Государственная программа индустриально инновационного развития республики казахстан на 2015 2019 годы

Что означает закрытие госпрограммы и как выглядят итоги трех последовательных программ индустриального развития за последние 12 лет

Казахстанское правительство закрывает ГПИИР – программу, третья очередь которой почти дошла до своего экватора. Конец ГПИИР не означает конца промышленной политики. Теперь индустриальным развитием Казахстана кабмин будет управлять через нацпроекты и концепции.

утверждена в 2014 г. Цель ГПИИР – стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей пром-ти. Ключев. задачи ГПИИР: опережающее развитие обрабатывающей пром-ти; повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах; расширение рынков для реализации несырьевых товаров; увеличение продук-тивной занятости; придание нового уровня технол. приоритетным секторам обрабатывающей пром-ти и создание основы для развития секторов будущего через формир. инновац. кластеров; стимулирование предпринимательства и развитие мал. и ср. бизнеса в обрабатывающей промти. В результате реализации ГПИИР к 2019 г. будут достигнуты след. экон. показатели: прирост объемовпроизв. продукции обрабатывающей пром-ти на 43% в реальном выражении; рост валовой добавленной стоимости в обрабатывающей пром-ти не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении; рост производит. труда в обрабатывающей пром-ти в 1,4 раза в реальном выражении; рост стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижение энергоемкости обрабатывающей пром-ти на 15%, рост занятости – на 29,2 тыс. чел.

На Ученом совете 10 февраля 2021 года (протокол №7) было принято решение о создании нового факультета Computer Science (факультет компьютерных наук).

Внедряется одна образовательная программа Computer Science (CS) со специализациями.
Специализация начинается со второго семестра.

Специализации CS, которые запускаются в 2021-2022 учебном году с 1 сентября:

CS: Кибербезопасность,
CS: Программная инженерия,
CS: Веб-разработка,
CS: DevOps-инженерия,
CS: Графика, дополненная и виртуальная реальность.

Специализации CS, которые дополнительно запускаются в 2022-2023 учебном году с 1 сентября:
CS: Интеллектуальные технологии,
CS: Big Data и аналитика данных,
CS: Робототехника и интернет вещей.

CS: Кибербезопасность — выявляет угрозы информационной безопасности и риски потери данных, вырабатывает и внедряет меры противодействия угрозам и решения для защиты от потери информации; обеспечивает сохранность и конфиденциальность данных; участвует в разработке и внедрении IT-решений.

CS: Программная инженерия – специалист создает, сопровождает и внедряет программное обеспечение с заданным качеством, в заданные сроки и в рамках заранее определенного бюджета.

CS: Веб-разработка — Специалист в области web-программирования, разработка веб-приложений

CS: DevOps-инженерия — контролирует отделы разработки и администрирования плюс автоматизирует выполнение их задач, внедряя различные программные инструменты, синхронизирует все этапы создания программного продукта.

CS: Графика, дополненная и виртуальная реальность — проектирование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и программных продуктов виртуальной и дополненной реальности.

CS: Интеллектуальные технологии — Разработка интеллектуальных систем: нейронных сетей, систем распознавания в сельскохозяйственной, сервисной структуре, телеграм ботов для бизнеса.

CS: Big Data и аналитика данных — универсальный специалист (Data Scientist), который обладает знаниями в математике, статистике, информатике, компьютерных науках, бизнесе и экономике. извлекать нужную информацию из всевозможных источников, включая информационные потоки в режиме реального времени, и анализировать ее для дальнейшего принятия бизнес-решений.

CS: Робототехника и интернет вещей — разработка систем автоматизации технологических процессов на основе программируемых логических контроллеров, микропроцессоров, встроенных распределенных систем и систем реального времени, робототехнических устройств и систем, систем промышленного интернета вещей (IIoT).

Возможно выбрать дополнительную специализацию (Minor) за время обучения (бесплатно).
С 2021-2022 уч.года:
— Графика и дизайн,
— Веб-программирование,
— Дополненная и виртуальная реальность,
— SMM & SEO ,
— Видеопродакшн.,
— Цифровой звукооператор,

С 2022-2023 уч.года:
— Дрон инженер,
— Big Data,

С 2023-2024 уч.года:
— Киберюрист,
— Блокчейн.

Контактная информация факультета
Факультет Computer Science
г. Павлодар, ул. Ломова 64, каб. №218
Тел: 8 (7182) 673629 (внутренний 1184)
Подробнее по информации вы можете позвонить +7 705 725 6203.

Акцент в государственной промышленной политике будет сделан на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью.

Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2019 года утверждена государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы, передает zakon.kz.

Как отмечается, главной целью государственной политики индустриализации, как катализатора и основы диверсификации всей экономики, является создание условий для развития и становления обрабатывающей промышленности основным драйвером экономики страны.

Стабильный рост и конкурентоспособность обрабатывающего сектора будут достигаться путем создания технологически прогрессивной промышленности, трансформации и цифровизации основных фондов действующих предприятий, ориентированных на создание средне-, высокотехнологичной продукции с последующим выходом на глобальные рынки.

Так, за годы индустриализации достигнуты опережающие темпы роста выпуска продукции обрабатывающей промышленности, в 1,3 раза выросла производительность труда, в 2,1 раз увеличился приток инвестиций в основной капитал предприятий отрасли.

Освоено производство 500 новых видов продукции, ранее не производившихся в Казахстане: грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, лекарственные средства, молочная продукция и другие.

Увеличилось количество товаров, произведенных в Казахстане и конкурентоспособных на внешних рынках, в том числе: турбины паровые, изделия из меди, радиаторы, аккумуляторы, напитки, кондитерские изделия и т.д.

Для качественного индустриального рывка и создания конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, особенно в условиях обострения геополитической ситуации и глобальных торговых войн, требуется проведение последовательной и взвешенной государственной политики с учетом соблюдения баланса интересов бизнеса и государства и улучшения социально-экономического развития страны.

С этой целью и разработана программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы, которая является логическим продолжением долгосрочного курса по диверсификации экономики.

В рамках предстоящей третьей пятилетки индустриализации и в соответствии с основными направлениями Стратегического плана развития РК до 2025 года акцент в государственной промышленной политике будет сделан на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью.

Ориентация на экспорт продиктована необходимостью расширения рынков сбыта растущего объема товаров и услуг и встраивания в глобальные цепочки создания стоимости. Экспортоориентированная индустриализация позволит вывести на внешние рынки новые казахстанские товары, в том числе товары высокотехнологичных переделов.

Для этого необходимо предусмотреть комплекс стимулирующих мер для производителей, ориентированных на внешний рынок. И прежде всего в обрабатывающем секторе.

В частности, учитывая процесс становления промышленности «цифровой эпохи» будет осуществляться акцентированное стимулирование экспортеров высокотехнологичной продукции и услуг. Механизм государственного стимулирования будет выстроен так, чтобы стимулировать переход предприятий к модели экспортоориентированного развития. Данный механизм также будет направлен на привлечение и удержание внешних инвестиций. Меры по развитию технологий и инноваций в обрабатывающей промышленности станут ключевым фактором развития стратегических конкурентных преимуществ казахстанских товаров и услуг.

Переход к инновационной экономике предполагает продолжение системных реформ в области подготовки кадров, научных и прикладных исследований, поддержки стартапов, трансфера передовых технологий, создания венчурной экосистемы и т.д.

В то же время, проактивная индустриально-инновационная политика государства будет проводиться в партнерстве с бизнесом. Меры по поддержке будут предоставляться в обмен на их встречные обязательства.

Таким образом, в результате происходящей в настоящее время смены технологических и мирохозяйственных укладов, государственная индустриально-инновационная политика должна повысить свою эффективность и способность адаптироваться к быстроменяющимся условиям. Это предполагает существенное увеличение роли индустриально-инновационного развития и его влияния на обеспечение устойчивого экономического роста.

С учетом вышеизложенного фокусом Программы является создание условий для стимулирования конкурентоспособности обрабатывающей промышленности путем развития производств с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешних рынках через соответствующее финансирование для достижения запланированных амбициозных результатов.

Задачи программы:- углубление индустриализации путем повышения потенциала индустриального предпринимательства;- увеличение объемов производства и расширение номенклатуры обработанных товаров, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках;- увеличение промышленных мощностей посредством стимулирования развития базовых производств и реализации стратегических проектов;- технологическое развитие и цифровизация отраслей обрабатывающей промышленности.

Согласно программе в 2025 году должны быть достигнуты следующие показатели:

— реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,6 раза к уровню 2018 года;- рост объема экспорта обрабатывающей промышленности в 1,9 раза к уровню 2018 года;- индекс физического объема инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность в 1,6 раза к уровню 2018 года;- увеличение количества действующих предприятий обрабатывающей промышленности на 1000 человек экономически активного населения в 1,5 раза к уровню 2018 года;- повышение места в Индексе экономической сложности (Гарвард) с 78 до 55 (уровня с -0,31 балла до 0,14 балла).

Общие требуемые расходы из республиканского бюджета на реализацию Программы в 2020 — 2025 годах составляют 780 797,1 млн тенге, в том числе:

2020 год — 146 065,3 млн тенге;2021 год — 215 725,1 млн тенге;2022 год — 107 896,4 млн тенге;2023 год — 107 863,5 млн тенге;2024 год — 101 996,9 млн тенге;2025 год — 101 249,9 млн тенге.

Читать также:  Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи 2020 год

Постановление вводится в действие с 1 января 2020 года.

Индустриализация, инновации, новый подход к экономическому развитию — эти фразы прочно вошли в обиход наших СМИ. В последнее время буквально каждое второе новостное сообщение посвящено этим темам. В Казахстане выбран курс на новую индустриализацию, развитие производства и уход от сырьевой зависимости. В Правительстве регулярно принимаются различные программы направленные на создание и поддержку новых производств.

Новые программы — это конечно хорошо, но интересно, что происходит со старыми утвержденными несколько лет назад? Как они выполняются? Какие результаты дают? И какую отдачу имеет наше государство от средств выделенных на их выполнение? В этом материале, я и хочу подробно рассмотреть одну из таких программ принятых несколько лет назад, первый этап реализации этой программы должен быть завершен уже к 2014 году.

11 декабря текущего года министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев на встрече с Главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым доложил о текущей деятельности министерства и концепции следующего пятилетнего плана программы индустриально-инновационного развития, разработанной по поручению Главы государства совместно с Национальной палатой предпринимателей.

Президент отметил, что в конце 2014 года будет завершена первая пятилетка программы и выполнены все поставленные задачи. Глава государства подчеркнул, что в рамках второго пятилетнего плана особый акцент будет сделан на инновациях и совершенно новых подходах.

Асет Исекешев сообщил, что в ходе разработки концепции были проведены комплексные исследования по всем регионам и отраслям. По итогам анализа определены ключевые направления деятельности для успешной реализации программы, включая изменения в социально-экономической политике. Также были обозначены меры государственной поддержки и круг приоритетных секторов.

Итак, принятая программа выполняется согласно утвержденных планов и сроков, а Глава государства лично контролирует ход её выполнения и процесс разработки следующего пятилетнего плана реализации программы.

Для начала немного расскажу о самой программе истории её утверждения и основных заложенных в ней пунктах. Программа индустриально-инновационного развития до 2020 года — была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года. Разработка и реализация данной программы проводилась в контексте выполнения поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде Народно-демократической партии «Нур Отан», Послания Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года.

Как говорится в тексте самой программы, её реализация направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Параллельно будут осуществляться формирование и усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии). Кроме того государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой развития их экспортной ориентированности.

В целях формирования основ постиндустриальной экономики продолжится развитие национальной инновационной инфраструктуры и поддержка научно-технологических заделов, имеющих перспективы коммерциализации. В целом, государственная поддержка диверсификации экономики будет осуществляться через реализацию системных мер экономической политики на макро- и секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки конкретных секторов экономики и проектов.

Системные меры экономической политики будут концентрироваться на формировании благоприятной макросреды и инвестиционного климата, мерах по повышению производительности и конкурентоспособности национальной экономики.

Селективные меры будут осуществляться на основе комбинированного пакета мер финансовой и нефинансовой поддержки приоритетных секторов и проектов.

Сразу после своего утверждения Программа индустриально-инновационного развития попала под пристальное внимание Президента Республики Казахстан. Выступая на проходившем в Алматы IV Казахстанском инвестиционном саммите Глава государства отметил: “В этом году мы приступили к реализации новой Программы индустриально-инновационного развития до 2020 года. Это — жизненно важный для Казахстана проект”.

— «В этой работе важное значение отводится широкому привлечению в страну иностранных инвестиций. Для успешного осуществления наших планов по новой индустриализации Казахстана мы определили 12 приоритетных отраслей экономики. Это — металлургия, нефтеперерабатывающая и химическая промышленности, агропромышленный комплекс, машиностроение, строительная индустрия, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, а также другие отрасли. По этим направлениям приоритет будет отдаваться проектам, обеспечивающим выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью», — подчеркнул Глава государства.

Далее в своих выступлениях Президент Казахстана не раз подчеркивал важность и значение этой программы, а также тот момент, что её успешная реализация является делом всех казахстанцев. В Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» Н.Назарбаев отметил, что Госпрограмму по форсированному индустриально-инновационному развитию необходимо сфокусировать на импорт промышленных мощностей и обмен технологиями.

Каковы же итоги реализации Программы индустриально-инновационного развития за три прошедших года? По данным Министерства индустрии и новых технологий, для успешного выполнения программы были приняты 23 отраслевые, 9 функциональных программ, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации, 16 программ развития территорий. В них предусмотрены около 100 инструментов поддержки бизнеса. Разработаны и внесены поправки в более чем 50 законов. То есть создан так называемый институциональный каркас индустриализации.

По итогам трёх летней реализации программы отмечаются положительные изменения в экономике страны. Так, впервые основной вклад в прирост ВВП достигается не только за счёт добывающих отраслей. При общем реальном приросте ВВП в 2012 году по отношению к 2008 году 22,6 процента, при плане к 2015 году 15 процентов, самый высокий прирост достигнут в обрабатывающей промышленности — 19,4 процента. При этом в целом по промышленности прирост доли в ВВП составил 17,6 процента, в горнодобывающей отрасли — 16,2 процента.

Что касается эффекта от реализации проектов Карты индустриализации — в пяти процентном приросте ВВП 2012 года 1,3 процента — это доля новых производств, введенных в рамках программы индустриализации. Со дня старта программы в 2010 году наметился опережающий рост обрабатывающей промышленности. Темпы ее роста опережают темпы роста горнодобывающей промышленности. Так, в 2010 году в горнодобывающей отрасли рост, по отношению к предыдущему году, составил 7,2 процента, обрабатывающей промышленности — 13,9 процента.

В 2011 году рост в обрабатывающей промышленности составил 7,2 процента, в горнодобывающем секторе — 1 процент. В 2012 году данная тенденция продолжилась, хотя и незначительными темпами — в связи с нестабильной ситуацией на внешних рынках. Прирост обрабатывающей промышленности составил 0,7 процента, горнодобывающей — 0,2 процента. Можно отметить, что прирост объемов производства в 2012 году отмечается практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности.

В машиностроении — на 16,2 процента, в производстве прочей неметаллической минеральной продукции — на 10,6 процента, в легкой промышленности — на 8,3 процента, в химической промышленности — на 5,9 процента, в фармацевтической промышленности — на 5,6 процента. Производительность труда в обрабатывающей промышленности в прошлом году по сравнению с 2008 годом выросла, в реальном выражении, в 1,4 раза. Несмотря на то, что вследствие мирового финансового кризиса повсеместно сокращаются потоки инвестиций, в Казахстане в последние три года приток прямых иностранных инвестиций сохранял стабильную позитивную динамику. В 2011 году приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан достиг рекордного показателя в 20,8 миллиарда долларов США, что на 9 процентов больше докризисного уровня.

При этом, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2009 году потоки прямых иностранных инвестиций в мире упали на 33 процента, и даже в 2011 году годовой показатель был на 15 процентов меньше докризисного уровня. Если, согласно данным Национального банка Казахстана, за период с 1993 по 2012 в экономику страны было привлечено 171,2 миллиарда долларов США, то 48 процентов из них, или 81,6 миллиарда долларов США было привлечено за период с 2009 по 2012 — то есть с начала реализации программы индустриализации.

Кроме того, важно отметить, что благодаря мерам по диверсификации экономики, изменилась структура привлеченных прямых иностранных инвестиций. Так, за 3 года реализации программы в сравнении с 16 годами предыдущими годами, уменьшилась доля прямых иностранных инвестиций в добыче сырой нефти и природного газа на 18 процентов, а в финансовую и страховую деятельность на 2 процента.

Читать также:  Как называется Программа государственной миграционной политики Российской Федерации и Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года?

Увеличилась доля вложений в геологоразведку на 6 процентов — с 32 до 38 процентов, на 1 процент увеличилась доля обрабатывающей промышленности — с 10 до 11 процентов. В настоящее время ведется работа с 413 инвесторами из 88 стран мира по 228 инвестиционным проектам. Из них 81 проект на сумму в 8,8 миллиарда долларов США уже реализован.

В частности, имеются хорошие результаты в привлечении приоритетных инвесторов к проектам: «Сборка автомобилей на территории РК» совместно с Toyota Motors Corporation, являющейся одним из 136 технологических лидеров; «Производство и техническое обслуживание легких двухдвигательных вертолетов» совместно с Eurocopter (Франция) в Астане; «Строительство локомотивосборочного завода» совместно с General Electric (США) в Астане; «Производство продукции чистых и редких металлов для атомной промышленности» совместно с Toshiba Corporation, Sumitomo (Япония) в Восточно-Казахстанской области и другим.

Общий объем экспорта Казахстана за 2012 год вырос, по сравнению с 2011 годом, на 5,3 процента и составил 92,3 миллиарда долларов США. При этом экспорт обработанных товаров — 25,5 миллиарда долларов США, увеличился на 14 процентов. Экспорт готовых товаров в 2012 году в сравнении с 2011 годом увеличился на 29 процентов и составил 4,2 миллиарда долларов США, а в сравнении с пиковым 2008 годом он увеличился на 14 процентов.

Готовая продукция поставляется на рынки 111 стран. Карта индустриализации Казахстана включает 779 проектов на сумму 11,2 триллиона тенге с созданием более 220 тысяч рабочих мест на период строительства и 181 тысячи рабочих мест на период эксплуатации. За 3 года в рамках Карты индустриализации введено 537 проектов на общую сумму 2,1 триллиона тенге, создано более 57 тысяч постоянных рабочих мест. При этом фактическое количество занятых по введенным проектам Карты составляет 41 тысячу человек, или 72 процента от созданных рабочих мест. В рамках проектов Карты индустриализации предполагается производство 265 новых ранее не производимых продуктов. За 3 года проектами Карты уже освоено производство 142 новых видов продукции.

В 2013 году запланирован ввод в эксплуатацию 140 проектов на 560 миллиардов тенге, с созданием 13 тысяч новых постоянных рабочих мест.

Республика изменила подходы к планированию стратегического развития, уделяя внимание формированию основ сбалансированного устойчивого развития человеческого капитала. Сложившаяся структура экономики позволила обеспечить положительную динамику экономического роста страны в течение последних докризисных лет (до 2008 года); создать условия для вхождения в глобальную экономику и равноправного участия в ряде международных организаций; создать финансовые резервы. Уже к 2009 году Казахстан оказался в «группе прорыва стран с положительными темпами роста».

В республике было создано свыше 400 тыс рабочих мест, валовые международные резервы и активы Национального фонда возросли за нулевые годы более чем в 25 раз. Сложившаяся модель экономического развития в конечном счете стала основой для проведения экономических реформ последующего десятилетия. К концу первого десятилетия ХХI века Казахстан, находящейся в преддверии нового экономического цикла направил свои ресурсы на формирование условий сбалансированного социально-экономического и человеческого развития, решение задач индустриализации и модернизации экономики, повышение эффективности использования природных ресурсов и потенциально конкурентоспособных отраслей экономики. Макроэкономическая стабилизация заложила прочный фундамент для реализации приоритетных направлений форсированного индустриально-инновационного развития. Складывающееся положение, характеризуемое показателями роста ВВП, уровня инфляции, динамики международных денежных резервов и т.д., отражает качество экономического развития, и обусловливает направления развития социальной сферы.

В 2011 году рост реального ВВП составил 7,5%, розничный товарооборот увеличился на 12,5%, реальный рост государственных расходов составил 11%, при этом реальный рост расходов домашних хозяйств – 10,96%. Основной особенностью последующего десятилетия для Казахстана становится системная и структурная перестройка экономики на основе принятых стратегических программ, а также пятилетнего плана форсированного индустриально инновационного развития 2010-2014 годы. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР) и Карта индустриализации взяли курс на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности. В 2011 году в несырьевой сектор экономики республики было дополнительно привлечено около $2 млрд иностранных инвестиций, что позволило обеспечить ввод в действие десятков объектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий. Комплексным показателем эффективности ГП ФИИР является производительность труда. В этом направлении программа «Дорожная карта бизнеса-2020» направлена на стимулирование национального предпринимательства и деловой активности в фазе посткризисного развития.

Программа нацелена на реализацию задач по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. Все направления решают в комплексе задачу обеспечения устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, сохранение действующих и создание новых рабочих мест. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2011 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» планировалось освоить 162 проекта общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге (или более 40% от ВВП страны), что позволяло создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест. К концу 2013 года Карта индустриализации с учетом актуализации включала 872 проекта на сумму более 11,5 трлн тенге с созданием более 228 тыс рабочих мест на период строительства и 192 тыс рабочих мест на период эксплуатации. Индустриальные проекты, в первую очередь, были реализованы в таких приоритетных отраслях, как, агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. В результате индустриально-инновационного развития наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности.

Об этом публично заявляли как специалисты, так и политики. В одном из интервью директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Е.Хасенбеков назвал причину плохого исполнения отдельных проектов. По его мнению, она лежит в совокупности факторов, где основная проблема – их недостаточная проработка. Вопрос ответственности он переводит в региональную плоскость, в том числе вина ложилась и на слабую межведомственную, межотраслевую координацию, на отсутствие необходимого уровня квалификации технических и инженерных кадров, некачественную систему мониторинга и т.д. Достаточно сжатый и емкий анализ состоянию выполнения ГП ФИИР дает экономист О.Худайбергенов, резюмировавший как ее плюсы, так и минусы. Отмечая масштабность документа, исполнение которого отслеживается Агентством по статистике по количеству показателей и степени их конкретизации, О.Худайбергеновым были указаны три слабых места в осуществлении 1 этапа ГП ФИИР: первое – это общестрановая ситуация с коррупцией, с препонами на местах, особенно по проектам, где есть иностранные инвесторы; второе – упор на выпуск промышленной продукции, в ущерб потребительским проектам. «Население поверит в индустриализацию тогда, когда будет есть казахстанское, надевать казахстанское и пользоваться дома тем, что произведено в Казахстане. Но этот минус можно и нужно исправить в ГП ФИИР»; третье – это слабое финансирование. Обещанные ежегодно 1,2 триллионов тенге из бюджета на индустриализацию превратились в 30-40 млрд тенге по факту. Более того,

Нацбанк отстранился от ГП ФИИР, не обеспечив инвестпроекты долгосрочным финансированием по низким ставкам. Во всех властных структурах шло обсуждение как положительных, так и слабых сторонах программы и ее реализации. Подводя итоги первого этапа реализации ГП ФИИР, депутаты Мажилиса Парламента отмечали недостатки в реализации программы. Так, депутат Г.Карагусова, в своем выступлении отметила, что на реализацию первого этапа программы ГП ФИИР было потрачено немало бюджетных средств в том числе и средств инвесторов, а экономический эффект за 5 лет реализации Казахстаном ГП ФИИР неизвестен. Этой же проблеме был посвящен и депутатский запрос от парламентской фракции «Ак жол» на имя Премьер-министра, в котором вскрывался ряд проблемных моментов, допущенных во время реализации первого этапа ФИИР.

В декабре 2012 года Президент Казахстана в новой стратегии «Казахстан-2050» определил новые цели и задачи, среди которых особое место было отведено реализации ГП ФИИР. Уже 23 января 2013 года Президент на совещании по итогам работы Правительства за 2012 год подверг жесткой критике ход реализации ГП ФИИР. «В 2012 году на строительство арендного жилья из республиканского бюджета было выделено более 17 миллиардов тенге. Сумма неосвоенных акиматами средств составила почти 2,5 миллиарда тенге. Что получается? Есть деньги, но их не осваивают. Почему так происходит?». На совещании Глава государства дал ряд поручений Правительству по разработке проекта Второй пятилетки (2 этап) форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы.

Среди поставленных Президентом задач одним из приоритетных направлений был выделен тренд инновационной индустриализации. Для 2 этапа ограничивалось число приоритетов индустриализации. Традиционная добывающая отрасль сохраняла конкурентное преимущество перед которой ставились задачи разработки новых подходов в управлении, добыче и переработке углеводородов, с сохранением экспортного потенциала нефтегазового сектора. Поддерживалось наращивание разработок редкоземельных металлов, учитывая их значимость для наукоемких отраслей — электроники, лазерной техники, коммуникационного и медицинского оборудования. Президент поручил Правительству совместить план второй пятилетки индустриализации с Дорожной картой «Бизнес–2020».

Читать также:  Государственная программа социальная поддержка граждан в республике

Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей рекомендовалось создать эффективные механизмы методической помощи начинающим бизнесменам. В рамках 1 этапа ГП ФИИР на апрель 2014 года запущено 800 предприятий, выделено 700 миллиардов тенге, обеспечено работой 150 тысяч человек. Благодаря реализации программы, аналогов которой на постсоветском пространстве нет, удалось во время кризиса сохранить не только рабочие места, но и создать новые. Ошибки, допущенные в ходе реализации первой пятилетки (1 этап) ГП ФИИР корректируют планы второго этапа, принципы финансирования. Так, планируется, что 80% средств будут направлены на приоритетные секторы, а остальные 20% – на остальные при соответствии ряду условий. 1 августа 2014 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об утверждении государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.

Программа была разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами стратегии «Казахстан-2050» и концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, является логическим продолжением госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. Основной целью программы является стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Таким образом, реализация второго этапа программы позволит в 2019 году достичь прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% к уровню 2012 года; роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза; роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении; роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %; роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Сегодня есть все основания надеяться, что второй этап ГП ФИИР сможет избежать проблем первого этапа.

Теперь нацпроект

Общий результат целенаправленной промышленной политики, которую правительство РК проводило в последние 12 лет, скорее позитивный. Особенно явно это стало заметно в последние несколько лет на фоне сложностей в других секторах экономики (прежде всего горнодобывающем) и нарастания протекционизма, причем зачастую это был не­управляемый процесс (например, в результате коронакризиса и локдаунов в других странах).

В 2021 году доля обрабатывающей промышленности в ВВП составила 13,7% – самый высокий показатель после начала эры «большой нефти». Устойчиво растут инвестиции в сектор, причем лучше всего этот тренд демонстрируют прямые иностранные инвестиции, валовый приток которых с начала 2000-х вырос со средних $1,4 млрд в год (2006–2009 гг.) до $3,8 млрд (2018–2021 гг.). И хотя девальвации 2016 и 2020 годов привели к тому, что в долларовом выражении производительность труда в обрабатывающем секторе почти не выросла (а к середине 2010-х даже просела), в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности ситуация улучшилась. В отрасли производства строительных материалов чис­тый рост производительности в 2021-м к 2019 году в долларовом выражении составил 20%, в металлургии – 24%, в химпроме – 69%, в машиностроении – 73%, в фармацевтической промышленности – 416%. Именно эти секторы были основными направлениями инвестиций и источниками новых проектов карты индустриализации.

Государственная программа индустриально инновационного развития республики казахстан на 2015 2019 годы

Существенную эволюцию претерпела и промышленная политика. За это время правительство прошло путь от органа, контролирующего выполнение конкретных проектов и отвечающего за них буквально головой, до регулятора, все более и более ориентированного на выстраивание правил игры и стимулов.

С упразднением ГПИИР в Казахстане не упраздняется промышленная политика. Само это решение, как указывается в справке Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР; автор документа), продиктовано технической необходимостью: в соответствии с нормами действующей системы государственного планирования «после утверждения концепции развития и/или национального проекта, покрывающих отрасль/сферу действия в рамках соответствующей государственной программы, государственная программа считается завершившей свое действие».

В МИИР подчеркивают, что цели индустриального развития содержатся в нацпроекте «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев» (утвержден в октябре прошлого года)? и концепции индустриально-инновационного развития РК на 2021–2025 годы (принята в декабре 2018 года).

Основной оперативный документ – упомянутый нацпроект, рассчитанный до 2025 года, – содержит те же индикаторы, что и ГПИИР: там есть и цель по производительности (+20,6% к уровню 2019-го), и по экспорту несырьевых товаров (до $29,5 млрд). Но, собственно, содержания мер промышленной политики в документе нет – он ориентирован на более широкий круг задач, чем ГПИИР; не «прикреплена» к нацпроекту и карта индустриализации. Впрочем, после принятия закона о промполитике в конце прошлого года, где максимально детально описаны все взаимодействия и инструменты индустриализации, потерялся смысл прописывать то же самое в оперативных документах правительства – все основные завоевания ГПИИР закреплены всерьез и надолго.

Раз, два, три – закончили

В минувший вторник, 17 мая, завершилось обсуждение проекта постановления правительства РК, которым упраздняется Госпрограмма индустриально-инновационного развития на 2020–2025 годы. Закрытие ГПИИР – повод подвести итоги трех последовательных программ индустриального развития за последние 12 лет.

Первая пятилетка форсированной индустриа­лизации (ГПФИИР на 2010–2014 годы) была нацелена на развитие приоритетных секторов (в основном обрабатывающая промышленность) и диверсификацию экономики, однако упор делался на реализацию конкретных промышленных и инфраструктурных проектов с привлечением как частного, так и государственного (в том числе квазигосударственного) финансирования. Для контроля выполнения проектов был запущен такой механизм, как карта индустриализации. В общей сложности за период действия ГПФИИР было реализовано 770 проектов (в основном АПК, стройиндустрия, машиностроение) с общей суммой инвестиций в 8 трлн тенге.

В программе первой пятилетки индустриализации было 12 целевых индикаторов, большая часть из которых непосредственно к развитию приоритетных секторов отношения не имела – например, динамика ВВП, уровень местного содержания в закупках госсектора, доля инновационных предприятий, – но отражала текущие цели экономического блока кабмина. Тем не менее правительство поставило на контроль и действительно связанные с промполитикой показатели: динамику выпуска обрабатывающей промышленности, ее доли в ВВП и производительности труда в ней, а также уровень несырьевого экспорта.

Значения индикаторов несколько раз корректировали, делая поправку на кризисные явления в экономике, но итоговые показатели оказались ниже индикативных: доля обработки в ВВП оказалась на уровне 10,9% при планке 12,5%, несырьевой экспорт вырос не до 40% от всех экспорта, а до 21%; лишь производительность труда превысила план – выросла не в 1,5, а в 2 раза.

Уже во второй пятилетке фокус сдвинулся с конкретных проектов на отраслевые политики. В фокусе оказалась политика привлечения инвестиций, для чего было переработано законодательство, а ответственное за индустриализацию Министерство индустрии и новых технологий переименовали в Министерство по инвестициям и развитию с отдельным комитетом по инвес­тициям. Количество целевых индикаторов сократилось до четырех.

По итогам второй пятилетки (2015–2019 гг.; в этот период из названия программы исчезло слово «форсированного») достичь целей по «долларовым» показателям не удалось, хотя значение индикаторов вновь корректировали. Стоимостной объем экспорта продукции обрабатывающей промышленности увеличился вместо плановых 19% к уровню 2015 года на 13%. Производительность труда, рассчитываемая в долларах по текущему курсу, к этому же периоду в реальном выражении выросла не на 22%, а на 13%. Здесь следует отметить, что в пятилетку Казахстан входил с курсом USD/KZT в 179,2 тенге (средний курс в 2014 году), а завершал с курсом 382,8 тенге (чистая девальвация – 114%).

Удачнее ситуация была с тенговыми показателями: при цели по совокупным инвестициям в основной капитал обрабатывающей промышленности в 4,5 трлн за пять лет предприятия вложили 4,9 трлн. Здесь девальвация, напротив, помогла выполнить цель: инвестиции, в структуре которых до половины занимала закупка машин и оборудования в основном в инвалюте, при переводе в доллары по курсу на 2019 год оказались на 49% меньше планового значения, выраженного в долларах по курсу 2014 года ($12,9 вместо $25,1 млрд). Энергоемкость экономики к уровню 2014 года удалось снизить на 29% вместо плановых 7%.

В третьей программе индустриализации при сохранении таких индикаторов, как производительность труда в обрабатывающей промышленности и доля несырьевого экспорта, был скорректирован формат господдержки: появились группы компаний в зависимости от набора их проблем и потенциала (подход, отдаленно напоминающий матрицу BCG). Важной новацией программы стало внедрение встречных обязательств получателя господдержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *