Государственная программа развития науки и технологий на 2013-2020 годы утверждена правительством Российской Федерации

Работа сайта временно приостановленаХостинг сайта временно приостановленЕсли вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга. В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки. Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержкиВ письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Утвержден план реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов госпрограммы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы

Дата подписания: 29. 2014Опубликован: 03. 2014

Утвердить прилагаемый план реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы.

Министерству образования и науки Российской Федерации разместить план, утвержденный настоящим распоряжением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.

Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы

Дата подписания: 15. 2014Опубликован: 23. 2014

Вступает в силу: 02. 2014

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2433-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7569).

Государственная программа
«Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы
всегов том числе:
X
14
0
00
145362577,9
138749883,3
150952739,6
152311029,5
164423044,2
149717797,1
157674339,7
147051132,1
150815709,4
174442915,7
174990267,5
176123464

федеральный бюджет
X
14
0
00
145362577,9
138749883,3
150952739,6
152311029,5
164423044,2
149717797,1
157674339,7
147051132,1
150815709,4
174442915,7
174990267,5
176123464

Минобрнауки России (ответственный исполнитель государственной программы)
074
14
0
00
55112794,6
50597035,6
61820437,6
55262265,1
63322117,2
55390882,7
57016979,1
46721426,9
57406903,4
46804631,2
53143167,5
53208835,7

ФАНО России
007
14
0
00


66603049,2
72249848,1
71421617,3
66376546,9
68683917,8
68301142,8
64739832,1
87867953
85305174,3
86115420,4

Минкультуры России
054
14
0
00





152599,6
140081,7
491852,8
548500,5
671610,7
681456,8
698931,8

Минстрой России
069
14
0
00



238105,8
241850,7
242426,8
259798,7
267058,8
283732,2
370006,5
372077,5
381584,5

Российская академия сельскохозяйственных наук
190
14
0
00
7654770
7697458,3









федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»
319
14
0
00
36340400
36154988,2
4077333
4022813,9
3369910,6
3461908,8
4179697
3761823,4
4023525,8
3965816,8
3973700,5
4000518,3

Сибирское отделение Российской академии наук
401
14
0
00
16043125
16014200,6









федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия художеств»
425
14
0
00
473990
468673,2
479427,6
487287,7
485723,2
322411,4
372935,8




Уральское отделение Российской академии наук
486
14
0
00
4648060
4608671,4









Дальневосточное отделение Российской академии наук
494
14
0
00
5676486
5460323,8









федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования»
573
14
0
00
795761
788899,5
812270,9








федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия архитектуры и строительных наук»
677
14
0
00
235262
233532,6
238105,8








федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
595
14
0
00
7657615,6
6248565,2
5586330,7
8695011,1
10772494,2
10447127,2
13714274,7
13500720,8
12235243,3
13687799,6
10494567,6
10682847,1

федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский гуманитарный научный фонд»
589
14
0
00
1501256
1501255,7
1542229,1
1542229,1
2040196
1835266,3
1833960,6




федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»
693
14
0
00
8002953
8002952,8
9245688,1
9245688,1
12221267,4
10995546,7
10990570,9
11577972,1
11577972,1
21075097,9
21020123,3
21035326,2

Минфин России
092
14
0
00
576702,7
576702,7
547867,6
547867,6
547867,6
493080,8
482123,4
429134,5



федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»
226
14
0
00







2000000



Минприроды России
051
14
0
00
50160
31745,9

19913







Россвязь
084
14
0
00
88910
88562,1









Росморречфлот
110
14
0
00
18497,1
14950









Росгидромет
169
14
0
00
232589,8
193414,7









Минэкономразвития России
139
14
0
00
80131,1
67951









Минобороны России
187
14
0
00
173114










Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы

Ответственный исполнитель Программы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Соисполнители Программы

Министерство экономического развития Российской Федерации (до 1 марта 2014 г. в рамках федеральной целевой программы «Мировой океан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан»)

Участники Программы

Министерство финансов Российской Федерации (до 1 января 2017 г. ),Федеральное агентство научных организаций,федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»,Министерство культуры Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия сельскохозяйственных наук» (до 2014 года),федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия архитектуры и строительных наук» (до 2015 года),федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»,федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»,федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»,государственные заказчики федеральных целевых программ, включенных в Программу (до 1 марта 2014 г. ):Министерство здравоохранения Российской Федерации,Министерство обороны Российской Федерации,Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,Министерство экономического развития Российской Федерации,Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,Федеральное агентство морского и речного транспорта,Федеральное агентство по рыболовству,Федеральное агентство связи,Федеральное космическое агентство,федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. Ломоносова»

Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы)

подпрограмма 1 «Фундаментальные научные исследования»;подпрограмма 2 «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок»;подпрограмма 3 «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора»;подпрограмма 5 «Международное сотрудничество в сфере науки»;федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2013 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2013 годы»);федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы»);федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы);федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 — 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 — 2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы») (реализация федеральной целевой программы досрочно прекращена с 1 января 2015 г. );федеральная целевая программа «Мировой океан» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан»)

Цель Программы

формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и экспериментальных разработок

Задачи Программы

развитие конкурентоспособных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований;создание и эффективный трансфер результатов прикладных исследований, обеспечивающих развитие и структурные изменения в национальной экономике;институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры и приоритетов развития, системы открытого управления, прозрачного и конкурентного финансирования, интеграции науки и образования, в том числе обеспечение влияния науки на общество;развитие международной кооперации и обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство;создание условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности

Целевые индикаторы и показатели Программы

удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science);доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников;отношение средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации

Этапы и сроки реализации Программы

2013 — 2020 годы, в том числе:I этап — 2013 год;II этап — 2014 — 2017 годы;III этап — 2018 — 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет:на 2013 год — 145362577,9 тыс. рублей;на 2014 год — 150952739,6 тыс. рублей;на 2015 год — 164423044,2 тыс. рублей;на 2016 год — 157674339,7 тыс. рублей;на 2017 год — 150815709,4 тыс. рублей;на 2018 год — 174442915,7 тыс. рублей;на 2019 год — 174990267,5 тыс. рублей;на 2020 год — 176123464 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29. 2018 N 346)(см. текст в предыдущей редакции)
Ожидаемые результаты реализации Программы

к 2020 году планируется обеспечение:получения новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития и основанных на конвергенции различных направлений исследований;реализации научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;формирования целостной системы устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны;создания условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности;международной интеграции в области исследований и технологий, позволяющих защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы, а также повышение эффективности российской науки за счет взаимовыгодного сотрудничества

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накапливавшихся в течение десятилетий и обострившихся в сфере исследований и разработок в период кризисного развития 1990-х годов, по развитию и реализации интеллектуального потенциала страны.

В 2005 году были одобрены Основные направления политики Российской
Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года.

В 2008 году принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года — основополагающий документ, определяющий стратегию развития страны, в том числе научно-технологического комплекса и инноваций в научно-технологической сфере.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия инновационного развития), обозначено восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене.

В январе 2012 года приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Стратегической целью государственной политики установлено обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

В январе 2014 года Председателем Правительства Российской Федерации утвержден Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

В рамках реализации указанных документов сформированы основы действующей национальной инновационной системы, осуществлен
комплекс мер по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, образовательной среды, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

В период с 2002 по 2011 годы увеличено финансовое обеспечение гражданской науки за счет средств федерального бюджета в 9,8 раза. Финансирование научной деятельности осуществляется через механизмы
федеральных целевых программ, а также федеральные государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Ключевым элементом поддержки создания широкого научно-технологического задела явилась федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2013 годы».

В последние годы предпринятые государством меры по повышению уровня оплаты труда в государственном секторе науки, в том числе в области фундаментальных научных исследований, впервые за постсоветский период позволили этому сектору заметно опередить по этому показателю большинство других секторов экономики. В 2010 году среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 25 тыс. рублей, или 119,5 процентов по отношению к средней заработной плате по экономике в целом.

За последние годы был реализован ряд мероприятий по привлечению в науку молодых ученых. Важную роль в подготовке и закреплении научных кадров сыграла федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы. В результате с 2002 по 2010 год численность молодых исследователей (в возрасте до 29 лет включительно) увеличилась с 56,1 до 71,2 тыс. человек. Их доля в общей численности исследователей за тот же период выросла с 13,5 до 19,3 процента.

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем профессиональном образовании. В настоящее время реализуется целый ряд мероприятий по развитию ведущих вузов:

  • создание на их базе инновационной инфраструктуры;
  • стимулирование кооперации с высокотехнологичными компаниями;
  • создание лабораторий под руководством ведущих ученых и другие.

В результате доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась с 5,4 процента в 2002 году до 8,4 процента в 2010 году.

Предпринимаются шаги по организации крупных национальных исследовательских центров (далее — НИЦ). Создан первый НИЦ «Курчатовский институт», имеющий уникальную исследовательско-технологическую инфраструктуру мирового класса. Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования (далее — ЦКП) через предоставление научного оборудования, уникальных научных стендов и установок, реализация на территории Российской Федерации проектов создания уникальных научных установок мега-сайенс.

Россия активно участвует в больших международных исследовательских проектах, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на наиболее современных научных установках мирового уровня.

Для развития научной инфраструктуры важную роль сыграли федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 — 2011 годы» и Программа совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра «Курчатовский институт», на 2010 — 2012 годы.

Большое значение для сохранения научного потенциала страны имела реализация Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 — 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р.

За последние годы в законодательство о налогах и сборах внесен ряд положений, стимулирующих деятельность компаний в области выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ (далее — НИОКР).

Важнейшими инструментами по повышению координации и стимулированию взаимодействия различных секторов экономики с сектором исследований и разработок становятся Программы инновационного развития крупнейших российских компаний с государственным участием, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры.

Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»), государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», открытое акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», открытое акционерное общество «РОСНАНО» и другие.

На международном уровне Российская Федерация занимает 51 место в рейтинге Global Innovation Index 2012. К факторам, определяющим качество инновационной деятельности, можно отнести характеристику уровня образования и состояние сферы исследований и разработок:

  • по уровню образования Россия занимает 55 место в мире, этот показатель также является средневзвешенным по отдельным показателям в сфере образования;
  • оценка сферы исследований и разработок включает 3 показателя: количество исследователей на 1 млн. человек населения (35 место в мире), затраты на НИОКР (29 место в мире) и качество исследовательских институтов (57 место в мире).

Существенной проблемой является отсутствие действенных механизмов перевода новых научных знаний в прикладные результаты. По созданию новых научных знаний, характеризуемому количеством патентов и научных статей, Россия занимает 29 место в мире. Однако по показателю распространения знания Россия занимает лишь 56 место.

Уточнение приоритетов и направлений развития сферы науки и технологий

Повысить эффективность и конкурентоспособность российской науки невозможно, рассчитывая только на дополнительное финансирование. Необходимо сочетание мер финансового характера с иными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок.

  • Федеральное агентство научных организаций: перечень организаций
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  • План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы
  • Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы
  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года
  • Государственная программа Республики Коми «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  • План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы в Республике Коми, направленные на повышение эффективности образования и науки»
  • Региональная Программа «Реализация целевой подготовки кадров по основным образовательным программам высшего профессионального образования (2013 – 2016 годы)»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *