Гимнастика в системе физического воспитания в России

• цвету одежды конкурсанток 2) Официальные чемпионаты мира по спортивной аэробике проводятся с

  • 1984 г.
  • 1995 г.
  • 1998 г.
  • 2000 г
  • сложно-координационным
  • прикладным циклическим
  • силовым
  • Пауэрлифтинг
  • Армрестлинг
  • Культуризм
  • И.П. Павлова
  • И. В. Прохорцева
  • П.Ф. Лесгафта
  • лазания и перелезания
  • маховые упражнения
  • медленные перемещения
  • статические упражнения

7) факультативных занятиях по гимнастике группы для перворазрядников и кандидатов в мастера состоят из

  • 8–10 чел.
  • 10–12 чел.
  • 6–8 чел.
  • 4–6 чел.
  • комплексном
  • поточном
  • игровом

9) в Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах

  • 1910 г.
  • 1904 г.
  • 1920 г

10)К соревнованиям по спортивной акробатике допускаются участники с

11) Классификационная программа категории «Б» по спортивной гимнастике была введена Государственным комитетом по физической культуре и спорту в

12) Наилучшим образом ловкость развивается у

13) В классификационной программе категории «Б» по спортивной гимнастике за невыполнение обязательных элементов или соединений программе выступления

14) Гимнастика включена в государственные программы по физическому воспитанию всех учебных заведений как

15) К стандартным гимнастическим снарядам относят

16) Неверно, что в спортивной аэробике одним из показателей, по которым оценивается артистичность выполняемых упражнений, является

19) – это одно из эффективных средств основной гимнастики, которое представляет собой действия скоростно-силового характера, имеющие несколько фаз: «отталкивание», безопорную (полетную) фазу и приземление

20) Неверно, что классификационная программа категории «Б» по спортивной гимнастике содержит

23) в спортивной аэробике – это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положении стоя в течение четырех музыкальных тактов

24) На втором этапе развития выносливости необходимо

25) Программа спортивного фитнесса включает

27) Во взрослой мужской классификационной программе категории «Б» по спортивной гимнастике, в отличие от юношеского разряда, дополнительно присутствуют

28) Неверно, что характерной особенностью статической гимнастики является

Меры предупреждения травматизма

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Занимающиеся обязаны бережно относится к оборудованию и инвентарю. Находиться в зале только в гимнастических костюмах и чешках. Входить в зал и выходить только с разрешения преподавателя.

Во время занятий помогать товарищам, выполнять указания преподавателя.

Выполнение упражнений на снарядах требует определенной технической и физической подготовки, недостаток которой зачастую ведет к травматизму. К травматизму также ведет излишняя самонадеянность, отсутствие элементарной дисциплины. Неумелая страховка или отсутствие таковой.

Страховка — совокупность средств и методов, применяемых с целью предупреждения травматизма и способствующий выполнению элемента или его части.

Помощь — применяется, как правило, в начале обучения, тренер прилагает максимум усилий для выполнения учеником какого-либо двигательного действия. По мере овладения двигательными действиями помощь уменьшается до полного прекращения.

Проводка, по пути движения от начала упражнения до окончания.

Подталкивание — это кратковременная помощь оказываемая преподавателем при исполнении наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка — этот вид страховки используют в начальных, промежуточных и конечных положениях, так как умения прилагать свои усилия у занимающихся недостаточно развито.

В системе физического воспитания в России гимнастика занимает ведущее место и является одним из основных средств в укреплении здоровья, физического развития, закаливания организма. Гимнастика отличается от спортивных игр, легкой атлетики, туризма и других дисциплин, в которых физические упражнения заимствованы из жизни и отличаются естественными формами движений, то в гимнастике упражнения подобраны, как правило, специально и созданы искусственно для избирательного воздействия на организм.

Широкий диапазон средств и методов гимнастики позволяет охватывать практически всех людей любого возраста, пола, состояния здоровья. Занятия гимнастикой успешно решают задачи на начальном этапе физического воспитания. Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся на специальных занятиях физического воспитания. Упражнения на данном этапе характеризуются доступностью и простотой освоения, используются упражнения с предметами и без них, упражнения на гимнастических снарядах массового типа, гимнастическая скамейка, стенка, бревно, лестница.

Вторым этапом физического воспитания в России общеобразовательная школа. Отличительной особенностью данного этапа обучения является появление стандартных гимнастических снарядов.

Здесь наряду с совершенствованием обучение ОРУ происходит обучение простейшим упражнениям на гимнастических снарядах.

По окончанию средней школы учащиеся должны выполнять требования приближенные к 3 разряду. Далее следует сеть училищ, техникумов, институтов. Основным требованием, в частности факультета физического воспитания является то, что по окончанию вузов каждый студент обязан выполнить норматив 3 разряда, по группе В. Необходимо уметь составить и провести комплекс для различных групп, занимающихся с предметами и без них.

Наряду с учебными заведениями физическим воспитанием занимаются школы ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, сборные команды. В данных учреждениях процесс обучения направлен, прежде всего на подготовку спортсменов-разрядников. Одной из характерных особенностей спортивной гимнастики является проведение занятий и соревнований по принципу многоборья. Принцип многоборья характерен для гимнастов всех разрядов и это накладывает свой отпечаток на систему подготовки.

В мужское многоборье входят: вольные упражнения, конь — махи, прыжок, брусья, кольца, перекладина.

К женскому – прыжок, разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения. Четкость, выразительность и эмоциональность выполнения гимнастических упражнений, их техническое совершенствование способствуют эстетическому воспитанию людей. Гимнастика помогает формировать многие прикладные, жизненно необходимые умения и навыки, используемые в трудовой и бытовой деятельностях, такие как умение бегать, прыгать, преодолевать препятствия, переносить тяжести и т. Гимнастика используется также как и другие виды спорта для достижения высоких результатов в спорте.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Читать также:  Государственная программа газпром платформа отзывы

Место, задачи и содержание гимнастики в школьной программе.

Гимнастика, как средство физического воспитания включена в школьную программу по физической культуре для всех возрастных групп, начиная с первого класса. Для успешного решения задач по физическому воспитанию государственная программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 1-3; 4-8; 9-11 классы.

Задачи, стоящие перед гимнастикой, можно разделить условно на три группы: образовательные, воспитательные, оздоровительные.

Первая – образовательная задача направлена на формирование двигательных умений и навыков выполнения гимнастических упражнений.

Вторая – воспитательная задача направлена на развитие морально – волевых и эстетических качеств.

Третья – оздоровительная задача направлена на содействие укреплению здоровья школьников, повышению уровня физического развития, тренированности и работоспособности учащихся.

укрепляют дыхательную систему

понижают температуру тела и мышц

Российская федерация армреслинга (РФА)

Советская ассоциация армреслинга (САА)

Российская ассоциация армреслинга (РАА)

Всесоюзная федерация армреслинга (ВФА)

не выполняют упражнения по растягиванию связок и сухожилий

слишком много и интенсивно тренируются

не уделяют должного внимания мышцам брюшного пресса

2 типа: скелетные и сердечные

2 типа сердечные и гладкие

3 типа: скелетные, сердечные и гладкие

упражнения с использованием сопротивления других предметов

упражнения с противодействием партнера

упражнения с весом внешних предметов

упражнения, отягощенные весом собственного тела

упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа

в Великобритании в 1960-е гг.

в Германии в 19980-е гг.

работоспособность, изменения трудовой нагрузки

уровень образования, стаж работы

изменение своего круга общения

частоту сердечных сокращений до и после физических упражнений

изменения сна, аппетита и жажды

продолжительность и систематичность занятий гигиенической гимнастики

свое самочувствие и настроение

Установите, к каким отделам мышц относятся определенные мышцы человека:

комплекс несложных дыхательных упражнений с помощью диафрагмы, задачей которого является насыщение тканей кислородом посредством задержки дыхания с последующим резким и быстрым выдохом

набор принципов, единая концепция жизни, которая дает людям силы и уверенность в себе, укрепляет не только тело, но и душу

система комплексных статических упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц

степень сбалансированности физического, психологического, социального состояний без излишнего физического и психологического напряжения в состоянии гармонии с окружающей средой

только показ обязательных поз (двойной бицепс спереди, широчайшие мышцы спины спереди, грудь-бицепс сбоку, двойной бицепс сзади, широчайшие мышцы спины сзади, трицепс сбогу и пресс-бедро)

два раунда-отборочный и финальный

три раунда: отборочный раунд с показом обязательных поз, произвольную программу и финал

Кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ)

Ближний тренировочный эффект (БТЭ)

Следовой тренировочный эффект (СТЭ)

в незначительной мере зависят

в значительной мере зависят

для чего используются только скоростные силовые и скоростные интервальные

для чего используется только переменный метод

используя переменный метод тренировки, а также скоростные силовые, скоростные интервальные и аэробные силовые

во второй половине XIX в.

в первой половине XIX в.

в первой половине XX в.

во второй половине XX в.

предполагает выполнение упражнения без отягощений или с незначительными отягощениями, но с максимальной амплитудой

способствует развитию скоростно-силовых качеств

предполагает многократное (8-12 раз) повторение упражнений с доступным весом

предполагает выполнение упражнений в статическом положении

7 лет и имеющие разрешение врача

10 лет без обязательного разрешения врача

7 лет без обязательного разрешения врача

10 лет и имеющие разрешение врача

свободные движения (без предметов)

упражнения с партнерами

каждый раз производится сбавка в 0,5 балла

каждый раз производится сбавка один балл

выступление не засчитывается

голосование зрителей за один час до начала соревнований

решение специальной комиссии по программе за два часа до начала соревнований

за один час до начала соревнований судейская коллегия с помощью жребня

после совещания судейская коллегия непосредственно перед выступлением спортсменов

особая «внутренняя устойчивость» и сбалансированность поз

индивидуальная «подгонка» позы методом коррекции до ощущения удобства и комфортности

наличие нагрузочных и технических сложных поз

тренирующего эффекта (в случае занятий, направленных на общефункциональное воздействие)

поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося а «зоне здоровья»

тренирующего эффекта (в случае занятий, направленных на развитие физических качеств)

1-3 мин. (иногда по 15-30 сек

5-10 мин. (иногда по 10-20 сек

20-45 мин. (иногда по 20-45 сек

15-30 мин. (иногда по 1-3 мин

опорный прыжок и брусья

статические, медленные перемещения и маховые

маховые, статические, медленные и быстрые перемещения

статические, маховые, комбинированные и медленные перемещения

Основателем физического воспитания в России можно считать Петра I. В условиях больших преобразований в России Петр I создает в стране светские учебные заведения, в которых было внедрено физическое воспитание. Во всех учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы, в режим учебного дня включались прогулки, игры, различные «телесные упражнения». Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С. -Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых известное место было отведено и физическому воспитанию.

Армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и в 1888 г. военный министр П. Ванновский предложил ввести военную гимнастику в гражданские учебные заведения, что и было сделано министром народного просвещения в 1889 г.

Цель этой гимнастики состояла в том, чтобы несколько развить учащихся и привить им необходимые навыки военной службы. Обязательным предметом гимнастика была только в средних учебных заведениях, а в начальных училищах она могла вводиться там, где на это окажутся необходимые средства для оплаты преподавателей.

Читать также:  Напишите пропущенное название политики проводимой в годы войны государственная программа

В 1889 году вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». В инструкции к циркуляру о введении гимнастики все упражнения разделялись на 4 отдела:

Вольные движения, приучающие ученика управлять своими частями тела и с укреплением физических сил вырабатывать национальные движения.

Упражнения с подвижными снарядами: палками, мячами, деревянными шарами и др.

Упражнения на неподвижных снарядах: шесте, канате, наклонной лестнице, имеющие целью отягощением собственного тела исполнять движения с наименьшею затратою сил.

Отдел строевых упражнений, дающих основы воинской дисциплины.

В программу высших учебных заведений физическое воспитание не включалось (кроме учительских институтов), а после революции 1905 г. правительство запретило даже существовавшие отдельные спортивные кружки из-за «неблагонадежности» студентов. В виде исключения получили право на существование отдельные студенческие спортивные клубы. Первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах, Киевском политехническом институте. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 г.

Несмотря на это гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С. -Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.

К началу первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из которых имелись спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах высших учебных заведений.

Высший совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Осенью 1924 года физическое воспитание было обязательным предметом только в 823 школах. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры. Так как задачами физической культуры являлось создание идеала всесторонне развитого человека, поэтому она должна была принципиально отличаться от физической культуры западноевропейских стран. В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.

Направление, выступившее под знаком центризма детского фи­зического воспитания, видело развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике. Они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей, в практике школ и спортивных кружков может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.

Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены «буржуазные системы упражнений» и вместо них предлагались стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.

В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы физического воспитания. Программа по физической культуре стала исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации. Предусматривалось также проведение уроков физической культуры в начальной школе 3 раза в неделю.

Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков − с изучением явлений окружающей среды. Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927-1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов.

В 1929 г. Наркомпрос СССР утвердил новые учебные планы для школ II ступени. По этим планам на физическое воспитание отводилось по 2 часа в неделю.

В 1939 г. были пересмотрены школьные программы физического воспитания. В них были включены начальная и допризывная подготовка школьников. Физическое воспитание учеников становилось одним из основных показателей работы школ. Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку. Повысилось внимание к внешкольным и внеклассным формам занятий гимнастикой, спортом и играми. В 1940 г. свыше 830 тысяч учащихся 5−10 классов посещали спортивные секции школьных коллективов физической культуры и 46 тысяч школьников обучались разным видам спорта в 240 детских спортивных школах.

В послевоенные годы немало было сделано для развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях страны. С 1947 г. во всех университетах и институтах были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, введены первые послевоенные программы. На первых двух курсах вузов на физическое воспитание отводилось 2 часа обязательных занятий в неделю. Более совершенную программу по физическому воспитанию студентов вузы страны получили в 1951 г. Она предусматривала обязательный курс общей физической подготовки для студентов первого и второго годов обучения (2 часа в неделю) и курс спортивного совершенствования для всех лет обучения (факультативно по 4 часа в неделю). Новая программа предъявляла более высокие требования к физической подготовке студентов. Студент, заканчивавший второй курс, должен был завершить сдачу норм ГТО II ступени. Наметилась преемственность построения программ физического воспитания в школах и вузах. Начиная с 1956 г. , во всех высших учебных заведениях была установлена спортивная специализация: по легкой атлетике (обязательная для всех вузов), лыжному спорту (для снежных районов страны), гимнастике, плаванию, велосипедному спорту, спортивным играм и другим видам спорта (в зависимости от условий вуза). Для студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальной группе, организовывались отдельные занятия.

Читать также:  Государственная политика магистерская программа

Анализируя историю возникновения и развития физкультуры можно сделать вывод, что развитие физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом происходило в первую очередь как средства подготовки к воинской службе.

Изучение положительного влияния физических нагрузок на организм человека продолжается и в настоящее время. Таким образом, можно констатировать возникновение и развитие физической культуры, имеющей своей целью профилактику и даже лечение заболеваний, что делает ее действительно необходимой широким массам в отличие от военно-прикладного и спортивного направлений. Примером массовых занятий физическими упражнениями могут служить такие виды как джоггинг (лёгкий бег) и аэробика, отличительной особенностью которых является целевая установка на улучшение состояния здоровья и отсутствие ориентации на высокий спортивный результат.

Для того, что бы продолжать знакомство с физической культурой, нам необходимо уточнить значение некоторых терминов и понятий. В первую очередь речь идет о таких понятиях как «физическая культура», «физическое воспитание» и «спорт».

Физическая культура (ФК) – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созиданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

Физическое воспитание (ФВ) – вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.

Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

Понятие» физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую работоспособность. В физическом воспитании различают две специфические стороны, или части − обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. системное овладение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике.

Целью и результатом физического воспитания является физическое развитие человека или процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение жизни. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно целенаправленно воздействовать на его развитие, работоспособность и даже отодвинуть сроки естественного старения. Именно в этом целесообразно направляющем воздействии и состоит специфическая социальная функция физического воспитания. Однако следует помнить о том, что физическое развитие определяется не только физическим воспитанием, но и такими факторами как наследственность, социальные условия, природно-климатические условия.

В современных системах физического воспитания весьма значительное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, среди которых − высокая эмоциональная насыщенность спортивных соревнований, престижная значимость спортивных достижений, международные контакты, а также выделение спортивной деятельности в своеобразную экономическую деятельность для спортсменов достаточно высокого уровня. В настоящее время спорт стал ещё одной разновидностью шоу-бизнеса, когда экономический эффект порой становится ведущим.

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность. Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте − достижение высокого результата. Исходя из этого, строится система подготовки в спорте. Ориентация на максимально высокий результат предъявляет очень высокие требования к занимающимся. В массовом спорте, где результаты отличаются от высших достижений, риск приобрести функциональные нарушения или заболевания ниже, при этом причинами функциональных срывов может быть как нерациональное планирование, так и нарушения режима занимающимися. При рациональных и систематических занятиях спортом или оздоровительной физкультурой в организме человека происходят перестройки, способствующие повышению его функциональных возможностей. Но физическое развитие индивида – это не единственный результат систематических занятий. Хотелось бы обратить внимание на еще одну сторону, которая часто остается в тени.

Регулярные занятия, требующие в режиме дня выделения определенного времени, приучают человека к размеренному ритму деятельности. Это требует хорошей организации своего рабочего и свободного времени, и соответственно, как правило, спортсмены достаточно высокого уровня привыкают очень рационально планировать свое время.

Значение, которое придается физическому воспитанию молодого поколения, казалось бы, подкрепляется тем, что предмет «Физическое воспитание» является обязательным, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями. К сожалению, провозглашаемая на словах важность предмета, зачастую на деле не подкрепляется наличием необходимых условий для занятий, как это отмечалось в России ещё и в XIX в. При этом организация массовых «спортивных» мероприятий, где большинство участников регулярно не занимаются, приносит больше вреда, чем пользы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *