Народные художественные промыслы оказались под пристальным вниманием российских властей, после того как 2022 год был официально объявлен Годом культурного наследия народов. Министерства уже провели значительную работу по развитию отрасли, однако до сих пор осталось много вопросов, требующих решения.
Медиагруппа «Комсомольская правда» также включилась в эту работу. При поддержке президентского Фонда культурных инициатив и Минпромторга страны «Комсомолка» запустила новый мультимедийный образовательный проект «Самобранка». На сайте и в социальных сетях проекта рассказывается о различных промыслах регионов России, а у мастеров и предприятий появилась возможность объединяться, продвигая свою продукцию.
Одной из важных площадок для обсуждения главных вопросов народных промыслов страны представителями органов власти, ведомств и организаций стала организованная в редакции «Комсомольской правды» стратегическая сессия.
О решениях по итогам совещания с руководителями предприятий народных художественных промыслов на Жостовской фабрике декоративной росписи.
Михаил Мишустин дал поручения по итогам совещания с руководителями предприятий народных художественных промыслов на Жостовской фабрике декоративной росписи, состоявшегося 10 июня.
1. Принять к сведению выступления генерального директора ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи» А.А. Климачева, учредителя ООО «Дятьковский хрустальный завод Плюс» С.А. Авдеева, генерального директора АО «Хохломская роспись» А.И. Усанова, учредителя АО «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи» С.С. Гладкина, председателя ПК «Объединение художников Палеха» С.Г. Щировой, директора ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» Д.Е. Кузнецова по данному вопросу.
2. Минпромторгу России (Д.В. Мантурову) доработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О народных художественных промыслах”» с руководителями организаций народных художественных промыслов, указанными в пункте 1 настоящего протокола, а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 15 июля 2022 года
3. Ростуризму (З.В. Догузовой), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями народных художественных промыслов проработать вопрос об интеграции в туристические кластеры мест традиционного бытования народных художественных промыслов и доложить Правительству Российской Федерации.
Срок — до 15 августа 2022 года
4. Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), Минфину России (А.Г. Силуанову) совместно с организациями народных художественных промыслов подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на привлечение молодых специалистов на предприятия народных художественных промыслов.
5. Минобрнауки России (В.Н. Фалькову), Минпросвещения России (С.С. Кравцову), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову) совместно с заинтересованными организациями подготовить предложения по сопряжению процесса обучения студентов профильных образовательных организаций с производственными процессами на предприятиях народных художественных промыслов и представить их в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 1 сентября 2022 года
6. Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову), Минфину России (А.Г. Силуанову) совместно с организациями народных художественных промыслов проработать механизм и направления расходования дополнительных средств, выделяемых в 2022 году на поддержку народных художественных промыслов, а также критерии распределения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели и представить предложения в Правительство Российской Федерации.
7. Минфину России (А.Г. Силуанову) предусмотреть в 2022 году дополнительные бюджетные ассигнования в размере 500 млн рублей на поддержку и развитие предприятий народных художественных промыслов и доложить Правительству Российской Федерации.
Срок — до 1 июля 2022 года
8. Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), Минкультуры России (О.Б. Любимовой), Минфину России (А.Г. Силуанову) проработать вопрос о создании условий для производства и сохранения изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, предусмотрев в том числе увеличение доли таких изделий при закупках в фонды государственных музеев и других государственных организаций.
Срок — до 20 июля 2022 года
— проработать вопрос об интеграции в туристические кластеры мест традиционного бытования народных художественных промыслов;
— подготовить предложения, направленные на привлечение молодых специалистов на предприятия народных художественных промыслов;
— предусмотреть в 2022 г. дополнительные бюджетные ассигнования в размере 500 млн руб. на поддержку и развитие предприятий;
— проработать вопрос о создании условий для производства и сохранения изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2019 г. N 1679 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 51, ст. 7645; 2020, N 47, ст. 7529).
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 10 июня 2022 г. N 1058
Изменения,которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов
1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Субсидии предоставляются в соответствии с федеральным проектом «Развитие промышленности социально значимых товаров», реализуемым в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в целях сохранения производства изделий народных художественных промыслов и поддержания экономической стабильности организаций народных художественных промыслов.
Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — единый портал) в разделе «Бюджет» при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).».
3. Дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. В период до 31 декабря 2022 г. включительно субсидии могут предоставляться на финансовое обеспечение следующих затрат производителя:
а) на энергоносители (электроэнергия, тепловая энергия, газ), непосредственно используемые для производства и реализации продукции в 2022 году, — в размере до 90 процентов затрат;
б) на отчисления на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному медицинскому страхованию, по обязательному пенсионному страхованию (в части уплаты страховых взносов по основному тарифу) в части сотрудников, чьи должности соответствуют должностям, предусмотренным перечнем должностей, ежегодно утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, начисленные за период с IV квартала года, предшествующего текущему финансовому году, по III квартал текущего финансового года, — в размере до 90 процентов затрат.».
4. Пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«Темп роста производства изделий народных художественных промыслов по отношению к показателям предыдущего года, достигнутый производителем в 2022 году, должен быть не менее 80 процентов. Начиная с 2023 года темп роста производства изделий народных художественных промыслов по отношению к показателям предыдущего года должен быть не менее 100 процентов.».
5. В пункте 10:
а) в подпункте «б» слова «перед федеральным бюджетом» заменить словами «по денежным обязательствам перед Российской Федерацией»;
б) подпункт «в» после слова «реорганизации» дополнить словами «(за исключением реорганизации в форме присоединения к производителю другого юридического лица)»;
в) подпункты «д» и «е» изложить в следующей редакции:
«д) производитель не получает средства из федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
е) производитель не получал (не получает) субсидию из федерального бюджета на возмещение (финансовое обеспечение) затрат, указанных в пунктах 5 и (или) 5 настоящих Правил, за один и тот же период, в том числе на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации;»;
г) дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:
«ж) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) производителя.».
6. В пункте 11:
а) подпункт «а» изложить в следующей редакции:
«а) сроки перечисления субсидий, порядок расчета субсидий, общий размер субсидии, предоставляемой производителю;»;
б) подпункт «в» изложить в следующей редакции:
«в) согласие производителя на осуществление в отношении его Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проверки соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации;»;
в) подпункт «д» изложить в следующей редакции:
«д) формы и сроки представления отчетности о выполнении условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением, а также обязанность представления отчетности в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил;»;
г) в подпункте «е» слова «недостижение результата предоставления субсидии» заменить словами «недостижение значения результата предоставления субсидии»;
д) в подпункте «з» слова «уполномоченными» и «целей,» исключить;
е) дополнить подпунктом «м» следующего содержания:
«м) план мероприятий по достижению результата предоставления субсидии, содержащий контрольные события, отражающие факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольные точки).».
7. Дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11. В 2022 году в случае, установленном пунктом 14 настоящих Правил, соглашение, заключаемое в соответствии с пунктами 19 — 19 настоящих Правил, должно содержать дополнительно к положениям, установленным пунктом 11 настоящих Правил, следующие положения:
а) размер субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение расходов производителя, связанных с производством и реализацией изделий народных художественных промыслов;
б) направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
в) положения о казначейском сопровождении в отношении финансового обеспечения, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
г) план-график финансового обеспечения затрат;
д) запрет приобретения производителем за счет полученных средств иностранной валюты, а также запрет размещения полученных средств на депозиты и в иные финансовые инструменты;
е) обязательство производителя по включению в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, положения о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на проведение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации.».
8. В пункте 14:
«а) справка налогового органа об отсутствии у производителя по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявления о заключении соглашения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, заверенная в установленном порядке или подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (в случае непредставления производителем такого документа Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запрашивает его самостоятельно).
В случае если указанная справка получена до 31 декабря 2022 г. и свидетельствует о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, производитель прилагает справку налогового органа о фактической сумме недоимки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и документы, свидетельствующие о том, что указанная обязанность не исполнена им в силу обстоятельств непреодолимой силы или других оснований, установленных Правительством Российской Федерации, а также справку с указанием штатной численности производителя;»;
б) подпункт «в» после слов «объема производства» дополнить словами «и отгрузки»;
в) дополнить подпунктом «е» следующего содержания:
«е) утвержденный руководителем (уполномоченным лицом с представлением документов, подтверждающих его полномочия) план мероприятий по достижению результата предоставления субсидии, содержащий контрольные события, отражающие факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольные точки).».
9. Дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14. В 2022 году производители вправе получить государственную поддержку на производство и реализацию изделий народных художественных промыслов в том числе посредством предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил. Размер субсидии, предоставляемой в форме финансового обеспечения затрат, не может превышать 50 процентов общего размера субсидии, предоставляемого производителю.
С целью заключения соглашения на финансовое обеспечение затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил, производитель в дополнение к документам, указанным в пункте 14 настоящих Правил, прилагает к заявлению о предоставлении субсидии следующие документы:
расчет (распределение) размеров субсидии:
на возмещение ранее понесенных затрат производителя, связанных с производством и реализацией изделий народных художественных промыслов;
на финансовое обеспечение расходов производителя, связанных с производством и реализацией изделий народных художественных промыслов, из числа расходов, указанных в пункте 5 настоящих Правил;
план-график финансового обеспечения затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил, до 31 декабря 2022 г.».
10. В подпункте «б» пункта 18 слова «в информационной системе промышленности» заменить словами «в государственной информационной системе промышленности».
11. Дополнить пунктами 19 — 19 следующего содержания:
«19. Производитель, заключивший соглашение в период с 1 января по 1 апреля 2022 г., для получения в 2022 году субсидий в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил представляет до 15 июня 2022 г. включительно в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подписанное руководителем (уполномоченным лицом с представлением документов, подтверждающих его полномочия) производителя заявление о необходимости получения в 2022 году поддержки на производство и реализацию изделий народных художественных промыслов посредством предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат с приложением документов, указанных в пунктах 14 и 14 настоящих Правил. В случае если при заключении соглашения какие-либо из указанных документов были представлены, их повторное представление не требуется.
К указанным заявлению и документам производитель прилагает:
заявление о заключении дополнительного соглашения к соглашению с целью уменьшения размера субсидии, предоставляемой на возмещение фактически понесенных затрат, на размер субсидии, необходимой на финансовое обеспечение затрат из числа затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил (в соответствии с расчетом (распределением), представляемым в соответствии с абзацами третьим — пятым пункта 14 настоящих Правил);
заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат из числа затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
19. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
а) в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявлений, указанных в пункте 19 настоящих Правил:
обеспечивает регистрацию заявлений в порядке их поступления;
осуществляет проверку зарегистрированных заявлений и прилагаемых к ним документов, в том числе полноты и достоверности содержащихся в них сведений и их соответствия требованиям настоящих Правил;
обеспечивает заключение дополнительных соглашений к соглашениям с целью уменьшения размера субсидии, предоставляемой на возмещение фактически понесенных затрат, на размер субсидии, необходимой на финансовое обеспечение затрат из числа затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил (в соответствии с расчетом (распределением), представленным производителем в соответствии с абзацами третьим — пятым пункта 14 настоящих Правил).
В случае если производитель не подписывает дополнительное соглашение к соглашению в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил;
б) осуществляет в течение 5 рабочих дней со дня подписания дополнительных соглашений к соглашениям с целью уменьшения размера субсидии, предоставляемой на возмещение фактически понесенных затрат, формирование реестра получателей субсидии на финансовое обеспечение затрат и резервирование для них средств в целях предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в текущем финансовом году;
в) в течение 10 рабочих дней со дня подписания дополнительных соглашений к соглашениям с целью уменьшения размера субсидии, предоставляемой на возмещение фактически понесенных затрат, заключает с производителями соглашения с учетом положений, указанных в пунктах 11 и 11 настоящих Правил. В случае если производитель не подписывает соглашение в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об отказе в заключении дополнительного соглашения и вносит соответствующие изменения в реестр получателей субсидии;
г) размещает реестр получателей субсидии на финансовое обеспечение затрат в государственной информационной системе промышленности;
д) уведомляет производителей, не соответствующих требованиям, установленным настоящими Правилами, об отказе в заключении соглашения на финансовое обеспечение затрат и возвращает поступившие заявления и документы, представленные производителями в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в заключении соглашения.
19. Основаниями для отклонения заявления, представленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, являются:
а) несоответствие представленных производителем документов требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
б) недостоверность представленной производителем информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе производителя.».
12. Пункт 27 дополнить абзацем следующего содержания:
«Перечисление производителю субсидии на финансовое обеспечение затрат, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, осуществляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства производителем распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства организации.».
13. Пункт 28 изложить в следующей редакции:
«28. Производитель обязан в течение 20 рабочих дней со дня окончания отчетного квартала, финансового года представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчет о достижении значения результата предоставления субсидии и значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также отчет о реализации плана мероприятий по достижению результата предоставления субсидии, содержащий контрольные события, отражающие факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), по форме, определенной Министерством финансов Российской Федерации.
Производитель, заключивший в 2022 году соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в пункте 5 настоящих Правил, представляет в дополнение к отчетности, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня окончания отчетного квартала, финансового года отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также отчет о целевом использовании субсидии по форме, установленной соглашением о предоставлении субсидии, с приложением расчетов размера субсидии по формам согласно приложениям N 3, 6, 7 и 8 и расчета платежей за энергоносители (электроэнергия, газ, тепловая энергия) согласно приложению N 4.».
14. В пункте 29 слова «и показателя» заменить словами «и значения показателя», слова «результата предоставления субсидии и показателей, необходимых» заменить словами «значения результата предоставления субсидии и значения показателя, необходимого».
15. Пункт 31 изложить в следующей редакции:
«31. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проводит проверки соблюдения производителем порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии. Органы государственного финансового контроля проводят проверки соблюдения производителем порядка и условий предоставления субсидий в соответствии со статьями 268 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет мониторинг достижения результата предоставления субсидии исходя из достижения значений результата предоставления субсидии, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.».
17. Дополнить приложением N 3 следующего содержания:
к Правилам предоставлениясубсидий из федерального бюджетаорганизациям народных художественныхпромыслов на поддержку производстваи реализации изделий народныххудожественных промыслов
РАСЧЕТразмера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета организации народных художественных промыслов на оплату энергоносителей, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов за периодс » » 20 г. по » » 20 г.
Дата «__» ___________ 20__ г.
М.П. (при наличии)».
18. Дополнить приложением N 4 следующего содержания:
Угловой штамп(или фирменный бланк)с исходящим номером и датой
РАСЧЕТплатежей за энергоносители (электроэнергия, газ, тепловая энергия)
19. Дополнить приложением N 6 следующего содержания:
РАСЧЕТразмера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному медицинскому страхованию, по обязательному пенсионному страхованию (в части уплаты страховых взносов по основному тарифу) в части сотрудников, чьи должности соответствуют должностям, предусмотренным перечнем должностей, ежегодно утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
Сведения об оплате страховых взносов за квартал г.
20. Дополнить приложением N 7 следующего содержания:
РАСЧЕТразмера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному медицинскому страхованию, по обязательному пенсионному страхованию (в части уплаты страховых взносов по основному тарифу) в части сотрудников, чьи должности соответствуют должностям, предусмотренным перечнем должностей, ежегодно утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в составе документов, определяющих порядок предоставления субсидий в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2019 г. N 1679 (по каждому сотруднику)
21. Дополнить приложением N 8 следующего содержания:
РАСЧЕТразмера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на оплату тепловой энергии, используемой для производства и реализации изделий народных художественных промыслов за периодс » » 20 г. по » » 20 г.
В частности, установлено, что до конца 2022 г. субсидии организациям народных художественных промыслов могут предоставляться авансом для покрытия затрат на энергоносители и страховые взносы (до 90% затрат).
Предусмотрено, что темп роста производства изделий народных художественных промыслов по отношению к показателям предыдущего года, достигнутый производителем в 2022 г., должен быть не менее 80%. Начиная с 2023 г. темп роста по отношению к показателям предыдущего года должен быть не менее 100%.
Уточнены условия заключения соглашений о субсидировании. Прописаны особенности на 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 10 июня 2022 г. N 1058 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов»
Вступает в силу с 18 июня 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 10 июня 2022 г. N 0001202206100036
Собрание законодательства Российской Федерации, 13 июня 2022 г. N 24 ст. 4081
Народные промыслы – часть экономики России
— Народные художественные промыслы способны повысить свой вклад в российскую экономику благодаря интенсивному развитию внутреннего туризма. В настоящее время, в условиях импортозамещения, отрасль народных художественных промыслов может претендовать на то, чтобы занять освободившиеся ниши. Мастера и предприятия НХП должны понимать, что их работа — не просто любовь к искусству и истории. Это вполне себе может стать прибыльным делом, а для государства — вкладом в развитие экономики, — отметила заместитель генерального директора Медиагруппы «Комсомольская правда» Анжелика Сулхаева.
Гранты мастерам
Другой возможностью для «промысловиков» получить деньги для развития являются гранты Президентского фонда культурных инициатив. Заявки на них от представителей креативной индустрии принимаются на сайте фондкультурныхинициатив.рф. В списке уже подавших заявки: Тула, где занимаются восстановлением промысла керамики, Белгород, Якутия, Владимир с фестивалем гончарного искусства и многие другие.
Развитие сельского туризма
Не обходится путь развития народных промыслов и без проблем. Так, наиболее привлекательными площадками для торговли такими изделиями являются фестивали. Но многих мастерам и предприятиям не удается туда попасть, поскольку они узнают о мероприятиях уже постфактум. Другая трудность заключается в том, что представители промыслов должны платить немаленькие взносы. Эксперты в ходе сессии предложили эти взносы отменить.
Кроме того, решением проблемы может стать развитие сельского туризма, ведь кроме фестивалей нужны креативные пространства, связанные с народными промыслами, в которые туристы могут приезжать на регулярной основе.
— Поехать в соседнее село, в соседний город — доступно для людей. Такие локации есть в окрестностях Питера, в Москве, нужны такие же предложения и в других регионах, — отметила глава Межрегионального культурно-познавательного проекта «Узоры городов России» Елена Сургуладзе.
О мерах поддержки
Сейчас в России насчитывается примерно 500 организаций и 300 индивидуальных предпринимателей, которые относятся к отрасли народных художественных промыслов. 86 из них уже включены в федеральный перечень, и государство оказывает им всестороннюю поддержку.
По словам директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли России Дмитрия Колобова, в 2021 году объем расходов бюджета страны на развитие отрасли народных промыслов составил около 600 миллионов рублей. Такая мера позволила сохранить и нарастить темпы производства, которые достигли показателя в 8,2 миллиарда рублей.
В этом году объем поддержки увеличили почти в два раза, до 1,1 миллиарда. Поддержка в первую очередь направлена на подготовку новых кадров, финансовое обеспечение молодых специалистов и наставников, а также на создание современной и привлекающей внимание упаковки изделий, которая позволит мастерам увеличить продажи. Еще одно направление — поддержка музеев и магазинов на предприятиях НХП.
Итоги
Главное, что предложили на стратегической сессии:
1. Необходимо прививать культуру ремесла молодому поколению. Культура делать что-то своими руками кажется утерянной, однако некоторые молодые мастера успешно доказывают обратное. Чтобы таким специалистов стало больше, средства массовой информации, школа и семья стратегическая сессия.
2. Эксперты предложили вернуть в местах производств профтехучилища, где опытные наставники смогут обучать новое поколение мастеров народных промыслов.
3. Следует создать дорожную карту развития НХП, отдельную федеральную программу или национальный проект по этой отрасли. А еще – смягчить финансовую нагрузку на мастеров и предприятия. Например, отменить те самые взносы за участие в выставках и фестивалях.
4. Предлагается пересмотреть и упорядочить классификацию предприятий народных художественных промыслов, разграничивая определения и нормативы «ремесел» и «народных промыслов» для регионального и федерального уровней.