Государственная программа реализации государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Правительством Российской Федерации

В документе, в частности, говорится:

«В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества постановляю:

Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

в) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять ежегодные доклады Президенту Российской Федерации.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере.

Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996г. №909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 3010)».

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества постановляю:

Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

а) обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

в) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять ежегодные доклады Президенту Российской Федерации.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере.

Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 3010).

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                               В. Путин

УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 19 декабря 2012 г. № 1666

СТРАТЕГИЯгосударственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее также — государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

(Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию. (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) государственная национальная политика Российской Федерации — система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

Читать также:  Государственная программа развития инфраструктуры "Нрлы жол" на 2015-2019 годы была утверждена правительством Казахстана

б) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) — сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;

в) гражданское единство — основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;

г) общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) — осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;

д) межнациональные (межэтнические) отношения взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;

е) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) — потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;

ж) народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации — национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;

з) этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации — совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.

(Дополнена пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации;

е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018 № 703)

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 — в качестве языка обучения, 81 — в качестве учебного предмета. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

111. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру. (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Читать также:  Сравнительный анализ государственных программ по патриотическому воспитанию

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

За период реализации настоящей Стратегии с 2012 по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84 процента. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

131. Важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по выработке и реализации государственной национальной политики, принятие законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. В рамках Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» учреждена номинация «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Проводится ежегодная Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант». В целях кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих государственную национальную политику Российской Федерации, был разработан и утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений». (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

132. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов. (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06. 2018  № 703)

Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. К таким проблемам относятся:

а) распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;

в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

г) незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

д) социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация;

е) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации;

ж) непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;

з) отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

III. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06. 2018 № 703)

Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;

б) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

в) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

г) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;

д) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

е) успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.

Принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Читать также:  Целевые программы в системе государственного управления экономикой райзберг

б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;

е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества;

ж) преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь;

з) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных народов Российской Федерации, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов;

и) взаимодействие государственных органов

Паспорт госпрограммы

Государственная программа реализации государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Правительством Российской Федерации

Чернышенко Дмитрий Николаевич

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Сроки реализации госпрограммы

Ответственный исполнитель программы

  • Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов
  • Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение уровня доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 82 процентов к 2030 году
  • Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств и доведение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации, до 94,2 процентов к 2030 году
  • Обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и увеличение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, до 88 процентов к 2030 году
  • Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности до 90 процентов к 2030 году
  • Содействие консолидации российского казачества, привлечения казачества к несению государственной или иной службы и увеличения доли членов казачьих обществ, принявших на себя обязательство по несению государственной и иной службы, до 80 процентов к 2030 году

Влияние на достижение Национальных целей Российской Федерации и их показателей

Возможности для самореализации и развития талантов

Показатели государственной программы

  • Количество некоммерческих организаций в сфере реализации государственной национальной политики, получающих государственную поддержку за счет средств федерального бюджета, (Единиц)
  • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации, (%)
  • Количество выявленных межэтнических и межрелигиозных противоречий, (Единиц)
  • Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан, (%)
  • Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Российской Федерации
  • Уровень общероссийской гражданской идентичности, (%)
  • Доля членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы российского казачества, в общей численности членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
  • Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и в отношении российского казачества, а также реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе поддержка
  • Реализация мер по профилактике и предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды

Комплексы процессных мероприятий

  • Укрепление единства российской нации, формирование общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России
  • Обеспечение деятельности Федерального агентства по делам национальностей и подведомственных ему организаций

Финансовое обеспечение госпрограммы на 2022 – 2024 гг. (тыс. рублей)

202220232024Итого

Государственная программа (всего), в том числе:
3 038 026. 202 854 327. 302 869 390. 308 761 743. 80

Федеральный бюджет
2 813 336. 302 721 262. 702 740 131. 508 274 730. 50

в том числе: межбюджетные трансферты 1 018 159. 301 018 159. 301 018 159. 303 054 477. 90

Консолидированные бюджеты субъектов
1 242 849. 201 151 223. 901 147 418. 103 541 491. 20

Бюджеты государственных внебюджетных фондов
0. 000. 000. 000

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

Комфортная и безопасная среда для жизни

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

Развитие науки, промышленности и технологий

Сбалансированное региональное развитие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *