Государственная инициатива в Российской Федерации по продвижению как внутренних, так и международных путешествий

Постановление Правительства Российской Федерации от 24. 2021 № 2439
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма»

Дата опубликования: 31. 2021

Заслушав информацию Министра культуры Российской Федерации о развитии в современных условиях внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Туризм способствует сохранению и развитию историко-культурного, природного, курортно-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации, патриотическому воспитанию молодого поколения. Во многом благодаря туризму уменьшаются диспропорции социально-экономического развития регионов во многих странах мира, о чем свидетельствует зарубежная практика.

Туристская отрасль стимулирует рост около 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, увеличивается объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, расширяются международные контакты.

В 2015 году в Российской Федерации наметилась тенденция роста внутреннего и въездного туризма. Внутренний туристский поток увеличился по сравнению с 2014 годом на 9 млн. поездок (или на 18 процентов) и достиг 50 млн. поездок. Иностранными туристами в 2015 году было совершено 26,9 млн. поездок в Российскую Федерацию, что на 1,4 млн. поездок (или на 5,3 процента) больше, чем в 2014 году. При этом количество совершенных российскими туристами поездок за рубеж в 2015 году сократилось по сравнению с 2014 годом с 42,9 до 34,4 млн. поездок (или почти на 20 процентов).

Государством принимаются меры, направленные на совершенствование регулирования туристской деятельности.

Реализуется Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р. Осуществляет деятельность Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2015 года № 1253.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. В ее рамках действует утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», основными задачами которой являются развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышение качества туристских услуг, продвижение отечественного туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. Указанная федеральная целевая программа имеет высокую степень эффективности: на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается около 4 рублей внебюджетных средств, что является экономическим стимулом для создания современных туристской инфраструктуры и обеспечивающей инфраструктуры объектов туризма, развития смежных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса в субъектах Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что в 2016 году объемы ее финансирования из федерального бюджета сокращены почти в пять раз.

В большинстве субъектов Российской Федерации реализуются региональные программы развития туризма. Ведется разработка новых межрегиональных туристских проектов, в том числе «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Восточное кольцо России», «Красный маршрут» и другие.

С 2007 года в Сибирском, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах создано 15 особых экономических зон туристско-рекреационного типа (девять из них объединены в туристический кластер, образованный в Северо-Кавказском федеральном округе).

При этом в настоящее время доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет лишь 1,5 процента (среднемировое значение этого показателя – 10 процентов).

В туристской отрасли остается ряд вопросов, требующих комплексного решения. В связи с этим надо продолжить работу по совершенствованию законодательства и официального статистического учета в сфере туризма.

Важными условиями дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма являются развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной, инновационной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из способов увеличения потока иностранных туристов могло бы стать упрощение визового режима.

Необходимы современный подход к формированию и продвижению конкурентоспособного отечественного туристского продукта, в том числе с использованием новых информационных технологий, повышение качества предоставляемых услуг, снижение влияния сезонного фактора на развитие туризма, подготовка квалифицированных кадров.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять к сведению информацию Министра культуры Российской Федерации о развитии в современных условиях внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 871036–6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации).

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить подготовку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг»;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»;

2)рассмотреть возможность разработки следующих проектов федеральных законов:

«О внесении изменений в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации» (об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа);

«О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ (об установлении возможности безвизового въезда и пребывания в Российской Федерации без виз на период до 15 суток для граждан отдельных иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию в целях участия в речном круизе);

3) ускорить подготовку заключения на разработанный в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации», направленного на стимулирование развития внутреннего туризма в Российской Федерации;

4) продолжить работу по совершенствованию статистического наблюдения в сфере туризма в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций;

5) рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»;

6) подготовить план мероприятий (»дорожную карту») по популяризации внутреннего и въездного туризма;

7) продолжить работу по повышению доступности транспортных услуг для российских и иностранных граждан в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный транспорт);

8) ускорить разработку финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов, а также программы их реализации в целях обеспечения доступности и качества транспортных услуг;

9) продолжить работу по субсидированию внутренних воздушных перевозок, осуществляемых в составе сформированного туроператорами туристского продукта, в целях повышения транспортной доступности туристско-рекреационных комплексов и объектов туристского показа с учетом перечня приоритетных туристских маршрутов на территории Российской Федерации;

10) разработать меры по стимулированию развития:

круизного и яхтенного туризма в акваториях дальневосточных морей и рек, в акватории Черного моря, связывающей морские порты Краснодарского края (в том числе порт города Сочи), Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

морских пассажирских перевозок с использованием скоростных пассажирских судов в Азово-Черноморском бассейне (Российская Федерация), а также в Республику Абхазия;

11) рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере безопасности активных видов туризма;

12) разработать методику определения приоритетных туристских маршрутов на территории Российской Федерации;

13) рассмотреть с учетом предложений органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос о совершенствовании порядка уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате с доходов, полученных от сдачи внаем помещений для временного размещения и проживания граждан, приезжающих в туристских целях в регионы России, на территориях которых имеются освоенные и перспективные туристские ресурсы и сложившиеся курортно-туристические комплексы.

Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1) ускорить подготовку проекта концепции развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации и внести его совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

2) принять меры по повышению информированности медицинских работников о возможностях санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации.

Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации ежегодно предусматривать при планировании строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог возможность проведения этих работ вне высокого туристского сезона.

Обратить внимание исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость надлежащей реализации полномочий по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекомендовать органам государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации проработать вопрос об особом порядке налогообложения доходов, полученных физическими лицами от сдачи внаем принадлежащих им жилых помещений для временного размещения и проживания граждан, приезжающих в туристских целях в регионы России, на территориях которых имеются освоенные и перспективные туристские ресурсы и сложившиеся курортно-туристические комплексы, и направить свои предложения в Правительство Российской Федерации.

Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать в период весенней сессии 2017 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2017 года.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета ФедерацииФедерального СобранияРоссийской ФедерацииВ. МАТВИЕНКО

Заслушав информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основными документами, регулирующими вопросы внутреннего туризма в Российской Федерации, являются Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р.

В целях создания условий для реализации туристского потенциала Российской Федерации государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 510, дополнена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 376 подпрограммой Е «Туризм».

В настоящее время ведется активная работа по разработке национального проекта в сфере туризма.

В большинстве субъектов Российской Федерации продолжается реализация региональных программ развития туризма, функционируют советы по развитию туризма.

Вместе с тем на развитие туристской отрасли в мире в целом и в Российской Федерации крайне негативное влияние оказала пандемия новой коронавирусной инфекции. По сравнению со вторым кварталом 2019 года число международных туристских прибытий сократилось по всему миру на 95,2 процента, в России – на 99,0 процента. Потери, обусловленные снижением въездного потока в Российской Федерации, оцениваются в 300 млрд рублей ежеквартально.

В Российской Федерации отрасль туризма стимулирует рост более 50 других отраслей экономики, создает напрямую минимум 2,5 млн рабочих мест, а с учетом смежных отраслей — около 7 млн рабочих мест. В сложившейся ситуации под угрозу ликвидации поставлены миллионы рабочих мест и отдельные предприятия. Объем услуг туристических агентств, туроператоров, услуг по бронированию и сопутствующих им услуг снизился на 93,4 процента, услуг гостиниц и услуг по предоставлению временного жилья – на 83,7 процента. Пассажирооборот железнодорожного транспорта снизился на 71,4 процента, воздушного – на 88,9 процента.

В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434, включены в том числе транспортная деятельность, деятельность в сфере культуры, организации досуга и развлечений, деятельность санаторно-курортных организаций, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание.

Реализуется широкий спектр мер государственной поддержки субъектов туристской отрасли: предоставляются субсидии туроператорам на возмещение затрат, связанных с авиаперевозками, субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным организациям – на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции; выдаются беспроцентные кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на выплату заработной платы, возобновление деятельности; введен мораторий на применение налоговых санкций; осуществляется продление лицензий и разрешений; до конца 2020 года продлены налоговые каникулы для субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, работающих в сферах туризма и гостиничного бизнеса, общественного питания.

Федеральным агентством по туризму проведен конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2020 году составил 1,2 млрд рублей.

Осуществляется программа стимулирования внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги (»туристический кешбэк»). На ее реализацию Федеральному агентству по туризму выделена субсидия в размере 15 млрд рублей.

Принимаемые в Российской Федерации меры государственной поддержки субъектов туристской отрасли способствовали росту внутреннего туризма, повысив для граждан привлекательность путешествий по стране.

Вместе с тем необходима разработка мер, направленных на повышение доступности услуг в сфере туризма (в том числе для социально незащищенных групп населения – детей школьного возраста, многодетных семей, студентов, пенсионеров, инвалидов), включая субсидирование затрат в целях снижения стоимости туристского продукта.

Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации.

Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 646058–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа»;

№ 690944–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)»;

№ 864169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»;

№ 877880–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности);

№ 970499–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития экологического туризма»;

№ 1043391–7 «О внесении изменений в статьи 217 и 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части учета для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций расходов работодателя на оплату санаторно-курортного лечения работникам и членам их семей);

№ 1048811–7 «О внесении изменения в статью 256 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ (об упрощении порядка оформления виз для иностранных граждан, следующих в Российскую Федерацию с туристическими целями).

1) проработать при разработке национального проекта в сфере туризма следующие вопросы:

о совершенствовании инструментов для привлечения российских и иностранных инвестиций в реконструкцию и развитие туристской инфраструктуры, а также транспортной, коммунальной, инновационной, развлекательной и иных инфраструктур, задействованных в сфере туризма;

о расширении программ внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая чартерные воздушные перевозки;

о повышении доступности туристских услуг, в том числе для социально незащищенных групп населения – детей школьного возраста, многодетных семей, студентов, пенсионеров, инвалидов;

об организации экскурсионно-образовательных туров для школьников, реализуемых на базе туристских ресурсов субъектов Российской Федерации;

о создании туристических креативных кластеров и маршрутов, включающих центры народных художественных промыслов и ремесел в субъектах Российской Федерации;

включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год проекта федерального закона «О туризме в Российской Федерации»;

внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2018 года № 926 «О реализации пилотного проекта по предоставлению субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров» в части предоставления субсидий туроператорам на возмещение расходов, связанных с организацией программ внутренних воздушных перевозок пассажиров (чартерных воздушных перевозок);

реализации антикризисных мер поддержки организаций сферы туризма, предусматривающих субсидирование в размере до 50 процентов затрат на уплату процентов по кредитам;

совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере безопасности активных видов туризма;

создания специализированного центра маркетинговых и цифровых компетенций в целях содействия в разработке и реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и продвижение национального туристского продукта, а также в продвижении региональных туристских продуктов;

уточнения Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 года № 1200, в части продления срока действия программы по возмещению части стоимости оплаченной туристской услуги с учетом результатов ее реализации в 2020 году;

увеличения с учетом потребностей субъектов Российской Федерации контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях высшего образования по направлениям подготовки 43. 01 Сервис, 43. 02 Туризм и 43. 03 Гостиничное дело;

доработку проекта плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р, с учетом необходимости его синхронизации с разрабатываемым национальным проектом в сфере туризма и реализуемыми мероприятиями по восстановлению туристской отрасли;

принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий пилотного проекта формирования туристских центров городов субъектов Российской Федерации в целях повышения туристской привлекательности в 2021–2023 годах»;

4) продолжить осуществление финансирования мероприятий по предоставлению субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма;

5) разработать меры по развитию детского, молодежного, семейного, образовательного, инклюзивного туризма и туризма для граждан старшего поколения;

6) подготовить план мероприятий (»дорожную карту») по популяризации внутреннего туризма, в том числе санаторно-курортного лечения, в Российской Федерации;

7) предоставить информацию по итогам рассмотрения рекомендаций, содержащихся в протоколе совещания Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенного в Южном федеральном округе 3 сентября 2020 года;

8) продолжить работу по повышению доступности услуг воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;

9) рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, в части включения в нее мероприятий по развитию сельского туризма;

10) рассмотреть совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос о подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего создание, функционирование и развитие инфраструктуры для маломерных судов – яхтенных марин в морских портах Российской Федерации, осуществление государственной регистрации и надзора за деятельностью маломерных, прогулочных, спортивных парусных судов, с целью развития яхтенного туризма.

Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации с учетом реализации Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» дополнительно проработать вопрос о проведении эксперимента по взиманию туристического (гостиничного) сбора, включив его в состав неналоговых платежей.

Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации принять меры по повышению информированности медицинских работников о возможностях санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации, в том числе для лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией.

Рекомендовать Федеральному агентству по туризму, Министерству культуры Российской Федерации учитывать при разработке национального проекта в сфере туризма памятные и юбилейные даты, отмечаемые в субъектах Российской Федерации.

Рекомендовать Федеральному агентству по туризму провести в федеральных округах информационно-разъяснительную работу о целях, задачах и основных характеристиках разрабатываемого национального проекта в сфере туризма, в том числе в целях привлечения инвестиций в туристскую отрасль.

Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором квартале 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

О развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации

Заслушав информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Туризм является важным направлением экономической деятельности, влияющим как на развитие экономики в целом, так и отдельных ее отраслей и направлений: транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства, а также общественного питания, производства сувенирной продукции, услуг туристических компаний, коллективных средств размещения и связи. Въездной туризм способствует притоку финансовых средств, которые стимулируют развитие экономики принимающих субъектов Российской Федерации.

С 2014 года в туристской отрасли России наметилась тенденция стабильного качественного роста. Внутренний туристский поток в 2017 году превысил 56,5 млн. человек. Общий въездной туристский поток, по данным Федеральной службы государственной статистики, сохранился примерно на уровне 2016 года и составил 24,4 млн. человек. С 2014 года благодаря активному развитию туристской отрасли появилось более 250 тыс. новых рабочих мест. За тот же период налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от осуществления туристской деятельности выросли на 18,6 процента.

Основополагающими документами, регулирующими вопросы внутреннего и въездного туризма, являются Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р, государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644. Указанная федеральная целевая программа имеет высокую степень эффективности: частные инвестиции в туристскую отрасль составили 61,5 млрд. рублей (в среднем 2,7 рубля из внебюджетных источников на один рубль из федерального бюджета).

Продолжается совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей государственную политику в сфере туризма. В настоящее время ведется работа над проектом федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)». Целью новой программы является создание условий для эффективного развития сферы туризма с увеличением вклада отрасли в валовой внутренний продукт на 70 процентов — до 5,33 трлн. рублей (с 3,49 до 5 процентов).

Однако эффективное целенаправленное развитие туристской отрасли позволяет рассчитывать на более высокие результаты. Ее вклад в валовой внутренний продукт может составить от 7 до 10 процентов. Для достижения таких показателей необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере туризма, в том числе по вопросам статистического учета внутреннего туристского потока, создать современную модель межведомственного взаимодействия по вопросам развития туристской отрасли, стимулировать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к активному развитию на их территориях приоритетных направлений развития туризма. Защите прав и обеспечению безопасности туристов будет способствовать законодательное закрепление обязанности туроператоров и турагентов по использованию государственной информационной системы «Электронная путевка».

Важными условиями дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма как фактора экономического роста Российской Федерации являются развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной, информационной, социальной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности межрегионального сотрудничества при организации туристской деятельности. Одним из способов увеличения въездного туристского потока может стать дальнейшее упрощение визового режима, в том числе путем распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Необходимы современный подход к формированию и продвижению туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма на внутреннем и мировом туристских рынках, в том числе с использованием новых информационных технологий, а также повышение качества предоставляемых услуг, снижение влияния сезонного фактора, развитие социального, экологического, медицинского и других видов туризма, подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации.

Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 876688-6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

№ 405915-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области» и в статью 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа».

1) ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, установление административной ответственности за нарушение условий оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;

2) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов вопросы:

о выделении средств из федерального бюджета в объеме 69,27 млрд. рублей на реализацию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)», концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р;

о предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров, обеспечивающих увеличение внутреннего туристского потока на приоритетных туристских маршрутах;

о финансовой поддержке развития туристских культурно-познавательных маршрутов, разрабатываемых Министерством культуры Российской Федерации, для граждан старшего поколения;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» в части уточнения правил остановки, стоянки туристских автобусов и закрепления возможности их движения по полосе для маршрутных транспортных средств;

4) рассмотреть возможность продления срока действия до 2025 года Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года и ее актуализации с учетом возможного изменения показателей развития туристской отрасли, конъюнктуры международных туристских рынков, макроэкономических условий, накопленного практического опыта реализации;

5) ускорить утверждение проекта федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)»;

6) ускорить утверждение приоритетного проекта «Увеличение экспорта туристских услуг»;

7) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение туристских автобусов;

8) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом;

9) рассмотреть возможность создания методологии статистического учета внутреннего туристского потока, в том числе экскурсантов, с использованием современных информационных технологий в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р;

10) рассмотреть возможность создания методик, позволяющих оценить удельный вес налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от осуществления туристской деятельности и вклада туристской отрасли в прирост валовых региональных продуктов;

11) продолжить работу по уточнению списка государств, гражданам которых в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оформляются электронные визы;

12) рассмотреть вопрос о расширении производства на территории Российской Федерации туристских автобусов в целях импортозамещения;

13) рассмотреть предложения Федерального агентства по туризму об установлении требований к туристским автобусам, видам туристских автобусов и срокам их эксплуатации;

14) дать поручение Федеральному агентству по туризму совместно с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть вопрос о снижении до 5 процентов годовых процентной ставки по кредитным договорам и об установлении особых льготных условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке:

проекта федерального закона, направленного на определение категорий сложности туристских маршрутов и установление требований к организации их безопасности, а также требований к безопасности активных видов туризма;

пилотного проекта «Туризм для граждан старшего поколения».

Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона, направленного на установление обязанности туроператоров и турагентов по формированию электронных путевок и их размещению в государственной информационной системе «Электронная путевка».

Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность:

1) применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги коллективных средств размещения, у которых остаточная стоимость основных средств не превышает 300 млн. рублей;

2) не учитывать налоговые доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги коллективных средств размещения, при определении уровня бюджетной обеспеченности для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения о расширении производства на территории Российской Федерации туристских автобусов в целях импортозамещения и направить их в Правительство Российской Федерации.

Рекомендовать Федеральному агентству по туризму:

1) рассмотреть в приоритетном порядке объекты, входящие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, объекты, обладающие санаторно-курортным, лечебным, культурно-историческим потенциалом, в том числе туристско-рекреационные кластеры, при отборе инвестиционных проектов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к включению в перечень мероприятий в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» (согласно приложению);

2) обеспечить дальнейшее продвижение за рубежом туристского потенциала Российской Федерации как перспективного туристского направления, в том числе развитие сети национальных туристических офисов «Visit Russia», в целях увеличения объема въездного туристского потока;

3) подготовить предложения об установлении требований к туристским автобусам, видам туристских автобусов и срокам их эксплуатации и направить их в Правительство Российской Федерации;

4) разработать комплекс мер по обеспечению информирования граждан Российской Федерации, иностранных граждан, заинтересованных организаций, в том числе медицинских, о курортно-рекреационных возможностях Российской Федерации;

5) активизировать деятельность по двустороннему и многостороннему взаимодействию в сфере туризма с государствами — членами Евразийского экономического союза и государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

Рекомендовать Федеральному агентству по туризму совместно с Федеральным казначейством обеспечить контроль за соблюдением условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)».

Рекомендовать Федеральному агентству по туризму совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения о дополнительных мерах государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма в муниципальных образованиях для включения в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)».

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о включении оказываемых физическим лицам услуг экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками и инструкторами-проводниками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в перечень услуг, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) рассмотреть совместно с представительными органами муниципальных образований вопрос об установлении минимальной налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям рекреационного назначения.

Рекомендовать органам государственной власти Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о ходе и результатах эксперимента по развитию курортной инфраструктуры.

Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о реализации настоящего постановления.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета ФедерацииФедерального СобранияРоссийской Федерации                              В. Матвиенко

Приложениек постановлению Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерацииот 30 мая 2018 года № 188-СФ

Инвестиционные проекты, предлагаемые субъектами Российской Федерации к включению в перечень мероприятий в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2019 — 2025 годы)»

«Амур-Хабаровск» (Хабаровский край)

«Комсомольский» (Хабаровский край)

«Чувашия — сердце Волги» (Чувашская Республика)

«Бурзянский» (Республика Башкортостан)

«Ворота Байкала» (Иркутская область)

«Соленые озера» (второй этап) (Оренбургская область)

«Великий Устюг — сказочная столица России» (Вологодская область)

«Резные кружева» (Вологодская область)

«Череповец — горячее сердце Русского Севера» (Вологодская область)

«Гора Мамай» (Республика Бурятия)

«На Великом чайном пути» (Республика Бурятия)

«Улан-Удэ» (Республика Бурятия)

Всесезонный курортный комплекс «Пхия — Кислые источники» (Карачаево-Черкесская Республика)

Проект «Набережная реки Волги, город Козьмодемьянск» (Республика Марий Эл)

Паспорт госпрограммы

Государственная инициатива в Российской Федерации по продвижению как внутренних, так и международных путешествий

Чернышенко Дмитрий Николаевич

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Сроки реализации госпрограммы

Ответственный исполнитель программы

  • Обеспечение граждан современной туристической инфраструктурой в том числе посредством увеличения количества номерного фонда, отобранного для реконструкции и создания с государственной поддержкой в форме льготного кредитования, до 19,53 тыс. единиц к 2024 году увеличения отобранных заявок субъектов Российской Федерации о поддержке региональных программ по проектированию туристского кода центра города до 52 единиц к 2024 году увеличения количества инвестиционных проектов, поддержанных путем софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, до 183 единиц к 2024 году увеличения количества общественных инициатив, направленных на развитие туризма, до 745 единиц к 2024 году
  • Обеспечение к 2024 году грантовой поддержки не менее 2515 общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма.
  • Создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды посредством увеличения к 2024 году числа туристических поездок до 75,49 (млн человек) и увеличения к 2024 году количества событий массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий до 36 (штук)
  • Увеличение числа посещений Национального туристического портала до 3,76 млн единиц к 2024 году
  • Увеличение числа въездных туристических поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию до 24,52 млн человек к 2024 году
  • Увеличение средней численности работников туристической индустрии до 2,9 млн человек к 2024 году
  • Реализация мероприятий, направленных на цифровизацию государственного управления в сфере туризма и увеличения количества ключевых показателей туризма, рассчитываемых в автоматизированном виде, до 70 штук к 2024 году
  • Усовершенствование государственного управления в сфере туризма с увеличением количества новых и обновленных стандартов до 65 штук к 2024 году

Влияние на достижение Национальных целей Российской Федерации и их показателей

  • Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
  • Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

  • Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года
  • Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек

Комфортная и безопасная среда для жизни

Возможности для самореализации и развития талантов

  • Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся
  • Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
  • Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года

Показатели государственной программы

  • Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию, (Миллион человек)
  • Средняя численность работников туристической индустрии, (Миллион человек)
  • Количество отобранных заявок субъектов Российской Федерации о поддержке региональных программ по проектированию туристского кода центра город, (Единица)
  • Количество номерного фонда, отобранного для реконструкции и создания с государственной поддержкой в форме льготного кредитования, (Тысяча единиц)
  • Количество инвестиционных проектов, поддержанных путем софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, (Условная единица)
  • Количество общественных инициатив, направленных на развитие туризма, (Условная единица)
  • Количество предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой, (Условная единица)
  • Число туристских поездок, (Миллион человек)
  • Количество событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку в рамках мероприятий, (Штука)
  • Число посещений Национального туристического портала, (Миллион единиц)
  • Количество ключевых показателей туризма, рассчитываемых в автоматизированном виде и доступных для анализа государственными органами и предпринимателями, (Штука)
  • Количество новых и обновленных государственных стандартов в сфере туризма, (Штука)
  • Развитие туристической инфраструктуры
  • Повышение доступности туристических продуктов
  • Совершенствование управления в сфере туризма

Комплексы процессных мероприятий

Финансовое обеспечение госпрограммы на 2022 – 2024 гг. (тыс. рублей)

202220232024Итого

Государственная программа (всего), в том числе:
215 727 722. 50231 790 013. 70277 313 467. 30724 831 203. 50

Федеральный бюджет
52 977 262. 2057 950 611. 0057 479 319. 50168 407 192. 70

в том числе: межбюджетные трансферты 0. 000. 000. 000. 00

Консолидированные бюджеты субъектов
21 329 073. 3030 585 886. 0023 924 140. 1075 839 099. 40

Бюджеты государственных внебюджетных фондов
0. 000. 000. 000

Развитие науки, промышленности и технологий

Сбалансированное региональное развитие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *