Государственная программа молодежь казахстана

Молодежь составляет сравнительно небольшую социально-экономическую группу в Казахстане, но именно от нее зависит будущее государства, его развитие и благополучие. В начале жизненного пути далеко не у каждого молодого человека есть возможности для получения достойного образования или старта в виде квартиры. Поэтому в стране приняты различные меры государственной поддержки молодежи. О том, на что могут рассчитывать молодые казахстанцы, читайте в материале Liter.kz.

Программы государственной поддержки молодежи можно разделить на три направления – это получение образования, трудоустройство и обеспечение жильем. При этом образование может подразумевать не классическое разгрызание гранита науки, но и обучение навыкам предпринимательства, составлению бизнес-плана, вычислению прибыли. Так же, как и обеспечение жильем не сводится к вручению готовой жилплощади, вместо этого молодежи вручается удочка в виде получения льготного кредитования или арендного жилья.

Образовательная программа “Мәңгілік ел жастары – индустрияға” – “Серпін-2050”

В рамках проекта происходит учебная миграция из южных трудоизбыточных регионов страны в северные, восточные и западные области Казахстана, испытывающие дефицит рабочих кадров.

Молодежь из южных регионов проходит бесплатное обучение (в вузе или ТиПО) по одному из трех ключевых направлений: образование, технические или сельскохозяйственные науки. При этом студенты обеспечиваются местами в общежитии и получают стипендию.

“Бесплатное профессионально-техническое образование для всех”

Воспользоваться возможностями этой программы могут выпускники школ, которые не смогли продолжить обучение после окончания девятого и 11 класса. Участники программы получают бесплатно техническое и профессиональное образование (ТиПО), обеспечиваются одноразовым горячим питанием, имеют право на стипендию и даже получают деньги на проезд до учебного заведения.

Крупный проект, который направлен на обучение участников Программы предпринимательским навыкам. Участниками могут стать безработные, самозанятые, люди с ограниченными возможностями, начинающие предприниматели со сроком регистрации до трех лет.

В течение месяца обучение в интерактивной форме проводят бизнес-тренеры. При этом предусмотрено и индивидуальное обучение, которое включает в себя консультирование по подготовке бизнес-плана или по развитию бизнес-проекта.

После успешной защиты бизнес-проекта участники получают гранты и микрокредиты. Бизнес-тренер сопровождает подопечного до получения первой прибыли.

Проект “Жас маман”

Благодаря программе на базе 200 модернизированных учебных заведений проходят обучение специалисты по 100 наиболее востребованным индустриальным и сервисным профессиям.

Проект “С дипломом – в село!”

Как известно, вчерашним выпускникам сложно найти свою первую работу из-за отсутствия опыта по специальности. Поэтому государство предлагает работу в селе с соответствующей социальной поддержкой для студентов, окончивших вуз по специальностям: образование; здравоохранение; социальное обеспечение; культура и спорт; ветеринария. Молодые специалисты получают единовременное подъемное пособие в размере 100 МРП, могут оформить кредит для приобретения и строительства жилья сроком на 15 лет и рассчитывать на повышение должностного оклада не менее чем на 25% от тарифных ставок специалистов учреждений социальной сферы, расположенных в сельских населенных пунктах.

Вчерашние студенты могут самостоятельно выбрать населенный пункт, где будут жить и строить карьеру. Таким образом, исключается вероятность, что специалист будет вынужден проживать в регионе с неподходящими для него условиями.

Программа также реализуется для молодежи, которой сложно найти работу из-за отсутствия опыта. Для получения первоначального опыта работы по полученной профессии в ней могут участвовать безработные выпускники организаций образования в течение трех лет после завершения обучения. Продолжительность молодежной практики – до шести месяцев. Молодые специалисты получают ежемесячную зарплату в размере 25 МРП.

Программа “Жасыл Ел”

Данная программа разработана для сезонного трудоустройства школьников, студентов и безработной молодежи. Участники программы работают над озеленением населенных пунктов, благоустройством города, строительством.

Кроме очевидной пользы для городов и сел, достигается и другая цель – молодые люди учатся бережно относиться к богатствам родного края.

В зависимости от объемов работы работники “Жасыл ел” получают заработную плату от 30 тысяч до 150 тысяч тенге.

По данной программе молодежь обучается основам предпринимательства, получает кредит или грант для открытия собственного дела.

Участником программы “Жас кәсіпкер” могут стать безработные, незанятые молодые люди, члены молодых либо малообеспеченных многодетных семей. А также трудоспособные люди с ограниченными возможностями, имеющие предпринимательский потенциал.

Молодые люди учатся не менее 25 календарных дней, по окончании им выдаются сертификаты о завершении обучения и об участии.

“Арендное жилье для работающей молодежи городов Астана, Алматы и Шымкент”

Как следует из названия программы, молодежи предоставляется возможность аренды жилья для того, чтобы накопить на собственную квартиру или дом. Больше всего участников у данной программы в Астане. Здесь в 2019 году было предоставлено 1 050 квартир, в 2020 году – 350, в 2021 году – 1 050 квартир.

Социальная программа “7-20-25”

Благодаря данной программе казахстанцы могут улучшить жилищные условия с помощью доступных условий кредитования. Процентная ставка вознаграждения по займу составляет 7%, размер первоначального взноса – от 20% от стоимости жилья.

Право на участие в программе имеет любой гражданин Казахстана, имеющий доход от трудовой или предпринимательской деятельности, но не имеющий в собственности жилья.

Программа “Шаңырақ” (5-10-20)

Программа работает для тех граждан, кто стоит в очереди на получение жилья при акимате. Здесь ставка по кредиту 5% годовых, необходимо внести первоначальный взнос в размере 10% от суммы займа.

Программа “Бақытты отбасы”

В программе могут участвовать многодетные, неполные семьи или семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями. Процентная ставка вознаграждения по займу – 2%, первоначальный взнос составляет от 10%.

Уходящий год выдался для Казахстана необычно трудным. Трагические события января, по мнению президента страны, показали, что в работе с молодежью госорганы допустили массу ошибок, в результате чего последние не знают, какие возможности предоставлены для них.

В этой связи Касым-Жомарт Токаев в конце декабря подписал Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики”.

Согласно документу, увеличены возрастные рамки понятия “молодежь” с 29 до 35 лет, уточнены понятия “социальные услуги молодежи” и “временно неустроенная молодежь”, местные исполнительные органы наделены новой компетенцией по разработке и реализации программы по предоставлению льготного арендного жилья для молодежи с учетом приоритетов развития соответствующей административно-территориальной единицы.

Кроме этого, с будущего года будет принята Концепция молодежной политики на 2023-2030 годы. Это ключевой стратегический документ, описывающий образ будущих поколений Казахстана и инструменты для эффективного построения такого образа. Принцип “Все для молодежи” будет заменен принципом “Вместе с молодежью”. Внести свое предложение можно по этой ссылке.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики и социального обеспечения

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»:

1) статью 13 дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания:

«14-1) осуществляют совместно с молодежными ресурсными центрами информационно-разъяснительную, консультативную работу с молодежью по вопросам охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, опасности игромании (лудомании);»;

2) в заголовок статьи 79 поправка вносится в текст на казахском языке, текст на русском языке не изменяется.

2. В Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев»:

часть вторую статьи 4 после слов «и членов их семей,» дополнить словами «иностранцев, обладающих востребованными профессиями, перечень которых утверждается уполномоченным органом по вопросам миграции населения,».

3. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи»:

подпункты 1), 1-1), 1-2) и 1-3) изложить в следующей редакции:

«1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее — Государственная корпорация) — юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения;

1-1) ассистент — работник центра занятости населения, выполняющий функции по оказанию содействия консультанту по социальной работе и акиму поселка, села, сельского округа в проведении консультации, собеседования, а также мониторинга выполнения обязательств по социальному контракту;

1-2) консультант по социальной работе — работник центра занятости населения, осуществляющий содействие в назначении адресной социальной помощи и выходе малообеспеченного лица (семьи) из ситуации, обусловленной нахождением его (их) за чертой бедности;

1-3) социальный контракт — соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо кандасом из числа безработных, отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О занятости населения», и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О занятости населения», с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;»;

подпункт 3-2) исключить;

3) статью 3 дополнить пунктами 1-1 и 1-2 следующего содержания:

«1-1. Представление заявления о назначении адресной социальной помощи не требуется при ее назначении через проактивную услугу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах».

При назначении адресной социальной помощи в проактивном формате днем обращения считается день получения согласия лица (семьи) на проведение обследования материального положения лица (семьи).

1-2. Для оказания адресной социальной помощи с согласия лица (семьи) участковой комиссией проводится обследование материального положения лица (семьи).»;

5) дополнить статьей 5-1 следующего содержания:

«Статья 5-1. Компетенция Государственной корпорации

1) обеспечивает своевременную выплату адресной социальной помощи;

2) формирует ежемесячную потребность выплат и графики выплат адресной социальной помощи, направляет в соответствующий уполномоченный государственный орган заявки о потребности средств на выплату адресной социальной помощи.»;

пункт 1-1 изложить в следующей редакции:

«1-1. На период назначения адресной социальной помощи на каждого ребенка в возрасте от одного года до шести лет включительно выплачивается ежемесячная дополнительная выплата в размере 1,5 месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

Читать также:  В Беларуси введена государственная помощь малому и среднему бизнесу

в части первой пункта 4 слова «, в том числе предоставление гарантированного социального пакета,» исключить.

4. В Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей»:

1) в абзаце третьем подпункта 1) статьи 1 слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

2) в пункте 5 статьи 5 слово «двенадцать» заменить словом «восемнадцать»;

3) в пунктах 1 и 2 статьи 8 слова «одного года» заменить словами «полутора лет».

5. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»:

в подпунктах 5-2) и 5-3) статьи 4 слова «двадцати девяти лет» заменить словами «тридцати пяти лет».

6. В Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке»:

в абзаце третьем части второй пункта 1 статьи 15 слова «тридцати пяти» заменить словом «сорока».

7. В Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения»:

1) в подпункте 12) статьи 1 слово «переселяющийся» заменить словом «переселившийся»;

2) статью 11 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:

«6-1) утверждает перечень востребованных профессий для получения иностранцами разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан и порядок его формирования;»;

3) подпункт 4) части первой статьи 49 дополнить словами «, иностранцев, обладающих востребованными профессиями, перечень которых утверждается уполномоченным органом по вопросам миграции населения».

8. В Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»:

в подпункте 21) слова «реализацию государственной молодежной политики,» исключить;

дополнить подпунктом 21-1) следующего содержания:

«21-1) уполномоченный орган по вопросам государственной молодежной политики — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере государственной молодежной политики;».

9. В Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»:

1) подпункт 28) статьи 1 дополнить частью второй следующего содержания:

«В качестве агента по исчислению (начислению), перечислению единого платежа за работников рассматриваются налоговые агенты, определенные в соответствии со статьей 776-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется:

с 1 января 2023 года — при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 60 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 100 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

с 1 января 2024 года — при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 65 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 105 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

с 1 января 2025 года — при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 110 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

с 1 января 2026 года — при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 118 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

с 1 января 2027 года — при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 120 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Размер назначенной государственной базовой пенсионной выплаты ежегодно пересчитывается в соответствии с частью второй настоящего пункта.»;

3) в подпункте 9-2) статьи 7 слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

4) абзацы восьмой — одиннадцатый части второй пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«с 1 января 2028 года — по достижении 61,5 года;

с 1 января 2029 года — по достижении 62 лет;

с 1 января 2030 года — по достижении 62,5 лет;

с 1 января 2031 года — по достижении 63 лет.»;

5) в пункте 3 статьи 16 слова «46-кратного» заменить словами «55-кратного»;

6) в подпункте 16) пункта 1 статьи 20 слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

7) статью 24 дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:

«7-1. Включенные в единый платеж суммы удержанных обязательных пенсионных взносов перечисляются в Государственную корпорацию агентами по исчислению (начислению), перечислению единого платежа в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Порядок уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа определяется центральным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития.»;

в частях первой и третьей пункта 2, подпунктах 2) и 3) части первой пункта 3 слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

пункт 4 дополнить частью седьмой следующего содержания:

«Для плательщиков единого платежа, указанных в главе 89-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доля обязательных пенсионных взносов в ставке единого платежа составляет:

с 1 января 2023 года — 50,0 процента;

с 1 января 2024 года — 46,5 процента;

с 1 января 2025 года — 42,0 процента;

с 1 января 2026 года — 40,3 процента;

с 1 января 2027 года — 38,8 процента;

с 1 января 2028 года — 38,0 процента.»;

9) абзацы седьмой — десятый части второй пункта 13 статьи 60 изложить в следующей редакции:

«с 1 января 2028 года — 53,5 года;

с 1 января 2029 года — 54 лет;

с 1 января 2030 года — 54,5 года;

с 1 января 2031 года — 55 лет;».

10. В Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года «О государственной молодежной политике»:

в подпунктах 1), 2) и 3) слова «двадцати девяти лет» заменить словами «тридцати пяти лет»;

подпункт 4-1) изложить в следующей редакции:

«4-1) социальные услуги для молодежи — информационно-консультативная помощь в реализации проектов и программ, направленных на поддержку молодежи;»;

дополнить подпунктами 4-2), 4-3), 4-4) и 5-1) следующего содержания:

«4-2) молодежные трудовые отряды — объединения молодежи в рамках мероприятий по организации временного трудоустройства;

4-3) специалист по работе с молодежью — специалист, осуществляющий мероприятия, направленные на поддержку личностного и социального развития молодежи, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую типовым квалификационным характеристикам;

4-4) работающая молодежь — граждане Республики Казахстан, не достигшие возраста тридцати пяти лет, освоившие образовательные учебные программы общеобразовательных школ и (или) организаций технического и профессионального и (или) послесреднего, и (или) высшего, и (или) послевузовского образования и осуществляющие трудовую деятельность;»;

«5-1) индекс развития молодежи в Республике Казахстан (далее — индекс развития молодежи) — сводный индекс для анализа реализуемой государственной молодежной политики и уровня развития молодежи по основным направлениям: образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг, безопасность;»;

в подпункте 9) слова «, избранных на региональных форумах» исключить;

дополнить подпунктом 10) следующего содержания:

«10) временно неустроенная молодежь — часть молодежи вне сферы занятости и образования, которая временно не работает, не обучается в организациях образования или не проходит профессиональную подготовку, переподготовку.»;

подпункт 6) изложить в следующей редакции:

«6) повышение уровня правовой культуры молодежи;»;

дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:

«7-1) формирование у молодежи нетерпимости к проявлениям коррупции;»;

в подпункте 9) слова «досуга и отдыха» заменить словами «просвещения и досуга»;

дополнить подпунктами 10) и 11) следующего содержания:

«10) повышение цифровой грамотности молодежи;

11) развитие волонтерской деятельности молодежи.»;

3) статью 6 дополнить подпунктами 11-1), 12-2), 12-3) и 13-1) следующего содержания:

«11-1) разрабатывает и по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду утверждает типовые квалификационные характеристики специалистов по работе с молодежью;»;

«12-2) разрабатывает и по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду утверждает правила создания, организации, обеспечения молодежных трудовых отрядов, а также проведения мониторинга их деятельности;

12-3) разрабатывает и утверждает правила внедрения и применения индекса развития молодежи;»;

«13-1) организует и проводит информационно-разъяснительную работу с временно неустроенной молодежью о механизмах реализации государственной молодежной политики;»;

4) статью 10 дополнить подпунктами 4-1) и 4-2) следующего содержания:

«4-1) осуществляет формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа по вопросам трудовой занятости молодежи;

4-2) содействует трудоустройству временно неустроенной молодежи;»;

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) осуществляет комплекс мер, направленных на организацию культурного просвещения и досуга молодежи;»;

подпункт 4) изложить в следующей редакции:

«4) осуществляет формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа, направленного на поддержку молодежных инициатив по вопросам культуры;»;

«Статья 14-1. Компетенция уполномоченного органа в сфере межэтнических отношений

Уполномоченный орган в сфере межэтнических отношений в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет разъяснительную работу среди молодежи по укреплению межэтнического согласия и толерантности;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по укреплению межэтнического согласия и толерантности;

4) осуществляет формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа по вопросам укрепления межэтнического согласия и толерантности среди молодежи;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.»;

Читать также:  Государственное и муниципальное управление программа управление муниципальным хозяйством

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы в пределах своей компетенции:

2) обеспечивает проведение мониторинга и оценки потребностей молодежи для выявления и решения актуальных проблем, повышения эффективности реализации государственной молодежной политики;

3) обеспечивает предоставление технического и профессионального, послесреднего образования, а также повышение квалификации для временно неустроенной молодежи;

4) обеспечивает реализацию политики занятости и трудоустройства молодежи, организует мониторинг рынка труда и практики трудоустройства молодых специалистов;

5) содействует развитию волонтерской деятельности молодежи и молодежного самоуправления;

6) создает молодежные ресурсные центры, обеспечивает и координирует их деятельность;

7) обеспечивает проведение регионального форума молодежи;

8) принимает меры по укреплению казахстанского патриотизма, межконфессионального согласия и межэтнической толерантности;

9) создает, организует, обеспечивает молодежные трудовые отряды, а также проводит мониторинг их деятельности;

10) обеспечивает проведение мероприятий по реализации индекса развития молодежи;

11) разрабатывает и реализует за счет бюджета программы по предоставлению льготного арендного жилья без права выкупа и (или) приватизации для молодежи с учетом приоритетов развития соответствующей административно-территориальной единицы;

12) осуществляет в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.»;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Местный исполнительный орган района (города областного значения) в пределах своей компетенции:

11) осуществляет в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.»;

в подпункте 1) слово «государственными» заменить словами «, местными исполнительными»;

дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

«3) выработку рекомендаций по совершенствованию государственной молодежной политики.»;

«Статья 20-1. Индекс развития молодежи

Индекс развития молодежи в Республике Казахстан реализуется с целью адаптации к национальной специфике Глобального индекса развития молодежи, а также рейтинговой оценки эффективности государственных органов в части реализации государственной молодежной политики.

Статья 20-2. Временно неустроенная молодежь

1. С целью поддержки и развития молодежи государством осуществляются меры по снижению количества временно неустроенной молодежи.

2. Уполномоченный орган осуществляет межведомственную координацию деятельности государственных органов по мероприятиям, направленным на снижение количества временно неустроенной молодежи.»;

11) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Молодежные ресурсные центры

1. Молодежные ресурсные центры создаются с целью оказания услуг для поддержки и развития молодежи и молодежных организаций.

2. На основе потребности и интересов молодежи молодежные ресурсные центры оказывают социальные услуги для молодежи.

3. Работники молодежных ресурсных центров должны соответствовать типовым квалификационным характеристикам специалистов по работе с молодежью.

4. Молодежные ресурсные центры совместно с местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы осуществляют информационно-разъяснительную, консультативную работу с молодежью по вопросам охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, опасности игромании (лудомании).

5. Молодежные ресурсные центры организуют работу молодежных трудовых отрядов.

6. Услуги молодежных ресурсных центров предоставляются бесплатно.»;

12) статью 29 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Меры поддержки волонтерской деятельности молодежи осуществляются в соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан «О волонтерской деятельности».».

11. В Закон Республики Казахстан от 2 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения»:

1) в статье 1:

подпункт 13) дополнить абзацами двадцать девятым и тридцатым следующего содержания:

«7-1. Включенные в единый платеж суммы удержанных обязательных пенсионных взносов, начисленных обязательных пенсионных взносов работодателя перечисляются в Государственную корпорацию агентами по исчислению (начислению), перечислению единого платежа в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

абзац третий изложить в следующей редакции:

«1. Обязательные пенсионные взносы работодателя, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, осуществляются за счет собственных средств агента и устанавливаются от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, в размере:»;

дополнить абзацами четвертым — восьмым следующего содержания:

«с 1 января 2024 года — 1,5 процента;

с 1 января 2025 года — 2,5 процента;

с 1 января 2026 года — 3,5 процента;

с 1 января 2027 года — 4,5 процента;

с 1 января 2028 года — 5,0 процента.»;

в абзаце четвертом:

слова «по ставке 5 процентов» заменить словами «в размере, установленном пунктом 1 настоящей статьи,»;

в абзаце шестом слова «5 процентов» исключить;

в абзацах седьмом, восьмом и одиннадцатом слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

в абзаце двенадцатом слова «устанавливаются в размере 5 процентов от получаемого дохода, но не менее 5 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, исчисляемые за каждый месяц налогового периода» заменить словами «исчисляемые за каждый месяц налогового периода, устанавливаются от получаемого дохода, но не менее чем от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в размере, установленном пунктом 1 настоящей статьи»;

в абзаце четырнадцатом слова «не менее 5 процентов» заменить словами «, установленном пунктом 1 настоящей статьи,»;

в абзаце пятнадцатом:

слова «, подлежащие», «, устанавливаются в размере 5 процентов» заменить соответственно словами «исчисляемые за каждый месяц налогового периода, подлежат», «в размере, установленном пунктом 1 настоящей статьи,»;

слова «, исчисляемые за каждый месяц налогового периода» исключить;

дополнить абзацами шестнадцатым — двадцать первым следующего содержания:

«Для плательщиков единого платежа, указанных в главе 89-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доля обязательных пенсионных взносов работодателя в ставке единого платежа с заработной платы составляет:

с 1 января 2024 года — 7,0 процента;

с 1 января 2025 года — 10,5 процента;

с 1 января 2026 года — 14,1 процента;

с 1 января 2027 года — 17,4 процента;

с 1 января 2028 года — 19,0 процента.»;

в абзаце первом слова «2023 года» заменить словами «2024 года»;

в абзаце шестнадцатом слова «двадцать девятый» заменить словами «тридцать первый»;

слова «пункта 5,» исключить;

слова «и двадцать девятого» заменить словами «, двадцать девятого, тридцатого и тридцать первого»;

слова «2023 года» заменить словами «2024 года».

12. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»:

пункт 1 дополнить словами «, и работодатели, применяющие специальные налоговые режимы и осуществляющие уплату отчислений в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»;

пункт 2 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

«2-1) лица, являющиеся работниками субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Порядок уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа определяется уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития;»;

2) пункт 1 статьи 17 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

«2-1) осуществляет возврат плательщику единого платежа суммы, превышающей размеры взносов и отчислений в фонд, исчисленных от 10-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития;»;

3) статью 27 дополнить пунктами 1-1 и 2-1 следующего содержания:

«1-1. Для плательщиков единого платежа размер отчислений от ставки единого платежа, установленной пунктом 1 статьи 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), составляет с:

1 января 2023 года — 15,0 процента;

1 января 2024 года — 14,0 процента;

1 января 2025 года — 12,6 процента;

1 января 2026 года — 12,1 процента;

1 января 2027 года — 11,6 процента;

1 января 2028 года — 11,4 процента.»;

«2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

4) статью 28 дополнить пунктами 1-1 и 5-1 следующего содержания:

«1-1. Взносы работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере с:

1 января 2023 года — 10,0 процента от ставки единого платежа;

1 января 2024 года — 9,3 процента от ставки единого платежа;

1 января 2025 года — 8,4 процента от ставки единого платежа;

1 января 2026 года — 8,1 процента от ставки единого платежа;

1 января 2027 года — 7,8 процента от ставки единого платежа;

1 января 2028 года — 7,6 процента от ставки единого платежа.»;

«5-1. Объектом исчисления взносов работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащих уплате в фонд, является доход работника, предусмотренный статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), начисленный работодателем, являющимся субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

5) пункт 4 статьи 29 дополнить частью второй следующего содержания:

«Действие настоящего пункта не распространяется на доходы работников, за которых осуществляется единый платеж в соответствии со статьей 776-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).»;

Читать также:  Государственная программа Республики Казахстан по развитию здравоохранения на 2020-2025 годы

6) статью 30 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Плательщики единого платежа уплачивают отчисления и взносы в фонд в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).».

13. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения»:

1) в пункте 1 статьи 21 слова «двадцати девяти лет» заменить словами «тридцати пяти лет»;

2) в подпункте 4) пункта 2 статьи 23 слова «двадцати девяти лет» заменить словами «тридцати пяти лет»;

пункт 2 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:

подпункт 2) пункта 3 исключить;

в подпункте 1) пункта 4 слова «субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг» заменить словами «материальной помощи».

14. В Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года «Об обязательном социальном страховании»:

в подпункте 8) слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

дополнить подпунктом 10-1) следующего содержания:

«10-1) плательщик единого платежа — налоговый агент, определенный статьей 776-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);»;

2) в подпункте 6) статьи 3 слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

3) в подпункте 4-1) пункта 1 статьи 12 слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

4) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Для плательщиков единого платежа доля социальных отчислений в ставке единого платежа, установленной пунктом 1 статьи 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), составляет:

с 1 января 2023 года — 16,0 процента;

с 1 января 2024 года — 14,9 процента;

с 1 января 2025 года — 18,9 процента;

с 1 января 2026 года — 18,1 процента;

с 1 января 2028 года — 17,1 процента.»;

дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

«4-1. Объектом исчисления единого платежа является доход работника, определенный статьей 776-2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом исчисление и уплата социальных отчислений, входящих в состав единого платежа, производятся за счет средств плательщика единого платежа.»;

пункт 6 дополнить частью второй следующего содержания:

«Действие настоящего пункта не распространяется на доходы работников, с которых исчисляется единый платеж в соответствии с главой 89-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).»;

6) статью 16 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. Плательщики единого платежа уплачивают социальные отчисления в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

в абзаце седьмом части второй слова «одного года» заменить словами «полутора лет»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Сроки обращения за назначением социальных выплат из фонда на случай потери работы, на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также за перерасчетом социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами при осложненных родах, рождении двух и более детей не могут превышать двенадцать месяцев, на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет — восемнадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.»;

Будущее страны напрямую зависит от молодых людей. В Казахстане молодежь составляет 20,2% от общего числа населения страны, тем не менее, они являются стратегическим ресурсом благополучного будущего страны, которых сегодня необходимо поддерживать и развивать. Подробнее о реализации государственной молодежной политике в Казахстане, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.

9 февраля 2015 года в Казахстане был принят Закон «О государственной молодежной политике», согласно которому к категории молодежь относятся граждане страны от 14 до 29 лет. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, на начало 2020 года численность молодежи в возрасте 14-28 лет составила 20,2% от общей численности населения страны или 3 765 383 человека. В городской местности проживает 2 125 065 человек (56,4%) молодых людей, в сельской местности – 1 640 318 (43,6%). В региональном разрезе наибольшее число молодежи сосредоточено в Туркестанской области это порядка 465 699 человек, в Алматинской области — 392 855 человек и в г. Алматы — 393 845, наименьшее число молодежи проживает в СКО, это 100 548 человек. Из общей численности молодежи 51% составляют мужской пол, 49% женский пол.

Государственная программа молодежь казахстана

Численность молодежи по годам, показывает нам сокращение данной группы с 2010 года. По данным Комитета по статистике, за последние 20 лет наибольшая численность молодежи наблюдалась в 2009 году, это более 4,513 млн человек, в этом году эта категория составила 3 765 383 человек. Такая тенденция снижения численности в категории молодежи связана с демографической ямой в первые годы независимости, когда из страны массово мигрировали, также в тот период снизилась рождаемость. Текущая тенденция учиться и жить за рубежом также влияет на уменьшении численности людей в данной категории.

Государственная программа молодежь казахстана

Понимая важность развития и поддержки молодежи посредством системы социально-экономических, организационных и правовых мер государство с начала обретения независимости проводит молодежную политику. Так в 1993 году создается Министерство по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан (до апреля 1997 года). 28 августа 1999 года Распоряжением Президента в стране утверждается Концепция государственной молодежной политики. В рамках Концепции в стране были созданы социальные службы для молодежи. В рамках Концепции были реализованы программы «Молодежь Казахстана», программа молодежной политики на 2003 — 2004 годы, программа молодежной политики на 2005 — 2007 годы, Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы. 7 июля 2004 года принимается Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республики Казахстан». С 1 января 2011 года в стране реализуется Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2020 годы. С февраля 2013 года начинает реализовываться Концепция государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее», которая реализовывалась в два этапа. С 2013 по 2015 годы, второй этап с 2016 по 2020 год, обновленный в соответствии с программой «Рухани жаңғыру». 9 февраля 2015 года принимается новый закон РК «О государственной молодежной политике».

Все программы, концепции, законы направлены на создание условий для всестороннего развития молодежи, проявления с их стороны творческой инициативы; вовлечение молодых людей в деятельность молодежных организаций в органы молодежного самоуправления; воспитания в молодых людях патриотического сознания; повышения уровня образованности среди молодежи и укрепления их здоровья; повышения международной конкурентоспособности молодых людей Казахстана. Как отметил Елбасы в своем труде «Казахстанский путь», «Новое поколение должно уметь справляться с решением крупных проблем, уметь адаптироваться к изменившимся экономическим и технологическим обстоятельствам, так и использовать условия в свою пользу, предчувствуя глобальные тренды на два шага вперед».

В Казахстане 2019 год прошел под  эгидой Года молодежи, 2020 год стал логическим продолжением и объявлен Годом волонтера, это свидетельствует о важности поддержки молодых людей и доверия к ним в стране.

В Казахстане реализуются различные молодежные программы, оказывающую поддержку по различным направлениям: «Жасыл Ел», «Молодежная практика», «С дипломом в село!», «Молодежный кадровый резерв», «Еңбек», «Арендное жильё без права выкупа для работающей молодёжи» и другие. Действуют множество молодежных организации, от небольших местных до массовых республиканских, таких как молодежное крыло «Жас Отан», общественное объединение студенческой молодежи «Альянс студентов Казахстана», организации в рамках международной программы студенческих предпринимательских проектов «Enactus» и многие другие.

Согласно карте глобального индекса развития молодежи, казахстанская молодёжь имеет высокий уровень развития. Очень высокий уровень развития молодежи имеет Германия, Дания, Австралия, страны с низким уровнем развития молодежи являются Демократическая республика Конго, Мали, Замбия.

Государственная программа молодежь казахстана

С целью увеличения образованных, высококвалифицированных специалистов по приоритетным секторам экономики страны в 1993 году Первым Президентом страны была утверждена международная стипендия «Болашак», покрывающая все расходы на обучение, питание, проживание и транспортные расходы гражданина в лучших вузах мира. Выпускниками программы являются свыше 10 тысяч граждан нашей страны, обучавшихся по различным программам магистратуры, бакалавриата, докторантуры PHD, аспирантуры и интернатуры, а также в рамках стажировки. Сегодня они трудятся в реальном секторе экономики, в сфере образования и науки, медицины и здравоохранения. Выпускники программы «Болашак» занимают руководящие позиции в крупных компаниях и государственных организациях.

По данным Комитета по статистике, в I квартале безработная молодежь в возрасте от 15-28 лет составила 78,9 тысяч человек, уровень молодежной безработицы составил 3,8%. В связи с большой сосредоточенностью молодых людей в Алматинской, Туркестанской областях и городе Алматы, там и наибольшее количество безработной молодежи, это 7,7 тыс человек, 6,4 тыс человек и 15,7 тыс человек соответственно.

Государственная программа молодежь казахстана

Государственная программа молодежь казахстана

Зачастую работодатель от молодых людей с дипломом требует наличие опыта работы, однако у только выпустившихся выпускников его нет. В связи с этим в стране реализуется программа «Молодежная практика», направленная на получение опыта молодыми людьми.

За последние годы мы видим, как все больше молодых людей занимают руководящие должности. В рамках Президентского кадрового резерва, резервистов назначают на руководящие должности в крупные государственные и частные компании.

Молодежь несет ответственность за стабильное развитие страны в условиях глобализации и рыночных преобразовании. Молодые люди Казахстана составляют хоть и небольшую часть населения страны, тем не менее, со стороны государства им уделяется большое внимание. Реализуются множество программ по развитию и поддержки молодежи, однако они доходят не до всей целевой аудитории, отчасти это вина и самих молодых людей. В век современных технологий, открытости и доступности информации молодые люди должны сами искать эти возможности и пользоваться ими. Молодежь Казахстана конкурентоспособна и это факт. Об этом свидетельствует «утечка мозгов» из страны, это говорит об их компетентности и спросе на них, это явление отрицательно влияет на страну, ведь уезжают хорошие специалисты, это связано с коррупцией и невозможностью подняться по лестничной карьере без связей. В целях решения этой проблемы необходимо обеспечить всестороннюю прозрачность социального лифта среди молодежи, систематически проводить диалог и правильно выстраивать коммуникации между молодыми людьми и институтами исполнительной власти, занимающихся молодежной политикой, допускать больше молодых людей к управлению страны, что в последующем приведет к модернизации Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *