Государственная программа по допризывной подготовке и патриотическому воспитанию

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В современных условиях развития общества идеи патриотизма должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие духовно-нравственные, социально и личностно значимые чувства, убеждения, позиции и ценности будущего воина, воспитывается готовность и способность к активным действиям на благо и защиту своего Отечества.

Цель допризывной подготовки заключается в формировании у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

В процессе допризывной военной подготовки молодые люди усваивают положения Конституции, уясняет предназначение Вооруженных Сил, их структуру. Важным аспектом допризывной подготовки является знакомство молодежи с нравом и смыслом воинской службы как почетной обязанности граждан, основными требованиями военной присяги, уставом Вооруженных Сил.

Кроме того, допризывники знакомятся с современными видами вооружения и боевой техникой, порядком и особенностями прохождения воинской службы, размещением и жизнью личного состава в воинских частях. Изучая основы гражданской обороны, они получают нужные знания и практические навыки, необходимые для молодого солдата. Это необходимое условие успешной адаптации юношей в армии, овладения воинской специальностью.

Допризывная военная подготовка обучающейся молодежи проводится в школах, организациях среднего профессионального образования.

Юноши, достигшие 16-летнего возраста и не прошедшие допризывную военную подготовку в учебных организациях, обязаны пройти её на учебных специально выделенных местах. Такая подготовка организуется на рабочих местах на одном или нескольких предприятиях города или района.

Обучение на учебных местах организуют и проводят нештатное руководство учебных организаций. Юноши, которые прошли полный курс допризывной военной подготовки в одном учебной организации, к повторному обучению не привлекаются. Управление и контроль над допризывной военной подготовкой возлагается на Министерство обороны.

Государственный комитет по делам молодежи, спорта и туризма разрабатывает проекты приказов «Программы допризывной военной подготовки молодежи». Он не только организует проверку и контроль допризывной военной подготовки, но и вносит существенный вклад в разработку содержания и технологий героико-патриотической работы с молодежью, осуществляет надзор за правильностью ведения отчетности сообразно допризывной подготовке надлежащими её органами, порядком выдачи, хранения имущества, патронов, оружия, а также применением денежных средств.

Допризывная подготовка становится неотъемлемым компонентом деятельности местных спортивных клубов и организаций, которые популяризации идеи физического развития, проводят осмотры и регистрируют лиц, подлежащих допризывной военной подготовке.

Военные комиссариаты совместно с начальниками гарнизонов, командирами воинских частей организуют стрельбы из автомата боевыми патронами, просмотр фильмов патриотической направленности. Оказывают содействие директорам, начальникам пунктов дислокации в установлении шефских связей с воинскими частями в организации и проведении полевых сборов юношей, решают вопросы об открытии/закрытии места нахождения сборов; занимаются формированием учебных групп, приемов зачетов в конце обучения; заполняют приписные свидетельства призывников, которые окончили курс допризывной военной подготовки.

В школах допризывной военной подготовки молодежи с целью гармоничного духовного и физического развития личности развиваются патриотическое и физическое воспитание. Возрождению патриотического воспитания способствует целый ряд государственных программ, таких как: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Концепция военно-патриотического воспитания», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.».

Воспитание патриота, ориентированное на приоритет российских культурно-исторических и национальных ценностей, уважение к ценностям других цивилизаций, приобретает большое значение для страны, а возрождение патриотической идеи и воспитания будущих военнослужащих, готовых созидать во имя Родины и надежно защитить Отечество должно стать одной из важнейших задач допризывной военной подготовки.

Патриотическое воспитание, являясь одной из важнейшей составляющей воспитания, следует рассматривать как целенаправленную деятельность по формированию молодежи патриотического сознания, морально-волевых черт характера и патриотического поведения. Значимую часть общественного сознания, коллективного настроения, образа жизни занимает патриотизм, качество личности, проявляющееся в её поступках и деятельности.

Патриотизм проявляется в любви к Родине, преданности Отечеству, стремлении служить его интересам и готовности к его защите, привязанности к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, он перерастает в общегосударственное патриотическое самосознание, становится показателем высокой гражданственности, сопричастности к интересам страны и народа.

В воспитании патриотизма допризывников необходимо активно использовать патриотический и духовно-нравственный опыт и величие предшествующих поколений, идеи мыслителей, ученых, полководцев, посвятивших свою жизнь сохранению, укреплению и возвышению России. В нашем регионе существуют различные объединения, клубы с патриотической направленностью. Одно из них военно-патриотическое молодёжное объединение «ВОИН», которое носит имя Героя России Александра Перова. Основатель военно-патриотического клуба боевой офицер Алексей Вепринцев.

Активную работу по патриотическому воспитанию в молодежном объединении ведет настоятель Свято-Троицкого храма города Челябинска отец Игорь Шестаков. Для многих воспитанников он стал духовным наставником.

В клубе «Воин» проводится разносторонняя подготовка к службе в армии. Это и рукопашный бой, и огневая, водолазная и высотная подготовка, прыжки с парашютом, полевые выходы и походы. Члены клуба являются постоянными участниками проводимых оперативным штабом Челябинской области тактико-специальных учений по отработке планов КТО. Каждый год они выезжают на полевые сборы. Серьезная допризывная подготовка позволяет допризывникам без проблем найти себя в Вооруженных Силах РФ.

Таким образом, патриотическое воспитание в ходе допризывной военной подготовке молодежи должно стать фундаментом добровольной и осознанной службы Отечеству, основой для обеспечения высокого морального и патриотического духа будущих воинов.

  • Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1989. – 288.
  • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации «
  • Федеральный закон от 23.03.1998 №53-ФЗ (ред. 0т 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493
«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2020 № 369
«О внесении изменений в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Обучающимся смогут
прививать базовые ценности на уроках и онлайн. Будет усилена
воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках
и во внеучебной деятельности. При этом отдельного предмета по воспитанию в
школах вводить не планируется, равно как и оценки.

Проект, основная цель которого воспитание гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в
систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей
реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную
работу.

Напомним, тема воспитания была обозначена Президентом РФ
Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

Полный текст федерального проекта в прикреплённом файле.

Подключайтесь! Будьте в курсе актуальных
ивент-мероприятий! И берегите себя, своих близких и свою работу!

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».

Региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (город федерального значения Санкт‑Петербург)» обеспечивает достижение целей, показателей и результатов соответствующего федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Образование».

Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

Цель проекта: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В результате реализации регионального проекта к 2024 году планируется обеспечение увеличения численности детей и молодежи, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами, до 420 тысяч человек.

Целевые показатели (результаты) проекта (на 17.02.2022)

В 2021 году  в рамках проекта запланированы следующие мероприятия:

1. В соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 19.09.2018 № 743 «О реализации Закона Санкт‑Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт‑Петербурге» в 2021 году Комитетом на основе предложений исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга сформированы Планы проведения в Санкт‑Петербурге общегородских мероприятий, посвященных Дню России, Дню памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов, Дню Государственного флага Российской Федерации, Дню народного единства, Дню Неизвестного солдата. В рамках празднования указанных памятных дат проведено около 400 общегородских мероприятий с общим охватом более 2 000 000 человек.

2. В рамках подготовки к проведению в Санкт‑Петербурге общегородских мероприятий, посвященных годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов, Комитетом проведены серии городских мероприятий. Общегородские мероприятия, посвященные этой памятной дате, проведены в целях создания условий для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне и развития системы межпоколенческого взаимодействия.

В качестве особо значимых мероприятий в сфере патриотического воспитания молодежи в Санкт‑Петербурге в 2021 году можно выделить следующие мероприятия:

  • Смотр-конкурс Юнармейских отрядов Санкт‑Петербурга;
  • Смотр-конкурс почетных караулов среди молодежи Санкт‑Петербурга, посвященный юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Эстафета Памяти – Почетный караул»;
  • Молодежная акция «Памяти павших будьте достойны»;
  • IX Патриотический молодежный форум;
  • Военно-исторический фестиваль «Битва на Неве», посвященный празднованию юбилея 800-летия князя Александра Невского;
  • Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции;
  • Региональный этап Всероссийской акции «Вахта Памяти-2021» в Санкт‑Петербурге;
  • 13.11.2020 на территории парка семейного отдыха и экотуризма «Зубровник» (Ленинградская область, поселок Токсово) состоялось молодежное массовое мероприятие Гонка ГТО «Путь Единства» – состязание, проверяющее физическую подготовку, в рамках которого более 1000 участников преодолевают трассу на пересеченной местности протяженностью около 4 км, оборудованную различными препятствиями;
  • Традиционные всероссийские патриотические акции: «Георгиевская ленточка», флешмоб «День Победы», «Свеча памяти».

3. В рамках Всероссийского проекта «Связь Поколений» реализован проект «Слово победителя. Блокада», направленный на запись интервью и воспоминаний Ветеранов, подготовлено 200 видеовоспоминаний. Для реализации Всероссийского проекта «Эстафета поколений», направленного на оказание ветеранам адресной помощи в быту, на территории Санкт‑Петербурга привлечено 400 волонтеров.

4. В рамках допризывной подготовки молодежи на базе профессиональной образовательной автономной некоммерческой организации «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» межрегионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Санкт‑Петербурга и Ленинградской области проведены пятидневные учебные сборы с гражданами (молодежью) на территории Санкт‑Петербурга, проходящими подготовку по основам военной службы. Количество участников составило 2100 человек.

Читать также:  Ключевые эксперты фармотрасли подвели итоги госпрограммы «Фарма-2020»

5. С 01.06.2021 по 16.08.2021 на базе Лагеря настоящих героев в городе Кронштадте проведены 4 смены военно-патриотических сборов для молодежи Санкт‑Петербурга. Количество участников составило 611 человек. На базе войсковой части 56529-3 Западного военного округа Комитетом совместно с Западным военным округом с 21.06.2021 по 18.08.2021 проведены ежегодные обороннопатриотические сборы для несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет, склонных к совершению правонарушений. В указанных Сборах приняли участие 266 молодых людей.

6. В подведомственном Комитету Санкт‑Петербургском государственном бюджетном учреждении «Центр патриотического воспитания молодежи «Дзержинец» (далее – Центр «Дзержинец») действуют секции начальной военной подготовки, различных видов единоборств, осуществляется подготовка молодежи по парашютному и летному направлениям. В секциях спортивной направленности в 2021 году занималось 45 групп с общим количеством участников более 500 человек.

7. В рамках деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества Центр «Дзержинец» осуществляет учет поисковых отрядов Санкт‑Петербурга, проводит мероприятия по поддержке поискового движения: обучающие семинары, конференции, слеты, церемонии захоронения останков защитников Отечества, обнаруженных в ходе поисковых работ. На территории Санкт‑Петербурга в 2021 году зарегистрировались для ведения поисковой работы 54 отряда. Общая численность 890 человек, молодежь в составе поисковых отрядов составляет свыше 30%. В 2021 году поисковыми отрядами Санкт‑Петербурга было проведено 22 поисковых экспедиции на территорииСанкт‑Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия, в которых приняли участие 857 человек. На территории Санкт‑Петербурга в 2021 году обнаружены останки 133 воинов, из них у 13 удалось установить имена и найти родственников, проведены 6 церемоний торжественно-траурных церемоний захоронения останков воинов, обнаруженных в ходе поисковых работ.

8. В течение 2021 года на территории Пискаревского мемориального кладбища проведен цикл мероприятий «Эстафета памяти – почетный караул», во время которого участники движения «Пост № 1» в Санкт‑Петербурге несли вахту памяти, а также проведен финал ежегодного городского Смотра-конкурса почетных караулов среди молодежи Санкт‑Петербурга, посвященного юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

9. С мая по июнь 2021 года проведены курсы повышения квалификации специалистов по работе с молодежью по программе «Патриотическое воспитание молодежи». Обучение прошло 70 участников.

В целях популяризации морской службы и морских традиций Санкт‑Петербурга, развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Санкт‑Петербурге, реализованы следующие проекты:

  • с 17 по 21 сентября 2021 года на базе Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» прошел Слет юных моряков, в котором приняли участие 18 команд. Общее количество участников – 200 человек;
  • с мая по октябрь 2021 года в Санкт‑Петербурге прошел гражданско-патриотический фестиваль «Морской район Морской столицы».
  • в рамках поддержки и развития казачьего сообщества 30.05.2021 организован и проведен на территории казачьего стана «Хутор Приморский» региональный этап Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох». В мероприятии приняли участие команды обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, участники военно-патриотических клубов и казачьего движения в возрасте от 14 до 35 лет. Охват составил 100 человек;
  • 26.09.2021 на территории казачьего стана «Хутор Приморский» состоялся региональный слет казачьей молодежи «Готов к труду и обороне». В мероприятии приняли участие команды обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, участники военно-патриотических клубов и казачьего движения в возрасте от 14 до 35 лет. Количество участников составило 100 человек;
  • 10.10.2021 на территории казачьего стана «Хутор Приморский» состоялся региональный этап Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи. В мероприятии приняли участие команды военно-патриотических клубов и казачьего движения в возрасте от 14 до 18 лет. Количество участников: 100 человек; 24 – 25 декабря 2021 года проведен военно-патриотический слет молодежи казачьих обществ Санкт‑Петербурга, посвященный Дню воинской славы России — День взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил. В указанном Слете приняли участие 100 человек.

10. Комитетом совместно с Комитетом по образованию и Межрегиональной общественной организацией «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт‑Петербурга и Ленинградской области» 11.10.2021 –12.12.2021 в седьмой раз проведен фестиваль-конкурс «Путем Героя – к заветной мечте!». В текущем году Фестиваль проводился дистанционно. Участниками фестиваля стали детские и молодежные команды из образовательных учреждений, подростковомолодежных центров, клубов и общественных объединений Санкт‑Петербурга. Они представляли на конкурс творческие работы в семи номинациях, среди которых изобразительное искусство, фотография и документальный фильм, эссе, музыкальнолитературная композиция.

В 2022 году запланированы следующие мероприятия:

1. Мероприятия к памятным датам (День России, день Флага, День народного единства, День Конституции  и т.д.);

Паспорт программы

Цель программы Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.
Задачи  программы Воспитать уважительное отношение ветеранам ВОВ старших поколений, общей памяти героям павшим за Родину. Пробудить интерес к историческим событиям. Формировать мотивацию к овладению гражданина-патриота России.
Сроки реализации программы 2016-2022 гг.
Исполнители  основных
мероприятий программы  Обучающиеся 5–11-х классов, педагогический коллектив  школы, родители, общественность, органы местного самоуправления.
Основные мероприятия —
программы Создание нормативной и содержательной патриотического воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения.
Организационно-педагогическое обеспечение Программы.
Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников.
Освещение опыта патриотического воспитания и издательская деятельность.
Контроль за исполнением программыКоординацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация общеобразовательного учреждения.
Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.
Ожидаемые результаты
реализации программы проект поможет молодому поколению выработать чувство гордости за свою родину и свой народ; интеллектуально развитый, коммуникабельный, активный гражданин: свершение добрых дел: тимуровская работа, волонтерство, акции добра, спонсорство.

Актуальность программы

Программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников  и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаю, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».

Цель программы: патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие  социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.

  • Воспитать уважительное отношение ветеранам ВОВ старших поколений, общей памяти героям павшим за Родину.
  • Пробудить интерес к историческим событиям.
  • Формировать мотивацию к овладению гражданина-патриота России.

Настоящая программа предназначена для обучающихся 5 – 11 классов и их родителей, носит комплексный характер.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Программа воспитания «Гражданская  активность» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.

Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:

— учебная деятельность;

— правовое воспитание;

— эколого-краеведческое воспитание;

— нравственно-эстетическое воспитание;

— трудовое воспитание;

— взаимодействие с родителями.

В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся с 9 по 11 класс. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

Читать также:  Государственная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов

Основные направления реализации программы:

— учебная деятельность через предметы;

— система тематических, творческих классных часов;

— проведение военно-патриотических, спортивных праздников;

— создание и проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей программы;

— выставка творческих работ;

-организация работы школьного самоуправления, волонтерского движения, экологического движения;

— система мероприятий школьной библиотеки.

Структура взаимодействия для реализации программы

Среда для реализации программы патриотического воспитания

Условия реализации программы

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:

Конвенция ООН о правах ребенка.

  • педагоги;
  • педагоги дополнительного образования;
  • психолог;
  • соц. педагог;
  • зам.директора по ВР, по БЖ
  • медицинский работник школы;
  • педагоги музыкальной школы;
  • инспектор ПДН
  • Учебное пространство
  • Спортивное пространство
  • Трудовое пространство
  • Компьютерный класс
  • Кабинет ОБЖ
  • Актовый зал
  • Кабинет психолога
  • Кабинет соц. педагога
  • снижение правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
  • профилактика противоправного поведения;
  • создание условий для самореализации каждого ученика;
  • актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
  • развитие лидерских качеств и привлечение членов школьной детской организации (волонтерского отряда «Содружество» к решению социально значимых проблем;
  • сотрудничество с социумом;
  • включение школьников в реальные социально значимые дела.
  • обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
  • работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Механизм реализации

Контроль за  реализацией  Программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.


п/п Содержание работысрокОтветственные
Информационно-мотивационное обеспечение.
1Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания.2016-2020 гг.Администрация школы
2Создание базы данных по данному направлению деятельности.2016-2020 гг.Зам. директора по ВР, библиотекарь
3Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности.2016–2020 гг.Психолог, зам. директора по ВР
4Организация заседаний МО классных руководителей, педсовета по проблеме «Условия для воспитания личности Гражданина и Патриота».2016 г. Зам. директора по ВР
Методическое обеспечение программы.
1Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме.Сентябрь–декабрь 2016 г.Зам. директора по ВР, библиотекарь
2Анализ методической литературы, статей и публикаций.2017 г.Руководитель МО классных руководителей
3Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса.2016–2021 гг.Зам. директора по ВР, руководитель МО классных руководителей 
4Оформление методической копилки по данной теме.В течение срокаЗам. директора по ВР, психолог, библиотекарь
Работа с педагогическими кадрами.
1Педагогический совет: (тематические)
 «О концептуальных подходах к организации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях». 2016–2020 гг.Заместители директора по УВР, ШМО
2Заседания МО классных руководителей:
– «Планирование работы по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников».
– «Методические рекомендации по проведению занятий дополнительного образования в рамках  гражданско-патриотического воспитания школьников».
– Работа детских школьных объединений по подготовке и проведению школьных конкурсов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
– Организация в каникулярное время в школе физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовых мероприятий.
– Сотрудничество школы и социума в летний период2016–2020 гг.Заместители директора по УВР, ВР, ШМОУчитель физической культуры
Зам. директора по ВР
Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.
1Общешкольные родительские собрания2016-2020 гг.Классные руководители, психолог, соц. педагог
2 Лектории для родителей: 
 «Духовная жизнь в семье»,
 «Как организовать отдых ребенка»,
 «Права ребенка»,
«Толерантность в гражданско-правовом образовании»2016-2020 гг.
Родительский комитет, зам. директора по ВР 
3Заседание  родительского комитета по данному направлениюВ теч. срокаРодительский комитет, зам. директора по ВР 
Контроль, анализ и регулирование программы.
1Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса.
Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся.
Анализ результатов творческой деятельности.В теч. всего периодаАдминистрация школы, психолог, медработник
Материально-техническая и финансовая поддержка программы.
1Инвентаризация материально-технической базы школы: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный  зал, спортивная площадка, библиотека, спортинвентарь; канцтовары, музыкальная аппаратура, прикладной материал для обеспечения работы кружков, тренинговых занятий, классных часов,  лекций и т.д.
Привлечение Управляющего Совета к вопросу поиска источника финансирования программы.
Привлечение спонсорских средств. Втеч. срокаВ теч. срокаАдминистрация, зав. кабинетами, завхоз,
Управляющий Совет школы.
Администрация школы.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации через ВШК и мониторинг воспитательной системы класса, школы.

1. Сформированность гражданских навыков:

— умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

— знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

— умение принимать и защищать свои решения;

— готовность к участию в общественных делах;

— готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

— патриотизм и любовь к Родине;

— права и свободы человека и гражданина;

— символика Российской Федерации;

— национальное самосознание;

—  уважение чести и достоинства других граждан;

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. Снижение количества детей с девиантным поведением;

4. Деятельность детско-юношеской организации, волонтерского отряда, экологического клуба;

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

— создание системы гражданско-патриотического воспитания;

— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

— вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

— в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

— в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих 
поколений;

— в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства;

— в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Этапы реализации программы «Воспитание гражданина России»

Реализация Программы рассчитана на 6 лет.

I этап: проектный – 2016-2017 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

  • Изучить нормативную базу.
  • Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2017-2021 учебные годы.

Цель: реализация программы патриотического воспитания.

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями района.

6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

Заключительный –2021-2022 учебный год

Цель: анализ итогов реализации программы.

  • Обобщить результаты работы школы.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период.

Программа включает в себя следующие направления:

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник  дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Мой край родной.

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

Я и семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и  часы общения.

План мероприятий по реализации программы «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»» 2016-2022 гг.

1 направление: Связь поколений


п/п мероприятиясрокиответственные
1Участие в акции «Вахта памяти»:
-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным датам истории;
-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы. 2016-2020 г.Зам. директора
по ВР,
классные руководители
2Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.ежегодноЗам. директора по воспитательной работе,  учитель истории
3Проведение памятных дней:
— День Победы
-День вывода войск из Афганистана
— День защитников Отечества
— День Героев
-День единения и примирения.ежегодноЗам. директора
по ВР,
классные руководители
4Участие в акциях:
·        «Солдатские письма»
·         «Герои живут рядом»
·         «От сердца к сердцу»ежегодноЗам. директора
по ВР,
классные руководители 
5Классные часы на тему «Герои и подвиги»Октябрь
Декабрь
Февраль
Май
ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
6Акция  «Ветеран живет рядом»ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
7200-летию со Дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией 2016 Зам. директора по ВР
8100-летию создания Военно-воздушных сил2017 Зам. директора по ВР
9 Проведение мероприятий, посвященных:
75-летию Сталинградской битве
75-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год)2018учитель истории
1075-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)2018учитель истории

Читать также:  Государственные программы по поддержке малого бизнеса курсовая

2 направление: Растим патриота и гражданина России


п/п мероприятиясрокиответственные
1Участие в постоянно действующих всероссийских, региональных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.2016-2022г.Зам. директора
по ВР,
классные руководители
2Проведение внеклассных мероприятий, посвященные Конституции  РФ, дню единения и примирения, дню Героев.2016-2022г.Зам. директора
по ВР
3Подготовка и проведение месячника патриотического воспитанияФевраль
ежегодноЗам. директора
по ВР,
преподаватель ОБЖ 
4Участие обучающихся  и педагогов в конкурсах проектов:
— «Я – гражданин России»,
— «Патриотическое воспитание обучающихся».ежегодноЗам. директора по воспитательной работе,  учитель истории, классные руководители
5Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы.ежегодноКлассные руководители
6Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного  Дню ПобедыежегодноУчитель физкультуры
7Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецовежегодноЗам. директора
по ВР,
классные руководители 
8Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне»Май
ежегодноЗам. директора
по ВР
9Конкурс плакатов «Война и  мир»
Апрель
ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
10Конкурс чтецов «Дети о войне»Февраль
ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
11Конкурс рисунков  «Война глазами детей»ежегодноЗам. директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО
1225-летию вывода советских войск из АфганистанаЗам. директора по ВР
13Круглый стол «Патриотизм начинается с меня» 2016Зам. директора по ВР
14Соревнования «Школа безопасности» 2016Зам. директора по ВР
15Акции «Я – гражданин России» (торжественное вручение паспортов обучающимся) Декабрь
ежегодноЗам. директора по ВР
Соц. педагог
16Встречи с работниками прокуратуры, ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их правв течение года Зам. директора по ВР
Соц. педагог

3 направление: Мой край родной


п/п мероприятиясрокиответственные
1Организация встреч с старожилами села.
Экскурсии  по Томтору.
Посещение штольни.ежегодноЗам. директора
по ВР,
учителя-предметники,
классные руководители
2Оформление стенда «Символы Российской Федерации»
«История села Томтор»
«История нашей школы»постоянноЗам. директора
по ВР,
учитель истории
3Организация экскурсий в музей боевой славы ко Дню ПобедыежегодноЗам. директора
по ВР
4Краеведческий поиск «Живая летопись родного села»ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории
5Участие в днях экологической безопасностиАпрель-июньЗам. директора по ВР,
классные руководители
6Участие в региональной НПКа «Шаг в будущее»2017Классный руководитель Сергеева С.А.
7Конкурс фотографий «Родные просторы»Апрель
2016Классный руководитель Сергеева С.А.
8Конкурс проектов «Славься Отечество»Февраль
ежегодноучитель истории и обществознания
9Фестиваль народного творчества «Оймякон-Полюс Холода»ЕжегодноКлассный руководитель Сергеева С.А.
10День молодого избирателя (встречи с депутатами сельсовета) Февраль
ежегодноЗам. директора по ВР
11Организация походов, экскурсий по наслегу Томтор, а также Оймяконского района.Каникулярные дни,лето  Классный руководитель Сергеева С.А.
12Изучение истории области и района на уроках истории, географии, краеведения.в течение года Учитель географии, биологии, истории

4 направление: Я и семья


п/п мероприятиясрокиответственные
1Проведение общешкольного конкурса  «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детейежегодноКлассный руководитель Сергеева С.А.
2Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»Май
ежегодноучитель ИЗО
3Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войныАпрель
ежегодноучителя русского языка и литературы
4Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся  «Президентские соревнования»ежегодноУчителя физкультуры и ОБЖ
5Создание презентаций «Профессии моих родителей»2016Кл. руководитель
6Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»Февраль
ежегодноЗам. директора по ВР
7Участие в конкурсе «Моя родословная»2017Зам. директора по ВР
8Выставка  творчества «Крепка семья – крепка Россия»2017Зам. директора по ВР
9Празднование Дня матери: организация выставок «Руками мамы», выставки рисунков «Профессия моей мамы», «Портрет моей мамы», фотоконкурса «Мамины глаза»ежегодноЗам. директора по ВР
Кл. руководитель
10Празднование Дня семьиежегодноЗам. директора по ВР
Кл. руководитель
11Организация семейных классных праздниковв течение годаЗам. директора по ВР
Кл. руководитель
12Проведение классных родительских собраний.в течение годаЗам. директора по ВР
Кл. руководитель
13Работа родительского комитета школы.в течение годаЗам. директора по ВР
Кл. руководитель
14Работа родительского лекторияв течение годаЗам. директора по ВР
Кл. руководитель
15День знаний1 сентябряЗам. директора по ВР
Кл. руководитель

План традиционных  мероприятий по патриотическому воспитанию.


п/п срокмероприятие
1СентябрьУрок мужества «Звучи, памяти набат!»
Конкурс рисунков «Моё Отечество»
2ОктябрьПраздничный концерт «День пожилого человека»
Организация и проведение благотворительных акций «Свет в окне»
3НоябрьУрок мужества «Поклонимся великим тем годам»
Тематический вечер «День народного единства»
4ДекабрьВручение паспортов
Линейка «День конституции»
Конкурс проектов «История  России»
Конкурс рисунков «Символика государства»
5ЯнварьМесячник культуры и традиций
Урок мужества «Подвигу народа жить в веках»
6Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»:
Рыцарский турнир,
Военно-спортивная эстафета,
Смотр песни и строя.
Акция «Ветеран живет рядом»
Встречи с участниками локальных войн
Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»
Конкурс художественных открыток к 23 февраля
Круглый стол «День молодого избирателя»
7МартУрок мужества «Жизнь замечательных людей»
8МайМесячник Славы и Памяти:
Акция «Поздравь ветерана на дому»,
Конкурс патриотической песни,
Праздничный митинг, посвященный Дню Победы,
Конкурс газет «Наша память»
9ИюньМитинг «День памяти и скорби»

1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».

1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

1. «История моего села».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».

1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».
3. «Праздники русского народа».

1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».

1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
3. «Мои замечательные земляки».

1. «Что значит быть гражданином   России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «За что я люблю Россию?».

1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Народ и я – единая семья».
4. «Семейные праздники и традиции».

Литература

  • Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. 2003г.
  • Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. 1998г.
  • Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. 2010г.
  • И.В. Карнаева. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска., 2014г.
  • Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л.Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2014г.
  • Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Москва, 2010г.

Постановление Правительства РФ от 30. 2015 N 1493
(ред. от 30. 2020)
«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Обзор документа

Финансирование федеральной программы патриотического воспитания граждан на 2020 г. увеличено на 34 млн руб.

Отражены упразднение ФСКН, преобразование Минобрнауки в 2 отдельных министерства, переименование Российского военного историко-культурного центра при Правительстве в Центр поддержки молодежных творческих инициатив.

К участникам отнесены Российский детско-юношеский центр и Российское движение школьников.

План мероприятий по реализации программы изложен в новой редакции.

О проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование»

Патриотизм и образование

О проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование»

Государственная программа по допризывной подготовке и патриотическому воспитанию

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», в котором планируется усилить воспитательные составляющие в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности. Этот Федеральный проект направлен на расширение участия системы образования в принятии решений, которые затрагивают права и интересы подрастающего поколения, укрепление воспитательной функции системы образования, всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей. При этом как отдельного предмета, так и оценок по воспитанию в школах не вводится. Основная цель проекта — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Это станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу.

В рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» запланировано развитие системы взаимодействия между разными поколениями обеспечения преемственности, поддержка общественных инициатив и проектов, связанных с патриотическим воспитанием детей и молодежи.

Стоит напомнить, что тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

Именно в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и национального проекта «Образование» — при поддержке Министерства просвещения РФ пройдет спектакль «Капитанская дочка» московского Театра «У Никитских ворот» – настоящий русский мюзикл, созданный мэтрами современного искусства Марком Розовским и Максимом Дунаевским, который покажут в Детском доме им. Х.М. Совмена 21 декабря 2021 г. — в рамках уникального проекта «Доступный театр», который осуществляется по всей России в рамках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *