Три федеральных проекта по оздоровлению водоемов готовят к объединению. Новый проект займется не только Волгой, Байкалом, но и остальными крупными объектами и их бассейнами. Пятилетний проект будет действовать с 2025 года. За основу возьмут опыт работы по водным объектам в рамках нацпроекта «Экология». Эксперты замечают, что в действующих программах есть недостатки, которые важно не перенести на новый документ. Подробности — в материале «Известий».
НОВО-ОГАРЕВО, 14 декабря. /ТАСС/. Единый федеральный проект по экологическому оздоровлению рек и озер стартует в России в 2025 году. Он позволит улучшить качество жизни не менее 80 млн россиян, сообщила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко в среду.
Ранее в Минприроды России сообщали о разработке такого проекта, отмечая, что глава министерства Александр Козлов отправил в правительство план подготовительного этапа.
По словам Абрамченко, план мероприятий формируется по принципу бассейновых округов, с учетом региональных особенностей. Отдельное внимание уделяется трансграничным рекам. «Его мероприятия охватят больше водных объектов и улучшат качество жизни не менее 80 млн человек», — подчеркнула вице-премьер.
Путин оценил такую инициативу крайне положительно. «Надо продолжать, конечно, с учетом важности Волги для страны», — сказал он.
Президент поинтересовался, какая протяженность водных объектов еще нуждается в восстановлении. «Мы сделали почти половину, Владимир Владимирович. Чтобы там был нормальный нерест рыбы, чтобы там было судоходство, нам необходимо заниматься дноуглублением и расчисткой этих каналов. То, что происходит, как говорят водники — это вечный процесс, это как чистить снег», — ответила президенту Абрамченко.
Президент России Владимир Путин предложил выделить 20 млрд рублей на очистку рек и морей, включая подъем затонувших судов. Об этом заявил глава государства на XX съезде партии «Единая Россия» в субботу, 19 июня.
«Предлагаю дополнительно выделить порядка 20 млрд рублей на очистку рек и нашего территориального моря, внутреннего моря России», — сказал Путин.
Глава государства отметил, что средства должны быть направлены в том числе на подъем затонувших судов, которые загрязняют акваторию рек, консервацию и очистку выработанных месторождений, старых нефтегазовых скважин.
Ранее в ходе выступления на съезде Путин потребовал от глав регионов проводить ответственную финансовую политику, а от федерального центра — контролировать это.
Кроме того, глава государства выступил с предложением освободить семьи с двумя и более детьми от подоходного налога при продаже квартиры. Как указывал российский лидер, для фракции «Единая Россия» один из важнейших приоритетов — это поддержка семей с детьми.
Также Путин призвал пресечь теневой вывоз леса за границу.
Юбилейный съезд партии проходит в Москве. На нем утвердят проект предвыборной программы, с которой партия пойдет на выборы в сентябре, а также список кандидатов в депутаты Госдумы восьмого созыва и кандидатов по одномандатным округам.
Выборы в ГД пройдут 19 сентября 2021 года. В то же время будут организованы региональные и муниципальные выборы.
МОСКВА, 15 мая. /ТАСС/. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому более 138,7 млн рублей будет дополнительно направлено в ряд регионов на улучшение экологического состояния озер и рек. Об этом в субботу сообщила пресс-служба кабмина.
Работа ведется в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». Цель проекта — к 2024 году очистить крупнейшие реки и озера, освободить от мусора их берега, создать комфортные условия для проживания граждан и улучшить экологическую обстановку в целом.
Уточняется, что указанные средства поступят в семь регионов: Татарстан, Удмуртию, Калининградскую, Московскую, Новосибирскую, Тверскую и Тульскую области. Мероприятия проекта распространяются, в том числе, на Байкал, Волгу, Дон, Обь, Енисей, Амур, Урал, Печору, Телецкое, Ладожское и Онежское озера и впадающие в них водоемы.
Выступая с отчетом о деятельности правительства в 2020 году в Госдуме в среду, Мишустин заявил, что правительство подготовит законопроект, который обяжет собственников предприятий нести ответственность за ликвидацию вреда, причиненного экологии.
«По поручению президента мы подготовим и направим на ваше рассмотрение законопроект, который обяжет собственников отвечать за ликвидацию причиненного вреда (экологии — прим. ТАСС). И финансово — тоже. Бизнес должен работать по принципу «убери за собой», — отметил он.
Как известно, за очистку русла реки отвечают Федеральное агентство водных ресурсов и профильное министерство субъекта РФ. Но, судя по тому, как стремительно зарастают водной растительностью все реки Центральной России, Волжского, Южно-Уральского и других регионов, эта работа по очистке русел нигде не ведётся и средние (такие как Урал), и малые реки, которых сотни и тысячи, зарастают, превращаясь в старицы, или цепь заросших плесов. Это настоящая беда, на которую у государства никогда не найдутся средства, так как чистка обычным способом подразумевает использование плавающих драг, экскаваторов и т.д. и т.п., а это астрономические суммы, которые даже трудно подсчитать. В результате зарастания русел рек, течение замедляется температура воды поднимается, что приводит к исчезновению многие видов рыб, таких как хариус, сиг (оптимальная температура воды для метания икры от +2 до +5 градусов) форель (температура для икромёта +5 до +7 градусов) и подобные, так как с замедлением течения, вода прогревается и уменьшается количество кислорода, который им необходим. Выживает с комфортом лишь рыба второго сорта, так называемая, сорная: щука, карась, окунь, плотва, краснопёрка, густера, в то время как жереха, голавля, судака становится всё меньше и меньше с каждым годом.
Также зарастание водоёмов, приводит к заболачиванию, и они, таким образом, становятся не пригодными для купания и рыбалки. Это в свою очередь, приводит к дополнительным затратам граждан, так как для отдыха или рыбалки приходится ехать уже за десятки и сотни километров. А для личинок комаров это наоборот становится благоприятной средой для размножения, что порождает повышенную инфекционную опасность.
МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Более 150 км русел рек планируется расчистить в 2022 году по нацпроекту «Экология», экологические условия проживания улучшатся для почти полумиллиона жителей России. Об этом в пятницу сообщает пресс-служба Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы).
«Более 150 км русел планируется расчистить в 2022 году. В результате реализации мероприятий проекта «Сохранение уникальных водных объектов» (входит в нацпроект «Экология») в 2022 году экологические условия проживания улучшатся для почти полумиллиона жителей России. На работы по расчистке рек, озер и водохранилищ Росводресурсы направили в регионы 2,5 млрд рублей», — говорится в сообщении.
Так, в 2022 году начнутся работы на реке Дёме в Башкирии, Баксане в Кабардино-Балкарии, Саранке в Мордовии, Берсуте в Татарстане, Иловле в Волгоградской области, на реке Лесной и ручье Гагаринском в Калининградской области, Большой Бире в Еврейской автономной области, на озере Моздокском в Северной Осетии. На крупных водохранилищах страны планируется 49 мероприятий: кроме разработки необходимой документации, это расчистка около 4 тыс. га от излишней водной растительности, древесного хлама и мусора, донных отложений, которые копились годами.
«В этом году мы активно подключаемся к реализации дорожной карты по восстановлению реки Дон. В масштабный план, принятый правительством РФ в 2021 году, входит строительство Багаевского гидроузла, реконструкция Донского магистрального канала, возведение и ремонт очистных сооружений. Наша часть работ — расчистка притоков Дона для увеличения водности реки. Семь регионов сейчас разрабатывают проектно-сметную документацию для будущих мероприятий. А в Липецкой, Воронежской и Ростовской областях к расчистке русел приступят уже в этом году», — заявила заместитель руководителя Росводресурсов Наталия Сологуб, чьи слова приводятся в сообщении.
В 2021 году Росводресурсы направили в регионы больше 2 млрд рублей, чтобы улучшить экологическое состояние водных объектов. На эти средства удалось завершить 18 мероприятий на реках, а также подготовить необходимую документацию для трех объектов и привести в порядок 45 водохранилищ и два озера. За три года с начала федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» расчищено больше 120 км русел рек и 8,5 тыс. гектаров водохранилищ. Удалось улучшить экологические условия проживания для почти 9 млн граждан страны.
Одной из целей нацпроекта «Экология» является сохранение к 2024 году не менее 98 уникальных водных объектов за счет восстановления, экологической реабилитации и расчистки не менее 260 км участков русел рек, а также очистки от мусора берегов озер и рек, в том числе, озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры. В федеральном проекте участвует 51 регион России.
Ввести закон о восстановлении, очищении, углублении основных русел рек Дон, Воронеж, Обь, Волга и пересекающихся с ними рек, ручье, родников на всем их протяжении без ожидания запроса от регионов и восстановлении
Узнала, что содержат реки России, моря после использования чистой воды из скважин земли от предприятий, населения городов. Стало страшновато за экологию. В Липецкой области проводят работы по очищению рек от мусора, трав, по углублению и расширению рек и прудов. Запускают рыбу в водоемы. Но стало понятно, что до первоначального состояния чистоты воды еще далеко, пить эту воду не скоро люди смогут. Требуется полная очистка рек, водоемов во всех областях России и странах Азии и Европы. Начали с себя. Помимо этого потребуются гении по очищению химического состава воды полностью по всей протяженности рек и загрязненных вод морей до состояния питьевой воды.
Подобная ситуация сложилась по большей части за последние 100 лет с ростом предприятий, городов. В России из 146 млн человек ныне живущих основная часть жила на своих земельных участках, и все уходило в землю, и мусор был естественным. Никому в голову не приходило разбрасывать мусор по всей деревне и округе.Теперь бюджет тратит сотни миллионов рублей за вредные привычки людей.
В России десятки основных глубоководных рек, озер (не считая небольших, до 100 рек в каждой и прудов, ручьев), что проходят мимо крупно населенных пунктов, городов.
По существующим правилам, для очищения рек и восстановления, углубления, требуется от каждой области пакет документов, госпрограмма области на несколько км реки, проходящей по области, как основных русел, так и небольших рек.
Для России важно очистить, углубить, основные реки полностью на всем их протяжении в стране, акцентируя усилия в крупных городах, населенных пунктах, а не «местами». Частичная очистка малоэффективна, очень медленно реализуется областями.
Программа очищения, углубления, всего русла основных русских рек, восстановления флоры и фауны, рыбного богатства необходима с подачи министерства водных ресурсов с целью полной видимой картины и ускорения восстановления природного состояния рек, чистоты вод, родников, ручьев этих рек до состояния «питьевой воды» (как и было раньше в прошлых веках). Всего 100 лет разделяет, а реки гибнут.
Возможно требуется балансировка природной водной среды, как делают в аквариуме.
Практический результат
Здоровая экология основных водных ресурсов России, флоры и фауны.
Полноводные водоемы без пересохших участков и островков, затягивающих реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища.
Чистые берега без мусора и поваленных деревьев.
Жизнеспособная, чистая, питьевая вода для рыб, птиц, раков, животных, человека, земли.
Бережное отношение людей к водным водоемам, берегам, экологии, флоре и фауне.
Решение
Ввести закон о восстановлении, очищении, углублении, реанимации основных русел рек Дон, Воронеж, Обь, Волга, Лена и пересекающихся с ними рек, ручьев, родников на всем их протяжении без ожидания запроса от регионов и восстановлении химического состава воды до состояния жизнеспособной, «питьевой» для рыб, раков, птиц, животных и человека, земли.
Ввести меры по восстановлению флоры и фауны, очищению берегов от мусора, поваленных деревьев, «островков», разводить раков, мальков рыб, и запускать в воды рек, озер, прудов, водохранилищ.
Ввести меры по постоянному очищению водных ресурсов от мусора, особенно на протяжении населенных пунктов, охране водных ресурсов, введению штрафов за загрязнение вод и берегов для населения и предприятий.
Минстрой России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ при поддержке Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения ведут работу по реализации федерального проекта «Оздоровление Волги».
Описание: Федеральный проект «Оздоровление Волги» разработан в рамках национального проекта «Экология» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Цели: сокращение сброса неочищенных сточных вод в количестве 2,8 куб.км/год, расчистка 330 км участков и экологической реабилитации 38 водных объектов в Астраханской и Волгоградской областях, расчистка и дноуглубление 281 км рыбоходных каналов, 175 км мелиоративных каналов, строительство и реконструкция 105 водопропускных сооружений, ликвидация 63 объектов экологического вреда, поднятие и утилизация 95 затонувших судов в акватории р. Волга.
Срок реализации: 2018-2024 гг.
Финансирование: 205 миллиардов рублей, из которых 133 миллиарда федеральный бюджет, 39,9 миллиардов рублей консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, 31,7 миллиарда рублей внебюджетные источники.
В федеральном бюджете в 2021 году на мероприятия по сокращению объёма загрязнённых стоков, попадаемых в Волгу, предусмотрено 13,5 млрд. рублей
Распоряжение Правительства РФ о распределении более 3 млрд. рублей на строительство и реконструкцию очистных сооружений Астраханской и Ивановской областей в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» уже подписано. Объекты будут готовы к 2024 году. Их ввод в эксплуатацию позволит улучшить экологическое состояние реки.
В Ивановскую область деньги поступят из федерального бюджета в течение 2021–2023 годов. С их помощью к 2024 году в регионе появятся высокотехнологичные сооружения для глубокой очистки коммунальных сточных вод. В Астраханской области будет проведена реконструкция очистных сооружений на общую сумму более 1,3 млрд. рублей. После модернизации сооружения смогут очищать до 70 тыс. куб. м сточных вод в сутки, а сам уровень очистки станет более качественным.
Федеральный проект «Оздоровление Волги» реализуется с 2018 по 2024 год. Его цель – улучшить экологическое состояние Волги за счёт сокращения объёма загрязнённых сточных вод и восстановления водных объектов низовьев реки. В федеральном бюджете в 2021 году на такие мероприятия предусмотрено более 13,5 млрд рублей.
Правительство РФ внесло изменения в распределение субсидий на строительство сооружений очистки сточных вод в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»
Субсидии на строительство и реконструкцию объектов для очистки загрязнённых сточных вод в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» будут перераспределены для ряда регионов. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Речь идёт о субсидии из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Остатки неиспользованных в 2020 году средств будут перенесены на более поздний период.
Вместе с тем субъекты, реализующие программу с опережением, смогут заранее получить субсидию, рассчитанную на последующие годы, тем самым ускорив сроки строительства объектов на их территории. Это Республика Татарстан, а также Московская, Нижегородская и Саратовская области.
Федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» реализуется с 2018 по 2024 год. Его цель – улучшить экологическое состояния Волги за счёт сокращения объёма загрязнённых сточных вод и восстановления водных объектов низовьев реки.
Расширены возможности использования бюджетных средств из федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги»
Изменения, введенные постановлением Правительства РФ №1959, позволят регионам финансировать за счёт госпрограмм разработку проектно-сметной документации на строительство новых объектов, реконструкцию сетей, а также возмещать ряд затрат инвесторов по концессионным соглашениям.
Регионы получили возможность сохранять неосвоенные в 2019 году бюджетные средства по нацпроекту «Экология»
В соответствии с изменениями в отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные Федеральным законом от 12 ноября 2019 года №367-ФЗ, регионы смогут не возвращать в федеральный бюджет, выделенные им в 2019 году средства по нацпроекту «Экология», и перенести их использование на 2020 год.
С 1 января 2020 года неполное использование бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология», направляются в 2020 году на увеличение сверх объемов, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Требование о предоставлении объектов-аналогов при реализации национальных проектов отменено
Разработан проект внесения изменений в ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, предполагающий отмену требования о предоставлении объектов-аналогов при проведении оценки соответствия проекта правилам эффективности использования средств федерального бюджета. Данная процедура существенно тормозила динамику реализации национальных проектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (далее – Постановление) оценка инвестиционного проекта по критерию «Отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта» осуществлялась путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами – аналогами.
Найти подобные проекты-аналоги зачастую было просто невозможно из-за их отсутствия, к тому же это требование существенно затягивало запуск проектов, находящихся в высокой степени готовности.
Утвержден порядок контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений в рамках ФП «Оздоровление Волги»
В соответствии с паспортом федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвержден и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений. В соответствии с приказом ведомства отдельно будут направлены утвержденные формы отчетности и сроки их предоставления.
Минстрой России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ при поддержке Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения ведут работу по реализации федерального проекта «Чистая вода».
Описание: Федеральный проект «Чистая вода» (ФП «Чистая вода») разработан в рамках национального проекта «Экология» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Срок реализации проекта: 2018 – 2024 гг.
Цели: обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 91% населения Российской Федерации, в городах этот показатель должен достичь 99%.
Финансирование: 245 миллиардов рублей. Федеральный бюджет — 147,03 млрд. рублей, региональный бюджет — 12,552 млрд. рублей, внебюджетные источники — 85,468 млрд. рублей. Каждый вложенный рубль бюджетных средств должен привлечь 0,53 рубля внебюджетных источников.
В обновленный справочник перспективных технологий водоподготовки добавлен раздел по линейным объектам
Документ, разработанный Минстроем России при участии РАВВ для реализации федерального проекта «Чистая вода», в ходе его очередной актуализации получил две новые главы по проектированию и выбору решений для водопроводных сетей. Помимо этого, был скорректирован перечень технологий и уточнён ряд показателей справочника.
РАВВ окажет поддержку Минстрою России и Роспотребнадзору в создании интерактивной карты контроля качественной питьевой воды в Российской Федерации
В рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» Минстроем России, Роспотребнадзором и Фондом содействия реформированию ЖКХ при поддержке Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения начата работа по созданию интерактивной карты контроля качественной питьевой воды в Российской Федерации.
Целью проекта является — информационное обеспечение населения о качестве питьевой воды из централизованных систем водоснабжения. В разрабатываемую интерактивную карту будут регулярно вноситься данные производственного контроля ведомственных лабораторий Роспотрбенадзора о качестве питьевой воды, информация от водоканалов о мероприятиях по модернизации инфраструктуры водоснабжения и объектов водоподготовки, а также данные о прекращении или ограничении подачи воды.
Уже сегодня субъекты РФ могут добавлять информацию в интерактивную карту через внесение соответствующих данных в специально разработанную форму, часть из которой ранее использовалась для проведения оценки состояния объектов централизованных систем водоснабжения в регионах в рамках первого этапа реализации федерального проекта «Чистая вода».
Публичная презентация первых результатов работы интерактивной карты состоится на Всероссийском водном конгрессе 2020, который состоится с 1 по 3 октября.
РАВВ приняла участие в коллегии Роспотребнадзора по вопросу контроля за обеспечением населения качественной питьевой водой
В ходе мероприятия рассмотрены вопросы обеспеченности населения питьевой водой, результаты контрольно-надзорной деятельности за соблюдением обязательных требований санитарного законодательства, результаты научных исследований по оценке риска здоровью населения от воздействия питьевой воды.
Особое внимание было уделено вопросам достижения целей повышения качества питьевой воды для населения, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода».
Обсуждены актуальные вопросы гигиенического нормирования химических веществ в питьевой воде, методологические аспекты организации контроля за здоровьем населения, в том числе влияния водного фактора, определены ключевые задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы, проведению фундаментальных и прикладных гигиенических исследований в области гигиены водоснабжения.
В Коллегии приняли участие заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, заместитель руководителя Фонда содействия реформированию ЖКХ, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, руководители научно-исследовательских организаций Роспотребнадзора, проректор ФГБОУ ВО «Северо — Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России.
По итогам Коллегии определены первоочередные приоритетные задачи.
Новость подготовлена с использованием материалов пресс-службы Роспотребнадзора
Утвержден порядок контроля за реализацией региональных программ по повышению качества водоснабжения в рамках ФП «Чистая вода»
В соответствии с паспортом федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвержден и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок контроля за реализацией региональных программ по повышению качества водоснабжения.
В соответствии с приказом ведомства отдельно будут направлены утвержденные формы отчетности и сроки их предоставления.
Перевод справочника перспективных технологий в автоматизированный режим
Специалисты Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения совместно с коллегами из ГК – Фонд содействия реформированию ЖКХ разрабатывают инструкцию по выбору перспективных технологий водоподготовки и очистки воды на базе АИС «Реформа ЖКХ».
Выбор технологии производится посредством сбора входных данных. По мнению специалистов, заполнению исходных форм не должно вызвать затруднение у участников федерального проекта.
Минстрой одобрил проект Справочника эффективных технологий водоподготовки, разработанный РАВВ
В рамках работы над справочником РАВВ стремилась максимально корректно оценить и учесть предложения, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, от проектирующих организаций, от водоканалов, научных институтов и производителей оборудования. Экспертно-технологический совет РАВВ в рамках заседания, прошедшего на III Всероссийском Водном Конгрессе, одобрил окончательный вариант справочника. Таким образом, отраслевое сообщество пришло к единому мнению о корректности документа, возможности его использования для нужд водоподготовки, а также рекомендовало для использования в рамках реализации ФП «Чистая вода». Необходимо отметить, что справочник, являясь основанием для оценки проектов в рамках ФП «Чистая вода», не является догмой, а в структуру документа будут вноситься изменения и дополнения, направленные на реализацию паспорта Федерального проекта.
Создана межведомственная рабочая группа по актуализации технологий водоподготовки в рамках проекта «Чистая вода»
В число ее участников вошли профильные специалисты Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, научных организаций, общественных объединений, ассоциаций и иных экспертных организаций.
Рабочая группа занимается разработкой и актуализацией справочника перспективных технологий водоподготовки с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса с учетом оценки риска здоровью населения. В справочнике отражены механизмы выбора эффективных технологий для определенного объекта водоподготовки учитывающие все возможные негативные факторы и риски.
В соответствии с паспортом проекта, справочник должен быть утвержден к 1 августа 2019 года.
Разработаны формы для прохождения инвентаризации
Первым и основным этапом реализации федерального проекта «Чистая вода» является проведение субъектами Российской Федерации оценки состояния объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения.
Для этого совместно с РАВВ были разработаны соответствующие методические рекомендации по проведению инвентаризации.
Основными задачами инвентаризации является:
Что уже сделано
В Минприроды рассказали «Известиям», что по итогам федерального проекта «Оздоровление Волги» к концу 2022 года в эксплуатацию ввели 93 очистных сооружения на территории 15 регионов. Это обеспечило сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в Волгу с 3,17 куб. км в год до 2,20.
Большая работа проводилась в Волго-Ахтубинской пойме, где к концу 2022 года расчищено 1085,5 км водных объектов Нижней Волги и более 728 км каналов, в которых также проведено дноуглубление.
В Астраханской и Волгоградской областях ввели в эксплуатацию 48 водопропускных сооружений. Там же выписали разрешения на ввод в эксплуатацию шести реконструированных гидротехнических сооружений государственной мелиоративной сети. Это позволило повысить водообеспеченность регионов.
В рукаве реки Кизани — притоке Волги — ликвидирован объект накопленного экологического вреда. Решение предупредило угрозу попадания в водоем нефтепродуктов. Речь идет о Соколовской яме в Астраханской области, которая осталась региону в наследство от купцов начала ХХ века.
На «Оздоровление Волги» за четыре года из федерального бюджета потратили 71,9 млрд рублей.
На проект «Сохранение уникальных водных объектов» выделили гораздо меньше — 8,3 млрд рублей, но, отметили в Минприроды, за четыре года благодаря ему удалось улучшить экологические условия проживания у воды более 12,5 млн человек. Были расчищены более 350 км, восстановлены более 17 тыс. га водных объектов. В частности, построили очистные и водопроводные сооружения у Телецкого озера в Алтайских горах, что снизило негативное воздействие на него.
В Росводресурсах «Известиям» сообщили, что проект «Сохранение уникальных водных объектов» позволил не только остановить деградацию десятков рек и озер, но и создать инфраструктуру вокруг них: например, в Липецке после расчистки водоема появился огромный благоустроенный парк, в Калининграде готовят проект рекреационного комплекса, а в Ростове-на-Дону после расчистки реки Темерник создали экологический парк «Первая миля». В 2023 году по этому проекту только Росводресурсы запланировали 100 мероприятий в 55 регионах. Например, займутся реками Сунжа в Ингушетии, Сура в Чувашии, озерами Галическое и Святое в Костромской области и т.д.
От Ильменя до Амура
Вице-премьер Виктория Абрамченко напомнила о поручении президента расширить перечень рек и озер, на которые распространятся экологические мероприятия.
— В перечень водных артерий планируется включить Иртыш и Дон, Амур, Урал, Неву, Волхов, Терек, озеро Ильмень, — сказала она. — Таким образом, проект охватит практически 85% населения нашей страны, проживающих в бассейнах этих рек. Проект запустим уже в 2025 году.
В сообщении Минприроды говорится, что более 30% объема сброса загрязненных сточных вод приходится на бассейн Волги с Камой и Окой, от 10% до 30% — Балтийский бассейн, бассейн Иртыша и Урала, бассейн Дона и Кубани, а от 2% до 10% — бассейн Терека и бассейн Амура.
Абрамченко на совещании также заявила, что работа по водным объектам в рамках нацпроекта «Экология» показала свою эффективность. Напомним, сейчас действуют три водных федеральных проекта, которые входят в нацпроект «Экология»: «Оздоровление Волги», которое касается 16 регионов, «Сохранение озера Байкал» (три региона) и «Сохранение уникальных водных объектов» (56 территорий). Их действие закончится в конце 2024 года.
«Огромный объем средств»
В новом федеральном проекте планируется уделить внимание диффузному стоку. В сообщении Минприроды говорится, что, например, Минсельхоз должен будет представить предложения по снижению поступлений агрохимиков и биогенных соединений, то есть по сокращению диффузного стока сельхозполей.
От ведомств и министерств вообще ждут много информации: Минстрой должен будет оценить состояние ливневок и очистных сооружений, Росприроднадзору поручено предоставить сведения о программах по модернизации очистных сооружений предприятиями I и II категории и т.д.
В Минприроды «Известиям» пояснили, что в объединенный федеральный проект войдут не только перечисленные президентом водоемы, но и другие средние и малые реки. Участие в проекте примут все регионы России, а создать его обещают с учетом проблематики каждого бассейна. Будут продолжены строительство и модернизация очистных сооружений, расчистка русел, очистка берегов от мусора и т.д.
Новый федеральный проект по оздоровлению водных объектов предполагается осуществлять в 2025–2029 годах. Необходимый объем финансирования для реализации федерального проекта определят после проведения этих работ, сообщили в министерстве.
Директор Института экологии НИУ ВШЭ, заслуженный эколог России Борис Моргунов замечает: на такую федеральную программу нужен огромный объем средств.
— Это очевидно даже по анонсируемым масштабам. И средства эти бюджетные, — сказал он «Известиям». — Прежде чем выносить перечень объектов для финансирования на высший уровень для рассмотрения, регулятор обязан представить документ о состоянии указанных объектов, масштабе проблем с оценкой объемов необходимого финансирования.
Этот оценочный доклад станет основанием для решений правительства о количестве объектов для включения в программу с учетом бюджетных ограничений, сказал Борис Моргунов.
Переосмысление подходов
Институт водных проблем еще в 2020 году разработал концепцию снижения диффузного загрязнения бассейна реки Волги.
— Дальнейшее ее внедрение требует некоего переосмысления подходов к охране водных объектов и к тем мероприятиям, которые необходимо проводить для того, чтобы действительно полноценно восстановить или сохранить водную экосистему, — говорит Владислав Полянин. — Сейчас какое-то движение в этом направлении на разных площадках идет, но, на мой взгляд, этим вопросам по-прежнему уделяется недостаточное внимание.
Причина здесь в том, что решить проблему диффузного стока не так просто, как в случае с сосредоточенным. Если во втором случае выходом может быть строительство очистного сооружения, то в первом необходимо менять подходы к ведению хозяйственной деятельности.
— То есть нужно вносить дополнения в законодательство, принимать отраслевые экологические стандарты, регламенты ведения хозяйственной деятельности, а это касается и распашки, и внесения удобрений, и эксплуатации городских территорий и промышленных площадок, — продолжает Владислав Полянин. — Поэтому наша концепция пока не отработана, это предварительные исследования, к которым необходимо подключать практику. А в этом должны быть заинтересованы федеральные, региональные и местные органы власти.
Ситуация с диффузным загрязнением примерно такая же и по другим объектам, которые попадут в новую федеральную программу, говорит Владислав Полянин.
— Очень многое зависит от состояния водосборной территории, об этом говорит и мировой опыт, — отмечает он. — В этом отношении нужно смотреть, например, насколько развита промышленность — не с точки зрения сбросов в водоемы, а с точки зрения воздействия на водосбор в целом: через добычу полезных ископаемых, через складирование, отвалы, хвостохранилища, выбросы в атмосферу и т.д. Кроме того, в ряде случаев есть и природные источники поступления повышенных концентраций некоторых веществ. Например, в силу распространенности рудных месторождений наблюдается повышенное содержание тяжелых металлов в почве на водосборной территории Нижнекамского водохранилища, на Урале, и они оттуда вымываются, что можно считать фоновым загрязнением.
Об эффективности — рано
Член комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии Мособлдумы, член экспертного совета в Совете Федерации Сергей Маликов считает, что расчистка водных объектов показывает высокую эффективность. Однако спокойная и плановая работа нужна и далее — причем не только в случаях, когда водные объекты находятся в своей критической точке, а на постоянной основе.
Эксперт Российского экологического общества Дмитрий Отинов полагает, что реализация федеральных проектов достигла явных успехов, но их «явно недостаточно для кардинального изменения ситуации».
— Уровень загрязнения той же Волги слишком высок, чтобы добиться существенных результатов за пять лет, — сказал он «Известиям». — Это только первый шаг к экологической реабилитации и восстановлению экосистем. В осуществляемых мероприятиях не хватает бассейнового подхода, то есть необходимо уделять внимание не только руслу самой реки, а ее многочисленным притокам и прилегающим водоохранным территориям.
В Минприроды соглашаются с тем, что неправильно говорить о том, что проект «Оздоровление Волги» решит все проблемы, так как река ежедневно подвергается сильному антропогенному воздействию. Хотя данные мониторинга Росгидромета и свидетельствуют о том, что качество воды в Волге улучшилось, в 2025 году заниматься восстановлением реки продолжат «уже через ее притоки, то есть расширив охват мероприятий до бассейна реки», отметили в Минприроды.
И.о. директора Института водных проблем РАН Владислав Полянин замечает, что «Оздоровление Волги» — уже вторая за последние три десятка лет крупная программа, посвященная этой реке. Однако Волга по-прежнему остается одной из самых проблемных рек в России по числу высоких и экстремально высоких случаев загрязнения воды, которых в течение года фиксируется более 900.
Источники загрязнения Волги можно разделить на две категории, продолжает Владислав Полянин. Первая — та, на которую правительство страны обращает достаточно большое внимание. Это загрязнение из стационарных (сосредоточенных) источников, и оно решается за счет строительства и реконструкции очистных сооружений, подъема затонувших судов, ликвидации объектов накопленного вреда и т.д.
— Более важной проблемой загрязнения природных вод и деградации водных объектов, на наш взгляд, является общая хозяйственная деятельность на водосборной территории Волжского бассейна, — сказал он «Известиям». — Загрязнение происходит из-за сельскохозяйственных предприятий, выбросов промышленных предприятий в атмосферу, состояния территории этих предприятий, из-за накопления в почвах вредных веществ. Большую роль играют городские территории с многочисленными источниками загрязняющих веществ: и от транспорта, и от промышленных объектов, которые оказывают воздействие на водосборную территорию и вообще на поверхности, с которых потом в процессе снеготаяния, выпадения осадков формируется сток загрязнений непосредственно в реку.
Такое загрязнение называют диффузным. В масштабах Волги его доля составляет примерно 60%. Этой проблеме в программе уделялось недостаточно внимания, говорит Владислав Полянин.
Фокус на результатах
Дмитрий Отинов отмечает, что очевидная польза действующих федеральных проектов состоит в их «пилотном» характере. Это позволит эффективнее выстроить работу на других водных объектах. Немаловажным он считает совершенствование контроля за реализацией региональных подпрограмм по строительству и реконструкции очистных сооружений.
Сергей Маликов подчеркивает, что каждый водный объект уникален по своему географическому расположению. Он полагает, что должна быть единая инструкция и методология по расчистке водных объектов, но перед работами важно провести качественные изыскания с упрощенным проектированием. Важно учесть, что за два года нагрузка на водные объекты может сильно измениться.
Еще одна проблема действующего федерального проекта заключается в отсутствии эффективных критериев оздоровления Волги, считают в Институте водных проблем РАН. Причем как с точки зрения качества воды, так и экосистемы, поддерживающей жизнь в том числе на своих берегах.
— Мы в основном оперируем критериями снижения объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в Волгу, то есть фокусируем внимание на факторах воздействия, а не на результатах снижения этих факторов, — говорит Владислав Полянин. — Получается, что главными факторами становятся сосредоточенные сбросы, которые зачастую не являются определяющими в общей проблеме загрязнения.
Без гигантских финансовых затрат очистятся от растительности русла рек и озёр, улучшится водный баланс, вернувшийся к своему первоначальному состоянию. Это приведёт к оживлению полувысохших рек и возвращению в них благородных видов рыб, таких как сиговые, лососёвые, осетровые. Белый амур, как универсальный чистильщик, никак не нанесёт вред местным видам рыб (в виду особенностей питания) и не сможет вытеснить ни один из видов рыб, так как размножаться он начинает только в возрасте 9–10 лет, и мечет икру при температуре +26 С — +29 С, что практически исключает его размножение естественным путём в большинстве регионов. И через определённое время он исчезнет сам.
А у людей появится возможность отдыхать, купаться и рыбачить на чистых природных водоёмах, речках и озёрах, не заросших сплошь травой и камышом. На порядок уменьшится количество комаров и мошки, что приведёт к значительному снижению инфекционной угрозы для населения России.