Государственная программа противодействия экстремизму и терроризму на 2018-2022 гг

Она должна повысить иммунитет Казахстана к радикальной идеологии

Государственная программа противодействия экстремизму и терроризму на 2018-2022 гг

Свежее из этой рубрики

Мой мирЛоготип Мой МирМой мирЛоготип Мой Мир

Цель
Обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма

Задачи
1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов. Совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий

Целевые индикаторы
1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни. Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера. Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан.

Указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева утверждена государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013–2017 годы, сообщает Новости-Казахстан.

Соответствующий указ президента опубликован в официальной прессе в среду.

Согласно документу, государственная программа разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным 14 декабря 2012 года в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Основной целью программы является обеспечение безопасности человека, общества и государства по средством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Достижение этой цели будет обеспечено совершенствованием мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, повышением эффективности выявления и пресечения указанных проявлений, а также совершенствованием системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности.

При этом особое внимание программой уделено широкому привлечению общественности к профилактической работе и модернизации информационно пропагандистской работы среди целевых групп.

Большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены программой, будут реализованы впервые и рассчитаны на активную гражданскую позицию жителей страны, что в совокупности позволит укрепить в обществе толерантное религиозное сознание и иммунитет к радикальной идеологии.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» состояние безопасности государства в условиях роста угроз терроризма обозначено мерилом его силы и дееспособности к дальнейшему развитию и становлению в качестве одной из развитых стран мира.

Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится все более разнообразным и исходящим от большего числа источников опасности. Этим обусловлены сложность и актуальность задач в рамках системного предупреждения угроз религиозного экстремизма и терроризма.

В этих условиях действующая общегосударственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании в контексте создания механизма надежной защиты личности, общества и государства от экстремистских проявлений насильственного характера и угроз терроризма.

Настоящая Программа разработана на пятилетний период и, являясь логическим продолжением Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 — 2017 годы, учитывает опыт и итоги ее реализации.

При разработке Программы изучен и принят во внимание положительный опыт Норвегии, Финляндии, Канады, Соединенных Штатов Америки и Объединенных Арабских Эмиратов.

С учетом наработок этих стран Программа сориентирована на целенаправленное противодействие насильственным проявлениям экстремистского характера и терроризму, носителям радикальных взглядов. В ней исключено отождествление религии и радикализации, что позволит укрепить консолидацию усилий государства, общества и религиозных объединений вне зависимости от религиозной принадлежности в противодействии угрозам экстремизма и терроризма. Разграничены формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма в зависимости от степени радикализации лиц. Созданы условия для активного привлечения к профилактике религиозного экстремизма и терроризма возможностей неправительственного сектора.

Исходя из рекомендаций международного центра по противодействию насильственному экстремизму «Хедая», в Программе установлены реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов и показателей.

Программа является нормативно-организационной основой решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере предупреждения экстремистских проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма.

Положения Программы выработаны с учетом неприкосновенности гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав граждан на свободу совести и уважение их религиозных убеждений.

Усилия государства, общества и граждан посредством реализации настоящей Программы будут направлены на создание, поддержание и развитие необходимых и достаточных условий для формирования в обществе устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозной сфере, снижения количества радикально настроенных лиц и нейтрализации факторов, способствующих их появлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения.

Нейтрализация внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению радикальных взглядов среди отдельных представителей общества, должна обеспечить условия для вхождения Республики Казахстан в тридцатку наиболее развитых государств мира.

КНБ объясняет, почему казахстанцы радикализуются, и что с этим делать

Государственная программа противодействия экстремизму и терроризму на 2018-2022 гг

Еще по теме:

КНБ обнародовал проект госпрограммы  по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017-2020 годы.

С чем будут бороться?
Реальность угрозы «радикализации граждан, ведущей к насильственному экстремизму и терроризму» в КНБ признают. Отмечая, что «распространение радикальных взглядов, в том числе мотивированных псевдорелигиозной риторикой, приобрело масштабный характер во всем мире».

«Указанному способствует целенаправленная пропаганда со стороны международных террористических организаций и отдельных лиц, которые формируют в сознании казахстанского общества идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать экстремистские проявления насильственного характера», – констатируют в КНБ.

Несмотря на принимаемые меры (в виде госпрограмм по укреплению национальной идентичности, повышения качества образования, трудоустройства, повышения благосостояния населения), «с каждым годом проблема радикализации отдельных категорий населения не теряет своей актуальности».

«Субъекты экстремистской и террористической деятельности, испытывающие критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, налаживании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры, наращивают интенсивность пропаганды идей радикализма и терроризма», – отмечается в проекте программы.

Так, в КНБ отмечают «повышение качества технической, художественной и психологической составляющих информационно-пропагандистских материалов отдельных террористических организаций». И «под воздействием нарастающей пропаганды деструктивных идей из Интернета и социальных сетей сообщества приверженцев радикальной идеологии пополняются нашими согражданами». При этом отмечается, что использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций «значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу».

«Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление крайних форм агрессии, а также создало предпосылки к утрате ими чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно-нравственных и семейных ценностей. Бесконтрольное развитие этих процессов чревато эскалацией насилия в обществе, увеличением количества лиц, разделяющих радикальные идеи», – отмечают в КНБ.

Читать также:  Программа по федеральный государственный образовательный стандарт 2014

Именно международные террористические организации, «насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, размывание национальной и религиозной идентичности». В качестве подтверждения этого тезиса КНБ приводит теракты, произошедшие в 2016 году в Актобе и Алматы.

О реальности и об усилении террористической угрозы говорит и приведенная статистика. Так, с 2013 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 27 насильственных экстремистских акций террористического характера (из них в 2013 году – 8, в 2014 году – 3, в 2015 году — 4, в 2016 году –12).

Прямую угрозу национальной безопасности представляет участие граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом. По данным КНБ, за последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 546 рекрутов-казахстанцев (2013 год – 168, 2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91). Кроме того, из лагерей международных террористических организаций возвращены 79 граждан Казахстана, из них 34 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Впрочем, помимо внешнего воздействия, в КНБ отмечают: есть и внутренние факторы, способствующие проявлению радикальных настроений. В их числе «имеющиеся социально-экономические проблемы; низкий уровень религиозной грамотности населения, упущения в морально-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения; межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; неуправляемость миграционных процессов, сопровождающаяся формированием маргинальной прослойки, усиливающей конфликтный потенциал». Также в списке причин возникновения деструктивного настроя и недоверия к власти названы «коррупционные проявления и бюрократизм со стороны отдельных государственных чиновников на местах». При этом отмечается, что такой «деструктивный настрой» проявляется преимущественно среди неустроенной молодежи.

Что с этим делать?
В проекте госпрограммы отмечается, что «при сложившихся обстоятельствах существенно актуализировались вопросы обеспечения безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также надлежащего контроля над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и их компонентов».

По оценке КНБ, в стране реализуется «эффективная государственная политика, направленная на обеспечение внутриполитической стабильности, в том числе в сфере предупреждения насильственному экстремизму и противодействия терроризму». Государством «принимаются беспрецедентные меры социально-экономического характера, направленные на повышение благосостояния всех слоев населения». Усилиями «государства и общества повсеместно ведется борьба с коррупцией, создающей условия, благоприятные для распространения правового нигилизма и антипатриотизма». В обществе при этом «сохраняется религиозная толерантность, межконфессиональное и межэтническое согласие».

В числе слабых сторон противодействия терроризму и экстремизму названа «сохраняющаяся тенденция увеличения количества приверженцев радикальной идеологии, в том числе склонных к совершению насильственных акций внутри страны». Кроме того, отмечены «недостаточная эффективность информационно-разъяснительной работы и недостаточное качество контрпропагандистской продукции». Несовершенной названа система противодействия распространению материалов экстремистского и террористического содержания, в том числе в Интернете.

Наряду с этим институты гражданского общества в недостаточной степени вовлечены в работу по предупреждению насильственного экстремизма и противодействию терроризму. А деятельность государственных и местных органов власти в этой сфере имеет «недостаточное научно-методическое сопровождение».

Также требуется «дальнейшее повышение профессионального уровня работников государственных органов, вовлеченных в профилактику религиозного экстремизма, и предотвращение угроз терроризма», и решение вопроса по «недостаточному оснащению специальных государственных и правоохранительных органов современной техникой, вооружением и другими новейшими разработками в сфере противодействия терроризму».

Как будут решать проблемы
В проекте программы предусмотрен комплекс мер. Предполагается усовершенствовать профилактику религиозного экстремизма и терроризма, сосредоточившись «на лицах, разделяющих идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни». Также планируется повысить эффективность «системы просвещения граждан о потенциальной опасности радикальной идеологии и терроризма» и улучшить «привлекательность контрпропагандистской продукции».

Предусматривается разработка «эффективных мер ограждения казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от пропагандистской деятельности приверженцев радикальных взглядов». Будет организован постоянный мониторинг интернет-ресурсов и соцсетей для выявления материалов, пропагандирующих экстремизм. Предполагается использовать для этого специальные «современные программы по выявлению противоправного контента».

Также планируется законодательно запрещать «распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, в содержании которых выявлены признаки экстремизма или терроризма».

Эффективность предупреждения экстремизма и терроризма планируется повысить через расширение участия в этой работе институтов гражданского общества, а также «путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов». Для этого предлагается принимать меры «по признанию и запрещению в установленном законодательством порядке деятельности экстремистских и/или террористических организаций, деятельность которых установлена на территории Республики Казахстан»; усилить кадровый потенциал, а также повысить уровень «профессиональной квалификации кадрового состава, субъектов противодействия экстремистским проявлениям насильственного характера и терроризму». Будут внедряться «современные технологии и другие достижения «научно-технического развития в деятельность правоохранительных и специальных государственных органов по выявлению и пресечению экстремистской и террористической деятельности».

Планируется усиливать пограничный и миграционный контроль «по недопущению проникновения на территорию страны экстремистов и террористов, а также по принудительному выдворению иностранцев, совершивших уголовное правонарушение». Также будет усилен контроль «над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, в том числе за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов».

Разумеется, предусматривается улучшение «материально-технического обеспечения, оснащения  вооружением, специальной техникой и оборудованием, а также развитие инфраструктуры  подразделений специальных государственных и правоохранительных органов в целях повышения уровня оперативного реагирования на угрозы террористического характера», а также  «развитие инфраструктуры и материально-технической базы выделенных ведомственных учебных центров для подготовки подразделений специального назначения государственных органов». Будет повышен «уровень реагирования на террористические проявления в пределах континентального шельфа Каспийского моря». Активизируют и кинологическую службу для подготовки инспекторов-кинологов и служебно-розыскных собак по обнаружению взрывчатых веществ и оружия.

Какой результат ждут от предложенных мер
В проекте программы определены целевые индикаторы ее результативности. Так, ожидается, что эффективность деятельности специальных и правоохранительных органов по недопущению экстремистских проявлений насильственного характера и актов терроризма на территории Казахстана к концу 2020 года составит 95%. Аналогичного показателя планируется достичь по уровню готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма на территории республики.

Также к концу 2020 года планируется снизить на 20% (по сравнению с 2016 годом) количество людей, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

В     современном мире проблема
распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде
признается как в Казахстане, так и за рубежом актуальной и значимой. В
последнее время наблюдается увеличение уголовных, административных и
гражданских дел, связанных с экстремизмом, что показывает опасность данного
явления как для Казахстана, так и для мирового сообщества. Опасность
экстремизма заключается, с одной стороны, в проявлении крайних взглядов,
непосредственно связанных с насилием или призывами к насилию в отношении
личности, общества или государства, с другой стороны, в отсутствии
общедоступного для простых граждан понимания разницы между свободным изложением
собственного мнения по острым вопросам и экстремизмом.

Читать также:  Государственная программа переселения из районов крайнего севера

Молодежная
среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей
обстановки является той частью общества, в которой легче приживаются
радикальные взгляды и убеждения, наиболее быстро происходит накопление и реализация
негативного протестного потенциала, поэтому молодые граждане часто становятся
мишенью экстремистских организаций, использующих молодежь в своих интересах. Доступность разнообразной информации в Интернете для подростков и молодежи
позволяет легко проводить идеи религиозно-политического экстремизма, терроризма
и национализма, гомосексуализма и однополых браков и других отношений,
отрицающих основные постулаты морали и нравственности. Рост экстремистских
проявлений в молодежной среде является следствием разрушения культуры и
деформации морали. Молодежь, как уже отмечали, является одной из наиболее
уязвимых для экстремизма социальных групп. Широкое распространение экстремизма
среди молодежи является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи,
развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы
ее поведения. В молодежной среде экстремизм проявляется в деформациях

сознания, увлеченности
националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными религиозными
доктринами, участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении
противоправных действий в связи со своими убеждениями. Как показывает мировой и
казахстанский опыт, борьба с распространением молодежного экстремизма при
отсутствии четкой программы профилактики этого явления не дает необходимого
эффекта.

Основным системообразующим
актом, вокруг которого сформирован весь массив казахстанского
антиэкстремистского законодательства, является

Государственная
программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике
Казахстан на 2018–2022 годы, утвержденная Постановлением Правительства
Республики Казахстан от 15 марта 2018 года№ 124.

Дадим
определения некоторым понятиям.

ТЕРРОРИЗМ
(от франц. terreur — страх, ужас) — насильственные действия (преследования,
разрушения, захват заложников, убийства и проч. ) против гражданского населения,
а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов,
навязывания определенной линии поведения.

ЭКСТРЕМИЗМ
(от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам,
методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные
люди, так и организации, преимущественно политические.

В
расширенной трактовке экстремизм рассматривается как всеохватывающее,
исторически изменяющееся социально-политическое явление, представляющее собой
систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических
действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его
применения по отношению к органам власти, политическим образованиям, отдельным
гражданам, населению страны или региона с целью принуждения государственных и
политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Как уже
было сказано, молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных
характеристик всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Под
влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной
среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные
взгляды и убеждения.

Исследователи проблемы
выделяют факторы, способствующие экстремистским проявлениям в молодежной среде:

Обострение
социальной напряженности в молодежной среде. Экстремизм постоянно подпитывается
неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами
на происходящее.

Криминализация
ряда сфер общественной жизни (широкое вовлечение молодых людей в криминальные
сферы бизнеса). Экстремизм возникает и развивается чаще в тех обществах и
группах, где отсутствуют самоуважение и уверенность в себе или же условия
существования способствуют игнорированию прав личности.

Изменение
ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и
религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм,
отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые казахстанскому
обществу ценности).

Экстремизм
характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры,
сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой
целостности.

Использование в деструктивных целях
психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно
используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления
акций экстремистской направленности). Молодой человек озабочен желанием найти
свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по
примитивной схеме «мы – они». Его психика неустойчива, он легко подвергается
внушению и манипулированию.

Использование Интернета в
противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ
к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения
подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч,
планируемых акциях) и др.

Наиболее
опасным периодом для вхождения в поле экстремистской активности является
подростковый и юношеский возраст. На это время приходится развитие
самосознания, максимализма, обострение чувства справедливости, определение
смысла и ценности жизни. Неудачные попытки найти смысл жизни, неуверенность в
себе ведут к желанию сформировать круг близких по духу людей, найти
ответственного за все свои беды и неудачи.

В молодежной среде наиболее
ярко проявляются такие формы экстремизма, как политический, националистический
и религиозный.

Политический
экстремизм – крайние взгляды на существующую политическую систему общества (на
сегодняшний день – демократию), пропаганда насильственных и агрессивных
(основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой
формы власти, вплоть до политического террора.

Националистический
экстремизм – разжигание вражды и ненависти между нациями и народностями – в
актах геноцида по отношению к так называемому некоренному населению, представителям
других этнических образований выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав
и интересов,

ее  
культуры и языка.

Националистический
экстремизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение
господства коренной нации.

Религиозный
экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или
жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Молодежный экстремизм в
современном Казахстане является следствием снижения уровня образования и
культуры (в том числе культуры общения), разрыва преемственности ценностных и
нравственных установок различных поколений, снижения показателей
гражданственности и патриотизма.

Основными
чертами экстремизма, в которых выражается его

социальная
сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики
данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного
метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность
идейно-политических

установок и практических
действий последних; повышенная общественная опасность.

Повышенная
общественная опасность экстремизма в молодежной среде, обусловливаемая прежде
всего присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных
противоречий и конфликтов, выражается

в  многочисленности и чрезвычайной
остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности,
общества и государства, для их безопасности.

Таким
образом, экстремизм в молодежной среде можно рассматривать как неадекватный
способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части молодежи
в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений
соответствующими субъектами последних.

Профилактика
молодежного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением
идеологии экстремизма, так как только воспитательные, пропагандистские меры,
направленные на предупреждение экстремистской деятельности, способны дать
наилучшие результаты. В последние годы за рубежом, в СНГ и Казахстане
развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма.

Читать также:  Этапы утверждения федеральной государственной программы

Профилактикой экстремизма в
молодежной среде является система мер, направленных на:

– выявление и устранение
либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а
также способствующих им условий;


выявление и устранение ситуаций на определенных территориях и в социальной
среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих на совершение
экстремистских действий;


выявление среди молодежи групп повышенного риска;


выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения
экстремистских действий, и оказание на них, а в случае необходимости и на их
ближайшее окружение, сдерживающего и корректирующего воздействия.

Профилактика
молодежного экстремизма, складывается из семейного воспитания, полученного
молодым человеком. Нередко именно в сфере семейного воспитания закладывается
нетерпимость, формируются экстремистские настроения, приводящие к совершению
экстремистских посягательств. В таких случаях рекомендуется проведение бесед
специалистом, занимающимся профилактикой экстремизма в молодежной среде с
родителями радикально настроенного молодого человека, предупреждение их о
недопустимости нарушения требований закона.

Среди эффективных мер профилактики экстремизма
являются: ‒ создание мест в вузах для талантливой молодежи;

‒ разработка
долгосрочной программы в сфере молодежной политики по противодействию
экстремизму;


усиление роли патриотического воспитания среди молодежи;

‒ использование
родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь;

‒  
возвращение былого авторитета
слова старших;

‒       
профилактика
терроризма, которой должны заняться также и институты гражданского общества.

‒       
правовое
воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры, преодоление правового
нигилизма;

‒  подготовка и переподготовка
специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма и
ксенофобии;

‒      сотрудничество с различными
конфессиями по противодействию экстремизма;

‒  
обновление форм воспитательной
работы с молодежью;

‒         
организация
виртуальных дискуссионных площадок в виде «вебконференций»

по молодежной проблематике,
размещенных на базе областных правительственных порталов, а также популярных и
наиболее

посещаемых молодежью
интернет-ресурсах.

Меры
профилактики экстремизма в молодежной среде:

‒  
пресечение негативного влияния
уличной контркультуры;

‒ 
воспитание
толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации,
клубы по интересам, спортивные секции;

‒  
развитие института психологической
помощи в школах

(консультирование детей и
координирование преподавательского состава);

‒  
создание и развитие сети научных
центров на федеральном

и  
региональном уровнях, занимающихся
проблемами экстремизма

и  
различного рода проявлений крайних
форм нетерпимости, расизма

‒   формирование структуры национальной
(культурно-политической) идентичности посредством СМИ;

‒            
декриминализация
виртуального пространства посредством совместной деятельности с интернет-провайдерами
по поиску и удалению сайтов экстремистского содержания;

‒  
доработка действующего
антиэкстремистского законодательства;

‒  
усиление работы по дискредитации
экстремистских групп.

В  
рамках
профилактики экстремизма предлагается также использовать следующие формы
работы:


проведение индивидуальных бесед;

‒ организация факультативных
занятий; ‒ организация встреч с психологами;

‒ проведение
тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивные
мероприятия и др

‒ разработку внутриведомственной
статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций;

‒       включение во внутриведомственную
статистическую отчетность различных учреждений, осуществляющих коррекцию,
социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и
защиту детей и семей «группы риска»;

‒            
обеспечение
доступности статистической информации о детскоподростковой девиации для всех
субъектов образования и воспитания;

‒      регулярный анализ состояния
подростковой безнадзорности и ее последствии;

– оценка
эффективности системы профилактики;


прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов
системы; ‒ своевременное выявление неблагополучных семей, информирование
о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам
несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
профилактике и реабилитации.

Организация
работы по профилактике экстремизма в образовательной организации, как и любая
профилактическая работа в школе, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование,
интервьюирование и другие способы опроса учащихся, родителей и педагогов с
целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для
конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного
сообщества по данной теме и т. Следующим этапом организации профилактической
работы в школе является планирование деятельности с учащимися, родителями и
педагогами.

Анализ
методик показывает, что можно выделить три категории субъектов, с которыми
необходимо организовать работу в школе по профилактике экстремизма и
межнациональной розни:

1)
Работа с детьми: – общая воспитательная педагогическая работа с детьми; –
работа с детьми «группы риска»; – работа с детьми, принимавшими участие в
противоправных акциях.

2)
Работа с педагогическим составом: – подготовка учителей к ведению

профилактической работы; –
организационно-методическая профилактическая работа.

3)      
Работа с
родителями: – информирование и консультирование родителей по данной проблеме; –
индивидуальная работа с семьями.

Наиболее распространенными формами
реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных
учреждениях являются:

— организация работы методических
объединений по вопросам формирования толерантности; — внедрение специальных
курсов, а также элементов программ в общих

курсах
предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;

—     разработка памятки для родителей
учащихся с разъяснениями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников
правоохранительных органов;

—   организация и проведение
смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении
по профилактике противоправного поведения детей и подростков;

—  
организация недели правовых
знаний;

—             
создание в
образовательных учреждениях ученического самоуправления;

—            
создание в
образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной
направленности из числа учащихся 8–11-

Профилактическое
воздействие, например, на школьников младших и средних классов должно включать
воспитание толерантности, профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к
дискриминации и иные элементы, непосредственно ориентирующие воспитуемого на
выбор правомерного варианта удовлетворения своих личных интересов и
потребностей. Эффективность профилактики связана с учетом двух факторов
выполнения конкретных мероприятий:

1)      внешней ситуации (состояния
межгруппового, межобщинного и межнационального взаимодействия, социальных
конфликтов, криминальной обстановки и т. ), в которой взаимодействуют
воспитанники и воспитатели;

2)       
внутренней
ситуации (состояния педагогического и учебного коллектива,
социально-демографического состава, уровня подготовки воспитателей, развития
учащихся, профиля учебного заведения и т. Реализация программ профилактики
экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их
интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения,
а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро
изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых
особенностей. В то же время соотношение воспитательных элементов в программах
профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся,
очевидно, должно различаться. С обретением знаний и опыта значение
самостоятельной работы с информацией, личного участия в различных социальных,
культурно-просветительских, правоохранительных программах должно возрастать. Для разработки и оценки эффективности профилактических программ необходима
совместная работа социальных педагогов, психологов и социологов,
учителей-предметников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *