Итоги анализа эффективности реализации государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» рассмотрены на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области.
КСП Иркутской области отметила, что при разработке, утверждении и реализации государственной программы министерством экономического развития Иркутской области, как ответственным исполнителем, планирование ожидаемых конечных результатов осуществляется на низком уровне, либо от реализации мероприятий госпрограммы планируется их снижение (указывает на отрицательный эффект), поскольку при увеличивающемся росте финансового обеспечения госпрограммы ожидаемые конечные результаты в основном остаются неизменными.
Госпрограмма сформирована с нарушением положений Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части несоблюдения программно-целевого принципа, означающего разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, и определение объемов и источников их финансирования.
Отдельные целевые показатели установлены с несоблюдением требований, определенных постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп, не являются адекватными (не характеризуют прогресс в достижении цели или решении задачи, не охватывают все существенные аспекты достижения цели или решения задачи) и объективными.
Имеются отдельные замечания к нормативным правовым актам, являющихся основанием для формирования ресурсного обеспечения мероприятий государственной программы.
Анализ исполнения госпрограммы указывает на стабильное ежегодное неосвоение предусмотренных на госпрограмму расходов, источником которых, в основном, являются средства областного бюджета. Неисполнение в полном объеме средств обусловлено как объективными причинами (экономия средств за счет снижения цены при заключении государственных контрактов; отсутствие обращений юридических лиц, граждан о предоставлении субсидий), так и несвоевременным принятием управленческих решений.
В отдельных случаях не увязаны сроки реализации подпрограмм с периодом действия госпрограммы (2015-2020 годы), что является несоблюдением программно-целевого принципа (Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).
По итогам обсуждения депутаты рекомендовали Правительству Иркутской области, министерству экономического развития Иркутской области совместно с соисполнителями государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных в отчете Контрольно-счетной палаты Иркутской области.
Материалы КСП Иркутской к выступлению на заседании комиссии по контрольной деятельности здесь.
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА»НА 2019 – 2024 ГОДЫ
(ДАЛЕЕ –ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Наименование государственной программы«Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019 – 2024 годы
Ответственный исполнитель государственной программыМинистерство экономического развития Иркутской области
Соисполнители государственной программыМинистерство экономического развития Иркутской области; агентство по туризму Иркутской области;аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области
Участники государственной программыПредставительство Правительства Иркутской области при Правительстве Российской Федерации в г. Москве;министерство имущественных отношений Иркутской области;министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области;министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (В редакции Постановления Правительства Иркутской области от 05.02.2019 г. № 73-пп)
РазделI. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ
Государственнаяпрограмма разработана в соответствии с постановлением Правительства Иркутскойобласти от 26 июля 2013 года № 282-пп «Об утверждении Положения о порядкепринятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и ихформирования и реализации», Системой целеполагания социально-экономическогоразвития Иркутской области верхнего уровня и Перечнем показателейрезультативности для Системы целеполагания социально-экономического развитияИркутской области верхнего уровня, утвержденными распоряжением ПравительстваИркутской области от 10 сентября 2014 года № 749-рп.
Глава1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Иркутскаяобласть расположена в южной части Восточной Сибири в бассейнах верхнего течениярек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке Иркутской области – озероБайкал. Общая площадь Иркутской области – 774,8 тыс. кв. км (4,6 процентаплощади Российской Федерации, шестое место среди субъектов РоссийскойФедерации). Иркутская область находится в центре материка и граничит сРеспубликой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Забайкальским краем иРеспубликой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, сРеспубликой Тыва на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирскогофедерального округа (далее – СФО).
Численностьнаселения Иркутской области на 1 января 2018 года составила 2404,2 тыс. человек(1,64 процента населения Российской Федерации, 21-е место среди субъектовРоссийской Федерации; по состоянию на 1 января 2014 года составляла 2418,3 тыс.человек или 1,7 процента населения Российской Федерации, 21-е место средисубъектов Российской Федерации).
Иркутскаяобласть
–
один из наиболее развитых регионовРоссийской Федерации, ее называют энергетическим и индустриальным центромВосточной Сибири.
Располагаябольшими запасами природных ресурсов, Иркутская область имеет уникальнуювозможность для устойчивого развития. Здесь имеются запасы угля, железной руды,золота, нефти, газа, щебня, гипса и соли.
Ведущими видамидеятельности являются добыча полезных ископаемых, производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды, металлургическое и химическое производства,производство машин и оборудования. На реке Ангаре построен каскадэлектростанций (Иркутская, Братская, Усть-Илимская). На базе недорогойэлектроэнергии успешно развивается производство алюминия.
В Иркутскойобласти активно развивается фармацевтическая отрасль, которая представленапредприятиями, осуществляющими выпуск готовых лекарственных средств,субстанций, биологически активных добавок, антисептических и дезинфицирующихсредств, изготовление фармацевтической упаковки. Большинство предприятийданного вида экономической деятельности являются участниками Байкальскогофармацевтического кластера.
Машиностроительныйкомплекс Иркутской области формируют пять основных видов экономическойдеятельности: производство компьютеров, электронных и оптических изделий,производство электрического оборудования, производство машин и оборудования, невключенных в другие группировки, производство автотранспортных средств,прицепов и полуприцепов, а также производство прочих транспортных средств иоборудования. В современных условиях на данный сектор экономики возложеназадача по реализации мер, направленных на импортозамещение.
ЭнергосистемаИркутской области входит в состав объединенной Энергосистемы Сибири и включаетв себя 15 действующих тепловых электростанций (ТЭЦ) и 4 гидроэлектростанции(ГЭС).
Крупныесельскохозяйственные комплексы выпускают промышленные товары, пищевые продуктыширокого ассортимента.
Основу экспортаИркутской области формирует продукция из древесины (лесоматериалы обработанныеиз хвойных пород, древесный уголь, целлюлоза, крафт-бумага и другие), металлы иизделия из них (алюминий необработанный, проволока алюминиевая, черные металлыи изделия из них), топливно-энергетические товары (нефть и нефтепродукты сырые,воски минеральные), продовольственные товары и сырье (птица, яйца, рыба, маслаи жиры, мука, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки идругие), различные машины и оборудование(промышленное оборудование и запчасти к ним, вычислительные машины,транспортные средства и запчасти к ним), а также продукты химическойпромышленности и товары народного потребления.
Натерритории Иркутской области расположено восемь городов, которые, согласноперечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29июля 2014 года № 1398-р, относятся к категории монопрофильных:Саянск, Усть-Илимск, Черемхово, Шелехов, Байкальск,Тулун, Железногорск-Илимский и Усолье-Сибирское.
Однимиз критериев, по которому эти города относятся к монопрофильным,является наличие на территории города градообразующего предприятия. В каждом измоногородов Иркутской области расположено по одному такому предприятию.
За 2017 год в Иркутской
области темпыроста основных экономических и социальных показателей по отношению ксоответствующему периоду прошлого года составили:
индекс
промышленногопроизводства – 102,9 процента;
инвестиции
в основнойкапитал – 103,6 процента;
оборот
розничной торговли– 100,7 процента;
реальные
располагаемыеденежные доходы населения – 94,1 процента.
Глава2. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие малогои среднего предпринимательства является одним из приоритетных курсовгосударственной политики, направленной на создание эффективной конкурентнойэкономики, оказание содействия СМСП в продвижении производимых ими товаров(работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РоссийскойФедерации и рынки иностранных государств, увеличение количества СМСП,обеспечение занятости населения и развитие самозанятости,увеличение доли производимых СМСП товаров (работ, услуг) в объеме валовоговнутреннего продукта, увеличение доли уплаченных СМСП налогов в налоговыхдоходах федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местныхбюджетов.
В 2017 году вИркутской области зарегистрировано порядка 39,7 тыс. микро, малых и среднихпредприятий и 62 тыс. индивидуальных предпринимателей. По количеству микро ималых предприятий Иркутская область находилась на 17-м месте в России (1,4процента от общего числа микро и малых предприятий по России) и на третьемместе – в СФО (12процентов от общего числа микро и малых предприятий по СФО).
В малом исреднем бизнесе региона заняты 238,5 тыс. человек (21,6 процента от общегоколичества, занятых в Иркутской области). Это на 4,6 процента больше, чем в2016 году (227,9 тыс. человек). Оборот малых и средних предприятий, включаяиндивидуальных предпринимателей, составил 883,7 млрд рублей (на 10,1 процентабольше, чем в 2016 году).
По итогам 2017года наряду с традиционными видами предпринимательской деятельности, такими какторговля, строительство, операции с недвижимым имуществом и оказание прочихуслуг населению, отмечается рост заинтересованности в ведении профессиональной,научной и технической деятельности. Перспективными видами экономическойдеятельности для расширения присутствия малого и среднего бизнеса становятсяотрасли обрабатывающего производства, туризм, сельское хозяйство. В целом малыйи средний бизнес формирует четверть валового регионального продукта Иркутскойобласти.
В рамкахгосударственной поддержки в Иркутской области создана инфраструктура поддержкиСМСП:
Иркутскийобластной гарантийный фонд, который предоставляет поручительства малому исреднему предпринимательству;
фонд
«Центрподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»,структурными подразделениями которого являются центр поддержкипредпринимательства, центр кластерного развития, региональный центринжиниринга, центр сертификации, стандартизации и испытаний (коллективногопользования), центр поддержки экспорта;
региональный
фондмикрокредитования и микрофинансовые организации,созданные при непосредственном участии органов местного самоуправлениямуниципальных образований Иркутской области, которые предоставляют займы вразмере до трех млн рублей, сроком до трех лет и с льготной процентной ставкой.
Глава3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Динамичное развитиеэкономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлеченияинвестиций.
Однако разовогопривлечения инвестиций недостаточно. Это диктует необходимость использованиястратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Иркутскойобласти. Кроме того, привлечение инвестиций в область невозможно без хорошоотлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.
В 2017 годуобъем инвестиций в основной капитал в сравнении с 2016 годом вырос на 3,6процента и составил 256 891,7 млн рублей.
Рост показателяобусловлен продолжением реализации крупных инвестиционных проектов натерритории региона: ряд проектов по разработке и обустройствунефтегазоконденсатных месторождений в Усть-Кутском и Катангском районах, реализуемых ООО «Иркутская нефтянаякомпания», проект ПАО «Верхнечонскнефтегаз» поразработке Верхнечонского месторождения, разработка Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения. ПАО«Полюс Золото» реализует крупный инвестиционный проект «Освоение золоторудныхместорождений Бодайбинского района Иркутскойобласти», АО «Первенец» реализует проект создания нового производства наместорождении «Вернинское». Продолжается реализациятрех приоритетных лесных проектов. АО «Группа Илим» завершен инвестиционныйпроект в области освоения лесов в городах Братске и Усть-Илимске и начатпроект по модернизации производства. В рамках реализации проекта ПАО«Высочайший» по строительству золотоизвлекательнойфабрики на месторождении «Верхний Угахан» состоялсятехнологический запуск горно-обогатительного комбината «Угахан».
По результатамрейтинга инвестиционной привлекательности регионов 2017 года, проводимогорейтинговым агентством «Эксперт РА», Иркутская область вошла в тридцаткунаиболее инвестиционно-привлекательных регионов. По инвестиционному риску средисубъектов Российской Федерации регион занял 46-е место, улучшив свои позиции начетыре пункта по сравнению с предыдущим годом, главным образом за счет сниженияуправленческого риска. По инвестиционному потенциалу Иркутская областьсохраняет позицию 2016 года и занимает 18-е место.
В настоящеевремя Правительством Иркутской области сформирован пакет нормативныхдокументов, позволяющий предоставлять инвесторам налоговые и финансовые мерыподдержки, обеспечивать поддержку СМСП, инвестиционных проектов в сфере научнойи инновационной деятельности, строительства, промышленного исельскохозяйственного производства, в том числе резидентов территорийопережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Иркутской области(моногородов).
В соответствии спостановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2016 года №135, от 16 марта 2018 года № 262 и от 16 марта 2018 года № 265 созданысоответственно территории опережающего социально-экономического развития«Усолье-Сибирское», «Саянск» и «Черемхово», на которых установлен особыйправовой режим осуществления предпринимательской деятельности. В целях созданияновых рабочих мест и улучшения инвестиционного климата в остальных монопрофильных муниципальных образованиях Иркутской области(моногородах) планируется создание территорий опережающегосоциально-экономического развития: в городах Тулуне, Железногорск-Илимском,Усть-Илимске, Шелехове.
Для удобстваинвесторов все меры государственной поддержки сведены в Инвестиционноммеморандуме Иркутской области, одобренном распоряжением Правительства Иркутскойобласти от 3 февраля 2014 года № 68-рп, и представлены в наглядном виде наИнвестиционном портале Иркутской области (http://invest.irkobl.ru).
На территорииИркутской области созданы АО «Корпорация развития Иркутской области» и АНО«Агентство инвестиционного развития Иркутской области», которые осуществляютдеятельность по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. С участиемуказанных институтов развития планируется реализация перспективных проектов всфере здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, жилищногостроительства, производства строительных материалов, цифровых технологий,создания и развития индустриальных парков.
Глава4. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Иркутскаяобласть обладает развитым промышленным комплексом. Основными отраслямиспециализации региона являются электроэнергетика, алюминиевая промышленность,деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, нефтеперерабатывающая инефтехимическая отрасли, транспортное машиностроение.
Сдерживающимифакторами развития промышленной сферы Иркутской области являются:
низкий
уровеньконкурентоспособности в отдельных отраслях региона;
отсталость
материально-технической базы промышленных организаций, критический уровеньфизического и морального износа оборудования;
диспропорция
в обеспеченииэлектроэнергией в Иркутской области, отсутствие электроснабжения в удаленныхсеверных районах;
высокая
степень износаэлектрооборудования, наличие бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства;
высокая
ресурсоемкостьприменяемых технологических процессов;
высокая
транспортнаясоставляющая в затратах.
На решениеобозначенных проблем и направлена реализация региональной политики.
Значенияосновных показателей, характеризующих развитие промышленной сферы, сферыинновационной деятельности Иркутской области в 2017 году были следующими:
индекс
промышленногопроизводства
–
102,9 процента;
доля
налоговыхпоступлений (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц,налог на имущество организаций) в консолидированный бюджет Иркутской области –67 процентов;
количество
предприятий,занимающихся инновационной деятельностью – 54 единицы;
затраты
на технологическиеинновации – 22 703,5 млн рублей.
В последние годыэкономика Иркутской области встала на курс оживления. Промышленное производстворастет. С учетом специфики экономики региона определяющую роль в структурепромышленности занимает добывающий сектор. На территории региона созданымаксимально благоприятные условия для развития нефтегазохимии. Рост добычитопливно-энергетических полезных ископаемых по итогам года составил 14,6процента. Развитию отрасли способствовало освоение нефтегазовых месторождений идобыча жидких углеводородных ресурсов. Также положительная динамика наблюдаетсяв обрабатывающем производстве, в том числе в деятельности по обработкедревесины, по производству лекарственных средств и материалов, применяемых вмедицинских целях, машин и оборудования, не включенных в другие группировки,химических веществ, напитков, автотранспортных средств, прицепов иполуприцепов, бумаги.
Иркутскаяобласть по уровню научного и научно-технического развития входит в тройкулидеров в СФО. Регион обладает крупным научным потенциалом, который представлен16 академическими учреждениями, более чем 20 прикладныминаучно-исследовательскими и проектными институтами, в которых проводятсяфундаментальные и прикладные исследования по актуальным для региона направлениям.
В составинновационной инфраструктуры Иркутской области входят технопарки, центрыколлективного пользования научным оборудованием и приборами, региональный центринжиниринга, центр сертификации и стандартизации, центры молодежногоинновационного творчества и другие.
Формы и условияосуществления областной государственной поддержки научной, научно-технической иинновационной деятельности на территории Иркутской области определены ЗакономИркутской области от 5 мая 2004 года № 21-оз «Об областной государственнойподдержке научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Положением опорядке выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ для государственных нужд Иркутской области, утвержденнымпостановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2016 года №573-пп, предусмотрена государственная поддержка научных исследований,направленных на решение проблем развития экономики и социальной сферы Иркутскойобласти, повышение качества управленческих решений, принимаемых исполнительнымиорганами государственной власти Иркутской области.
С 2015 годареализуется конкурс на предоставление субсидий из областного бюджета насоздание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационноготворчества. Благодаря финансовой поддержке СМСП на территории региона созданы иосуществляют свою деятельность шесть центров молодежного инновационноготворчества.
В рамкахсовместной работы между федеральным государственным бюджетным учреждением«Российский фонд фундаментальных исследований» и Правительством Иркутскойобласти на основании трехлетних соглашений о взаимодействии финансируются наусловиях паритета региональные конкурсы проектов фундаментальных научныхисследований.
В целяхвыявления наиболее актуальных научных, научно-технических и инновационныхисследований и разработок, вносящих значительный вклад в развитие науки итехники, в решение социально-экономических проблем Иркутской области,возобновлено проведение областного конкурса в сфере науки и техники.
Информационнаяподдержка инновационной деятельности реализуется через проведение крупныхконференций и форумов, с помощью которых региональное предпринимательскоесообщество может взаимодействовать с российскими и зарубежными контрагентами.
Для повышениякачества взаимодействия Правительства Иркутской области снаучно-образовательным комплексом действует Координационный научный совет приГубернаторе Иркутской области, которым формируются задачи по научнойдеятельности, определяются основные направления социально-экономическогоразвития региона с учетом современных достижений науки.
Глава5. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
В настоящеевремя туристская отрасль уверенно развивается, Иркутская область является однимиз лидеров по численности иностранных граждан, размещенных в коллективныхсредствах размещения (далее – КСР) в 2017 году, и занимает пятое место средирегионов России. Это обусловлено наличием на территории региона уникальныхприродно-рекреационных ресурсов, значительным культурно-историческимпотенциалом, разнообразием этнических культур, а также достаточно развитымтранспортным сообщением с крупнейшими городами Российской Федерации и странамиАзиатско-Тихоокеанского региона, более чем 50-летним опытом, позволяющим приниматьгостей со всего мира.
Основойтуристско-рекреационного потенциала, безусловно, является озеро Байкал,включенное в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это не толькоприродный феномен, но и сокровищница материальной и духовной культуры ЦентральнойАзии.
Один из самыхпопулярных видов туризма на Байкале – это экотуризм, поскольку в регионесосредоточено 7 процентов российских особо охраняемых природных территорий:Прибайкальский национальный парк, Байкало-Ленский и Витимскийзаповедники, 16 заказников федерального, регионального и местного значения,ботанический сад, 77 памятников природы.
На территорииПрибайкальского национального парка проложен ряд турмаршрутов,обустраиваются экологические тропы, оборудуются места для палаточных стоянок илагерей, устанавливаются информационные стенды и аншлаги. Вокруг озера тянетсяБольшая Байкальская Тропа, обеспечивающая доступ туристов к уникальной природеБайкала.
В областинасчитывается более 1,5 тыс. объектов экскурсионно-познавательного значения, изних 36 историко-культурных памятников федерального значения, наибольшее ихчисло приходится на город Иркутск, включенный в 1970 году в список историческихгородов. Иркутск интересен своими музеями и архитектурой, культурой и историей.При поддержке Правительства Иркутской области реализован большой проект повосстановлению исторической части города Иркутска – «130-й квартал». Иркутскявляется крупным транспортным узлом Сибири, а также перспективной площадкой дляпроведения различных мероприятий международного и российского уровней.
В регионеимеется хорошая база и для лечебно-оздоровительного туризма: на территорииИркутской области расположены шесть озер с ценными запасами лечебной грязи,выявлены 230 скважин и родников, 25 месторождений лечебных минеральных вод.
Иркутскаяобласть – уникальное место для активных видов отдыха, занятия горнолыжнымспортом и альпинизмом, спортивных и туристических сплавов и других.
На территориирегиона ежегодно проводится более 100 событийных мероприятий, а такжеразрабатываются и реализуются международные и межрегиональные туристскиемаршруты «Великий чайный путь», «Восточное кольцо России», «Сибирский тракт»,«Байкал-Аляска», «Байкал-Ленские столбы», «Золотое кольцо Сибири», «Ангарскийтреугольник». В 2017 году Иркутская область вошла в культурно-туристическиемежрегиональные проекты «Вкусная карта России» и «Сказочная карта России».
Наиболеепопулярные туристские маршруты пролегают по основным направлениям движениятуристских потоков в регионе: Иркутск – р.пос.Листвянка – Кругобайкальская железная дорога – Култук– Утулик – Байкальск, а также Иркутск – Малое море – о. Ольхон.
В 2017 годуподписано соглашение о создании туристско-рекреационного кластера Иркутскойобласти и сотрудничестве его участников, которое позволит оказать поддержкусубъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся участникамикластера.
В Слюдянском районе Иркутской области реализуется проект посозданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «ВоротаБайкала» (далее – ОЭЗ). В 2018 году началось строительство объектов инженерной,транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры на территорииОЭЗ, обеспечивающих потребности действующих резидентов. К 2024 году планируетсяпостроить гостиницы различного класса и спортивно-развлекательные комплексы,что обеспечит постоянный поток российских и иностранных туристов в Иркутскуюобласть.
Показателивнутреннего и въездного туризма в регионе за последние годы имели положительнуюдинамику: в 2017 году количество туристских прибытий в регион увеличилось на4,7 процента и составило 1 597,8 тыс. человек. По данным управления по вопросаммиграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерациипо Иркутской области количество иностранных граждан, поставленных на миграционныйучет, без учета приехавших с целью работы или учебы увеличилось в 2017 году посравнению с 2016 годом на 34,5 процента и составило 211 тыс. человек.
На протяженииряда лет Китай занимает лидирующую позицию по количеству туристских прибытий вИркутскую область. За 2017 год Иркутскую область посетило 135,7 тыс. китайскихтуристов, что составляет 64,3 процента от общего количества иностранныхграждан, посетивших наш регион. Высокую долю среди иностранных туристовзанимают гости из Республики Корея, Германии, Монголии, Франции, США, Японии,Великобритании, Польши, Швейцарии. Иностранные туристы и жители других регионовпосещают Иркутскую область с культурно-познавательными,лечебно-оздоровительными целями, осуществляют экологические туры, деловые поездки,частные визиты.
На конец 2017года на территории Иркутской области осуществляло деятельность 124туроператора, функционировало 498 КСР, в том числе восемь классифицированных,из которых категорию «четыре звезды» имели два КСР, категорию «три звезды» – дваКСР, категорию «две звезды» – три КСР, категорию «без звезд» – один КСР.
Вместе с темсуществующая инфраструктура не отвечает требованиям современной туриндустрии ине соответствует динамичному изменению уровня спроса, а набор оказываемыхтуристских услуг не соответствует требованиям мировых стандартов качества.Нерешенность земельных вопросов (отсутствие закрепленных границ и зонированиятерритории Прибайкальского национального парка) препятствует привлечениюсредств частных инвесторов.
Без приложения усилийотрасль может остаться в стагнирующем положении, чтоприведет, в лучшем случае, только к сохранению достигнутой доли туризма вваловом региональном продукте (0,6 процента), а не к росту.
Основная цельразвития отрасли – вывод ее на качественно новый уровень, создание натерритории региона современного конкурентоспособного туристского комплекса,предлагающего российскому и иностранному туристу разнообразный и качественныйтуристский продукт, формирование имиджа Байкала как территории позитивного развития.
Для этого вцелом необходима реализация комплексного подхода к развитию отрасли, созданиенеобходимой базовой и туристской инфраструктуры в строгом соответствии сэкологическими требованиями. Согласно экспертной оценке, при условии соблюденияданных условий, к 2030 году на прибайкальских территориях возможно принять неменее 2,5 млн туристов в год.
В первую очередьразвитие туристско-рекреационного комплекса региона предусматривается на ужесложившихся туристских территориях: город Иркутск, районы: Иркутский, Слюдянский, Ольхонский.Необходимо осуществлять строительство и реконструкцию объектов туристской иобеспечивающей инфраструктуры на основе механизма государственно-частногопартнерства, в том числе путем формирования туристско-рекреационных кластеров.
Важнымнаправлением развития туризма является деловой туризм, который путем проведенияна территории региона крупных деловых и выставочно-ярмарочныхмероприятий способен решить проблему сезонности туристского продукта, а такжеулучшить имидж региона.
Формированиетуристско-рекреационного комплекса на базе Байкальской природной территориисвязано и с развитием научно-исследовательского комплекса, разработкойэкологически чистых технологий, что способствует росту интереса к нему состороны ведущих мировых ученых и исследователей и определяет перспективыразвития научно-познавательного туризма.
РазделII. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙПРОГРАММЫ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Цельюгосударственной программы является создание благоприятных условий дляпривлечения инвестиций в экономику региона, ведения предпринимательскойдеятельности и повышения инновационной активности бизнеса.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание
благоприятногопредпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;
обеспечение
государственнойподдержки инновационной деятельности и управление научной и научно-техническойдеятельностью;
повышение
инвестиционнойпривлекательности Иркутской области;
осуществление
эффективнойгосударственной политики по оказанию содействия промышленному развитиюИркутской области;
повышение
конкурентоспособности и эффективное использование регионального туристскогопродукта, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан вкачественных туристских услугах;
снижение
административных барьеров, повышение качества и доступности предоставлениягосударственных и муниципальных услуг в Иркутской области;
освещение
в средствахмассовой информации вопросов государственной политики Иркутской области;
совершенствование
управленияэкономическим развитием региона;
обеспечение
деятельностиГубернатора Иркутской области, осуществление контроля за исполнением егорешений, а также обеспечение деятельности Правительства Иркутской области.
Целевымипоказателями государственной программы являются:
внутренние
текущие затратына научные исследования и разработки;
индекс
промышленногопроизводства;
туристско
-экскурсионныйпоток в Иркутскую область;
объем
инвестиций восновной капитал на душу населения;
(Утратилсилу — Постановление Правительства Иркутской области от05.02.2019 г. № 73-пп)
численность
занятых в сферемалого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Сведения осоставе и значениях целевых показателей государственной программы представленыв приложении 10 к государственной программе.
Методика расчетацелевых показателей государственной программы представлена в приложении 14 кгосударственной программе.
Срок реализациигосударственной программы: 2019 – 2024 годы.
РазделIII. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ
Для достиженияцели государственной программы и решения поставленных задач в рамкахгосударственной программы предусмотрена реализация следующих подпрограмм:
подпрограмма
«Поддержка иразвитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2019 –2024 годы (приложение 1 к государственной программе);
подпрограмма
«Поддержкаинновационной, научной и научно-технической деятельности в Иркутской области»на 2019 – 2024 годы (приложение 2 к государственной программе);
подпрограмма
«Повышениеинвестиционной привлекательности Иркутской области» на 2019 – 2024 годы(приложение 3 к государственной программе);
подпрограмма
«Развитиепромышленности в Иркутской области» на 2019 – 2024 годы (приложение 4 кгосударственной программе);
подпрограмма
«Развитиевнутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2019 – 2024 годы(приложение 5 к государственной программе);
подпрограмма
«Снижениеадминистративных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставлениягосударственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональныхцентров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2019 – 2024годы (приложение 6 к государственной программе);
подпрограмма
«Освещение всредствах массовой информации вопросов государственной политики Иркутскойобласти» на 2019 – 2024 годы (приложение 7 к государственной программе);
обеспечивающая
подпрограмма«Государственная политика в сфере экономического развития Иркутской области» на2019 – 2024 годы (приложение 8 к государственной программе);
обеспечивающая
подпрограмма«Обеспечение деятельности Губернатора Иркутской области и ПравительстваИркутской области» на 2019 – 2024 годы (приложение 9 к государственнойпрограмме).
Предусмотренныев рамках каждой из подпрограмм цели, задачи и мероприятия в комплексе наиболееполным образом охватывают весь диапазон поставленных задач и в максимальнойстепени будут способствовать достижению цели и ожидаемых конечных результатовреализации государственной программы.
Решение задачподпрограмм обеспечивается посредством реализации ведомственных целевыхпрограмм и основных мероприятий.
Структура государственнойпрограммы представлена в приложении 11 к государственной программе.
Раздел
I
V. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ ИОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Реализациягосударственной программы подвержена влиянию следующих рисков:
1) высокаязависимость показателей социально-экономического развития Иркутской области отмировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых неможет быть точно спрогнозирована, снижает достоверность и точность прогнозовсоциально-экономического развития Иркутской области, ставит под угрозудостижение стратегических целей, снижает эффективность системы стратегическогоуправления. Данный риск является существенным и может быть лишь частичноминимизирован путем реализации основного мероприятия «Обеспечение эффективногоуправления экономическим развитием Иркутской области» подпрограммы«Государственная политика в сфере экономического развития Иркутской области»государственной программы в части совершенствования методов прогнозированиясоциально-экономического развития;
2) недостаточныйуровень квалификации кадров исполнительных органов государственной властиИркутской области может являться сдерживающим фактором для решения задачгосударственной программы. Вероятность проявления данного риска являетсясредней, так как большинство государственных гражданских служащих Иркутскойобласти имеют опыт внедрения системы управления регионом, ориентированной нарезультат. Планирование расходов областного бюджета осуществляется в привязке кцелям социально-экономического развития Иркутской области и в соответствии спринципами программно-целевого управления.
РазделV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Финансированиегосударственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета всоответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очереднойфинансовый год и на плановый период, а также за счет средств федеральногобюджета, местных бюджетов.
Объемыфинансирования государственной программы ежегодно уточняются при формированииобластного бюджета и его корректировке в целях повышения оптимизации расходов иобеспечения финансированием наиболее приоритетных мероприятий.
Информация оресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств,предусмотренных в областном бюджете, представлена в приложении 12 кгосударственной программе.
Прогнозная(справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программыза счет всех источников финансирования приводится в приложении 13 кгосударственной программе.
Оплатанеисполненных бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета вотчетном финансовом году осуществляется за счет средств областного бюджета натекущий финансовый год и на плановый период в пределах доведенных дополучателей средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств.
РазделVI. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Социально-экономическаяэффективность государственной программы будет рассчитана исходя изколичественной оценки показателей затрат и целевых показателей государственнойпрограммы как соотношение достигнутых и планируемых результатов.
Реализациягосударственной программы позволит добиться следующих результатов:
внутренние
текущие затратына научные исследования и разработки в 2024 году достигнут 4 100,5 млн рублей;
индекс
промышленногопроизводства в 2024 году составит 105,3 процента;
туристско
-экскурсионныйпоток в Иркутскую область в 2024 году увеличится до 2 484,0тыс. человек;
объем
инвестиций восновной капитал на душу населения в 2024 году увеличится до 216,0тыс. рублей на человека;
численность
занятых в сферемалого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей,в 2024 году увеличится до 357 (В редакцииПостановления Правительства Иркутской области от08.05.2019 г. № 377-пп) тыс. человек.
Достижение целии решение задач государственной программы является важным условием обеспечения устойчивогоразвития экономики Иркутской области.
Министр экономического развитияИркутской областиЕ.А. Орачевский