и качественные характеристики социально-экономического развития;
4) основные параметры государственных программ субъекта Российской Федерации;
41) прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 18.07.2019 № 183-ФЗ)
5) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Разработка и корректировка прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период осуществляются при методическом содействии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
5. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период одобряется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и учитывается при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период в десятидневный срок со дня его одобрения размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 183-ФЗ)
6. Порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Глава 10. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на уровне субъекта Российской Федерации
Статья 36. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
1. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе положений стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период реализации стратегии с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
2. Корректировка плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит:
1) этапы реализации стратегии, выделенные с учетом установленной периодичности бюджетного планирования: три года (для первого этапа реализации стратегии и текущего периода бюджетного планирования) и три — шесть лет (для последующих этапов и периодов);
2) цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии;
3) показатели реализации стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации стратегии;
4) комплексы мероприятий и перечень государственных программ субъекта Российской Федерации, обеспечивающие достижение на каждом этапе реализации стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, указанных в стратегии;
4. Разработка и корректировка плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляются при методическом содействии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
5. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 37. Государственные программы субъекта Российской Федерации
1. Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации.
4. Государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья 38. Схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации
Схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 264-ФЗ)
Глава 11. Стратегическое планирование на уровне муниципального образования
Статья 39. Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования
1. Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ)
2. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. (В редакции Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ)
Глава 12. Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования
Статья 40. Цель и задачи мониторинга реализации документов стратегического планирования
1. Целью мониторинга реализации документов стратегического планирования является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
2. Основными задачами мониторинга реализации документов стратегического планирования являются:
1) сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации;
2) оценка степени достижения запланированных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) оценка результативности и эффективности документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления;
4) оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
5) оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации документов стратегического планирования и ресурсов, необходимых для их реализации;
6) оценка уровня социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и состояния национальной безопасности Российской Федерации, проведение анализа, выявление возможных рисков и угроз и своевременное принятие мер по их предотвращению;
7) разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования.
3. Основным документом, в котором отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, является ежегодный доклад Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. Порядок разработки данного доклада определяется Президентом Российской Федерации.
4. Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, являются:
1) на федеральном уровне ежегодный отчет Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и доклады о реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти;
2) на уровне субъекта Российской Федерации ежегодный отчет высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации;
3) на уровне муниципального образования ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах своей деятельности либо о деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ.
5. Порядок осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, определяется:
1) на федеральном уровне нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
2) на уровне субъекта Российской Федерации законодательством субъекта Российской Федерации;
3) на уровне муниципального образования муниципальными нормативными правовыми актами.
6. Документы, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, подлежат размещению на официальных сайтах органов, ответственных за разработку документов стратегического планирования, и общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети «Интернет», за исключением сведений, отнесенных к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 41. Задачи контроля реализации документов стратегического планирования
1. Основными задачами контроля реализации документов стратегического планирования являются:
1) сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
2) оценка качества документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования;
3) оценка результативности и эффективности реализации решений, принятых в процессе стратегического планирования;
4) оценка достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
5) оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
6) разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования.
2. По результатам контроля реализации документа стратегического планирования орган, его осуществлявший, направляет в орган государственной власти Российской Федерации или руководителю организации, ответственным за проведение мероприятий или достижение показателей, запланированных в документе стратегического планирования, соответствующую информацию.
Статья 42. Порядок осуществления контроля реализации документов стратегического планирования
Контроль реализации документов стратегического планирования осуществляется в порядке, определяемом:
1) на федеральном уровне федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
Глава 13. Реализация документов стратегического планирования
Статья 43. Реализация документов стратегического планирования на федеральном уровне
Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период.
Статья 44. Реализация документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации
1. Реализация стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Положения стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации детализируются в государственных программах субъекта Российской Федерации с учетом необходимости ресурсного обеспечения, в том числе определенного в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетным прогнозом субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.
2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации могут быть детализированы в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации.
3. Комплексы мероприятий по реализации основных положений стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и перечень государственных программ субъекта Российской Федерации включаются в план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
4. Государственные программы субъекта Российской Федерации, необходимые для реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и включаются в перечень государственных программ субъекта Российской Федерации.
5. Ежегодно проводится оценка эффективности реализации каждой государственной программы субъекта Российской Федерации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации готовит ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования
Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования, несут дисциплинарную, гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 15. Заключительные положения
Статья 46. Признание утратившим силу Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
Признать утратившим силу Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2871).
Статья 47. Заключительные положения
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2015 года разработать план подготовки предусмотренных настоящим Федеральным законом документов стратегического планирования, содержащий сроки разработки и утверждения (одобрения) документов стратегического планирования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2016 года:
1) разработать нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
2) создать федеральный государственный реестр документов стратегического планирования в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2016 № 210-ФЗ)
21. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2017 года:
1) разработать стратегический прогноз Российской Федерации;
2) осуществить информационное обеспечение стратегического планирования в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
(Дополнение частью — Федеральный закон от 23.06.2016 № 210-ФЗ)
3. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 23.06.2016 № 210-ФЗ)
31. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2018 года:
1) разработать стратегию социально-экономического развития Российской Федерации;
2) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом прогноз научно-технологического развития Российской Федерации.
32. Со дня вступления в силу настоящего Феддерального закона до 1 января 2019 года:
1) разработать документы стратегического планирования в соответствии с планом подготовки документов стратегического планирования, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, за исключением документов стратегического планирования, указанных в пункте 1 части 21 и пункте 1 части 31 настоящей статьи;
2) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документа стратегического планирования, указанного в пункте 2 части 31 настоящей статьи.
4. Документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока, если иное не установлено Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Федеральные целевые программы реализуются до окончания срока их действия.
Президент Российской Федерации В.Путин
Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ
Программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (далее — программа) содержит:
а) паспорт программы;
б) характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;
в) основные цели и задачи программы;
г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета субъекта Российской Федерации, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
е) срок реализации программы;
ж) описание социально-экономических последствий реализации программы;
з) оценку эффективности расходования средств по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости — и после ее реализации;
и) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
к) обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
л) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
Программа должна содержать (в указанной последовательности):
— титульный лист программы;
— паспорт программы;
— основное содержание;
ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ
┌──────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование программы│ │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для │Статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской │
│разработки программы │Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, │
│ │Концепция демографической политики Российской │
│ │Федерации на период до 2025 года, утвержденная │
│ │Указом Президента Российской Федерации от 9 │
│ │октября 2007 г. N 1351, Приказ Минздравсоцразвития│
│ │России от 17 февраля 2010 г. N 91 «О проведении │
│ │общероссийского мониторинга условий и охраны │
│ │труда» │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный │ │
│заказчик программы │ │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчики и │ │
│исполнители программы │ │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Цель и задачи │Цель: Улучшение условий и охраны труда в целях │
│программы «1» │снижения профессиональных рисков работников орга- │
│ │низаций, расположенных на территории субъекта │
│ │Российской Федерации. │
│ │Задачи: │
│ │Задача 1. Внедрение механизмов управления профес- │
│ │сиональными рисками в системы управления охраной │
│ │труда в организациях, расположенных на территории │
│ │субъекта Российской Федерации. │
│ │Задача 2. Совершенствование нормативно-правовой │
│ │базы субъекта Российской Федерации в области │
│ │охраны труда. │
│ │Задача 3. Непрерывная подготовка работников по │
│ │охране труда на основе современных технологий │
│ │обучения. │
│ │Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда │
│ │охраны труда. │
│ │Задача 5. Совершенствование лечебно-профилактиче- │
│ │ского обслуживания работающего населения │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации │2012 — 2015 годы │
│программы │ │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Важнейшие целевые │Индикаторы (показатели) достижения программных │
│индикаторы и │целей и задач: │
│показатели программы │- численность пострадавших в результате несчастных│
│ │случаев на производстве с утратой трудоспособности│
│ │на 1 рабочий день и более (чел.); │
│ │- удельная численность погибших в результате │
│ │несчастных случаев на производстве со смертельным │
│ │исходом в расчете на 1 тыс. работающих; │
│ │- удельная численность лиц с установленным в теку-│
│ │щем году профессиональным заболеванием в расчете │
│ │на 10 тыс. работающих; │
│ │- удельная численность лиц, которым впервые уста- │
│ │новлена инвалидность по трудовому увечью в расчете│
│ │на 10 тыс. работающих; │
│ │- удельный вес работников, занятых в условиях, не │
│ │отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от │
│ │общей численности занятых в экономике региона); │
│ │- удельный вес рабочих мест, на которых проведена │
│ │аттестация рабочих мест по условиям труда (% от │
│ │общего количества рабочих мест в субъекте │
│ │Российской Федерации); │
│ │- удельный вес рабочих мест, на которых по резуль-│
│ │татам аттестации рабочих мест установлены вредные │
│ │и опасные условия труда (% от общего количества │
│ │рабочих мест в субъекте Российской Федерации); │
│ │- удельный вес работников, занятых на рабочих │
│ │местах, аттестованных по условиям труда, от общего│
│ │количества занятых в экономике региона; │
│ │- численность работников, охваченных периодически-│
│ │ми медицинскими осмотрами; │
│ │- численность работников, которым впервые в отчет-│
│ │ном году установлен диагноз профессионального за- │
│ │болевания, в том числе по результатам периодиче- │
│ │ских медицинских осмотров и по результатам │
│ │осмотров в центрах профпатологии; │
│ │- количество организаций, расположенных на терри- │
│ │тории субъекта Российской Федерации, подавших в │
│ │установленном порядке декларацию соответствия │
│ │условий труда государственным нормативным │
│ │требованиям охраны труда │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники │- объем финансирования программы за счет средств │
│финансирования │бюджета субъекта Российской Федерации — в тыс. │
│мероприятий, │рублей на весь срок ее реализации, в том числе по │
│определенных │годам: │
│программой │2012 год — │
│ │2013 год — │
│ │2014 год — │
│ │2015 год — │
│ │- объем финансирования за счет других источников │
└──────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘
«1» При разработке программы в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими данными (таблица 1).
(В РАСЧЕТЕ НА 1 ТЫС. РАБОТАЮЩИХ) В 2006 — 2010 ГОДАХ
(ПО ДАННЫМ РОССТАТА)
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│ Территория │ Годы │
│ ├────┬────┬────┬────┬────┤
│ │2006│2007│2008│2009│2010│
├───────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Российская Федерация │2,9 │2,7 │2,5 │2,1 │2,2 │
├───────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Федеральный округ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Субъект Российской Федерации │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┘
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).
К другим причинам относятся: (указать причины).
ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЦ С УСТАНОВЛЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ЗАБОЛЕВАНИЕМ (ПО ДАННЫМ РОССТАТА)
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Территория │Численность лиц с установленным│
│ │в текущем году профессиональным│
│ │ заболеванием │
│ ├─────────┬─────────────────────┤
│ │ человек │ на 10000 работающих │
│ ├────┬────┼─────────┬───────────┤
│ │2009│2010│ 2009 │ 2010 │
├────────────────────────────────┼────┼────┼─────────┼───────────┤
│Российская Федерация │6565│7047│3,0 │3,3 │
├────────────────────────────────┼────┼────┼─────────┼───────────┤
│Федеральный округ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼────┼────┼─────────┼───────────┤
│Субъект Российской Федерации │ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴────┴────┴─────────┴───────────┘
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы:
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАМ (ПО ДАННЫМ РОССТАТА)
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│ Территория │ Годы │
│ ├────┬────┬────┬────┬────┤
│ │2006│2007│2008│2009│2010│
├───────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Российская Федерация │23,4│24,9│26,2│27,5│29,0│
├───────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Федеральный округ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Субъект Российской Федерации │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┘
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ
В результате реализации программы ожидается «1»: ___________________
«1» Указать конкретные результаты реализации программы, в том числе по годам.
Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
┌────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│ Наименование показателей │ Годы │
│ ├────┬────┬────┬────┬────┤
│ │2011│2012│2013│2014│2015│
│ │»1″ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Численность пострадавших в результате │ │ │ │ │ │
│несчастных случаев на производстве с утратой │ │ │ │ │ │
│трудоспособности на 1 рабочий день и более и │ │ │ │ │ │
│со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. │ │ │ │ │ │
│работающих │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Численность пострадавших в результате несчастных│ │ │ │ │ │
│случаев на производстве со смертельным исходом │ │ │ │ │ │
│в расчете на 1 тыс. работающих │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Численность лиц с установленным в текущем году │ │ │ │ │ │
│профессиональным заболеванием в расчете на │ │ │ │ │ │
│10 тыс. работающих │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Численность первично вышедших на инвалидность по│ │ │ │ │ │
│трудовому увечью в расчете на 10 тыс. работающих│ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Удельный вес работников, занятых в условиях, │ │ │ │ │ │
│не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, │ │ │ │ │ │
│к общей численности занятых в экономике региона │ │ │ │ │ │
│(%) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Удельный вес работников, занятых на рабочих │ │ │ │ │ │
│местах, аттестованных по условиям труда, от │ │ │ │ │ │
│общего количества занятых в экономике региона │ │ │ │ │ │
│(%) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Количество организаций, расположенных на │ │ │ │ │ │
│территории субъекта Российской Федерации, │ │ │ │ │ │
│имеющих декларацию соответствия условий труда │ │ │ │ │ │
│государственным нормативным требованиям охраны │ │ │ │ │ │
│труда │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┘
«1» Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 г.
Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования по субъекту Российской Федерации.
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ
ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Система мероприятий программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации рекомендуется предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Срок реализации мероприятий программы — 2012 — 2015 годы.
Ответственным исполнителем программы является «1»: ___________________
«1» Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.
Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию программы финансовых средств.
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами программы, с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении к программе.
5. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРУЕМАЯ ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ВКЛАДА
В ДОСТИЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ
При разработке мероприятий программы особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.
Социальный эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
улучшении демографической ситуации в регионе.
«1» Могут указываться иные источники достижения экономического эффекта, исходя из специфики субъекта Российской Федерации.
6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.
Оценка эффективности реализации программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
Tf1
En = — х 100%,
TN1
En — эффективность хода реализации отдельного направления программы (в процентах);
Tf1 — фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления программы, достигнутый в ходе ее реализации;
TN1 — нормативный индикатор, утвержденный программой.
Интегральная оценка эффективности реализации программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
Tf1 Tf2 Tfn
— + — + —
TN1 TN2 TNn
E = ————— х 100%,
M
E — эффективность реализации программы (в процентах);
Tf — фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации программы;
TN — нормативные индикаторы, утвержденные программой;
M — количество индикаторов программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации программы E используются все целевые индикаторы программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации программы — E от 80% до 100% и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80% — низкой.
7. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ
Финансирование программы осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора, Роструда, средства работодателей).
Объем финансирования мероприятий программы составляет «1»: _____ руб.,
«1» Указывается общий объем финансирования программы.
в том числе по годам:
2012 год — ________ руб.;
2013 год — ________ руб.;
2014 год — ________ руб.;
2015 год — ________ руб.
Финансирование мероприятий программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений) в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.
8. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.
Ответственный исполнитель программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6), и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
к Программе улучшения условий
на 2012 — 2015 гг.
Мероприятия
по реализации Программы улучшения условий и охраны труда
в ______________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
на 2012 — 2015 годы
«1» Указываются мероприятия, направленные на принятие организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, политики в сфере управления профессиональными рисками, установление локальными актами работодателей целей и задач, направленных на внедрение на всех уровнях механизмов управления профессиональными рисками. Реализация мероприятий должна осуществляться в организациях всех форм собственности с широким привлечением сторон социального партнерства (региональных объединений работодателей и профсоюзов).
«2» Предусматриваются мероприятия, направленные на организацию разработки и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами федерального уровня в сфере охраны труда.
«3» Указываются мероприятия, направленные на: организацию и осуществление непрерывной подготовки работников организаций субъекта Российской Федерации в области охраны труда с учетом категорий обучающихся на базе аккредитованных в установленном порядке обучающих организаций; создание и оснащение учебно-методических центров по охране труда, ориентированных на обучение практическим методам и способам безопасного производства работ, полигонных площадок и т.п.; внедрение современных технологий обучения, в том числе дистанционного для предприятий малого бизнеса; издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда и т.д.
«4» Могут планироваться мероприятия информационно-просветительского и пропагандистского характера в сфере охраны труда, направленные на создание мотивации у работодателей и работников к безопасному труду, семинары, совещания и смотры-конкурсы по вопросам охраны труда, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда, создание региональных баз данных об условиях труда в субъекте Российской Федерации и т.п.
«5» Предусматриваются мероприятия по улучшению качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, материальному оснащению и кадровому укомплектованию медицинских организаций, центров профпатологии, профилактики профессиональных заболеваний и т.п.