Государственная программа по охране окружающей среды претерпела изменения и дополнения со стороны правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2021 г. N 2549

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2171; 2016, N 34, ст. 5248; 2017, N 15, ст. 2228; N 28, ст. 4171; 2018, N 8, ст. 1218; N 15, ст. 2145; 2019, N 15, ст. 1745; N 50, ст. 7388; 2020, N 15, ст. 2265; N 40, ст. 6257; N 47, ст. 7523; 2021, N 15, ст. 2574; N 32, ст. 6022).

Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 790 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 34, ст. 5248);

изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы (в части, касающейся приложений N 1 — 11 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 397 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2228);

постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2017 г. N 802 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 28, ст. 4171);

абзац третий пункта 1, пункты 2 и 3 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. N 147 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1218);

изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы (в части, касающейся приложений N 1 — 5 и 7 — 22 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 379 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2145);

пункт 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 (в части, касающейся приложений N 1 — 5 и 7 — 22 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 362 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1745);

изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (в части, касающейся приложений N 1 — 5 и 7 — 22 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды»), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 397 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2265);

пункт 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. N 1599 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 50, ст. 7388);

пункты 5 и 6 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 507 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 15, ст. 2574).

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www. programs. gov. ru), в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. , за исключением пункта 3 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации М. МИШУСТИН

Паспорт, паспорта подпрограмм 1 — 4 и 9, разделы I и II заменить текстом следующего содержания:

«Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»

Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек, что составляет 17 процентов городского населения страны.

Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2020 года составляет 4053,8 тыс. тонн. В период 2017 — 2020 годов снижен уровень загрязнения атмосферного воздуха в 7 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух»: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Новокузнецке, Челябинске. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. N Пр-1726ГС начиная с 2022 года список городов — участников федерального проекта «Чистый воздух» будет расширен.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Одна из основных причин неудовлетворительного экологического состояния водных объектов — загрязнение их сточными водами. В целом по стране более 70 процентов действующих очистных сооружений построены 30 — 50 лет назад и 80 процентов из них требует полной модернизации.

При этом самая напряженная экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Волги: антропогенная нагрузка на водные ресурсы реки Волги в 8 раз выше, чем в среднем по России. Здесь проживает около 60 млн. человек — более трети населения страны. Объекты накопленного экологического вреда, расположенные вблизи реки Волги, а также затонувшие суда создают риски масштабных экологических катастроф для населения, проживающего в субъектах Российской Федерации, прилегающих к реке Волге. С 2020 года в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» запланированы мероприятия, направленные на ликвидацию (рекультивацию) объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге.

Сохраняются угрозы экологической безопасности на Байкальской природной территории. Выявлены загрязнения, оказывающие негативное воздействие на озеро Байкал. В центрах промышленных зон на Байкальской природной территории зафиксировано загрязнение подземных вод, что в совокупности оказывает негативное влияние на экосистему Байкальской природной территории в целом.

В рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы» построено и введено в эксплуатацию 16 канализационных очистных сооружений, сокращены объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории на 20,2 процента, снижена общая площадь Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, на 1381 га, или на 27,7 процента.

Свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек.

Читать также:  Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

В рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» с 2018 по 2020 год проведены работы по ликвидации 58 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 28 несанкционированных свалок в границах городов.

Ежегодно образуется примерно 8 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 50 — 60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.

На территории Российской Федерации в 2019 году образовалось 61,15 млн. тонн твердых коммунальных отходов, в 2020 году 48,46 млн. тонн, из которых более 95 процентов было направлено на захоронение. Состав твердых коммунальных отходов в Российской Федерации аналогичен зарубежному: большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию — макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.

Прогнозы международных статистических организаций показывают неуклонный рост отходов в мире, в этой связи большинство прогрессивных стран ориентируются на сокращение образования отходов к 2030 году. Как и в международной практике, в Российской Федерации взят курс на сокращение объема отходов за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации.

По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации за год регистрируется в среднем около 950 опасных гидрометеорологических явлений (наводнения, засуха, сильный ветер, сильные осадки и другое), наносящих значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера (в последние годы более 80 процентов случаев). По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать 1 процента валового внутреннего продукта.

В рамках проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» проводится модернизация гидрометеорологической и аэрологической наблюдательной сети. В период с 2015 по 2021 год произведены установка и ввод в опытную эксплуатацию 28 новых автоматизированных метеорологических комплексов, 3 автоматизированных актинометрических комплекса и 73 автоматических метеорологических станции. Кроме того, 72 автоматизированных метеорологических комплекса модернизированы и оснащены новыми автоматическими средствами измерения.

В рамках модернизации гидрологической сети в бассейне реки Волги установлено более 250 автоматических гидрологических комплексов, при модернизации аэрологической сети было поставлено и введено в эксплуатацию 22 аэрологических вычислительных комплекса, в период до 2022 года планируется поставка еще 14 аэрологических вычислительных комплексов.

Модернизация сети позволила повысить качество измерений на пунктах наблюдений за счет внедрения автономных автоматизированных комплексов, обеспечить передачу информации в режиме реального времени, что позволило увеличить заблаговременность предупреждения об опасных и быстроразвивающихся процессах с 30 минут до 3 — 6 часов.

Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.

В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории.

За период реализации настоящей Программы, с 2014 по 2021 год, создано 32 особо охраняемые природные территории федерального значения общей площадью 17,2 млн. гектаров.

В настоящее время функционирует 231 единица особо охраняемых природных территорий федерального значения 3 основных категорий (государственные природные заповедники, национальные парки и государственные природные заказники), находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, общая площадь которых — более 75 млн. га, или 4,38 процента площади Российской Федерации и 2,28 процента площади территориальных вод и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

За период реализации настоящей Программы с 2014 года произошло увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов и количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих ресурсов, что указывает на постепенную реализацию основных направлений охотничьего хозяйства в Российской Федерации.

Для обеспечения учета поднадзорных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создан государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.

Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечивается экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции.

В Антарктиде в настоящее время действуют 5 российских антарктических станций: Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен, и 5 сезонных полевых баз.

Для обеспечения ключевых потребностей государства и населения, в целях оценки состояния и загрязнения арктических экосистем, глобальных климатических изменений и изучения Арктики обеспечиваются экспедиционные работы и научные исследования в высокоширотной Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген.

В ближайшие годы для обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах планируется проектирование научно-исследовательского многоцелевого судна ледового класса с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в арктических морях.

Описание приоритетов и целей государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2021 г

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р;

Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р;

Настоящая Программа оказывает влияние на национальную цель развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» и ее целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:

создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основным приоритетом государственной политики в сфере регулирования качества окружающей среды является внедрение экономики замкнутого цикла путем реализации следующих мероприятий:

снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет рационального использования вторичных ресурсов и сырья из отходов;

создание условий для минимизации образования отходов потребления и продления жизненного цикла продукции, популяризации в обществе «экологичного поведения» и «бережного потребления»;

сокращение обращения неэкологичной продукции, стимулирование «зеленых» технологий в производстве и внедрение принципа «Загрязнитель платит».

Основными приоритетами и целями в сфере сохранения биологического разнообразия являются:

Читать также:  Национальная программа Республики Крым по развитию жилищного строительства

формирование современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере;

обеспечение долговременного сохранения природных экологических систем, видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира и местам их обитания;

повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий.

Основным приоритетом и целью государственной политики в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы, обеспечивающей выполнение функций по представлению потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и безопасному проведению работ, связанных с активными воздействиями на метеорологические процессы, на базе современной техники и технологий.

Основными приоритетами и целями государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Арктики и Антарктики являются:

реализация национальных интересов в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации, а также предотвращение (минимизация последствий) возможных угроз национальным интересам в Арктике и Антарктике;

поддержание мира и стабильности в Арктике и Антарктике;

развитие экспедиционной деятельности в целях реализации научных проектов в Арктике, в том числе в рамках международного сотрудничества;

комплексное изучение природной среды на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации;

развитие комплексных научных исследований в Арктике и Антарктике.

Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются:

строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

улучшение ресурсной базы охотничьего хозяйства и увеличение численности охотничьих ресурсов;

сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности;

углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования с учетом защиты национальных интересов.

Для достижения цели по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, предусмотрено внедрение экономики замкнутого цикла путем обеспечения снижения объемов образования отходов производства и потребления, развития индустрии их утилизации и вторичного использования.

Реализация федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» должна обеспечить достижение следующих результатов:

снижена доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году — 87,9 процента, к 2030 году — 49,8 процента;

увеличена доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году — 50,2 процента, к 2030 году — 100 процентов;

увеличена доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов к 2024 году — 12,1 процента, к 2030 году — 49,5 процента.

Для достижения цели по экологическому оздоровлению озера Байкал за счет сокращения объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до уровня 145644 тыс. кубических метров к концу 2030 года, а также снижения к концу 2024 года общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, на 448,9 гектара по отношению к уровню 2018 года, предусматривается задача государственного управления — обеспечение охраны уникальной экологической системы озера Байкал.

В рамках указанной цели будут построены и реконструированы не менее 5 канализационных очистных сооружений, а также реализовано не менее 5 мероприятий по снижению общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.

К задачам государственного управления в рамках цели по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза по отношению к уровню 2017 года относится обеспечение снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах.

До конца 2024 года планируется снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не менее чем на 20 процентов по отношению к уровню 2017 года в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух», а до конца 2030 года — снижение выбросов опасных загрязняющих веществ не менее чем в 2 раза. Начиная с 2022 года реализация федерального проекта «Чистый воздух» планируется в рамках расширенного списка городов — участников указанного федерального проекта.

Для достижения цели по сохранению биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 34 новых особо охраняемых природных территорий на плановый период до 2030 года, предусматриваются следующие задачи государственного управления:

расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, среды их обитания, а также укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

создание условий для развития экологического туризма.

До 2024 года планируется создать 4 особо охраняемых природных территории федерального значения общей площадью не менее 0,5 млн. гектаров, а в период с 2024 по 2030 год — не менее 10 особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» до конца 2024 года запланировано создание 2 центров реинтродукции — дальневосточного леопарда и лошади Пржевальского, утверждение и реализация 13 стратегий сохранения и программ восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции. Планируется обустроить и создать не менее 6 объектов культурно-просветительского значения, а также не менее 23 километров экологических троп и туристских маршрутов, а до конца 2030 года — не менее 20 объектов и не менее 30 километров экологических троп и туристских маршрутов.

Для достижения цели по ликвидации 191 несанкционированной свалки в границах городов, 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, а также накопленного вреда окружающей среде, в том числе на территории полигона промышленных токсичных отходов «Красный бор» и территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, к 2024 году предусматриваются следующие задачи государственного управления:

недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде;

ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;

комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

Для достижения цели по исключению негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 500 скважин нераспределенного фонда недр, подъема и утилизации затонувших судов, инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде с последующей ликвидацией приоритетных объектов до 2030 года предусматриваются следующие задачи:

ликвидация аварийных скважин;

подъем и утилизация затонувших в прибрежных зонах судов.

Для достижения цели по снижению антропогенной нагрузки на реку Волгу за счет ликвидации (рекультивации) или изоляции 15 объектов накопленного вреда окружающей среде и подъема 95 затонувших судов к 2030 году предусматриваются задачи государственного управления, направленные на обеспечение благополучия граждан, включая следующие мероприятия:

создание оптимального гидрологического режима реки Волги;

комплекс работ по подъему и утилизации затонувших бесхозяйных судов на акватории реки Волги, оказывающих негативное воздействие на экологическое состояние реки;

комплекс мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде;

проведение комплекса контрольно-надзорных мероприятий, рейдов по выявлению фактов несанкционированных источников загрязнений реки Волги.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по обеспечению потребности государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на постоянной основе, в том числе путем обеспечения оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях не ниже 93 процентов и оправдываемости суточных прогнозов погоды не ниже 96 процентов являются:

Читать также:  План государственной социальной поддержки населения на 2019-2024 годы и распоряжение Правительства Иркутской области №. 107-пп от 24.02.2021 г

обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды;

обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды;

обеспечение проведения эффективного государственного экологического мониторинга.

В рамках реализации арктических мероприятий планируется модернизация 26 наблюдательных пунктов, 18 пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, частичная модернизация 97 наблюдательных пунктов, а также приобретение 4 мобильных экологических лабораторий в Арктической зоне Российской Федерации.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по организации и обеспечению работы и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 2 экспедиций и в Антарктике на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах являются:

организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике;

создание условий развития системы гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая мореплавание в акватории Северного морского пути;

увеличение возможностей системы «Север» по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания в акватории Северного морского пути;

обеспечение проведения радиационного обследования объектов с отработавшим ядерным топливом, организация постоянного радиоэкологического мониторинга районов затопления ядерных, радиационно опасных объектов и радиационных отходов в Арктике;

организация работ по созданию нового зимовочного комплекса на российской антарктической станции Восток;

строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс».

К 2024 году планируется увеличить ежегодное количество экспедиционных работ и научных исследований в высокоширотной Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, с 2 до 3 и поддерживать такое количество экспедиций до 2030 года.

В Антарктиде планируется сохранить и поддерживать работоспособность до 2030 года 5 российских антарктических станций и 5 сезонных полевых баз.

К задачам государственного управления в рамках достижения цели по обеспечению эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе исполнения не менее 70 процентов выданных предписаний, относятся:

обеспечение эффективного государственного экологического контроля (надзора), а также общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);

поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации.

Задачей государственного управления в рамках достижения цели по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики в 2 раза к 2030 году является внедрение экономики замкнутого цикла в производстве и потреблении.

В ходе реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» должно быть обеспечено достижение индекса использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики к 2024 году — 20 процентов, к 2030 году — 42 процента.

В рамках достижения цели по созданию комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, предусматривающей к 2024 году охват 250 городов, всестороннее и своевременное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений, к 2024 году планируется достичь доли уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, использующих комплексную информационную систему мониторинга состояния окружающей среды для превентивной оценки экологических воздействий, в общем количестве уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления 100 процентов.

Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

Настоящая Программа оказывает влияние на национальные цели развития и их целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» настоящая Программа направлена на достижение следующих целевых показателей:

Для достижения указанных целевых показателей реализуются мероприятия по следующим направлениям:

ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

создание системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования;

сокращение захоронения твердых коммунальных отходов и формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов;

уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха;

развитие мощностей и технологий сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем;

сохранение биологического разнообразия, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, создание условий для экологического туризма;

обеспечение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ

Реализация настоящей Программы в том числе направлена на социально-экономическое развитие приоритетных территорий, включающих регионы Северо-Кавказского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, регионы, входящие в Арктическую зону Российской Федерации, Республику Крым, г. Севастополь, Калининградскую область, посредством реализации федеральных проектов «Чистая страна», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение озера Байкал», «Чистый воздух».

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, в результате реализации федерального проекта «Чистая страна» будет ликвидировано 33 объекта накопленного вреда окружающей среде: 2 — на территории Арктической зоны, 17 — в Дальневосточном федеральном округе, 9 — в Северо-Кавказском федеральном округе, 2 — в Калининградской области, 2 — в Республике Крым, 1 — в г. Севастополе.

В результате реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» в период до 2024 года на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации планируется создать 4 особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе 3 национальных парка, 1 государственный природный заповедник общей площадью 4 171 957 гектаров.

Проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и восстановление численности редких видов животных, обитающих на территории Дальневосточного федерального округа: стерха, амурского тигра, дальневосточного леопарда, монгольского дзерена, белого медведя.

Федеральный проект «Чистый воздух» реализуется на территории Дальневосточного федерального округа в г. Чите Забайкальского края и на территории Арктической зоны в г. Норильске Красноярского края. Планируется снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Читы (снижение совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 6,9 тыс. тонн к 2024 году, снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 4,4 тыс. тонн к 2024 году) и г. Норильска (снижение выбросов на 1 296,98 тыс. тонн к 2024 году).

Федеральный проект «Сохранение озера Байкал» реализуется на территории Республики Бурятия и Забайкальского края, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В рамках федерального проекта к 2024 году на территории Дальневосточного федерального округа будут реконструированы 4 канализационных очистных сооружения, в том числе 2 канализационных очистных сооружения, расположенные на сельских территориях Забайкальского края, и снижена общая площадь территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, на 125,9 гектара.

Строительный контроль в отношении объектов капитального строительства, финансируемых (софинансируемых) за счет средств федерального бюджета, в рамках мероприятия по модернизации и строительству очистных сооружений, необходимых для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, осуществляется подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля».

Реализация указанных федеральных проектов оказывает влияние на комплексные программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Комплексное развитие сельских территорий».

Выполнение мероприятий настоящей Программы во взаимосвязи с мероприятиями указанных комплексных программ Российской Федерации создаст условия для достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, превышающих средний уровень по Российской Федерации.

Приложения N 1 — 5, 7 — 22 к указанной Программе признать утратившими силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *