Общие положения
1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.
2. Государственная политика Российской Федерации в области пожарной безопасности (далее – государственная политика в области пожарной безопасности) является совокупностью скоординированных и объединенных общим замыслом политических, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Оценка состояния пожарной безопасности и основные тенденции развития системы ее обеспечения
4. На территории Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности, являющаяся совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
5. В функционировании системы обеспечения пожарной безопасности задействованы федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.
6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в области пожарной безопасности, а также по нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в указанной области.
7. Состояние пожарной безопасности характеризуется следующими показателями. В 2016 году в результате пожаров в Российской Федерации погибло 8,7 тыс. человек, получили травмы 9,9 тыс. человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 14,3 млрд рублей. За 2012 – 2016 годы количество пожаров снижено на 14%, количество погибших в результате пожаров – на 25%, травмированных – на 19%, прямой материальный ущерб уменьшен на 15%.
8. Основными факторами, влияющими на состояние пожарной безопасности, являются:
а) состояние строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений;
б) уровень сознательности населения в вопросах обеспечения пожарной безопасности;
в) реализация прав, обязанностей и ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области пожарной безопасности;
г) состояние материально-технического обеспечения подразделений всех видов пожарной охраны;
д) уровень научно-технического и информационного обеспечения пожарной безопасности, в том числе уровень инновационной деятельности.
9. В целях обеспечения пожарной безопасности проводятся следующие мероприятия:
а) приведение нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в области пожарной безопасности в соответствие с современными требованиями;
б) обучение населения мерам пожарной безопасности;
в) совершенствование системы управления всеми видами пожарной охраны и координации их деятельности;
г) разработка и внедрение современных средств и технологий обеспечения пожарной безопасности, координация осуществления основных научных исследований и разработок;
д) формирование новых подходов к организации и осуществлению надзорной деятельности.
10. Реализация аналогичных мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности населенных пунктов от природных и лесных пожаров, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере.
11. Основными тенденциями развития системы обеспечения пожарной безопасности являются:
а) гармонизация и актуализация требований пожарной безопасности;
б) сокращение видов пожарной охраны и усиление возможностей соответствующих подразделений;
в) повышение оперативности реагирования подразделений всех видов пожарной охраны на сообщения о возникновении крупных пожаров, а также оперативности проведения аварийно-спасательных работ;
г) совершенствование системы мониторинга пожарной опасности в лесах, применение эффективных способов и методов противопожарной защиты населенных пунктов;
д) повышение эффективности принятия решений о введении особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации вследствие возникновения пожаров;
е) дифференцированный подход к совершенствованию штатной структуры подразделений пожарной охраны с учетом отнесения объектов защиты к определенной категории риска;
ж) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности;
з) внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности;
и) развитие системы органов дознания и судебно-экспертных учреждений;
к) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях обеспечения пожарной безопасности;
л) повышение ответственности подразделений всех видов пожарной охраны и совершенствование их взаимодействия.
III. Цель, задачи, приоритетные направления государственной политики в области пожарной безопасности и мероприятия по ее реализации
12. Целью государственной политики в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
13. Основными задачами государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;
б) совершенствование нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара;
в) совершенствование федерального государственного пожарного надзора путем внедрения принципа приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
г) развитие системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;
д) повышение качества обучения личного состава подразделений всех видов пожарной охраны в части, касающейся профилактики и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ.
14. Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) актуализация нормативно-правовой базы;
б) обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
в) обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны;
г) выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
15. Мероприятиями по актуализации нормативно-правовой базы являются:
а) совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в области пожарной безопасности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами с учетом разграничения их полномочий и ответственности;
б) развитие системы профилактики пожаров, а также организация мониторинга в сфере профилактики пожаров;
в) разработка правовых норм и мер, обеспечивающих повышение эффективности федерального государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора;
г) внедрение технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих единые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с учетом современных научных достижений и опыта других стран;
д) установление требований к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара;
е) определение области применения форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности;
ж) определение нормативов обеспеченности подразделений всех видов пожарной охраны пожарной техникой, оборудованием и кадрами;
з) актуализация регламентов работы пожарно-химических станций;
и) установление требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах.
16. Мероприятиями по обеспечению качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров являются:
а) дальнейшее развитие и внедрение организационных, технических, социально-экономических и других мер, направленных на профилактику пожаров;
б) реализация полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в части, касающейся выработки предложений по определению штатной численности и мест дислокации подразделений пожарной охраны;
в) повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся профилактики и тушения пожаров;
г) систематизация форм и методов проведения профилактических мероприятий;
д) выработка комплекса мер по работе с гражданами, входящими в группы риска;
е) выработка и осуществление комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, формирование системы их жизнеобеспечения на основе анализа пожарного риска;
ж) разработка и применение эффективных технологий тушения пожаров;
з) обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
и) повышение качества предоставления государственных услуг в области пожарной безопасности;
к) создание системы безопасности связи и автоматизированных систем управления для подразделений всех видов пожарной охраны, создание межведомственной автоматизированной системы сбора и анализа информации о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, а также обмена такой информацией, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
л) проведение профилактических плановых (рейдовых) осмотров территорий населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными участками;
м) осуществление комплексного контроля территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для оценки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону;
н) проведение комплексных учений по отработке взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, а также по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов защиты.
17. Мероприятиями по обеспечению эффективного функционирования и развития пожарной охраны являются:
а) определение количественного и качественного состава подразделений всех видов пожарной охраны, внедрение в их деятельность новых технологий по сбору и обработке информации;
б) оптимизация структуры подразделений всех видов пожарной охраны, повышение их мобильности и оперативности, оснащение современной высокоэффективной и многофункциональной унифицированной пожарной техникой, робототехническими средствами, беспилотными авиационными системами, средствами мониторинга, связи, экипировкой, снаряжением, медицинским оборудованием для оказания помощи пострадавшим в результате пожаров;
в) совершенствование управления подразделениями всех видов пожарной охраны, обеспечение их взаимодействия, а также координации их деятельности по поддержанию в необходимой готовности сил и средств оперативного реагирования на пожары;
г) оптимизация размещения сил и средств подразделений всех видов пожарной охраны, особенно в труднодоступных районах.
18. Мероприятиями по выработке и реализации государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности являются:
а) обоснование приоритетов развития средств и технологий обеспечения пожарной безопасности;
б) совершенствование научно-экспериментальной и учебно-материальной базы научных и образовательных организаций, судебно-экспертных учреждений;
в) активизация разработки проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к работам и услугам в области пожарной безопасности;
г) разработка и внедрение инновационных технологий обнаружения пожаров в начальной фазе их возникновения, своевременного оповещения людей о пожарах, а также тушения пожаров;
д) разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения различных категорий населения и личного состава подразделений всех видов пожарной охраны мерам пожарной безопасности, повышение уровня сознательности населения в области пожарной безопасности.
Механизмы реализации государственной политики в области пожарной безопасности
19. Механизмами реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) нормативно-правовое и экономическое регулирование в области пожарной безопасности;
б) реализация планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также расписаний выездов таких подразделений и гарнизонов в указанных целях;
в) привлечение граждан, общественных объединений и иных организаций к профилактике и тушению пожаров;
г) организация и проведение профилактических мероприятий на земельных участках, не используемых по целевому назначению;
д) организация и осуществление научных исследований и разработок в области пожарной безопасности;
е) преодоление кризисных ситуаций, связанных с пожарами, в том числе осуществление следующих мер, направленных на повышение оперативности реагирования:
реализация в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принципа стратегической мобильности пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в составе аэромобильных группировок МЧС России, позволяющего повысить возможности таких подразделений при поэтапном осуществлении мероприятий по тушению крупных пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
создание мобильных, многопрофильных, технически оснащенных и подготовленных подразделений пожарной охраны, способных оперативно реагировать на возникающие пожары и иные чрезвычайные ситуации, и повышение их готовности;
использование новейших достижений в области авиационных технологий, в том числе беспилотных авиационных систем, для повышения эффективности мероприятий по тушению пожаров в зданиях и сооружениях повышенной этажности, в лесах и других труднодоступных для наземных подразделений пожарной охраны местах;
обеспечение возможности оперативной доставки резервов средств пожаротушения в зону пожаров;
внедрение и использование мобильных средств пожаротушения;
внедрение автоматизированной системы поддержки принятия решений и оперативного управления подразделениями пожарно-спасательных гарнизонов.
Показатели состояния системы обеспечения пожарной безопасности
20. Основными показателями состояния системы обеспечения пожарной безопасности являются:
а) количество зарегистрированных пожаров;
б) количество людей, погибших и травмированных в результате пожаров;
в) количество людей, спасенных при пожарах;
г) прямой материальный ущерб от пожаров;
д) доля профилактических мероприятий в общем объеме надзорных мероприятий;
е) доля пожаров с крупным материальным ущербом в общем количестве пожаров;
ж) количество объектов защиты, соответствующих требованиям пожарной безопасности, что подтверждено альтернативными негосударственными формами оценки соответствия указанным требованиям;
з) укомплектованность подразделений всех видов пожарной охраны личным составом;
и) обеспеченность подразделений всех видов пожарной охраны основными видами пожарной техники;
к) уровень прикрытия территорий поселений и городских округов подразделениями пожарной охраны.
21. Эффективность реализации государственной политики в области пожарной безопасности оценивается по итогам выполнения основных задач, указанных в пункте 13 настоящих Основ, с учетом изменения показателей состояния системы обеспечения пожарной безопасности.
Функции, направления деятельности и порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации государственной политики в области пожарной безопасности
22. Основными функциями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) разработка и издание нормативных правовых актов и иных нормативных документов в области пожарной безопасности;
б) реализация государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности;
в) создание, размещение, обеспечение эффективного функционирования и развития пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы;
г) обеспечение повышения уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
д) организация разработки и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов защиты;
е) осуществление взаимодействия с организациями и гражданами в области пожарной безопасности;
ж) осуществление полномочий в области надзорной деятельности;
з) развитие системы противопожарной пропаганды, организация обучения населения мерам пожарной безопасности, включая противопожарное страхование;
и) организация выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.
23. Органы управления федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны в пределах своих полномочий взаимодействуют при реализации государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности, а также при разработке и реализации документов территориального планирования в части, касающейся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
24. Основными направлениями деятельности по обеспечению пожарной безопасности на различных уровнях являются:
а) совершенствование нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности в части, касающейся деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны, федерального государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора, в том числе по вопросам:
предварительного планирования действий подразделений всех видов пожарной охраны по организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
осуществления профилактических мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности;
обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах административно-территориальных образований;
отнесения объектов защиты к различным категориям риска;
б) установление федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований пожарной безопасности;
в) наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций полномочиями в области пожарной безопасности;
г) регулирование отношений в области пожарной безопасности в целях снижения пожарных рисков;
д) производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
е) совершенствование форм и методов осуществления надзорной деятельности в области пожарной безопасности, повышение уровня взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в указанной области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) планирование проверок объектов защиты с учетом отнесения их к определенной категории риска, результатов негосударственной оценки соответствия таких объектов требованиям пожарной безопасности, а также с учетом предложений иных органов государственного контроля (надзора) по совмещению надзорных мероприятий;
з) повышение профессионального уровня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, повышение их квалификации в образовательных организациях МЧС России, совершенствование ресурсного обеспечения таких организаций, а также налаживание надлежащего контроля за их деятельностью;
и) повышение эффективности деятельности подразделений пожарно-спасательных гарнизонов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
к) размещение подразделений пожарной охраны с учетом необходимости обеспечения пожарной безопасности производственных объектов;
л) выполнение требований пожарной безопасности в части, касающейся обеспечения надлежащего количества подразделений пожарной охраны в местах их постоянной дислокации в административно-территориальных образованиях и на производственных объектах;
м) обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны с учетом анализа степени риска для жизни и здоровья участников тушения пожаров, возникших в результате несоблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты;
н) внедрение современных образцов пожарно-технической продукции, пожарно-спасательного оборудования и снаряжения, многофункциональных робототехнических комплексов пожаротушения в целях повышения оперативности реагирования подразделений пожарной охраны, эффективности тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
о) совершенствование средств и методов тушения пожара в условиях непригодной для дыхания среды и недостаточной видимости;
п) реализация полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности в части, касающейся организации тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны;
р) повышение эффективности проведения пожарно-тактических занятий и учений в целях поддержания готовности подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов, подготовки личного состава пожарной охраны.
25. МЧС России и его территориальные органы осуществляют:
а) координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в том числе по контролю за обеспечением взаимодействия и слаженности основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, а также по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
б) техническое регулирование в области пожарной безопасности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
26. МЧС России организует взаимодействие между элементами системы обеспечения пожарной безопасности по следующим направлениям:
а) организация управления в области пожарной безопасности путем взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
б) координация повседневной деятельности подразделений пожарной охраны, а также деятельности по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
в) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности, в рамках заключаемых соглашений.
VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности
27. Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций.
28. Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) разработка и издание нормативных правовых актов, устанавливающих порядок планирования и финансирования названных мероприятий;
б) учет необходимости ресурсного обеспечения названных мероприятий при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования и государственных (муниципальных) программ;
в) оптимизация финансовых и материальных ресурсов, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на обеспечение пожарной безопасности.
29. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации в Российской Федерации.