План мероприятий по реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации ПрограммыЦель: обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПКЦелевые индикаторыЗадача 1: Вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперациюПоказатели результатовМероприятияЗадача 2: Насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукцииПоказатели результатовМероприятияЗадача 3: Эффективное использование финансовых мер государственной поддержкиПоказатели результатовМероприятияЗадача 4: Эффективное использование водных ресурсовПоказатели результатовМероприятияЗадача 5: Создание условий для эффективного использования земельных ресурсовПоказатели результатовМероприятияЗадача 6: Повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и средствами химизацииПоказатели результатовМероприятияЗадача 7: Развитие торгово-логистической инфраструктурыПоказатели результатов:МероприятияЗадача 8: Научное-технологическое, кадровое и информационно-маркетинговое обеспечение агропромышленного комплексаПоказатели результатов:Мероприятия
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957
«Об утверждении Перечня государственных программ»
Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № 29
Утвердить прилагаемую Государственную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 — 2021 годы (далее — Программа).
Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан;
2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» (САПП Республики Казахстан, 2010 г. , № 25-26, ст. 185) следующие изменение и дополнение:
в Перечне государственных программ, утвержденном вышеназванным Указом:
строку, порядковый номер 8, исключить;
дополнить строкой, порядковый номер 9, следующего содержания:
Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан до 1 декабря 2016 года 2017-2021 годы до 31 декабря 2016 года
Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 4 апреля 2014 года № 786 «О Государственной программе управления водными ресурсами Казахстана и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» (САПП Республики Казахстан, 2014 г. , № 25, ст. 189).
Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
ПрезидентРеспублики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 14 февраля 2017 года
от 14 февраля 2017 года № 420
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы г. Астана, 2017 год
Наименование Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Целью государственной программы станет обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК.
Сегодня в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан Первый вице-министр сельского хозяйства Айтуганов К. презентовал концепцию новой Государственной программы развития АПК в Республике Казахстан, сообщает Zakon. kz со ссылкой на пресс-службу МСХ РК.
На расширенном заседании Правительства от 9 сентября текущего года Главой государства поручено Правительству до конца года разработать Государственную программу развития АПК, интегрировав в неё Государственную программу управления водными ресурсами Казахстана.
Основными задачами разрабатываемой Государственной программы будут: повышение эффективности животноводства на 58% и растениеводства на 40%; развитие масштабной сельхозкооперации для вовлечения 670 тысяч мелких производителей в товарное производство и создания действенной системы сбыта и переработки продукции; обеспечение эффективности и доступности господдержки с максимальным охватом СХТП; реализация целенаправленной экспортной политики и продвижение казахстанского бренда органической продукции; вовлечение в оборот более 600 тыс. га орошаемых земель; совершенствование государственного регулирования АПК.
В целом, в отрасли растениеводства будет продолжена работа по диверсификации сельскохозяйственных культур. В частности, будут замещены части площадей пшеницы под более востребованные культуры (масличные культуры, ячмень, кукуруза на зерно, сахарная свекла, кормовые культуры). Для повышения продуктивности сельхозпродукции будет оказана государственная поддержка для применения высококачественных семян и внесения удобрений.
В отрасли животноводства необходимо обеспечить аграриев кормом. В этой связи, будет разработан и внедрён страновой кормовой баланс, увеличены площади кормовых культур; будут стимулированы производство и потребление комбикормов, а также проведена работа по повышению эффективности использования пастбищ. Также будут приняты меры по повышению доли племенных животных путем оказания государственной поддержки.
Помимо мер по обеспечению сельского хозяйства водой и увеличения площади орошаемых земель на 600 тыс. га, дополнительно будут сформированы сведения о состоянии земельных ресурсов в электронном формате.
Более того, для инфраструктурного обеспечения АПК будут реализовываться мероприятия по стимулированию создания сельских кооперативов по сбыту продукции, кредитованию сельчан и оказанию им сервисных услуг, а также по обеспечению доступности финансовых инструментов.
Также, в целях повышения технической вооруженности субъектов АПК будут приняты меры по снижению доли закупа дорогостоящих техники и оборудования из дальнего зарубежья.
Кроме того, в рамках совершенствования государственного регулирования АПК будут реализовываться мероприятия по обеспечению связи между наукой и производством.
Фото пресс-служба МСХ РК
декабре 2017 года.
Но, видимо, программу начали разрабатывать еще при Асылжане Мамытбекове, который ушел с поста министра сельского хозяйства в мае 2016 года.
Понятное дело, новый начальник всегда строит работу по-своему, и ему не всегда улыбается заканчивать то, что начал его предшественник. Тем более, когда страна работает над такой большой стратегией.
Непосредственными ответственными лицами программа называет 15 министерств. Там почти всё правительство плюс Нацбанк, акиматы областей и 3 городов-миллионников. Зачем столько? Почти все ответственные лица за 5 лет сменились. Поэтому неудивительно, что проект не сыграл.
Да, формально координирует всю работу минсельхоз. Но какие у него полномочия? Это не расписано. В общем, удобно: накосячил аким села – киваешь на акимат области, недопоставили ГСМ – минэнерго виновато, не дали технику – минфин деньги не выделил. МСХ ни при чем.
Цели и задачи
Разработчики были щедры на прожекты. Они предложили поднять производительность труда на селе сразу в 3 раза: с 1,2 миллиона тенге на 1 работника до 3,7 миллиона тенге к 2021 году. Обеспечить экспорт переработанной (!) продукции в 2,5 раза до 2,4 миллиарда долларов.
Задачи – тоже понятные и простые: обеспечить продовольственную безопасность, повысить доступность финансирования для субъектов АПК и обеспечить оптимальное налогообложение субъектов АПК, повысить эффективность использования земельных и водных ресурсов, дать дорогу к рынкам сбыта, развивать экспорт, аграрную науку и получение новых технологий, повышать техническую оснащенность села, поднять качество госуслуг и внедрение цифровых технологий в АПК. И самое главное: повысить уровень удовлетворенности условиями жизни населения в сельской местности.
Что из этого было сделано?
Производительность труда
Цель – повышение конкурентоспособности отрасли АПК путем увеличения производительности труда с 1,2 миллиона тенге на 1 занятого в сельском хозяйстве в 2015 году до 3,7 миллиона тенге к 2021 году.
В сентябре 2019 года Президент сказал, что в Казахстане производительность труда в сельском хозяйстве составляет всего 5 тысяч долларов на человека. Это 2,1 миллиона тенге. В это же время в Беларуси этот показатель был равен 33,5 тысячи, в России – 18,4 тысячи долларов. Для сравнения.
Видимо, тогда Касым-Жомарт Токаев говорил по цифрам прошедшего, 2018 года. Но если верить данным Бюро нацстатистики, в том году наша производительность была 3,6 миллиона. Это 9,8 тысячи долларов. Цифры никак не бьются. Значит, или главе государства на стол подают другие данные, или Бюро национальной статистики верить совсем нельзя, или МСХ пишет цели как хочет. Чему верить?
По итогу 2020 года производительность составила 5,4 миллиона тенге. Мы превысили показатель в 1,5 раза! Дальше данные отсутствуют.
Но нет. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года цены на продукты выросли сразу на 33 процента. Пшеница подорожала на 40 процентов, растительные масла – на 60 процентов, мясо – на четверть. Это показывает, что рост производительности нашего села – бумажный. Его нет. Но он есть. Он не может не есть.
Экспорт и импорт
Экспорт продуктов питания в 2016 году чуть превысил 2 миллиарда долларов. В 2020 году (более поздних данных пока нет) – уже 3,2 миллиарда. Рост – почти наполовину.
Импорт тоже цветет и пахнет, хотя он вроде должен сокращаться: в 2016 году мы купили продуктов питания на 3 миллиарда долларов, в 2020 году – уже на 4 миллиарда. Рост такой же стабильный и неумолимый.
Что же мы продаем? В основном это сырье и полуфабрикаты: зерно, мясо, растительные жиры, рыба, мука. Это товар с низкой добавленной стоимостью. Покупаем же большей частью готовый продукт.
Доля готовой продукции в торговле у нас до боли непоколебима: в экспорте – 15 процентов, в импорте – половина. И так всю сельскую пятилетку. Это говорит о том, что, если наша перерабатывающая промышленность и растет, этот рост естественный. Это никому не нужный беспризорник. Чтобы изменить ситуацию, АПК нужны деньги: на пополнение оборотных фондов, на обновление парка оборудования, на новые технологии, на обучение.
Это, кстати, говорит о невыполнении сразу 5 из 9 задач Программы:
2) Повышение доступности финансирования и обеспечение оптимальных режимов налогообложения АПК; Мы можем потерять отрасль – о ситуации в сельском хозяйстве
3) Повышение эффективности использования земельных ресурсов;
4) Повышение эффективности использования водных ресурсов;
6) Обеспечение развития аграрной науки, трансферта технологий;
7) Повышение уровня технической оснащенности и интенсификации производства в АПК.
Продовольственная безопасность
Одна из основных задач – обеспечить продовольственную безопасность. ФАО считает пороговым значением обеспечения внутреннего рынка отечественными продуктами питания – 80 процентов.
К 2019 году страна смогла удовлетворить свои потребности выше этого уровня по 31 товару. Это картофель, огурцы, свекла, рис, гречка, баранина, яйцо, мука, хлеб, макароны, молоко, соль, томаты, морковь, капуста, лук, перец, говядина, конина, свинина, кисломолочные продукты, сливочное и подсолнечное масло.
Но тут есть засада: треть торговли в Казахстане находится в тени. Поэтому никто не знает, сколько и каких товаров через нее проходит.
Поэтому потребности, о которых говорит МСХ, тоже бумажные. Они высчитаны из норм потребления. Видимо, из норм продуктовой корзины. А там они сделаны из физиологических минимумов.
По этим расчетам, казахстанец в день должен съедать 327 граммов хлеба, 58 граммов круп, 260 граммов картофеля, 114 граммов мяса, треть яйца. Но так ведь не бывает. Поэтому верить и в эти цифры особо не надо. Поэтому цены на продукты питания растут. А на овощи цены скачут в течение года: летом вниз, зимой – вверх.
Вероятно, бумажность цифр понимают и в правительстве. Один из таких признаков – это история с составом картофеля, который застрял на границе Казахстана и Узбекистана.
Зачем надо было вводить ограничения на экспорт, если мы обеспечиваем себя картошкой больше, чем надо? Только из-за страха роста цен.
Засада номер два: правительство наше активно использует понятие “продовольственная безопасность”. Но отдельного закона нет. Нормы продбезопасности у нас раскиданы по десятку разных мест, которые как бы и не связаны между собой. Они записаны в Законах “О развитии сельских территорий”, “О зерне”, “О национальной безопасности РК” и других. Кто будет их сводить в один документ?
Инвестиции
Чтобы можно было красиво показать рост, чиновники вводят разные показатели. Например, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве.
За базу взяли самый неудачный 2015 год. За год до этого упал курс тенге: в январе доллар шел за 155 тенге, в феврале вырос до 184 тенге. В 2015 году нас лихорадило, курс упал до 340 тенге. Бизнес посчитал инвестиции в этот момент очень рискованными, поэтому инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве составили 167,1 миллиарда тенге.
На 2017 год рост инвестиций нарисовали в 59 процентов, в 2018 году – 85, в 2019 году – 204, в 2020 году – 295, в 2021 году – 416 процентов. Иначе говоря, за пятилетку в АПК надо было вложить 2,5 триллиона тенге.
В 2016 году, когда тенге стал стабильнее, деньги потекли в село: инвестиции в основной капитал сельхозпредприятий выросли сразу на 50 процентов – до 253 миллиардов тенге. Тогда казалось, что всё задуманное уже исполняется. Но даже этих денег на поверку оказывалось мало. АПК был дефицитным, а доля села в инвестициях составляла всего 3 процента в экономике стран.
В итоге за пятилетку в село было вложено ровно 2,5 триллиона тенге. Это поразительное достижение министерства сельского хозяйства РК! Его специалисты добились высочайших достижений в искусстве предсказания. Ведь надо было увидеть, наверное, в хрустальном шаре, постепенное снижение курса тенге в 2018 году, планирование в 2019 году, пандемию и резкое падение тенге до 430 тенге в 2020 году и сдерживание его в 2021 году.
Но обычно так не бывает. Обычно цифры скачут туда-сюда на 10–20 процентов. Это нормально. Тем более что не учтены потери от инфляции. Похоже, цифры просто подогнали уже после, по итогам 2021 года.
И даже рост доли села в инвестициях до 7 процентов от всех вложений в основные фонды страны уже не радует. Это, скорее, говорит об общем снижении привлекательности экономики Казахстана и дальнейшей переориентации на упрощение производства.
То, что минсельхоз не будет выполнять Программу развития АПК до 2021 года, стало понятно еще 3 года назад, в 2019-м. Тогда в МСХ пришел новый человек – Сапархан Омаров. Он начал говорить не об экспорте казахстанской продукции, а об импортозамещении. Иначе говоря, он сменил цели: ему надо было сдержать цены внутри страны, а не развивать село. Это резко ограничило возможности для всего АПК. В программу 3 раза вносили изменения.
Злой эффект масштаба теперь играет против нас: если фермер держит баранов, его постоянные затраты будут делиться на 1 000, на 100 или на 10 баранов. Понятно, если у него 10 баранов, баранина будет дороже. Это мы видим по ценам на мясо, молоко, овощи.
МСХ перестало поддерживать экспорт. С 2007 по 2010 год Казахстан был мировым лидером по экспорту муки. Но потом нам закрыли рынки сбыта, и теперь мы бьемся за Афганистан. Просто обидно.
Рынок Казахстана слишком мал, чтобы полноценно развиваться. Нашему АПК нужны потребители. Тем более что они есть. Надо лишь постучаться в прикрытую дверь, развивать производственную кооперацию с соседями, а не сидеть в коконе, который когда-нибудь развалится.
В 2020 году, не дожидаясь окончания сельской пятилетки, МСХ разработало Национальный проект по развитию АПК на 2021–2025 годы. В прошлом году министерство представило Концепцию развития АПК РК на 2021–2030 годы. В документах сказано, что казахстанское село должно стать центром притяжения денег и технологий. Но действия чиновников, как в прошлом, так и ныне, говорят, что и эти документы так и останутся под сукном.
Медиа-портал Caravan. kz объясняет, как это госпрограмма положительно отразится на развитии АПК страны.
Отметим, что данная госпрограмма разработана в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства РК от 9 сентября 2016 года, в соответствии со стратегическими целями развития РК, обозначенными в Плане нации «100 конкретных шагов» и Стратегии «Казахстан-2050».
Главная цель госпрограммы амбициозна: обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса, а также:
- вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию;
- насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции;
- эффективное использование финансовых мер государственной поддержки;
- эффективное использование водных ресурсов;
- создание условий для эффективного использования земельных ресурсов;
- повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и средствами химизации;
- развитие торгово-логистической инфраструктуры;
- научное-технологическое, кадровое и информационно-маркетинговое обеспечение АПК
Согласно целевым индикаторам, в 2021 году в секторе АПК наша страна должна добиться следующих показателей:
Достижение в 2021 году следующих показателей:
1) рост производительности труда в сельском хозяйстве на 38% в реальном выражении к уровню 2015 года;
2) рост валовой продукции (услуг) сельского хозяйства на 30% в реальном выражении к уровню 2015 года;
3) рост объема экспорта продовольственных товаров на 600 млн долларов США;
4) снижение объема импорта продовольственных товаров на 400 млн долларов США;
5) рост оптовой торговли продовольственными товарами на 29% к уровню 2015 года;
6) снижение расхода поливной воды на 1 га орошаемой площади на 20% к уровню 2015 года (снижение с 9180 м3 в 2015 году до 7348 м3);
7) увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 1,9 км3 к уровню 2015 года;
8) объем воды в системах повторного и оборотного водоснабжения в промышленности:
повторное с 0,69 км3 в 2015 году до 0,77 км3;
оборотное с 7,3 км3 в 2015 году до 7,62 км3
Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местных бюджетах на реализацию Программы в 2017-2021 годах, составят всего 2 374,2 млрд тенге (РБ – 1 216 млрд тенге, МБ – 904 млрд тенге, другие источники –
306,2 млрд тенге), в т
всего – 359,7 млрд тенге;
РБ – 198,2 млрд тенге;
МБ – 144,5 млрд тенге;
другие источники – 17,0 млрд тенге;
всего – 397,9 млрд тенге;
РБ – 202,0 млрд тенге;
МБ – 151,0 млрд тенге;
другие источники – 44,9 млрд тенге;
всего – 429,4 млрд тенге;
РБ – 207,9 млрд тенге;
МБ – 158,4 млрд тенге;
другие источники – 63,1 млрд тенге;
всего – 558,8 млрд тенге;
РБ – 281,6 млрд тенге;
МБ – 193,6 млрд тенге;
другие источники – 83,6 млрд тенге;
всего – 628,4 млрд тенге;
РБ – 326,3 млрд тенге;
МБ – 204,5 млрд тенге;
другие источники – 97,6 млн тенге
Отметим, что суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год.
Как заявляют в Министерстве сельского хозяйства (а именно это ведомство отвечало за разработку госпрограммы) АПК Республики Казахстан имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития: усиливаются экспортные позиции масличного, мясного секторов, а по зерну и муке Казахстан в кратчайшие сроки вошел в число крупнейших стран-экспортеров в мире. Членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе и Всемирной торговой организации создает возможности и одновременно предъявляет высокие требования к конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешних рынках. В этой связи роль государственного регулирования АПК крайне важна.
За период независимости были разработаны девять программных документов, на основе которых реализовывалась государственная политика в сфере АПК: Программа социально-экономического развития «Аул» на 1991-1995 годы и на период до 2000 года, Концептуальная программа развития АПК на 1993-1995 годы и до 2000 года, Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000-2002 годы, Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 годы, Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы, Концепция устойчивого развития АПК на 2006-2010 годы, Программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития АПК РК на 2006-2010 годы, Программа развития АПК на 2010-2014 годы и Программа по развитию АПК в РК «Агробизнес – 2017».
Как отметили в Минсельхозе, согласно анализу текущей ситуации, в сельском хозяйстве создается около 5% валового внутреннего продукта страны. В 2015 году валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил 3,3 трлн. тенге, что в реальном выражении ниже уровня 2011 года на 4,1%.
В структуре валовой продукции отрасли наблюдается высокая доля продукции личных подсобных хозяйств. Около 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства реализуется в виде сырья, без переработки, а готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность.
В госпрограмме особо отмечен тот факт, что на основании анализа географического расположения Казахстана, емкостей рынка сельскохозяйственной продукции, транспортной доступности можно сделать вывод о том, что потенциальными рынками сбыта остаются страны ЕАЭС, СНГ, Китай, Иран, Афганистан и ОАЭ.
Лидирующими по объему экспортируемыми продуктами по являются:
растениеводческая продукция – пшеница, ячмень, кукуруза, маслосемена;
животноводческая продукция – говядина, свинина, баранина, мясо птицы.
В целом, в структуре импорта таких стран, как Россия, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, по отдельным видам продуктов растениеводства продукция из Казахстана занимает более 86%. Так за 2015 год от всего объема импортированной пщеницы России доля пшеницы из Казахстана составила 86,6%. В импорте Узбекистана по пшенице, муке и маслосеменам доля продукции из Казахстана составляет 100%, 99,2% и 98,7% соответственно.
По животноводческой продукции, учитывая внутреннюю обеспеченность отечественным производством, экспортный потенциал имеют говядина, свинина и баранина. Наибольшие объемы импорта данных продуктов наблюдаются в таких странах как Китай, Россия, Иран и ОАЭ.
Не обошли вниманием в госпрограмме разработчики и финансовые меры государственной поддержки.
Как отмечается в программе, «инструмент инвестиционного субсидирования направлен на частичную компенсацию (от 20% до 80%) инвестиционных затрат на строительно-монтажные работы, технику и оборудование по 19 направлениям (48 паспортов). Всего с начала реализации (2014 – 2015 годы) данной меры государственной поддержки были просубсидированы 2 729 субъектов АПК на общую сумму субсидий – 19,1 млрд тенге, сумма привлеченных инвестиций составила 67,8 млрд тенге
Интересно, что основная доля привлеченных инвестиций за счет инвестиционных субсидий приходится на отрасль животноводства 55% (37,6 млрд тенге), на растениеводство – 35% (23,2 млрд тенге), на переработку животноводческой и растениеводческой продукции 10% (7 млрд тенге).
По итогам двух лет реализации данной меры государственной поддержки недофинансирование составило 35,4 млрд тенге.
По инструменту субсидирования ставок вознаграждения по кредитам субъектов АПК, лизингу сельскохозяйственной техники и животных, технологического оборудования удешевляется процентная ставка по кредитным/лизинговым договорам: для пополнения оборотных средств, приобретения основных средств и др. в национальной валюте – на 7%, в иностранной валюте – на 5%; для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования в отрасли животноводства и кормопроизводства, снижение ставки вознаграждения в национальной валюте – на 10% годовых и в иностранной валюте – на 7%.
За 2014 – 2015 годы субсидирование процентной ставки осуществляется по обязательствам 4 601 субъекта АПК на общую сумму основного долга 243,2 млрд тенге, в том числе по приобретенным субъектами АПК
12 254 единицам сельскохозяйственной техники.
По видам деятельности основная доля участников приходится на растениеводческую отрасль 48,8%, переработку животноводческой и растениеводческой продукции 29,8%, животноводство 7,8% и прочие виды деятельности 13,4%.
В целях снижения кредитной нагрузки субъектов АПК и рисков их банкротства с 2013 года реализуются меры финансового оздоровления обязательств субъектов АПК. Условиями финансового оздоровления предусматриваются продление сроков кредитования до 9 лет, снижение ставки вознаграждения до 14%, из которых 7% субсидируется из государственного бюджета, а также списание финансовыми институтами штрафов и пени.
За 2013 – 2015 годы при реализации финансового оздоровления субъектов АПК одобрены заявки 404 субъектов АПК на общую сумму задолженности 520 млрд тенге. С 2016 года прием новых заявок для участия в программе финансового оздоровления не осуществляется.
На субсидирование процентной ставки в рамках финансового оздоровления субъектов АПК в 2013 – 2014 годы было выделено 7,2 млрд тенге. В 2015 году – 18,9 млрд тенге, в т. 5,8 млрд тенге средства Национального фонда РК, которые были полностью освоены. На 2016 год в РБ предусмотрены средства в размере 24,7 млрд тенге. Ежегодно для субсидирования ставок вознаграждения требуется порядка 20 млрд тенге, что составит 164,3 млрд тенге до 2024 года.
Важнейшим направлением на сегодня в РК является развитие системы производства, сбыта, переработки сельскохозяйственной продукции, материально-технического снабжения, кредитного, сервисного и информационно-маркетингового обслуживания сельхозтоваропроизводителей.
Производственные кооперативы будут заниматься производством сельскохозяйственной продукции путем совместной обработки земли, использования единой системы севооборотов, прогрессивных технологий выращивания растениеводческой продукции и разведения животных, совместного использования сельскохозяйственной техники и др.
Сбытовые кооперативы будут заниматься реализацией продукции, производимой членами кооператива, а также сбором, хранением, сортировкой, сушкой, продажей сырья в свежем или переработанном виде оптом или в розницу и транспортировкой продукции членов кооператива.
Перерабатывающие кооперативы будут создаваться с целью организации первичной переработки сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на крупные перерабатывающие предприятия и в оптово-розничные сети.
Кооперативы по материально-техническому снабжению будут обеспечивать СХТП необходимыми в производственном процессе ресурсами и материалами: горюче-смазочными материалами, семенами, удобрениями, ядохимикатами, кормами, запасными частями, строительными и другими сопутствующими для сельскохозяйственного производства материалами.
Кредитные кооперативы будут заниматься кредитованием своих членов как на производственные цели сельскохозяйственного назначения, несельскохозяйственные виды бизнеса, так и на потребительские цели.
Сервисные кооперативы будут представлять своим членам услуги, связанные с процессом производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворением общих потребностей в других областях (агрохимическом, ветеринарном, техническом обслуживании, водообеспечении, электроснабжении, ремонте и обслуживании техники, телефонизации, племенной и селекционной деятельности, проведении исследований в животноводстве и растениеводстве и другое).
Информационно-маркетинговые кооперативы создаются с целью обеспечения своих членов информацией о новых технологиях, сортах, породах, ситуации на рынках.
К преимуществам объединения в сельскохозяйственный кооператив относятся:
сохранение членами кооператива своей юридической и экономической самостоятельности при создании сбытового, перерабатывающего, снабженческого и других видов обслуживающих кооперативов, т. они остаются собственниками земли, сельскохозяйственных животных, произведенной продукции, имеющейся сельскохозяйственной техники;
эффективное использование земельных, производственных, трудовых ресурсов, возможность совместного использования прогрессивных технологий производства продукции, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования при создании производственного кооператива;
стабильный сбыт произведенной СХТП продукции без посредников напрямую на переработку, в торговую сеть;
осуществление взаиморасчетов путем перечисления на счета членов кооператива (личных подсобных, крестьянских хозяйств и др
сокращение затрат членов кооператива на транспортировку, доставку сырья до переработки и реализации за счет формирования более крупных партий продукции;
защита интересов членов кооператива и наличие права голоса на общем собрании кооператива при обсуждении и принятии решений производственного, организационного и экономического характера;
возможность получения государственных субсидий, льготного кредитования, налогообложения для кооператива путем централизованной подготовки документов аппаратом управления кооператива;
возможность безвозмездного получения информационно-консультационной помощи от специалистов кооператива;
обеспеченность поливной и питьевой водой;
производственное и потребительское кредитование своих членов;
оказание услуг по благоустройству сельских населенных пунктов;
снижение затрат на агрохимическое, ветеринарное, техническое обеспечение, ремонт и обслуживание техники, селекционно-племенную работу;
обеспечение стабильной занятостью (постоянной и дополнительной работой в сезон).
Важным фактором эффективного функционирования кооператива является механизм внутрихозяйственных экономических взаимоотношений между его членами и кооперативом, включающий проведение общего собрания, выбор органов управления, распределение прибыли кооператива и др.
Организация кооперативов будет проводиться поэтапно.
На первом этапе определяется инициативная группа СХТП, которые готовы объединиться в сельскохозяйственный кооператив, обосновываются необходимость организации кооператива, виды деятельности, основные ее функции, состав учредителей.
На втором – проводится учредительное собрание кооператива, выбираются члены правления, ревизионной комиссии, председатель, утверждаются правила вступления и выхода из кооператива, учредительные документы (устав, учредительный договор и др.
На третьем – проводится государственная регистрация кооператива в районном органе юстиции, утверждаются источники формирования имущества кооператива, размеры паевых взносов, создание фондов и другие внутрихозяйственные вопросы деятельности кооператива.
На четвертом этапе – на основе предварительного расчета выявляются потенциальные объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции, определяются рынки сбыта, потребители, их экономическое положение, размеры и источники финансирования, т. разрабатывается бизнес-план кооператива с технико-экономическим обоснованием его производственной деятельности, определяются основные подразделения кооператива, их состав и функции.
Сельскохозяйственные кооперативы будут созданы в различных отраслях АПК РК (молочной, мясной, плодоовощной, хлопководческой, масложировой и др. ) в процессе продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до потребителя. При формировании кооперативов необходимо учитывать специфические особенности отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и их рынков.
Создание кооперативов на рынке мяса и молока находится под влиянием таких факторов, как скоропортящийся характер продукции, высокая доля поголовья и производства продукции в личных подсобных и крестьянских хозяйствах, низкая концентрация поголовья, высокая зависимость от кормовой базы.
На рынке картофеля и плодоовощной продукции системы сбыта строятся под влиянием таких факторов, как локальное производство отдельных ее видов по территории страны (теплолюбивых овощей и фруктов, ранней продукции), основных объемов – в хозяйствах населения при наличии специализированных крупных коллективных предприятий и тепличного хозяйства в пригородной зоне, скоропортящийся объемный характер продукции, сезонность и стабильное по времени потребление, наличие альтернативных видов продукции – сушеных, замороженных, консервированных, в том числе соков. Эти факторы определяют необходимость организации срочного сбыта отдельных ее видов.
При организации сельскохозяйственной кооперации будут максимально задействованы уже имеющиеся производственные мощности по переработке продукции. На территории районов, где нет перерабатывающих предприятий, при строительстве новых мощностей будут учитываться особенности перерабатываемой сельскохозяйственной продукции: транспортные затраты на единицу массы, капиталоемкость, возможные объемы и сезонность поступления сырья.
Одним из главных препятствий на пути создания сельскохозяйственных кооперативов являются недостаток у потенциальных членов кооператива стартового капитала для покупки техники и оборудования при низком уровне доступности кредитных ресурсов коммерческих банков и отсутствие значимой государственной поддержки. Поэтому одной из основных задач рекомендуемого механизма повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в РК является формирование адекватной рынку многоканальной системы финансовой поддержки кооперативных структур за счет государственных средств, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, средств донорских отечественных и зарубежных организаций.
С учетом наличия специфических особенностей каждого региона будут разработаны региональные программы развития сельскохозяйственной кооперации, которые будут включать разъяснительную работу, финансовую, организационную, пропагандистскую, консультационную, информационную помощь созданным кооперативам. При их разработке будет учтен комплекс взаимосвязанных задач, адресных мероприятий социального, экономического, организационного, производственного характера с указанием используемых ресурсов, источников их получения, достигаемых результатов и механизм распространения и развития сельскохозяйственной кооперации.
Региональные программы будут направлены на распространение положительного опыта, облегчение доступа кооперативов к рынкам сбыта, снабжению материально-техническими ресурсами, агросервисным услугам.
С целью получения достоверной информации о деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их эффективности будет введена система статистического наблюдения за развитием сельскохозяйственных кооперативов, создан регистр «Сельскохозяйственные кооперативы» по видам и формам деятельности, проведение периодичных выборочных обследований сельскохозяйственных кооперативов.
Консультационная и организаторская работа будет направлена на:
создание новых кооперативов там, где это необходимо;
расширение числа членов в уже существующих кооперативах;
оказание помощи членам кооперативов в активном участии в процессе принятия решений и управления делами кооперативов;
оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе.
Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных кооперативов на селе является создание единой системы сельскохозяйственных кооперативов, которая представляет собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях, объединенных на государственном, региональном и районном уровнях. Механизм повышения эффективности развития сельскохозяйственных кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными (местными) органами, путем формирования Координационного совета и рабочих групп консультантов по вопросам организации форм сельскохозяйственной кооперации на районном уровне, а также взаимодействие их с финансовыми, общественными и другими организациями.
С целью повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в республике будут созданы координационные советы на уровне каждого района. Основной задачей координационного совета является обеспечение мероприятий по развитию системы сельскохозяйственных кооперативов на уровне района.
Со стороны местных исполнительных органов будет оказано содействие в обеспечении необходимой инфраструктуры для СХК (земельные участки, в т. для заготовки кормов, торговые места на рынках, убойные пункты, необходимые коммуникации).
Кроме того, будет оказана помощь в виде заключения договоров поставки с перерабатывающими предприятиями, составления бизнес планов и обеспечение сбора документов на получение кредита.
Также будет оказана поддержка со стороны ветеринарных служб по обеспечению безопасной эпизоотической ситуации в кооперативах.
В рамках государственной поддержки кооперативов по заготовке и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, оказанию сервисных и кредитных услуг будут оказаны меры поддержки финансового и нефинансового характера.
В ноябре прошлого года министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов во время представления концепции госпрограммы отметил:
«Агропромышленный комплекс имеет большое значение, как для экономического, так и социального развития страны. В связи с чем, для повышения его эффективности улучшается политика регулирования развития агропромышленного комплекса».
Реализация новой роли АПК сбалансирует устойчивое развитие страны, увеличит производительность труда и обеспечит повышение уровня жизни основной части населения. Сельские жители, ведущие подсобные хозяйства, получат новые возможности для вовлечения в товарное производство через масштабную кооперацию и целевую государственную поддержку.
В Госпрограмме будут пересмотрены механизмы субсидирования и кредитования «КазАгро». Реализация программы позволит расширить охват получателей субсидий в 7 раз, заемщиков по льготному кредитованию «КазАгро» и участников кредитных товариществ — в 1,4 раза с приоритетом поддержки малого и среднего предпринимательства.
Так, планируется расширение охвата кредитными ресурсами всех категорий сельхозпроизводителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на сельхозкооперативы, малый и средний агробизнес.
Установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро». Например, со следующего года, кредит на ВПР для конечного потребителя будет снижен до 3% годовых (взамен 7,4% в 2016 году).
«Государственная поддержка животноводства осуществляется по 34 направлениям субсидирования. В рамках Госпрограммы предусматривается совершенствование программ субсидирования отрасли. Исключается 4 направления в животноводческой отрасли», — отметил А. Мырзахметов.
Это импорт племенного КРС мясного направления; содержание племенных быков молочных пород в общественных стадах; реализация бычков на крупные откорм площадки; удешевление грубых и сочных кормов.
Также планируется увеличить нормативы субсидий по 7 направлениям; снижение порогов и пересмотр критериев по 8 направлениям; включение 6 новых направлений субсидирования, в том числе 4 региональных направлений; передача в МИО 5 направлений; остается без изменений 10 направлений.
«Для повышения эффективности субсидирования в растениеводстве предусматривается переход от гектарного субсидирования к субсидированию конечной продукции и кредитованию весенне-полевых работ приоритетных культур», — сказал вице-премьер-министр.
По словам Аскара Мырзахметова причины отказа от гектарной субсидии являются недостаточные темпы диверсификации, низкая загруженность комбикормовых маслоперерабатывающих заводов, высокая доля импорта растительного масла, сахара.
«Высокой остается доля пшеницы в структуре посевов (57% при рекомендуемых наукой 45%), что влияет на уровень цены реализации, в связи с высоким объемом производства. Загруженность маслоперерабатывающих заводов составляет 550 тыс. тонн или 45%, а комбикормовых заводов 1,2 млн. тонн или 42% соответственно. Высокая доля импорта: растительного масла составляет 160 тыс. тонн или 40%, сахара 432 тыс. тонн или 97%», — проинформировал Глава Минсельхоза.
В целях решения названных проблем и обеспечения отрасли животноводства сбалансированными кормами, и как следствие обеспечения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт назрела необходимость стимулирования производства конкретного перечня культур.
Предполагается использовать потенциал АО «НК «Продкорпорация» как оператора для финансирования производства конкретного перечня культур путем кредитования весенне-полевых работ; по закупу продукции с последующей реализацией комбикормовым заводам (ячмень, кукуруза), либо на переработку перерабатывающим заводам (масличные и кукуруза).
Реализация программы создаст условия для становления ЛПХ в качестве крупного участника системы производства сельхозпродукции через кооперацию, расширения их производственных возможностей и повышения качества продукции.
Увеличение платежеспособного спроса и улучшение качества жизни на селе станет основой стабилизации процессов урбанизации и повышения социальной защищенности сельских жителей.
Полностью с госпрограммой можно ознакомиться ЗДЕСЬ
Госпрограммы
Данный раздел создан для информирования предпринимателей о существующих государственных программах Республики Казахстан.
Перечень государственных программ, реализуемых в РК:
Пожалуйста, заполните поле
Пожалуйста, заполните поле
Пожалуйста, заполните поле
Пожалуйста, заполните полеПожалуйста, заполните поле
МСХ РК
презентовал концепцию Государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы
Сегодня в Министерстве сельского
хозяйства Республики Казахстан Первый вице-министр сельского хозяйства
Айтуганов К. презентовал концепцию новой Государственной программы развития
АПК в Республике Казахстан.
На расширенном заседании
Правительства от 9 сентября текущего года Главой государства поручено
Правительству до конца года разработать Государственную программу развития АПК,
интегрировав в неё Государственную программу управления водными ресурсами
Казахстана.
Целью государственной программы
станет обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной
продукции АПК.
Основными задачами
разрабатываемой Государственной программы будут: повышение эффективности
животноводства на 58% и растениеводства на 40%; развитие масштабной сельхозкооперации
для вовлечения 670 тысяч мелких производителей в товарное производство и
создания действенной системы сбыта и переработки продукции; обеспечение
эффективности и доступности господдержки с максимальным охватом СХТП;
реализация целенаправленной экспортной политики и продвижение казахстанского
бренда органической продукции; вовлечение в оборот более 600 тыс. га орошаемых
земель; совершенствование государственного регулирования АПК.
Кроме того, в рамках
переутверждения программы в формат государственной планируется ряд
корректировок системы субсидирования, что позволит охватить больше получателей
государственной поддержки, тем самым повысив ее эффективность.
В целом, в отрасли
растениеводства будет продолжена работа по диверсификации сельскохозяйственных
культур. В частности, будут замещены части площадей пшеницы под более
востребованные культуры (масличные культуры, ячмень, кукуруза на зерно,
сахарная свекла, кормовые культуры). Для повышения продуктивности
сельхозпродукции будет оказана государственная поддержка для применения
высококачественных семян и внесения удобрений.
В отрасли животноводства
необходимо обеспечить аграриев кормом. В этой связи, будет разработан и внедрён
страновой кормовой баланс, увеличены площади кормовых культур; будут стимулированы
производство и потребление комбикормов, а также проведена работа по повышению
эффективности использования пастбищ. Также будут приняты меры по повышению доли
племенных животных путем оказания государственной поддержки.
Помимо мер по обеспечению сельского
хозяйства водой и увеличения площади орошаемых земель на 600 тыс. га,
дополнительно будут сформированы сведения о состоянии земельных ресурсов в
электронном формате.
Более того, для
инфраструктурного обеспечения АПК будут реализовываться мероприятия по
стимулированию создания сельских кооперативов по сбыту продукции, кредитованию
сельчан и оказанию им сервисных услуг, а также по обеспечению доступности
финансовых инструментов.
Также, в целях повышения
технической вооруженности субъектов АПК будут приняты меры по снижению доли
закупа дорогостоящих техники и оборудования из дальнего зарубежья.
Кроме того, в рамках
совершенствования государственного регулирования АПК будут реализовываться
мероприятия по обеспечению связи между наукой и производством.
Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»
Уважаемый пользователь сайта!
Сервис «Улучшим законы вместе» разработан в целяхпредоставления возможности предпринимателям сообщать напрямуюв Национальную палату о нормах, мешающих вести и развиватьбизнес.
По результатам изучения предоставленной Вами информации будутданы ответы:
— предложения поддержаны
— предложения не поддержаны
В случае подтверждения Ваших доводов, в адрес государственныхорганов – разработчиков правовых актов будут направленыпредложения о внесении изменений и дополнений в действующеезаконодательство.
По нормам, противоречащим требованиям Закона, будут принятымеры прокурорского реагирования.
Вы можете отследить результат рассмотрения Вашего предложенияпо адресу: atameken. kz/ru/lawoffer
НПП РК «Атамекен» сменил домен наatameken