Месяц назад большой резонанс среди российских пользователей фейсбука вызвала заметка Ивана Замесина (сооснователь и CEO компании Focus Calendar) о том, что Москва и Санкт-Петербург стали мировыми лидерами по качеству цифровых продуктов и услуг. В первую очередь имеются в виду финтех, телеком, веб-сервисы и т. д. По словам Замесина, этот факт признают многие знакомые, которые «живут на несколько стран»:
Что ж, давайте проверим, насколько справедливы эти тезисы. Посмотрим объективные рейтинги по некоторым пунктам.
***В число «умных» городов вошли подмосковные Реутов и Королев
Мурманск. 15 июля. ИНТЕРФАКС — Москва набрала более 117 баллов из 120 возможных в новом Индексе цифровизации городского хозяйства («IQ городов») от Минстроя, объявил на церемонии награждения лидеров рейтинга замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик.
Среди городов-миллионников в тройку по итогам 2021 года лидеров вошли Москва (117,16 балла из 120), Санкт-Петербург (98,13) и Нижний Новгород (88,26).
Лидерами среди городов с населением от 250 тыс. до 1 млн человек стали Тюмень (100,75), Рязань (87,76) и Сургут (86,25).
В тройке самых «умных» городов с населением менее 100 тыс. человек -Ханты-Мансийск (91,85) и два подмосковных центра: Реутов (85,69) и Королев (83,86).
Впервые индекс цифровизации городского хозяйства в России был рассчитан в марте 2020 года. Индекс содержит 47 показателей и рассчитывается по десяти направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, инфраструктура сетей связи.
Индекс разработан Минстроем РФ совместно с МГУ им. Ломоносова. Он рассчитывается в рамках ведомственного проекта «Умный город».
По итогам 2020 года среди городов-миллионников лидировали Москва, Воронеж и Казань. В категории «города с населением от 250 тыс. до 1 млн человек» лидировали Белгород, Химки и Тюмень. Среди больших городов (от 100 до 250 тыс. человек) победили три города Московского региона — Щелково, Домодедово и Реутов. А в городах с населением менее 100 тыс. человек лучше всего дела обстояли в Дубне, Ивантеевке и Кольцове.
Как выяснили исследователи СКОЛКОВО, цифровой разрыв российских регионов в большей степени определяется именно спросом — потребностями и запросами жителей, чем услугами и сервисами поставщиков и провайдеров, то есть предложением. Критичными для развития полноценной цифровой экосистемы оказались цифровые навыки и компетенции жителей тех или иных территорий.
В связи с этим региональным администрациям, бизнес-лидерам и лидерам общественного мнения стоит развивать цифровой спрос, формировать у населения навыки и компетенции в области эффективного использования цифровых платформ и систем, повышать качество человеческого капитала и творческую инновационную среду. Но не упускать из виду и проблему цифрового предложения — проводя эксперименты, предлагающие потребителям разные бизнес-модели, и обеспечивая конкурентоспособность продуктов.
При всей ясности такой архитектуры программы цифровизации реализовать ее нелегко, а на немедленный результат рассчитывать не приходится. Вторичная цифровизация отличается от более ранних стадий, которые требовали инвестиций в инфраструктурные проекты для расширения интернет-доступа и давали быстрый и легко измеряемый эффект. Теперь задачи региональных политиков, стремящихся к преодолению цифрового разрыва, намного сложнее.
«Цифровые технологии стали значимым фактором общего воспринимаемого качества городской среды. Они становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках человеческого капитала, помогая привлекать, развивать и удерживать успешных, амбициозных, инновационных людей, тех, которые способны придать новый импульс региональному социально-экономическому развитию. Таким образом, преодоление цифрового разрыва — это не «вишенка на торте», нечто, чем можно заняться после решения насущных социально-экономических проблем, а неотъемлемая часть комплексного ответа на вызовы, стоящие перед каждым российским регионом», — резюмируют авторы исследования.
На сегодняшний день цифровая экономика из стратегического приоритета для государств превращается в реальность для бизнесов, муниципалитетов и населения.
Необходимость оценки уровня цифровизации страны послужила мотивацией для разработки индекса «Цифровая Россия». Основываясь на существующих подходах к оценке уровня цифровизации и специфике Российской экономики, Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО создал авторскую методологию, учитывающую количественные показатели и экспертную оценку, основанную на анализе метаданных, отражающих процессы цифровизации регионов.
Индекс «Цифровая Россия» отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес-эффекты, она получает сто баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.
Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.
Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:
- нормативное регулирование и административные показатели;
- кадры и учебные программы;
- исследовательские компетенции и технологические заделы;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность;
- экономические показатели;
- социальные эффекты.
Результаты индекса являются первым измерением состояния и динамики цифровизации в территориальном разрезе РФ и будут полезны всем, кто заинтересован в развитии цифровой экономики или продуктов, связанных с ней. В частности, государственные органы могут использовать результаты для выявления лидирующих и отстающих регионов, что поможет лучше настроить стратегию развития цифровой экономики в стране, а бизнес — для определения собственных маркетинговых и продуктовых стратегий в области цифровой экономики и развития ГЧП-проектов в субъектах РФ.
Москва постоянно расширяет список госуслуг, доступных в электронном виде. В рейтинге регионов по цифровизации, подготовленном бизнес-школой «Сколково», в первой половине 2018, как и в 2017 году, она заняла первое место. Более того, Москва обогнала 40 мировых столиц в рейтинге ООН по индексам оказания услуг в электронном виде, заняв первую строчку в списке.
Компания «Программный Продукт» внесла значительный вклад в то, что Москва заняла высокие места в этих рейтингах. В 2017-2018 компанией было организовано предоставление электронных услуг на базе АС ГУФ (Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций) в Центрах госуслуг и органах исполнительной власти. Работы велись по заказу Департамента информационных технологий города Москвы.
Была создана система обеспечения информационного взаимодействия Департамента городского имущества и МФЦ по выдаче справок на объекты жилищного фонда, зарегистрированных до 31 января 1998 года. Также был реализован процесс предоставления услуг ЗАГС по регистрации рождения и смерти и модернизирована технология их оказания Главархивом и Префектурами административных округов Москвы в связи с изменениями в нормативно-правовых актах. Была запущена новая услуга – согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в электронном виде, которую предоставляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
Были внедрены механизмы предоставления госуслуг в МФЦ с использованием экспертной системы, которая, в зависимости от жизненной ситуации и информации о заявителе, формирует перечень требуемых документов, и базы знаний для центров компетенции. По итогам внедрения «Программный Продукт» провел подготовку сотрудников МФЦ и ОИВ столицы.
Количество государственных и муниципальных услуг, которые столица предоставляет в районных МФЦ и на портале Госуслуг, увеличивается с каждым годом. Таким образом Правительство Москвы хочет полностью перейти на «электронное» взаимодействие граждан и различных ведомств – чтобы получение требуемых документов, выплат и компенсаций происходило быстрее и комфортнее. Помимо этого, перевод бумажного документооборота в цифровой позволяет лучше контролировать и следить за качеством исполнения обращений. «Программный Продукт» и в дальнейшем планирует свое участие в переводе государственных услуг в электронный вид.
В 2022 году Москва уже в 4-й раз стала лидером российского индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов». По итогам прошлого года город набрал 117 баллов из 120 возможных, улучшив показатели почти на 15 баллов.
Индекс рассчитывается более чем по 40 показателям, в числе которых достижения в сферах городского управления, умных технологий в ЖКХ и городском транспорте, инноваций для городской среды, систем общественной и экологической безопасности и другим.
Москва смогла значительно упрочить позиции в рейтинге во многом благодаря интенсивной цифровизации различных отраслей городского хозяйства, таких как сфера транспорта или городское управление, обеспечивающих взаимодействие чиновников с жителями.
Компания «Программный Продукт» давно и активно участвует в проектах по цифровизации Москвы в различных отраслях. Проекты, реализуемые специалистами компании для города, помогают значительно повысить качество жизни жителей и обеспечивают дальнейшее развитие.
Например, благодаря работам по развитию и модернизации городского портала госуслуг, за год число посещений сайта mos.ru выросло с 800 до 946 миллионов, а согласно очередному рейтингу регионов по качеству электронных услуг, опубликованному Минэкономразвития, Москва прочно находится на первом месте с результатом (95,84%).
В результате запуска и развития проекта «Помощник Москвы» в городе стабильно снижается количество нарушений парковки, после внедрения «Московского парковочного пространства» значительно улучшилась ситуация с пробками, а благодаря созданию новой системы оперативного взаимодействия с работниками пунктов проведения экзаменов во время проведения ОГЭ и ЕГЭ для Московского центра качества образования, была усовершенствована система качества проведения выпускных экзаменов.
Реализованные компанией «Программный Продукт» решения по цифровизации Москвы были отмечены экспертными профильными агентствами. Так, проект по созданию поисково-аналитической платформы для сервисов Московского инновационного кластера (i.moscow) получил премию «Проект года» от CNews Awards, а система персональных коммуникаций в составе столичной платформы Mobility-as-a-Service (MaaS) Инновационного центра «Безопасный транспорт», реализованная на базе решения «Программного Продукта», получила премию области технологии больших данных — Data Fusion Awards 2022. Организатором премии выступило издание CNews при поддержке ВТБ и технопарка «Сколково».
Евгений Разумный / Ведомости
К 2024 г. россияне будут совсем иначе взаимодействовать с государством: все данные о них будут храниться в специальном реестре, поэтому людям не придется обращаться за оформлением услуг – они будут проактивны, делится планами по цифровизации государственного управления в разговоре с «Ведомости&» заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве России и руководитель Центра компетенций по цифровому госуправлению Михаил Прядильников.
Что значит проактивно? Например, когда придет время замены документа, реестр автоматически запустит процедуру выдачи нового. Пользователю нужно будет только прийти, поставить подпись и его забрать. Любую услугу можно будет получить в цифровом виде, людям не придется посещать госучреждения без особой необходимости. Использование потенциала перевода госуслуг в цифровой вид может высвободить до $1 трлн в год по всему миру, утверждают аналитики McKinsey в статье «Цифровой государственный сектор: задача на триллион долларов».
Общение граждан и государства стало похожим на взаимодействие пользователей с приложениями в телефоне не вчера. Россия уже несколько лет один из заметных игроков в области государственных сервисов, доступных гражданам онлайн. В 2018 г. Россия заняла 32-е место из 193 возможных в индексе развития eGovernment (электронных госуслуг) ООН, поднявшись за два года на 3 строчки. Лидерами этого рэнкинга в прошлом году стали Дания, Австралия и Южная Корея.
Суперсервисами называются
комплексные госуслуги гражданам или бизнесу, которые требуют одновременного участия сразу нескольких ведомств. Сами же услуги сгруппированы по типичным жизненным ситуациям (например, рождение ребенка или получение разрешения на строительство).
В 2018 г. Россия также вошла в десятку стран, где граждане наиболее часто используют госуслуги в цифровом виде, по результатам опроса Boston Consulting Group. Опрос 14 500 человек в 30 странах показал, что в России 47% респондентов пользуются цифровыми государственными сервисами хотя бы раз в неделю, из них 11% опрошенных – раз в день и чаще. Причем доля россиян, использующих цифровые сервисы государства, за последние два года выросла на 42% – это 3-й показатель в мире по темпам роста после Австралии и Швеции. В среднем за последние два года россияне пользовались 9 цифровыми сервисами государства каждую неделю.
Несмотря на высокие позиции в международных рейтингах, цифровизация госуправления должна стать еще более результативной. В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по созданию цифровой платформы госуправления до 2024 г., на основе которой будет создан план работ для ведомств, писал «Коммерсантъ». Работа по этому плану начнется уже в 2020 г., когда должны быть запущены конкретные пилоты с ведомствами по разработке цифровых сервисов (суперсервисов).
Эта дорожная карта предлагает полностью изменить подход к цифровизации государства: вместо автоматизации регламентов все процессы изначально должны быть цифровыми. Это должно упростить взаимодействие ведомств, а затем и пользовательский опыт общения с государством.
В процессе реализации карты часть существующих сегодня услуг, вероятно, получится вовсе устранить – например, справки некоторых ведомств, нужные лишь для предоставления их в другое ведомство, надеется Прядильников (он один из архитекторов нынешней концепции цифровизации госуправления). Цель стратегии – ведомства и взаимодействие с ними должны стать незаметными для граждан и бизнеса, полагает он.
Андрей Гордеев / Ведомости
В России разрабатываются концепция цифровизации многоквартирных жилых домов и перспективная программа стандартизации, которая станет основой для нормативно-технического регулирования рынка. Документы в высокой степени готовности. Над ними работают минцифры, минпромторг, минстрой и АНО «Умный МКД» (Автономная некоммерческая организация содействия развития цифровизации многоквартирных домов «Умный многоквартирный дом»).
На заводе «Электрохолдинг» в Краснодаре идет сборка систем автоматизации «Умный дом». / РИА Новости
Решение о создании некоммерческой организации было принято в июле этого года межведомственной рабочей группой при трех министерствах. «Умный МКД» сформирован и развивается за счет взносов частных игроков — лидеров развивающегося рынка цифровизации жилья, включающего операторов связи, девелоперов, разработчиков и производителей умных устройств и решений.
Ставка в первую очередь делается на российские компании. «Приоритеты Минпромторга России очевидны — прежде всего это приоритет отечественных решений, в особенности комплексных отечественных решений: как в части «железа» — устройств, микроэлектроники, так и в части «софта». Конечная цель — формирование полностью отечественного технологического стека, поддержанного открытыми национальными стандартами», — рассказали «РГ» в минпромторге.
Сейчас сформирован костяк команды «Умный МКД», определены ключевые цели и задачи на этот год, формируются стратегия развития и трехлетний бизнес-план организации, рассказал «РГ» гендиректор АНО Никита Уткин. «Бюджет организации относительно невелик и носит операционный характер. Однако локализация и концентрация ключевых стейкхолдеров в одном месте позволит им относительно легко и оперативно принимать решения о выделении отдельных проектных бюджетов для глобальных задач рынка», — отметил он.
По его словам, технологический суверенитет особенно важен в части устройств и программного обеспечения, внедряемых при цифровизации многоквартирных домов. «В этой части минпромторг и минцифры уже ведут активную деятельность по стимулированию спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию и программное обеспечение для активного внедрения цифровых решений в многоквартирных домах», — добавил Никита Уткин.
По его словам, в среднесрочной перспективе цифровизация МКД должна способствовать повышению качества жизни жителей, оказанию жилищно-коммунальных и иных услуг благодаря применению современных технологий интернета вещей, а также других технологий в области безопасности, жизнеобеспечения, комфорта проживания и энергоэффективности потребления на всех этапах жизненного цикла дома посредством повышения «цифровой зрелости управления».
Для населения это будет означать повышение энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства, в частности, благодаря получению данных о потреблении ресурсов, их оптимизации и внедрении автоматической системы расчета эффективных тарифов.
В идеале, говорит Никита Уткин, рынок должен перейти от уникальных кастомизированных решений для каждого конкретного дома и застройщика к типовым, стандартизируемым и масштабируемым. Поэтому особый акцент будет сделан на регуляторику, включая нормативно-техническое регулирование.
Оптимизация работы инженерного оборудования даст экономию расхода ресурсов
Внедрение стандартов цифровизации жилья — основа всей работы, соглашаются эксперты, опрошенные «РГ». Участники рынка по-разному воспринимают термины «умный» и «цифровой». «Строители обращаются к интеграторам с запросом на «умный дом», но каждый застройщик подразумевает под этим свой набор решений и сервисов. Чтобы не было разночтений, нужны стандарты. Появление общих правил игры позволит сделать здания цифровыми, а квартиры умными: автоматизировать контроль посещений, улучшить безопасность на внутридомовой территории, а также экономить существенные средства за счет оптимизации расхода воды и электричества», — рассказал директор департамента системной интеграции компании «еТелеком» Александр Куркин. Он добавил, что интеграторам и строителям также нужны единые технические и технологические правила, чтобы устройства были совместимы, а формат передачи данных универсальным. Нужен конструктор решений по принципу экосистемы, где новое устройство работает в связке с другими, а не заставляет переделывать систему с нуля.
«Сейчас требования к созданию интегрированных систем автоматизации и диспетчеризации при строительстве жилых домов отсутствуют, зато присутствуют различные устаревшие требования, например, к проводной радиофикации или коллективной антенне телевидения», — отметил эксперт рынка ЖКХ Глеб Гилинский.
Пока система «Умный дом» предусматривает жилье бизнес-класса. При этом повышение уровня сервиса и некоторая экономия ресурсов не покрывают расходов на ее обслуживание, говорит Глеб Гилинский. Поэтому возможно на начальном этапе дома, имеющие интегрированную систему автоматизации и диспетчеризации, должны получить отдельный тариф на содержание в отличие от муниципального жилья. Также для повышения доступности таких услуг нужны недорогие и надежные отечественные решения.
В первую очередь это касается систем управления работой индивидуальных тепловых пунктов, насосных групп, электроосвещения на основе программируемых микроконтроллеров. «Оптимизация работы инженерного оборудования даст экономию расхода ресурсов на содержание общего имущества дома до 10-15 процентов от сумм расхода. Кроме того, автоматизация системы приготовления горячей воды, например, обеспечит ее температуру в 60 градусов независимо от времени суток и параметров теплоносителя. А автоматизация системы отопления позволит избежать излишнего тепла или недостаточного прогрева квартиры, что положительно скажется на квитанции оплаты услуг ЖКХ», — приводит пример Глеб Гилинский.
15 процентов расходов на услуги ЖКХ можно сэкономить благодаря внедрению «умного» внутридомового оборудования
Удобны для жителей и системы автоматизированного контроля отпуска и потребления ресурсов. Они не только освобождают от необходимости передавать показания счетчиков, но и обеспечивают полную оплату по факту потребления, избавляя и предприятия ЖКХ и абонентов от перерасчетов. Диспетчеризация лифтовых кабин и пожарной автоматики позволит определить и устранить неисправность до того, как поступил сигнал. Автоматическое управление наружным освещением проинформирует, что светильник вышел из строя в автоматическом режиме.
По экспертным оценкам, доля умных домов в России составляет не более двух-трех процентов от общего количества жилых зданий, но она постоянно увеличивается
Безусловно, ближайшие годы будут сопровождаться ростом количества подключенных устройств и устройств интернета вещей, продолжает Никита Уткин. И это приведет к увеличению объемов данных, которые предстоит качественно собрать, агрегировать, использовать. Такой подход позволит не только сократить расходы на ручную обработку, но и обеспечить принципиально иной уровень прозрачности в отрасли строительства, управления и эксплуатации, а также создать новые цифровые сервисы и услуги, «открыв» дома для экосистемных решений, продуктов и сервисов. Будущее за комплексными решениями, дающими жителям возможность решать их основные потребности, причем максимально незаметно и удобно. Необходимы автоматическое начисление и оплата коммунальных услуг, контроль качества воздуха, температуры, а также эффективное взаимодействие с внешней средой. Думается, что именно через цифровизацию многоквартирных домов крупные торговые интернет-площадки и маркетплейсы смогут «попасть» в наши дома: в холодильники, в шкафы, на полки, полагает Никита Уткин.
Тем временем, по экспертным оценкам, доля умных домов в России составляет не более двух-трех процентов от общего количества жилых зданий, однако их число постоянно увеличивается. «Четыре года назад 47 процентов покупателей жилья в России интересовались технологиями умного дома, а 32 процента были согласны за них заплатить, такие данные приводит агентство Discovery Research Group. К 2022 году процент клиентов, для которых важны smart-решения в девелопменте, увеличился. Инфраструктура для применения smart-технологий стала доступной как в установке, так и в эксплуатации. Появились достаточно развитые и функциональные российские платформы, которые позволяют быстро настраивать и конфигурировать умные системы под особенности конкретного жилого комплекса и требования управляющей компании», — рассказал «РГ» руководитель отдела автоматизации федерального девелопера «Неометрия» Денис Бида.
Однако цифровизация многоквартирных домов — лишь составная часть процессов digital-трансформации строительной отрасли страны. Умные дома должны быть встроены в системы умных городов, а для этого в ближайшие годы предстоит решить комплекс задач по созданию и управлению соответствующей инфраструктурой.
Госуслуги и Big Data
Действительно, в этой области в последние годы наблюдается большой прогресс. При этом и госуслуги, и большинство клиентских цифровых сервисов в реальности основаны на обработки больших данных. То есть каждое действие в рамках цифровых услуг — это данные.
У этой медали есть и обратная сторона, потому что централизованный сбор данных означает более масштабные утечки и порождает ощущение слежки со стороны Большого брата. К сожалению, на сегодняшний день цифровая грамотность населения такова, что большинство готово жертвовать приватностью ради удобства и скидок.
Получается так, что чем лояльнее законодательство к обработке больших данных — тем более качественные и удобные цифровые сервисы можно разрабатывать в этой конкретной стране. А если всё запрещать и регулировать, то разработчикам придётся получать разрешение на каждое действие.
В общем, в этой области ещё предстоит нащупать компромисс, который будет устраивать всех: и обеспечивать защиту приватности, и разрешать обработку персональных данных в разумных пределах.
На самом деле электронное правительство, электронный документооборот и цифровое взаимодействие с госорганами реализовано во многих странах.
Чтобы оценить позиции России по уровню проникновения технологий технологической инфраструктуры, можно обратиться к индексу развития электронного правительства E-Government Development Index (EGDI) от ООН, на который ориентируется Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Этот рейтинг оценивает состояние электронного правительства в странах-членах ООН. В расчёт принимается три фактора: развитие и функциональность самих веб-сайтов, уровень проникновения интернета (инфраструктура) и образование населения.
По индексу EGDI в 2020 г среди лидеров Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция и др. Всего к высшему классу оценки (VH) по развитию электронного правительства отнесены 14 стран: Дания, Республика Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США, Нидерланды, Сингапур, Исландия, Норвегия и Япония.
Россия на 22-м месте в Европе:
Конкретно по индексу онлайн-услуг (OSI) Российская Федерация заняла 39-е место в мире. Лидируют Южная Корея, Эстония, Дания, Финляндия. В таблице ниже перечислено, какие конкретно услуги электронного правительства реализованы в большинстве стран мира (по количеству стран).
Кроме цифровой трансформации правительства на национальном уровне, в 2020 году эксперты оценили местное электронное управление в 86 городах, поскольку «городские и муниципальные администрации имеют более прямое взаимодействие с жителями и отвечают за решение проблем в повседневной жизни людей».
Местные органы власти создают «умные города», используя передовые технологии. В отчёте ООН приводятся такие примеры:
- использование чат-ботов AI для улучшения предоставления услуг и оптимизации внутреннего управления персоналом;
- использование Big Data и аналитических данных для разработки и осуществления эффективной политики местных органов управления и оптимизации городских государственных ресурсов;
- использование Интернета вещей для поддержки интеллектуальных приложений в здравоохранении, транспорте, правоохранительных органах и чрезвычайных ситуациях;
- использование дополненной реальности и виртуальной реальности для улучшения навигационного опыта и безопасности водителей и поддержки спасательных операций;
- цифровые приложения для разрешения транспортных заторов, безопасного удаления твёрдых отходов, уменьшения загрязнения воздуха и решения других высокоприоритетных вопросов.
ООН особенно подчёркивает, что в настоящее время данные рассматриваются в качестве ключевого ресурса и стратегического актива для правительств.
По результатам оценки 86 городов был составлен индекс LOSI (индекс местных онлайн-сервисов), по которому Москва заняла 6-е место в мире после Мадрида, Нью-Йорка, Таллина, Парижа и Стокгольма.
Ниже перечислены ведущие города в каждой подгруппе LOSI.
Подробнее см. стр. 87?113 в докладе ООН.
Тиражировать московский опыт
Еще выше в международных рейтингах по цифровизации госуслуг российская столица. В 2018 г. ООН поставила Москву на 1-е место в мире по качеству и доступности госуслуг. ООН проводила многосоставный анализ, состоящий из 60 индикаторов, учитывая, например, технологичность, доступность информации, наличие госуслуг и вовлечение граждан в использование цифровых услуг. Оценка мировых столиц проводилась впервые. Москва обошла Кейптаун, Таллин, Лондон, Сеул и Нью-Йорк. Есть планы тиражировать московский опыт на всю страну, говорит Прядильников. Заложенная модель взаимодействия органов власти предусматривает возможность организовать обмен данными не только между федеральными ведомствами, но и между федеральными и региональными с той же легкостью – протоколы и принципы организации взаимодействия должны быть схожи. Многие решения из успешной московской практики госуправления уже перенесены на федеральный уровень, и вскоре планируется внедрять такие решения в других регионах.
Более 340
столько электронных услуг и сервисов доступно на портале mos.ru
У Москвы есть опыт управления в сфере IТ, который пришел от международных коллег, но на примере Москвы отработан и может лечь в основу системы управления цифровой трансформацией госуправления. Наконец, Москва демонстрирует высокие результаты в части сбора, анализа и реагирования на обратную связь от граждан и их вовлечения в процессы управления через приложение «Активный гражданин», перечисляет Прядильников.
Москва не только помогает федеральным властям черпать вдохновение в области цифровизации госуслуг, но и способствует росту России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В частности, в 2018 г. Россия преодолела 67 позиций, поднявшись со 115-го на 48-е место (из 190 возможных), а в 2019 г. поднялась вверх еще на 22 позиции до 26-го места. Во многом именно благодаря цифровизации различных процессов, связанных с получением разрешения на строительство в столице.
На федеральном уровне
На федеральном уровне с 2009 г. работает портал госуслуг. Через него государство оказывает значительную часть госуслуг. Государственный заказчик и владелец портала – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, оператором выступает «Ростелеком». Чаще всего россияне пользуются на нем сервисами для записи к врачу и в детский сад, получения информации о пенсионных накоплениях, регистрации автотранспортных средств, подачи заявления на сдачу экзамена в Госавтоинспекцию и получения водительского удостоверения.
С 2010 г. Москва реализует масштабную программу создания умного города, говорил руководитель департамента информационных технологий Москвы Эдуард Лысенко (цитата по mos.ru). Сейчас практически любую жизненную ситуацию горожане могут разрешить онлайн с помощью портала mos.ru, рассказывает «Ведомости&» Лысенко, это, по сути, единая цифровая экосистема взаимодействия жителей и бизнеса с городом. Так, на портале mos.ru застройщики могут получить все основные государственные услуги строительной сферы.
С конца 2018 г. на портале mos.ru можно получить в электронном виде даже услуги ресурсоснабжающих организаций по подключению объектов к инженерным сетям (заявки на получение технических условий, заключение договоров, получение актов технологического присоединения). Это существенно сокращает время взаимодействия застройщиков и организаций, повышает прозрачность и доступность услуг, сообщал портал мэра и правительства Москвы.
Стратегия для цифрового государства
Высокие позиции в международных рейтингах, конечно, не основная цель в цифровизации госуправления. Например, ООН пишет, что цифровизация способна существенно повысить эффективность оказания государственных услуг. Особенно это актуально для развивающихся стран, где значительная часть людей живет вне крупных городов и государству сложно до них «дотянуться» (например, в удаленном населенном пункте нет ни почты, ни отделения МФЦ). Кроме того, цифровизация способна снизить коррупционную составляющую.
«Сверхцель цифровизации государственного управления – минимизировать временные издержки в экономике, связанные с проникновением государства в жизнь граждан и организаций», – отмечал в корпоративном издании Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» (компания с 2009 г. поддерживает и развивает портал госуслуг). Максимального эффекта можно достичь только благодаря максимальной прозрачности, предупреждает он: дать государству доступ к банковскому аккаунту, превратить учетную запись на портале госуслуг в целый цифровой профиль, чтобы государство могло проактивно реагировать на возникшие жизненные ситуации. «Если вы владеете бизнесом, дайте государству доступ в ERP-систему, чтобы не сдавать отчетность, и подключите сенсоры к станкам для дистанционного контроля. В результате государство начнет само справляться с учетами, не используя время граждан и компаний, и тогда они, возможно, просто перестанут замечать его вмешательство», – считает Глазков.
Воспользоваться первым суперсервисом –
оформлением европротокола при ДТП онлайн – можно, скачав приложение «Помощник ОСАГО». Оба участника аварии должны иметь учетную запись на «Госуслугах», с ее помощью они авторизуются в приложении. Там нужно указать номера полисов (приложение проверит их наличие) и описать весь ущерб, после чего получить форму извещения о ДТП. Если форма подписана обоими участниками, она передается в базу Российского союза автостраховщиков, а в мобильном приложении появляется уведомление об успешном завершении оформления ДТП и его уникальный номер. С этим номером можно обратиться в ГИБДД.
Добиться бесшовности в оказании госуслуг невозможно без цифровизации взаимодействия ведомств друг с другом. Именно поэтому в дорожную карту по цифровизации госуслуг, утвержденную Медведевым, легли требования к информационным системам. Ведомства должны взаимодействовать по единым стандартам и быть одинаковыми с точки зрения пользовательского опыта как для гражданина, так и для бизнеса, объясняет Прядильников. Государство – единая сущность, поэтому ведомства не должны не только перенаправлять гражданина ради решения какой-то задачи в другой орган, но и допускать ситуации, когда запрос информации одним ведомством у другого занимает месяц, указывает он.
Первый такой суперсервис – оформление европротокола при ДТП онлайн – был запущен в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1 ноября. Всего по национальному проекту «Цифровая экономика» Минкомсвязи обязано разработать 25 суперсервисов и внедрить их на федеральном уровне.
Сергей Портер / Ведомости
Москва, в свою очередь, планирует начать пилотный проект по внедрению комплексных услуг (те же суперсервисы) на базе цифровой площадки в области строительства (подробнее см. статью). На этой площадке участникам будут доступны базовые компоненты: цифровой паспорт объекта капитального строительства, среда для совместной работы разных участников (бизнеса и ведомств), единое хранилище проектной, градостроительной и разрешительной документации, а также собственно библиотека доступных сервисов. Также там может появиться, например, калькулятор процедур – достаточно будет указать технико-экономические параметры объекта будущей застройки, чтобы он просчитал перечень необходимых комплексных услуг и условий их предоставления.
Внедрение платформы должно сократить количество обращений застройщиков за услугами в госорганы в 5–7 раз и ускорить проведение административных процедур в 2–2,5 раза. Экономия времени должна достигаться за счет параллельного или совместного рассмотрения документов разными органами, на основании чего они могут формировать как атомарные услуги, так и комплексные при участии различных ведомств, рассчитывают разработчики. Также органы власти должны будут проактивно формировать перечень необходимых действий для застройщиков на каждом этапе реализации проекта.
Москва проделала огромную работу в создании инфраструктуры для комплексных услуг, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова, эксперты рассчитывают, что экономический эффект для строительной отрасли от внедрения комплексных услуг станет очевиден и для других регионов. Застройщикам внедрение суперсервисов даст новые инвестиционные возможности, продолжает Дыбова: они смогут в реальном времени получать информацию о состоянии площадки и наличии мощностей для подключения. Внедрение комплексных услуг даст толчок развитию строительной отрасли, что будет способствовать росту ВВП, отмечает она. &
Клиентские банки
Топикстартер восхищается российской банковской сферой, особенно трансформацией Сбербанка:
«Греф и менеджмент Сбербанка — маги и кудесники, которые смогли превратить древнюю ржавую махину с токсичной культурой в стремительно ускоряющегося цифрового мастодонта, которого боится Яндекс. А у Яндекса дай боже технологическая и культурная фора в 15 лет».
В самом деле, в области финтеха российская банковская индустрия достаточно развита, это все отмечают. Тут действительно есть чем гордиться. Например, банк «Тинькофф» в прошлом году выиграл награду World’s Best Digital Banks 2020 в пяти номинациях, в том числе «Best Consumer Mobile Banking App in Central and Eastern Europe».
Или вот итоги прошлогоднего рейтинга Digital Bank Awards 2020 от Global Finance.
Здесь тоже «Тинькофф» и «Сбер» занимают первые места по разным номинациям, хотя напрямую их не сравнивают с банками Западной Европы и других регионов мира.
В Европе и США не так много банков, которые обеспечивают такой же набор сервисов. Например, вот сравнение мобильных приложений от 79 банков, десятка лучших выглядит так:
- Revolut
- Belfius
- Intesta Sanpaolo
- KBC
- Boursorama
- Bunq
- BBVA
- N26
- Illimity
- Barclays
Страна победившего киберпанка
Сам Иван Замесин в своём посте признаёт некоторые не самые приятные особенности российского общества и экономики, которые способствуют концентрации ресурсов в столице и притоку нелегальных мигрантов, готовых работать в доставке продуктов и в такси за гроши.
Действительно, в России не настолько тщательно соблюдаются права человека и не развиты профсоюзы.
Причина прогресса «Сбербанка» — огромные запасы наличности, которые она получила как правопреемник советской монополии. Её так не подвергли нормальной процедуре разделения демонополизации, так что во многих регионах «Сбер» остаётся единственным и центральным банком для местных жителей, через него проходят абсолютно все платежи. Что бы компания ни делала — ей всё равно каждый месяц приходят миллиарды прибыли. «Они конвертируют это в нечеловеческие офферы X2-X3 инженерам и менеджерам», — пишет Иван.
Таким образом, в Москве сложилось довольно уникальное сочетание факторов:
- избыток финансов (со времён Золотой Орды финансовые потоки стекаются в единый центр, которым стала Москва);
- отсутствие устаревшего legacy в телекоме и банковской отрасли, поскольку эти отрасли создавались в 90-е годы практически на пустом месте (упрощает развёртывание новой инфраструктуры);
- избыток мигрантов в Москве (в том числе нелегальных, готовых работать в том числе с нарушением трудового законодательства, за низкую плату);
- отсутствие профсоюзов, защищающих права наёмных рабочих в «новых» отраслях экономики;
- высококвалифицированные инженерные кадры, которые съезжаются в том числе из регионов РФ.
Некоторые комментаторы сравнивают ситуацию с классическим киберпанком, когда на фоне общего развала инфраструктуры и экономики, сильного расслоения между бедными и богатыми наблюдается высокий уровень цифровизации, процветает интернет и цифровые сервисы.
В результате возникает ситуация, когда в некоторые регионы невозможно проехать по дороге из-за ужасной инфраструктуры. В деревню не может добраться скорая помощь, зато здесь доступен лучший в Восточной Европе онлайновый банкинг, сельчане могут поиграться с мультивалютными депозитами, оформить кредит или заказать банковскую карточку с доставкой на дом (когда до деревни доедет почтальон).
По качеству цифровых сервисов Москва занимает 6-е место в мире. Теперь осталось повысить этот уровень в провинции. Возможно, интернет и цифровые сервисы станут плацдармом для общего восстановления глубинки: строительства мостов, дорог и другой инфраструктуры, подъёма медицинского обслуживания и системы образования, справедливого правосудия, эффективной избирательной системы, улучшения жизни обычных людей.
В любом случае, IT — это одно из немногих достижений современной России, которым можно гордиться. Хотя и немножко стыдно, если вспомнить об упадке в остальных областях.
Доставка продуктов
Доставка продуктов — новая отрасль, которая сейчас бурно развивается во всех крупных мегаполисах мира. Специалисты говорят, что в этой фазе идёт интенсивный рост, накачка стартапов инвестициями и передел рынка. И действительно, есть понимание уникального российского опыта в этой сфере, где РФ по объективным причинам опережает Европу и США.
Эксперты признают, что формат экспресс-доставки продуктов изобрели в Турции, потом он появился в России — и только сейчас адаптируется в Европе и США. По этой причине наш регион сейчас впереди всего мира.
Российские предприниматели в США отмечают отсталость этой страны в некоторых отношениях:
Об этом и писал Иван Замесин в фейсбуке.
Сейчас российские предприниматели пользуются своим преимуществом, запуская в США новые для этой страны сервисы экспресс-доставки продуктов за 15 минут.
Интернет
В рейтинге стран по скорости мобильного интернета по состоянию на июль 2021 года Россия занимает 90-е место в мире, средняя скорость скачивания в тесте Speedtest — 27,07 Мбита/с). В лидерах ОАЭ (190 Мбит/с), Южная Корея (189,2) и Катар (170,8).
По скорости фиксированного интернета у России 51-е место (90,33). Лидеры — Монако (256,7), Сингапур (256,03) и Гонконг (248,6).
По итогам I квартала 2021 года Москва лидировала по этому показателю среди крупных российских городов.
В рейтинге мировых столиц по скорости 5G лидируют Осло, Сеул и Абу-Даби. В топ-15 вошли Стокгольм, Хельсинки и София.