Государственная программа развития в детских садах

1 января 2023 года должна вступить в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре. Почему экспертное сообщество недовольно этим документом и что ждет детские сады, если программу все-таки примут?

Что происходит

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), а уже 3 ноября, меньше чем через месяц, проект программы стал доступен для общественного обсуждения — и спровоцировал большую дискуссию на тему будущего дошкольного образования в России. Воспитатели и педагоги, заведующие детскими садами, методисты, психологи, доценты и профессора, специализирующиеся на дошкольном образовании, выступили со своими предположениями и опасениями по поводу того, что произойдет в случае, если данная программа будет утверждена. А она — в том или ином виде — будет утверждена и опубликована 1 января 2023 года.

Вместе с экспертным сообществом разбираемся, что предполагает проект, что насторожило педагогов дошкольного образования и что ждет дошкольников в детских садах начиная с будущего года.

Как было раньше

Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.

Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.

В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.

Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.

Что будет со всеми этими программами после вступления в силу ФОП ДО — вопрос.

Государственная программа развития в детских садах

Что не так с проектом новой программы

Цель новой Федеральной программы изначально неплохая — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале, и в Находке получали равноценное дошкольное образование.

Однако четырех недель, прошедших с момента создания рабочей группы до появления проекта программы, явно мало, чтобы проработать столь серьезный, основополагающий документ, по которому дошколке предстоит развиваться как минимум в ближайшие 10 лет, а возможно, и дольше. Как мягко выразился на общественном обсуждении проекта доктор психологических наук, профессор Дирекции образовательных программ МГПУ и кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев: «Ощущается четырехнедельная беременность программы». Другие эксперты были более резки в своих высказываниях: «нескладно написанный документ», «реферат студентов-двоечников».

Первое, что бросается в глаза при чтении документа объемом 140 страниц, — это бесконечное количество орфографических и стилистических ошибок, повторов или, наоборот, фрагментов, в которых авторы забыли что-то дописать, как, например, в разделе планируемых результатов художественно-эстетической деятельности (их просто нет). Но это мелочи.

Противоречия с ФГОС и СанПиН

Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидно, что программа представляет собой компиляцию двух документов — ФГОС (откуда, как выразился один из экспертов, «нарезаны целые куски текста») и Примерной рабочей программы воспитания, которая была принята пару лет назад, директивно отправлена в сады, но так и не нашла своего применения. При этом эксперты задаются логичными вопросами: зачем в Федеральной программе столь явные реверансы в сторону ФГОС и что же в итоге важнее — ФГОС или ФОП ДО?

При этом в новом проекте Федеральной образовательной программы дошкольного образования полностью отменяется индивидуальный подход к детям и игнорируется индивидуальный темп развития каждого ребенка, а именно они неоднократно подчеркиваются во ФГОС и во многом составляют их основу. Кроме того, сильно сужены периоды, в рамках которых дети должны показать те или иные образовательные результаты, — и это тоже не соответствует специфике дошкольного детства, четко прописанной во ФГОС

Ряд понятий в рамках ФОП ДО встречается в одной части проекта (образовательной) — и ни разу не встречается в другой (воспитательной), что приводит к отсутствию прослеживаемой связи между частями программы. Кроме того, ФОП ДО нарушает СанПиН в отношении времени сна дошколят и времени свободной игры, жестко регламентирует время занятий, не оставляя ни минуты на передышку.

Путаница понятий

На страницах программы можно встретить и «воспитателя», и «педагога», и «педагогического работника», и даже просто «взрослого». Причем совершенно непонятно, кто все эти люди, — или это все-таки один человек? И если так, то не слишком ли много функций и обязательств накладывается на одного работника? Предполагается, что педагог (или все-таки воспитатель?) будет отвечать и за развитие речи у детей, и за математические навыки, и за художественно-эстетическое воспитание, а также за трудовое и патриотическое воспитание и за все остальные сферы развития, образования и обучения. Здесь, кстати, тоже абсолютная путаница и непонятно, что все-таки нужно делать с дошколятами: обучать, воспитывать или образовывать? И сколько человек это должны делать?

Читать также:  Государственные программы для сельского хозяйства в калужской области

Впрочем, как верно замечают эксперты, путаница конкретно с этими понятиями произрастает из того, что в Федеральную программу перекочевала в неизменном виде та самая Примерная рабочая программа воспитания, которая также не прошла в свое время экспертную оценку — во многом потому, что и в ней была такая же путаница.

Дошкольное образование, как отмечают практически все эксперты, нельзя рассматривать отдельно от воспитания — их нельзя разделять. И отсюда все проблемы нового проекта. По словам Эльфии Дорофеевой, директора по инновациям Международной академии дошкольного образования и президента Ассоциации развития дошкольного образования, устранить этот недочет можно было бы, составив как минимум глоссарий. Глоссария в проекте ФОП ДО нет.

По мнению экспертного сообщества, в планируемой программе перепутаны принципы и подходы, ступени и уровни образования, можно встретить странно изложенную информацию (так, в разделе «Знакомство с профессиями» водитель почему-то назван разговорным словом «шофер»). Авторы проекта вводят ряд новых понятий: «образовательная ситуация», «проектная деятельность», «культурные практики, «позитивная социализация», «социальная навигация», «взрослый-навигатор» — но расшифровки понятий нигде не дается.

Отмена игровой деятельности

В каждом возрасте ребенок решает определенные задачи, и ведущая деятельность для каждого возраста своя. Для дошкольников это игровая и исследовательская деятельность. Однако ни та, ни другая в проекте ФОП ДО не представлена.

Игровая деятельность упоминается несколько раз в связи с занятиями физкультурой и в связи с игрой на музыкальных инструментах. И если следовать предлагаемому Укладу детского сада (читайте: режиму дня дошкольного учреждения), то у дошколят в подготовительной группе остается в лучшем случае 5 минут на свободную игру в день — все остальное их время занято обучающими и образовательными занятиями, которые не соответствуют ведущей деятельности в этом возрасте. А ведь именно «учет ведущей деятельности» декларируется в документе как один из принципов программы.

Основной глагол, который чаще всего описывает задачи детского сада в ФОП ДО, — это «учить». И получается, что ребенок из личности и субъекта воспитания, развития и образования превращается в объект обучения.

Праздники не по возрасту

Календарный план воспитательной работы в Федеральной программе впечатляет: от двух до пяти праздников в месяц. А ведь воспитателям (педагогам? взрослым?) нужно время на подготовку каждого события. При этом предполагается, что воспитатели должны готовить мероприятия согласно возрастным, физиологическим и психоэмоциональным особенностям воспитанников. У экспертов возникает закономерный вопрос: как с этими требованиями соотносится, например, празднование Дня сотрудника внутренних дел РФ?

Эксперты говорят: «У нас просто нет соответствующей методической базы». Но даже если бы она имелась, то при следовании программе у детского сада совершенно не останется времени, чтобы готовить региональные, национальные праздники. Напомним: одна из задач Федеральной программы — создание единого образовательного пространства с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.

Эксперты уверены: в детском саду достаточно трех праздников — Нового года, Дня матери и праздника Выпуска в школу, а все остальное — это праздники-развлечения для детей.

Государственная программа развития в детских садах

Коррекционная программа без исполнителей

Наличие в ФОП ДО раздела про коррекционную программу — это прекрасный факт. Однако в проекте не прописано, кто будет воплощать эту программу на практике. Как отметила во время обсуждения ФОП ДО Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, в программе очень важно не просто сослаться на нормативные документы, а четко прописать наличие в детских садах педагогов-дефектологов, иначе некому будет все это осуществлять. Так, по ее информации, в Дагестане 1600 школ — и всего 253 логопеда.

Дефектологи и логопеды давно выведены из штата детских садов — их там нет. И получается, что коррекционная работа ложится снова на плечи воспитателя (или педагога?). Но у него нет компетенций для такой работы — и времени тоже нет, учитывая объем образовательной и воспитательной работы.

Более того, говоря о компетенциях, эксперты отмечают, что в ФОП ДО не прописано, какое, собственно, образование должно быть у педагога в детском саду. А это чрезвычайно важный момент: и сейчас, и согласно проекту новой программы, учитель химии или биологии легко может устроиться в детский сад, вот только он понятия не имеет, как работать с детьми: у него нет соответствующих знаний и квалификации. Он не знает, что родитель всегда прав, а детям нужно всегда улыбаться: его этому не учили.

Патриотическое воспитание вне среды

Одна из основных задач дошкольного образования, согласно ФОП ДО, — это «воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации» и «воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины». В проекте программы много места уделено именно патриотическому воспитанию дошкольников — с поднятием флага, проведением образовательных событий по данной теме.

По мнению Сергея Плахотникова, педагога-психолога, разработчика образовательных сред, дошкольное образование, безусловно, должно помочь увидеть и полюбить родину и стать патриотом. «Но, — по его словам, — это должно происходить не за счет вывешивания флагов, гербов и портретов. Дети воспринимают родину благодаря тем объектам, которые есть вокруг них: это театр, парикмахерская, магазин. Мы должны ввести их в эти помещения, но не через парадный вход, а через заднюю дверь. Ввести и познакомить с жизнью этих объектов изнутри. И тогда они будут идти по улице с родителями и знать нечто такое, чего их родители не знают. И будут еще две-три недели играть в магазин и парикмахерскую, театр и пожарную часть, выступая как исследователи».

«Через гербарику и через знания патриотизм не становится ценностной установкой личности», — дополняет эту мысль Александр Асмолов, академик, доктор психологических наук.

Что будет в итоге

После принятия Федеральной образовательной программы дошкольного образования все комплексные и авторские программы, которые порой разрабатывались десятилетиями, будут попросту забыты — их нельзя будет применять на практике. Будет одна единственная ФОП ДО для всех детских садов России. А это значит, что, скорее всего, не только будет забыт колоссальный труд десятков авторов и ученых, но и родители будут лишены права выбора. Больше не будет возможности подобрать индивидуальную программу конкретно для своего ребенка. И если раньше можно было отдать ребенка в детский сад по системе Монтессори или в разновозрастную группу, работающую по вальдорфской системе, то после принятия ФОП ДО такого разнообразия больше не будет.

Но не очень понятно и то, как программа будет реализовываться. В программе вообще не прописаны экономические аспекты: откуда будут браться деньги на переквалификацию воспитателей, деньги на снабжение всех детских садов, например, лыжами? Ведь, согласно ФОП ДО, занятия лыжами в детском саду должны быть с четырех лет! И как быть воспитателям (педагогам?) в регионах, где снега нет?

Читать также:  Годовой отчет об исполнении государственной программы города Москвы "Информационный город" за 2017 год

Однако наибольшую тревогу у экспертов вызывает тот факт, что после принятия ФОП ДО в том виде, в котором она сейчас вынесена на обсуждение, все детские сады превратятся, по сути, в маленькие школы. Дошколята будут полностью лишены детства как такового: никакой свободной игры, инициативы и творчества. Как отметил на общественном обсуждении Сергей Плахотников, «творческая история важнее исполнительской, а мы этой программой будем растить исполнителей».

Государственная программа развития в детских садах

По мнению кандидата психологических наук Жанны Сугак (она один из разработчиков программы «Золотой ключик»), авторы ФОП ДО «ребенка видят и рассматривают как созревшего школьника среднего возраста». И правда, авторы программы, кем бы они ни были (а в данном случае действительно неизвестно, кто является разработчиком, автором или составителем этого проекта), по замечанию большинства экспертов, явно не знакомы с психологией детства и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Изучение сантиметров и дециметров в детском саду — разве это не программа начальной школы? Умение самостоятельно сочинять сказки и рассказы — это ли не уровень средней школы или начальной школы в лингвистическом классе? А навык «должен следовать инструкциям взрослого» и вовсе, по мнению Сергея Плахотникова, подвергает жизнь ребенка опасности, поскольку взрослые бывают разными и слепое следование их инструкциям может впоследствии навредить детям.

Но, независимо ни от чего, программа должна быть опубликована 1 января 2023 года — по закону. Какие изменения успеют внести в нее неизвестные авторы, неизвестно.

Главный критерий при выборе детского сада для детей — чтобы было близко. Потом мы оцениваем его оснащение, воспитателей, а вот программа, по которой работает сад, остаётся за кадром. Решили разобраться: правда ли она так важна и стоит ли гнаться за какой-то определенной системой дошкольного образования?

Как устроен детский сад

Государственный детский сад сейчас не отдельная структура, а лишь дошкольная ступень школьного образования. Детские сады давно уже являются отделениями того или иного ГБОУ, и в каждом из них утверждена определённая образовательная программа.

Всего в России, согласно навигатору на сайте Федерального института развития образования, существует 21 комплексная программа дошкольного образования. Кроме них, есть ряд парциальных программ — это своего рода фрагменты образовательного пазла, которыми дополняют основную картину или из которых собирают комбинацию по своему усмотрению. Одни парциальные программы призваны развивать у детей разные навыки (счёт, чтение, письмо), другие направлены на эстетическое, художественное, музыкальное развитие.

Несмотря на такое видимое разнообразие, сегодня в детских садах встречается всего лишь 3–5 разновидностей образовательных программ — в зависимости от региона.

В 85% детских садов России принята одна универсальная программа «От рождения до школы»

Узнать, какой программой руководствуется конкретный сад, можно на официальном сайте учреждения. Однако и здесь есть нюанс.

Какая бы программа ни была заявлена, не факт, что сад следует ей от начала и до конца

Дело в том, что каждый детский сад должен брать одобренную программу и делать на её основе собственную в пропорции 60 на 40. То есть 60% берётся из «основы», а всё остальное сад волен дополнять сам. Что это значит для родителей? Положим, в базовой программе предполагается наличие в группах центров активности — это когда пространство игровой (как в развивающей среде Монтессори) разделено на отдельные зоны: математика, водные игры, игры с песком и т. д. Но если у детского сада нет соответствующего оснащения, то он попросту может выкинуть какой-то пункт из программы.

Если говорить совсем обобщённо, то в двух садах с одинаковой программой жизнь может быть устроена совсем по-разному, так как каждый сад взял из «основы» разные положения и дополнил их совершенно разными деталями. И в итоге получились два мало похожих комбо.

Не менее важно: даже если вас устраивает программа, с которой вас ознакомили в детском саду, это не означает, что она будет полностью реализована. Почему? Потому что всё зависит от воспитателя. А проверить, чем занимаются дети в садике, до момента, пока они смогут сами вам в красках рассказать, нет никакой возможности.

Государственная программа развития в детских садах

Чем программы отличаются друг от друга

Все два десятка программ дошкольного образования разработаны на основе принятого в России ФГОС и довольно строго регламентированы. Их цель — добиться того, чтобы дошкольник рос мотивированным и всесторонне развитым. Разница между программами кажется несущественной: одни рассчитаны на возраст от младенчества до школы («Радуга» или «Теремок»), другие предполагают работу с детьми начиная с трех лет («Первые шаги»), — в остальном они, на первый взгляд, похожи. Но это лишь на первый взгляд.

«От рождения до школы»

Одна из старейших программ дошкольной педагогики — и именно её регулярно обновляют и дополняют. Почему? Прежде всего потому, что она самая распространённая в России.

Программа «От рождения до школы» преемственна по отношению к программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, по которой многие годы работали почти все детские сады нашей страны. Авторский коллектив под руководством доктора психологических наук Н. Е. Вераксы разработал универсальную комплексную программу, которая идеально подходит для массовых дошкольных групп. В ней прекрасно сочетаются идеи классического дошкольного образования и современные образовательные технологии.

Реализуя подходы, заложенные в программе «От рождения до школы», педагоги обеспечивают преемственность с программой начального общего образования, что очень важно. В процессе целенаправленной образовательной деятельности ребенка, осуществляемой в партнерстве со взрослым, у старшего дошкольника формируются предпосылки универсальных учебных действий. Причём основным во взаимодействии детей и взрослых становится умение «слышать» ребёнка, поддерживать и развивать его инициативу.

Татьяна Доценко, заместитель директора московской школы № 1347

Говорится в программе и о переходе на новый, прогрессивный вид взаимодействия «взрослый — ребёнок», в котором воспитателю важно уметь слышать ребёнка, откликаться и развивать детскую инициативу. Воспитатели больше не руководят процессом игры, а встраивают образовательные моменты в спонтанные игры, старая модель фронтальных и групповых занятий сменяется проектами, образовательными событиями, утренними и вечерними кругами.

«Золотой ключик»

В основе программы — педагогическая концепция Льва Выготского, а её главная особенность в том, что рядом играют дети, которым только исполнилось три года, и пяти-шестилетки. Родителей такие группы нередко смущают: им кажется, что старшие будут обижать младших, а младшие в свою очередь будут перетягивать на себя всё внимание воспитателей.

Читать также:  Программа управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы получила одобрение правительства

Однако программа ориентирована на то, что больше всего нравится дошкольникам, — на игру, она не предполагает занятий за столами и традиционных календарно-тематических заданий. В неё заложена идея спонтанности обучения, и воспитателей у детей сразу двое, причём один из них всегда играет роль не привычного руководителя, а непосредственного участника детских игр.

«„Золотой ключик“ предполагает выстраивание отношений, похожих на идеальные семейные. Воспитатели в таких садах постоянно устраивают мозговые штурмы, чтобы придумывать события, которые по-настоящему увлекут детей. И здесь обычно знают всё и про „Звёздные войны“, и про Финдуса с Петсоном, и про троллей с маленькими пони».

Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребёнка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Главный минус «Ключика» (если считать его минусом, конечно) — то, что у программы нет преемственности в школе и к учёбе как таковой она не готовит. У программы нет цели научить ребёнка читать, писать и считать. Задача — чтобы он проводил детство в детском саду в атмосфере, максимально приближенной к атмосфере семьи.

Государственная программа развития в детских садах

Конструирование возможностей»

Эта программа точно не понравится родителям, у которых слова «поделка» и «рисунок в садик» вызывают нервный тик. Возможно, по этой же причине «Миры детства» вообще не сильно распространены в крупных мегаполисах, где ритм жизни не позволяет родителям максимально включаться в жизнь ребёнка.

Изюминка «Миров» — дидактический календарь, предлагающий разнообразные домашние занятия с ребёнком (не надо ничего гуглить и придумывать, все уже сделали за вас). По словам авторов программы, развивающие и обучающие материалы «запускают механизм культурной трансляции» и позволяют родителям понять ценность детской деятельности и значимость её результатов.

«Конечно, не все родители настроены заниматься с детьми дома. Первое время ребёнок приходит в сад неподготовленный, не участвует в общих мероприятиях, расстраивается, и родителям приходится включаться. Но проходит какое-то время, и они начинают получать удовольствие от совместного процесса и лучше понимать своего ребёнка».

Елена Дидух, педагог московской школы № 2120

«ПРОдетей»

В основе программы, которая разрабатывалась и для детей с ОВЗ в том числе, лежит международная дошкольная система Tools Of the Mind. Создавалась она в России на экспорт — для работы в Европе и Америке. Её суть — игровой подход и развитие навыков планирования.

Пространство в садах, работающих по этой программе, организовано по принципу центров активностей, которые отделены друг от друга невысокими шкафчиками. Таким образом, дети не мешают друг другу, а воспитатели могут спокойно наблюдать сразу за всеми. Есть как шумные, так и тихие зоны, где дети могут уединиться с книжкой и любимой игрушкой и отдохнуть. А потом переместиться в центр строительства или центр письма и грамотности.

Каждый день у ребят начинается с утреннего круга, этакого мини-тимбилдинга. С помощью «Колеса выбора» дети составляют своё расписание занятий на день, которое фиксируют на личном листочке. Уметь читать и писать при этом не обязательно: рисунки, символы — каждый справляется как умеет. Этот ритуал учит ребёнка режиссировать свой день.

«ПРОдетей» предполагает максимальный простор для творчества и самореализации: дети в какой-то степени предоставлены сами себе, то есть они сами организовывают свой день, ищут компаньонов для игр, а воспитатель лишь направляет и помогает им.

Преемственности в школе у «ПРОдетей» нет. Эта программа, как и «Золотой ключик», про игру и про детство, а детские сады, которые взяли её за основу, ставят своей задачей не подготовку к школе, а именно проживание сензитивных периодов детства. Так что родителям, для которых сад — это залог успешного поступления в школу, такая программа вряд ли подходит.

«Превращение»

Самая свежая и инновационная программа, которая должна быть принята в ближайшем будущем, — педагоги дошкольного образования её очень ждут.

Её автор — ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка МГПУ и одновременно соавтор другой известной программы «От рождения до школы» Ольга Шиян. За основу «Превращения» она взяла инструменты ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач), и, по её задумке, дети должны познавать мир путём решения самых разных вопросов на своём пути.

«В основе программы — эмпирический метод: дети учатся решать реальные задачи и в процессе их решения получают новые знания. А после закрепляют их посредством творческой деятельности. Это методика творческих поисков и дебатов с воспитателем, когда изучается каждый предмет вокруг. Например, говоря о мебели, дети с воспитателями обсуждают, какая мебель какие проблемы может решать. Именно во время таких дебатов дети придумали двухъярусные кровати в детском саду и создали их макет из спичечных коробков. Еще одно изобретение — стул для воспитателя, сидя на котором удобно помогать детям зашнуровывать шнурки».

Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка МГПУ

Подобная программа действительно любопытное новшество, но реализовать её в массовой группе, где 25–30 детей, будет крайне сложно. Обсуждения с дошкольниками эффективны лишь в случае, когда их 5–10 человек максимум. Но даже в упрощённом варианте, как дополнение к другой программе, принципы «Превращения» могут быть полезны.

Государственная программа развития в детских садах

И что же выбрать

Несмотря на наличие двух десятков комплексных программ дошкольного образования, в России широко представлена лишь одна — «От рождения до школы».

А если хочется выбрать детский сад, в котором представлен другой подход к работе с дошкольниками, то его придётся поискать, да и ребёнка, скорее всего, надо будет туда возить. При этом даже «другая программа» не гарантирует, что вы в итоге не получите стандартный набор активностей без использования новых технологий и современных инструментов педагогики: очень многое зависит от того, кто работает на местах и насколько воспитатели заинтересованы в своей работе и в том, чтобы она была полезной для детей и родителей.

В идеале каждую весну детские сады должны запускать опрос эффективности образования, где есть закрытые и открытые вопросы, и на основании результатов дополнять или переписывать образовательную программу, подстраиваясь под интересы и запросы родителей. При этом для большинства родителей детский сад остаётся всего лишь возможностью (чаще всего единственной) выйти на работу — и вопрос о том, по какой программе он работает, не стоит в принципе.

Изображение на обложке: Lordn / shutterstock / fotodom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *