Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах

В российских школах появятся единые общеобразовательные программы — соответствующий закон принят Госдумой. Эксперты предупреждают, что это ограничит академические свободы учителей, автономию школ и в итоге снизит качество обучения

Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах

Госдума 14 сентября сразу во втором и третьем чтениях единогласно приняла закон «Об образовании», который вводит единые образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников.

Законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов от всех фракций и зарегистрирован в Думе 8 сентября. На первом же заседании осенней сессии 13 сентября его рассмотрели в первом чтении. Поправки ко второму чтению принимались до 18:00 того же дня. Один из авторов, председатель думского комитета по просвещению единоросс Ольга Казакова, поясняла: «У нас действительно нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».

Как изменится школьная программа

Законопроект вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются те или иные школьные предметы. Сейчас школы разрабатывают эти программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

В результате в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней — обязательными для использования станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Акцент делается на гуманитарных дисциплинах: единых программ, например, по математике или физике закон не предполагает.

«Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — объясняла Казакова во время пленарного заседания 13 сентября.

Единые программы будут разработаны Минпросвещения к 1 января 2023 года. Школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года. Задания ЕГЭ также будут строиться согласно единым программам, пояснил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Закон сохраняет за школами право разработки собственных образовательных программ, но их содержание должно быть «не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов» единых.

Документ также меняет порядок создания учебников — теперь Минпросвещения будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Требования к экспертизе при этом остаются, пояснял министр просвещения Сергей Кравцов. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет.

Почему нужно менять образовательный процесс

Закон направлен на создание «единого образовательного пространства», говорил Толстой. Нынешняя примерная программа, по его мнению, позволяет педагогам «не только разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы», а вариативность приводит к сумбуру в голове у учеников. Кроме того, закон ликвидирует разницу в программах школ разных регионов, что облегчает школьникам переход, подчеркнул он. «Мы достигаем единства знаний, единства методов и единства результатов», — обобщил Толстой.

Другой вице-спикер Ирина Яровая, также представляющая партию власти, добавила, что ЕГЭ уже предъявляет единые требования к каждому ребенку, а успешная сдача экзамена сейчас зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой». «Всем апологетам вариативности нужно подумать, что сегодня по факту ущемляются права детей», — сказала она. По словам Яровой, каждое государство ставит своей задачей сохранение культурного наследия и традиций, однако, как можно обеспечить это при вариативности, неясно.

Читать также:  Очное обучение на программах с государственной аккредитацией и пятью требованиями работодателей

Депутат от «Справедливой России — за правду» Яна Лантратова назвала закон «первым шагом по возрождению лучшего в советской системе».

Новый порядок разработки позволит снизить стоимость учебников, так как авторские права на них будут принадлежать России, сказал министр Кравцов. Он также пояснял, что законопроект позволяет «навести порядок» и «не допускать того, что сейчас есть в содержании учебников». Ранее Толстой упоминал учебник по истории, в котором Крым обозначен как территория Украины, и учебник английского языка со ссылкой на порносайт.

Ряд депутатов выступили с критикой такой разработки учебников: по мнению Алексея Куринных из КПРФ, Минпросвещению логичнее утверждать не коллектив авторов, а сам конечный продукт — учебник. Депутат от ЛДПР Василий Власов просил уточнить критерии отбора авторского коллектива.

Как закон повлияет на преподавание в школах

Изменения, которые предлагает закон, ограничивают автономию школ и академические свободы педагогов, что может быть «рискованным занятием», сказала в беседе с РБК главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, возможность разработки школой своей программы была инструментом, позволяющим учитывать особенности конкретного класса — интересы и запросы учеников, темы освоения.

«Для кого-то нужен и возможен быстрый темп освоения, для кого-то нужен более мягкий подход. Результаты, объем знаний — одинаковые, речь идет о вариативности в методиках его достижения», — пояснила Абанкина. Педагоги могут лишиться возможности адаптировать программу и применять разные методики, что в конечном итоге может привести к снижению уровня знаний, добавила она. «Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности. Индивидуальный трек дает на сегодня лучшие результаты по качеству образования», — заключила эксперт.

«Для образования это шаг назад, как и любой единый стандарт. Все дети разные, все семьи разные, и у всех из них должна быть максимальная возможность выбора. Выбора школы, среды, образовательной программы», — сказал РБК директор частной Европейской гимназии Иван Боганцев. Он подчеркнул, что выбор должен быть и у учителя, иначе лучшие профессионалы будут уходить из профессии.

Создание единых ориентиров помогает находиться в одном образовательном поле, не теряя региональный и авторский компонент, сказала контент-директор программы «Сила сообщества» из экосистемы Рыбаков Фонда Алиса Соколова. Авторский компонент по-прежнему остается, однако получить аккредитацию для частной школы или авторской программы действительно может быть сложнее, считает она.

Все зависит только от учителя, отметила Соколова: «Хороший учитель никогда не ведет уроки, используя только учебник или строго по учебному плану. Его ключевая задача уже давно не передавать знания, а развивать исследовательский интерес и поддерживать своих учеников в процессе самостоятельного и совместного познания этого мира».

Читать также:  Стратегия пространственного развития нашей страны уже приносит реальную пользу регионам

Не успели мы разобраться с изменениями, внесёнными во ФГОС, как были утверждены федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), причём школы должны привести свои программы в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года. В нашем материале разбираемся, как работать с федеральными образовательными программами и на что обращать внимание.

Ключевые документы

В нормативном поле, важном для современного учителя, помимо закона «Об образовании в Российской Федерации» и действующих ФГОС, появились новые документы — федеральные образовательные программы: 

Если выявлены противоречия между ФГОС и 273-ФЗ, нужно руководствоваться законом «Об образовании в РФ», если есть противоречия в формулировках ФГОС и федеральных образовательных программ, то приоритетными будут требования ФГОС.  

Что такое федеральные образовательные программы

Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФООП и разработаны в соответствии с ФГОС. 

Для каждой ступени предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ учебных предметов (то есть не разрабатываются свои рабочие, а используются готовые федеральные программы):

  • для начального общего образования при реализации обязательной части образовательной программы используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»;
  • для основного общего и среднего общего образования — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Важно обратить внимание!

  • В системе общего образования термин «примерная рабочая программа» больше не действует (осталось только для организаций СПО), вместо него — «федеральные рабочие программы».
  • По предметам, указанным выше, при реализации обязательной части образовательных программ используются федеральные рабочие программы в утверждённом виде. По другим предметам — федеральные рабочие программы с возможностью внесения изменений.
  • В ФООП включены только программы предметов, обязательные к реализации. Ранее в аналогичную примерную основную образовательную программу были включены программы всех предметов.

Ниже мы рассмотрим составляющие федеральной основной общеобразовательной программы. 

Федеральный учебный план

Федеральный учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Он фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию, а также распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.

Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в том числе углублённое, а также учитывает этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. 

Читать также:  Программа государственных гарантий российской федерации на 2022 год

Федеральные образовательные программы предусматривают несколько вариантов: 

  • в ФООП НОО представлено 5 вариантов федерального учебного плана (п. 25.16 приказа № 992);
  • в ФООП ООО представлено 6 вариантов федерального учебного плана (п. 27.11 приказа № 993);
  • в ФООП СОО представлено 19 вариантов федерального учебного плана, в 11 из которых предусмотрено изучение предметов на углублённом уровне.

В образовательной организации выбирается учебный план с учётом условий своей работы и имеющихся ресурсов.

Федеральная рабочая программа воспитания

На основе федеральной рабочей программы воспитания разрабатывается рабочая программа воспитания основной образовательной программы организации. 
Программа воспитания: 

  • основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования,
  • соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей, направленностью образовательной программы и другими. 

Федеральный календарный план воспитательной работы

Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций и может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Федеральный календарный учебный график

В федеральном календарном учебном графике прописан ряд организационных моментов: организация учебной деятельности по четвертям или триместрам, режим работы, продолжительность учебного года и так далее. 

Календарный учебный график образовательной организации составляется с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности и каникул по календарным периодам учебного года.

Профильная подготовка на ступени СОО

Федеральный учебный план СОО предусматривает изучение предметов на базовом и углублённом уровне. 
Два уровня предусмотрены практически для всех предметов, кроме русского языка, родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физкультуры и ОБЖ. Школьники могут выбирать дисциплины для углублённого изучения, и в зависимости от этого реализуются разные планы профильной подготовки. 

Учебный план образовательной организации должен содержать все 13 предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ) в соответствии с ФГОС СОО и предусматривать изучение двух из них на углублённом уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.

Федеральным учебным планом СОО предусмотрены следующие профили: 

  • технологический,
  • естественно-научный,
  • гуманитарный,
  • социально-экономический,
  • универсальный.

В помощь педагогу: вебинар «Новые ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО: что надо знать учителю-предметнику?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *