилые объекты выдаются следующим лицам:

  • граждане, переезжающие из Крайнего Севера или зоны АТО;
  • отставные военнослужащие, которые были поставлены в очередь на получение жилья до 2005 года;
  • лица, пострадавшие от аварии на каком-либо ядерном объекте;
  • военные или сотрудники полиции, которые отслужили больше 10 лет, но были уволены из-за ухудшения состояния здоровья, преобразования штата или в связи с пожилым возрастом.

Вышеуказанные лица получают сертификат, по которому оформляется помощь от государства. Но жилое помещение на одного человека не должно быть меньше 33 кв. Если семья состоит из двух людей, то покупается объект от 42 кв.

Важно! Если выбирается жилье, которое меньше установленной нормы, то не получится воспользоваться жилищной социальной программой.

Для получения любой меры поддержки важно, чтобы у всех членов семьи отсутствовала в собственности недвижимость. Дополнительно на местном уровне власти часто предлагают жилплощадь отдельным категориям гражданам. К ним обычно относятся ученые, прокуроры, государственные служащие, спасатели или следователи.

Контроль над уровнем безработицы

Государство старается разными способами снизить уровень безработицы, для чего разрабатываются соответствующие социальные программы. Самая популярная программа называется «Содействие занятости населения». Она функционирует с 2013 года.

К основным ее задачам относится:

  • поддержка граждан, которые не могут самостоятельно найти достойное место работы на основании своей специальности и квалификации;
  • усовершенствование отношений, возникающих между работодателями и сотрудниками;
  • снижение социальной, а также экономической обостренности в обществе.

В эту социальную программу входит несколько подпрограмм, относящихся к трудовой миграции, развитию рынка труда и снижению уровня безработицы. Реализацией и контролем над этой программой занимается Минтруд. При этом задействуются представители МВД, Минфина и службы занятости.

Иные виды программ

При экономическом кризисе и специфической обстановке на международной арене растет напряжение в обществе. Люди часто остаются без работы или получают низкую зарплату, которая не позволяет им обеспечивать оптимальный уровень жизни. Поэтому государство внедряет новые социальные программы, которые направлены на поддержку уязвимых категорий граждан.

С 2013 года действует программа «Социальная поддержка граждан», которая преследует следующие цели:

  • внедрение и корректировка условий, при которых семьи могут взять на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без родителей;
  • распределение прав между региональными властями для оказания социальной помощи, которая может быть представлена в натуральном или денежном виде;
  • увеличение принципов, на основании которых предлагается поддержка разным слоям населения;
  • регулирование вопросов, касающихся пожилых людей и инвалидов, которые нуждаются в регулярной помощи со стороны социальных работников.

Еще одна программа называется «Доступная среда». Она предполагает проведение разных мероприятий, предназначенных для улучшения условий жизни инвалидов.

Отличия для регионов

Местные власти любого региона имеют право разрабатывать и реализовать собственные социальные программы. Для этого используются средства из регионального бюджета. Например, в Байкало-Амурской магистрали работает программа, по которой граждане переселяются из аварийного жилья. Им предлагается субсидия, с помощью которой они могут приобрести или взять в аренду жилую недвижимость.

Власти Мурманской области предлагают возможность семьям, принимающим участие в программе «Молодая семья», компенсацию 5% стоимости жилья из местного бюджета при усыновлении или рождении ребенка. В Башкортостане семьи могут получить пособие на возведение или покупку жилья.

Заключение

Государство разрабатывает и реализует множество социальных программ, предназначенных для защиты и поддержки уязвимых категорий населения. Они действуют в разных сферах, поэтому существуют образовательные, жилищные и иные виды программ. Для их использования граждане должны соответствовать определенным требованиям и условиям. Предлагаются такие программы даже местными властями, что упрощает жизнь граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *