Государственная программа развития инфраструктуры «Нрлы жол» на 2015-2019 годы была утверждена правительством Казахстана

Указ вводится в действие со дня его подписания.

Глава Государства подписал указ «Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»», сообщает пресс-служба Акорды.

Утвердить Государственную программу инфраструктурного  развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы.

Правительству Республики Казахстан:

1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Программы;

2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга и оценки Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» (САПП Республики Казахстан, 2010 г. , № 25-26, ст. 185) следующее дополнение:

Перечень государственных программ, утвержденный вышеназванным Указом, дополнить строкой, порядковый номер 12, следующего содержания:

«Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы»

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан», — говорится в тексте указа.

утверждена в 2015 г. Цель программы – формир. единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана, а также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внеш. рынках. Ключевые задачи программы: создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по «лучевому» принципу; развитие индустриальной инфраструктуры и туристской инфраструктуры; укрепление энергетической инфраструктуры в рамках Единой электроэнергетической системы; модернизация инфраструктуры ЖКХ и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения; повышение доступности жилья для граждан; развитие инфраструктуры сферы образования; повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства; поддержка отечественного машиностроения; поддержка экспорта; повышение конкурентоспособности субъектов АПК; обеспечение инфраструктурой проектов программы «Дорожная карта бизнеса – 2020»; обеспечение безопасности качества продукции через развитие лабораторных баз; обеспечение изученности терр. Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов. За период реализации программы планируется достижение след. целевых индикаторов: в 2019 г. обеспечение роста ВВП на 15,7% к 2014 г. ; в 2015–2019 гг. создание рабочих мест на 395,5 тыс. чел. , в т. : постоянных – 86,9 тыс. чел. ; временных – 308,6 тыс. чел. ; в 2019 г. повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 57-го места.

Указ Президента Республики Казахстан Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»

Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № 29

Утвердить Государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы (далее — Программа).

Утратил силу в соответствии с Указом Президента РК от 05. 18 г. № 681 (см. стар. ред

Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

Астана, Акорда, 6 апреля 2015 года

от 6 апреля 2015 года № 1030

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы

Астана, 2015 год

В содержание внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 11. 16 г. № 255 (см. стар. ред

Наименование Программы Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы Основание для разработки пункт 4 Общенационального плана по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол — путь в будущее» Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы разработана в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол — путь в будущее». Данная программа утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030. Одной из задач данной программы является модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. В рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее» по бюджетной программе 053 «Кредитование на реконструкцию и строительство систем тепло-, водоснабжения и водоотведения» были выделены кредиты. В рамках реализации программы «Нұрыл Жол» в период с 2016 по 2018 год, заключено два кредитных договора и реализовано 4 проекта:

1. «Сети водоснабжения и канализации в 18 жилом районе (п. Ульбинский) города Усть-Каменогорска»
Водоснабжение жилых домов (2 очереди) пос. Ульбинский: улицы Буранная, Зеленая, Сорокоумова, Нуршайыкова, пер. Родниковый, пер. Соловьиный, осуществлялось от частных скважин, расположенных на территории частных домостроений, качество воды не соответствовало требованиям Санитарных правил, водоотведение осуществлялось в местные выгребные ямы, что отрицательно влияло на качество воды в скважинах. В соответствии проектом построено и введено в эксплуатацию 4,220 км сетей водоснабжения, 2,088 км сетей канализации и 2 ед. повысительных насосных станций для обеспечения необходимого давления на сетях водоснабжения п. Ульбинский (установлены две комплектные ПНС производительностью 7,24м3/час и 1,66м3/час), установлено 32 ед. запорной арматуры. Реализация проекта обеспечила:
— обеспечено централизованным водоснабжением и водоотведения 89 домов (245 человек);
— снятие социальной напряженности населения.

Читать также:  Постановление Правительства Приморского края от 28.12.2021 № 870-пп

«Строительство водопроводных сетей по ул. Южно-Аульская в городе Усть-Каменогорске»
Водоснабжение жилых домов по ул. Южно-Аульская осуществлялось от частных скважин, расположенных на территории частных домостроений, качество воды не соответствовало требованиям Санитарных правил, водоразборных колонок ГКП «Өскемен Водоканал», установленных в виду отсутствия сетей водоснабжения в отдаленных местах от частных домостроений. В соответствии с проектом введено в эксплуатацию 3462 метров сетей водоснабжения. Установлено 70 ед. запорной арматуры. В связи со сложными условиями строительства (скальный грунт), проектом предусмотрено строительство сетей водоснабжения с утеплением и подогревающим кабелем, размещенным в трубе спутнике, для недопущения промерзания системы водоснабжения в зимнее время ГКП «Өскемен Водоканал» производит обогрев системы водоснабжения, сети энергоснабжения подключены к сетям АО «ВК РЭК» (потребляемая мощность 40-45кВт в час в отопительный период). Реализация проекта обеспечила:
— обеспечено централизованным водоснабжением 105 домов (307человек);
— снятие социальной напряженности населения;

3. Реконструкция Северо-Атамановского и Нижне-Согринского водозаборов в городе Усть-Каменогорске (2 очередь)

Северный комплекс водозаборных сооружений (Северо-Атамановский и Нижне-Согринский водозаборы) являются основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения Правобережной части города Усть-Каменогорска, имеют утвержденные запасы воды в объеме 70,1 и 12,0 тыс. куб в сут. соответственно, ежедневно в систему водоснабжения подается объем воды от 30,0 до 40,0 тыс. куб, что соответствует 30-40% от общего объема подаваемой воды в сети водоснабжения ГКП «Өскемен Водоканал». Нижне-Согринский водозабор по пр. Абая эксплуатируется с 1952 года. В настоящее время выполняет функцию резервного, обеспечивая в основном пиковое водопотребление при недостатке воды Северно-Атамановского водозабора и падение его расхода при остановках скважин для профилактики. Северо-Атамановский находится на о. Атамановский и эксплуатируется с 1992 года. Комплекс водозаборных сооружений состоит из 18 скважин, насосных станций 2-го подъема в количестве 2 шт. , резервуаров чистой воды общим объемом 12 000 м3. Реконструкция водозаборных сооружений происходила в 2 этапа, первый этап реконструкции выполнен в рамках исполнения инвестиционной программы предприятия «Өскемен Водоканал» в 2015 году на сумму 630 млн. тенге, в части реконструкции насосной станции 2 подъема, выполнена замена технологического оборудования, введена в эксплуатацию трансформаторная подстанция, произведена замена запорной арматуры. Второй этап реализован в рамках реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015-2019 годы в 2018 году. Выделенная сумма 1 754 500,0 тыс. тенге. Во второй этап реконструкции вошли:
— реконструкция системы энергоснабжения водозаборных сооружений (линии энергоснабжения 10кВ от точек подключения к энергоснабжающим организациям, КТПН-5шт, производства ТОО «КЭМОНТ» (Республика Казахстан. ), внутриплощадочные линии энергоснабжения 0,4кВ;
— реконструкция насосных станций первого подъема (строительство кирпичных павильонов над скважинами, замена технологического оборудования, установлены погружные насосы производства ТОО «Ульба-Электро» (Республика Казахстан) -18 шт. , установлены дренажные насосы производства ТОО «Ульба-Электро» (Республика Казахстан) -18 шт. , выполнена обвязка насосного оборудования;
— замена водоводов от скважин до резервуаров чистой воды протяженностью 7,059км (стальные трубопроводы с внутренней и наружной заводской изоляцией диаметром от 200 до 1000мм, производства Республика Казахстан);
— замена и установка 229 ед. запорной арматуры, задвижки с обрезиненным клином, сроком службы до 50 лет;
— замена системы обеззараживания воды, внедрена современная системы обеззараживания воды, исключающая применение хлора, обеззараживание производится гипохлоритом натрия производимым электролизной установкой Selcoperm с применением очищенной соли, что позволило исключить Северо-Атамановский и Нижне-Согринский водозаборы из перечня опасных объектов;
— внедрена система АСУ ТП, водозаборные сооружения работают полностью в автоматическом режиме. Реализация проекта обеспечила:
— возможность подключения системы водоснабжения района Аэропорт и КСМ (Потребители — 3 500 человек) к водозабору Северо-Атамановский и Нижне-Согринский, закрыть водозаборы КСМ и Аэропорт, как не отвечающие Санитарным правилам;
— надежное водоснабжение для 70 000 потребителей города Усть-Каменогорска;
— надежное водоснабжение для основных промышленных потребителей (Усть-Каменогорская ТЭЦ, Казцинк, УМЗ, Арматурный завод и др. );
— снижение потребления электроэнергии на 26,5% в сравнении с потреблением электроэнергии до реконструкции (2014 год) или на 2 725 тыс. кВт в год.

Реконструкция канализационного коллектора с КНС № 30 (бестраншейным способом) по ул. Байбатчина в г. Усть-Каменогорске ВКО

В 2016 году по заказу ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» разработан проект реконструкции самотечного коллектора диаметром 800мм. Протяженность реконструируемых канализационных сетей – 572 м. Существующий коллектор выполнен из железобетонных труб, год строительства 1974, находился в аварийном состоянии, на участке от пр. Сатпаева до канализационной насосной станции неоднократно происходили аварии, в связи с разрушением верхнего свода самотечного коллектора, по причине коррозии. Нормативный срок службы железобетонного коллектора – 20 лет. На момент реконструкции нормативный срок эксплуатации превышен более чем в 2 раза. Проектом предусмотрено восстановление трубопровода диаметром 800 мм с применением современной технологии: санация трубопровода полимерным рукавом, протягиваемым через канализационные колодцы, с предварительной очисткой трубопровода специализированной техникой, каналопромывочная машина MAN с вакуумным насосом производительностью 3180 м3/час. После монтажа полимерного рукава предусмотрена видеоинспекция внутреннего состояния канализационной сети. Бесперебойное транспортирование стоков осуществляется путем устройства временных напорных трубопроводов, которые обслуживаются передвижными самовсасывающими насосными агрегатами и перекачкой сточных вод ниже санируемого участка. Для предотвращения поступления сточных вод в колодцы, где выполнены врезки, так же предусмотрена временная фекальная перекачка переносными трехфазными погружными насосами. Самотечный коллектор находится застроенной благоустроенной части города, что не позволяет производить работы открытым способом, при реализации проекта благоустройство не нарушено, работы выполнены в сжатые сроки. Реализация проекта обеспечила:
— бесперебойный отвод сточных вод от населения 14, 19 го жилого района в количестве 50 000 человек;
— исключена возможность затопления сточными водами близлежащих социальных и жилых объектов. Снижены экологические риски загрязнения окружающей среды;
— исключены расходы на аварийно-восстановительные работы на данном участке;
— повышен срок эксплуатации самотечного коллектора до 50 лет.

Читать также:  О государственных закупках, государственных и муниципальных закупках, программа повышения квалификации

Государственные инициативы Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, такие, как отказ от ядерного оружия, создание Ассамблеи народа Казахстана, создание Таможенного и Евразийского союзов — получили высокую оценку мирового сообщества. Каждое из мудрых взвешенных решений легло в летопись Республики Казахстан.

Негативные тенденции в мировой экономике и на товарных рынках несколько замедлили темпы экономического развития евразийского региона. Непростая макроэкономическая ситуация в мире негативным трендом отозвалась и в казахстанской экономике. В деле сохранения стабильности и народного благополучия сыграли ключевую роль долгосрочное планирование и прогноз, ставшие визитной карточкой нашего президента.

Большое значение имел и накопленный успешный опыт антикризисной борьбы 90-х годов, вызванный союзным распадом и более новый — в период 2007–2009 годов, ознаменованный крахом мировых финансовых рынков. К примеру, в Казахстане благодаря поддержке банков и строительного сектора даже в самом неблагополучном 2008 году удалось обеспечить рост ВВП страны на 3,3%, а в 2009-м — на 1,2%. Казахстан в настоящее время нацелен на реализацию долгосрочных реформ по диверсификации экономики с переносом центра тяжести на индустриально-инновационные, перерабатывающие мощности.

Создание развитой национальной промышленности, в основе которой будут инновационные подходы, высокая производительность труда и низкая энергоемкость, является одним из условий вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира. Нефтяные доходы, сконцентрированные в Нацфонде страны, стали базовой основой для инвестирования крупных инфраструктурных проектов, перерабатывающего сектора, предпринимательства, сельского хозяйства.

Логичным продолжением проводимой политики, как надежный щит от внешних рисков Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 года инициировал в Послании народу РК реализацию Новой экономической политики — программу «НҰРЛЫ ЖОЛ». Сегодня уникальной программе исполняется год, и она уже дала свои результаты.

Документ предусматривает семь основных направлений инфраструктурного развития Казахстана: — —  транспортно-логистическая инфраструктура;

—  индустриальная инфраструктура;

—  энергетическая инраструктура;

—  малый и средний бизнес;

—  социальная инфраструктура;

—  жилищная инфраструктура;

— инфраструктура ЖКХ, водо- и теплоснабжение.

Пятилетняя программа «Нұрлы Жол» предусматривает значительный рост госинвестиций в инфраструктурные и индустриальные проекты. Планируется строительство транзитных транспортных коридоров из Азии в Европу, тысячи километров современных автомагистралей, портов и паромных комплексов. Благодаря реализации данной программы на карте Казахстана появятся мощные нефтехимические предприятия и новые электролинии, увеличатся объемы производства казахстанских автозаводов и стройиндустрии. Кроме того, также будут выделены средства на возведение социального арендного жилья, кредиты малому и среднему бизнесу, модернизацию ЖКХ, строительство школ и дошкольных учреждений.

Следует учитывать, что новая экономическая политика «Нұрлы жол» — колоссальный проект, который нацелен не только на решение текущих задач, но и на долгосрочные результаты для будущих поколений. В 2015 году программа была дополнена комплексом антикризисных мер.

Государственная программа развития инфраструктуры "Нрлы жол" на 2015-2019 годы была утверждена правительством Казахстана

Президент Казахстана не раз подчеркивал огромную роль и выгоду транзитного потенциала страны, как связующего моста между крупными экономическими центрами мира. В связи с ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ — евразийского трансконтинентального моста.

Поэтому рассмотрим ключевые инфраструктурные проекты в этой сфере.

На пути ключевых транспортных коридоров Казахстана планируется создавать единый комплекс хабов международного уровня: торгово-логистического, финансово-делового, инновационно — технологического и туристического. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. Инфраструктурный каркас свяжет по лучевому принципу столицу Казахстана и макрорегионы. Лучами станут магистральные автодороги, железнодорожные и авиалинии.

В соответствии с Планом будет реализовано 7 крупных автодорожных проектов. Одним из глобальных примеров создания транспортного коридора является строительство казахстанского участка трансконтинентального проекта Западная Европа — Западный Китай. Это один из крупнейших в мире автокоридоров, который пройдет по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ляньюньган, протяженность которого составит в общей сложности 8 445 км, в том числе по территории Российской Федерации — 2 233 км; Республики Казахстан — 2 787 км; Китайской Народной Республики — 3 425 км.

В рамках «Нұрлы жол» Казахстану предстоит построить и реконструировать 7 тыс км автодорог внутри страны. Всего в предстоящие три года на цели программы будет направлено свыше 20 млрд долларов, из которых более трети выделяют международные финансовые институты. Ожидается, что в течение четырех лет программа прибавит к росту ВВП в совокупности 16%. В итоге к 2019 году Казахстан намерен на треть сократить время в пути между крупными городами, сформировать единую энергосистему страны и, самое главное, объединить всю нашу экономику в единый рынок.

Читать также:  Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2016 г. № 211

По оценкам экспертов, каждый доллар инвестиций, вложенный в транспортную сферу Казахстана, обеспечивает на конечном этапе возврат 1,6 долларов. Так, согласно предварительным расчетам, каждый миллиард долларов инвестиций в эту отрасль позволит обеспечить трудоустройство 20 тысяч человек.

Железная дорога — основной вид транспорта Казахстана. Казахстанские железные дороги обеспечивают более 60% всего грузооборота и свыше 57% пассажиропотока страны, его доля доходов от перевозок всеми видами транспорта составляет около 20%. По эксплуатационной длине железных дорог страна занимает 3-е место в СНГ.

Национальная компания «Қазақстан темiр жолы» по объемам грузоперевозок входит в шестерку крупнейших компаний мира. Для дальнейшего развития железнодорожной отрасли утверждена программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Казахстана до 2020 года. Ее цель — модернизация транспортной инфраструктуры и ее интеграция в международную транспортную систему.

В рамках Программы развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено приобретение 543 локомотивов, более 15 тыс грузовых и 1 136 пассажирских вагонов. Общая сумма инвестиций составит более 32 млрд долларов США.

«Нұрлы Жол» предусматривает продолжение создания логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе Казахстана.

Завершается строительство 3 сухогрузных терминалов в порту Актау, что увеличит ежегодный объём перевозки сухих грузов почти в 2 раза. В китайском порту Ляньюньган создан казахстанский терминальный комплекс. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты-Ерсай.

Основной акцент в этом направлении будет сделан на строительстве высоковольтных линий «Экибастуз — Семей — Усть-Каменогорск» и «Семей — Актогай — Талдыкорган — Алматы», что должно создать сбалансированное обеспечение электроэнергией от казахстанских источников по всем регионам страны.

В числе крупных проектов энергетики — проект «Транзит Север — Восток — Юг», который реализуется с целью усиления связи северной зоны с восточным и южными регионами республики. На сегодня из предусмотренных к строительству в 2015 году 200 км воздушной линии электропередачи 500 кВ построено 130 км на участке Семей — Усть-Каменогорск.

Новая экономическая политика будет также сосредоточена на реализации проектов второй пятилетки индустриализации. В качестве приоритетных выбрано 6 отраслей с разделением на 14 секторов, куда будет направлено почти 80% финансирования программы. Объектами вложения инвестиций будут металлургический комплекс, нефтепереработка, пищепром, агрохимия, автомобилестроение и стройиндустрия. Не секрет, что завершение первой пятилетки и начало реализации второй пятилетки индустриализации проходят в очень непростых условиях. Геополитические вызовы, падение цен на нефть, снижение экономического роста на наших основных рынках — в России и Китае — все это создало достаточно серьезную повестку не только для промышленности, но и экономики в целом.

Важно, что масштабные инфраструктурные проекты создадут спрос на продукцию обрабатывающей промышленности. В результате реализации программы предстоит увеличить объемы обрабатывающей промышленности на 40% и сократить энергоемкость предприятий на 15%. Таким образом, в Казахстане появятся новые современные объекты индустрии, нацеленные на выпуск собственной высококачественной продукции, которая найдет спрос не только внутри страны, но и за рубежом. «Стержнем Новой Экономической Политики станет План инфраструктурного развития. Он рассчитан на 5 лет и совпадает со Второй пятилеткой реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития, где намерены участвовать более 100 зарубежных компаний. Общий инвестиционный портфель составляет 32 млрд долларов, доля государства — 15 процентов», — сказал Н. Назарбаев, выступая с Посланием.

В обрабатывающей промышленности с участием иностранных инвесторов в Казахстане реализуются 22 системообразующих проекта. Совместно с альянсом «Рено-Ниссан» запускается строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. Итальянская компания «Тенарис» инвестирует в завод по производству труб премиум-класса. Совместно с английской «Дандо Дрилинг» будет запущен завод по производству буровых установок. Российский «Еврохим» планирует производство минеральных удобрений. Канадская «Куду Индастриз» намерена наладить производство винтовых насосов для нефтегазовой отрасли. В рамках сотрудничества по программе «Шелковый путь» реализуется большой пакет проектов с китайскими партнерами.

Таким образом, программа «Нұрлы жол» позволит простимулировать промышленность и сферу услуг. Так, будет усилен компонент местного содержания, чтобы дать возможность казахстанскому бизнесу полноценно принимать участие в реализации проектов программы. Большие возможности здесь открываются с точки зрения развития современной сферы сопутствующих услуг — питания, проживания, технического сервиса. Это, в свою очередь, повысит комфортность маршрутов через нашу страну, а стало быть, и привлекательность транзитных путей через Казахстан.

Государственные инициативы Президента Казахстана Н. Назарбаева составили историю независимости. Отказ от ядерного оружия, создание Ассамблеи народа Казахстана, создание Таможенного и Евразийского союзов — получили высокую оценку мирового сообщества.

— транспортно-логистическая инфраструктура;

— индустриальная инфраструктура;

— энергетическая инраструктура;

— малый и средний бизнес; 

— социальная инфраструктура; 

— жилищная инфраструктура;

Государственная программа развития инфраструктуры "Нрлы жол" на 2015-2019 годы была утверждена правительством Казахстана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *