Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»
Дата подписания: 08.11.2021Опубликован: 11.03.2022
Вступает в силу: 01.09.2022
Зарегистрирован 10.03.2022 № 67672
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 10.03.2022 г.
Вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2025 г.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 808(pdf, PDF, 117.2 Мб)
Приказом также утверждена новая редакция примерной программы подготовки водителей трамваев, то есть на категорию «Tb». А также совершенно новые программы переподготовки водителей с категорий «В», «С» и «D» на категорию «Tb», с категории «В» на «А» и на подкатегорию «А1». Кроме того, новая программа с подкатегории «В1» на «В». Таким образом, всего программ подготовки водителей с 1 марта станет 62. На все случаи жизни.
Напомним, что всех водителей в автошколах готовят по своим программам. Но они должны соответствовать примерным программам, утвержденным минпросвещения. Это проверяется сотрудниками ГИБДД. Без соответствующего документа автошкола учить вождению не может.
При этом количество часов, установленное в примерных программах для обучения того или иного будущего водителя, автошкола по собственному почину снижать не может.
Зачем нужны программы переподготовки? Дело в том, что все программы включают в себя некий общий так называемый базовый курс. Это 86 часов обучения. Но он одинаков для всех программ. Зачем тому водителю, который уже имеет права какой-либо категории, то есть этот курс уже прошел, проходить его заново? По сути, программы переподготовки позволяют за меньшее время обучиться на новую категорию.
Например, сейчас у нас есть программа переподготовки с категории «А» (мотоциклы) на категорию «В» (легковушки). Если бы такой программы не было, то мотоциклисту для получения категории «В» пришлось бы проходить полный курс. А это — 190 часов. Сейчас же ему надо пройти лишь 106 часов обучения, из которых 64 часа — практика.
Примечательно, что до сих пор не было программ переподготовки с «В» на «А». Но с 1 марта она начнет действовать. Согласно ей, тому, кто умеет управлять легковушкой, для обучения вождению мотоцикла потребуется всего 32 часа, из которых 24 часа — практика. А до 1 марта ему придется учиться 130 часов, в том числе 54 — практике.
Чтобы с подкатегорией «В1» (квадрициклы и трициклы) обучиться на категорию «В», придется пройти точно такое же обучение, как с «А» на «В». То есть — 106 часов, из которых 64 часа — практика.
Обучение на водителя трамвая по отредактированной редакции примерной программы займет 550 часов. Из которых 198 часов — практика. А если у человека уже есть открытая категория «В», «С» или «D», то на категорию «Tb» ему понадобится обучаться 424 часа, из которых 130 часов практические занятия.
Надо сказать, что программы переподготовки отличаются от обычных программ сокращением количества времени обучения тому, что водитель и так должен знать. Однако при приеме экзаменов на права в ГИБДД никаких скидок на то, что водитель обучался по краткому курсу, не будет. Экзамен придется сдавать полноценный. Так что теоретическую часть все равно вспоминать придется.
Министерство в короткий срок переработало 49 программ и разработало еще 9 новых. Это программы подготовки водителей по всем категориям и подкатегориям, а также программы переподготовки с одной категории транспортных средств на другую.
Благодаря новым программам, когда они будут приняты, мотоциклистам, чтобы обучиться водить легковой автомобиль, не придется заново изучать базовый цикл, общий для всех категорий и подкатегорий. Что, соответственно, снизит время, а это 80 часов, и стоимость обучения. Тем, у кого открыта категория «Tb», для того чтобы пересесть на электробусы, которые заменяют в Москве троллейбусы, также не придется полностью изучать курс подготовки на категорию «D». Базовый цикл — те же самые 84 часа — будет исключен. Что логично. Зачем дважды учить то, что знаешь.
Сами программы пересмотрены в связи с изменившейся с момента их принятия нормативной базой. И главное, что в них стоит отметить, это увеличение количества часов вождения в городских условиях. Сделано это за счет сокращения часов вождения на площадке. Теперь на вождение в городе отведено примерно в два раза больше времени, чем обучению на закрытой площадке. Например, для категории «В» на площадку отводится 18 часов, а для вождения в реальных дорожных условиях — 38 часов. Такое соотношение сохранено для всех категорий.
Это тем более актуально, что прием экзаменов на площадке в Госавтоинспекции не проводится, за исключением экзаменов на права на мотоцикл, мопед или квадрицикл.
В программы включено в том числе обучение вождению на автомагистралях. Напомним, что столь давно из правил убрали запрет на обучение водителей на скоростных магистралях. Сделано это было потому, что, окончив автошколу, сдав экзамен в ГИБДД и получив права, начинающим водителям приходилось буквально заново учиться ездить. Ведь движение на высоких скоростях в программу подготовки не входило.
По этой же причине добавлено также обучение вождению в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
В теоретическую часть добавились новые темы с прицелом на, будем надеяться, недалекое будущее. А именно — на развитие электромобилей и беспилотников. Сейчас в действующих программах включено изучение систем помощи водителю. Например, систем курсовой устойчивости, антиблокировочной системы тормозов, адаптивного круиз-контроля, ассистентов движения на спуске, трогания на подъеме, смены полосы и даже автоматической парковки. Но всего этого мало, чтобы понять особенности управления автомобилями с высокой степенью автоматизации. Именно для них введено изучение иных автоматизированных систем вождения и особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.
В программы включено обучение вождению на автомагистралях, а также в темное время суток
При этом все это сделано в рамках тех же часов обучения. Для категории «В» это 190 часов. То есть длительность обучения и его стоимость из-за смены программ не изменится.
Автошколам также не придется менять свою материально-техническую базу. А значит не потребуется заново получать заключение в ГИБДД. Кроме того, требования к площадке автошколы теперь соответствуют новым требованиям к ним ГИБДД. А значит, получив заключение на обучение, автошколе не потребуется еще раз доказывать ГИБДД, что на ее площадке можно принимать экзамен, в тех случаях, когда это требуется.
Исключено также требование к размеру площадки 0,24 га. А это требование стало поводом, чтобы некоторые автошколы ушли с рынка. Так что, возможно, теперь их на рынке прибавится.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 ноября 2021 г. N 808
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, N 52, ст. 8305), и в целях реализации пункта 18 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 535-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 16, ст. 2393; 2020, N 29, ст. 4719), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «A» (приложение N 1);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B» (приложение N 2);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «C» (приложение N 3);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D» (приложение N 4);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «BE» (приложение N 5);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «CE» (приложение N 6);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «DE» (приложение N 7);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (приложение N 8);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb» (приложение N 9);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «M» (приложение N 10);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «A1» (приложение N 11);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «B1» (приложение N 12);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «C1» (приложение N 13);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «D1» (приложение N 14);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «C1E» (приложение N 15);
примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «D1E» (приложение N 16);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «B» на категорию «C» (приложение N 17);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «B» на подкатегорию «C1» (приложение N 18);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «B» на категорию «D» (приложение N 19);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «B» на подкатегорию «D1» (приложение N 20);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «C» на категорию «B» (приложение N 21);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «C» на категорию «D» (приложение N 22);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «C» на подкатегорию «D1» (приложение N 23);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «B» (приложение N 24);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «C» (приложение N 25);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на подкатегорию «C1» (приложение N 26);
примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «M», «A», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией (приложение N 27);
примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «B», «C», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией (приложение N 28);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «M» на категорию «A» (приложение N 29);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «M» на подкатегорию «A1» (приложение N 30);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «M» на подкатегорию «B1» (приложение N 31);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «A» на подкатегорию «B1» (приложение N 32);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «A1» на категорию «A» (приложение N 33);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «A1» на подкатегорию «B1» (приложение N 34);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «B» на подкатегорию «B1» (приложение N 35);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «B1» на категорию «A» (приложение N 36);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «B1» на подкатегорию «A1» (приложение N 37);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «C» на подкатегорию «B1» (приложение N 38);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «C1» на категорию «B» (приложение N 39);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «C1» на подкатегорию «B1» (приложение N 40);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на подкатегорию «B1» (приложение N 41);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на подкатегорию «B1» (приложение N 42);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «C1» на категорию «C» (приложение N 43);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «C1» на категорию «D» (приложение N 44);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «C1» на подкатегорию «D1» (приложение N 45);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на категорию «B» (приложение N 46);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на категорию «C» (приложение N 47);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на подкатегорию «C1» (приложение N 48);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на категорию «D» (приложение N 49);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «Tb» на категорию «B» (приложение N 50);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «Tb» на категорию «C» (приложение N 51);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «Tb» на категорию «D» (приложение N 52);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «Tb» на подкатегорию «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа) (приложение N 53);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «Tb» на подкатегорию «C1» (приложение N 54);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «Tb» на подкатегорию «D1» (приложение N 55);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «A» на категорию «B» (приложение N 56);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «A1» на категорию «B» (приложение N 57);
примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «M» на категорию «B» (приложение N 58).
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026);
от 12 мая 2015 г. N 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2015 г., регистрационный N 38726);
от 19 октября 2017 г. N 1016 «О внесении изменений в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408, и в отдельные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. N 486» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2017 г., регистрационный N 48847).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2025 года.
Исполняющий обязанности Министра