ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 – 2020 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 – 2020 г.г.
1. Общие положения
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года определила новые требования к модернизации и развитию сестринского дела. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности, особенно в трудоспособном возрасте, обеспечения доступа к медицинским услугам для неимущих и социально уязвимых групп, обеспечения безопасности и качества обслуживания пациентов, содействия реализации принципов здорового образа жизни.
В связи с этим, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Как отмечено в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи принадлежит специалистам со средним медицинским образованием.
В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.
2. Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации
2.1. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения составляет 94,9. Соотношение врач – средний медицинский персонал составляет 1:2,2.
Данное соотношение в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении сестринских кадров, в частности, острая нехватка их в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского образования, реализующих основные образовательные программы по 9 основным специальностям. В них обучается более 250 тыс. человек.
Среди наиболее важных проблем в области управления здравоохранением следует отметить невозможность удовлетворения потребности практического здравоохранения в притоке специалистов сестринского дела. Несмотря на ежегодную подготовку до 70 тыс. молодых специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала. В связи с этим отмечается ежегодное снижение показателя укомплектованности лечебно-профилактических учреждений специалистами сестринского дела, и обеспечить приток молодых специалистов в лечебные учреждения сегодня практически нереально.
Прежде всего, это связано с объективными причинами: низкая заработная плата средних медицинских работников, уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкий уровень социальной защищенности и невысокий престиж профессии, несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего сестринского и среднего медицинского и фармацевтического образования современным потребностям здравоохранения, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.
Опыт реализации национального проекта «Здоровье» показал, что средний медицинский персонал (в частности, первичного звена) далеко не всегда соответствует требованиям времени и возросшему уровню зарплаты, и это касается не только качества предоставляемых услуг, но и взаимоотношений сестер и пациентов. А ведь мнение больного о лечебно-профилактическом учреждении складывается из множества факторов, среди которых далеко не последнее место занимает внешний облик медсестры, ее манера общаться, внимание к проблемам пациента, умение найти с каждым своим подопечным общий язык.
От сестринского персонала требуется не только высокий профессионализм, но и умение соблюдать нормы этико-деонтологического общения с коллегами и больными. Учитывая большое значение этического начала в медицине и здравоохранении на современном этапе, и то, что реформирование сестринского дела подтвердило возможность автономии профессии медицинской сестры, возникает необходимость пересмотра, дополнений и уточнений юридического статуса медицинской сестры России, законодательно закрепленного распределения полномочий между медицинской сестрой и врачом.
2.2. Ресурсное обеспечение деятельности специалистов со средним
Здравоохранение как отрасль в последние годы получило мощные финансовые вливания именно для развития материально-технической базы. Не в малой мере это коснулось и сестринского персонала: сформирован фонд средств малой механизации, облегчающих труд медицинской сестры, усовершенствовано лабораторное оборудование, что также направлено как на оптимизацию и уменьшение трудозатрат специалистов со средним медицинским образованием, так и на повышение доступности медицинской помощи для пациентов.
Современное ресурсное обеспечение здравоохранения осуществляется в ситуации динамичного разграничения ответственности муниципальных и государственных структур. Следует отметить, что материально-техническая база учреждений здравоохранения значительно разнится в зависимости от их уровня. Сложно требовать исполнения технологий, если материально-техническое оснащение деятельности не соответствует нормативам.
Финансовые потоки, которые идут в ЛПУ, в самую последнюю очередь направляются на изменение условий работы сестринского персонала, приобретение средств малой механизации, создание эргономичных и научно обоснованных условий труда сестринского персонала, разные необязательные формы (конференции, семинары) повышения квалификации. Лишь отдельные руководители ЛПУ готовы дополнительно финансировать обучение среднего медицинского персонала в ведущих российских и зарубежных клиниках, делегировать их для участия в симпозиумах, научно-практических конференциях, семинарах.
2.3. Инновации в деятельности специалистов
Эффективность оказания медицинской помощи зависит от четкой и профессиональной сестринской деятельности, направленной на повышение качества оказания медицинской помощи, путем осуществления стандартизированных технологий сестринского ухода, профилактики, диагностики и лечения.
В регионах РФ накоплен определенный опыт работы сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи по использованию современных технологий профилактики, в том числе формированию медицинской активности населения.
Возросла роль (активность) сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения по таким важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.
На сестринский персонал возложена обязанность обеспечения обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволяет облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.
С каждым годом увеличивается количество экспериментальных площадок по внедрению новых организационных сестринских технологий: сестринский процесс, периоперативный процесс, оккупациональная сестринская помощь и др. Накоплен опыт по внедрению организационных сестринских технологий, ведению сестринской документации.
Расширяется участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, отделениях «хирургии одного дня», консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому.
Имеется положительный опыт профилактической работы медицинских сестер в медико-профилактических отделениях, акушерок в кабинетах планирования семьи. Активнее стал участвовать сестринский персонал в проведении занятий в «Школах пациентов», «Школах активного долголетия», школах «Здоровье для здоровых», «Астма-школы», «Школы диабета», «Артериальная гипертония» и др.
Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, использованием в деятельности технологий выполнения простых медицинских услуг и стандартов, постоянным профессиональным совершенствованием, минимально достаточным ресурсным обеспечением.
2.4. Система управления сестринской деятельностью
Сестринский персонал составляет самую значительную часть медицинских работников, поэтому качество реализации различных направлений по совершенствованию здравоохранения зависит от стройной работы системы управления сестринскими службами.
В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ в 2008 году введена должность главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью, который вошел в состав Экспертного совета по здравоохранению Минздравсоцразвития России.
В феврале 2009 года была создана Профильная комиссия Экспертного Совета по здравоохранению по управлению сестринской деятельностью, которая обеспечила как иерархическую связь подчинения, так и систему взаимосвязи министерства, главного внештатного специалиста Российской Федерации, главного специалиста региона, области и др., определила горизонтальные связи с учебными и научными заведениями, общественными организациями.
Профильная комиссия выполняет функции координирующего органа, она определяет современные стратегические направления развития сестринского дела, взаимодействует с главными специалистами и органами управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам перспектив развития и совершенствования сестринского дела.
В апреле 2009 года приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации был восстановлен институт главных внештатных специалистов по управлению сестринской деятельностью Федеральных округов, по сути, создана вертикаль управления сестринской деятельностью в стране.
При этом в номенклатуру должностей региональных и местных органов управления здравоохранением введены должности главных специалистов по сестринскому делу, созданы советы по сестринскому делу. В штатных расписаниях больниц вводятся должности заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом.
В марте 2009 года создана Всероссийская общественная организация Совет директоров медицинских и фармацевтических учреждений среднего профессионального образования, основными задачами которого являются:
Значительную роль в формировании и развитии сестринского дела вносит Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России». Сегодня она объединяет более 140 тыс. медицинских работников из 68 регионов.
Направления ее деятельности отражают запросы сестринской общественности по развитию и совершенствованию профессии. Большая работа проводится по разработке и изданию методической литературы, так необходимой специалистам по различным сестринским специальностям. Одним из ведущих направлений деятельности Ассоциации является деятельность по расширению информационного пространства в сестринском деле. Особых успехов организации удалось достичь по вопросам международного сотрудничества. Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.
Все это создает условия для четкой и целенаправленной деятельности в области подготовки и эффективного использования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
3. Определение общей стратегии развития сестринского дела в Российской Федерации
Целью развития сестринского дела является повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности.
Задачи развития сестринского дела:
1. Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами.
2. Совершенствование системы управления сестринской деятельностью за счет повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения.
3. Совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки путем формирования высококвалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции.
4. Совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела с учетом специфики их работы, уровня знаний, умений и навыков, а также по результатам труда.
5. Обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела.
6. Разработка технологий деятельности сестринского персонала по наиболее распространенным заболеваниям.
7. Разработка и внедрение в практику новых методов профилактики, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека.
8. Создание экспериментальных площадок на базе лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации по внедрению новых сестринских технологий.
9. Повышение уровня профессиональной ответственности и компетентности специалистов со средним медицинским образованием.
10. Стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием.
11. Формирование мотивации населения к ведению здорового образа жизни.
12. Увеличение доли прикладных исследований, направленных на совершенствование системы оказания сестринской помощи.
13. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности сестринского персонала, проведение комплексных научно-исследовательских работ, направленных на развитие здравоохранения региона и страны, получение шифра научной специальности «Управление сестринской деятельностью» в ВАКе РФ.
14. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности.
4. Основные направления реализации Программы развития сестринского дела
4.1. Развитие кадровой политики и профессионального образования
Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом. Развитие кадровой политики заключается:
Реализация Программы развития сестринского дела в Российской Федерации будет происходить поэтапно в рамках Концепции развития здравоохранения.
В рамках первого этапа реализации Программы (2010-2015 гг.) будет сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для сестринского дела.
В связи с этим необходимо осуществить
Для обеспечения учреждений здравоохранения кадрами со средним медицинским образованием необходимо продолжить развитие многоуровневой системы среднего медицинского и фармацевтического образования, высшего сестринского образования.
Основные направления развития профессионального, в том числе последипломного образования:
На втором этапе реализации Программы (2016–2020 гг.) предполагается:
Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования численности и структуры кадров, их рационального размещения и эффективного использования должно соответствовать основным стратегическим направлениям развития здравоохранения.
4.2. Определение и обоснование ресурсного обеспечения развития
сестринской деятельности в учреждениях здравоохранения
Рациональные инвестиции в развитие кадров, наращивание материальных образовательных ресурсов приведет к улучшению показателей деятельности системы здравоохранения в целом и сестринских служб в частности.
Бюджетные ресурсы должны быть задействованы системой здравоохранения в первую очередь на формирование условий для повышения эффективности оказания медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, на совершенствование системы управления сестринской деятельностью и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, для их активного участия в научных и научно-технических проектах для нужд региона. Средства субъектов федераций, отдельных ЛПУ должны быть направлены на приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала.
При планировании расходов на здравоохранение при введении унифицированной системы определения стоимости медицинской услуги для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо включать в расчетную стоимость сестринские услуги. Необходимо совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств необходим анализ потребности населения в медицинских услугах, оказываемых средним медицинским персоналом. Система оплаты труда сестринского персонала должна регулироваться с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи.
В рамках первого этапа реализации Программы (2010-2015 гг.) будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая проведение модернизации материально-технической базы учреждений здравоохранения. При этом необходимо провести совершенствование (планирование и реализацию) прогнозируемого притока ресурсов в систему и внедрение механизмов стимулирования качества и эффективности обслуживания.
В соответствии с этим планируется осуществить:
1) анализ потребности населения в медицинских услугах, оказываемых средним медицинским персоналом для обеспечения целевого и эффективного использования средств;
2) совершенствование методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств;
3) приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала за счет средств субъектов федераций, отдельных ЛПУ;
4) переход на отраслевую систему оплаты труда сестринского персонала с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи.
На втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.) предполагается продолжить рациональные инвестиции в развитие кадров, наращивание физических ресурсов и углубление знаний, для чего необходимо решить ряд задач:
4.3. Развитие современных технологий
В соответствии с задачей по развитию сестринского дела в РФ по формированию условий для усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной помощи населению путем совершенствования нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих качество медицинской, медико-санитарной помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами, предусматривается:
на первом этапе (2010-2015 гг.) осуществить разработку стандартов и порядка оказания доврачебной медицинской помощи, начать внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам медицинской помощи.
В рамках первого этапа реализации Программы будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, будет сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для сестринского дела, сформированы программы по разработке и внедрению технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.
В частности, необходимо последовательное решение следующих задач:
1) апробация и мониторинг внедрения научно обоснованной и общепринятой модели сестринского дела в системе здравоохранения РФ;
2) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность специалистов сестринского дела в лечебно-диагностическом процессе, в составе междисциплинарной команды по оказанию помощи пациенту, в профилактике (в рамках стандартов лечения, профилактики, технологических протоколов);
3) разработка и внедрение порядка деятельности и сестринских технологических универсальных модулей (лечебных, диагностических, ресурсных, организационных, профессиональных, паллиативных, оккупациональных и пр.) при различных проблемах пациента;
4) продолжение работы по внедрению в деятельность ЛПУ, а также при аттестации, аккредитации и лицензировании, технологий выполнения простых медицинских услуг (ТПМУ);
5) создание системных индикаторов оценки объемов и качества лечебной, диагностической и профилактической помощи, оказываемой специалистами сестринского дела, включение их в систему лицензирования и аккредитации ЛПУ;
6) поэтапное проведение аттестации рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности;
7) реализация сестринских программ первичной и вторичной профилактики социально значимых заболеваний, по формированию здорового образа жизни;
8) развитие технологий деятельности сестринского персонала в службе патронажной, паллиативной помощи;
9) обеспечение регулярного проведения научно-практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела.
Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:
На втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.) предполагается:
В условиях развития здравоохранения актуальным становится определение показателей, свидетельствующих об объеме выполненных в лечебно-профилактическом учреждении лечебных, диагностических и профилактических мероприятий, в том числе и относящихся к сфере деятельности сестринского персонала. Внедрение технологий выполнения простых медицинских услуг в сестринскую практику способствует оптимизации ресурсного обеспечения, повышает качество сестринской помощи, оптимизирует ее контроль. Если в области врачебной деятельности существуют апробированные на протяжении многих десятилетий показатели, то в сестринском деле они разработаны недостаточно. И лишь сейчас поднят вопрос об индикаторах качества сестринской помощи и включения их в общую систему лицензирования и аккредитации ЛПУ.
Реализация новых организационных технологий в медицине способствует вовлечению персонала в процесс экономии средств подразделений; настраивает и направляет персонал на профессиональный и карьерный рост; повышает уровень самообразования, самооценку среднего медицинского персонала.
Необходимо разработать сестринские технологические универсальные модули при различных проблемах пациента, а именно: лечебные, диагностические, ресурсные, организационные, профессиональные, паллиативные, оккупациональные и пр., что позволит использовать и адаптировать их к любым видам и этапам медицинской помощи, применять как индикаторы качества оказания медицинской помощи на каждом из ее этапов.
В целом, реализация всех направлений Программы обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
4.4. Развитие системы управления сестринской деятельностью в соответствии
с едиными целями, задачами и принципами развития здравоохранения РФ
Качество реализации различных направлений по реформированию здравоохранения зависит от стройной работы системы управления сестринскими службами.
Введение в ноябре 2008 года в состав главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью создало предпосылки для развития системы управления сестринской деятельностью в стране.
Организованная в начале 2009 года Профильная комиссия Экспертного Совета по здравоохранению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а затем создание института главных внештатных специалистов Федеральных округов по управлению сестринской деятельностью должны способствовать координации и развитию сестринского дела в России. В марте 2009 года создан Совет директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений России, который является важным компонентом системы управления сестринским образованием в стране.
В номенклатуру должностей региональных и местных органов управления здравоохранением введены должности главных специалистов по сестринскому делу, созданы советы по сестринскому делу. В штатных расписаниях больниц вводятся должности заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом. Активно работают общественные профессиональные организации специалистов со средним медицинским образованием.
Отмечая возрастающую роль специалистов сестринского дела в обеспечении качества оказания медицинской помощи, необходимо скоординировать деятельность главных специалистов всех уровней, профессиональных Ассоциаций и лидеров в развитии сестринского дела и реализации данной Программы.
В связи с этим для обеспечения квалифицированного управления сестринской деятельностью в Российской Федерации необходима стройная, многоуровневая система, определяющая рациональную структуру распределения функций и полномочий. При построении данной системы необходимо скоординировать деятельность органов власти, управлений здравоохранением и сестринскими службами различных уровней, образовательных и научных учреждений, общественных организаций, а также определить их ответственность за реализацию государственной политики в области принятия решений по вопросам совершенствования сестринского дела.
Управление сестринскими службами должно носить государственный характер, быть эффективным, реальным, иерархически действенным.
На первом этапе (2010-2015 гг.) необходимо осуществить
введение в региональные органы управления здравоохранением штатных должностей главных специалистов по управлению сестринской деятельностью, приведение в соответствие с современными требованиями приказов, регулирующих вопросы штатного расписания и штатных нормативов, положения об ЛПУ, главной медицинской сестре и другого персонала со средним медицинским образованием с учетом современных компетенций и профессиональных стандартов;
координацию работы по созданию стандартов и технологий сестринской деятельности в Российской Федерации, их законодательному закреплению;
разработку пакета документов по аккредитационным и лицензионным критериям оценки ЛПУ, учитывающим сферу ответственности и качество сестринской деятельности.
Необходим пересмотр модели оказания медицинской помощи с врачебной модели на включение в нее сестринской модели (солидарная ответственность).
Качественным показателем профессионального уровня медицинских работников являются аттестация и сертификация специалистов, для единообразного проведения процедуры которых необходимо на первом этапе разработать единые требования к аттестации специалистов сестринского дела с учетом требований единых стандартов и новых технологий сестринской помощи, а также сформировать банк тестовых заданий в соответствии с номенклатурой специальностей для проведения контроля уровня знаний.
Для участия в лицензировании медицинской сестринской деятельности на первом этапе необходимо
1) подготовить квалифицированных специалистов-экспертов, обладающих специальными знаниями в области осуществления контроля качества сестринской деятельности;
2) разработать единые подходы к проведению процедуры лицензирования медицинских услуг, оказываемых специалистами сестринского дела;
3) разработать единые критерии оценки качества по сестринским видам деятельности;
4) при аттестации и лицензировании лечебно-профилактического учреждения несоответствие рабочего места принятым стандартам оснащения и санитарно-гигиеническим требованиям должно рассматриваться как фактор, отрицательно влияющий на качество и безопасность медицинской помощи, состояние здоровья специалистов сестринского дела.
На втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.) предполагается проведение
совершенствования управления деятельностью сестринским персоналом на основе современных моделей управления, разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих субсидиарную ответственность субъектов федерации и муниципалитетов в подготовке специалистов сестринского дела;
реализация стандартизации и автоматизации управленческой деятельности сестер-руководителей различного уровня.
4.5. Обеспечение управления сферой научной
Создание и сохранение интеллектуального потенциала отрасли является необходимой составляющей динамичного развития современного сестринского дела.
Основными принципами развития научной деятельности в сестринском деле являются:
Основными направлениями научных исследований в области сестринского дела являются:
В связи с этим необходимо на первом этапе (2010- 2015 г.) провести исследования и представить научно обоснованные факты по оценке эффективности деятельности сестринских служб, безопасности сестринских вмешательств, целесообразности участия в лечебно-диагностических реабилитационных, профилактических мероприятиях; провести исследования причин дефицита и текучести медицинских кадров, показать возможные прогнозы этих негативных явлений и их влияние на качество медицинских услуг, профессиональную деятельность медицинских сестер и функционирование системы здравоохранения в целом, получить шифр научной специальности «Управление сестринской деятельностью» в ВАКе Российской Федерации.
На втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.) необходимо продолжить научно-прикладные исследования по актуальным проблемам сестринского дела, проведение научно-практических конференций, активное участие специалистов сестринского дела разного уровня в научно-практических конференциях, международных проектах, в конкурсах, грантах и т.д. Провести разработку научно обоснованных образовательных стандартов последипломной подготовки по специальностям, программ обучения и контрольно-измерительных материалов итоговой государственной аттестации.
Необходимо обеспечить подготовку специалистов сестринского дела, способных критически мыслить, решать проблемы и применять технологии сестринского процесса на рабочем месте, умеющих работать в условиях чрезвычайных ситуаций и на современной медицинской аппаратуре, обладающих знаниями, умениями и навыками для обеспечения пациенту всестороннего комплексного ухода, проведения реабилитационных мероприятий, владеющих основами этики, психологии, права.
4.6. Обеспечение создания единой информационной среды
Современное развитие любой отрасли немыслимо без применения информационных и телекоммуникационных технологий. В сфере оказания сестринской помощи они должны быть направлены на информирование пациентов по условиям предоставления медицинской помощи, в том числе и на сестринские услуги, на информационную открытость функционирования системы здравоохранения, на повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, на формирование единого информационного пространства, регламентированного единой системой стандартов и технологий услуг, на информационную поддержку специалистов с помощью инфокоммуникационных систем, включая дистанционные консультативные системы, электронные истории болезни, программно-аппаратные комплексы диагностики, системы контроля качества и пр.
Приоритетами в сфере использования инфокоммуникационных технологий в сестринском деле на первом этапе (2010-2015 г.) должны стать:
создание интегрированной унифицированной системы электронного документооборота; развитие образовательной инфраструктуры и методического обеспечения подготовки и повышения квалификации в сфере инфокоммуникационных технологий;
создание электронной медицинской библиотеки для сестринского персонала на основе Интернет-технологий;
повсеместное обеспечение автоматизированными рабочими местами специалистов сестринского дела с включением в единую информационную сеть.
В области инфокоммуникационных технологий в сестринском образовании необходимо:
1) создание информационной системы поддержки учебного процесса, включая последипломное образование, разработку новых учебных программ для студентов и слушателей отделений повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов со средним медицинским образованием;
2) использование технологий дистанционного обучения в последипломном образовании специалистов сестринского дела
3) организация учебных курсов для преподавателей медицинских учебных заведений по применению современных информационных технологий, используемых в практическом здравоохранении;
4) предоставление образовательным учреждениям программных продуктов, внедряемых или используемых учреждениями практического здравоохранения, для применения в учебном процессе;
5) внедрение в учебный процесс современных медицинских информационно-обучающих систем на основе мультимедиа- и Интернет-технологий;
6) внедрение единых компьютерных программ сертификации средних медицинских работников по всем специальностям в соответствии с государственными стандартами последипломного образования.
На втором этапе реализации Программы (2015-2020 г.г.) необходимо:
И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Реализация Программы создаст возможности повышения качества оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела и решения приоритетных вопросов сестринского дела, в частности:
1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской.
2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела.
3. Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения.
4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала.
5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
6. Повышение эффективности проведения процедур аттестации и сертификации специалистов сестринского дела.
7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест.
8. Формирование системы ресурсного обеспечения лечебно-профилактических учреждений для реализации потенциала сестринской деятельности.
9. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи.
10. Формирование многоуровневого сестринского образования в системе непрерывного образования при сохранении его качественной определенности и практической направленности.
11. Подготовка конкурентоспособных специалистов такого уровня и качества, которые отвечали бы текущим и перспективным потребностям общества, а также необходимостью рационального использования бюджетных средств.
12. Достижение соответствия между потребностями рынка сестринских услуг, уровнем оказания медицинской помощи и объемами подготовки специалистов.
13. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей.
14. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины.
15. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности.
Паспорт программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 – 2020 г.г
4. Основные направления реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации
Ожидаемые результаты и оценка эффективности