Речь идёт о новой редакции принятой в 2020 году примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Новую версию документа подготовил Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования согласно госзаданию Минпросвещения. Об этом сообщает пресс-служба института.
Доработать действующую программу пришлось из-за ряда изменений в законодательстве — поправок к Конституции, корректировки ФЗ «Об образовании в РФ» и утверждения новых начального общего и основного общего образования.
Напомним, в последней редакции Конституции появились положения, касающиеся воспитания детей. Там сказано, что помимо условий для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития государство создаёт условия для воспитания в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Кроме того, в документе теперь прописано, что систему воспитания и систему образования устанавливает государство.
Что касается ФЗ «Об образовании в РФ», то упомянутые изменения в целом касались воспитания. В том числе документ определяет это понятие:
«Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
А ещё в законе сказано, что в образовательную программу должна быть включена примерная рабочая программа воспитания. Там же перечислены требования к организации воспитания учащихся. Кстати, это касается не только школ, но также колледжей и вузов.
Тема воспитания теперь отражена и во ФГОС. В частности, они должны обеспечить:
Новую редакцию документа утвердили 24 июня. Теперь программа включает в себя обязательную и вариативные составляющие. Предыдущий вариант обязательных разделов не содержал. В нём было сказано, что это «описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися».
Как рассказала директор института Наталья Агре, допускаемые новой редакцией вариативные составляющие воспитания школы проработают, опираясь на особенности своих регионов, мнения родителей и традиции самих учебных заведений.
В старой версии говорилось, что программа воспитания должна способствовать тому, чтобы учащиеся гармонично входили в социальный мир и налаживали ответственные взаимоотношения с окружающими, а приобщение к российским «традиционным духовным ценностям» было лишь одним из результатов её реализации. В новой редакции на этих ценностях явно делается акцент:
В новом документе обозначены и конкретные направления воспитания, соответствующие ФГОС:
По каждому из направлений в документе сформулированы целевые результаты воспитания для всех уровней школьного образования.
Далее следуют вариативные разделы программы — содержательный и организационный, а также примерный календарный план воспитательной работы.
Содержательная часть касается уклада учебного заведения, видов и форм воспитания (сюда относятся выполнение основных школьных дел, например участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России и мире, и проведение специальных занятий и внешкольных мероприятий).
А организационная составляющая включает в себя:
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, рабочие программы воспитания внедрят во всех российских школах в 2022 году. Она напомнила, что в 2021-м в составе национального проекта «Образование» стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание». По её словам, уже по итогам прошлого года такими программами охватило 92% школ.
Кстати, весной стало известно, что в России появятся «идеальные школы»: эта концепция предполагает развитие единого образовательного пространства, одна из основных составляющих которого — воспитание.