Государственная программа ипотека и арендное жилье

Жилье 

20 авг 2020, 16:51

Бизнес 

12 апр 2020, 10:44

Минстрой России предложил разработать программу, в рамках которой молодые жители страны будут получать субсидии на аренду жилья для накопления первого взноса на ипотеку. Об этом сообщил замглавы Минстроя Никита Стасишин.

По его словам, средний размер субсидии может составить 18 тыс. руб., а компенсация аренды — до 75% фактической арендной стоимости, но не более 1 МРОТ по региону.

Претендовать на получение поддержки смогут граждане России до 36 лет, постоянно трудоустроенные не менее 3 месяцев, которые ранее не участвовали в других программах, у них нет долгов по налогам, жилья в собственности, или его площадь ниже . Средний доход за 1,5 месяца не должен превышать средний по стране, то есть около 70 тыс. руб.

По подсчётам Минстроя, субсидии ежегодно могут получать 310 тыс. человек. На её реализацию понадобятся 18,5 млрд руб.

Главная цель проекта — улучшение жилищных условий граждан РФ путем выполнения высоких темпов ввода жилья и стимулирование спроса. Исходя из паспорта проекта в 2018 году планируется ввести в эксплуатацию 88 миллионов квадратных метров жилья, а в 2020 году — 100 миллионов. Кроме того, в 2018 году запланировано выдать один миллион ипотечных кредитов, в то время как в 2020 году — один миллион двести тысяч кредитов. Прогнозируется, что в 2018 году будет привлечено инвестиций на сумму 15 млрд. рублей для создания арендного жилья.

Достижение цели планируется следующими способами:

Проект разработан для устранения существующей проблемы с жильем для рядовых граждан страны. Предыдущая программа «Жилье для российской семьи» с указанной проблемой не справилась.

Что такое доходный дом

Многоквартирный жилой дом, предназначенный для сдачи квартир в аренду арендаторам, именуется доходным.

В настоящее время доходные дома планируется возродить в рамках реализации приоритетного проекта. В различных регионах страны подготовлена нормативная база для осуществления строительства таких домов, а в некоторых — такое жилье уже существует.

В 19 регионах России предусмотрены конкретные меры, направленные на создание наемного жилья. В 11 из них определены ресурсы для реализации таких мер. В 8 из указанных регионов предусмотрено частичное финансирование из бюджета. На сегодняшний день уже существует практика создания доходных домов. Например, в Республики Башкортостан реализация проектов показала стоимость аренды ниже взносов за ипотеку, однако арендная плата в квартире такого дома значительно выше рыночной.

Таким образом, примеры реализации строительства доходных домов имеются, существуют предпосылки для успешного осуществления этой части программы в ряде субъектов России.

В целом, планируется создание арендного жилья, стоимость найма которого будет конкурентным с рыночными ценами на аренду во вторичном жилье, в противном случае смысла в реализации проекта не будет из-за низкой инвестиционной привлекательности.

Кроме того, предусматривается создание так называемых «пилотных» проектов, которые подразумевают государственно-частное партнерство. Только при условии государственной (региональной, муниципальной) поддержки частного сектора возможно строительства такого жилья, которое будет оптимальным по цене как для инвестора, так и для будущих арендаторов.

Создание доходных домов порождает много вопросов и споров среди экспертов и чиновников. Это связано прежде всего с тем, что целевая группа населения — возможных арендаторов — это граждане, которые не имеют возможности оплачивать ипотечные платежи, а также не готовы переплачивать за аренду выше рыночной цены. При таких условиях основной вопрос находится в плоскости возможностях государства, конкретного региона или муниципалитета поддерживать инвесторов строительства доходных домов.

Что такое некоммерческая аренда

Некоммерческая аренда квартир (или аренда жилья фонда социального использования) — это вид льготной аренды. Арендовать квартиру из этого фонда могут люди с доходом, который не позволяет им купить квартиру самостоятельно. Верхнюю планку такого дохода должны определять региональные власти. Этот вид аренды был включен в Жилищный кодекс в 2014 году, но на практике пока почти не используется.

Для некоммерческой аренды должны строиться специальные социальные доходные дома — возводить их может как государство, так и частный инвестор. В социальном доходном доме не меньше половины квартир должно быть отдано под некоммерческую аренду. Если такой дом строит инвестор, то он может получить поддержку от государства. Меры поддержки также определяют региональные власти, но в большинстве регионов России еще не принята нормативная правовая база, регулирующая этот вопрос.

Ставки аренды в таких домах устанавливаются государством. Эти квартиры нельзя приватизировать, а договор аренды заключается на срок от одного года до десяти лет — этим некоммерческая аренда отличается от жилья по социальному найму. На квартиры по соцнайму могут претендовать малоимущие граждане, им жилье предоставляется бесплатно, его можно приватизировать, но в большинстве случаев ждать такого жилья можно десятки лет.

В начале апреля президент Владимир Путин поручил правительству до 1 сентября представить предложения о мерах по повышению инвестиционной привлекательности проектов строительства жилья для коммерческой и некоммерческой аренды. Ранее, в феврале «Дом.РФ» сообщал, что совместно с Минстроем разработает концепцию программы строительства некоммерческого социального арендного жилья. Тогда параметры финансирования программы не раскрывались. Планировалось, что в 2020 году будут систематизированы все категории граждан, имеющих право на поддержку, и создан механизм компенсации льготной арендной ставки.

Запуск программы строительства некоммерческого арендного жилья позволит обеспечить жильем более 980 тыс. семей до 2024 года, указано в обзоре «Дом.РФ». Программа будет рассчитана на «семьи с доходом ниже среднего и отдельные социальные категории» граждан.

Заявленный проект, по подсчетам «Дом.РФ», позволит построить дополнительно около 56 млн кв. м, это обойдется примерно в 4 трлн руб. Реализация такой программы, как сказано в отчете, возможна «за счет внебюджетного источника» — к ней планируется привлечь частных инвесторов. При этом затраты бюджета в 2020–2024 годах составят около 650 млрд руб. — эти деньги планируется использовать для субсидирования арендной ставки инвесторам до рыночного уровня. В обзоре не указано, планируется ли выделять деньги из федерального или из региональных бюджетов и по какой арендной ставке планируется сдавать социальное жилье.

РБК направил запрос в «Дом.РФ». Источник, близкий к госкомпании, подтвердил, что создание программы некоммерческого арендного жилья в таких параметрах обсуждается, но пока эта мера находится на начальном этапе проработки и не утверждена.

Необходимость развития рынка некоммерческой аренды жилья в обзоре объясняется тем, что доходы около 40% российских семей ниже среднего уровня и эти семьи не могут делать регулярные выплаты по ипотеке. «Даже с учетом развития программ государственного субсидирования ипотечного рынка существует предел для поддержания или увеличения доступности ипотеки. Для таких семей необходимо рассматривать альтернативные формы поддержки», говорится в отчете. Кроме того, согласно данным «Дом.РФ», сейчас государством накоплены обязательства по обеспечению жильем более чем 4 млн семей в рамках отдельных программ, из них — не менее 2,4 млн очередников. Средний срок ожидания в очереди составляет 20 лет.

Читать также:  Кредит малому и среднему бизнесу государственная программа

В апреле «Дом.РФ» представил план помощи застройщикам жилья. Одной из антикризисных мер в нем рассматривался выкуп нераспроданных квартир у застройщиков. В плане указано, что эти квартиры могут использоваться в том числе для формирования фонда некоммерческой аренды. Однако пока в Жилищном кодексе не закреплена возможность передавать в фонд отдельные квартиры в жилых домах.

при Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию

и приоритетным проектам

(протокол от 19 октября 2016 г. N 8)

ПАСПОРТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ИПОТЕКА И АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ»

1. Основные положения

2. Содержание приоритетного проекта

План достижения показателей проекта

Реализована программа АО «АИЖК» по вовлечению федеральных земель под жилищное строительство общей площадью более 13 500 га, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс. человек.

Обеспечен суммарный ввод жилья 20,4 млн. кв. метров в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.

Выпущены ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК». Доля выпуска ИЦБ с поручительством АО «АИЖК» к концу 2020 года составляет не менее 40% всего выпуска ИЦБ.

Ипотечный рынок переведен в электронный формат (к 2018 году создана возможность полного цикла обслуживания заемщика: от выдачи кредита до регистрации недвижимости).

Реализованы пилотные проекты по созданию арендного жилья и апартаментов, в крупнейших городах России через механизмы паевых инвестиционных фондов. К концу 2020 года общий объем средств в таких ЗПИФН составляет 65 млрд. рублей.

Описание модели функционирования результатов проекта

1. Стимулирование строительства жилья:

1.1. АО «АИЖК» реализует программу по вовлечению федеральных земель в центральных частях крупных городов (численностью свыше 250 тыс. чел.) (более 13 500 га) в жилищное строительство.

1.2. Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой на вовлекаемых земельных участках в полном объеме, что позволит уменьшить финансовую нагрузку на застройщиков и обеспечить низкие цены на жилье для граждан.

1.3. Выделение средств федерального бюджета в размере 20 млрд. рублей ежегодно на субсидирование строительства объектов инфраструктуры в рамках проектов развития территории, расположенных в границах населенных пунктов, что позволит обеспечить годовой объем ввода жилья порядка 5 млн. кв. метров. Указанный показатель определен исходя из средней стоимости строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений, и средней доли субсидируемых расходов на строительство автомобильных дорог, коммунальной и социальной инфраструктуры в размере 11,5% от общей стоимости жилья в рамках проектов. Так как отбор проектов будет производится по соответствию определенным критериям, такой подход позволит создать не только качественное жилье в количественном выражении, но и комфортную среду проживания для граждан.

2. Развитие рынка ипотечного кредитования:

2.1. Ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК» обеспечат банкам равный доступ к источникам долгосрочного финансирования ипотечных кредитов и инструментам управления кредитным риском (за счет обмена портфелей ипотечных кредитов на ценную бумагу с поручительством АО «АИЖК»). За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие процентные ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.

2.2. Внедрение электронного документооборота (электронной закладной) на ипотечном рынке позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование.

3. Развитие рынка арендного жилья:

3.1. Реализация пилотных проектов по созданию арендного жилья и апартаментов в крупнейших городах через механизмы паевых инвестиционных фондов (коллективные инвестиции). Для этого АИЖК, как институт развития, будет использовать инструмент коллективных инвестиций на базе закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (далее — «ЗПИФН»). АИЖК выступит в качестве якорного инвестора (пайщика) ЗПИФН и создаст дочернюю управляющую компанию — организацию Единого института развития для управления паевыми инвестиционными фондами. Оплата паев ЗПИФН будет осуществляться денежным средствами. ЗПИФН смогут выступать в качестве соинвестора строительства жилья или апартаментов (на основании договора долевого участия в строительстве, заключаемого с застройщиком в соответствии с Федеральным от 30.12.2004 N 214-ФЗ), приобретать готовое жилье или апартаменты. Реализация таких проектов позволит отладить механизмы создания и финансирования арендного жилья, внести необходимые изменения в регуляторную среду. Они позволят продемонстрировать потенциальным инвесторам наличие спроса на арендное жилье и апартаменты и экономическую эффективность, что позволит в дальнейшем масштабировать проекты.

3.2. Проведение пилотных сделок по реализации паев ЗПИФН арендного жилья и апартаментов, создаст для граждан новый инструмент, позволяющий диверсифицировать инвестиционный портфель за счет добавления нового класса активов — арендного жилья и апартаментов.

3. Этапы и контрольные точки

4. Бюджет приоритетного проекта

5. Описание приоритетного проекта

Минфин предлагает развивать аренду жилья с правом выкупа. Схема, включенная в проект стратегии развития финансового рынка до 2030 года, может стать популярной на фоне отмены программы льготной ипотеки, считают эксперты

Государственная программа ипотека и арендное жилье

Власти планируют сделать механизм лизинга жилья, который предусматривает аренду квартир с последующим выкупом, альтернативой ипотеке. Это следует из проекта стратегии развития финансового рынка России до 2030 года. Документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник на финансовом рынке.

В Минфине РБК подтвердили эти планы. В ведомстве отметили, что будут прорабатывать развитие рынка лизинга жилья, предусматривающего в том числе возможность поэтапного приобретения недвижимости в собственность с условием аренды невыкупленной части. Этот механизм вместе с развитием рынка аренды будет способствовать повышению доступности жилья, уточнили там.

Минфин и Банк России внесли проект стратегии в правительство в пятницу, 2 декабря. Стратегия представлялась на общественное обсуждение еще осенью прошлого года, но в этом году была доработана «с учетом изменившейся ситуации», говорится в сообщении ЦБ. В ЦБ отказались комментировать содержание документа.

Как работает лизинг жилья

Покупать жилье с помощью лизинга в России разрешено с 2011 года, но этот инструмент пока не получил широкого распространения, говорит управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка. Использование схемы лизинга при приобретении жилой недвижимости — это пока единичные сделки, подтверждает младший директор рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зоя Советкина. По данным «Эксперт РА» на 1 октября 2022 года, на сегмент недвижимости приходилось 4% лизингового портфеля российских компаний, или 248 млрд руб. В основном это касается коммерческой недвижимости для юрлиц.

При покупке квартиры в лизинг лизинговая компания сначала оценивает платежеспособность клиента и ликвидность выбранной им квартиры. При соблюдении всех условий компания выкупает объект: для этого заключается трехсторонний договор, согласно которому в течение определенного срока клиент должен выкупить квартиру, поясняет Коркка. После этого, как и при покупке квартиры в ипотеку, покупатель оплачивает первоначальный взнос, а остальную сумму переводит частями. «Лизинговые компании обычно предлагают клиентам более гибкие условия, чем банки при выдаче ипотеки. Некоторые из них допускают индивидуальный график внесения платежей, а их размер может не носить фиксированный характер», — отмечает эксперт.

Читать также:  Государственные программы рф утвержденные в 2012 году

Как работает «лизинг квартир» сейчас

Теоретически компании могут заключать договор лизинга жилья с минимальным взносом, поскольку этот рынок менее зарегулирован, чем банковский, рассуждает Советкина. Но на практике зачастую первоначальный взнос по договорам лизинга составляет до 40%, кроме того, лизинговые компании редко готовы идти на сделки со сроком выкупа более пяти лет, говорит Коркка.

Ставки по лизингу жилья выше, чем по ипотеке. Это объясняется тем, что в отличие от банков, которые привлекают фондирование с рынка, от юрлиц и населения, лизинговые компании получают деньги от самих банков, объясняет Советкина. Использование рыночных инструментов сейчас затруднительно, поэтому лизинговые компании не смогут предлагать тот же уровень ставок, что и ипотечные банки, добавляет эксперт.

Если ставка лизинга и дальше будет выше, чем по ипотеке, то вряд ли этот механизм будет пользоваться спросом, заключает директор департамента продаж агентства недвижимости «Этажи» Сергей Зайцев. «Едва ли в ближайшее время лизинг по популярности сможет сравниться с ипотекой. Несмотря на очевидные преимущества, у схемы много подводных камней», — указывает Коркка, добавляя, что постепенно этот инструмент все же становится популярнее.

Кроме более высокой ставки и более коротких сроков, чем по ипотеке, среди минусов лизинга в «Метриум» называют следующие:

Сможет ли лизинг жилья стать массовым

Сейчас есть смысл развивать лизинг жилья для физлиц, особенно если будут завершаться программы льготной ипотеки, а значит, на банковском рынке не будет низких ставок, говорит Советкина.

«Есть вероятность, что лизинговые компании смогут заключать более выгодные контракты с застройщиками жилья, в отличие от банков они не так зарегулированы», — считает Советкина. По ее словам, сейчас клиентами лизинговых компаний среди юрлиц нередко становятся те, кому банки отказали в кредитовании по каким-то причинам. Не исключено, что лизинг жилья также может привлечь заемщиков-физлиц, которые не подходят под все критерии банков.

Для массового развития этой услуги нужно более четко проработать нормативную базу, считают в «Этажах». По словам Зайцева, этот механизм мог бы развиваться и при строительстве жилья государством с его передачей через лизинг в долгосрочную аренду с последующим выкупом.

Примеры развития этого механизма уже есть. Например, в портфеле госкомпании «Дом.РФ» три проекта корпоративной аренды с обратным выкупом, говорит директор по развитию ее арендного жилья Вероника Янушкевич. Это проект для «Сибура» в Тюменской области, фонда «Сколково» в Москве и «Полюса» в Якутии. Два первых проекта уже построены, а арендный дом в Якутии планируется достроить в начале 2024 года. В рамках этого механизма «Дом.РФ» приобретает строящиеся объекты по договорам долевого участия и предоставляет готовые квартиры в аренду компаниям на пять—десять лет для размещения сотрудников. Компания-арендатор при этом предоставляет жилье в субаренду и выкупает его у «Дом.РФ» по согласованному графику. При этом возможно досрочно выкупить отдельные квартиры у госкомпании по заранее зафиксированной цене, чтобы продать их сотрудникам, говорит Янушкевич. Например, такой вариант есть в проекте «Сибура».

В конце 2020 года «Сибур» заключил меморандум о сотрудничестве с «Дом.РФ» по созданию корпоративного арендного жилья и в Амурской области. В пресс-службе «Полюса» сообщали, что проект в Якутии — пилотный в рамках долгосрочного сотрудничества компаний. В дальнейшем планируется создание фонда служебного жилья в других городах присутствия компаний и ее дочерних предприятий.

Аренда в «серой» зоне

Рынок арендного жилья, по данным «Дом.РФ», составляет 240 млн кв. м (около 9% всего жилого фонда многоквартирных домов). В арендованном жилье проживают около 10% россиян. Официально регистрируется только 5 тыс. договоров в год. Учитывая то, что сдают жилье в аренду в России 4,5 млн человек, сегодня этот рынок можно назвать преимущественно «серым», признавали ранее в «Дом.РФ».

Рыночную аренду «Дом.РФ» предлагает развивать через создание специальной категории паевых инвестиционных фондов (ПИФ), говорится в обзоре. Эти ПИФы смогут действовать бессрочно, иметь возможность инвестировать в строящиеся дома с отделкой, меблировкой и необходимой инфраструктурой. Появится также возможность формирования арендного объекта из отдельных секций или выделение для аренды отдельного этажа. Паи такого фонда должны быть доступны широкому кругу неквалифицированных инвесторов.

Некоммерческая аренда пока не получила широкого распространения, констатирует адвокат Forward Legal Карим Файзрахманов. Отдельные регионы приняли нормативные акты, которые касаются оснований предоставления такого жилья, но для этого сперва нужно построить наемные дома, а этим никто не занимается, указывает Файзрахманов. Примеры арендного жилья носят единичный характер, такие дома есть в Москве и Санкт-Петербурге, но широкого распространения такая практика не получила, подтверждает руководитель практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.

К строительству арендных домов для нуждающихся привлекут инвесторов

Им компенсируют 650 млрд руб. из бюджета за пять лет

В «Дом.РФ» подготовили план развития рынка аренды для очередников и людей с доходом ниже среднего. К созданию арендных домов привлекут инвесторов, которым до 2024 года из бюджета компенсируют 650 млрд руб. за скидки по аренде

Государственная программа ипотека и арендное жилье

Госкомпания «Дом.РФ» подсчитала необходимые инвестиции и бюджетные субсидии на развитие до 2024 года рынка некоммерческого арендного жилья. Расчеты представлены в обзоре рынков жилья, жилищного строительства и ипотеки за 2019 год, подготовленном «Дом.РФ», с которым ознакомился РБК.

«Дом. РФ» намерен развивать социальную аренду жилья в России

Ипотека не позволяет улучшать жилищные условия семьям с невысокими доходами. Для решения этой проблемы необходимо создать новый инструмент государственной жилищной политики — социальное арендное жилье, считает глава «Дом.РФ»

Государственная программа ипотека и арендное жилье

Компания «Дом.РФ» готова заняться развитием социальной аренды жилья в стране. Об этом заявил генеральный директор компании Виталий Мутко на рабочем совещании «Единой России» по вопросам развития жилищного строительства и повышения доступности жилья для граждан.

Виталий Мутко напомнил, что к 2030 году количество семей, ежегодно улучшающих свои жилищные условия, должно увеличиться на треть: с 3,7 млн до 5 млн домохозяйств, а ежегодный объем строительства жилья вырасти на 50%, до 120 млн кв. м.

По его словам, сейчас основным инструментом улучшения жилищных условий россиян является ипотека и различные льготные программы. При этом ипотека не позволяет решить жилищный вопрос семьям с невысоким доходом. Только 50% российских семей могут позволить себе обслуживание жилищных кредитов.

«Для решения этой проблемы необходимо создать новый инструмент государственной жилищной политики — социальное арендное жилье. В долгосрочной перспективе — до 10% от совокупного жилого фонда. Социальная аренда — это и возможная альтернатива для выполнения накопленных обязательств перед более чем 4 млн семей «очередников», решение проблемы ветхого и аварийного жилья», — сказал Виталий Мутко.

Читать также:  Участники государственной программы молодая семья

Сейчас в портфеле «Дом.РФ» есть проекты в области коммерческой и корпоративной аренды. «Мы готовы предоставить весь накопленный опыт и выступить надежным партнером и оператором такой программы», — отметил он.

Кроме того, «Дом.РФ» разрабатывает программу развития индивидуального строительства и готова включиться в общую работу по этому направлению, добавил глава компании.

Ранее Виталий Мутко рассказал о создании в России онлайн-платформы по аренде жилья. Она поможет вывести из тени огромное количество сдаваемых квартир в стране. Для создания агрегатора необходимо внести ряд законодательных изменений, которые могут быть подготовлены уже в осеннюю сессию в Госдуме. Сама платформа может появиться уже в следующем году.

Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье»

До 31.03.2017 в России действовала программа «Жилье для российской семьи», которая признана неэффективной, а ее реализация крайне неудовлетворительной. В условиях кризиса выполнить поставленные задачи в значительном объеме не удалось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 393 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указанная программа была отменена.

Так, 31.03.2017 была принята новая редакция программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в структуру которой были добавлены и иные программы, одной из которых является «Ипотека и арендное жилье» (определяется как приоритетный проект (далее- проект)). Примечательно, что паспорт данного проекта был принят 19 октября 2016 года.

Заказчиком проекта выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, руководитель проекта — генеральный директор АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее — АИЖК).

В ходе разработки проекта для его реализации были обозначены и разработаны:

Проект будет реализовываться по трем основным направлениям:

Окончание действие проекта запланировано на 2020 год, однако в паспорте установлен прогноз и на 2025 год.

Сводный план (паспорт) приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье»

В плане проекта указаны основные его направления:

Каждое из них имеет этапы, контрольные точки, сроки реализации. Так, например, по направлению развития рынка арендного жилья предусмотрена сдача в эксплуатацию первого пилотного проекта арендного жилья (01.10.2017), завершение пилотных проектов и принятие решение о реализации аналогичных проектов в городах-миллионниках (15.11.2020).

В паспорте проекта также утвержден бюджет на 2017-2020 года. Всего за указанный период планируется затратить:

По каждому из вышеуказанных источников финансирования паспортом устанавливается «разбивка» по годам.

Государственная программа ипотека и арендное жилье

Паспортом приоритетного проекта не предусматривается использование средств местных бюджетов. Исходя из вышеуказанного бюджета — основная масса денежных средств будет аккумулироваться из внебюджетных источников, то есть за счет средств АИЖК, населения, инвесторов и банков.

Паспорт проекта рассчитан на реализацию с 01.11.2016 по 31.12.2020, однако в плане достижения показателей проекта установлен прогноз на 2025 год, что может означать о возможной пролонгации действия программы на больший срок (возможно, при успешной реализации до 2020 года).

Участие АИЖК в проекте

Согласно данным паспорта приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» заказчиком выступает Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Руководителем выступает генеральный директор АИЖК.

Именно через АИЖК планируется осуществление задач проекта.

Так, указанное АО осуществляет вовлечение в строительство федеральные, региональные и местные земли, осуществляет деятельность по привлечению инвесторов (в том числе с помощью выпуска ипотечных ценных бумаг).

В рамках осуществления строительства арендного жилья АИЖК будет выступать в качестве основного инвестора, использовать инструмент коллективных инвестиций. Средства АИЖК указаны как один из источников внебюджетного финансирования рассматриваемого проекта. В дальнейшем возможна корректировка и обновление задач и направлений деятельности АО.

Таким образом, по сути АИЖК выступает в качестве исполнителя всего проекта. Перед агентством поставлен ряд задач и определены инструменты, с помощью которых цель проекта должна быть достигнута.

Какие скидки по аренде могут получить участники программы

Если распределить 650 млрд руб. на 980 тыс. семей на пять лет до 2024 года, то получится субсидия около 11 тыс. руб. в месяц. Если брать за основу четыре года (поскольку программа еще не запущена), то это уже почти 14 тыс. руб. в месяц.

Средняя цена аренды условной «двушки» в Москве сейчас составляет около 55 тыс. руб в месяц, соответственно, эта субсидия составит 20–25% от аренды, отмечает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. Если сократить цену аренды на эту субсидию, получится 40–45 тыс. руб. в месяц за условную «двушку». «Такая ставка вряд ли подойдет семьям с доходом ниже среднего, им в Москве нужно компенсировать не менее 50%. Но в регионах, где ставки аренды ниже, компенсация будет более ощутима», — признает эксперт. По мнению Широковой, логично было бы в среднем предоставлять скидку в 20%, а для отдельных категорий, например врачей и учителей, субсидию сделать больше.

Заключение

Признание неэффективной и, как следствие, отмена программы «Жилье для российской семьи» потребовала продолжения начатого в рамках другого проекта, в том числе и устранение «ошибок» предыдущей программы и дальнейшую реализацию строительства доступного жилья для населения страны.

В результате чего в структуру госпрограммы, в которую входила ЖРС, был интегрирован приоритетный проект «Ипотека и арендной жилье», в рамках осуществления которого будет проводиться работа по стимулированию строительства доступного жилья. Реализация указанного направления планируется за счет субсидирования регионов из средств федерального бюджета на строительство инженерных сооружений (для обеспечения строящихся домов в будущем).

Кроме того, проектом планируется активизировать ипотечный рынок. Будет предпринята попытка облегчения получения ипотеки (за счет электронной формы), стимулирование банков на участие в проекте. Также в рамках проекта будет реализовано возвращение так называемых «доходных домов», то есть арендного жилья с конкурентно способной ценой за аренду. В основном, такая мера предпринята в связи с отсутствием возможностью у многих граждан РФ выплачивать ипотечные платежи.

Таким образом, будет предпринята новая попытка решения вопроса с доступностью жилья для граждан в Российской Федерации.

Вопрос

Преимущества арендного жилья по проекту

В рамках осуществления проекта планируется строительство домов, квартиры в которых будут сдаваться в аренду. Если цена за аренду действительно будет рыночной, то в чем отличие такой аренды от обычной аренды, которая существует на сегодняшний день на рынке аренды недвижимости?

Ответ

Строительство таких жилых домов будет осуществляться непосредственно для сдачи в аренду, то есть у граждан появляется возможность снять квартиру не на вторичном рынке жилья, а совершенно новую и построенную для таких целей. В таком случае конкурентное преимущество такой аренды на лицо. Кроме того, строительство домов осуществляется с государственной поддержкой, что дает некоторые гарантии при планировании решения жилищного вопроса в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *