У этого термина существуют и другие значения, см. Байтерек.
АО «Национальный управляющий холдинг „Байтере́к“» — ключевой финансовый институт Правительства Казахстана, который был создан Указом Президента РК от 22 мая 2013 года. Холдинг «Байтерек» через свои дочерние организации является ключевым оператором в реализации государственных и правительственных программ и Плана нации «100 конкретных шагов».
АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» — «Бәйтерек» Ұлттық басқарушы холдингі» АҚ
Расположение
Казахстан, Астана, пр. Мангилик Ел, 55А
Ключевые фигуры
Арифханов Айдар Абдразахович (председатель правления), Мамин Аскар Узакпаевич (председатель совета директоров)
Отрасль
Финансовый институт развития Правительства Республики Казахстан
Собственный капитал
1,2 трлн тенге (2019)
Чистая прибыль
52 млрд тенге (2019)
Активы
5,2 трлн тенге (2019)
В Холдинг входят: АО «Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Жилстройсбербанк Казахстана», АО «ИО „Казахстанская ипотечная компания“», АО «ЭСК „KazakhExport“», АО «ФРП „Даму“», АО «QazTech Ventures», АО «Казына Капитал Менеджмент», ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund».
НУР-СУЛТАН, 12 апреля. /ТАСС/. Казахстан и Россия определили ракетно-космическую корпорацию (РКК) «Энергия» головной организацией — разработчиком по проекту создания космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на Байконуре. Об этом корр. ТАСС сообщили в пресс-службе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана в воскресенье.
«На сегодняшний день государственное задание на создание космического ракетного комплекса «Байтерек» поддержано республиканской бюджетной комиссией. Совместно с российской стороной определена головная организация — разработчик по проекту — ПАО «РКК «Энергия». Ведутся преддоговорные работы по реализации проекта», — информировали в пресс-службе.
Продолжение истории после рекламы
Запуски космических аппаратов с комплекса «Байтерек» будут проводиться по коммерческим программам и государственным заказам Казахстана и России. Первый пуск с КРК «Байтерек» запланирован на 2023 год.
«В соответствии с технико-экономическим обоснованием КРК «Байтерек» создается путем реконструкции и модернизации существующих объектов наземной космической инфраструктуры КРК «Зенит-М» с выполнением необходимого дооснащения для выполнения коммерческих космических программ и проектов, а также реализации национальных космических программ России и Казахстана с использованием создаваемой российской стороной в рамках федеральной космической программы РФ на 2016-2025 годы ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», — уточнили в пресс-службе.
В настоящее время казахстанской стороной прорабатывается переименование космического комплекса «Байтерек» в «Назарбаевский старт». «Процедура переименования будет произведена путем внесения изменений в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о создании на космодроме Байконур КРК «Байтерек» от 22 декабря 2004 года. Новое название вступит в силу после разработки и согласования сторонами проекта протокола о внесении и изменений в вышеуказанное соглашение и его ратификации», — уточнили в министерстве.
О проекте «Байтерек»
В 2018 году был подписан протокол о внесении изменений и дополнений в соглашение между правительством Казахстана и правительством России о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года. Он определяет обязанности сторон по проекту, вывод из аренды и передачу казахстанской стороне объектов наземной космической инфраструктуры КРК «Зенит-М» для дальнейшей модернизации. В данном проекте казахстанская сторона отвечает за создание наземной инфраструктуры КРК «Байтерек» путем модернизации имеющегося КРК «Зенит-М». Россия разрабатывает ракету-носитель «Союз-5» и «Союз-6», которые планирует запускать с этого комплекса.
Ранее президент РФ Владимир Путин предложил назвать создаваемый для запусков с Байконура перспективных ракет-носителей среднего и полутяжелого классов «Союз-6» и «Союз-5» космический ракетный комплекс в честь первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Стартовый комплекс получит название «Назарбаевский старт».
Автор «статьи» рассказывает историю некоей 34-летней Айжан Ахметовой, которая после ухода мужа из семьи осталась с маленьким ребенком на руках и еле как сводила концы с концами. Но когда она увидела по телевизору интервью с одним из депутатов от фракции Nur Otan, где сообщалось о якобы законодательной инициативе, для которой была разработана специальная цифровая платформа. Автор статьи уверяет, что деятельность и прозрачность работы платформы якобы регламентируется органами финансового контроля, а ее работа обеспечивается тем, что государство последнее время активно скупает золото для покрытия долговых обязательств по внешним займам и стабилизации бюджета.
Все выглядит очень даже правдоподобно. Если бы не гиперссылки, вставленные в некоторые слова в тексте, которые ведут на сторонний сайт. Да и сама эта якобы «новость на Inbusiness.kz» открывается по ссылке, никак не связанной с данным СМИ.
«Государственные ценные бумаги могут иметь доходность на фондовом рынке от 8% до 12% годовых. Если какая-то организация заявляет, что государство предлагает доходность выше, стоит задуматься, за счет чего она формируется. Понятно, что бюджет формируется за счет налоговых поступлений самих граждан, и было бы очень странно, если бы государство стало направлять их не на инфраструктурные вещи и функционирование бюджетных организаций, а раздавать направо-налево всем желающим», — рассказал Дмитрий Акмаев.
Главный совет, который дают эксперты каждому казахстанцу, увидевшему объявления о сенсационных госпрограммах, розыгрышах, опросах и гивах – перепроверять информацию в той организации, от имени которой создано объявление.
Перед тем, как принять положительное решение об участии в рекламируемых «госпрограммах» и прочих возможностях быстрого заработка, не лишним будет перепроверить информацию и в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка. В приложении Fingramota Online нужно зайти в раздел «финансовое мошенничество и пирамиды» и задать вопрос о том, реально ли запустили ту или иную программу, есть ли лицензия у организаторов тех или иных розыгрышей, платных опросов, брокеров, аналитиков и так далее. Специалисты обязательно ответят, насколько безопасно вкладывать.
«С начала 2021 года в этот раздел к нам обратилось уже более 500 человек с вопросами подобного характера. Мы всем отвечаем, в случае необходимости обращаемся в компетентные органы, чтобы они провели проверку и дали ответ», — пояснил Акмаев.
Иными словами, любые предложения, связанные с большими деньгами, нужно всегда ставить под сомнение и много раз посчитать риски, прежде чем нажимать кнопку «Продолжить» или «Принять участие». Вступив в игру, выйти из нее без финансовых потерь уже не получится.
О реализации государственной программы «Нұрлы жер» проинформировали представителей СМИ заместитель председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Ануар Омарходжаев и заместитель председателя правления АО «Байтерек девелопмент» Алтай Куздибаев в ходе пресс-конференции, прошедшей в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.
По информации спикеров, через механизм выкупа облигаций акиматов по направлению строительства кредитного жилья приобретены ценные бумаги на 108,8 млрд. тенге. За счет данных средств акиматами сдано 10,6 тыс. кредитных квартир по фиксированным ценам для вкладчиков Жилстройсбербанка и участников программы «7-20-25». В текущем году планируется профондировать акиматы на 101,2 млрд. тенге (10,4 тыс. квартир).
По итогам 2019 года в рамках системы жилищных строительных сбережений Жилстройсбербанком населению выдано 50,3 тыс. льготных займов на 527 млрд. тенге, из них в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» выдано 8,6 тыс. займов на 67 млрд. тенге. Данные займы выданы участникам госпрограммы под 5% годовых с первоначальным взносом от 20%. На сегодня в системе Жилстройсбербанка числится 1,6 млн. договоров с суммой накоплений свыше 806 млрд. тенге. Банк занимает первое место по долгосрочным вкладам населения в тенге.
Кроме того, с июля прошлого года реализуется программа льготного ипотечного кредитования для малообеспеченных семей «Бақытты отбасы» под 2% годовых сроком до 20 лет. Из республиканского бюджета было выделено 50 млрд. тенге. В Жилстройсбербанк поступило 5,2 тыс. заявок на общую сумму 51,7 млрд тенге, из них одобрено 5 тыс. заявок на 50 млрд тенге (выдано 4 223 займа на 42,7 млрд тенге). Начиная с текущего года, согласно поручению Главы государства, ежегодный план выдачи составляет 10 тыс. займов.
По направлению долевого жилищного строительства Фондом гарантирования жилищного строительства (дочерняя организация Холдинга) при плане 71,4 млрд. тенге одобрены проекты на общую сумму 88,8 млрд. тенге. Это позволило защитить вклады населения на приобретение 6 тыс. квартир на коммерческом рынке. В текущем году планируется выдать гарантии на завершение строительства на сумму свыше 90 млрд тенге.
По направлению субсидирования кредитов частных застройщиков Фондом развития предпринимательства «Даму» подписаны к субсидированию 47 проектов на общую сумму 49,6 млрд тенге. Стоимость коммерческих кредитов для строительных компаний была удешевлена в среднем на 50%. При этом, половина построенного жилья реализуется вкладчикам Жилстройсбербанка, участникам программы «7-20-25» и коммерческих банков по фиксированным ценам. Также, согласно поручению Главы государства, ведется работа по оптимизации жилищного блока холдинга «Байтерек» путем объединения действующих операторов – Байтерек девелопмент, Казахстанской ипотечной компании, Фонда гарантирования жилищного строительства и передачи Единому оператору функции субсидирования кредитов застройщиков от Фонда «Даму». До 1 июля текущего года будут внесены соответствующие изменения в законодательство. Таким образом, количество действующих пяти операторов сократиться до двух — жилищный блок Холдинга будет стимулировать спрос со стороны работающих граждан через займы Жилстройсбербанка и обеспечит предложение по строительству жилья через функции Единого оператора.
Ануар Омарходжаев рассказал о применении новых методов строительства, современных материалов и технологий, принципиально иных подходах в планировании массовой застройки.
Кроме того, в ходе пресс-конференции выступил заместитель Председателя Правления АО «Байтерек девелопмент» Алтай Куздибаев, который показал работу специального Ситуационного центра, разработанного в рамках госпрограммы «Нұрлы жер». Благодаря этой системе можно дистанционно вести мониторинг всех строящихся объектов с применением современных технологии контроля. Ситуационный центр также позволяет проводить онлайн-мониторинг освоения выделенных средств и реализации жилья, прогнозировать дату ввода объекта с возможными отклонениями и так далее.
В рамках проекта «Байтерек» будет использоваться ракета «Союз-5»
Здесь необходимо отметить, что это долгосрочный проект, первое соглашение по которому было подписано еще в 2004 году для развития и дальнейшего углубления сотрудничества между Россией и Казахстаном в космической сфере.
Первоначально в рамках этого проекта планировалось применение ракетоносителя «Ангара», но его практическая реализация очень сильно задержалась. В процессе его стоимость, к тому же, выросла 7 раз, после чего, он вообще был переведен на космодром «Восточный».
Проект «Ангара» носит для России стратегический характер, поскольку представляет собой новый этап в развитии отечественной космонавтики, поэтому данный ракетоноситель и был перенесен на новый космодром «Восточный». При этом, процесс здесь идет очень тяжело и с большими задержками, вследствие чего, пока до конца не ясно, когда данный проект будет окончательно реализован.
В результате, «Ангара» в рамках «Байтерека» была заменена сначала на ракетоноситель «Зенит» совместного российско-украинского производства, но вследствие событий 2014 года и разрыва торгово-экономического сотрудничества между Россией и Украиной от этого проекта стороны вынуждены были отказаться, а в качестве окончательной редакции утвердить ракетоноситель «Союз-5».
Базовой для «Байтерека» станет ракета «Союз-5»
Это ракетоноситель среднего класса, который в настоящее время разрабатывается российской ракетно-космической корпорацией «Энергия» и который будет способен вынести на низкую околоземную орбиту порядка 17 тонн полезной нагрузки.
Примечательно, что на базе данной ракеты специалистами РКК «Энергия», вероятно, будет разработан и многоразовый вариант первой ступени, что свидетельствует в первую очередь о том, что данный проект создается исключительно для коммерческих запусков. Об этом также говорит и предполагаемая стоимость одного запуска «Союза-5», которая оценивается в скромные 55-56 млн долларов.
Это позволит данному ракетоносителю успешно конкурировать с предложением, которое в настоящий момент предложили рынку коммерческих запусков такие частные американские космические компании, как SpaceX и Blue Origin.
«Проект «Байтерек» имеет долгую и сложную историю, здесь взлеты и падения, а также смены ракетоносителей переплетаются друг с другом. И сейчас мы видим замену одной ракеты на другую, что очень непросто и очень затратно», — заключает Моисеев.
Проект «Байтерек» чрезвычайно важен для Казахстана
Здесь нужно отметить, что ракета «Союз-5» будет готова не ранее 2022 года. Соответственно, в рамках данного проекта предстоит преодолеть немало сложностей, прежде чем Москва и Вашингтон смогут добиться итогового результата. Кстати говоря, данный проект чрезвычайно важен для Казахстана, поскольку с его помощью Астана хочет усилить свои личные позиции на мировом космическом рынке.
В этом контексте показательно и название «Байтерек», что в переводе с казахского означает «тополь» или «древо жизни» – в Астане, после перевода в данный город казахстанской столицы из Алма-Аты, был построен огромный монумент с таким именем.
«Данный проект технически сложен и финансово чрезвычайно затратен, но, в целом, он имеет отличную перспективу для того, чтобы занять хорошие позиции на глобальном рынке космических запусков», — констатирует Моисеев.
Как замечает эксперт, сотрудничество России и Казахстана по «Байтереку» имеет отличную перспективу, просто здесь необходимо остановиться на каком-то одном варианте, который стал бы оптимальным выражением затраченных усилий.
Россия продолжит и дальше использовать «Байконур»
Здесь также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Москва и Астана одновременно с подписанием соглашения по «Байтереку» продлили и договор по российской аренде космодрома «Байконур». Теперь это соглашение действует до 2050 года, что говорит нам о том, что Москва еще, как минимум, на три десятилетия не откажется от данной площадки.
«Это правильное решение, пусть и в наших двусторонних «космических» отношениях с Казахстаном есть определенные сложности. Это касается так называемых непредвиденных событий вроде аварий и прочего в этом духе», — резюмирует Моисеев.
По словам Ивана Михайловича, это частые и завышенные требования Казахстана за характерные для отрасли технические трудности. В частности, за увеличение площади падения остатков российских ракетоносителей, но, в целом, все эти проблемы решаются и не омрачают наше сотрудничество с Казахстаном по космодрому «Байконур» и вообще всей совместной космической программе.
Так что, это правильное и логичное решение для России, поскольку с космодромом «Восточный» пока есть большое количество трудностей и непонятно, когда данный проект сможет использоваться на полную мощность. Тем более, там на сегодня готов только один стартовый модуль в отличие от «Байконура», где в случае соблюдения определенных требований можно запускать все.
«Соответственно, мы будет и дальше сотрудничать с Казахстаном для практического использования космодрома «Байконур», что и логично, поскольку это наш ближайший партнер, как в теме космоса, так и в политике и экономике», — заключает Моисеев.
Таким образом, перед нами еще один шаг вперед для отечественной космонавтики.
История развития холдинга «Байтерек»Править
АО «НУХ «Байтерек» создано в целях оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики Указом Президента Республики Казахстан от 22 мая 2013 года № 571. Основная задача Холдинга — управление принадлежащими ему на праве собственности и переданными в доверительное управление пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц. В состав Холдинга вошли 10 институтов развития, ранее находившиеся под управлением государственных органов, и АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына».
Холдинг стал оператором Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015—2019 годы. В составе Холдинга создан инфраструктурный фонд Kazakhstan Infrastructure Fund с капитализацией 20 млрд тенге, выделенных из республиканского бюджета в 2013 и 2014 годах.
Для содействия инфраструктурному развитию страны Холдинг и АО «Казахстанский центр ГЧП» совместно создали ТОО «Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства».
В структуре Холдинга создан Baiterek Venture Fund — венчурный фонд для инвестирования в приоритетные сектора экономики.
В рамках 62-го шага «Плана нации — 100 конкретных шагов» инициирована программа «Лидеры конкурентоспособности — Национальные чемпионы» с целью содействия динамичному росту компаний-участников, которые могут стать конкурентоспособными лидерами в Евразийском экономическом союзе.
Холдинг продолжил реализацию государственных и правительственных программ «Нұрлы жол», индустриально-инновационного развития на 2015—2019 годы, «Дорожная карта бизнеса — 2020».
Фонд гарантирования ипотечных кредитов преобразован в АО «ФГЖС».
В сентябре 2016 года принято решение о расширении мандата ТОО «Центр сопровождения проектов ГЧП» о переименовании в Фонд по финансированию и разработке проектной документации индустриальных и инфраструктурных проектов ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund».
Актуализирована Стратегия развития АО «НУХ «Байтерек» на 2014—2023 годы. Утвержден Кодекс корпоративного управления АО «НУХ «Байтерек» в новой редакции.
Правлением утверждена Стратегия цифровизации АО «НУХ «Байтерек» на 2018—2023 годы. Введена в постоянную (промышленную) эксплуатацию информационная система «Единый портал поддержки предпринимательства Digital Baiterek», обеспечивающая комплексную и клиентоориентированную поддержку бизнеса.
Дочерними организациями Холдинга, АО «БРК» и АО «ККМ», создан фонд прямых инвестиций DBK EquityFund размером 100 млн долл. США с целью капитализации проектов АО «БРК».
Холдингом проведены процедуры по оптимизации структуры, в частности, по АО «ИФК» реализованы доли участия по 4 проектам на общую сумму 337 млн тенге. По АО «НАТР» реализована доля участия в ТОО «Технопарк КазНТУ им. К. И. Сатпаева».
Советом директоров утверждена Инвестиционная политика Холдинга в новой редакции, фокусирующаяся на проектах частного сектора экономики, которые способствуют устойчивому социально-экономическому развитию страны.
В декабре 2018 года размещен дебютный выпуск тенговых облигаций на сумму 77,7 млрд тенге со сроком обращения 15 лет на АО «Казахстанская фондовая биржа».
В 2018 году с помощью инструментов АО «БРК» введены в эксплуатацию 6 новых предприятий стоимостью 173 млрд тенге, в частности, построены Макинская птицефабрика в Акмолинской области, транспортно-логистический центр и новые мощности завода по розливу минеральной воды и напитков в Шымкенте, создан комплекс по производству железнодорожных колес в Павлодарской области, налажено производство моторного топлива экокласса К5 в Западно-Казахстанской области, модернизирован завод по производству минеральных удобрений в Мангистауской области.
В отчетном году при содействии АО «БРК-Лизинг» одобрены к финансированию 74 лизинговые сделки на общую сумму 54 млрд тенге, в частности, на приобретение двух воздушных судов для передачи в финансовый лизинг по заявке АО «Авиакомпания «Жетысу», строительство завода энергоэффективных архитектруных фасадов по заявке ТОО «КСМ Техновид», строительство завода по производству керамогранита и керамической плитки в г. Актобе по заявке ТОО «Зерде-Керамика Актобе» и иные проекты.
За 2018 год фондами с участием АО «ККМ» проинвестировано 5 проектов на сумму 46 млрд тенге, в частности, строительство ветровой электростанции (проинвестирован двумя фондами — DBK Equity Fund, АО «Baiterek Venture Fund»), строительство складских помещений, строительство магистрального газопровода «Сарыарка» и модернизация подвижного парка.
Роль холдинга «Байтерек» в государственных программахПравить
Холдинг «Байтерек» является ключевым оператором в реализации государственных и правительственных программ и для Плана Нации — «100 конкретных шагов».
Деятельность холдинга «Байтерек»Править
АО «НУХ «Байтерек» — интегрированный институт развития, включающий в себя 61 организацию, из них 11 дочерних организаций, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат Холдингу на праве собственности: 10 акционерных обществ со 100-процентным участием Холдинга и одно товарищество с ограниченной ответственностью с 97-процентным участием.
Миссией АО «НУХ «Байтерек» является содействие устойчивому экономическому развитию Республики Казахстан в целях реализации государственной политики и достижения целей, поставленных «Стратегией — 2050».
Видение АО «НУХ «Байтерек» — ключевой институт Правительства Республики Казахстан, соответствующий передовым стандартам корпоративного управления и обеспечивающий реализацию задач по устойчивому развитию экономики Казахстана путем её диверсификации, поддержки инноваций, развития экспорта, увеличения производительности труда.