Государственная программа приватизации цели

Приватизация
в России — приватизация,
процесс передачи государственного
имущества Российской Федерации в частную
собственность, который осуществлялся
в России с начала 1990-х годов (после распада
СССР) и сопровождался исключительным
уровнем насилия, коррупции и разгулом
преступности. Приватизацию обычно
связывают с именами Е.
Т. Гайдара и
А. Б. Чубайса, занимавшими в то время
ключевые позиции в правительстве. В
результате приватизации значительная
часть государственного
имущества России
перешла в частную собственность.

Цель
приватизации, как фундаментального
элемента реформы в «переходной»
экономике заключалась в обеспечении
условий для нормального функционирования
будущей рыночной системы.

При
этом важную роль при достижении целей
приватизации играла программа Российского
правительства, определявшая очередность
практических шагов приватизации:


преодоление монополии государства и
создание условий гражданского общества
и социально ориентированной рыночной
экономики. Для этого нужны реальные
субъекты рыночных отношений, которые
смогут доказать свою жизнеспособность
лишь эффективным ведением хозяйства
на основе заинтересованности и
ответственности;


преодоление бесхозяйственности,
убыточности, дефицитов, в том числе и
дефицита бюджета как одного из основных
источников инфляции;


стимулирование инициативы собственников
как источника самодвижения, саморазвития
экономики;


изменение роли государства, ибо
государство перестает быть монопольным
собственником, но сохраняется как один
из собственников; при этом государство
берет на себя функции регулирования
рынка в основном экономическими методами.

В
российской приватизации выделяются
два этапа. Первый из них пришелся на
1992 г. — первую половину 1994 г. В этот
период малая приватизация охватила 70%
предприятий. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов,
предприятий общественного питания и
службы быта перешли в частные руки.
Малые предприятия подлежали продаже
на аукционах и по конкурсу. В итоге же
получилось так, что подавляющее
большинство из них выкупили их коллективы.

Большая
приватизация на этом этапе осуществлялась
преимущественно в безвозмездной форме,
посредством приватизационных чеков
(ваучеров). Всего было распространено
среди 96% населения 144 млн. ваучеров
номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из
которых взималось 25 руб. (неденоминированных).
Крупные предприятия акционировались,
а затем продавались в первую очередь
за ваучеры и лишь во вторую — за деньги.

С
середины 1994 г. осуществляется переход
ко второму этапу, когда безвозмездная
приватизация была прекращена и
приобретение акций приватизированных
предприятий возможно лишь за деньги.
Развертыванию его с самого начала
препятствовала сложившаяся в результате
глубокого экономического кризиса низкая
платежеспособность населения. Как
показали социологические опросы, лишь
6—7% населения РФ намерены покупать
акции приватизированных предприятий.
По многим причинам не проявили большой
активности в приобретении таких акций
российские и иностранные инвесторы.

Важнейшим
итогом первого этапа и в меньшей степени
второго стало образование крупного
частного и полугосударственного сектора,
который, производя около 70% российского
ВВП, безусловно доминирует в экономике
РФ и является основой дальнейших рыночных
преобразований.

Поскольку
приватизация во многом носила бесплатный
характер, она не сопровождалась
формированием реального капитала и его
накоплением, без чего невозможен
экономический рост и, следовательно,
преодоление экономического кризиса.
Вполне закономерно, что приватизация
до сих пор не стала и крупным источником
пополнения госбюджета. Даже в наиболее
успешном в этом отношении 1998 г. на
поступления от приватизации пришлось
лишь 5,1% доходной части федерального
бюджета РФ.

Результаты
ваучерного этапа оказались более
скромными, чем ожидалось: приватизированные
предприятия не получили никаких
дополнительных инвестиционных ресурсов.
Однако главное все же было достигнуто:
в России началось формирование
институциональных основ рыночной
экономики и наметились вполне определенные
тенденции изменения социальной структуры
на базе формирования частного сектора
приложение 3). Массовая приватизация
создала предпосылки для распыления
акционерного капитала среди множества
индивидуальных собственников. В
результате массовой приватизации
1992-1994гг. были разрушены старые механизмы
контроля, а новые не были созданы.
Административный контроль со стороны
профильных министерств и ведомств
стал уже невозможен, а рыночные механизмы
контроля со стороны акционеров и фондовой
биржи еще не начали действовать.

Несомненным
результатом проводимой реформы явился
процесс трансформации централизованной
плановой системы в рыночную экономику
смешанного типа. Сложилась многоукладная
экономика, появился класс собственников
в лице владельцев приватизированных
предприятий и недвижимости. В структуре
занятых выросла доля лиц, занятых в
негосударственном секторе. Так, если в
1991г. на предприятиях государственной
формы собственности было занято 75,4%, то
в 1995г. их доля составила 42,1%, в то же
возросла доля занятых в частном секторе
с 13,3% до 34,4% и на совместных предприятиях
– с 10,3 до 22,8%1.

Среди
приватизированных предприятий 51%
составляют предприятия торговли,
бытового обслуживания и общественного
питания. Доля приватизированных
предприятий в производстве составляет
33%. В аграрном секторе создано 293 тыс.
фермерских хозяйств.

С
переходом к денежному этапу приватизации
начался процесс концентрации прав
собственности, что находит выражение
в создании финансово-промышленных
групп, усиления их роли в реальном
секторе экономики. широкое развитие
получил процесс создания рыночных
институтов.

Увеличилось
количество фондовых и товарных бирж,
брокерских контор и фирм, коммерческих
банков, идет процесс концентрации
банковского капитала. Происходят
изменения в структуре денежных доходов
населения: увеличивается доля доходов
от предпринимательской деятельности,
от финансово-кредитных операций.

К
сожалению, отмеченные позитивные сдвиги
в экономике происходили на фоне глубоких
негативных результатов проводимой
реформы. Основными из них являются:
обвальный спад производства, резкое
снижение жизненного уровня населения,
усиление сырьевой ориентации экономики
и рост зависимости от внешнего рынка,
сокращение отечественного рынка для
собственных товаропроизводителей.
Ухудшились макроэкономические показатели:
упала в два раза доля России в мировом
производстве, снизились объемы ВВП,
капитальных вложений в производство
промышленной и сельскохозяйственной
продукции, рыночного товарооборота,
реальных доходов населения. Разрыв в
доходах между богатыми и бедными слоями
населения возрос с 4,5 раза до 13,5 раза.
Тяжелое положение обусловлено
особенностями реформы. Предполагалось,
что либерализация цен и приватизация
сами по себе приведут к созданию
конкурентной среды, свободному переливу
капиталов. И в этой ситуации преимущественное
развитие получат отрасли конечного
спроса. Однако этого не произошло, а
произошел обвал цен и глубокий спад
производства. Предполагалось, что
либерализация приведет к массовым
банкротствам слабых, технологически
устаревших предприятий. Однако в тяжелом
положении оказались и весьма перспективные
высокотехнологичные предприятия. При
общем глубоком спаде производства
наблюдается большая неравномерность:
наиболее тяжелое положение сложилось
в легкой, машиностроительной, пищевой,
нефтехимической промышленности, т.е. в
тех областях, которые должны работать
на потребительский рынок и рынок
инвестиций. Более благоприятная ситуация
лишь в отраслях топливно-энергетического
комплекса, активно работающего на
экспорт. В аграрном секторе спад
производства идет на фоне общего снижения
эффективности использования земель и
падения продуктивности животноводства.

В
целом реальный сектор экономики стал
характеризоваться тенденцией сужающегося
воспроизводства, разрушением базисных
производств, обеспечивающих
научно-технический прогресс, что
увеличивает зависимость нашей экономики
от мирового рынка.

Даже
в области потребительских товаров
выросла зависимость от импортных
поступлений, в то время как отечественные
товаропроизводители испытывают трудности
с реализацией производимой продукции.
За годы реформы в структуре экономики
страны повысился удельный вес сырьевых
отраслей и отраслей низкой степени
переработки. Российская экономика все
более принимает черты колониальной
экономики.

УКАЗ

В целях углубления экономических реформ и обеспечения стабильности правовых основ единого рынка объектов приватизации в Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить представленную Советом Министров — Правительством Российской Федерации Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и ввести ее в действие с 1 января 1994 года.

2 — 12. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 370)

Президент Российской Федерации                               Б. Ельцин

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации

(Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 370)

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИВАТИЗАЦИИ

2.1. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена

2.1.1. Недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также частотный и орбитальный ресурс космических систем.

2.1.2. Охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости.

2.1.3. Средства республиканского бюджета Российской Федерации, Республиканского валютного резерва Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, занятости и социальной поддержки населения Российской Федерации и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в том числе Алмазный фонд Российской Федерации, золотой запас Российской Федерации.

Читать также:  СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ КАЗАХСТАНА НА 2011-2020 ГОДЫ И ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

2.1.4. Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг.

(Не распространяется на федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» — Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2014 № 404)

2.1.5. Штатное и табельное военное и иное имущество (в том числе арсеналы), находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их войск, других министерств и ведомств, имеющих военные формирования. Специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 06.10.1997 № 1066; от 01.08.2000 № 1418; от 19.11.2003 № 1365; от 16.08.2004 № 1084; от 28.09.2017 № 448)

2.1.6. Учреждения и организации, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется за счет республиканского бюджета Российской Федерации.

2.1.7. Движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

2.1.8. Предприятия и объекты гидрогеологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы контроля за состоянием природной среды и охраны природы, включая зональные институты и предприятия Российского научно-исследовательского и проектно-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов, Всероссийский институт сельскохозяйственных аэрофотогеофизических изысканий с зональными филиалами, Российский центр по научному обеспечению земельной реформы, Российский институт мониторинга земель и экосистем с зональными институтами.

2.1.9. Предприятия, организации и объекты научно-технической сферы государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации, ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, а также питомники лабораторных животных.

(Не распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия по перечню согласно приложению к Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 474)

2.1.10. Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, кроме принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, подлежащим приватизации в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ), организации по надзору за мелиоративным состоянием земель. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.04.2007 № 556)

2.1.11. (Исключен — Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2003 № 933)

2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.

2.1.13. Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), транспортировку, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, а также производство и изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.07.1998 № 840)

2.1.14. Судоходные гидротехнические сооружения, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, оборудование технологической связи речного транспорта, объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством (кроме сооружений, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), портовые гидротехнические сооружения и объекты инфраструктуры морских портов, ограниченные в обороте в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе расположенные в акватории Северного морского пути (за исключением причалов, предназначенных для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота), учебный, гидрографический, ледокольный флот (за исключением атомного ледокольного флота), имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, средства навигационного оборудования, которые расположены вне границ морских портов, плавучие краны грузоподъемностью 150 тонн и более. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 221)

2.1.15. Организации и объекты морской аварийно-спасательной службы. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.09.2013 № 729)

2.1.16. Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, подлежащим приватизации в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ), скотомогильники. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.04.2007 № 556)

(Не распространяется на федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (г. Северодвинск Архангельской области) — Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2007 № 394)

2.1.17. Объекты и предприятия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы (за исключением ее предприятий), а также предприятия, созданные для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления Российской Федерации. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 19.11.2003 № 1365; от 07.10.2013 № 771)

(Не распространяется: на федеральные государственные унитарные предприятия «1 судостроительная верфь» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сочи Краснодарского края), «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Полярный Мурманской области), «30 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (пос. Дунай Приморского края), «33 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балтийск Калининградской области), «35 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Мурманск), «82 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (пос. Росляково Мурманской области), «92 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Владивосток), «178 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Владивосток), «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (г. Хабаровск), «5 судоремонтный завод Пограничной службы Российской Федерации» (г. Темрюк Краснодарского края), «Астраханский судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации, «Северо-восточный ордена Трудового Красного Знамени региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники» Министерства обороны Российской Федерации (г. Вилючинск Камчатской области) — Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2007 № 394; на федеральные государственные унитарные предприятия, названные в приложениях № 1, 3 — 5, 7 — 9, 11 и 12 к Указу Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359; на федеральное государственное унитарное предприятие «Совхоз имени XXI съезда КПСС» (пос. Новодрожжино Московской области) — Указ Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № 363; на федеральные государственные унитарные предприятия по перечню согласно приложению к Указу Президента Российской Федерации от 08.09.2021 № 515)

2.1.18. Организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, находящиеся в ведении Федерального агентства по атомной энергии, приватизация которых запрещена, по перечню, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.04.2007 № 556)

2.1.19. Стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, Научно-исследовательский институт протезирования и протезостроения, Научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, институт усовершенствования врачей-экспертов, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2014 № 672)

2.1.20. Объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), центры метрологии и летно-испытательные станции, учебно-тренировочные центры гражданской авиации.

(Не распространяется на федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский центр авиационной метрологии» (г. Обь Новосибирской области — Указ Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № 359)

2.1.21. Объекты и предприятия, для обеспечения безопасности которых созданы закрытые административно-территориальные образования по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, кроме имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ и Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», а также имущества федеральных государственных учреждений, передаваемых Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 221)

(Не распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия «Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень Приморского края), «Судоремонтный завод «НЕРПА» (г. Снежногорск Мурманской области) — Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2007 № 394)

2.1.22. Государственные семенные инспекции, селекционно-гибридные центры, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, льносеменоводческие и коноплесеменоводческие станции, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии, хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, государственные селекционно-племенные рыбоводные заводы и хозяйства, государственные конюшни и ипподромы федерального значения, питомники лабораторных животных.

Читать также:  Государственная программа республики калмыкия профилактика правонарушений

(Не распространяется: на федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный Московский ипподром» и имущество федеральных государственных учреждений — государственных заводских конюшен, названных в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 08.08.2011 № 1058, оставшееся после их ликвидации; на федеральное государственное унитарное предприятие «Племенной форелеводческий завод «Адлер» (с. Казачий Брод, г. Сочи, Краснодарский край) — Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2016 № 87)

2.1.23. Запасы государственного резерва, базы Комитета Российской Федерации по государственным резервам и другие его объекты, предназначенные для хранения и обслуживания материальных ценностей государственного резерва, а также мобилизационные резервы (при приватизации предприятий подлежат исключению из состава их имущества в соответствии с типовым договором, утвержденным Госкомимуществом России по согласованию с Минобороны России и Минэкономики России).

2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.

2.1.25. Объекты и предприятия, подведомственные Государственному комитету Российской Федерации по статистике.

2.1.26. Страховой фонд технической документации.

2.1.27. Органы научно-технической информации, научные и научно-технические библиотеки, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и использование государственного информационного ресурса научно-технического развития России, государственные архивы и фонды.

2.1.28. Предприятия и объекты Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы геодезии и картографии России, обеспечивающие единство технологического процесса проведения наблюдений и подготовки информации.

2.1.29. Объекты и предприятия, входящие в систему Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

(Не распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия: Аптека № 21 Федерального медико-биологического агентства (г. Электросталь Московской области); Аптека № 42 Федерального медико-биологического агентства (г. Зеленогорск Красноярского края); Аптека Клинической больницы № 83 Федерального медико-биологического агентства (г. Москва); Аптека медико-санитарной части № 170 Федерального медико-биологического агентства (г. Королев Московской области); Дирекция строящихся объектов Федерального медико-биологического агентства (г. Москва); Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов Федерального медико-биологического агентства; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ Федерального медико-биологического агентства (г. Москва) — Указ Президента Российской Федерации от 28.05.2017 № 241)

2.1.30. Военизированные горноспасательные части, газоспасательные, противофонтанные службы и специализированные подразделения, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, а также радиационных катастроф.

2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.

2.1.32. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.11.2014 № 733)

2.1.33. Предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданные им в установленно

Правовая
основа ФЗ 178 Оприватизации Г и М имущества

Приватизация
государственного имущества — возмездное
отчуждение имущества, находящегося в
собственности Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации в
собственность физических и (или)
юридических лиц.

Т.е.
в программу приватизации включаются
объекты, аренда которых не обеспечивает
соответствующее поступление средств
в бюджет, поэтому целесообразнее
приватизировать данное имущество.

Правительство
ежегодно разрабатывает прогнозный план
(программу) приватизации федерального
имущества и утверждает перечень
имущества, подлежащего приватизации.

— 
государственные унитарные предприятия;

— 
здания, сооружения, оборудование и
другие материальные и нематериальные
активы, акции, доли в уставных капиталах
хозяйственных обществ, находящихся в
государственной собственности и
составляющих государственную казну.

Покупателями
федерального имущества могут быть любые
физические и юридические лица, за
исключением государственных и
муниципальных унитарных предприятий,
государственных и муниципальных
учреждений, а также юридических лиц, в
уставном капитале которых доля Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований превышает
25%.

При
приватизации муниципального имущества
применяются следующие способы
приватизации:

Конкурс
предполагает наложение дополнительных
условий на победителя торгов: модернизация
объекта, осуществление инвестиций,
сохранение профиля предприятия и др.

Условия
конкурса могут предусматривать:
сохранение определенного числа рабочих
мест; переподготовку и (или) повышение
квалификации работников; ограничение
изменения профиля деятельности унитарного
предприятия или назначения отдельных
объектов социально-культурного,
коммунально-бытового или транспортного
обслуживания населения либо прекращение
их использования. проведение
реставрационных, ремонтных и иных работ
в отношении объектов культурного
наследия, объектов социально-культурного
и коммунально-бытового назначения.

Конкурс
является открытым по составу участников.

Предложения
о цене государственного имущества
подаются участниками конкурса в
запечатанных конвертах.

В
случае, если аукцион, специализированный
аукцион или конкурс по продаже имущества
был признан не состоявшимся в силу
отсутствия заявок либо участия в нем
одного покупателя, приватизация может
быть осуществлена иным способом в
порядке, предусмотренном законодательством.
Существуют внеаукционные и внеконкурсные
варианты продажи объектов: продажа
посредством публичного предложения
(объявление цены) — аферта и продажа без
объявления цены и т.д.

Двадцать лет назад, 11 июня 1992 года, Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год.

Программа была разработана в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года (в редакции от 5 июня 1992 года).

Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.

Программа приватизации предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), денежную и «малую» приватизацию.

Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделялись на три группы:

‑ мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 миллиона рублей подлежали продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;

‑ предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей должны были приватизироваться путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

‑ остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

В 1992 году Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:

— продажу акций акционерных обществ открытого типа; продажу предприятий на аукционе;

— продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

— продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

— продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендного имущества.

На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускалось создание акционерных обществ закрытого типа.

Не допускалось создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно‑правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Не допускалось создание предприятий в любой организационно‑правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.

В случае принятия решения о приватизации, способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом.

Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки, согласно Программе, могли осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений.

Центральным банком РФ кредитные ресурсы на эти цели не выделялись. Местными программами приватизации могло предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов, в частности, указы президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.

Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 миллиардов рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

справки, экономика, приватизация

Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы.

Читать также:  Государственная программа улучшение условий жилья молодым семьям

В Российской Федерации в процессе перехода к рыночной экономике приватизации отводилась основная роль. В результате нее частный сектор должен был занять ведущее место в экономике.

11 июня 1992 года Верховным Советом России была утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год», разработанная в соответствии с требованиями закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года (в редакции от 5 июня 1992 года).

Основные положения Госпрограммы были определены указами президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 декабря 1992 года и от 29 января 1992 года.

Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности деятельности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации в стране, создания конкурентной среды и демонополизации народного хозяйства, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации. Она не регулировала приватизацию совхозов, земельного и жилищного фондов.

В программе была дана классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году. Предприятия были поделены на группы: предприятия, приватизация которых была запрещена (недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры, объекты исторического и культурного населения народов России и др.); разрешалась только по решению правительства РФ или правительств республик в составе РФ; разрешалась по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых министерств; разрешалась в соответствии с местными программами приватизации; предприятия, которые подлежали обязательной приватизации (предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности).

Госпрограмма предусматривала проведение в 1992-1994 годах приватизацию государственных и муниципальных предприятий на возмездной и безвозмездной основе. Основным источником средств для приобретения приватизируемых объектов в этот период должны были стать именные приватизационные вклады (приватизационные чеки) и приватизационные фонды предприятий.

Конкретный способ приватизации предприятия определялся соответствующим комитетом по управлению имуществом по результатам работы комиссии по приватизации в соответствии с требованиями закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Государственной и местных программ приватизации, нормативными актами Госкомимущества России и с учетом мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускалось создание акционерных обществ закрытого типа; создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствие с законодательством РФ. Кроме того, не допускалось создание предприятий в любой организационно-правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.

В 1992 году Госпрограмма предусматривала использование следующих способов приватизации: продажу акций акционерных обществ открытого типа; продажу предприятий на аукционе; продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников); продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги); продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендного имущества.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий (в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по предложению трудового коллектива предприятия мог применяться один из трех вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия.

Первый вариант предполагал безвозмездную передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (не голосующих) акций в размере 25% уставного капитала. Кроме того, они могли купить обыкновенных акций до 10% уставного капитала со скидкой 30% от их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до трех лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% от уставного капитала.

Второй вариант предусматривал приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51% от величины уставного капитала. В этом случае безвозмездная передача акций не предусматривалась.

Третий вариант предполагал право приобретения всеми работниками обыкновенных акций до 20% от величины уставного капитала по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до трех лет. При этом размер первоначального взноса не мог быть менее 15% номинальной стоимости акций. Этот вариант могли применять только на предприятиях с численностью работников более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от одного до 50 миллионов рублей.

Акции, приобретенные или безвозмездно полученные, а также приобретенные на иных условиях в соответствии с положением о продаже акций, утверждаемым Госкомимуществом России, могли продаваться акционерами без ограничения.

На практике преобладал второй вариант предоставления льгот. Предполагалось, что он обеспечит сохранение контрольного пакета акций у трудового коллектива и позволит администрации контролировать этот пакет. Но получилось, что сторонние инвесторы быстро выкупали контрольный пакет у работников или бывших работников. Нередко делали это сами директора, причем – по минимальным ценам.

Согласно Госпрограмме, в 1992 году государственные и муниципальные предприятия за счет остатков фондов экономического стимулирования и прибыли, остающейся в их распоряжении, могли создавать приватизационные фонды с открытием личных лицевых счетов приватизации работников. Средства, зачисленные на личные лицевые счета приватизации работников, не подлежали налогообложению. После приватизации предприятий они оставались в распоряжении работников и могли использоваться только на приобретение любых объектов государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации. Права на эти средства переходили в порядке наследования и дарения.

Коммерческие банки РФ и иностранные банки, согласно Госпрограмме, могли осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений. Центральным банком РФ кредитные ресурсы на эти цели не выделялись. Местными программами приватизации могло предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

Иностранным инвесторам было предоставлено право участвовать в аукционах, конкурсах, инвестиционных торгах, но оно было ограничено при приватизации в торговле, сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта. В эти сферы они допускались только по решению местных Советов народных депутатов или уполномоченных ими органов. А решения о допуске иностранцев к приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов принимали правительство РФ или правительства республик в составе Федерации (в зависимости от вида собственности). Иных ограничений на участие иностранных инвесторов в приватизации не предусматривалось. Продавцами государственных (муниципальных) предприятий и других объектов государственной (муниципальной) собственности являлись соответствующие фонды имущества.

Госпрограмма предусматривала введение системы именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) не позднее 1 ноября 1992 года. До этой даты Госкомимущество России и местные комитеты по управлению имуществом в целях приобретения гражданами приватизируемого имущества за счет средств с именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) должны были обеспечить преобразование предприятий с балансовой стоимостью основных фондов более 50 миллионов рублей в акционерные общества открытого типа, за исключением предприятий, приватизация которых была запрещена Госпрограммой.

Каждому российскому гражданину за 25 рублей был выдан, начиная с 1 августа 1992 года, безымянный приватизационный чек (ваучер) на 10 тысяч рублей. Примерно 40 миллионов граждан обменяли ваучеры на акции своих предприятий; большинство населения, не зная, как поступить с ваучерами, просто продавало их (стоимость колебалась по рыночной цене в пределах от 4 тысяч до 29 тысяч рублей); 25 миллионов человек вложили ваучеры в создаваемые с октября 1992 года акционерные чековые инвестиционные фонды, число которых достигло 662 к середине 1994 года.

Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 40 миллионов рублей. В 1993 году было приватизировано около 42 тысяч предприятий, в 1994 году – 24 тысячи, в 1995–1996 годах – 14 тысяч. В стране доля частного сектора достигла 65-67% в бытовом обслуживании и розничной торговле, 55-60% в оптовой торговле, общепите, пищевой и легкой промышленности, промышленности стройматериалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *