Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Выплаты по процентам и основному долгу могут отсрочить для пострадавших от коронавируса предприятий малого и среднего бизнеса до 1 октября, выяснил РБК. При этом треть выплат по процентам возьмет на себя государство, треть — банки

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Минэкономразвития разработало проект механизма отсрочки по выплате кредитных платежей для малого и среднего бизнеса, пострадавшего из-за пандемии коронавирусной инфекции. Оплату процентных платежей за полгода планируется разделить поровну между государством, банками и самими предпринимателями, сообщил РБК один из представителей бизнеса, участвовавший в обсуждении вопроса с Минэкономразвития и банковским сектором.

В министерстве РБК сообщили, что тема прорабатывается. «Детали еще предстоит согласовать», — сказал представитель Минэкономразвития, подтвердив предварительный механизм субсидирования кредитов.

Источник, знакомый с обсуждением предложений Минэкономразвития, пояснил, что меры поддержки будут касаться не всего сектора МСП, а только предприятий наиболее пострадавших отраслей.

Часть рассчитывающих на помощь компаний столкнулась с бюрократией, отказами банков и несговорчивостью арендодателей, свидетельствует мониторинг ЦСР. О получении хотя бы одной меры господдержки сообщили всего 10% опрошенных

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Объявленные правительством меры господдержки охватили лишь малую часть бизнеса в России, следует из результатов еженедельного опроса Центра стратегических разработок — ЦСР (есть у РБК). 75% участвующих в исследовании компаний отметили, что поддержка на них не распространяется, хотя большинству она нужна. А многие предприятия, на которые господдержка распространяется, столкнулись с отказами, выявил опрос.

В целом бизнес оценивает достаточность объявленной помощи как среднюю. В малом и среднем предпринимательстве (МСП) наиболее востребована отсрочка при уплате всех налогов, снижение с 30 до 15% страховых взносов, отсрочка при погашении кредитов без начисления процентов. В целом же в деловой среде наиболее востребованы целевые кредиты под 0% на зарплаты, мораторий на банкротства и дополнительные меры кредитования, включая госгарантии.

В среднем 10% компаний получили хотя бы одну меру поддержки, 10% находятся в процессе получения, 50% планируют получить помощь. В секторе МСП показатели несколько выше: одна из десяти компаний получила хотя бы одну меру поддержки, две из десяти — в процессе получения, семь из десяти рассчитывают ею воспользоваться.

ЦСР собирал данные путем структурированных и глубинных личных интервью в рамках еженедельного мониторинга настроений бизнеса. В опросе с 4 по 10 мая участвовали 2,5 тыс. компаний разного размерного класса из различных секторов экономики.

Государство разработало пакет мер поддержки предпринимателей в период коронавируса. Эксперт управления личным капиталом и инвестициями Игорь Файнман по просьбе РБК Quote дал оценку объявленным мерам

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Прошел первый месяц карантина. Давайте проанализируем антикризисный план правительства в целях поддержки бизнеса и сделаем выводы.

Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика».

Отсрочка по налогам

Компаниям малого и среднего бизнеса предоставляется отсрочка по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев.

Проблема в том, что предприятия исчисляют НДС при отгрузке: подписал акт — возникла обязанность уплатить НДС. А факт оплаты за товар или услугу в расчет не берется. И в период карантина из-за этого масса перебоев. Выход может быть, если НДС оплачивать не по отгрузке, а по оплате. Но таких изменений пока не введено.

Микропредприятиям предоставлена отсрочка по налогам и уплатам страховых взносов в социальные фонды также в течение шести месяцев.

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Отсрочка по уплате кредитов

Отсрочка по уплате кредитов предоставляется микропредприятиям и компаниям малого и среднего бизнеса до шести месяцев.

Мораторий на банкротство

Мораторий на шесть месяцев на подачу заявлений кредиторов о банкротстве и взыскании долгов и штрафов (это касается не только малого бизнеса).

Снижение страховых взносов

Для малых и средних предприятий размер страховых взносов снизится с 30% до 15% на зарплаты выше МРОТ.

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Беспроцентные займы на выплату заработной платы

Беспроцентные кредиты на выплату заработной платы выдаются на срок в шесть месяцев. Сначала это касалось только малого бизнеса, теперь возможность распространили на крупный и средний.

Прямая безвозмездная финансовая помощь

Деньги можно потратить на выплату зарплат сотрудникам в апреле и мае. Объем поддержки будет рассчитываться с учетом числа работников по состоянию на 1 апреля, исходя из суммы в ₽12 130 на одного сотрудника в месяц.

  • аэропорты, автоперевозки;
  • культура, организация досуга и развлечений;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • гостиничный бизнес;
  • общественное питание;
  • организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения;
  • организация конференций и выставок;
  • предоставление бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

Проверяйте, входит ли в одну из этих категорий ваш бизнес, и отправляйте заявку с 1 мая через личный кабинет вашей организации на сайте ФНС.

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Отсрочка по уплате арендных платежей

Отсрочка по уплате арендных платежей распространяется на государственное, муниципальное и частное имущество (за исключением жилых помещений). Оплатить задолженность арендаторы смогут в течение двух лет. Владельцу недвижимости запрещено вводить дополнительные платежи. Также арендодателям рекомендовано снизить размер арендной платы по соглашению с арендатором.

Мораторий на проверку бизнеса

До 1 июня 2020 года приостанавливается проведение выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Автоматически на полгода продлеваются все лицензии и разрешения.

Вывод: безусловно, данных мер недостаточно. Ждем третий пакет мер и надеемся, что точка невозврата для большинства бизнесов не будет пройдена и помощь успеет как раз вовремя.

Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

назад в раздел Заметки

Дата публикации — 05. 2020 г.

Автор — Васильева Оксана Николаевна
доцент, к. , Департамент правового регулирования экономической деятельности
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Автор — Бочкова Светлана Сергеевна
к. , доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Ключевые слова: Финансовый университет, поддержка предпринимательства, спрос, занятость, система государственных закупок, данные Росстата, антикризисные меры, субсидии.

Президент России Владимир Путин 29 октября на инвестиционном форуме «ВТБ Капитал «Россия зовет» заявил, что экономика нашей страны справляется с последствиями короновирусной инфекции лучше, экономики европейских государствах. Но при этом указал на сохранение рисков и проблем для бизнеса, что безусловно требует сохранения мер поддержки предпринимательства, «и в первую очередь, малого и среднего бизнеса».

Безусловно пандемия так или иначе оказала негативное воздействие на бизнес. Более уязвимыми, как показали месяцы «короновирусной экономики», стали те отрасли, которые направлены на обслуживание потребительского спроса, где большую роль играют субъекты малого и среднего предпринимательства. Но так ли велика роль короновируса в тех проблемах, с которыми столкнулись малые и средние предприниматели? Или все-таки дело в институциональных особенностях государственного регулирования среды малого и среднего предпринимательства (далее по тексту – МСП)?

Еще в 2016 году был принят документ, целью которого было развитие МСП как фактора инновационного экономического развития, – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Меры регулирования и поддержки должны были обеспечить конкурентную и  адаптивную экономику, а также стабильную занятость. За прошедший период можно подвести промежуточные итоги, чтобы понять с чем малый и средний бизнес подошел к началу короновирусной инфекции и локдауну экономики весной 2020г.

Одной из мер, предусмотренной Стратегией, было расширение доступа МСП  к системе государственных закупок путем введения и расширения квот на закупки госпредприятий у МСП. Но по факту крупные предприятия не спешат закупаться у МСП в силу, зачастую невысокого качества их продукции. Хотя формально меры реализованы: разработан проект «Сделано в России» и создана «Российская система качества».

Следующим  целевым показателем, заслуживающим внимание, является создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях. Так были созданы условия для развития инфраструктуры поддержки МСП, в частности, наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа, инновационно-производственную, имущественную и финансовую инфраструктуру. Но приходится констатировать, что нет единой базы данных по созданным и функционирующим объектам МСП. Существующий  Единый реестр на базе Корпорации МСП, не включает в себя объекты из реестра Минпромторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами, также как и нет регионального стандарта развития такой инфраструктуры.

Положительным моментом реализации Стратегии стоит выделить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). При этом само бизнес-сообщество отмечает, что контрольно-надзорная деятельность государства и административное давление являются определяющими факторами, негативно влияющими на развитие МСП.

Для реализации мероприятия по совершенствованию системы информационной поддержки МСП созданы и функционируют многофункциональные центры под брендом «Мой бизнес», предоставляющие малому бизнесу услуги по принципу «одного окна». Предполагается создание единой интегрированной базы мер поддержки МСП с подключением к ней всех федеральных органов исполнительной власти, регионов и заинтересованных организаций. Например, такой реестр создан Правительством Москвы, но опять же отсутствует единый реестр за все годы действия программы поддержки МСП.

Читать также:  Государственная программа развития сельского хозяйства была утверждена правительством Ставропольского края

Можно и дальше вести разговоры о достижении целевых показателей Стратегии, формально которые конечно реализуются. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, Россия остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления МСП.

И здесь показательна статистика. Так, численность занятых в МСП начала уменьшаться еще до начала пандемии, а именно – с августа 2018 г. Так в 2019 г. она составила 18,8 млн. человек, сократившись на 0,5 млн. человек за год, при одновременном увеличении числа индивидуальных предпринимателей на 68 тыс. человек. Отчасти снижение занятости компенсировали самозанятые (в 2019 г. зарегистрировано порядка 300 тыс. человек). И вообще прирост количества субъектов МСП в России в последние 5 лет определялся увеличением числа индивидуальных предпринимателей.

По данным Росстата доля МСП в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилась с 22 до 20,2% ВВП. А Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не оказал существенного влияния на рост численности занятых проекта оказалось под вопросом.

19 марта 2020 года все регионы России в соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» период с 30 марта по 3 апреля был объявлен нерабочим с сохранением за работниками заработной платы. Это по факту остановило деятельность большей части малого и среднего бизнеса, не освободило от обязанности обеспечить наличие фонда оплаты труда сотрудников. По данным ФНС, на 1 июля 2020 г. прекратили свою деятельность 305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и 208 тыс. юридических лиц (коммерческих организаций) (были зарегистрированы 287,4 тыс. и 100,2 тыс. соответственно). Таким образом, за 1-е полугодие 2020 г. в России на 18,2 тыс. уменьшилось число ИП и на 107,8 тыс. — число коммерческих организаций. На 10 мая 2020 г. число малых предприятий сократилось на 10,1% (в годовом выражении), средних — на 8,5%, что означает потерю около 300 тыс. рабочих мест в малом бизнесе и 100 тыс. в среднем.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым. Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличии от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали мер нефинансового характера. Также эти мер имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки МСП и ИП. На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту МСП или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т. д С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику.

Антикризисные меры выступили инструментом «быстрого реагирования». Но сейчас в условиях неопределенности распространения короновирусной инфекции и ее длительности с учетом тех сдерживающих факторов развития МСП, которые были и до пандемии, безусловно государственное регулирование должно быть направленное на улучшение институциональный среды МСП.

Дата публикации — 14. 2021 г. Автор — Шаркова Антонина Васильевна
профессор, заведующий кафедры «Экономика организации»,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Ключевые слова: Финансовый университет, малый бизнес, экономика РФ, предпринимательство, поддержка пострадавших отраслей, субсидии, льготное кредитование, отсрочка налоговых платежей.

В последние годы развитие малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) является едва ли не ключевым направлением деятельности государства по улучшению и стабилизации экономической ситуации. Малый и средний бизнес в Российской Федерации вносит большой вклад в структуру экономики: доля данных видов предпринимательской деятельности в составе внутреннего валового продукта растет, что свидетельствует о повышении уровня экономического и социального здоровья государства; количество рабочих мест увеличивается, вследствие чего уменьшается процент безработных лиц, на которых государство ежегодно выделяет определенное количество денежных средств, необходимых для выплаты пособий.

Любые колебания рынка, вызванные внешними и внутренними причинами, отражаются на результативности деятельности подобных предприятий, в первую очередь на их прибыли и устойчивом положении среди конкурентов. В связи с этим, государство последние годы активно вырабатывало меры поддержки, которые смогли бы помочь развитию МСП: регулярно в Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» вносились изменения, определяющие новые виды субсидий, гарантий и дотаций для некоторых видов предпринимательской деятельности (сюда входит в первую очередь  сельскохозяйственная деятельность, которая особенно остро нуждалась в поддержке государства в связи с кризисом и введенными санкциями, а также ремесленное дело, инновационные отрасли и промышленность, внешнеэкономическая и образовательная деятельность, социальное предпринимательство). Помимо финансовой поддержки, разрабатывались и активно внедрялись также нефинансовые: консультационные, имущественные и информационные виды поддержки.

Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства и Национальному проекту по поддержке предпринимательской инициативы МСП, к концу 2020 года доля малого и среднего предпринимательского сектора благодаря осуществляемой поддержке должна была значительно возрасти, что приблизило бы к установленной проектом цели — 32,5% внутреннего валового продукта к 2024 году.

Но, как уже известно, пандемия, с которой столкнулся мир в этом году, стала ощутимым препятствием и так называемой «проверкой на прочность» для предпринимателей, понудившей их не только ограничить свою деятельность на время карантинных мер, но и в некоторых случаях – вовсе ликвидировать предприятия. Своим появлением коронавирусная инфекция внесла существенные корректировки в систему государственной поддержки предпринимателей. Правительство Российской Федерации совместно с Президентом РФ утвердили и тем самым сильно расширили меры поддержки, которые были установлены законодательно ранее.

Правительством РФ в первую очередь были приняты важные постановления, среди которых особое значение занимает Постановление №434 от 3. 2020, предусматривающее отрасли экономики, которые больше всего пострадали в связи с началом пандемии. В данный перечень вошли авиаперевозки и иная деятельность, связанная с транспортом, гостиничный и туристический бизнес, культурная и физкультурно-оздоровительная деятельность, а также ряд предприятий, осуществляющих представление продуктов питания, косметические, бытовые, некоторые медицинские (например, стоматологическая помощь) и образовательные услуги. Введенный режим самоизоляции, которому предшествовало закрытие государственных границ, существенно ограничил и приостановил деятельность названных видов предпринимательской деятельности, вследствие чего данные предприятия несли наибольшие убытки. Последующими актами данный перечень только расширялся, дополняясь новыми отраслями, которые нуждались в государственной поддержке.

Весной этого года поочередно вводились следующие меры поддержки для МСП, вошедших в список наиболее пострадавших отраслей: в первую очередь, продление сроков сдачи необходимой отчетности; приостановление выездных проверок (причем как будущих, так и тех, что были начаты ранее); введение моратория на банкротство по заявлению кредиторов; отсрочка на выплату налоговых платежей (всех, кроме налога на добавленную стоимость) и сборов, приостановление взыскания штрафов с предприятий; отсрочка арендных платежей предпринимателей; введение льготного кредитования под низкие процентные ставки для поддержки малого и среднего предпринимательства и сохранения на предприятиях рабочих мест; снижение процента на страховые взносы для малых предприятий. Кроме того, предпринимателям из перечня отраслей, которые больше всего пострадали с введением режима самоизоляции, также было предоставлен ряд грантов и безвозмездных субсидий на неотложные нужды, включая программу беспроцентного кредитования на выплату заработной платы работникам предприятий.

Но предоставление кредитов без процентов представляло собой определенный удар по банковской деятельности. Не многие банки были готовы пойти на такие меры и работать в убыток себе. Потому, для осуществления льготного кредитования, Правительством РФ было принято Постановление от 2 апреля 2020 года №410, которое утверждало Правила предоставления субсидий непосредственно из бюджета для банков, которые имеют клиентов – заемщиков из числа предприятий МСП. То есть, таким образом государство поддерживало участников государственной программы льготного кредитования в сложившейся ситуации и, по сути своей, возмещало те денежные средства, которые не могли предоставить предприниматели.

Но необходимо обозначить другой вопрос. Некоторые из перечисленных выше мер по состоянию на ноябрь 2020 года потеряли свою актуальность по прошествии 6 месяцев с принятия постановлений Правительством РФ. Какие же меры по финансовой поддержке действуют в настоящий момент?

  • Правительство РФ продлило действие моратория на проверки малого предпринимательства, причем обозначило, что данный мораторий будет действовать в течение всего 2021 года. Это послабление направлено на улучшение положения малого бизнеса на рынке и восстановление наиболее пострадавших от пандемии субъектов;
  • Продление моратория на банкротство – Постановление Правительства, вступившее в силу 7 октября 2020 года, предусматривает, что те отрасли, которые входят в перечень наиболее пострадавших, в течение следующих трех месяцев не могут быть объявлены по заявлениям кредиторов банкротами.
  • Предприниматели из наиболее пострадавших отраслей будут иметь возможность получить рассрочку на выплату долга по исполнительным документам. Данная возможность предоставляется однократно в виде ежемесячных равномерных выплат, но срок такой рассрочки – не более 12 месяцев;
  • Те субъекты МСП, которые являются стороной договора по купле-продаже арендованной государственной недвижимости, имею возможность на получение отсрочки по выкупным платежам. На период применения данной меры (6-12 месяцев) проценты по таким платежам начисляться не будут;
  • Отсрочка налоговых платежей для арендодателей;
  • Приостановление выплат по авансовым платежам во втором квартале 2020 года – собственники недвижимости, которые включены в список МСП, наиболее пострадавших в условиях пандемии, имеют право не платить их в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ;
  • увеличение авансов по государственным контрактам;
  • Снижение страховых тарифов для МСП.
Читать также:  В области действует программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и Воронежская областная клиническая стоматология

Что же касается субсидий и льготного кредитования, по происшествию 6 месяцев, новые кредиты не выдаются. Например, МСП Банк до 27 июля производил выдачу кредитов на возобновление деятельности предпринимателей на основе субсидирования, выделенного Минэкономразвития, но в связи с исчерпанием лимита, новые заявки в настоящее время не принимаются. Данное кредитование осуществлялось с 2% годовых. Также, до 30 сентября 2020 года, предприниматели могли получить кредит под 8,5% годовых на срок до 3 лет по программе Банка России для стимулирования малого и среднего предпринимательства.

В настоящее же время действует механизм рефинансирования с льготной процентной ставкой, который реструктурирует кредиты и займы под поручительство Корпорации МСП.

Сравним финансовые меры поддержки, которые характерны для России и для Европейских стран. Например, в Австралии, Италии и Бельгии широко применяется практика предоставления налоговых льгот и отсрочек налоговых выплат. В Японии же предоставляются беспроцентные кредиты для МСП на выплату зарплат, поддержание конкурентоспособности на рынке, гарантии и страхование с отсрочкой выплат. Отличительной особенностью некоторых европейских стран являются государственные дотации и иная финансовая поддержка, включая льготы, на освоение новых рынков и рабочих процессов для МСП.

Во Франции, ровно, как и у нас, введен мораторий на взимание штрафов за задержку авансовых платежей по государственным контрактам. Данные меры совсем недавно получили продление в связи с введением нового карантинного режима. Что интересно, в Италии в настоящее время активно реализуется совместная программа Правительства с Банковской ассоциацией, которая предусматривает гибкий мораторий на погашение долгов по кредитам для МСП. Данный мораторий распространяется на широкий перечень отраслей, среди которых главной, конечно же, является туристическая деятельность.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство в настоящее время действительно нуждается в государственной поддержке, и реализация грантов и беспроцентных кредитов является необходимостью для преодоления негативного влияния пандемии. МСП представляет существенную долю в экономике Российской Федерации, и в условиях коронавирусной инфекции, испытывает большие трудности – начиная от невозможности содержать большое количество трудовых ресурсов на местах и заканчивая угрозой ликвидации в связи с ведением убыточной из-за ограничений деятельности.

Стоит отметить, что предусмотренные законодательством меры показывают свою эффективность при их реализации, но, безусловно, есть ряд минусов и пробелов, которые необходимо восполнить. Например, осуществленное ранее банками льготное кредитование, безусловно, смогло помочь МСП справиться с настоящими условиями рынка и продержаться в самый критический момент, но ряд субъектов данного кредитования, даже при предоставлении субсидий, понесли существенные убытки при производстве операционных расчетов и были вынуждены большую часть их возмещать исходя из своего капитала, что не может не сказаться на их положении. А потому, для доработки пробелов представляется необходимым обращение к иностранному опыту.

Как будут субсидировать платежи

Минэкономразвития предлагает отложить срок уплаты процентов по кредиту и платежей по основному долгу на шесть месяцев — на период с 1 апреля по 1 октября.

Оплату процентных платежей за этот период предлагается разделить следующим образом:

  • треть субсидируется за счет средств федерального бюджета;
  • треть принимают на себя кредитные организации — получатели субсидии;
  • треть погашает сам заемщик.

При этом заемщикам предполагается предоставить два варианта выплат. Они смогут в течение полугода платить только одну треть платежа по процентам, без платежей по основному долгу, или не осуществлять платежей вообще, после чего треть платежей по процентам за этот период включается в основной долг.

При этом, по словам собеседника РБК, знакомого с ходом обсуждения механизма, по замыслу министерства, после завершения периода отсрочки условия по кредитному договору — прежде всего процентная ставка — для заемщика не должны ухудшиться.

Участвовавший в обсуждении президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что банк, чтобы пролонгировать кредит, сам не должен попасть под штрафные санкции со стороны ЦБ. «Это так называемое требование по резервированию. ЦБ нас услышал и установил, что банки не должны формировать дополнительные резервы в течение полугода, если состояние заемщика существенным образом ухудшилось», — сказал он РБК.

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Ранее министр экономического развития Максим Решетников анонсировал подготовку нового пакета мер для поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, общепита и гостиниц. По его словам, в сложившейся ситуации спрос со стороны бизнеса будет не на новые кредиты, а на реструктуризацию взятых ранее. Глава Минэкономразвития пообещал «внести изменения в действующую программу, которая предполагает изменения правил», а также выработать новые предложения по поддержке предпринимателей.

Центробанк в свою очередь рекомендовал банкам, микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам реструктуризовать кредиты и займы, выданные малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Что предлагают банки

О том, что власти прорабатывают с банковским сектором механизм предоставления бизнесу отсрочки по кредитам, говорил 24 марта замминистра финансов Андрей Иванов. По его словам, это будет «отложенный частично субсидированный платеж»: «Пока мы видим некие трехсторонние отношения: заемщик — Банк России — бюджет. В каких объемах, на какие сроки — в текущий момент как раз рассматривается, решается», — сказал он на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике (цитата по ТАСС).

Заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов вечером 24 марта заявил, что банк ведет активный диалог с правительством и ЦБ по мерам поддержки бизнеса в текущей ситуации. «По малому и среднему предпринимательству в ближайшее время будет представлен целый комплекс таких мер. Решения для поддержки крупного бизнеса еще прорабатываются», — приводит пресс-служба Сбербанка его слова.

Банк «Открытие» заявил, что с 25 марта начинает принимать заявки предпринимателей на получение отсрочки кредитных платежей. «Кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса будут действовать на всей территории России с апреля по июнь 2020 года. Первый пакет мер поддержки банка распространяется на кафе и гостиницы, фитнес-клубы, кинотеатры, детские развивающие центры и другие компании сегментов спорта, отдыха и развлечений, а также заведения дополнительного образования и туристические агентства», — говорится в релизе банка.

Банк предлагает клиентам отсрочку платежей по основному долгу и процентам на три месяца без проведения финансового анализа деятельности.

Предложенная схема — только одно из предложений, сказал РБК глава дирекции продуктов и технологий Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. «Сейчас консолидируется ряд мер, предложенных участниками, для выработки оптимальных решений. Также формируется перечень отраслей, наиболее пострадавших от ситуации на фоне пандемии, к ним относятся сектор общественного питания, транспортных услуг и перевозок, бытовые услуги», — рассказал он.

В пресс-службе ВТБ сообщили, что банк «принимает активное участие в разработке необходимых мер государственной поддержки».

РБК направил запросы в ЦБ и ряд крупных банков.

Какие меры поддержки уже обещаны

Правительство объявило, что для борьбы с пандемией и ее последствиями сформирован антикризисный фонд в размере 300 млрд руб. В число антикризисных мер вошло также предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.

Также кабмин распорядился ввести налоговые каникулы для туристической отрасли и авиакомпаний. Отсрочка коснется тех сборов, которые бизнес должен был выплатить до 1 мая. Также власти временно не будут инициировать процедуры банкротства из-за возникающих перед бюджетом задолженностей. Аналогичные меры поддержки позже были утверждены и для организаций, работающих в сфере культуры и спорта.

Малый и средний бизнес получит отсрочки по выплатам аренды за государственное имущество.

Минэкономразвития также подготовило проект распоряжения правительства, которым рекомендуется до 1 мая отказаться от всех внеплановых проверок бизнеса, за исключением тех мероприятий, которые проводятся из-за случаев причинения вреда жизни и здоровью людей и в интересах бизнеса для возобновления разрешительных документов. После 1 мая органы власти должны будут исключить из своих планов проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса и сократить число плановых проверок всего бизнеса на 70%, с 380 тыс. плановых проверок до 116 тыс.

Читать также:  Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ внутригородского муниципального образования города Севастополя

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Пожалуйста, обновите браузер, чтобы использовать все возможности коронаФОМ

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

Уже обновили браузер, но проблемы остались? Напишите нам

Продолжить пользоваться сайтом

Ситуация с поддержкой МСП

  • Малый и средний бизнес чаще всего сталкивается с отказами при попытке получить кредиты под 0% на зарплаты — 38% опрошенных не удалось их получить;
  • 32% опрошенных не удалось договориться с банком о беспроцентной отсрочке на полгода, 25% столкнулись с отказом в отсрочке начисления процентов по льготной ставке;
  • 34% не удалось договориться об отсрочке арендной платы;
  • 30% компаний отказали в грантах на выплату зарплат из расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ), или 12,1 тыс. руб. на одного сотрудника.

27% заявлений о получении госпомощи поступило от предприятий, не отвечающих критериям для выделения господдержки, сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС). Первые гранты получили 44 тыс. индивидуальных предпринимателей без сотрудников на общую сумму более 500 млн руб. (данные по состоянию на конец апреля). Всего на эти цели предусмотрено выделить 81 млрд руб. Безвозмездные гранты на выплату зарплат охватят только 28% предприятий малого и среднего бизнеса, отметил бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Как следует из опроса ЦСР, в топ-5 проблем МСП для получения господдержки вошли бюрократия, отсутствие понятного механизма предоставления помощи, несговорчивость арендодателей, отказы банков и отсутствие уступок со стороны ФНС.

Налоговая служба запустила специальный сервис, где можно пройти тест и проверить, может ли предприятие претендовать на льготные условия, и ответила на часто задаваемые вопросы.

Большинство не получили поддержку

Чаще всего о необходимости господдержки говорят на предприятиях сельского хозяйства, недвижимости и строительства, финансов, инвестиций и страховой деятельности, тяжелой промышленности и фармацевтики. Фармпроизводители испытывают трудности из-за ограничений производства субстанций в Китае и Италии — это крупнейшие поставщики. Страховые компании ждут основной удар в следующем году, когда завершатся действующие договоры страхования и компании начнут экономить на соцпакетах, поясняли ранее эксперты Deloitte.

Правительство определило список пострадавших отраслей по основным кодам вида деятельности (ОКВЭД), которые указаны в ЕГРЮЛ. Падение выручки по видам деятельности при предоставлении помощи не учитывается, обращали внимание предприниматели и эксперты. ОКВЭД же изначально играли чисто статистическую роль и часто не совпадают с фактическими видами деятельности, поэтому часть компаний из пострадавших от кризиса отраслей не может рассчитывать на господдержку.

Среди компаний, на которые не распространились меры поддержки, наиболее востребовано освобождение от плановых проверок до конца 2020 года — 75% опрошенных; снижение страховых взносов для всех МСП — 64% хотят воспользоваться; возможность договориться о реструктуризации по кредитам — 63% респондентов планируют договориться с банком; 33% планируют бесплатно получить сертификат о форс-мажоре по внешнеторговым контрактам.

Больше всего компании, на которых не распространяются меры поддержки, надеются на расширение списка пострадавших отраслей, субсидии на выплату зарплат сотрудникам, другую финансовую и правовую помощь и льготные кредиты.

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

С какими сложностями столкнулся бизнес

У банков нет стимулов менять выстроенные отношения, и они выдвигают большие требования по обеспечению, пояснил руководитель направления «правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов на онлайн-презентации исследования. «Механизмы еще не отлажены. Время до майских праздников ушло на то, чтобы понять, как все реализовывать», — считает бизнес-консультант, член экспертного совета сети фитнес-клубов X-Fit Константин Вехов. Одна из компаний, которую он консультирует, получила кредит на зарплаты, и деньги поступили сразу на карты сотрудникам, минуя счет предприятия, рассказал Вехов: «Причем пришло по 18 тыс. , тогда как размер МРОТ по России — 12,1 тыс. , а в Москве — 20 тыс. Почему 18 тыс. , непонятно, мы разбираемся».

Что касается арендных отношений, то неустойка за расторжение договора нередко может достигать суммы платежей за весь оставшийся период, «а этого никто не выдержит», рассказал основатель ресторанного холдинга «Росинтер» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко. Небольшим сетям, по его словам, сейчас проще, чем крупным. «Малые, как правило, работают по модели «одна точка — одно юрлицо», и, если одной не удалось снизить аренду, остальные выживут. Крупные же сети работают под одной юридической крышей, и, если несколько точек не снизят аренду, обанкротится вся сеть», — пояснил бизнесмен.

Арендодатели более лояльны к малому бизнесу, согласна ресторатор, совладелец сети Bazar Family Евгения Качалова: «Шесть из девяти наших заведений получили арендные каникулы на все время карантина, остальным трем снизили ставки до минимума, с которыми мы справляемся».

Сеть «Леонардо» пока не добилась изменения ни одного договора аренды из почти 200 точек по всей стране, рассказал директор по развитию Борис Кац: «Есть устные договоренности, но не изменены договоры. Девелопмент — достаточно жесткий бизнес, и, пока документы не подписаны, ни в чем нельзя быть уверенным. Ситуация неопределенности неприятная, очень давит». По его словам, некоторые договоры аренды заключены в валюте и ставки только выросли из-за скачка курса.

Бизнес приостанавливает увольнения из-за льгот

Негативные настроения в бизнес-среде достигли уровня кризиса 2015 года, показало ранее исследование Deloitte. ЦСР отмечает дальнейшее ухудшение ожиданий и высокий уровень вероятности банкротств:

  • 90% респондентов ожидают снижения выручки — на 5 п.п. больше, чем было в апреле;
  • 32% компаний отмечают риски банкротства, наиболее уязвимы компании в сфере торговли и услуг (40% опрошенных).

В трудовой сфере, напротив, негативный фон сокращается, что связано с необходимостью сохранять штат ради получения субсидий, считают эксперты. Ряд мер господдержки напрямую связаны с сохранением рабочих мест — на уровне 90%, это субсидии на зарплаты и программы льготного кредитования.

  • Доля компаний, планирующих увольнения, сократилась на 24 процентных пункта и составила 60% опрошенных. Сферы с высоким риском увольнений — туризм, гостиницы и рестораны;
  • 66% компаний планируют урезать зарплаты — на 11 п.п. меньше, чем собирались это делать в апреле.

Прогноз безработицы

Количество безработных к концу 2020 года может достигнуть 12 млн, или 16% от общей численности трудоспособных граждан, оценил ЦСР. Это почти в 3,5 раза выше уровня 2019 года, когда, по данным Росстата, численность безработных составляла 3,5 млн, или 4,6%.

Реальные зарплаты сократятся почти на 18,5%, а среднемесячная начисленная зарплата снизится с 47,5 тыс. руб. , по данным Росстата, в 2019-м до 41,9 тыс. руб. в 2020 году, прогнозирует ЦСР.

Исследование показало резкий рост перевода сотрудников с бессрочных договоров на договоры гражданско-правового найма (ГПХ). «Все хотят минимизировать размер страховых взносов», — отмечает Максим Башкатов.

15% компаний хотят продолжить переводить сотрудников на дистанционную работу в дальнейшем, к концу года число таких работников может вырасти на 5 млн человек, ожидает ЦСР. При этом дистанционная работа не урегулирована в трудовом законодательстве, в частности, что рабочий день на удаленке не должен превышать восемь часов. «Работники очень плохо знают о своих правах. Многие вынужденно соглашаются на перемены в надежде, что потом трудовые гарантии восстановятся», — отметил эксперт.

Эксперты выявили тенденцию усиления участия государства в экономике. Его доля в общей выручке компаний может вырасти на 0,5 п. и составить 27,5% в 2020 году, а доля малого и среднего бизнеса может сократиться на 1 п. , до 16,1%, прогнозирует ЦСР. В реальности рост доли государства может быть выше, потому что компании с госучастием лишь частично представлены в исследовании, пояснил руководитель направления «Промышленность и энергетика» ЦСР Антон Белоглазов.

Сейчас вклад МСП в экономику составляет 21,9%, оценивал Росстат. Президент Владимир Путин ставил задачу увеличить этот показатель до 40% к 2025 году.

Финансовая поддержка МСП в период пандемии COVID-19

22% компаний восстановятся только в 2021 году. Топ-5 проблем, препятствующих выживанию: падение спроса и отток клиентов, долги, рост закупочных цен, уход с рынка (банкротство) поставщиков, нехватка оборотного капитала. Актуальные стратегии на ближайший год: развитие бизнеса за счет естественного роста, выход на новые рынки, поиск новых поставщиков, выпуск новой продукции или услуг, увеличение расходов на маркетинг и рекламу.

2020 год потерян для бизнеса, уверен Константин Вехов: «Сейчас стоит задача просто выжить, сохранив коллективы и технологии, впасть в анабиоз и ждать, когда все это закончится». «К сожалению, скоро у нас появятся две популярные торговые марки: «Аренда» и «На продажу» — такие вывески будут висеть повсюду», — иронизирует основатель ресторанного холдинга «Росинтер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *