Что такое федеральный проект «Безопасность дорожного движения»
Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» является частью национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), реализуемого с 2019 года. Основной его показатель – это уровень транспортного риска (число погибших на 10 тыс. транспортных средств) и дополнительный – уровень социального риска в ДТП (число погибших на 100 тыс. населения). К 2030 году запланировано снизить уровень социального риска с 10,2 до 4, а транспортного – с 2,58 до 1,01.
Более 800 человеческих жизней сохранено в 2020 году благодаря реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Сработал весь комплекс мер, включающий проведение социальных кампаний, работу в перинатальных центрах, оснащение подразделений Госавтоинспекции новым оборудованием и современными патрульными автомобилями. В 2021 году работа по снижению травматизма в ДТП продолжается по уже скорректированному плану.
Проведение социальных кампаний по пропаганде безопасности дорожного движения, оснащение подразделений Госавтоинспекции новым оборудованием, организация работы по привитию детям навыков безопасного поведения на дороге и пр. Эти и другие мероприятия планируется выполнить в 2022 году в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Благодаря аналогичной работе в прошлом году удалось снизить количество погибших на дорогах. Эксперты ожидают, что в этом году позитивный тренд сохранится. Мероприятия, запланированные в рамках федерального проекта БДД на 2022 год, можно разделить на несколько направлений.
6.3. Федеральный проект «Безопасность дорожного движения»
Федеральный проект направлен на достижение к 2024 году целевого показателя сокращения смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности).
В настоящее время наблюдается позитивная тенденция сокращения смертности. Так, с 2012 года количество погибших на дорогах снизилось на треть (с 27991 в 2012 году до 19088 в 2017 году). Показатели федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» были выполнены ранее намеченного срока. Эти результаты подтвердили верность выбранного подхода, основанного на комплексном системном воздействии на все субъекты правоотношений в области дорожного движения.
Решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, потребует активизации усилий всех заинтересованных органов власти. При этом целесообразно сохранение подходов к организации этой работы, положительно зарекомендовавших себя в предыдущие годы. В то же время при сохранении существующей динамики сокращения смертности в дорожном движении достичь поставленных целей, очевидно, не удастся. Необходимы выработка и применение новых подходов к повышению безопасности дорожного движения.
Достижение указанных целей будет осуществляться за счет материально-технического перевооружения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, развития информационных технологий, оснащения организаций здравоохранения санитарным транспортом, пропагандистско-воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников движения и их родителей. Планируется решать задачи по повышению ответственности участников дорожного движения за наиболее грубые нарушения правил дорожного движения, совершенствованию квалификации водителей транспортных средств, обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств установленным требованиям, созданию правовой основы для развития беспилотных технологий управления автомобилями. В соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации (поручение от 11 июля 2018 г. N ДМ-П9-4145) планируемые мероприятия определены с учетом основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы (утверждена Показателями федерального проекта являются социальный риск (количество погибших на 100 тыс. населения).
Методика расчета показателя социального риска основана на данных о количестве погибших в дорожно-транспортных происшествиях, определяемых в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, а также прогнозных значениях численности населения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 годы, формируемых Росстатом. В то же время задачей 3.1 федерального проекта («Приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование учета дорожно-транспортных происшествий») является пересмотр данной методики в целях учета всех источников данных, включая медицинские организации и организации записи актов гражданского состояния.
Планируемая динамика сокращения социального риска определена с учетом результатов анализа опыта, накопленного в процессе реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». Так, в период с 2018 по 2021 годы прогнозируется замедление динамики сокращения социального риска (по сравнению с периодом 2014 — 2017 годов), что обусловлено следующими причинами:
— исчерпание ресурсов организационно-правовых механизмов воздействия на поведение участников дорожного движения (прежде всего водителей), в том числе созданных в процессе реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах»;
— завершение острой фазы экономического кризиса и переход к росту экономических показателей, что влечет за собой увеличение объемов грузо- и пассажироперевозок, повышение мобильности населения за счет ускорения темпов прироста парка автотранспортных средств (до 2 — 2,5 млн. ед. в год против 0,5 — 0,8 млн. ед. в «кризисных» 2015 — 2016 годах), а также вследствие интенсификации бизнес-процессов, развития туризма, перемещения рабочей силы и пр.
В период с 2022 по 2024 годы ожидается существенное ускорение динамики снижения социального риска, что связано, главным образом, с использованием потенциала, накопленного в процессе реализации первого этапа (2018 — 2020 годы) Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы, включая:
— изменение поведения участников дорожного движения путем оптимального сочетания методов убеждения и принуждения, связанных с разработкой и реализацией единой информационной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также совершенствованием организационно-правовых механизмов надзорной деятельности;
— развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения как участниками дорожного движения, так и субъектами этой деятельности (развитие мобильных приложений, позволяющих привлекать граждан к надзору за соблюдением правил дорожного движения);
— реализация комплекса мер по повышению безопасности уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов, детей и пр.);
— использование потенциала институтов страхования гражданского и имущественного страхования;
— применение телематических и иных инновационных технологий в целях контроля за дисциплиной водителей, режимом труда и отдыха профессиональных водителей;
— повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении профессиональных участников рынка перевозок пассажиров и грузов, а также в отношении владельцев автомобильных дорог и улиц;
— совершенствование системы автоматической фиксации правонарушений в области дорожного движения, повышением ее мобильности и функциональности;
— установление правового статуса и ответственности диспетчерских служб (агрегаторов) каршеринга и такси;
— адресная ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
— качественное совершенствование улично-дорожной сети регионального и местного значения за счет расширения адресности и географии реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги»;
— внедрение инновационных мер и технологий организации дорожного движения, развитие интеллектуальных транспортных систем, цифровизация процессов управления дорожным движением и дорожным хозяйством;
— дальнейшее развитие систем общественного транспорта, а также реализация крупных инфраструктурных проектов развития железнодорожных и водных транспортных путей, повышение доли перемещаемых посредством них пассажиров и грузов;
— дальнейшее развитие системы подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении;
— совершенствование системы обеспечения удовлетворительного технического состояния транспортных средств на всех этапах жизненного цикла;
— дальнейшее омоложение парка транспортных средств, повышение уровня их пассивной и активной безопасности, а также внедрение новых автоматических систем помощи вождению (экстренной остановки перед препятствием, удержания в полосе и пр.);
— повышение оперативности вызова экстренной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия (в том числе с применением системы «ЭРА-ГЛОНАСС»);
— обучение широких слоев населения методам оказания первом помощи пострадавшим;
— снижение уровня потребления алкоголя населением, системной деятельностью по предупреждению случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения;
— модернизация системы формирования и расходования дорожных фондов, включая введение ограничений на нецелевое использование субъектами Российской Федерации средств этих фондов;
— систематизация и приведение к единым стандартам систем управления безопасностью дорожного движения регионального и местного уровней.
Реализация федерального проекта окажет непосредственное влияние на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:
— обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
— повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет);
— вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых.
Рисками реализации федерального проекта являются:
1. Рост автомобилизации населения;
2. Разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;
3. Снижение среднего возраста водительского состава;
4. Приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
5. Недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения;
6. Применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере.
Новые мероприятия и методики
Для реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Госавтоинспекция придерживается четкого плана, но раньше он состоял из шести мероприятий, с 2021 года их уже восемь. Одно из новых направлений называется «Повышение безопасности транспортного средства», в этой области Госавтоинспекция давно работает со специалистами Минпромторга России. Запланирован ряд научных исследований для внедрения в транспортные средства современных средств пассивной и активной безопасности, а также систем по минимизации человеческих ошибок при вождении. Не исключен и пересмотр требований к автобусам, например обязательная установка в них ограничителей скорости и алкозамков.
Второе новое направление включает мероприятия, направленные на повышение эффективности государственного управления в области безопасности дорожного движения. Планируются, в частности, семинары и совещания с органами исполнительной власти, региональными управлениями Госавтоинспекции для лучшей их координации друг с другом в работе по снижению аварийности. Субъекты федерации, напомним, должны разрабатывать и принимать собственные программы по улучшению безопасности дорожного движения, к этой работе возникает довольно много вопросов.
В рамках этого мероприятия планируется также разработать новую методику для расчета оценки экономического ущерба, наносимого государству ДТП. Такой документ существовал ранее, но устарел и прекратил действовать еще в 2005 году. «Методика необходима для того, чтобы любой государственный орган мог провести финансовые расчеты, для чего в том или ином месте, к примеру, нужен надземный пешеходный переход и почему на это нужно тратить бюджетные деньги, – поясняет Михаил Блинкин. – Расчет цены жизни для государства и общества – это довольно серьезный вопрос. В Северной Европе отчасти поэтому очень низкий уровень аварийности, потому что им дешевле аварию предотвратить, чем потом оплачивать последствия».
В 2021 году продолжится закупка и поставка в регионы всевозможного оборудования, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения (по линии МВД России в этом году в рамках федерального проекта выделяется 8,6 млрд руб.). Подразделения получат 4,2 тыс. новых патрульных транспортных средств – деньги выделены, необходимые конкурсные процедуры уже проводятся, скоро будут заключены контракты. Новые приборы для контроля за состоянием автодорог и транспортных средств также закупаются, в рамках одного из проведенных тендеров будет приобретено более 900 люксометров (средства измерения освещенности покрытия).
Часть запланированных мероприятий касается вопросов медицины. К примеру, для оперативного оказания помощи после ДТП закупаются новые кареты скорой помощи класса С (дооснащение медучреждений спецтранспортом в рамках федерального проекта происходило и в 2019 году). Для больниц и поликлиник закупаются хроматографы для выявления состояния опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ. В 2021 году также планируется наладить между Минздравом и МВД России информационный обмен сведениями о выданных медицинских заключениях (медсправках). Об этой проблеме Госавтоинспекция говорит уже много лет, она мешает вовремя выявить и ограничить допуск за руль граждан, страдающих болезнями, несовместимыми с вождением автомобиля. В будущем медсправка станет электронным документом, и обмен информацией будет происходить мгновенно, что существенно повлияет на уровень безопасности дорожного движения.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Социальные кампании, контроль дорог и техники
В первую очередь, это проведение кампаний по пропаганде безопасности дорожного движения и привлечению внимания населения к основным факторам риска. Если в прошлом году, напомним, проходила федеральная кампания «Твой ход, пешеход!», посвященная профилактике аварийности с участием пешеходов, то в этом году кампания направлена на снижение аварийности и количества столкновений при проезде перекрестков.
Необходимость проведения кампании подтверждается данными Госавтоинспекции: одним из основных видов нарушений является несоблюдение очередности проезда (17% от всех аварий, на них приходится 6% всех погибших). 30% всех ДТП (или более 40 тыс. происшествий) в 2021 году произошло на перекрестках. Чаще водители неверно определяют приоритет проезда, проезжают по ошибке на красный сигнал светофора, обгоняют на перекрестках, не предоставляют преимущества пешеходам и не соблюдают безопасную дистанцию.
В ходе кампании планируется разъяснить водителям, пешеходам и детям основные правила, напомнить про принципы и приоритеты проезда и перехода дороги на перекрестках. Этому, напомним, посвящена отдельная 13-ая глава Правил дорожного движения. Провести подобное мероприятие важно и с учетом того, что население крупных городских агломераций в последние годы растет, а именно в них и сосредоточена большая часть перекрестков. Кроме того, в последние годы в городах появились новые виды разметок (например, «вафельница») и знаков, значение которых нужно пояснить тем, кто не следит за изменениями в законодательстве.
Еще одно направление – дооснащение подразделений различным техническим оборудованием, используемым в повседневной работе автоинспекторов. Это устройства для контроля за техническим состоянием транспортных средств – дымомеры, измерители люфта рулевого управления и светопропускания стекол. Конкурсы на выбор поставщиков уже проведены, контракты в стадии заключения. Подобные приборы и ранее использовались Госавтоинспекцией.
В рамках федерального проекта продолжится обновление «софта» необходимого для работы Госавтоинспекции. В феврале был заключен контракт на доработку программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М). В рамках данной работы будет налажен автоматический информационный обмен с Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой судебных приставов, Федеральным казначейством, Рособрнадзором и Росздравнадзором. Это будет способствовать более оперативному получению данных, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня оказания государственных услуг для граждан.
Традиционное направление в рамках федерального проекта – привитие детям навыков безопасного поведения на дорогах. Как и в прошлые годы подростки и дети в 2022 году будут вовлекаться в деятельность отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). В этом году планируется реализовать проект «Волонтер ЮИД», в рамках которого школьники разных возрастов будут участвовать в интерактивных мероприятиях на тему безопасности дорожного движения. Профильные смены ЮИД проведут во всероссийских детских центрах «Океан» и «Орленок». В октябре в ВДЦ «Смена» пройдет межгосударственный слет ЮИД. Общая цель этих мероприятий – сформировать у детей культуру поведения на дорогах, гражданскую ответственность и правовое самосознание, адаптироваться к процессу автомобилизации страны. Помимо этого в дистанционном формате пройдут всероссийские мероприятия: форум ЮИД, конкурсы «Безопасное колесо», «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах», «Безопасная дорога – детям!» и педагогический фестиваль межпредметных проектов по БДД.
Одно из новых направлений в рамках федерального проекта – изучение мнения населения об удовлетворенности безопасностью дорожного движения (УБДД). Напомним, что показатель УБДД был впервые введен в прошлом году, и теперь стоит задача повысить уровень удовлетворенности с 43% до 58% к 2030 году. Социологическое исследования на эту тему, в декабре 2021 года, проводил ВЦИОМ. Сейчас объявлен конкурс на проведение серии таких работ в течение всего года. Замерять новый показатель будут ежемесячно, начиная с мая. А в декабре выведут годовой показатель.
Стоит также отметить, что управление всем федеральным проектом теперь происходит централизовано – из ФКУ «Дирекция программы ПБДД». Данное учреждение в 2006–2020 гг. управляло федеральной целевой программой по повышению безопасности дорожного движения, и успело накопить серьезный менеджерский опыт. Дирекцию сегодня возглавляет Игорь Королев, ранее работавший в УГИБДД Москвы, правительстве Москвы, Московской области и курировавший, в том числе, тематику безопасности дорожного движения.
Чем закончился прошлый год
В 2021 году в рамках федерального проекта была проведена масштабная работа, которая привела в итоге к снижению показателей аварийности. Значительно обновился парк патрульного автотранспорта. Автоинспекторы получали приборы для контроля состояния дорог и автомобилей, медицинские укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Была модернизирована информационная система учета и анализа сведений о безопасности дорожного движения, перезапущена Единая автоматизированная информационная система технического осмотра, на базе перинатальных центров и родильных домов проводились тренинги для молодых мам по безопасной перевозке детей.
Школьники и подростки вовлекались в деятельность отрядов юных инспекторов движения и участвовали во всероссийской онлайн-олимпиаде «Безопасные дороги» на знание основ ПДД.
Нельзя забывать и про работу дорожников: в 2021 году в рамках нацпроекта БКД комплексно было обновлено порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны, что также позитивно сказалось на обеспечении безопасности дорожного движения. В результате по итогам года количество ДТП сократилось на 8,1%, число погибших в них – на 7,9%, раненых – на 8,3%.
Если проанализировать данные, начиная с 90-х годов, то на фоне общего тренда по снижению числа ДТП можно увидеть всплески аварийности, которые происходили, как правило, после различных финансовых и экономических кризисов, говорит глава общественного совета при Минтрансе России Михаил Блинкин. Однако признаков такого всплеска в 2022 году пока не наблюдается, считает он. Во-первых, говорит эксперт, выполнение нацпроекта БКД (и входящих в него федеральных проектов) продолжается, финансирование не сокращено, а, значит, состояние и безопасность дорожной сети с каждым годом улучшается.
Улучшается и медицина катастроф – все меньше времени требуется врачам на прибытие на место ДТП и оказания помощи пострадавшим. И это тоже позволяет сократить смертность на дорогах. Кроме того, говорит Михаил Блинкин, в связи с уходом многих иностранных компаний из России и приостановкой ряда промышленных предприятий есть вероятность общего снижения транспортной работы, что автоматически приведет к уменьшению числа поездок и аварийности.
Многие мероприятия, входящие в федеральный проект, ведутся десятилетиями, отмечает руководитель ФКУ «Дирекция программы ПБДД» Игорь Королев. «Мы уже видим, что эффективно, что нет, и можем гибко реагировать», — говорит он. — Так что, думаю, в этом году тренд на снижение аварийности и смертности сохранится и мы достигнем намеченных показателей. Для этого у нас есть весь необходимый инструментарий».
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
ГИБДД опубликовала план по реализации Стратегии безопасности до 2024 года
Стратегии безопасности на дорогах России до 2030 года началась. На сайте ГИБДД опубликован и вынесен на общественное обсуждение документ (можно посмотреть по ссылке «Проект плана Стратегии безопасности» выше или внизу материала), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года, – план проекта, согласно которому начнется реализация первой части, направленной на уменьшение аварийности и смертности на дорогах страны. В ближайшие 6 лет инспектирующая структура МВД при поддержке ведомств, отвечающих за безопасность дорог (того же Росавтодора), будет продвигать стратегию, разработанную во исполнение поручения Президента РФ, утвержденного в начале этого года.
Основными направлениями спасения жизней и благополучия автолюбителей и иных участников дорожного движения, в том числе пешеходов, названы:
изменение поведения участников дорожного движения, направленное на безусловное соблюдение норм и правил;
повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;
совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения;
совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения;
развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
При подготовке плана были учтены положения стратегических документов в областях национальной, экономической, общественной, транспортной безопасности, внешней, миграционной, а также политики социально-экономического развития.
Данные глобального направления особо были подчеркнуты в ГИБДД ввиду острой необходимости их реализации и невозможности продвижения идеи увеличения дорожной безопасности лишь поднятием штрафов и санкций против нарушителей. Вопрос национальной безопасности на дорогах может быть решен только комплексно, и хорошо, что структура это понимает.
Налицо наличие комплекса мер, цель которых будет едина – снижение до 2030 года аварийности, в идеале до 0 погибших на дорогах страны к 2030 году (эта цифра, разумеется, не более чем красивый пиар для властей, поскольку достичь подобного показателя в любой стране мира, тем более такой большой, как Россия, просто невозможно). На промежуточном этапе, до 2024 года, предполагается снижение социального риска, числа погибших на 100 тыс. населения с 13,4 до 4. Этот план, напомним, был утвержден правительством еще в январе 2018 года.
Опубликованный ГИБДД проект, скорее всего, не изменится после всех согласований в министерствах. На обсуждение в правительство он должен будет попасть в июле.
Документ по стратегии снижения аварийности
Документ на 12 страницах получил 94 пункта для реализации стратегии на разных уровнях, начиная от муниципальных образований и городов и заканчивая федеральным. Затрагиваются всесторонние вопросы: от источников финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях до организации проведения мониторинга состояния безопасности дорожного движения, совершенствования системы государственного учета показателей в области безопасности дорожного движения до разработки «специальной программы стандартизации предметов, услуг, технологий и иных объектов деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения».
Согласно документу, ГИБДД предлагает проанализировать соответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам безопасности дорожного движения на предмет соответствия федеральному законодательству, чтобы исключить множественные противоречия и подвести все под единый знаменатель, а также, наряду с другими предлагаемыми изменениями, разработать методические рекомендации по расчету экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
Документ разделен на тематические блоки – от общих направлений тематики вроде «Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения» до конкретных направлений: «Повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов», «Совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении», «Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и Правил дорожного движения» и «Развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП».
К примеру, в блок «Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и Правил дорожного движения» входят:
Предложения по наделению граждан возможностью снимать нарушения на мобильное приложение и отсылать видеоматериалы в ГИБДД, что достаточно живо обсуждалось в последние несколько лет и, несмотря на отсутствие действующей законодательной базы, скоро будет введено: «Организационно-методическое сопровождение возможности фиксации, передачи в полицию видеоматериалов, снятых свидетелями нарушений Правил дорожного движения с помощью специальных приложений для мобильных устройств, и правовое обеспечение упрощения механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности за такие правонарушения».
Развитие сети камер фото- и видеофиксации нарушений.
Применение так называемых «алкозамков» для водителей, работающих на транспорте или ранее привлеченных к ответственности за езду в пьяном виде: «Проработка организационно-правовых вопросов, связанных с установкой на транспортных средствах устройств блокирования запуска двигателя в случае наличия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (алкозамков), включая определение видов перевозок, для которых могут применяться такие устройства, а также категорий водителей (в том числе ранее привлекавшихся к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказавшихся от освидетельствования на состояние опьянения)».
Проработают вопрос, связанный с введением дополнительных требований в отношении водителей, привлекавшихся к ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. «включая обязательное психофизиологическое обследование водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения выше определенной степени или неоднократно».
Вообще, к пьяным за рулем приковано особое внимание законодателя, к сожалению, вопрос остается острым и нерешенным.
штрафстоянок (в том числе для грузовиков) и применение специальных блокирующих устройств на колеса автомобилей для осуществления задержания транспортных средств.
«Подготовка предложений о возможности использования данных ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в качестве доказательств фактов нарушений Правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности» – интересный пункт, выходящий за рамки прямого доказательства вины совершившего ДТП водителя.
по лицензированию пассажирских перевозок (читайте – ужесточение ответственности за нарушения в этом направлении деятельности). Мы рассматриваем этот пункт именно в таком ракурсе.
«Повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов»
Предложен и более глобальный пункт надзора за несовершеннолетними на дорогах: привлечение молодежных, общественных, в том числе волонтерских, организаций к реализации мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интересно, как это будет реализовано? Честно говоря, предложение достаточно своеобразное.
А вот пункт 19, гораздо более действенный и реально реализуемый, здесь речь идет о нанесении на детскую одежду и школьные рюкзаки световозвращающих элементов.
Но самым интересным предложением блока стало следующее: «Подготовка предложений по организации системы предоставления гражданам детских удерживающих устройств (в форме проката, аренды, безвозмездного пользования и пр.), в том числе на базе медицинских учреждений». То есть детские автокресла надлежащего качества можно будет взять в прокат и даже на безвозмездной основе. Возможно, речь идет о вариантах для малоимущих семей или организаций, занимающихся детскими перевозками?
Не обошли стороной в ГИБДД и ужесточение требований к водителям школьных автобусов.
Остальные интересные вещи можно прочитать непосредственно в официальном документе, в том числе касающиеся приведения в надлежащий вид нерегулируемых пешеходных переходов, обустройства велосипедных дорожек, уменьшения рекламы вдоль дорог, «оптимизации» скоростного режима в населенных пунктах, а также запуска обмена информацией между ГИБДД и Минздравом о водителях, имеющих противопоказания к вождению, введения штрафов для медкомиссий, незаконно выдающих медицинские справки, наделения инспекторов правом направлять автомобили с неисправностями в автосервис на диагностику и так далее, в том числе включение в состав медицинской аптечки средств для укрытия и переноса пострадавшего (термоодеяла) при низких температурах воздуха.
Новые информационные системы и социальные кампании
Еще одна важная часть федерального проекта – это совершенствование информационных систем Госавтоинспекции. В 2020 году велись доработка и перезапуск единой автоматизированной информационной системы технического осмотра ЕАИСТО. Система является центральным ядром стартовавшей реформы технического осмотра транспортных средств, в ней формируются электронные диагностические карты, туда загружаются фотографии приехавших на проверку автомобилей. Доступ к новой ЕАИСТО с марта 2021 года имеют только аккредитованные операторы с электронной подписью, что исключает доступ к системе мошенников. В течение года проводились и другие мероприятия по автоматизации контрольно-надзорной деятельности, в том числе развивалась система оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности движения. Это также предусмотрено федеральным проектом «Безопасность дорожного движения».
Кроме того, проводились мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения. Социальная кампания «Внимание на дорогу» была направлена на профилактику ДТП, связанных с отвлечением водителей от управления транспортными средствами. Эта проблема усугубляется ежегодно по мере роста популярности и доступности разнообразных девайсов и гаджетов, эксперты пытаются найти эффективное решение. Проведенное социологическое исследование показало, что 49% российских водителей так или иначе отвлекаются от дороги во время движения: 59% из них общаются с пассажирами, 45% ищут другую радиостанцию, 19% разговаривают по телефону и пишут сообщения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, использование девайса или гаджета во время управления транспортным средством (даже с применением гарнитуры) повышает риск попадания в аварию вчетверо, а если водитель пишет за рулем сообщение – в 20 раз. Кампания «Внимание на дорогу» была нацелена не только на водителей, но и на детей-подростков, передвигающихся по улицам в капюшонах и с наушниками, смотря в экраны смартфонов во время перехода через дорогу. «Очень важно объяснить детям правила безопасного поведения на дорогах как можно раньше и в доступной для них форме, – поясняет директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Лариса Фальковская. – Кампания позволяет сформировать правильные поведенческие установки как у детей, так и у их родителей и педагогов».
Другой удачный пример пропаганды безопасного вождения – трехлетний проект «Детство без опасности» (стартовавший в 2019 году), посвященный профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В перинатальных центрах и родильных домах эксперты и сотрудники Госавтоинспекции проводят для будущих (или уже состоявшихся) родителей регулярные тренинги, цель которых – убедить в обязательном соблюдении правил безопасной перевозки детей и обучить, как правильно выбрать автокресло и установить в машину. В 2019–2020 годах было обучено 200 медработников, проведено свыше 4,5 тыс. тренингов, которые посетили 9 тыс. участниц. В прошлом году тренинги стартовали в 35 регионах, к концу 2021 года они будут идти в 100 перинатальных центрах всех 85 субъектов страны.
В прошлом году в эфирах региональных телеканалов также размещались видеоролики с социальной рекламой и пропагандой безопасного вождения, на местных радиостанциях выходили в эфир передачи на актуальные темы в области безопасности дорожного движения. Заместитель начальника российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Олег Понарьин считает, что это стало заметным подспорьем для расширения географии телерадиовещания. «Впервые в истории подобные мероприятия реализуются за счет федеральной поддержки, – обращает внимание он. – На эти цели было выделено более 355 млн руб., в 2021 году планируется вдвое больше средств».
Новые автомобили и современный контроль
Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» (БДД) – это составная часть национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) и одновременно комплекс мероприятий, направленных на снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях. В 2020 году мероприятия выполнялись почти в полном объеме, несмотря на связанные с пандемией экономические сложности.
Подразделения Госавтоинспекции получили 4 тыс. новых патрульных автомобилей. Регионы, где наблюдается острый дефицит транспортных средств, дооснащаются современной техникой еще с 2019 года. «Использование патрульных автомобилей с высокими динамическими характеристиками позволяет сотрудникам в различных климатических и географических условиях выполнять задачи по профилактике грубых нарушений, способствующих совершению ДТП с наиболее тяжкими последствиями», – поясняют в ГУОБДД МВД России.
Сотрудники дорожно-патрульной службы получили также партию новейших приборов по контролю состояния дорог. Одна из главных целей нацпроекта БКД, напомним, – это приведение дорожной сети в нормативное состояние (за два года отремонтировали 32 тыс. км дорог, в этом году планируется еще 16 тыс. км), необходим и регулярный контроль за качеством работ.
В распоряжении автоинспекторов теперь есть дополнительно более 650 приборов для измерения ровности дорожного полотна, более 200 средств измерения коэффициента сцепления шин с покрытием, более 700 устройств для измерения освещенности дорог. Закуплено новое оборудование для измерения ровности покрытия и для определения коэффициента световозвращения разметки.
Госавтоинспекция также закупила почти 1,5 тыс. единиц оборудования для контроля состояния транспортных средств, автоинспекторам теперь доступны современные приборы по контролю дымности двигателей, проверке состояния шин и тормозов, люфта в рулевом управлении и т. д.
Количество ДТП с участием неисправных автомобилей, напомним, по-прежнему растет: по итогам 2020 года произошло более 7,6 тыс. подобных автоаварий, что на 13,7% больше, чем годом ранее. Новое оборудование и приборы инспекторы могут применять как при надзоре за дорожным движением, так и при контроле работы пунктов техосмотра. С 1 марта 2021 года, напомним, вступили в силу новые правила ТО, в рамках которых сотрудники Госавтоинспекции осуществляют государственный надзор за работой операторов.
Cоциальный риск (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) в европейских странах
Целевой показатель, заложенный в стратегию правительства, был рассчитан «посредством линейной экстраполяции данных» за период 2013–2016 годов, оказавшихся самыми успешными за всю историю исчисления социальных рисков в России (темпы его снижения превышали 10% ежегодно), предполагает Михаил Блинкин. «Такие типичны для стран с исходно высоким уровнем социальных рисков на начальных этапах реализации национальных программ безопасности движения,— отмечает он.— Дальнейшие успехи даются все труднее и труднее, имеет место нечто вроде известного экономистам эффекта снижения маржинальной полезности. Так что прогнозировать двузначные темпы снижения социальных рисков на сколько-нибудь долгосрочную перспективу, увы, совершенно неправомерно».
Как будут считать аварии?
Заложенный в национальных проектах горизонт планирования, согласно указу президента №474, смещен с 2024 на 2030 год, что коснулось в полной мере и национального проекта «Безопасные качественные дороги». Плановое финансирование нацпроекта в 2021–2023 годах сбалансировано между мероприятиями для обеспечения его ключевых параметров.
Главный показатель федерального проекта «Безопасность дорожного движения» – снижение риска гибели в ДТП (количество погибших на 100 тыс. населения) – сохранен в качестве приоритетного: в 2030 году он должен снизится до четырех. Однако он не в полной мере отражает эффективность проводимых мероприятий, поскольку сильно зависит от демографических и миграционных процессов, поясняют в Госавтоинспекции. Поэтому с 2021 года будет применяться дополнительный показатель, измеряющий транспортный риск (количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тыс. транспортных средств). «Показатель социального риска используется Всемирной организацией здравоохранения, чтобы сравнивать смертность по разным причинам – в ДТП, убийствах, от болезней и т. д., – поясняет глава общественного совета Минтранса России Михаил Блинкин. – Когда нужно охарактеризовать безопасность движения в динамике или в международных сопоставлениях, необходима привязка количества погибших в ДТП к численности автопарка или совокупному пробегу автомобилей. Самый объективный результат дает привязка к совокупному пробегу, но, к сожалению, этого показателя нет в нашей статистической отчетности».
На конечный результат повлияют и новые, более объективные, правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации №1502 и вступившие в силу с 1 января 2021 года. Отныне не попадают в государственную статистическую отчетность и не считаются дорожно-транспортными происшествиями происшествия вне дорог общего пользования, случаи падения пассажиров внутри движущихся городских автобусов, трамваев, троллейбусов при условии, что водитель не нарушил ПДД, нет погибших или раненых иных участников движения, не повреждены другие машины, груз или сооружения. Не учитываются и дорожные инциденты во время ЧС, аварии, произошедшие из-за смерти водителя за рулем в результате инфаркта, инсульта, простудных, инфекционных заболеваний либо из-за острых отравлений.
Каков результат работы?
В результате проведенной комплексной работы аварийность в 2020 году на дорогах серьезно снизилась: общее количество ДТП сократилось на 11,7% (до 145 тыс. аварий), число погибших уменьшилось на 4,9% (до 15,7 тыс.), раненых – на 13,2% (до 183 тыс.). Огромную роль, обращают внимание в Госавтоинспекции, сыграли мероприятия и других федеральных проектов нацпроекта БКД, например «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (их курирует Минтранс). Речь идет не только о восстановлении дорожного покрытия на региональной сети, но и об оснащении дорог знаками, ограждениями, разметкой, тротуарами и пешеходными дорожками, искусственным освещением, дорожными неровностями и комплексами автоматической фиксации нарушений ПДД. «Только скоординированные действия, комплексный и системный подход позволят сохранить человеческие жизни на автомобильных дорогах», – говорят в ГУОБДД МВД России.
Немалую роль, конечно, сыграла пандемия и действовавшие ограничения – временами сокращалось или резко увеличивалось количество транспорта на дорогах, вслед за этим менялись риски аварийности. К сожалению, по итогам 2020 года не во всех регионах удалось достичь прогнозных показателей, заложенных в федеральном проекте, констатирует Олег Понарьин. Среди основных причин он называет сокращение (или отсутствие) достаточного финансирования региональных проектов по безопасности дорожного движения, недостаточное внимание к вопросам реализации социальных программ в этой сфере, а также пропаганде законопослушного поведения на дорогах. Вопросы возникают также к качеству подготовки водителей в автошколах и недостаточному уровню медицинского обеспечения безопасности движения (наблюдаются проблемы в своевременности оказания качественной медицинской помощи и медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения).