Государственная программа развития органов местного самоуправления

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона «О парламентском контроле».

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 183-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

(в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 283-ФЗ)

3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

4. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

а) внести в нормативные правовые акты Российской Федерации изменения, предусматривающие возможность выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (в форме выездного обследования) в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства;

б) представить предложения:

по нормативному закреплению практики применения риск-ориентированного подхода, проведения профилактических мероприятий, в том числе профилактических визитов, использования механизмов продления сроков исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований и процедуры досудебного обжалования при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления;

по учету особенностей, связанных с формированием местных бюджетов и процедурой муниципальных закупок, при выдаче предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления.

Срок – 15 июля 2023 г.;

по внесению в программы повышения квалификации муниципальных служащих изменений в части, касающейся изучения вопросов проведения контрольных (надзорных) мероприятий и корректировки обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Срок – 1 октября 2023 г.;

по организации деятельности, связанной с созданием информационного контента, направленного на популяризацию муниципальной службы.

Срок – 1 сентября 2023 г.;

в) рассмотреть вопрос о разработке механизмов оптимизации задолженности органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных организаций по уплате административных штрафов, наложенных по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительским сборам, проанализировать причины возникновения такой задолженности и ее неуплаты в установленные сроки и представить предложения по снижению рисков возникновения указанной задолженности.

г) определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере координации разработки, согласования, утверждения и реализации мероприятий, предусмотренных долгосрочными планами социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.

д) установить правила разработки, согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, определив правовой статус этого документа.

е) рассмотреть вопрос о выделении сведений об опорных населенных пунктах и прилегающих территориях в отдельную категорию официальной статистической информации.

Доклад – до 1 февраля 2024 г.;

ж) подготовить с привлечением автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» и представить предложения по созданию цифровой коммуникационной платформы для органов местного самоуправления, предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

Читать также:  Структура финансирования государственных программ

Срок – 1 декабря 2023 г.

Ответственный: Мишустин М.В.

2. Правительству Российской Федерации совместно с комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Экономика и финансы»:

а) проанализировать лучшие практики по стимулированию органов местного самоуправления к повышению доходов местных бюджетов и представить предложения по внедрению и расширению применения наиболее эффективных практик в субъектах Российской Федерации, предусмотрев в том числе:

переход от предоставления дотаций местным бюджетам из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации к установлению дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, в том числе уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов;

предоставление органам местного самоуправления грантов за достижение наилучших результатов по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;

сокращение налоговой нагрузки на подведомственные органам местного самоуправления муниципальные организации социальной направленности.

по внесению в бюджетное законодательство Российской Федерации изменений, направленных на уточнение подходов к определению уровня дотационности местных бюджетов, исключив из расчета такого уровня дотации стимулирующего (поощрительного) характера.

Срок −1 октября 2023 г.;

по предоставлению органам местного самоуправления гарантий в целях компенсации дополнительных расходов, возникающих в связи с осуществлением переданных им отдельных государственных полномочий, в том числе административных расходов (расходов на оплату труда муниципальных служащих и материально-техническое обеспечение их деятельности) и расходов, возникающих в связи с исполнением судебных решений по вопросам реализации таких полномочий, и по созданию механизмов ограничения ответственности органов местного самоуправления за исполнение указанных полномочий только в объеме субвенций, переданных на их реализацию из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ответственные: Мишустин М.В., Собянин С.С., Текслер А.Л.

3. Правительству Российской Федерации совместно с комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Государственное и муниципальное управление»:

а) провести комплексный анализ расходных обязательств, возникающих при осуществлении органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных федеральными законами, регулирующими правоотношения в соответствующих сферах, и иными нормативными правовыми актами и не относящихся к вопросам местного значения, и представить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, в том числе в части, касающейся приведения таких федеральных законов в соответствие с законодательством о местном самоуправлении, отнесения указанных полномочий к вопросам местного значения или отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления с учетом субвенций, предоставляемых им из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по сокращению избыточных, дублируемых и не относящихся к полномочиям органов местного самоуправления функций;

б) с учетом ранее данного поручения представить предложения по актуализации перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по приведению указанного перечня в соответствие с перечнем показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, принимая во внимание принципы формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации.

Срок – 1 декабря 2023 г.;

г) проанализировать практику применения механизмов участия граждан в бюджетном процессе, в том числе механизма инициативных проектов, при разработке и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации и муниципальными программами, и при необходимости представить предложения по совершенствованию таких механизмов.

Срок – 1 февраля 2024 г.;

д) представить предложения:

по подготовке единых стандартов организации работы местных администраций с учетом лучших региональных практик оптимизации управленческих процессов, а также по внедрению таких стандартов в отдельных субъектах Российской Федерации;

по уточнению гарантий пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, независимо от места проживания (прохождения службы) в целях приведения этих гарантий в соответствие с гарантиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;

по обеспечению преимущественного права поступления на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации лиц, претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, при наличии у них необходимого стажа работы на муниципальных должностях и должностях муниципальной службы.

4. Правительству Российской Федерации совместно с комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Молодежная политика» и «Образование» представить предложения по разработке механизмов привлечения молодых специалистов и узких специалистов на муниципальную службу, в том числе в сельской местности.

Ответственные: Мишустин М.В., Собянин С.С., Артюхов Д.А., Развожаев М.В.

5. Правительству Российской Федерации подготовить при участии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и представить предложения:

а) по совершенствованию образовательных программ высшего образования и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»;

б) по актуализации основных образовательных программ по отраслевым направлениям, наиболее востребованным в сфере муниципального управления, с учетом специфики деятельности органов местного самоуправления.

Ответственные: Мишустин М.В., Комиссаров А.Г.

6. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации:

б) представить предложения по учету стажа работы в органах управления советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации при исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.

в) с привлечением автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» рассмотреть вопрос о создании и функционировании в муниципальных образованиях муниципальных центров управления, предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

Читать также:  Государственная программа капитального ремонта школ

Доклад – до 1 декабря 2023 г.

Ответственные: Мишустин М.В., высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

7. Администрации Президента Российской Федерации:

а) представить предложения по учреждению почетного звания «Заслуженный работник местного самоуправления в Российской Федерации».

б) представить предложения по внесению в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на наделение Ассоциации «Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления» и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации статусом социально ориентированных некоммерческих организаций, представляющих интересы муниципального сообщества, с учетом принципов формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации.

Ответственный: Вайно А.Э.

8. Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации при участии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» обеспечить разработку:

а) программы развития муниципального кадрового управленческого резерва «Школа мэров», предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

б) образовательных программ и курсов в дистанционном формате «Цифровой университет муниципалитетов» для представителей муниципального сообщества, предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

Ответственные: Вайно А.Э., Мишустин М.В., Комиссаров А.Г.

9. Администрации Президента Российской Федерации подготовить совместно с Правительством Российской Федерации и представить предложения:

а) по учреждению муниципальной премии «Служение» для представителей муниципального сообщества, внесших значительный вклад в решение вопросов местного значения и развитие местного самоуправления, предусмотрев выделение соответствующего финансирования;

б) по ежегодному проведению Всероссийского муниципального форума, предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

в) по реализации проектов, направленных на поддержку представителей муниципального сообщества (в том числе муниципальных управленческих команд), применяющих лучшие муниципальные практики, предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

10. Генеральной прокуратуре Российской Федерации представить предложения по урегулированию процедуры осуществления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, проводимых в отношении органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, в целях обеспечения гарантий соблюдения прав контролируемых лиц, а также по корректировке правоприменительной практики осуществления прокурорского надзора, обратив особое внимание на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации.

Срок – 1 сентября 2023 г. Ответственный: Краснов И.В.

11. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить включение представителей советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации в составы межведомственных рабочих групп по систематизации практики контрольной (надзорной) деятельности, а также по осуществлению деятельности указанных рабочих групп на постоянной основе;

б) реализовать комплекс мер по поддержке деятельности советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, предусмотрев выделение соответствующего финансирования.

Доклад – до 1 октября 2023 г., далее – ежегодно.

Ответственные: полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

12. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:

а) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утвердить планы долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий на период до 2030 года в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами, обеспечив их соотнесение с мероприятиями, предусмотренными государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», иными государственными программами Российской Федерации и государственными программами субъектов Российской Федерации.

Срок – 1 июля 2024 г.;

б) обеспечить информационное сопровождение реализации мероприятий, предусмотренных долгосрочными планами социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, включая освещение указанных мероприятий в региональных и муниципальных средствах массовой информации.

Доклад – до 1 декабря 2024 г., далее – ежегодно;

в) с привлечением Ассоциации «Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления» и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации создать и обеспечить функционирование механизмов согласованного взаимодействия руководителей органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований.

Доклад – до 1 декабря 2023 г., далее – ежегодно;

г) рассмотреть вопрос о создании в субъектах Российской Федерации центров развития компетенций государственных и муниципальных служащих с учетом положительного опыта мастерской управления «Сенеж».

Доклад – до 1 сентября 2023 г.;

д) предусматривать включение в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования.

Доклад – до 1 марта 2024 г., далее – ежегодно.

Ответственные: высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

Список литературы

Зыкова, А.В. Государственная программа стратегического развития местного самоуправления / А.В. Зыкова, А.В. Корзина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 72. — С. 151-155. — URL: https://novainfo.ru/article/14068 (дата обращения: 07.06.2023).

Поделиться

Статья посвящена анализу программ государственной поддержки местного самоуправления. Выделяют следующие направления стратегического развития: финансовая поддержка муниципалитетов со стороны государства, программы участия населения в вопросах местного самоуправления. В работе также рассмотрены последние изменения и нововведения в системе местного самоуправления.

Ключевые слова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Текст научной работы

Местное самоуправление — это самостоятельная и ответственная деятельность граждан по решению вопросов местного значения непосредственно или опосредованно, через органы местного самоуправления, при учете интересов населения, исторического и культурного наследия, а также местных традиций.

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью государственной поддержки и непосредственного участия граждан в развитии местного самоуправления.

Цель — изучить государственные программы поддержки местного самоуправления.

Для достижения цели следует решить ряд задачи:

Главный связующий элемент между органами власти и населением — Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, эффективно функционирующий уже на протяжении 10 лет. Совет был создан с целью решения текущих вопросов, возникающих на уровне муниципалитетов и определяющих качество жизни граждан нашей страны. С 2017 года в него входят представители всех типов муниципалитетов: как крупных городских округов, так и сельских поселений. Как следствие, объединив вместе все федеральные округа, Совет сможет выполнять свои обязанности более эффективно и показывать высокие результаты.

Читать также:  По планированию и проведению государственной аттестации, программ и методических рекомендаций

При развитии местного самоуправления особенно важно прислушиваться к мнению заинтересованных жителей, так как именно благодаря им можно узнать, что волнует людей больше всего и какие проблемы стоит решать в первую очередь. Необходимо наладить постоянную обратную связь, организовать неформальное общение, показать инициативным гражданам, что у властей есть ответное желание услышать их конструктивные идеи и предложения. Всё вышесказанное возможно с помощью референдумов, публичных слушаний и интернет-инструментов.

Программа предусматривает обязанность муниципалитетов, население которых превышает тысячу человек, оборудовать современные системы уборки, освещения и озеленения, учесть новые правила благоустройства территорий. Главное условие — привлечь общество к определению приоритетных направлений благоустройства. Жители принимают активное участие, формируют бережное отношение к своему городу, улице и двору.

Ярким примером выполнения основного условия проекта является Кировская область. Там собственники могут сами решить, как именно они хотят благоустроить свой двор: по базовому перечню работ или же с выбором дополнительных услуг, в перечень которых входят спортивные и хоккейные площади, детские горки и так далее.

В Калининградской области собственниками было принято решение о комплексном ремонте дворов с выбором дополнительных услуг. При этом они участвуют в финансировании проекта в размере не менее 5 процентов от общего количества затрат.

Республика Удмуртия является примером участия собственников в ремонте и благоустройстве дворов, их вклад составляет от 5 до 21 процента, что говорит о заинтересованности населения в комфортном и современном дворе.

На этих примерах видно, что основная задача проекта — предоставить населению свободу выбора качества жизни, дать понять, что благоустройство территорий является возможностью для реализации их предпочтений. Это полностью их проект, который они сами смогли осуществить лишь с небольшой помощью государства.

Однако, при реализации программы возникла необходимость в изменение норм законодательства. Следует раскрыть основной принцип деятельности по благоустройству территорий, закрепить ключевые понятия, чтобы все муниципалитеты четко понимали поставленные задачи.

Второй проект «Народный бюджет», разработанный с целью участия граждан в вопросах финансового характера, позволил гражданам лично поучаствовать в процессе распределения бюджетных средств. Механизм действия таков: сначала органы местного самоуправления оповещают местных жителей о начале формирования бюджетной комиссии. Информирование осуществляется посредством официальных источников, средств массовой информации и при помощи Интернет-ресурсов. Затем, в назначенное время граждане разного возраста, социального положения и образования собираются, выдвигают десять — пятнадцать человек, которые и образуют бюджетную комиссию.

На заседаниях данной комиссии предлагаются различные нововведения, производится отбор проектов, актуальных и необходимых для реализации. Важное условие — члены бюджетной комиссии должны быть обязательно обучены. Они должны получить достаточный объем знаний, иметь представление о бюджетном процессе и его элементах, а также понимать, что представляет собой местное самоуправление и каков его предмет ведения.

Благодаря проекту, люди смогли осознать свою значимость в процессе местного самоуправления. За время его существования было распределено 44 миллиона рублей бюджетных средств при активном участии граждан. Высокая степень инициативности и заинтересованности жителей является положительным результатом реализации программы.

Первые ТОС появились в российских муниципалитетах еще в 1980-х гг., тогда они существовали как в форме самоорганизации граждан, так и в качестве низшего уровня муниципальной власти. В обязанности ТОС были включены не только обустройство территорий и ЖКХ, но участие в выборах.

Сегодня ТОС может функционировать в пределах многоквартирного жилого дома, группы жилых домов, жилого микрорайона, сельского населенного пункта и иных территорий проживания граждан.

В 2016 году Общероссийским конгрессом муниципальных образований было рассмотрено предложение создать общенациональную ассоциацию ТОС для объединения усилий. Предложение успешно реализовали и сегодня ассоциация совершенствует региональную сети и разрабатывает механизмы поддержки ТОС.

Для повышения эффективности ТОС нужно решить две задачи.

Во-первых, облегчить процедуры получения ТОС статуса юридического лица, что позволит привлекать дополнительные средства для реализации своей деятельности. В настоящее время для этого требуется не менее одной трети голосов граждан с их нотариально заверенными паспортными данными. Лучшим решением станет упрощение отчетности и законодательное закрепление за ТОС статуса некоммерческой организации.

Во-вторых, определяя механизмы поддержки муниципалитетов, необходимо учитывать их специфику. Например, историческое наследие как мегаполисов, так и небольших городов, где особую важность имеют облик города, его культура и история, обязательные для сохранения.

Правильно выбранные методы поддержки инициатив населения — неформальный характер, обратная связь, исполнительность — залог успешной деятельности органов местного самоуправления. Сегодня выбор проектов для их последующей реализации происходит на конкурсной основе. Данный метод имеет положительные результаты, поскольку привлекает инициативных граждан, а конкурентная среда позволяет повысить качество предлагаемых решений.

После чего у граждан формируется проактивная жизненная позиция, повышается доверие к власти, проявляются ответственность за принятые решения и желание принимать участие в положительных изменениях.

В завершении хочется акцентировать внимание на важности участия граждан в местном самоуправлении, которое получило наибольшее распространение. Это связано с необходимостью наладить социальное партнерство между властью и населением, обязательно учитывая интересы последних. А государственное участие позволяет повысить эффективность муниципального управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *