Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.04.2022 № 230/515
«Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году»
Особенности проведения ГИА в 2022 году для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утв. Приказом Минпросвещения России N 230, Рособрнадзора N 515 от 13.04.2022.
Федерации и Федеральной
от 7 ноября 2018 г. N 190/1512
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА 9) по русскому языку и математике.
Приказы и методические документы
Демоверсии, спецификации, кодификаторы
В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена.
Для предметных комиссий субъектов РФ
Открытый банк заданий ОГЭ
Новая версия открытого банка заданий
В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
В данном разделе специалистами ФИПИ для вас собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к единому государственному экзамену.
В данном разделе опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года
1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — Порядок) определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА), участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА.
2. ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Приказ Минпросвещения России N 230, Рособрнадзора N 515 от 13.04.2022
Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 13 апреля 2022 года
Утвердить прилагаемые особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году.
приказом Министерства просвещения
и Федеральной службы по надзору
от 13 апреля 2022 г. N 230/515
1. Настоящие Особенности распространяются на являющихся участниками государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно — ГИА-9, ГИА-11) граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств:
а) находящихся в Российской Федерации и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, зачисленных в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
б) находящихся в иностранных государствах и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.
2. Граждане, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящих Особенностей, вправе по своему выбору пройти ГИА-9 или ГИА-11 в формах, установленных соответственно Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52953) (далее — Порядок ГИА-9), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52952) (далее — Порядок ГИА-11), или в форме промежуточной аттестации в соответствии с пунктами 9 — 11 настоящих Особенностей.
3. Граждане, указанные в подпункте «б» пункта 1 настоящих Особенностей, проходят ГИА-9 или ГИА-11 в форме промежуточной аттестации в соответствии с пунктами 9 — 11 настоящих Особенностей.
4. Граждане, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящих Особенностей, вправе изменить выбранную форму ГИА-9, ГИА-11 соответственно. В этом случае указанные граждане подают заявления в государственную экзаменационную комиссию с указанием измененной формы ГИА-9, ГИА-11 соответственно. Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала соответствующего периода проведения экзаменов.
5. В случае выбора гражданами, указанными в подпункте «а» пункта 1 настоящих Особенностей, прохождения ГИА-9, ГИА-11 в формах, установленных Порядком ГИА-9 или Порядком ГИА-11 соответственно, на указанных граждан Порядок ГИА-9, Порядок ГИА-11 не распространяются в части сроков подачи заявлений об участии в ГИА-9, ГИА-11 и условий повторного допуска участников ГИА-9, ГИА-11 к сдаче экзаменов в дополнительный период.
6. Граждане, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящих Особенностей, проходящие ГИА-9, ГИА-11 в формах, установленных Порядком ГИА-9 или Порядком ГИА-11 соответственно, подают заявления об участии соответственно в ГИА-9, ГИА-11 в случае если такие заявления не были поданы ранее в сроки, установленные соответственно Порядком ГИА-9, Порядком ГИА-11, не позднее чем за две недели до начала соответствующего периода проведения экзаменов.
7. Гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Особенностей, не прошедшим ГИА-9 или получившим на ГИА-9 неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному или двум учебным предметам на ГИА-9 в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА-9 в форме промежуточной аттестации по образовательным программам основного общего образования.
8. Гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Особенностей, не прошедшим ГИА-11 по обязательным учебным предметам, либо получившим на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА-11 в форме промежуточной аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
9. На граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящих Особенностей, принявших решение о прохождении соответственно ГИА-9, ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, а также на граждан, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящих Особенностей, Порядок ГИА-9, Порядок ГИА-11 не распространяются в части организации и проведения ГИА-9, ГИА-11 соответственно.
10. Граждане, указанные в пункте 9 настоящих Особенностей, проходят ГИА-9 в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-9 и являются основанием для выдачи указанным гражданам аттестатов об основном общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся в IX классе, итоговых отметок по результатам промежуточной аттестации или определяемых как среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок за IX класс (при наличии).
11. Граждане, указанные в пункте 9 настоящих Особенностей, проходят ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-11 и являются основанием для выдачи указанным гражданам аттестатов о среднем общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана образовательной программы среднего общего образования итоговых отметок по результатам промежуточной аттестации или определяемых как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по указанной программе (при наличии).
1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3.1. Итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) проводится в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
5. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам высшего образования — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:
1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.
10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.
11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:
1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;
3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.
13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее — единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:
1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:
1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;
2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.
16. К проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) привлекаются представители работодателей или их объединений.
17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.
Статья 59. Итоговая аттестация
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования» (ФГБУ «ФЦТ»);
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ»).
- ОИВ — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования;
- РЦОИ — региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации.
- ОМСУ — орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;
- Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы основного и среднего общего образования.
Подача апелляцийПравить
- по содержанию и структуре КИМ;
- в связи с нарушением самим участником Порядка проведения ГИА или правил заполнения бланков ГИА.
Для рассмотрения апелляций в каждом регионе РФ создаются конфликтные комиссии, которые обеспечивают объективность оценки экзаменационных работ и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении ГИА.
Апелляцию о нарушении установленного Порядка проведения ГИА участник может подать в случае, если возникли обстоятельства, которые нарушили его права. Такая апелляция подается только в день проведения экзамена и только до выхода из ППЭ. Если апелляция была удовлетворена, то результат ГИА аннулируется и участнику предоставляется возможность пройти ГИА по соответствующему предмету в другой (резервный) день.
Апелляцию о несогласии с результатами ГИА можно подать в течение 2-х рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними участника ГИА.
При рассмотрении апелляции вместо участника ГИА или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители). В случае, если участник ГИА или его родитель (законный представитель) не явился на апелляцию, её рассмотрение проходит без их участия. Результатом рассмотрения апелляции может быть:
- отклонение апелляции из-за отсутствия технических ошибок при обработке бланков ГИА и ошибок в оценивании экспертами развернутых ответов на задания; в данном случае выставленные ранее баллы сохраняются;
- удовлетворение апелляции и выставление других баллов (отметок); при этом количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Историческая справкаПравить
С 2000 года ГИА в форме ЕГЭ в качестве эксперимента проводилась в некоторых регионах Российской Федерации, а с 2009 года стала обязательной. В том же году появляется такая форма ГИА как ГВЭ, применяемая для контроля знаний обучающихся определённых категорий (см. — ГВЭ).
В 2004—2013 годах на добровольной основе проводилась апробация ГИА для выпускников 9-х классов. Поскольку специальной аббревиатуры для обозначения экзамена в 9-х классах в этот период ещё не существовало, то в народном сознании само понятие «ГИА» прочно закрепилось именно за итоговой аттестацией девятиклассников. Только с 2014 года, когда ГИА-9 стала обязательной, появилось понятие «ОГЭ» — основной государственный экзамен.
- Член государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), выполняющий преимущественно контрольные функции на ППЭ, и обладающий довольно большим кругом полномочий (вплоть до принятия решения об удалении участника с экзамена или остановке экзамена в ППЭ).
- Руководитель ППЭ, решающий большинство текущих организационных вопросов на ППЭ.
- Технический специалист ППЭ, который готовит и обеспечивает работоспособность необходимого при проведении экзамена оборудования.
- Организаторы в аудитории ППЭ, проводящие инструктаж участников ГИА непосредственно перед началом экзамена и наблюдающие за соблюдением Порядка ГИА в аудитории.
- Организаторы вне аудитории ППЭ, сопровождающие участников ГИА при их перемещении по ППЭ.
- Медицинский работник
- Ассистент — педагог, который помогает учащемуся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во время экзамена.
- Специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ (Лаборант) — привлекается при проведении экзамена по физике или химии.
- Общественные наблюдатели — представители общественности населенного пункта, в котором проводится ГИА. В качестве общественных наблюдателей могут привлекаться лица от 18 лет. При этом не имеет значения их профессиональная направленность.
- Представители СМИ — до начала проведения инструктажа участников ГИА в аудитории (до 10.00 по местному времени).
Накануне каждого экзамена руководитель ППЭ, технический специалист и член ГЭК проверяют готовность ППЭ к экзамену: наличие отвечающих требованиям аудиторий и оборудования. В день проведения экзамена член ГЭК доставляет запечатанные экзаменационные материалы в ППЭ и передает их руководителю ППЭ. Руководитель ППЭ до 09.45 по местному времени передает организаторам в аудиториях все необходимые материалы — бланки, КИМ и другое. В 10.00 по местному времени организаторы в аудитории проводят инструктаж участников ГИА по заполнению бланков ГИА, после чего объявляют начало экзамена.
В течение экзамена участникам нельзя переговариваться, ходить по аудитории, перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории. Если участника поймают за списыванием, то его удаляют с экзамена. В аудиториях ППЭ ведется видеонаблюдение, а в туалетах устанавливаются средства подавления сотовой связи.
Формы ГИАПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 февраля 2021 года; проверки требуют 14 правок.
Госуда́рственная ито́говая аттеста́ция (ГИА) — обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации.