Государственная программа информатизации государственных органов

12 мая 2014

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)».

2. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 46, ст. 6026);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 2161-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 51, ст. 7543);

пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2438-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 4, ст. 514);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 747-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 21, ст. 2662);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 г. № 1472-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4836);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 2322-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 51, ст. 7269);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2434-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7570);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2562-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 1, ст. 73);

пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 606 «О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4115);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 1056 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6259);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2535-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 171);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1293 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» и о создании на ее базе пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 117).

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313)

Приоритеты государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» (далее — Программа) определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, а также Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.

В соответствии с указанными документами повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления являются основными целями развития отрасли информационных технологий.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены следующие приоритеты развития информационных технологий:

формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий;

обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти;

противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Формирование и развитие информационного общества в Российской Федерации обеспечит конкурентоспособность России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.

Одним из приоритетов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, обеспечивающих в том числе формирование электронного правительства и перевод в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению.

Читать также:  ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года целями развития отрасли информационных технологий являются следующие:

развитие сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями в целях повышения производительности труда;

обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.

С учетом определенных целей и приоритетов сформированы следующие направления деятельности в сфере реализации Программы:

формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях предотвращения угрозы национальным интересам России.

Для обеспечения повышения качества и доступности почтовых услуг будет принята стратегия развития федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на период до 2023 года, предусматривающая расширение спектра услуг для населения на территории Российской Федерации на базе сети почтовых отделений.

Кроме того, к сфере реализации Программы относятся следующие стратегические векторы экономической модернизации страны:

совершенствование российскими специалистами информационных технологий, которые позволят добиться серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей с использованием суперкомпьютеров и другой необходимой материальной базы;

создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации.

Отмечено значение информационных технологий для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний, выявления и ликвидации очагов коррупции, непосредственного обмена мнениями и знаниями.

Программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи по модернизации экономики и общественных отношений, что соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но и сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества. Так, например, в докладе Генеральной ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отнесен к базовым (или неотъемлемым) правам человека, ограничение доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и распространения информации признано нарушением базовых прав человека.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в сфере реализации Программы установлен показатель по росту доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70 процентов к 2018 году.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» одним из приоритетов долгосрочной экономической политики является создание высокопроизводительных рабочих мест.

На основании указанных приоритетов сформированы сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», которые приведены в приложении № 1. Плановые значения целевых индикаторов и показателей Программы установлены в текущем году не ниже уровня их фактически достигнутых значений в предыдущем периоде реализации Программы.

С учетом положений стратегических документов определена цель Программы — повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо и достаточно решить следующие задачи:

обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий;

развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы должна быть направлена на достижение цели Программы по повышению качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий путем реализации следующих приоритетов:

создание условий для развития отрасли информационных технологий, включая поддержку информатизации важнейших отраслей экономики и реализацию государственных проектов по их переводу в область современного применения информационных технологий;

Читать также:  Указ № "О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2020-2025 годы", указ 348 от 15 сентября 2021 года

развитие региональной информатизации, в том числе развитие сервисов электронного правительства, переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде, расширение использования информационно-телекоммуникационных технологий для предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетными учреждениями;

содействие расширению доступа населения к медиасреде, поддержка развития региональных средств массовой информации.

Ключевым результатом реализации государственной политики в сфере региональной информатизации является снижение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации, обеспечение широкого использования информационных технологий как фактора социально-экономического развития.

Основными принципами государственной политики в сфере региональной информатизации являются:

использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, совершенствование системы управления субъектов Российской Федерации, обеспечение прав и свобод граждан;

концентрация ресурсов для решения важнейших задач региональной информатизации, управление региональной информатизацией на основе программно-целевого метода;

информационная открытость программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;

реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации;

стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации;

гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством;

обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации;

обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней.

Взаимодействие с субъектами Российской Федерации осуществляется в рамках региональных программ информатизации, формируемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 871-р.

Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы

Одной из проблем в сфере развития информационного общества в Российской Федерации является относительно высокая степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития. Этот показатель составил 2,9, при этом по отдельным показателям, характеризующим информационное развитие различия более существенны.

Так, показатели телефонной плотности фиксированной связи на 100 человек населения составляют менее 3 единиц в Чеченской Республике и 56,7 единицы в г. Москве. Уровень проникновения сотовой связи варьируется от 116,8 единицы на 100 человек населения в Республике Дагестан до 246,5 единицы на 100 человек населения в Ямало-Ненецком автономном округе. В 4 субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Кавказского федерального округа, доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеет менее 40 процентов домохозяйств, тогда как в 12 субъектах Российской Федерации доля домохозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», составляет более 70 процентов общего количества домохозяйств. Если в Республике Тыва широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» использует 46,7 процента организаций, то в г. Москве — 96,9 процента организаций. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений варьируется от 3 в Карачаево-Черкесской Республике до 23 в Ямало-Ненецком автономном округе.

Дифференциация уровня доступа к информационным технологиям в различных субъектах Российской Федерации влияет на востребованность и развитие сервисов электронного правительства, расширение практики предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. По данным Росстата, в 2012 году информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» использовали в среднем 93 процента органов государственной власти и органов местного самоуправления, однако в Дальневосточном федеральном округе указанный показатель составляет 71,9 процента, в Сибирском федеральном округе — 76,4 процента.

Развитие региональной информатизации, в том числе возможности предоставления региональных государственных услуг в электронном виде является условием достижения целевого значения показателя «Рост доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», до 70 процентов к 2018 году.

По результатам реализации Программы степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития должна составить к 2015 году не более 2 единиц с последующим дальнейшим снижением до 2020 года.

Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации Программы по следующим направлениям:

разработка и реализация региональных программ информатизации, формируемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 871-р, а также разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере развития информационного общества, в том числе развития электронного правительства;

создание технопарков в сфере информационных технологий на территориях субъектов Российской Федерации, реализация иных мер поддержки развития отрасли информационных технологий;

внедрение систем межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

Читать также:  Грбс не может выступать в роли ответственного исполнителя государственной программы

реализация проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также средств субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 1 декабря 2013 г. программы в сфере развития информационного общества, расширения использования информационных технологий и обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде утверждены в 42 субъектах Российской Федерации, в 8 субъектах Российской Федерации разработаны проекты государственных программ в этой сфере.

При разработке и реализации таких программ субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать следующие показатели Программы:

«Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» — показатель, отражающий один из приоритетов совершенствования государственного управления, установленных Президентом Российской Федерации;

«Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе домашних хозяйств» — показатель, характеризующий реализацию прав человека на информацию и являющийся наиболее значимым показателем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;

«Доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, использовавших информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в общем числе обследованных организаций органов государственной власти и органов местного самоуправления» — показатель, характеризующий готовность к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для обеспечения единого подхода к формированию информационного общества в отношении предметов ведения субъектов Российской Федерации и поощрения создания образцов лучшей региональной практики в рамках мероприятий Программы по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий ежегодно, начиная с 2012 года, предусмотрено софинансирование проектов, прошедших конкурсный отбор на право получения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества.

Приоритетные направления реализации проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, и перечень целевых показателей результативности предоставления субсидий одобряются решением Совета по региональной информатизации, являющегося рабочим органом Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Объем финансирования проектов субъектов Российской Федерации — победителей конкурсного отбора определяется ежегодно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В рамках Программы заключение долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд не предусмотрено.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, направленных на достижение целей и ожидаемых результатов Программы, приведены в приложении № 2.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 3.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении № 4.

Приложение № 1к государственной программеРоссийской Федерации «Информационноеобщество (2011 — 2020 годы)»

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»

Приложение № 2к государственной программеРоссийской Федерации «Информационноеобщество (2011 — 2020 годы)»

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, направленных на достижение целей и ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»

Приложение № 3к государственной программеРоссийской Федерации «Информационноеобщество (2011 — 2020 годы)»

Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»

Приложение № 4к государственной программеРоссийской Федерации»Информационное общество(2011 — 2020 годы)»

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Заново утверждена федеральная госпрограмма «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Программа включает в себя ФЦП «Развитие телерадиовещания в России на 2009-2015 гг.» и 4 подпрограммы. Это информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе; информационная среда; безопасность в информационном обществе; информационное государство.

Общий объем ассигнований федерального бюджета составляет 1 155 503 752,97 тыс. руб.

В частности, предусматривается создание на всей территории России современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Планируется снижение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, опережающий рост российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню, достижение технологической независимости в отрасли.

Ожидается развитие сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения, достижение уровня развития технологий защиты информации, обеспечивающего неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа.

Предусматривается сокращение «цифрового неравенства» регионов, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп, предоставление возможностей для дистанционной трудовой деятельности и самозанятости.

Распоряжение об утверждении прежней программы признано утратившим силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *