Финансирование государственных программ и инвестиций

Обратная сторона стремления государства всеми силами свести бюджет к профициту — замедление роста инвестиций. Достичь низких цифр инфляции, при этом лишив экономику будущего, — не слишком эффективная стратегия, считает экономист Сергей Заверский

Уоррен Баффет как-то заметил: «Самое лучшее время инвестировать — несколько лет назад. Второй лучший вариант — сегодня. Чем раньше вы начнете инвестировать, тем лучше». Что бы он ни имел в виду изначально, сложно сказать лучше про ситуацию в нашей экономике прямо сейчас.

Инвестирование в целом — это приобретение каких-либо активов с целью получения прибыли в будущем. Это справедливо в принципе для всех субъектов. Например, для физических лиц, осуществляющих вложения свободных денежных средств (сбережений) на банковские депозиты или в ценные бумаги с целью накопления на какие-либо покупки или на старость. Бизнес готов инвестировать собственные и заемные средства при их наличии и при наличии хорошей инвестиционной возможности, позволяющей заработать больше, чем изначально вкладывалось. Государство инвестирует — или, так скажем, должно инвестировать — собственные средства (из доходов бюджета) либо же заемные, для обеспечения будущих поступлений в бюджет, которые не только позволят ему выполнять все ранее взятые обязательства, но и со временем их расширять.

Ключевой момент состоит в том, что за счет инвестиций, осуществляемых сегодня, мы обеспечиваем себе будущее. Получается ли у нас сейчас это делать? Похоже, что не очень. Темпы роста инвестиций у нас в целом устойчиво замедляются, снизившись в несколько раз не только по сравнению с уровнем 2000-х годов, когда наблюдался их быстрый рост, но и по сравнению с началом 2010-х. За период с 2015 по 2019 год они составили в среднем всего 0,2% в год, то есть темпы роста явно не превышали уровня статистической погрешности (расчет автора на основе данных Росстата). Доля инвестиций в ВВП также остается довольно низкой — по итогам 2019 года она оказалась на уровне 20,6%. Это был бы неплохой показатель для ведущих развитых стран, но крайне низкий для страны, которой необходимо поддерживать высокие темпы роста экономики, хотя бы на уровне среднемировых.

Означает это в итоге одно: о будущем мы серьезно не думаем. И первичный импульс, следует сказать, здесь исходит со стороны государства. Например, в рамках бюджетной политики четко прослеживается, что инвестиции не являются для бюджета приоритетом. Так, в принятых Основных направлениях налоговой, бюджетной и тарифно-таможенной политики на 2020-2022 год роста инвестиций со стороны государства за этот период не предполагалось. И расходы бюджета в целом по итогам 2022 года должны были бы остаться практически на уровне 2019 года (16,9% ВВП по сравнению с 16,8%, см. стр. 52 документа), и, в частности, расходы на национальную экономику к 2022 году должны были сохраниться на уровне 2019 года, то есть 2,5% ВВП (расчеты автора на основе данных на стр. 56-57). Пандемия многое изменила, но неизменным осталось одно — стремление всеми силами свести бюджет к профициту. А это означает как минимум отказ от расширения инвестиций, хотя и о сокращении уже заложенных сумм тоже заходит речь.

Банк России также предпочитает лишь наблюдать за ситуацией с инвестициями со стороны, отказываясь играть значимую роль в этом процессе. Во-первых, это хорошо прослеживается в рамках формулируемых целей денежно-кредитной политики. Банк России в своих документах четко указывает, что его денежно-кредитная политика нацелена на поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. Что же касается инвестиций, то предполагается лишь, что при ценовой стабильности компаниям проще осуществлять финансовое и инвестиционное планирование. Это по сути и есть ожидаемый со стороны ЦБ вклад его денежно-кредитной политики «в решение общей задачи экономической политики на текущем этапе — в ускорение темпов экономического роста на основе увеличения инвестиций» (именно так определяется этот вклад в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, стр. 6).

Но еще интереснее второе обстоятельство. Оно состоит в том, что Банк России не просто действует в соответствии со специфически поставленной целью. Здесь скорее другое — ЦБ очень своеобразно понимает роль своих решений для экономики, что и влечет за собой множество проблем. Вот характерный пример из того же ранее упомянутого документа с основными направлениями ДКП: «Изменение рыночных процентных ставок, которое приводит к увеличению или снижению спроса на новые заемные средства со стороны фирм, отражается также на динамике инвестиционного спроса. В России этот эффект, по оценкам Банка России, имеет меньший количественный эффект по сравнению с влиянием на потребительский спрос. Во многом это связано с преобладающей долей собственных средств при финансировании инвестиций в российской экономике» (см. стр. 97 документа).

Этот маленький фрагмент очень ярко иллюстрирует общую суть денежно-кредитной политики Банка России: с его точки зрения, снижение процентных ставок слабо поможет инвестициям, потому что они осуществляются компаниями в основном за счет собственных средств. Хотя вполне логично задаться другим вопросом: а не является ли то, что инвестиции осуществляются в основном за счет собственных средств, как раз следствием недоступности заемного финансирования, и в том числе по причине высоких процентных ставок и других особенностей политики ЦБ, влияющих на условия кредитования?

Читать также:  Правовые основы реформирования системы государственной службы в современной России и Федеральная программа реформирования государственной службы Российской Федерации на 2003-2005 годы Федеральная программа экономических реформ

Вывод же, который делает Банк России, отражает взятую им на себя пассивную роль во всех экономических процессах, кроме контроля за динамикой цен. Но преследование низких темпов инфляции за счет лишения экономики будущего — вряд ли хорошая стратегия.

Инвестиции за счет собственных средств компаний не способны обеспечить устойчивый экономический рост практически ни при каких условиях. Это прописные истины, которые отражаются в функциях, которые должна выполнять нормальная финансовая система. Во-первых, прибыли отдельных компаний просто не будет достаточно для осуществления необходимых инвестиций в крупные проекты. Во-вторых, даже если у каких-то компаний и появляются крупные объемы средств, то вкладывая все средства в один проект, они бы плохо диверсифицировали свои риски, что подрывало бы их дальнейшую устойчивость. В-третьих, экономический рост во многом зависит от появления и развития новых компаний, у которых нет никакой прибыли, причем зачастую на протяжении нескольких лет. И этот перечень можно продолжать.

То, что происходило и происходит в России, вполне соответствует общей логике и истории экономики: не хватает привлеченных средств — нет и инвестиций, а, соответственно, и роста. Например, в середине 2000-х годов, с 2002 по 2007 год, доля собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал составляла в среднем 43,2%, имея четкую тенденцию к снижению. В это время инвестиции росли в среднем на 13,8% в год, а ВВП — более чем на 7,0% в год, причем по обоим показателям наблюдалась повышательная тенденция. В период же с 2015 по 2019 год мы имеем совершенно обратную ситуацию: доля собственных средств в структуре источников инвестиций растет и в среднем за этот период составила 52,5%, инвестиции же в основной капитал, как уже было отмечено, росли лишь на 0,2%, а ВВП — на 0,8% в год.

При этом ситуация усугубляется: по итогам I квартала 2020 года доля собственных средств среди источников финансирования инвестиций подскочила до 65,1%, что означает, что компании смогли финансировать инвестиции заемными средствами фактически лишь на треть (данные из доклада «Социально-экономическое положение России — 2020 г.», январь-апрель, Инвестиции в нефинансовые активы за I квартал).

В результате мы наблюдаем очень странную ситуацию. С одной стороны, цели по росту инвестиций в основной капитал стали все чаще звучать и в качестве одного из приоритетов национальной экономической политики. Так, в Послании президента Федеральному собранию в 2020 году была поставлена задача к 2024 году довести долю инвестиций в основной капитал до 25% (с текущих 21%), а в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» зафиксирована цель реальному росту инвестиций в основной капитал к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Цели по росту инвестиций в основной капитал фиксируются и в документах правительства. С другой же стороны, проводимые бюджетная и денежно-кредитная политики показывают, что никаких важных шагов в этой области не делается.

Хождение по замкнутому кругу — малоэффективная стратегия действий. Учитывая, что дефицит инвестиций в России можно оценить в триллионы рублей в год (недостающие 5-7% ВВП — это порядка 4,5-6,5 трлн рублей в год в ценах 2019 года), нужны решительные действия в этом направлении, и прежде всего со стороны государства.

Во-первых, государство своим примером должно показать, что инвестировать в России — это хорошо, что оно верит в своих людей и в свою экономику. Если же государство будет и дальше занимать позицию, что хороших возможностей у нас мало, условия не очень хороши, а деньги лучше просто хранить на счетах — вряд ли стоит ожидать, что бизнес начнет разворачивать масштабную активность. А если отечественный бизнес не начнет, то и иностранные инвесторы не пойдут. Обеспечивать рост инвестиций будет некому.

Соответственно, это требует решительного пересмотра базовых установок бюджетной политики. Мы много лет гордимся тем, что российский госдолг — исключительно низкий. Но хорошее в низком уровне госдолга заключается в том, какие возможности он предоставляет. Нет никакого смысла им гордиться, если мы имеющиеся возможности не используем. Недостатка в проектах, направленных, например, на решение насущных проблем в развитии инфраструктуры, у нас нет. Но при этом помимо собственно проектов с государственным финансированием, необходимо и активное предоставление инвестиционных стимулов для бизнеса.

Читать также:  Государственный план содействия занятости населения на 2020-2022 годы, а также Постановление Правительства Республики Тыва № 548 от 09.11.2020 г

Во-вторых, государство должно обеспечить участникам экономики приемлемые условия привлечения средств для инвестиций, как минимум дающие им возможности, сопоставимые с теми, которые имеют наши конкуренты за рубежом — и по стоимости привлечения средств, и по их срочности. Прежде всего, здесь необходимы меры как денежно-кредитной политики, так и политики по регулированию банковской системы и финансового рынка. Само по себе снижение ключевой ставки мало что дает, если не подкрепляется, с одной стороны, изменением общего подхода к установлению банковских нормативов, а с другой — действиями центрального банка как в рамках системы рефинансирования выданных кредитов и выпущенных облигаций, так и в плане активных действий на рынке, в частности, прямого выкупа облигаций на свой баланс в рамках определенных программ.

В-третьих, необходимы шаги, обеспечивающие рост спроса со стороны населения, поддерживающего инвестиционный процесс. Здесь речь идет прежде всего об ипотечном и автокредитовании на приобретение отечественных автомобилей. При этом ипотека заслуживает особого внимания. Низкие ставки по ипотеке снижают и риски неуплаты со стороны заемщиков, а это значит, что появляется и простор для снижения величины первоначального взноса. При снижении ставки с 9% до 5,5% и размера первоначального взноса с 20% до 10% уровень необходимого ежемесячного дохода заемщика для получения ипотечного кредита снижается на 14%, что означает появление возможности для улучшения жилищных условий дополнительно для нескольких миллионов семей (см. расчет в приложении). Расширение же спроса на ипотеку обеспечит рост спроса на продукцию компаний самого широкого спектра отраслей.

Макроэкономическая стабильность без роста и развития — прямой путь к застою. Сдерживая инвестиции сейчас, мы сами портим наше будущее. Безусловно, какие-то из осуществленных инвестиций окажутся непродуктивными, в каких-то случаях возможны махинации и непроизводительное использование средств. Но если не делать ничего и не сдвинуть инвестиционный процесс с его нынешней мертвой точки, о каком-либо прорывном развитии страны и повышении уровня жизни граждан надолго придется забыть.

Приложение: влияние условий ипотечного кредитования на улучшение жилищных условий граждан

Согласно данным по ипотечному жилищному кредитованию на июнь 2020 года (последние доступные данные), средний размер ипотечного кредита составил 2 371 328 рублей. При первоначальном взносе в 20% и процентной ставке по кредиту 9% годовых на срок 20 лет размер ежемесячного платежа по ипотечному кредиту составит 17068,36 рублей. При первоначальном взносе в 10% и процентной ставке по кредиту 5,5% размер ежемесячного платежа составит 14680,86 рублей. Разница между размерами платежей составляет 14,0%. При соотношении платежей на оплату долговых обязательств и доходов заемщика 50/50 это соответствует снижению требуемого дохода заемщика с 34136,72 рублей до 29361,72 рублей (разница 4775,01 рублей). Согласно данным Росстата, среднедушевые доходы в размере 27000,1-45000,0 рублей в месяц имели в 2019 году 24,6% населения страны. При среднегодовой численности населения в 146,8 млн человек, это составляет 36,1 млн человек. При допущении равномерного распределения доходов внутри этой группы (имеющих доходов от 27000,1 до 45000,0 рублей) снижение требуемого дохода заемщика на 4775,01 рублей обеспечит потенциальную возможность взять кредит дополнительно для 6,5% населения, то есть 9,5 млн человек. При этом более реалистичным будет предположить, что в этой группе населения будет наблюдаться смещение численности населения в сторону нижней границы диапазона. А это означает, что улучшение возможностей по ипотечному кредитованию коснется даже большего количества граждан. Согласно итогам Всероссийской переписи населения, средний размер частного домохозяйства в РФ составляет 2,6 человека. Соответственно, 9,5 млн человек — это 3,7 млн домохозяйств (семей).

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Базовые условия предоставления кредитных средств

  • кредиты предоставляются российскими кредитными организациями и международными финансовыми организациями, отобранными для участия в Программе (далее — уполномоченные банки);
  • кредиты предоставляются в российских рублях;
  • размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия в настоящей Программе (далее — конечный заемщик), не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам, плюс 2,5 процента годовых;
  • кредитный договор должен предусматривать право уполномоченного банка на изменение процентной ставки по кредиту исключительно при условии изменения процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам, и в пределах ее изменения. В случае отказа со стороны Центрального банка Российской Федерации предоставить кредитные средства уполномоченному банку в целях рефинансирования кредита, выданного уполномоченным банком конечному заемщику, уполномоченный банк имеет право изменить процентную ставку по указанному кредиту только при условии расторжения уполномоченным банком договора о предоставлении государственной гарантии в установленном порядке;
  • кредит является целевым и может быть использован исключительно для финансирования инвестиционного проекта, отобранного для участия в Программе.

Требования к инвестиционным проектам и инициаторам инвестиционных проектов

1.Критериями отбора инвестиционных проектов для участия в Программе являются:

  • реализация инвестиционного проекта на основе проектного финансирования;
  • расположение на территории Российской Федерации производственной площадки инвестиционного проекта;
  • реализация инвестиционного проекта в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в одном или нескольких из следующих приоритетных секторов экономики:
Читать также:  Постановление "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"" было принято правительством Российской Федерации

— сельское хозяйство (включая предоставление услуг в этой отрасли);

— обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов;

— машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные);

— транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура);

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды и иных ресурсов;

  • полная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как сумма всех затрат по инвестиционному проекту, за исключением процентов по кредитам, составляет не менее 1 млрд. рублей и не более 20 млрд. рублей;
  • финансирование не более 80 процентов полной стоимости инвестиционного проекта за счет заемных средств;

2.Дополнительные требования к инвестиционным проектам (в том числе к показателям их эффективности и др.) могут устанавливаться уполномоченными банками в соответствии с их внутренними документами.

3.Лицо, представляющее в уполномоченный банк документы по инвестиционному проекту (далее — инициатор инвестиционного проекта), и конечный заемщик должны отвечать следующим требованиям:

  • наличие статуса юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации;
  • отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в государственные внебюджетные фонды;
  • отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
  • отсутствие регистрации юридического лица, являющегося контролирующим лицом инициатора инвестиционного проекта и конечного заемщика, в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Инициатор инвестиционного проекта и конечный заемщик могут быть одним и тем же лицом.

Дополнительные требования к конечным заемщикам (в том числе к организационно-правовой форме, размеру капитала, финансовому положению и др.) могут устанавливаться уполномоченными банками в соответствии с их внутренними документами.

Документы для предоставления в АО «Альфа-Банк» с целью анализа инвестиционных проектов для участия в Программе

I. Заявка на участие в отборе, подписанная уполномоченным лицом лица, представляющего в уполномоченный банк документы по инвестиционному проекту, реализуемому на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (далее — инвестиционный проект), в том числе включающая следующие сведения:

  • полное наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер инициатора проекта, конечного заемщика и уполномоченного банка;
  • наименование инвестиционного проекта;
  • предельные сумма и срок кредита, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;

Документы по инвестиционному проекту должны содержать следующую информацию:

  • Наименование инвестиционного проекта.
  • Краткое описание инвестиционного проекта.
  • Организации, принимающие участие в финансировании инвестиционного проекта.
  • Цели инвестиционного проекта.
  • Вклад инвестиционного проекта в достижение целей отраслевой стратегии, стратегии развития региона и целевых показателей государственных программ Российской Федерации.
  • Оценка потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги).
  • Срок реализации инвестиционного проекта:
  • Объем капитальных вложений в реальных ценах.
  • Объем финансирования инвестиционного проекта:

— заемное финансирование, планируемый срок погашения кредитов и займов;

— средства партнеров по инвестиционному проекту;

  • Планируемые показатели эффективности инвестиционного проекта, в том числе чистая приведенная стоимость (которая должна быть неотрицательной), внутренняя норма рентабельности и срок окупаемости.
  • Рейтинг долгосрочной кредитоспособности инициатора инвестиционного проекта (если применимо).
  • Социальные эффекты от инвестиционного проекта.
  • Создание объектов социальной инфраструктуры.
  • Риски реализации инвестиционного проекта.
  • Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта.
  • Результаты технологического и ценового аудита инвестиционного проекта.
  • Информация об организациях, планируемых к привлечению в качестве исполнителей (подрядчиков) при реализации инвестиционного проекта, и об их опыте в соответствующих сферах деятельности.
  • Ответственный исполнитель инвестиционного проекта (контактные данные).
  • Пояснительная записка, которая состоит:

— из раздела, содержащего обоснование стратегической значимости инвестиционного проекта и включающего описание значения проекта для экономики страны (региона) и возникающих социально-экономических эффектов от реализации инвестиционного проекта;

— из раздела, содержащего описание потенциальных ограничений для успешной реализации инвестиционного проекта и включающего подразделы, описывающие ограничения, связанные с рынком сбыта продукции, качеством технической проработки инвестиционного проекта, организационной проработкой инвестиционного проекта и его управлением, а также ресурсной базой инвестиционного проекта;

— из раздела, содержащего альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта и указывающего возможные варианты реализации инвестиционного проекта при изменении данных, предусмотренных пунктами 6 — 9 и 14 настоящего раздела.

II. Схема товарно-денежных потоков Заемщика (Группы, если Заемщик входит в группу компаний). К схеме должно быть приложено описание бизнеса группы с расшифровкой функций отдельных компаний (включая Заемщика).

III. Бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату и за последний завершенный финансовый год (балансы и формы № 2, 3, 4, 5).

IV. Аудированная консолидированная отчетность (в соответствии со стандартами МСФО/GAAP) по заемщику/группе за последний календарный год и полгода (в зависимости от частоты формирования) (если консолидированная отчетность готовится).

V. Расшифровка действующих кредитных продуктов в банках, а также обязательств кредитного характера на текущую дату (наименование кредитора, вид кредитного продукта, процентная ставка, вид и сумма обеспечения, дата выдачи, дата погашения, график погашения, предельная сумма задолженности, текущая форма задолженности, наличие просрочек и пролонгаций (при наличии просрочек или пролонгаций, необходимо указать их срок и причину возникновения).

VI. Документы, характеризующие кредитную историю инициатора инвестиционного проекта и конечного заемщика, а также их участников (акционеров) (при их наличии).

VII. Справки инициатора инвестиционного проекта и конечного заемщика о том, что в отношении инициатора инвестиционного проекта и конечного заемщика не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) порядке.

VIII. Информация о положении компании на рынке (с указанием основных конкурентов и доли рынка).

IX. Иные документы по запросу Банка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *