Государственная программа чувашской республики развитие промышленности и инновационная экономика

Государственная программа будет способствовать:

  • реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в области эффективных инвестиций, основных направлений государственной инновационной политики;
  • ускоренному развитию инновационных секторов экономики, приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • дальнейшему развитию национальной инновационной системы.

Средства направляются в период с 2019 года по 2035 год.

Внесены изменения в государственную программу Чувашской
Республики «Развитие промышленности и инновационная экономика». Прогнозируемые
объемы финансирования мероприятий Государственной программы в 2019–2035 годах
составляют 27,4 млрд рублей, в том числе из них средства: федерального
бюджета – 620,4 млн рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики
– 742,9 млн рублей.

Эти деньги пойдут поддержку проектов развития
промышленности. В частности, на возмещение части затрат предприятим
на приобретение оборудования в лизинг, приобретение нового оборудования,
на капитализацию/докапитализацию Фонда развития промышленности в целях
предоставления займов промышленным предприятиям региона и на организацию и
проведение конгрессно-выставочных мероприятий, конференций, рабочих встреч.

Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
«О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики
«Развитие промышленности и инновационная экономика» подготовлен Минпромэнерго
Чувашской Республики в целях приведения государственной программы Чувашской
Республики «Развитие промышленности и инновационная экономика», утвержденной
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2018 г. №
522, в соответствие с требованиями Минпромторга России, озвученными на
совещании с представителями субъектов Российской Федерации в режиме
видеоконференцсвязи, для заключения соглашения на предоставление иного
межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных
мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации)
региональных фондов развития промышленности, за счет средств резервного фонда
Правительства Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 14 апреля 2022 г. № 884-р Минпромторгу России выделены средства
федерального бюджета на предоставление субъектам Российской Федерации иных межбюджетных
трансфертов и поручено не позднее 30 календарных дней после издания
распоряжения заключить с высшими исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации соглашения о предоставлении иных
межбюджетных трансфертов.

Напомним, что ранее, 23 декабря 2022 года межведомственная
комиссия Минпромторга России поддержала заявление Чувашской Республики о
перераспределении средств иного межбюджетного трансферта из федерального
бюджета, предоставленного бюджету субъекта Российской Федерации в целях
софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации,
возникающих при реализации региональных программ между мероприятиями
региональной программы, в 2022 году, приняла решение о возможности внесения
предлагаемых изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и
показателей региональной программы, на которую предоставлен иной межбюджетный
трансферт.

Кроме того, в период с 12 по 26 декабря 2022 года проведено
публичное обсуждение проекта постановления, в ходе которого предложений и
замечаний к проекту постановления не поступило, сообщает Минпромэнерго Чувашии.

Код ссылки на публикацию для сайта или блогаhtml-cсылка на публикациюКод для вставки в форум (BBCode)Прямая ссылка на публикацию

 Похожие публикации

Раздел I. Характеристика текущего
состояния

промышленности и инновационной
экономики Чувашской Республики,

в том числе прогноз их развития,
основные показатели и анализ

Промышленный комплекс Чувашской Республики – это
2981 организация, из которых 92,8 процента приходится на организации обрабатывающих
производств; 28,7 процента формирования валового регионального продукта;  27,1 процента занятых в экономике; 159,1
млрд. рублей отгруженной продукции в год; 16,4 млрд. рублей (или 45,4 процента
от общего объема) налоговых поступлений в бюджетную систему всех уровней.

Промышленный комплекс Чувашской Республики
представлен практически всеми видами деятельности. При этом в структуре
промышленного производства преобладают обрабатывающие организации, на долю
которых приходится 87,5 процента объема отгруженной промышленной продукции (по
итогам  2015 года). Преобладание в
структуре промышленного производства обрабатывающих предприятий свидетельствует
о несырьевой ориентации экономики Чувашской Республики.

Структура обрабатывающих производств промышленного
комплекса Чувашской Республики позволяет выделить «ключевые» виды экономической
деятельности, на долю которых приходятся наибольшие объемы отгруженных товаров,
выполненных работ и оказанных услуг (по итогам 2015 года):

производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования – 20,5 процента в структуре
обрабатывающих производств;

производство пищевых продуктов,
включая напитки, – 22,2 процента;

производство транспортных средств
и оборудования – 13,1 процента;

химическое производство – 13,8
процента.

В целях наращивания объемов производства
промышленными предприятиями ведется постоянная работа по освоению новых видов
продукции, внедрению новых производственных технологий.

Так, за последние годы освоено производство новых
видов продукции электротехнического назначения (серии терминалов,
программно-технический комплекс определения места повреждения воздушных линий,
реактор дугогасящий масляный с конденсаторным регулированием, комплексная
система управления и диагностики для электропоезда, автоматизированная система
контроля, блоки управления вагоном метро, судовые электрораспределительные
устройства); химической промышленности (средства защиты растений, полимерные
трубы, лакокрасочные материалы); машиностроения (модели тракторов, зерноуборочных
комбайнов, полноповоротных гусеничных экскаваторов, автоприцепов, бункеров
силосного типа из низколегированной стали и алюминиевого сплава для хранения
сыпучих материалов, в том числе полимерных продуктов, капустоуборочные
комбайны); легкой промышленности (лентоткацкая продукция, трикотажные изделия)
и др.

Предприятиями реализуются инвестиционные проекты,
направленные на создание новых высокотехнологичных производств. В частности, за
последние годы запущены новые производства в ООО «Ядринмолоко», Филиале ЗАО
«ТУС» – «Завод «КЕТРА», новые производственные корпуса в ООО «ЧЭТА», ЗАО
«Чебоксарское предприятие «Сеспель», АО «Шумерлинский завод специализированных
автомобилей», ООО «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры», ОАО
«Тароупаковка». Введены в действие две очереди комплекса производственного
назначения в ООО Научно-производственное предприятие  «ЭКРА», новое производство по выпуску
высококачественной отделочной клинкерной керамической плитки, а также завод по
производству клинкерной брусчатки ООО «Экоклинкер», введен в действие новый
научно-производственный корпус ООО «Научно-производственное предприятие
«Бреслер». Открыт новый производственный цех в ООО «Научно-производственное
предприятие «Спектр» по производству силикон-акриловых полимеров и эмалей с их
применением. Также введены в действие новые производственные мощности по
выпуску импортозамещающей продукции: ООО «Хевел» – производство солнечных
модулей на базе тонкопленочной микроморфной технологии компании «Oerlikon», ООО
«Завод инновационных технологий» – производственный цех по производству систем
энергоснабжения и теплотехники, новый производственный корпус ООО «НПП
«Динамика» с обновленным парком высокотехнологичного оборудования.

В целях дополнительной загрузки производственных
мощностей ведется активное сотрудничество промышленных предприятий со
стратегическими партнерами (ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Россети»,
ПАО «РусГидро», ОАО «Концерн «Росэнергоатом», ПАО «Газпром» и др.). Также
реализуются соглашения о сотрудничестве с ОАО «Российские железные дороги», ПАО
«Россети», негосударственным образовательным учреждением Московская Школа
Управления «СКОЛКОВО», Минпромторгом России, ФГБУ «Российская академия наук»,
Ассоциацией энергетиков топливно-энергетического комплекса, ЗАО «Группа
Управления Проектами» и др.

Политические и экономические процессы, происходящие
на мировых рынках, оказывают влияние и на развитие Чувашской Республики, что
обусловливает появление ряда проблем.

Наиболее общими проблемными вопросами являются:

недостаточная конкурентоспособность отдельных видов
выпускаемой продукции и услуг;

высокая степень износа материально-технической базы
в отраслях промышленности;

недостаточная реализация инновационного потенциала;

дефицит квалифицированных специалистов в отраслях
промышленности.

В дальнейшем перспективы развития промышленного
производства будут связаны с реализацией мероприятий, направленных на
импортозамещение. Так, в химической отрасли предприятия республики замещают
продукцию из Китая, Украины и Словакии. ПАО «Химпром» – одно из крупнейших
предприятий отечественной химической индустрии, выпускает продукты органической
и неорганической химии, фосфорорганические продукты, комплексоны,
поверхностно-активные вещества (ПАВ) и кремнийорганические продукты, резинохимикаты
и др. Производственную деятельность также осуществляют филиал ЗАО Фирма
«Август» «ВЗСП», ЗАО «Дюпон Химпром» (производство средств защиты растений),
ООО «ЭЛКОН», ООО «Научно-производственное предприятие «Спектр», ООО НПФ «Эмаль»
(производство лакокрасочных материалов), а также ряд малых предприятий.

Электротехнические предприятия республики занимают
одно из ведущих мест на мировом рынке электротехнической продукции и активно
замещают своей высокотехнологичной продукцией импортные аналоги таких известных
мировых брендов, как Сименс, Тошиба, АББ, Шнайдер Электрик. Доля чувашских
товаропроизводителей на рынке электротехнического оборудования релейной защиты
и автоматики Российской Федерации сегодня составляет более  40 процентов. Электротехнические предприятия
республики заместили около  15 процентов
от зарубежных поставок электротехнического оборудования (реле), поставляемого
ранее в Российскую Федерацию.

Ведущим российским производителем
пилотажно-навигационных комплексов, систем автоматического и дистанционного
управления, бортовой вычислительной техники и систем индикации для летательных
аппаратов военной и гражданской авиации является ОАО «Научно-производственный
комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко».

Значительное место в промышленном потенциале республики
занимают предприятия, входящие в состав Холдинга АБС ЭЛЕКТРО (в инфраструктуру
которого входят предприятия, расположенные на территории России и Восточной
Европы). На территории республики расположены ОАО «ВНИИР», ОАО «АБС ЗЭИМ
АВТОМАТИЗАЦИЯ», ООО «ВНИИР-Прогресс», ООО «ВНИИР-Промэлектро».

Читать также:  Развитие экономики и внешних связей является составной частью государственной программы Курской области

ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» является
одним из ведущих электротехнических предприятий страны, производит широкий
спектр электрооборудования, соответствующего стандартам ведущих зарубежных
компаний.

Динамично развиваются инновационные предприятия –
ООО Научно-про­изводственное предприятие «ЭКРА», ООО «НПП «Динамика», ООО
«Научно-производственное предприятие «Бреслер», ООО «Электром», ООО «ЭЛПРИ»,
ООО «Гален», ООО НПП «Технотрон» и другие, выпускающие высокотехнологичную
конкурентоспособную продукцию.

В производстве машин и оборудования перспективы
развития связаны с предприятиями машиностроительной группы ООО «ККУ «Концерн
«Тракторные заводы». ОАО «Промтрактор» – одно из ведущих предприятий ООО «ККУ
«Концерн «Тракторные заводы», единственный в России и странах СНГ, а также
третий в мире крупнейший производитель тяжелой бульдозерно-рыхлительной и
трубоукладочной техники. Машины, выпускаемые предприятием, используются в
нефтегазовой, горнорудной и строительной отраслях.

Крупнейшим предприятием металлургического
производства республики, входящим в состав ООО «ККУ «Концерн «Тракторные
заводы», является ООО «Промтрактор-Промлит». Литье, выпускаемое предприятием с
использованием самых современных технологий, поставляется на сборочные
конвейеры ведущих тракторостроительных, экскаваторных, моторостроительных
предприятий России, а также в организации ОАО «Российские железные дороги».

Перспективы развития производства транспортных
средств и оборудования связаны с АО «Шумерлинский завод специализированных
автомобилей» и АО «Комбинат автомобильных фургонов» (производство
специализированной техники, в том числе гражданского назначения), а также с ЗАО
«Промтрактор-Вагон», на котором создано уникальное производство с использованием
передовых японских технологий – универсальный сборочно-сварочный корпус (УССК)
по выпуску вагонов нового поколения.

В текстильном и швейном производстве основными
приоритетами развития являются модернизация, технологическое перевооружение
производства, направленные на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой
продукции, внедрение наукоемких, ресурсосберегающих технологий и оборудования,
обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов. Ведущими
организациями отрасли являются АО «Лента», ООО «Швейная фабрика «Пике», ООО
«Чулочно-трикотажная фабрика», ЗАО «Элита», ООО «ХСН», ИП Кайсаров С.С.

В производстве кожи, изделий из кожи и производстве
обуви одним из перспективных является ООО «Яхтинг», специализирующееся на
выпуске мужской и женской рабочей и специальной обуви. Предприятие выпускает
более  200 моделей рабочей обуви.

В производстве прочих неметаллических минеральных
продуктов перспективы развития связаны с ОАО «Чебоксарский завод строительных
материалов», ООО «Экоклинкер», ОАО «Новочебоксарский завод строительных
материалов», ОАО «Чебоксарская керамика», ЗАО «ССК «Чебоксарский», ООО «ЖБК №
2», ООО «ЖБК № 9» и др.

Производство пищевых продуктов является одним из
«ключевых» видов деятельности среди организаций обрабатывающих производств
республики. Производственную деятельность осуществляют около 450 организаций.
Ведущими отраслями пищевой промышленности являются кондитерская, мясная,
молочная, хлебобулочная. Наиболее крупными предприятиями отрасли являются АО
«АККОНД» (производство кондитерских изделий), ОАО «Чебоксарская пивоваренная
фирма «Букет Чувашии» (производство безалкогольных напитков, кваса, пива), ОАО
«Маслосырбаза «Чувашская», ОАО «Ядринмолоко» и др. Широкий спектр продуктов
питания выпускают также малые предприятия. Предприятия отрасли обеспечивают
потребности населения республики в большинстве видов продовольственных товаров.

Инновационное
развитие Чувашской Республики

В 2015 году в Национальном
исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) был представлен
аналитический доклад, посвященный сравнительному анализу текущего состояния и
динамики инновационного развития регионов Российской Федерации. НИУ ВШЭ
представил Индекс инновационного развития субъектов Российской Федерации и
сопровождающий его рейтинг регионов по уровню инновационного развития за 2013
год.

В 2015 году лидерами сводного рейтинга
по индексу инновационного развития регионов России стали г. Москва, Республика
Татарстан, Калужская область и г. Санкт-Петербург. В числе наиболее прогрессивных
с точки зрения развития инноваций регионов также Чувашская Республика (5 место рейтинга), Свердловская,
Нижегородская, Новосибирская, Томская, Пензенская области и ряд других.

Чувашская
Республика стала первой в рейтинге регионов России по значению индекса
«Инновационная деятельность». Также в числе лидеров данного
рейтинга НИУ ВШЭ отмечены Республика Мордовия, Республика Татарстан, Липецкая,
Ярославская, Архангельская, Свердловская, Нижегородская области, г.
Санкт-Петербург и ряд других. Замыкают первую группу рейтинга Томская область и
г. Москва.

Кроме того, в инновационной деятельности
среди всех регионов России Чувашия стала абсолютным лидером по таким
показателям, как инновационная активность организаций, удельный вес
организаций, осуществлявших технологические инновации, и организационное
обеспечение инновационной политики.

В Чувашской Республике разработана и активно
внедряется система инновационного развития всех сфер жизнедеятельности
республики. Данный принцип нашел отражение в Концепции инновационного развития
Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики от 21
февраля 2005 г. № 39, и в подпрограмме «Инновационное развитие промышленности
Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики
«Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012–2020 годы»,
утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21
сентября 2011 г. № 398.

Показатели инновационной деятельности в Чувашской
Республике имеют стабильную положительную динамику.

2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.

Доля
продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в Чувашской Республике,
процентов28,428,329,228,3

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких
отраслей экономики в валовом региональном продукте к 2018 году относительно
уровня 2011 года должна вырасти не менее чем на 30,0 процента. Доля
организаций, осуществляющих технологические инновации, выросла с 13,7 процента
в 2010 году до 22,7 процента в 2015 году.

Отмечается также повышение эффективности инновационной
деятельности. За 2015 год доля вновь внедренной продукции или продукции,
подвергшейся значительным изменениям, по сравнению с 2011 годом увеличилась в
1,9 раза и составила 83,0 процента в объеме отгруженной инновационной
продукции. В рублевом эквиваленте произведенная предприятиями республики
инновационная продукция в 2015 году достигла 17,8 млрд. рублей (в 2011 г. – 7,8
млрд. рублей).

В республике созданы все условия для реализации
высокоэффективных и социально значимых инновационных проектов. Осуществляется
государственная поддержка инновационной деятельности в форме возмещения части
затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, связанных с
реализацией инновационных проектов.

В 2015 году на реализацию одобренных инновационных
проектов из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 6,2 млн.
рублей, которые освоены в полном объеме. В соответствии с Законом Чувашской
Республики от 8
декабря 2015 г. № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на
2016 год» в 2016 году на оказание государственной поддержки организациям,
реализующим инновационные проекты, предусмотрено 4327,4 тыс. рублей. По
состоянию на 1 июня 2016 г. освоено 2503,2 тыс. рублей, что составляет 57,8
процента от общего объема предусмотренных средств.

В целях активизации инновационной деятельности в
Чувашской Республике за последние несколько лет были созданы и функционируют
следующие объекты инновационной инфраструктуры:

центр прототипирования инновационных разработок в
области машиностроения в Чувашской Республике;

центр сертификации, стандартизации и испытаний
Чувашской Республики;

региональный центр инжиниринга для субъектов малого и
среднего предпринимательства;

центры молодежного инновационного творчества Чувашской
Республики на базе ООО «НПП «Автоматика» (г. Чебоксары), ООО «Бюро Информационных
Технологий» (г. Чебоксары), ООО «Республика» (г. Чебоксары);

центр поддержки технологий и инноваций при
Национальной библиотеке Чувашской Республики и др.

Раздел II. Приоритеты государственной политики в сфере развития

цели,
задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения

задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов

и инновационная экономика», срок ее реализации

Приоритеты государственной политики в сфере развития
промышленности и инноваций Чувашской Республики определены Стратегией
социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года,
утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня
2007 г. № 8, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики
Государственному Совету Чувашской Республики, Концепцией инновационного
развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. № 39.

Государственная программа Чувашской Республики
«Развитие промышленности и инновационная экономика» (далее – Государственная
программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской
Республики от 4
июня 2007 г. № 8, и направлена на достижение следующих целей:

создание благоприятных условий для развития
промышленности Чувашской Республики;

обеспечение инновационной активности бизнеса.

Достижению поставленных в Государственной программе
целей способствует решение следующих приоритетных задач:

повышение эффективности государственного управления;

создание условий для эффективного функционирования
промышленного комплекса как важнейшего компонента формирования инновационной
экономики, а также увеличение его вклада в решение задач
социально-экономического развития Чувашской Республики;

Читать также:  Государственные общеобразовательные программы по предметам общеобразовательных школ

стимулирование
инновационной деятельности и промышленного производства в Чувашской Республике;

повышение производительности труда и рост числа
высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Чувашской Республики;

создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности
организаций промышленного комплекса Чувашской Республики до мирового уровня.

Государственная программа реализуется в 2017–2020
годах.

Состав целевых индикаторов и показателей
Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и
достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач
Государственной программы. Аналогичный принцип использован при определении
состава показателей (индикаторов) подпрограмм Государственной программы (табл.
1).

Цели
Государственной программыЗадачи
ГосударственнойпрограммыПоказатели
(индикаторы) Государственной программы

Создание
благоприятных условий для развития промышленности Чувашской Республики;обеспечение
инновационной активности бизнесаповышение
эффективности государственного управленияиндекс
производства обрабатывающих производств к уровню предыдущего года – 105,5
процента к 2021 году

создание
условий для эффективного функционирования промышленного комплекса как
важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также
увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития
Чувашской Республики

создание
условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности организаций
промышленного комплекса Чувашской Республики до мирового уровня

повышение
производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на
предприятиях Чувашской Республикииндекс
производительности труда к уровню предыдущего года – 105,7 процента к 2021
году

стимулирование
инновационной деятельности и промышленного производства в Чувашской
Республике

Сведения о показателях (индикаторах) Государственной
программы, подпрограмм Государственной программы и их значениях приведены в
приложении № 1 к Государственной программе.

Перечень показателей носит открытый характер и
предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности
показателя (достижение максимального значения или насыщения).

Реализация Государственной программы позволит
достичь к 2021 году:

индекса производства обрабатывающих производств к уровню предыдущего
года 105,5
процента;

индекса производительности труда к уровню предыдущего года
105,7 про­цента.

Раздел III. Обобщенная характеристика основных

мероприятий подпрограмм
Государственной программы

Выстроенная в рамках настоящей Государственной
программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты)
представляет собой четкую, согласованную структуру, посредством которой
установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением
конкретных целей на всех уровнях выполнения Государственной программы.

Задачи Государственной программы будут решаться в
рамках шести подпрограмм.

Подпрограмма
«Инновационное развитие промышленности Чувашской Республики»
объединяет пять основных мероприятий.

Основное мероприятие 1
«Повышение инновационной активности в Чувашской Республике» включает
мероприятия по формированию точек экономического и инновационного роста,
обеспечению комплексности инновационного развития Чувашской Республики.

Основное мероприятие 2 «Развитие научного,
исследовательского и творческого потенциала для инновационного развития
Чувашской Республики» включает мероприятия по повышению качества управляемости
экономическими процессами в Чувашской Республике, развитию творческой активности
молодежи, привлечению инвестиций в реализацию научно-исследовательских и
опытно-конструкторских технологических работ.

Основное мероприятие 3 «Реализация крупных
инвестиционных проектов в промышленности Чувашской Республики (пул «прорывных»
инновационных проектов)» включает мероприятия по реализации инвестиционных
проектов.

Основное мероприятие 4 «Развитие межрегионального и
международного сотрудничества в области инноваций, популяризация инноватики»
включает мероприятия по привлечению инвестиций в инновационное развитие
Чувашской Республики, развитию взаимовыгодного сотрудничества, увеличению
объемов производства.

Основное мероприятие 5 «Развитие рынка
интеллектуальной собственности» включает мероприятия по формированию
действенного механизма получения экономических преимуществ от
научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышению
конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и
зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.

Подпрограмма
«Развитие биоэкономики в Чувашской Республике»
объединяет два основных мероприятия.

Основное мероприятие 1 «Коммерциализация и внедрение
биотехнологий» предполагает внедрение биотехнологий на территории Чувашской
Республики, создание единого образовательного пространства биотехнологической
направленности.

Основное мероприятие 2 «Формирование
биотехнологического кластера Чувашской Республики» предполагает реализацию
мероприятий с целью создания кластерных образований в сфере биотехнологий
(агро-, биотехнопарков).

Подпрограмма
«Качество» объединяет два основных мероприятия.

Основное мероприятие 1 «Создание и стимулирование
внедрения системных основ менеджмента качества» включает мероприятия по
организации и проведению конкурсов в области качества, внедрению систем
менеджмента качества в организациях и учреждениях социальной сферы,
здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса.

Основное мероприятие 2 «Вовлечение целевой аудитории
в процессы постоянного повышения качества» включает мероприятия по
стимулированию студенческих инициатив в области качества, проведению семинаров,
конференций, конкурсов профессионального мастерства, заседаний клуба менеджеров
качества.

Подпрограмма
«Развитие инновационного территориального электротехнического кластера
Чувашской Республики» объединяет шесть основных
мероприятий.

Основное мероприятие 1
«Обеспечение деятельности специализированной организации кластера,
осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и
информационное сопровождение развития кластера».

Основное мероприятие 2 «Профессиональная
переподготовка, повышение квалификации, в том числе в форме проведения
стажировок работников организаций кластера, по направлениям реализации
подпрограммы, в том числе за рубежом» включает мероприятия по профессиональной
переподготовке и повышению квалификации, проведению стажировок работников
организаций кластера.

Основное мероприятие 3 «Разработка инвестиционных
проектов в инновационной сфере» предполагает оказание консультационных услуг по
вопросам разработки инвестиционных проектов, проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализацию
инвестиционных проектов.

Основное мероприятие 4 «Проведение
выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций –
участников кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях в
Российской Федерации и за рубежом» предполагает организацию и проведение
выставочно-ярмароч­ных, коммуникативных мероприятий, формирование коллективного
стенда организаций кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных
мероприятиях.

Основное мероприятие 5 «Развитие на территории
расположения кластера объектов инновационной и образовательной инфраструктуры
кластера» включает мероприятия по созданию испытательных лабораторий, центра
перевода на иностранные языки, музея электротехники, центра инжиниринга
цифровых подстанций, центра повышения квалификации для предприятий
электроэнергетики.

Основное мероприятие 6
«Развитие на территории расположения кластера объектов дорожной,
энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры» включает мероприятия по
строительству автомобильных дорог, созданию оздоровительного комплекса.

Подпрограмма
«Внедрение композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них
в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального
хозяйства, физической культуры, спорта и других сферах экономики Чувашской
Республики» объединяет четыре основных мероприятия.

Основное мероприятие 1 «Государственное стимулирование
развития отрасли композиционных материалов в Чувашской Республике» включает
мероприятия по совершенствованию и формированию нормативно-правовой базы в
области внедрения композиционных материалов и изделий из них, формированию
портфеля приоритетных проектов Чувашской Республики, направленных на развитие
композиционной отрасли, внесение предложений по разработке технических
регламентов и ГОСТов для применения композитных материалов в отраслях
экономики.

Основное мероприятие 2
«Содействие в обеспечении устойчивого развития предприятий, осуществляющих
производство композиционных материалов» включает мероприятия по оказанию
содействия предприятиям в подготовке документов на участие в конкурсах,
проводимых фондами инновационного развития, организации и проведению
конференций, форумов, круглых столов по вопросам развития производства
композиционных материалов, конструкций и изделий из них и применения их в
различных отраслях экономики.

Основное мероприятие 3 «Развитие научного,
исследовательского и творческого потенциала для инновационного развития
Чувашской Республики» включает мероприятия по проведению технологического и
управленческого  аудита на предприятиях
композитной отрасли, проведению опытно-конструк­тор­ских и
опытно-технологических работ по созданию и использованию композиционных
материалов в образовательных учреждениях республики.

Основное мероприятие 4 «Развитие межрегионального
сотрудничества в области инновационного развития в секторах экономики Чувашской
Республики» включает мероприятия по организации и проведению съезда
разработчиков композиционных материалов, развитию сотрудничества с
государственными корпорациями, участию в реализации совместных проектов и
программ.

Подпрограмма
«Развитие импортозамещения в отдельных отраслях экономики Чувашской Республики»
объединяет
шесть основных мероприятий.

Основное мероприятие 1 «Содействие импортозамещению
в области сельского хозяйства и продовольствия» включает в себя комплекс мер по
стимулированию развития производства сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия.

Основное мероприятие 2
«Содействие импортозамещению в области промышленного производства» включает в
себя мероприятия по снижению импортозависимости с одновременным наращиванием
производства продукции отечественных производителей.

Основное мероприятие 3 «Содействие импортозамещению
в области производства строительных материалов» предполагает реализацию мер по
обеспечению рынка Чувашской Республики качественными строительными материалами
в необходимом количестве и ассортименте.

Основное мероприятие 4 «Содействие импортозамещению
в области развития туризма и сервиса» предполагает комплекс информационных и
имиджевых мероприятий в сфере туризма, повышение качества предоставляемых
услуг, увеличение количества мест торговли, общественного питания, гостиниц и
баз отдыха.

Основное мероприятие 5 «Содействие импортозамещению
в области развития медицинской промышленности» предполагает комплекс
стимулирующих мер по созданию и развитию в республике новых производств
медицинских изделий.

Основное мероприятие 6 «Институциональные
мероприятия, способствующие импортозамещению» предполагает комплекс
информационных имиджевых и инфраструктурных мероприятий.

Раздел IV. Обоснование выделения
подпрограмм

Комплексный характер
целей и задач Государственной программы обусловливает целесообразность
использования программно-целевых методов управления для скоординированного
достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом
по Государственной программе, так и по ее отдельным направлениям.

Читать также:  Кузбасса от 12.07.2022 № 458 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Государственная программа направлена на содействие
экономическому и инновационному развитию Чувашской Республики, в том числе на
создание благоприятных условий для развития промышленности Чувашской Республики
и обеспечения инновационной активности бизнеса.

На достижение целей Государственной программы
направлены 6 подпрограмм:

подпрограмма «Инновационное развитие промышленности
Чувашской Республики» направлена на формирование единого инновационного
пространства и реализацию государственной политики Чувашской Республики в
области развития промышленности;

подпрограмма «Развитие биоэкономики в Чувашской
Республике» направлена на формирование на территории Чувашской Республики
высокотехнологичных секторов инновационной экономики, ориентированных на
использование биотехнологий во всех сферах деятельности;

подпрограмма «Качество» направлена на реализацию
государственной политики Чувашской Республики в области качества;

подпрограмма «Развитие инновационного
территориального электротехнического кластера Чувашской Республики» направлена
на создание благоприятных условий для развития инновационного территориального
электротехнического кластера Чувашской Республики с учетом требований открытой
экономики и мировых рынков;

подпрограмма «Внедрение композиционных материалов
(композитов), конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры,
строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры, спорта и
других сферах экономики Чувашской Республики» направлена на создание и развитие
современной и конкурентоспособной отрасли промышленности, обеспечивающей
модернизацию и переход экономики на инновационный путь развития, поддержание
экономического роста и диверсификацию экспортного потенциала Чувашской
Республики;

подпрограмма «Развитие импортозамещения в отдельных
отраслях экономики Чувашской Республики» направлена на развитие, производство и
поставку на внутренний рынок конкурентоспособных товаров (работ, услуг),
аналогичных импортируемым, а также обеспечение устойчивого развития
производственных кооперационных связей организаций и импортозамещающих
производств в экономике Чувашской Республики.

Подпрограммы Государственной программы приведены в
приложениях  № 3–8 к Государственной
программе.

Раздел V. Обоснование объема
финансовых ресурсов,

необходимых для реализации
Государственной программы

Расходы Государственной программы формируются за
счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской
Республики, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.

При реализации
Государственной программы используются различные инструменты
государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет
собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств.

Общий объем финансирования Государственной программы
в 2017– 2020 годах составляет 32562896,0 тыс. рублей, в том числе средства:

республиканского бюджета Чувашской Республики –
37038,0 тыс. рублей;

внебюджетных источников – 32525858,0 тыс. рублей.

Объем финансирования Государственной программы подлежит
ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней.

Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная)
оценка расходов за счет всех источников финансирования Государственной
программы приведены в приложении № 2 к Государственной программе.

Раздел VI. Анализ рисков реализации

Государственной программы и
описание мер управления

рисками реализации Государственной
программы

К рискам реализации Государственной программы,
которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители
Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует
отнести следующие:

1) институционально-правовые
риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных
направлений Государственной программы на уровне Чувашской Республики и (или)
недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Государственной
программой;

2) организационные риски, связанные с ошибками
управления реализацией Государственной программы, в том числе отдельных ее
исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач,
поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и
(или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда
мероприятий Государственной программы или задержке их выполнения;

3) финансовые риски, которые связаны с
финансированием Государственной программы в неполном объеме за счет как
бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине
значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой
зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;

4) непредвиденные риски, связанные с кризисными
явлениями в экономике Чувашской Республики, с природными и техногенными
катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов,
ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе
повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а
также потребовать концентрации бюджетных средств на преодолении последствий
таких катастроф.

Вышеуказанные риски
можно распределить по уровням их влияния на реализацию Государственной
программы (табл. 2).

Наименование
рискаУровень
влиянияМеры
по снижению риска

Институционально-правовые
риски:отсутствие
нормативного регулирования основных мероприятий подпрограмм Государственной
программы;недостаточно
быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных
мероприятий подпрограмм Государственной программыумеренныйпринятие
нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих сферы анализа и
прогнозирования социально-экономического развития республики и закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;разработка
и реализация нормативных правовых актов Чувашской Республики,
предусматривающих механизмы и показатели конкуренции между муниципальными
образованиями (поселениями)

Организационные
риски:неактуальность
прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения
мероприятий Государственной программы;недостаточная
гибкость и адаптируемость Государственной программы к изменению мировых
тенденций экономического развития и организационным изменениям органов
исполнительной власти Чувашской Республики;пассивное
сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий
подпрограмм Государственной программыумеренныйповышение
квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и
соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных
мероприятий;координация
деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и
налаживание административных процедур для снижения данного риска

Финансовые
риски:дефицит
бюджетных средств, необходимых на реализацию основных мероприятий подпрограмм
Государственной программы;недостаточное
привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в подпрограммах
Государственной программывысокийобеспечение
сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям
подпрограмм Государственной программы в соответствии с ожидаемыми конечными
результатами

Непредвиденные
риски:резкое
ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического
кризиса;природные
и техногенные катастрофы и катаклизмывысокийосуществление
прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного
ухудшения экономической ситуации

Таким образом, из вышеперечисленных рисков
наибольшее отрицательное влияние на реализацию Государственной программы могут
оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва
реализации Государственной программы. Поскольку в рамках реализации
Государственной программы практически отсутствуют рычаги управления
непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению
финансовыми рисками.

Сколько средств планируется вложить в реализацию поставленных целей?

Финансирование проектов и мероприятий будет осуществляться с привлечением:

  • средств республиканского и местных бюджетов;
  • инновационных фондов;
  • собственных средств организаций;
  • кредитов банков, иностранных инвестиций;
  • иных источников, не запрещенных законодательством.

В 2021–2025 годах финансирование Государственной программы составит 6 750 876,8 тыс. рублей.

Каких целей планируется достичь?

В ходе реализация Государственной программы планируется:

  • продолжить формирование благоприятной среды для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на основе внедрения передовых мировых практик;
  • создавать и развивать новые высокотехнологичные отрасли экономики. Это и производство электротранспорта (в том числе беспилотного), нового поколения автомобильной, сельскохозяйственной, горнодобывающей техники;
  • развивать авиакосмическую промышленность, фармацевтику и биотехнологии;
  • повышать наукоемкость традиционных производств;

Реализация указанных целей позволит обеспечить конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

В каких направлениях будут прилагаться усилия по внедрению инноваций?

Предполагается направить усилия на:

  • стимулирование разработок технологий, товаров и услуг, в том числе за счет приоритетного их финансирования, а также экспортоориентированных разработок;
  • формирование полноценного рынка научно-технической и инновационной продукции, развитие и стимулирование инновационного предпринимательства;
  • создание национальной системы технологического прогнозирования;
  • создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур;
  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • развитие национальной системы интеллектуальной собственности;
  • стимулирование участия молодежи в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Планируется разработка и развитие новых направлений занятости молодежи в инновационной сфере, поддержка молодежных стартапов.

Какие меры поддержки планируется предоставить участникам госпрограммы?

Согласно Указу №348 предоставляется ряд преференций участвующим в реализации программы:

Определены также особенности освобождения от указанных платежей.

Исполнитель проекта Государственной программы:

1. Освобождается в отношении земельных участков (частей земельных участков), используемых для возведения объектов строительства, предусмотренных проектом Государственной программы от:

Данная преференция не распространяется на земельные участки (их части), предоставленные во временное пользование, аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, а также самовольно занятые.

2. Вправе включить в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав инвестиционный вычет в размере не более 150 процентов от:

  • первоначальной стоимости основных средств, приобретенных (созданных) в рамках реализации проекта Государственной программы;
  • сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в рамках реализации проекта Государственной программы, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *