Государственная программа понятие структура

Виды и особенности государственных программ

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.

Понятие и виды государственных программ

Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.

Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.

Государственные программы делятся на следующие виды:

  • Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
  • Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
  • Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
  • Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
  • Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
Читать также:  Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

«Виды и особенности государственных программ» 👇

Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.

В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:

  • во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
  • во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
  • в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
  • в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
  • в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
  • в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
  • в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.

Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:

  • во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
  • во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
  • в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
  • в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Федеральные целевые программы – это стратегические документы, закрепляющие систему мероприятий научно-исследовательского, производственного, социального, экономического, организационного и другого характера, которые связаны общими целями, задачами, источниками и сроками реализации и направлены на обеспечение эффективного решения наиболее важных проблем в области публичного управления экономическим, социальным, экологическим и культурным развитием страны.

Читать также:  Федеральные и государственные требования к базовой структуре обучения в программе дошкольного образования

Понятие и значение федеральных целевых программ

Федеральные целевые программы – это:

  • и стратегический документ, который предусматривает комплекс мероприятий по решению наиболее значимых управленческих проблем, обеспечивающих развитие страны;
  • и сама система научных, исследовательских, производственных, экономических, социальных, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем развития в области экономики, экологии, культуры, социальной поддержки и обеспечения и в иных сферах жизнедеятельности населения страны.

Федеральные целевые программы выступают одним из главнейших инструментов осуществления структурной государственной политики, эффективного управленческого воздействия на социально-экономическое развитие страны, потому федеральные целевые программы в качестве объекта своего регулирования предусматривают решение масштабных, наиболее важных и приоритетных для населения страны проблем инвестиционного, инновационного, научно-технического, социального развития. Их реализация отнесена к компетенции федеральных органов публичного управления.

Структура федеральных целевых программ

Содержательно и структурно федеральная целевая программа может объединять несколько подпрограмм, каждая из которых направлена на решение конкретной задачи в комплексе программных мероприятий. Разбивка федеральной целевой программы на подпрограммы целесообразна в том случае, когда решаемая задача характеризуется сложностью и масштабностью.

Федеральная целевая программа обычно структурно объединяет следующие разделы:

  • определение управленческой проблемы, для преодоления которой разрабатывалась и реализуется программа;
  • установление главных целей реализации программы, конкретизация ее задач, указание этапов, которые образуют программу, и сроков реализации программы и ее отдельных этапов. Кроме того, программа содержит указание на параметры реализации, а именно перечисление целевых индикаторов и значение показателей;
  • указание списка организационных, социальных, экономических, научных исследовательских и других мероприятий, которые и образуют программу;
  • обоснование источников ресурсного обеспечения программы, а именно указания вида источника и объема финансирования;
  • описание системы осуществления программы, в том числе системы управления реализацией программы и системы каналов связи между органами публичного управления и государственными учреждениями, реализующими программу;
  • регламентация контрольных процедур, а именно процедуры оценки социально-экономической эффективности и экологической безопасности целевой программы.

«Федеральные целевые программы» 👇

Целевая Федеральная программа всегда содержит паспорт, а содержание ее разделов регламентируется нормативными правовыми актами.

Читать также:  Управление государственными и муниципальными закупками учебная программа

Требования к содержанию федеральных целевых программ

Федеральные целевые программы делятся на разделы, описывающие проблему и задачи, на решение которых направлена программа, конкретные мероприятия реализации программы, объемы и источники ее финансирования, индикаторы и показатели ее эффективности и пр.

Содержание указанных выше разделов федеральных целевых программ должно отвечать следующим требованиям:

  • программа должна конкретно и развернуто ставить проблему, на решение которой направлена. В программе должна обосновываться связь управленческой проблемы и государственных приоритетов развития, рациональности предлагаемого программного решения. Кроме того, программа должна подтверждать целесообразность решения названной управленческой проблемы посредством программно-целевого метода, в том числе через сравнение такого метода с основными вариантами преодоления проблемы. Программа должна характеризовать основные риски, связанные с решением управленческой проблемы программно-целевым способом;
  • в программе должны быть полно и конкретно описаны цели и задачи и приведены целевые параметры реализации программы. Цели программы должны соответствовать полномочиям государственных заказчиков, быть достижимыми и измеряемыми, иметь временные рамки. В программе должно быть закреплено обоснование решения управленческих задач, которые определяют достижение цели программы; должны быть приведены обоснованные сроки решения таких задач и реализации программы в целом. Сроки и цели определяются для каждого этапа реализации программы;
  • программа должна содержать описание комплекса мероприятий, реализация которых обеспечивает достижение целей и задач программы. Полному описанию подвергается каждое мероприятие, в том числе указывается источник и объем его финансирования, а также период, в которой мероприятие должно быть реализовано. Мероприятия реализуются комплексно, во взаимосвязи друг с другом;
  • программа должна содержать сведения относительно обоснования привлечения конкретных источников финансирования и конкретных объемов такого финансирования. Кроме того, в программе регламентируется порядок осуществления финансирования. Также программа может предусматривать финансирование не только за счет средств федерального бюджета, но и посредством привлечения иных источников, в том числе региональных бюджетных средств;
  • программа должна предусматривать возможные социально-экономические и экологические последствия собственной реализации, а также оценку программы в деле социально экономического развития государства. Кроме того, должна обосновываться эффективность расходования источников финансирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *